Научная статья на тему 'СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ СООБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ СООБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная культура / социальные сети / совместные проекты / продвижение в социальных сетях / архивы

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитрий Евгеньевич Филиппов, Анна Олеговна Минибаева

Современный мир характеризуется стремительным развитием социальных сетей и проникновением интернет-дискурса во все сферы жизни, в том числе, власть и политику. Государственные учреждения вынуждены подстраиваться под меняющиеся условия жизни и осваивать социальные сети для того, чтобы иметь возможность продвигать свои корпоративные ценности, держать диалог с потребителями информации и клиентами, получать обратную связь и идти в ногу со временем. Однако перенасыщенность медиапространства в социальных сетях, наличие большого числа акторов медиакоммуникации делает эту задачу трудной для госорганизаций. В связи с этим, считаем изучение реального опыта организаций в продвижении в социальных сетях, актуальным вопросом. В статье рассмотрены роль и место социальных сетей в деятельности государственных архивов, описаны традиционные каналы продвижения пабликов данных организаций: контент-маркетинг, организация обратной связи с подписчиками, обучение сотрудников и так далее. Также проанализирован опыт Государственного архива Челябинской области в рамках организации совместных проектов с популярными сообществами в социальной сети «ВКонтате»: пабликами «Старый Челябинск» и «ЦУР Челябинской области». И результате исследователи пришли к выводу, что совместные проекты архива и популярных пабликов могут способствовать увеличению количества подписчиков и охвата публикаций в сообществе архива, являются хорошим каналом основной деятельности архива по использованию документов, способствуют продвижению корпоративной культуры архива на внутренние и внешние целевые аудитории, а также помогают продвигать достоверные исторические факты, что является очень важным в современном мире, когда сформирован запрос на патриотические воспитание молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ СООБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Медиасреда. 2023. № 1. С. 43-46. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1: 43-46. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2023-10109

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ПРОДВИЖЕНИЯ СООБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Дмитрий Евгеньевич Филиппов1, Анна Олеговна Минибаева2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

2 Южно-Уральский государственный аграрный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. Современный мир характеризуется стремительным развитием социальных сетей и проникновением интернет-дискурса во все сферы жизни, в том числе, власть и политику. Государственные учреждения вынуждены подстраиваться под меняющиеся условия жизни и осваивать социальные сети для того, чтобы иметь возможность продвигать свои корпоративные ценности, держать диалог с потребителями информации и клиентами, получать обратную связь и идти в ногу со временем. Однако перенасыщенность медиапространства в социальных сетях, наличие большого числа акторов медиакоммуникации делает эту задачу трудной для госорганизаций. В связи с этим, считаем изучение реального опыта организаций в продвижении в социальных сетях, актуальным вопросом. В статье рассмотрены роль и место социальных сетей в деятельности государственных архивов, описаны традиционные каналы продвижения пабликов данных организаций: контент-маркетинг, организация обратной связи с подписчиками, обучение сотрудников и так далее. Также проанализирован опыт Государственного архива Челябинской области в рамках организации совместных проектов с популярными сообществами в социальной сети «ВКонтате»: пабликами «Старый Челябинск» и «ЦУР Челябинской области». И результате исследователи пришли к выводу, что совместные проекты архива и популярных пабликов могут способствовать увеличению количества подписчиков и охвата публикаций в сообществе архива, являются хорошим каналом основной деятельности архива по использованию документов, способствуют продвижению корпоративной культуры архива на внутренние и внешние целевые аудитории, а также помогают продвигать достоверные исторические факты, что является очень важным в современном мире, когда сформирован запрос на патриотические воспитание молодежи.

Ключевые слова: корпоративная культура, социальные сети, совместные проекты, продвижение в социальных сетях, архивы.

