74
Высшее образование в России • № 1, 2014
ционные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Университет Российской академии образования, 1-3 ноября 2011 года). М., 2011. С. 6-10.
4. Абакумова И.В., Рудакова И.А. Дидактика: современные методы и технологии
обучения. Метасистемный подход, смыслоцентризм, диалоговые технологии. Verlag: Lap LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2012. 364 с.
5. Абакумова И.В., Фоменко В.Т. Дидактический стандарт как метатехнология современного образования // Российский психологический журнал. 2012. Т. 9. № 1. С. 44-55.
Е.В. БОНДАРЕВСКАЯ, академик РАО, председатель комитета при Учёном совете университета по направлениям науки и образования в области педагогики
Педагогическое образование -фундамент
строительства будущего
В связи с включением педагогического университета (РГПУ) в структуру Южного федерального университета встал вопрос о создании модели педагогического образования университетского типа. Ее структурными элементами являются следующие подсистемы: образовательно-профессиональная, социально-воспитательная, научно-исследовательская, дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров, управления. Мы полагаем, что она должна быть институционально отлична от моделей, принятых в педагогических и классических университетах, и иметь свою особую миссию -обеспечить становление университета как научно-профессионально-образовательного, культурно-воспитательного и инновационного педагогического центра региона.
Ключевые слова: педагогическое образование университетского типа, педагог новой формации, академия педагогического образования ЮФУ, опережающее педагогическое образование, непрерывная педагогическая практика, исследовательская программа «Учитель»
Педагогическое образование относится к таким социокультурным феноменам, которые определяющим образом влияют на развитие всех сторон жизнедеятельности общества, региона, страны. Это влияние осуществляется через человека, качественное обучение, воспитание и развитие которого являются главной целью и предметом деятельности выпускников педагогических вузов.
От педагогов зависит, какими людьми будет населена Россия сегодня и завтра, как они будут жить и работать, что любить и ценить. Глобальное влияние педагогического образования на все сферы обществен-
ной, производственной,культурной жизни дает основание рассматривать его как метаобразование, где «мета- » (греч. meta -после, за, между) - приставка, означающая последействие. Это позволяет трактовать педагогическое образование кактакую систему деятельности, которая имеет значимые последствия для преобразования и развития всех других систем и форм деятельности и тем самым играет определяющую роль в развитии страны, общества, региона и всей мировой цивилизации.
В условиях коренного изменения внешней и внутренней политики, целенаправленного стремления президентской власти
Из жизни вуза
75
и правящих структур обеспечить лидирующее положение нашей страны в мировом цивилизационном процессе, в условиях реализации социальной политики, направленной на обеспечение качества жизни граждан, поворота общества и государства к человеку возник новый социальный заказ педагогическому образованию XXI века, который состоит в том, чтобы сделать его ключевым компонентом социальной технологии инновационного развития страны. Система «Учитель », как утверждал еще в начале 90-х гг. XX века академик РАН Н.Н. Моисеев, может в относительно короткие сроки обеспечить качественно новый уровень массовых знаний и массового воспитания, необходимый для достижения прогресса в экономике, науке, культуре, производстве, а также для успешного развития всех направлений общего, высшего и дополнительного образования.
Реализация такого социального заказа потребует коренного изменения действующего педагогического образования, которое в том виде, в каком оно существует сегодня, не способно с ним справиться. Кризисное состояние педагогического образования проявляется в резком падении престижа педагогической профессии, в продолжающемся снижении его качества, в недостаточной фундаментальности, устаревшем содержании, оторванном как от науки, так и от практики, в низком уровне самостоятельной работы студентов, традиционности образовательных программ, неразработанности современного инструментария и средств организации учебной деятельности студентов, в пренебрежении нравственной, воспитательной и здоровьесберегающей функциями образования. Все это вместе взятое делает отечественное педагогическое образование неконкурентоспособной отраслью на мировом рынке труда и образования. Преодоление отставания педагогического образования от требований жизни и уровня развития современной науки является ключевой задачей его модернизации.
Разрабатывая стратегию модернизации педагогического образования, мы учитывали изменение его статуса, которое произошло в связи с включением педагогического вуза в структуру Южного федерального университета. При этом полагали, что федеральный университет, ориентированный на опыт университетов мирового уровня, будет заботиться о сохранении педагогического образования и станет надежным гарантом инновационного развития и качества образовательной деятельности в направлении приближения к мировым университетским стандартам. Интеграция педагогического образования в образовательное пространство университета поставила нас перед необходимостью осмысления сущности понятия «педагогическое образование университетского типа», уяснения его качественного отличия от традиционных представлений о педагогическом образовании как подготовке узконаправленных специалистов по обучению детей какому-либо предмету.
