Научная статья на тему 'Профессионально-ценностное самоопределение личности в университетском образовании'

Профессионально-ценностное самоопределение личности в университетском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевич Мария Степановна

Важнейшим условием ценностного самоопределения личности как студента, так ипреподавателя в университетском образовании выступает аксиологизация образовательнойсреды университета, которая осуществляется благодаря гуманитарным кафедрам. Кафедраявляется посредником между университетом и личностью в этом процессе, смыслообразующимзвеном университетского образования, центром образовательного пространства университета.В статье дается прогностический анализ реализации концепции профессионально-ценностногосамоопределения личности в университете на примере кафедры педагогики детства Брестскогогосударственного университета имени А. С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In today's world – an open, mobile, speeding, volatile, which increases the probability of rare events, namely the values are for human guidance to help it find its own path in life, giving the power to change ourselves and the world. The most important condition of the value of selfdetermination of personality, both students` and teachers` in university education in favor of diagnostic of educational environment of the University, which is implemented by humanitarian departments. The department acts as an intermediary between the university and the individual in this process, sense-part of university education, the center of the educational space of the University. The article gives a prognostic analysis of the concept of professional self-determination of the value of personality in the university with the example of the Department of Pedagogics of Childhood of Brest State University named after AS Pushkin.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ценностное самоопределение личности в университетском образовании»

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

97

УДК 001.38:378.4

М. С. Ковалевич

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Важнейшим условием ценностного самоопределения личности как студента, так и преподавателя в университетском образовании выступает аксиологизация образовательной среды университета, которая осуществляется благодаря гуманитарным кафедрам. Кафедра является посредником между университетом и личностью в этом процессе, смыслообразующим звеном университетского образования, центром образовательного пространства университета. В статье дается прогностический анализ реализации концепции профессионально-ценностного самоопределения личности в университете на примере кафедры педагогики детства Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Введение

Содержание университетского образования предполагает его обновление вслед за изменениями, происходящими в культуре, социальной сфере, экономике, мире профессий и т. д. Важнейшим фактором этого изменения является изменение иерархии ценностей в общественном сознании, распространение новых ценностей, которые влияют на направление развития образования. В связи с этим изучение систем ценностей является главным условием интеграции естественнонаучной, социальной и гуманитарной составляющих университетского образования. Ценности станут мощным фактором профессионально-ценностного самоопределения личности лишь в том случае, если они будут адекватны смыслу и целям человеческой жизни, которые напрямую связаны со смыслом образования.

Основными направлениями обновления университетского образования являются: профессиональная направленность содержания изучаемых курсов; использование интерактивных методов обучения и современных образовательных технологий; внедрение новых методологических подходов; акцент на педагогической поддержке; обучение в малых группах; работа с авторскими текстами.

Важнейшей задачей современного университетского образования является сохранение и обогащение фундаментального ядра содержания университетского образования при изменении процесса его «присвоения» студентом. Реализация проекта предполагает внедрение образовательных технологий, обеспечивающих развитие ценностной сферы личности студента, её гуманистической составляющей как перспективы формирования личностного смысла, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Выявленные в процессе исследования противоречия определили проблему, которая состоит в поиске эффективных средств, методов, приемов, позволяющих интенсифицировать процесс развития у студентов ценностного отношения к профессиональной деятельности как системообразующей ключевой ценности (в центре базовые общечеловеческие ценности, в том числе ценность человека и его деятельности).

Деятельность преподавателя должна быть направлена на разрешение противоречий, сложившихся в университетском образовании, между целями, которые ставит личность, и знанием способов их достижения, представлением о ресурсах, которые для этого необходимы; пониманием личностью необходимости расширения пространства жизнедеятельности и отсутствием знаний и умений самопрезентации, самореализации в различных сферах жизни в целом и профессиональной деятельности в частности.

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы на социальнопедагогическом факультете в процессе реализации авторских курсов «Педагогика», «Социальная синергетика», «Педагогическая синергетика», «Психологические основы профессиональной ориентации». По каждому из этих курсов созданы авторские УМК.

98

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Результаты исследования и их обсуждение

В системе профессиональной подготовки педагогических и социальных работников значительное место отводится учебному курсу «Педагогика». Целью курса является: развитие нового педагогического мышления студентов, формирование у будущих специалистов ценностного отношения к профессиональной деятельности как системообразующей ключевой ценности. Содержание курса: способствует формированию у студентов личностных ценностных ориентаций в области профессионального образования; развивает мотивы профессионального выбора посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности; формирует умение применять закономерности воспитания и обучения в педагогической деятельности; позволяет ознакомить студентов с тенденциями развития мировой образовательной системы и новыми образовательными технологиями; воспитывает национальное самосознание будущих воспитателей. Внимание студентов акцентируется на важнейших общечеловеческих ценностях:

Человек как абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».