Для цитирования: Филиппов Д. Е., Минибаева А. О. Совместные проекты в социальных сетях как фактор продвижения сообщества на примере Объединенного государственного архива Челябинской области // Медиасреда. 2023. № 1. С. 43-46. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10109

For citation: Filippov D. E., Minibaeva A. O. Joint projects in social networks as a factor in promoting the community on the example of the United State Archive of the Chelyabinsk Region. Mediasreda. 2023; 1: 43-46. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10109

Социальные сети сегодня прочно вошли в жизнь социума не только на бытовом уровне, но также и на экономическом, социальном, политическом и даже духовном. Как точно отмечает М. В. Загидуллина «медиатизация общественной жизни ведет к глубоким изменениям повседневных практик коммуникации, выступающих в качестве формы социализации современной личности» (Загидуллина 2020: 156). При этом субъект переносит поведенческие стратегии из цифровой среды в мир повседневности (Борисов 2023: 56). Пожалуй, самым весомым доказательством большой роли социальных сетей является закрепленная в 2022 году на законодательном уровне обязанность органов власти вести аккаунты в социальных сетях (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью

Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности : судов в Российской Федерации» - Принят Государственной Думой 30 июня 2022 года. - Одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года).

В этих условиях важным фактором успешного существования государственной организации является его присутствие в социальных сетях, которые могут стать основным средством трансляции корпоративной культуры организации на внешние и внутренние целевые аудитории.

Корпоративная культура как «система материальных и духовных ценностей, характерных для данной корпорации и определяющих ее индивидуальность» (Спивак 2001: 27) является одним из главных определяющих факторов развития корпоративных средств массовой информации, в число которых входят и социальные сети. Аккаунт в соцсети может помочь архиву решить такие проблемы, как привлечение новых пользователей, увеличение количества опытных исследователей и расширение спектра пользователей архивной информации (Мамистова 2022: 110), а также «способствовать популяризации учреждения в сети Интернет, появлению нового уровня обратной связи с гражданами, развитию сотрудничества в виртуальной среде с другими организациями и, в целом, развитию учреждения в соответствии с тенденциями информатизации общества» (Манько 2022: 270). Помимо этого, результатом обратной связи, которую получает архив от пользователей в социальных сетях могут стать «дополнения и исправления ошибок в описаниях документов» (Соломагина 2017: 222). Не менее важной задачей социальных сетей мы считаем возможность организации в соцсетях работы по использованию документов, которое является «целью существования архивов» (Антипин 2021: 322). И в этом смысле архив с помощью социальных сетей включается в важный процесс производства исторических знаний, так как «фотографии и документальные свидетельства играют <.. .> важную роль в формировании представлений о прошлом» (Артамонов 2019: 291).

Перенасыщенность современного медиапространства, которая приобретает особенную актуальность в эпоху панмедиатизации, характеризующейся ростом количества «несистемных» участников коммуникации, расширением типов неязыковой коммуникации, стиранием границ между медиа и массмедиа (Загидуллина 2019: 203), приводит к высокой конкуренции в социальных сетях. Это делает продвижение в социальных сетях для архивов трудной задачей. Увеличение количества подписчиков и охвата публикаций как один из показателей эффективности работы в социальных сетях являются приоритетной задачей на первом этапе продвижения сообщества архива.

Высокая роль социальных сетей в деятельности архива требует уделить этой проблеме особенное внимание. Исследователи отмечают, что способствовать развитию данного направления могут качественный контент, хорошая обратная связь, обучение сотрудников SMM-менеджменту, разработка и введение искусственного интеллекта, введение авторских прав и так далее (Рычихина 2023: 21). При этом качественный разнообразный контент ставится во главу угла многими исследователями (Кабдулова 2020; Рычихина 2023; Мамистова 2022; Сорокина 2018 и др.). На наш взгляд, еще одним перспективным направлением повышения эффективности работы в социальных сетях могут стать совместные проекты архива с сообществами в социальных сетях, имеющими большое количество подписчиков. Часто архивы запускают совместные проекты с традиционными средствами массовой информации. Например, Объединенный государственный архив Челябинской области ведет рубрику в газетах «Парламентская неделя» и «Южноуральская панорама», рубрику «История одного документа» в программе «Наше утро» на ОТВ и другие проекты. Между тем, редко встретишь подобную деятельность в социальных сетях, хотя она, на наш взгляд, может дать плоды и привлечь постоянную аудиторию, которая будет воспринимать информацию непосредственно от архива, а не через посредников.