Главным основанием этого отличия является, на наш взгляд, идея университета как такого образовательного места, где не только происходит приобщение студентов к универсальному знанию (что прежде всего выделяет его из других образовательных
76
Высшее образование в России • № 1, 2014
организаций), но и раскрывается и обогащается духовный, культурный и жизненный мир человека, развиваются его природные, социальные и культурные качества, творческий потенциал, универсальные способности.
Идея университета - это идея становления человека как субъекта культуры, истории, науки, профессии и собственной жизни. Однако нельзя не заметить, что в условиях глобализации эта идея претерпевает существенные трансформации. Современный университет ориентирован скорее не на культуру, а на интересы производства, экономики и бизнеса, в результате его ценностные ориентации оказываются более прагматичными, направленными не на человека, а на «полезное знание» и предпринимательскую деятельность. Изменение системы ценностей университета закономерно влечет за собой перемены в иерархии ценностей студентов. Приоритетными становятся инструментальные ценности, а ценности культуры, духовной жизни перемещаются на периферию сознания студенческой молодежи.
В педагогических исследованиях последних лет обсуждаются новые проблемы, связанные с воспитанием у выпускников школ и вузов таких личностных и профессиональных качеств, которые порождаются процессами глобализации. Имеются в виду практикоориентированность, конкурентоспособность, мобильность, корпоративность, деловитость, ориентация на результат, умение зарабатывать деньги и др. При этом нередко забывается тот непреложный факт, что глобализация инициирует необходимость их воспитания на основе ясно выраженной моральной позиции личности и в единстве с нею. Один из самых авторитетных ученых-экономистов нашего времени О.Т. Богомолов, анализируя политические решения, принимаемые в нашей стране по вопросам выхода из экономического кризиса, обращаясь к студентам, подчеркнул, что «помимо политики нужно еще
перестроить мораль и умы людей. Если торжествует эгоизм, если многие руководствуются принципом “разоряй других, чтобы выжить самому”, то никакие меры не помогут. И здесь надежда на вас, молодое поколение, на то, что вы не растеряете доставшихся вам из российского наследства норм морали, справедливости, благородства» [1].
Развитие талантов и креативных способностей молодых людей должно осуществляться на основе принципов общечеловеческой морали. Это означает, что исходным основанием модернизации современного образования, в том числе и педагогического, становится его ориентация на воспитание человека, способного к строительству будущего, обладающего необходимой для этого системой знаний, компетентностей, ценностей и личностных смыслов, силой духа, нравственными устоями, творческим потенциалом. Таковы качества человеческого капитала, который должен быть выращен в системе современного образования. Только через образованных, воспитанных, творческих выпускников, позиционирующих себя как людей культуры и нравственности, как граждан, осознающих свою ответственность за будущее страны, обладающих развитыми способностями к инновациям, современный университет может удержать и выполнить свою созидательную роль в сохранении и развитии культуры, образования, науки, технологий в глобальном мире.
Итак, главная тема нашего проекта формулируется следующим образом: какой тип педагогического образования должен реализовывать современный университет, чтобы удовлетворить общественную потребность в педагоге новой формации, осознающем себя как гражданина, человека культуры, носителя нравственности и компетентного профессионала, способного к модернизационным преобразованиям и инновационной деятельности в образовании?
Из жизни вуза
77
Наш замысел состоит в том, чтобы создать инновационную образовательную структуру, в которой будет осуществляться педагогическое образование университетского типа, т.е. такое образование, которое:
• соответствует миссии, ценностям и культурным смыслам университетского образования;
• обеспечивает подготовку новой генерации педагогов, обладающих глубокими фундаментальными знаниями, высокой духовно-нравственной культурой,активной гражданской позицией, способных понимать и принимать вызовы времени и адекватно отвечать на них в своей инновационной профессиональной деятельности;
• сочетает в себе фундаментальность и практическую направленность,универ-сальность и уникальность, стандартизацию и индивидуализацию, европейскую интеграцию и национальное своеобразие;
• имеет опережающий характер, направлено на подготовку педагогов-профес-сионалов, владеющих методами и технологиями «работы с будущим», умеющих работать с процессами развития.
Новой организационной формой профессионально-педагогического образования стала академия педагогического образования (АПО) ЮФУ, институциональное пространство которой проектируется нами какполе инновационной деятельности, направленной на реализацию общих для всех педагогических факультетов задач, вытекающих из требований социального заказа, государственных образовательных стандартов, глобальных тенденций развития мирового образования, потребностей современных студентов, запросов региона и возможностей ЮФУ как центра развития науки, культуры, образования и технологий в регионе.