Свобода - самостоятельность, независимость в суждениях, уверенность в себе, открытость, права личности, изменчивость, внутренняя гармония.

Семья - первый коллектив ребёнка, среда для его развития, первичная структурная единица общества.

Знания - результат разнообразного и прежде всего творческого труда, средство развития личности.

Труд - основа человеческого существования, средство существования, созидание, достижение, источник познания и радости, карьера, творчество, возможность самореализации, профессия.

Культура - великое духовное и материальное богатство человечества, высшее проявление творческих способностей, стремление человека к истине, добру и красоте.

Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, предназначенная ему судьбой, доставшаяся ему от предков.

Земля - общий дом человечества, земля людей и живой природы.

Мир, покой и согласие между людьми - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

Общение и сотрудничество - диалог и терпимость, помощь и поддержка, общественное признание [1, 214-219].

Программа курса включает три раздела: «Общие основы педагогики», «Дидактика», «Теория воспитания». Программа предусматривает изучение теории и методики воспитания и обучения, основных идей белорусской народной педагогики и возможностей их использования в профессиональной деятельности, сравнительный анализ развития образования в мире.

Работа школьного психолога в качестве профконсультанта - важнейшая составляющая его профессиональных обязанностей. В связи с этим ознакомление студентов с психологическими основаниями профессионального самоопределения, методикой и техникой профконсультирования в курсе «Психологические основы профориентации» является необходимым. Важнейшим содержательным аспектом курса является углубление знаний студентов о мире профессий и профессионалов, классификации профессий, формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Содержание курса позволяет: развивать профессиональное самосознание студентов, подготовить их к выполнению функциональных обязанностей психолога-профконсультанта общеобразовательного учреждения; сформировать понятие о развитии человека как субъекта труда на профессиональном жизненном пути; познакомить будущих психологов-профкосультантов с психологическими основами выбора профессии; развить понятие о критериях и показателях готовности школьников к профессиональному самоопределению; научиться осуществлять диагностику индивидуально-личностных особенностей оптанта; классифицировать профессии и специальности; составлять профконсультационые игры, кроссворды.

Учебный курс «Основы профессиональной ориентации» обеспечивает подготовку будущих специалистов по социальной работе к организации профориентационной, профконсультативной

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

99

поддержки, в том числе в службах занятости и центрах профориентации. Будущие специалисты усваивают ключевые понятия теории профориентации; психофизиологические закономерности развития профессиональной пригодности человека; методологические и методические основы профессионального консультирования; особенности медико-профессиональной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития; особенности профконсультативной работы с разными категориями граждан; учатся применять методы профессиональной диагностики; планировать профконсультативную работу. Содержание программы позволило актуализировать знания студентов, вовлечь их в процесс познания самих себя, осознания ценностей, смыслов и целей собственной жизни и образования как непрерывного процесса «становления становящейся личности» в пространстве и времени человеческой жизни [2].

Анализ структуры учебной программы «Педагогическая синергетика» и предложенного автором содержания позволил, с позиций нашего исследования, выявить ряд достоинств данного курса: интегрированный характер курса позволил охватить достаточно широкое пространство человеческой культуры, в частности гуманитарного знания, на основе интеграции ценностного и синергетического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов [3].

Широкий спектр изучаемых проблем позволил обратиться к достижениям современного человекознания, в частности к современным исследованиям в области философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии; необходимость системного рассмотрения различных аспектов современного человекознания позволила выстроить межпредметные связи, акцентировать внимание на принципиально важных аспектах изучения педагогических проблем и развития у студентов навыков коммуникации, критического мышления, рефлексии и межличностного взаимодействия; в процессе изучения широкого круга гуманитарных исследований внимание студентов акцентировалось на важнейших философских и междисциплинарных категориях: «жизнь», «пространство», «время», «образование», «обучение», «воспитание», «развитие», «личность», «смысл», «цель», «ценность» и др.; обращение к различным сторонам гуманитарного знания предусматривает возможность открытого доступа студентов к источникам образования, благодаря чему конструируется образовательное пространство личности, её жизненный сценарий; применение современных образовательных технологий способствует реализации студентами свободы выбора: источников информации (учебников, учебных пособий,

периодических изданий, монографий и другой научной литературы, Интернета, авторских текстов); партнёров в учебной деятельности (работа в парах, групповая работа); ролевых позиций при проведении деловых игр, тренингов; собственной позиции при обсуждении проблем в процессе учебной дискуссии; форм самостоятельной работы (концептуальных таблиц, рефератов, докладов, эссе, портфолио); тематики эссе, рефератов, портфолио; темпов и глубины освоения материала; представления результатов самостоятельной работы в рамках образовательного модуля; создание «индивидуальной образовательной траектории развития личности»; формы сдачи экзамена и зачета.