В социальных сетях совместные проекты - один из бесплатных способов продвижения, основанный на взаимозачете. Архив, хранящий большое количество фотографий и документов, может стать источником эксклюзивной информации для новостных и специализированных сообществ, а сообщества в обмен на это могут приглашать заинтересованных людей в группу архива. Это поможет расширить целевую аудиторию и привлечь в сообщество архива любителей истории, исследователей, людей, интересующихся историей семьи и так далее. Рассмотрим опыт работы в этом направлении Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО).

На данный момент в опыте Объединенного государственного архива Челябинской области присутствуют совместные проекты с сообществом «Старый Челябинск» с количеством подписчиков более 25 000 человек и «ЦУР Челябинской области» с количеством подписчиков более 4 000 человек.

Сообщество «Старый Челябинск» во «ВКонтакте» - это сообщество, которое публикует ретро-фотографии Челябинска из собственной коллекции и архивов своих подписчиков. Взаимодействие с сообществом «Старый Челябинск» включает в себя предоставление фотографий из фондов ОГАЧО. Фотографии публиковались ежедневно на протяжении длительного времени и сопровождались подписью, архивным шифром и активной ссылкой на сообщество архива. Фотографии неизменно сопровождались большим количеством комментариев, что очень важно, так как в современной коммуникации количество

комментариев под постом указывает пользователям социальных сетей на привлекательность того или иного инфоповода: комментарий сегодня является «универсальным способом выражения отношения, <...> апробированным способом участия в диалоге» (Топчий 2020: 158). Комментаторы делились своими знаниями об истории представленного места, воспоминаниями о нем и впечатлениями от того, как оно изменилось. Так, например, большое количество комментариев оставили под постом с фотографией скульптуры, украшающей фасад цирка. Комментатор Саид Гизаттулин делится историей этой скульптуры: «По проекту должно было быть три композиции: над центральным входом "Парад Алле", и по две на боковых входах. Требовалось 10 тонн бронзы, такого количества не выделили, поэтому ограничились только двумя. Скульптуры из кованной меди и бронзы "Эквилибрист", представленная в начале статьи, и "Клоун" украсили боковой вход со стороны ул. Кирова» (https://vk.com/stariy_chelyabin sk?w=wall-33637394_59133, дата обращения: 25.05.2023), а Максим Коробей делится воспоминаниями: «Какими бы они не были <...> все их в детстве запомнили. Лично мне их было жалко. Мне казалось, что они живые, но без души т. к. они пустые, ведь трудно вот так в застывшей позе и зимой и летом. Всегда на них долго смотрел. Была в них какая-то магия и сказка» (https://vk.com/stariy_chelyabinsk ?w=wall-33637394_59133, дата обращения: 25.05.2023). Все это показывает высокую вовлеченность участников в обсуждение и способствует продвижению сообщества «Государственный архив Челябинской области».

«ЦУР Челябинской области» позиционирует себя как сообщество о том, что действительно волнует жителей Южного Урала. В рамках взаимодействия с ним ОГАЧО делал подборки фотографий на различные темы. Например, в период субботников был подготовлен пост с подборкой фотографий с субботников разных лет (https://vk.com/tsш"74?w=waИ-201863356_6973, дата обращения: 25.05.2023), в честь юбилея УДТК был подготовлен пост о вкладе Челябинска в формирование Уральского добровольческого танкового корпуса (https://vk.com/tsur74?w=waИ-201863356_6374, дата обращения: 25.05.2023), в честь юбилея И. В. Курчатова - пост о самом засекреченном физике СССР (https://vk.com/tsшr74?w=waП-201863356_6028, дата обращения: 25.05.2023) и так далее. Посты представляют собой небольшой текст с историческим экскурсом и активной ссылкой на сообщество ОГАЧО, а также подборку фотографий, выполненных в виде инфографик. Большое внимание при этом уделено эстетическому компоненту, что очень важно, так как в условиях «визуального поворота» инфографика становится одной из значительных сегментов в современной журналистике (Симакова 2022: 4-5). «Инфографика позволяет добавить динамики проекту, работает на удержание интереса читателя и позволяет читателю получить дополнительную информацию, не отображенную в тексте» (Топчий 2022: 160).