Основная идея АПО состоит в создании целостного саморазвивающегося пространства педагогического образования ЮФУ на основе объединения всех его субъектов в
современную образовательную организацию, деятельность которой отличается инновационностью, ориентацией на мировые тенденции развития образования с одновременным сохранением культурных традиций отечественного образования. Сочетание инновационности с культурной традицией является методологическим основанием для достижения главной цели педагогического образования - воспитанияпедагога-граж-данина, патриота, человека культуры, носителя нравственности, компетентного профессионала, способного к опережающему развитию образования и воспитанию поколения инноваторов, которое обеспечит лидерство России в мировом цивилизационном процессе.
Структурными единицами модерниза-ционных преобразований выступают подсистемы педагогического образования: образовательно-профессиональная, социально-воспитательная, научно-исследовательская, дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров, управленческая. В каждой из них выделены основные новшества (нововведения), которые будут способствовать модернизации системы образования и приведению ее в соответствие с потребностями развития педагогического образования, целями и задачами АПО. Кроме того, определены механизмы инновационного развития, запуск которых (приведение их в деятельное состояние) будет способствовать достижению качественно нового уровня.
Так, основными нововведениями в образовательно-профессиональной подсистеме стали: создание университетского стандарта педагогического образования, переход к опережающему педагогическому образованию университетского типа, осуществление профессиональной подготовки на основе включения студентов в непрерывную педагогическую практику.
Проектируя эти нововведения, мы исходим из того факта, что действующий се-
78
Высшее образование в России • № 1, 2014
годня образовательный стандарт не способствует преодолению существенного противоречия между эмпирико-прикладным содержанием педагогического образования и научной фундаментальностью, универсальностью и инновационностью университетского образования. Это актуализирует потребность в разработке университетского стандарта педагогического образования, особенно в части обязательных требований к педагогической деятельности.
В разрабатываемом нами стандарте мы стремимся реализовать опережающий подход к обоснованию целей и содержания педагогического образования, современных требований к личности педагога, технологиям педагогической деятельности и критериям ее качества. Опережающий подход в образовании означает ориентацию на подготовку педагогов, умеющих работать с процессами развития, обладающих творческими способностями и способностями к инновациям. Таким образом, превращение педагогического образования в фундамент строительства будущего возможно на основе реализации нового типа образования - опережающего педагогического образования университетского типа, обеспечивающего сочетание науки и образования, академической фундаментальности с актуальной практической направленностью, ориентированного на подготовку студентов к «работе с будущим», с процессами развития человека.
Для педагогики, как и для практического образования, обозначенные проблемы являются новыми, еще не освоенными. Научиться работать с процессами развития личности можно только в практической педагогической деятельности, удельный вес которой в системе действующего педагогического образования, к сожалению, крайне незначителен. В результате процесс педагогического образования и подготовки учителя осуществляется вне контекста педагогической практики, временная ограниченность которой лишает нашего студента
возможности погрузиться в жизнь школы, класса, сблизиться с учениками, педагогами, родителями, понять их проблемы и накопить опыт участия в их решении.
Преодолению этого существенного недостатка служит стратегия включения будущего педагога в непрерывную педагогическую практику с 1-го по 4-й курс бакалавриата, которая создает условия для того, чтобы он получил целостное представление о педагогической профессии и научился работать с процессами развития ребенка, его сознанием, личностью и индивидуальностью, социальной ситуацией развития. Ему предстоит овладеть необходимыми для этого общепедагогическими компетенциями, а именно:
■ осуществлять педагогическую поддержку индивидуально-личностного развития ребенка, процессов его социализации, культурной и гражданской идентификации, формирования индивидуальных способностей, талантов, духовно-нравственных качеств;
■ создавать развивающую образовательную среду, в которой ученик (студент) может свободно проявлять себя как субъект духовной жизни, творческого общения, художественной и инновационной деятельности, нравственных отношений;
■ изменять бытие детей (студентов ), включать их в созидательные жизнетворческие процессы, связанные с построением планов и моделей собственной жизни, сотрудничеством, сотворчеством.
Для участия студентов в непрерывной педагогической практике необходимо произвести изменения в учебном плане и в содержании образования: предоставить им время для еженедельного посещения школы, выделить в расписании «школьный день », перенести часть занятий по педагогике, психологии и частным методикам непосредственно в школу, разработать систему заданий для практической и научноисследовательской работы, связав их с выполнением актуальных для школы проек-
Из жизни вуза
79
тов, определить статус студентов в школе (учитель, помощник учителя, помощник классного руководителя, руководитель секции, клуба, студии, мастерской и т.д.). Профессиональная подготовка станет более эффективной, если будет реализован принцип связи теории и практики и по мере изучения теоретических дисциплин от курса к курсу диапазон непрерывной педагогической практики будет расширяться и углубляться, студент будет вовлечен в более сложные педагогические ситуации и решать более сложные педагогические проблемы. В нашем вузе непрерывная педагогическая практика предполагает различные типы деятельности - образовательную, практико-исследовательскую и гуманитарную, в том числе - проектную социокультурную, а также предпрофильное и профильное обучение, применение в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, организацию их культурного досуга, разработку и реализацию игровых проектов, участие в патриотической поисковой деятельности, волонтерском движении.