Конструирование содержания и применение новых образовательных технологий на синергетической основе позволило: выстроить временные перспективы изучения содержания курса и приоритеты образовательной деятельности; применить технологию модульного обучения; предоставить студентам максимально широкие возможности для самоопределения в учебной деятельности; создать ситуации достижения в образовательном процессе университета в проектной деятельности; сформировать у студентов представление о тенденциях, противоречиях и перспективах развития современного общества и педагогической реальности; помочь студентам осознать необходимость личной ответственности за собственную жизнь и жизнь нашей страны, развитие образования; ввести студентов в профессионально-ценностный круг познания и создать необходимые условия для ценностного самоопределения личности в университетском образовании.

Качественные показатели успеваемости студентов в процессе изучения «Социальной синергетики» и «Педагогической синергетики» подтверждают эффективность используемых методов, поскольку в течение 2008-2011 гг. качество знаний по предметам составляло 8,5-8,7 балла.

100

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Университетские проекты и их роль в развитии и профессионально-ценностном самоопределении субъектов образовательного процесса

Большую роль в ценностном самоопределении личности в университетском образовании играют «университетские проекты». Они создаются в образовательном пространстве университета и представляют собой воплощение замыслов субъектов образовательного процесса. Они рассматриваются в исследовании как инструменты профессионально-ценностного самоопределения личности или коллектива.

Мы предлагаем классифицировать выполняемые в университете проекты на основе их пространственных и временных характеристик, а также специфики субъектов самоопределения -личность, рабочая группа преподавателей или студентов, коллектив университета.

С точки зрения пространственных характеристик мы выделили следующие проекты, которые были разработаны в университете или в реализации которых принимали участие преподаватели и студенты: международные; республиканские;

межрегиональные (проведение научно-практических конференций, в том числе конференции молодых ученых; выпуск совместных учебников, учебных пособий; монографий); региональные;

внутриуниверситетские (межкафедральные), (научно-практические конференции, методические конференции, семинары, сборники статей, научные журналы);

кафедральные (учебные программы курсов, УМК, учебные пособия, учебники, хрестоматии, монографии, диссертации, научные исследования, аспирантские семинары, открытые лекции).

По времени проекта выделяем проекты:

долгосрочные (от 5 лет и более) (программы развития университета и города); среднесрочные (до 5 лет) (программы развития образовательных учреждений, кафедры, личные планы преподавателей);

краткосрочные (до 1 года) (текущие проекты, индивидуальные планы преподавателей, курсовые и дипломные проекты, научно-исследовательские студенческие работы, «портфолио»).

Примером регионального проекта является проект модернизации Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина, высшего учебного заведения Брестской области. Автором этого проекта стал ректор, создавший команду единомышленников, сумевших за короткий срок создать уникальное образовательное учреждение. Фактически БрГУ им. А. С. Пушкина стал пилотным проектом по становлению системы университетского образования в регионе. В своем развитии он формируется как региональный классический университет, образовательное учреждение и научный центр, в котором концентрируется интеллектуальный потенциал брестского региона, интеллектуальное средство для решения широкого спектра региональных социально-экономических проблем.

Примером международного проекта, разработанного при личном участии автора в рамках данной работы, является проект «Международные системы качества образования» по теме «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента: проект программы «Темпус» 2010-2012».

Анализ представленных проектов показывает, что Брестский государственный университет является успешно реализуемым долгосрочным проектом не только регионального, но республиканского масштаба. В нем усилиями всего коллектива создаются необходимые условия для развития и самоопределения всех субъектов образовательного процесса - студентов, преподавателей, кафедр.

Кафедра как структура, осуществляющая психолого-педагогическую поддержку студенческой молодежи в их профессионально-ценностном самоопределении

Проблему психолого-педагогической поддержки студенческой молодёжи в их профессиональноценностном самоопределении рассмотрим на примере кафедры педагогики детства. Кафедра создана в 1986 г. и прошла в своем становлении этапы создания, роста и развития, расцвета.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

101

Процесс становления кафедры происходил при личном участии автора, возглавляющего кафедру с 1989 г. Сформировавшаяся кафедра стала эффективно действующей структурой, позволяющей осуществлять психолого-педагогическую поддержку студенческой молодёжи в их профессиональноценностном самоопределении; наращивать научный потенциал; актуализировать новое научное знание и внедрять его в содержание университетских курсов; применять в образовательном процессе новые образовательные технологии; выстраивать систему ближних, средних и дальних перспектив в своей работе; улучшать имидж кафедры; совершенствовать корпоративную культуру; стимулировать преподавателей и магистрантов к новым профессиональным достижениям; осуществлять открытый доступ к источникам образования, рассматривая ведущих учёных университета как носителей «живого знания». Кафедра явилась источником пополнения высококвалифицированными кадрами и укрепления научного потенциала кафедр психологии развития и социально-педагогических дисциплин.

Критериями результативности становления кафедры как профессионального сообщества являются: единая корпоративная культура (единая система взглядов, ценностей) сотрудников; общность технологического и информационного обеспечения; стремление к совместной деятельности в ходе решения профессиональных проблем; активное участие преподавателей кафедры в повышении уровня профессиональной компетенции; единая среда профессионального общения.

Для того, чтобы оптимизировать процесс профессионально-ценностного самоопределения личности в пространстве университетского образования и помочь студентам и преподавателям самоопределиться во всех трех подпространствах (когнитивном, мотивационно-ценностном и деятельностном), в рамках исследования на кафедре была разработана программа, направленная на разрешение противоречий, существующих в университетском образовании. Она предполагает: развитие корпоративной культуры на кафедре, укрепление ее позитивного имиджа в процессе реализации социально значимых проектов; актуализацию аксиологического ядра кафедральных курсов на основе приоритета общечеловеческих ценностей; расширение доступа студентов к различным источникам информации; качественное обновление информационно-технологического оснащения кафедры, повышение общего уровня информационной культуры студентов и преподавателей; модернизацию деятельности Центра «Профориентир», созданного на базе кафедры, и придание ему статуса самостоятельного структурного подразделения университета, создание в университете, на базе кафедры педагогики, центра переподготовки университетских педагогических кадров для обучения преподавателей новым образовательным технологиям; совместно с администрацией города формирование перечня тем научных исследований, имеющих практическое значение для социокультурного развития региона и разработка их преподавателями, аспирантами и студентами; модернизацию в университете системы получения второго высшего образования студентами университета для расширения потенциального жизненного и профессионального пространства личности и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда; стимулирование создания на базе университета молодёжных общественных организаций, позволяющих личности самореализоваться в различных сферах жизни; оптимизацию сети научных студенческих обществ при кафедрах университета для стимулирования социальной и психолого-педагогической поддержки студентов, занимающихся научными исследованиями.

С целью реализации политики и целей Брестского государственного университета имени

А. С. Пушкина в области качества, предусматривающих развитие университета как регионального образовательного, информационного, научного, культурного центра, обеспечения гарантии высокого качества профессиональной подготовки в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов кафедра педагогики детства проводит мастер-классы «Инновационные образовательные технологии в подготовке воспитателя дошкольного учреждения: метод проектов, модульное обучение, технология корпоративной деятельности», мастер-класс по интерактивным методам обучения; осуществляет разработку мультимедийных презентаций по всем учебным дисциплинам кафедры с целью внедрения информационноопережающих технологий, корректировку тематики дипломных работ в соответствии с запросами учреждений и организаций социально-педагогической сферы. Кафедра приняла участие

102

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

в университетских конкурсах «Мастер лекционных занятий» и «Мастер практических и семинарских занятий», а их участники заняли призовые места и были отмечены в номинации «За высокий профессионализм».

Результаты исследований по внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс университета и общеобразовательных школ публикуются в республиканских периодических изданиях, материалах научных конференций [4]-[6]. В плане задания по выполнению научно-исследовательской работы на 2011 год по теме: «Разработать содержание, методы и средства социокультурного образования с учетом современной образовательной среды» ОНТП «Современная образовательная среда» утвержденным приказом ГКНТ от 09.03.2011 № 53, по разделу «Разработка дидактических средств и методического обеспечения профориентационной работы в условиях современной образовательной среды» готовится к изданию научно-методическое пособие для педагогов-психологов и классных руководителей по организации профессионального самоопределения старшеклассников.