Модернизация социально-воспитательной подсистемы проектируется на основе создания жизнетворческого пространства воспитания студентов, выявления их личностных, жизненных и профессиональных проблем, развития сети клубов, мастерских, творческих объединений, осуществлении различного рода социальных проектов, перехода к новой организации воспитания, основанного на смысложизненном подходе и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, формировании жизненных и профессиональных планов студентов и программ их личностного роста. Весь этот комплекс мо-дернизационных преобразований выстраивается нами в смысложизненную стратегию воспитания, философским основанием которой является онтологический подход, а основным педагогическим принципом его реализации - единство воспитания, образования, профессиональной подготовки
и жизни студентов. Мы убеждены, что назрела необходимость поставить в центр вузовской образовательно-воспитательной системы педагогическую поддержку деятельности студента по проектированию и планированию своего будущего, включающей моделирование образа своей настоящей и будущей жизни, разработку концепции жизни, проектирование жизненного плана, личностного и карьерного роста в избранной профессии. Фундаментальная задача вузовских педагогов состоит в оказании студентам индивидуальной помощи в построении культуросообразных моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни, в развитии у молодых людей талантов, способностей к самоизменению и саморазвитию, ориентации их на жизнетворчество, успех, качество, мобильность.
Научно-исследовательская подсистема АПО развивается путем широкого вовлечения студентов, магистрантов, аспирантов в исследовательскую работу научных школ и кафедр, выполнения заказов органов образования на актуальные исследования и разработки, реализации долгосрочной исследовательской программы «Учитель ». При этом главная задача состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень научных и технологических разработок в сфере педагогического образования, который необходим для его устойчивого развития как в рамках университета, так и в пределах всего Южного региона.
В подсистеме дополнительного образования и повышения квалификации особое внимание уделено развитию дистанционного образования, внедрению новых форм профессионального обучения: мастерских, студий, мастер-классов, проектного и исследовательского методов обучения и др.
Подсистема управления педагогическим образованием обогащена деятельностью различного рода общественных советов (совет по связям с работодателями, экс-
80
Высшее образование в России • № 1, 2014
пертный совет по инновациям и др.), центров (Центр диагностики и мониторинга, Центр инновационных образовательных программ и технологий и др.) и других общественных объединений, что создает предпосылки для перехода к общественно-административному типу управления образованием, главной особенностью которого является переход от управления людьми к управлению образовательными программами, инновационными и модернизационны-ми проектами и процессами, образовательной средой, деятельностью общественных советов и центров.
Для оценки результативности и качества деятельности в образовательной и управленческой системе АПО ЮФУ предлагаются четыре группы показателей:
■ успешность и конкурентоспособность педагогического образования;
■ результативность научно-исследовательских и инновационныхобразователь-ных практик;
■ развитие кадрового потенциала;
■ международное и национальное признание.
Проектируя модель академии педагогического образования ЮФУ, мы полагали, что она должна быть институционально отлична от моделей, принятых в педагогических и классических университетах,и иметь свою особую миссию - стать научно-профессионально-образовательным, культурно-воспитательным и инновационным педагогическим центром региона, выполняющим академическую, научно-исследовательскую, профессиональную, культурно-воспитательную и регионообразующую функции. Их реализация будет способствовать созданию единого ценностно-ориентированного образовательного пространства общего, профессионального и дополнительного образования и обеспечению социальной сплоченности и интеллектуального развития населения Юга России, превращению его в регион развития человеческого капитала.
Литература
1. Богомолов О.Т. Глобализация и уроки экономического кризиса. СПб., 2009. С. 24.
М.И. МАЗУРИЦКИЙ, доцент
А.В. СОЛДАТОВ, профессор, председатель Комитета при Учёном совете университета по естественно-научному и математическому образованию
Интерактивные сетевые научно-образовательные ресурсы для естественнонаучного образования
В статье рассматриваются основные функции и особенности системы электронного обучения Южного федерального университета, в которой используется удаленным доступ к научно-технологическому лабораторному оборудованию. Она предназначена для предоставления индивидуальных образовательных программ и проведения экспериментальной работы студентами, которые по ряду причин (инвалидность, заочное обучение и т.д.) не могут посещать обычную лабораторию. Наша стратегия обучения является обратной той, что используется при традиционном подходе, когда изучаются сначала общие законы и теоретические положения, а затем переходят к приложениям. Мы предлагаем студентам начать с введения в научно-практические приложения и технологии, имеющие отношение к современному рынку труда, а впо-