С целью формирования национального самосознания брестского студенчества кафедра участвует в разработке и реализации проекта «У будучыню праз захаванне традыцый», планирует организовать общеуниверситетские семинары-презентации «Дресс-код и его роль в формировании профессионально-ценностных ориентаций брестского студенчества» и «Символика и функционирование цветовых символов в белорусской традиционной духовной культуре» в рамках Государственной программы научных исследований «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии в БрГУ им. А. С. Пушкина».

Выводы

Важнейшей задачей современного университетского образования является сохранение и обогащение фундаментального ядра содержания университетского образования при изменении процесса его «присвоения» студентом. Проблема заключается в поиске эффективных средств, методов, приёмов, позволяющих интенсифицировать процесс развития у студентов ценностного отношения к профессиональной деятельности как системообразующей ключевой ценности.

Основными направлениями обновления университетского образования являются: профессиональная направленность содержания изучаемых курсов; решительный поворот к интерактивным методам обучения и современным информационным технологиям; внедрение новых методологических подходов; акцент на педагогической поддержке; обучение в малых группах; работа с авторскими текстами.

Смыслообразующим элементом в структуре университета является кафедра. Она представляет собой особое интеллектуальное профессиональное сообщество, самостоятельную целостность в структуре университета, которая выступает носителем его миссии. Кафедра является хранительницей традиций, пространством ценностей и смыслов, выполняя посредническую функцию в процессе профессионально-ценностного самоопределения личности в университетском образовании, и обеспечивает реализацию необходимых условий для этого: аксиологизацию образовательной среды университета, актуализацию аксиологического ядра университетского образования, создание ситуации достижения в образовательном процессе университета в проектной деятельности.

Возможности кафедры в создании условий для профессионально-ценностного самоопределения личности обусловлены не только содержанием образовательного и научного процесса, реализуемого в её деятельности, но и ценностным самоопределением кафедры как субъекта своего развития и смыслообразующего элемента университетской структуры.

Определяющим условием ценностного самоопределения личности как студента, так и преподавателя в университетском образовании выступает аксиологизация образовательной среды университета, которая осуществляется благодаря гуманитарным кафедрам.

Важнейшее значение для профессионально-ценностного самоопределения личности в университетском образовании имеет участие кафедры и университета в реализации региональных, республиканских, международных проектов, способствующих расширению пространства

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

103

жизнедеятельности всех участников данного процесса, обогащению связей, новому профессионально-ценностному насыщению университетской жизни. Внедрение новых образовательных технологий обеспечивает развитие ценностной сферы личности студента, способного следовать этическим и нравственным нормам общества.

Реализация проекта предполагает внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих развитие ценностной сферы личности студента, ее гуманистической составляющей как перспективы формирования личностного смысла, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Кавалевіч, М. С. Педагогіка : вучэб. дапам. / М. С. Кавалевіч. - Мазыр : Белы вецер, 2000. - 284 с.

2. Ковалевич, М. С. Профессиоведческая и психологическая поддержка старшеклассника : учеб.-метод. пособие / М. С. Ковалевич. - Брест : Изд-во БрДУ, 2009. - 98 с.

3. Ковалевич, М. С. Педагогическая синергетика : учеб.-метод. пособие / М. С. Ковалевич ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - Брест : Изд-во БрГУ, 2009. - 81 с.

4. Кавалевіч, М. С. Прафесійнае самавызначэнне старшакласнікаў: стан практыкі і тэхналогія арганізацыі : манаграфія / М. С. Кавалевіч ; Брэсц. дзярж. ун-т імя А. С. Пушкіна. - Брэст : БрДУ, 2010. - 209 с.

5. Кавалевіч, М. С. Аксіялагічныя асновы і стратэгіі арганізацыі прафесійнага самавызначэння выпускнікоў агульнаадукацыйных школ / М. С. Кавалевіч // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 2., Сацыялогія. - 2009. - № 4. - С. 67-72.

6. Кавалевіч, М. С. Метад праектаў: арганізацыя прафесійнага самавызначэння / М. С. Кавалевіч // Народная асвета. - 2010. - № 1 - С. 10-13.

Summary

In today's world - an open, mobile, speeding, volatile, which increases the probability of rare events, namely the values are for human guidance to help it find its own path in life, giving the power to change ourselves and the world. The most important condition of the value of selfdetermination of personality, both students' and teachers' in university education in favor of diagnostic of educational environment of the University, which is implemented by humanitarian departments. The department acts as an intermediary between the university and the individual in this process, sense-part of university education, the center of the educational space of the University. The article gives a prognostic analysis of the concept of professional self-determination of the value of personality in the university with the example of the Department of Pedagogics of Childhood of Brest State University named after AS Pushkin.

Поступила в редакцию 13.05.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.