Таким образом, опыт показал, что совместные проекты в социальных сетях, организованные на основе взаимозачета, между сообществом Объединенного государственного архива Челябинской области и сообществами «Старый Челябинск» и «ЦУР Челябинской области» могут способствовать увеличению количества подписчиков и охвата публикаций в сообществе архива, являются хорошим каналом основной деятельности архива по использованию документов и, в целом, способствуют продвижению корпоративной культуры архива на внутренние и внешние целевые аудитории.

Список источников

1. Антипин Н.А., Базанов М.А., Вишев И.И. и др. Архивный век: архивы Южного Урала в 1921-2021 годах. Челябинск: Изд-во Объединенного государственного архива Челябинской области, 2021. 410 с.

2. Артамонов Д. С., Тихонова С.В. Производство знаний о прошлом в социальных сетях как проблема исторической эпистемологии // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе : труды II Всероссийской научной конференции, Нижний Новгород, 29 ноября - 01 декабря 2019 года. Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственность «Красная ласточка», 2019. С. 288-291.

3. Борисов С. В. Современная молодежь в цифровой среде: соотношение субъектности и адаптивности // Философские контексты современности: искусственный интеллект и интеллектуальная интуиция : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ижевск, 25-26 февраля 2022 года / Отв. редактор Н.Б. Полякова, сост. А.А. Шамшурин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2022. С. 53-57.

4. Загидуллина М. В. Медиаэстетические параметры коммуникации в повседневных практиках как основания образовательных технологий в подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью // Рекламное и PR-образование в условиях информационно-технологических перемен: актуальные вопросы и тренды : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17-18 апреля 2020 года / Под общей редакцией К.В. Киуру. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2020. С. 155-159.

5. Загидуллина М. В. Панмедиатизация: закат вербальной коммуникации. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. 225 с.

6. Кабдулова К. Д. Социальные сети как инструмент в информационной деятельности архива // Документальное наследие и историческая наука : Материалы Уральского историко-архивного форума, посвященного 50-летию историко-архивной специальности в Уральском университете, Екатеринбург, 1112 сентября 2020 года / Министерство науки и высшего образования Российской федерации, Уральский федеральный университет, Уральский гуманитарный институт. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. С. 469-474.

7. Мамистова Е. А., Красноруцкая Е. Е. Развитие Интернет-маркетинга (SMM) в деятельности государственных архивов // Роль аграрной науки в устойчивом развитии АПК : материалы II Международной научно-практической конференции, Курск, 26 мая 2022 года. Том Часть 4. Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, 2022. С. 105-110.

8. Манько С. Н. Социальные сети как эффективная площадка для популяризации и повышения открытости архива // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры : Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Орловского государственного института культуры, Орел, 16-17 декабря 2021 года / Науч. ред. и сост. В. В. Матвеев, Д. Н. Грибков, редколлегия: А. А. Аксюхин, С. Н. Манько. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2022. С. 269-271.

9. Рычихина Э. Н., Боровикова А. М. Эффективность связей с общественностью органов государственного управления в социальных сетях // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 3. С. 19-24.

10. Симакова С. И. Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2022. 160 с.

11. Соломагина Е. А. Социальные сети как инструмент информирования и привлечения пользователей в государственный архив // Документ в современном обществе: между прошлым и будущим : Тезисы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 07-08 апреля 2017 года / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; Российский государственный профессионально-педагогический университет; Ответственный редактор: Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 219-222.

12. Сорокина Е. В., Селентьева Д. О., Сурина В. А., Черкасова Е. А. Применение SMM-технологий при формировании имиджа органа государственной власти (на примере сообщества Министерства просвещения Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте») // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12-1. С. 105-109.

13. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. 352 с.

14. Топчий И. В. Комментарий в социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 157-162.

15. Топчий И. В., Иванова Д. О. Особенности инфографики в спецпроектах на научно-популярную тематику // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 153-163.

Информация об авторах

Д. Е. Филиппов - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии.

А. О. Минибаева - главный редактор отдела управления делами и связей с общественностью.

Статья поступила в редакцию 31.05.2023; одобрена после рецензирования 08.06.2023;

принята к публикации 08.06.2023.

The article was submitted 31.05.2023; approved after reviewing 08.06.2023; accepted for publication 08.06.2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.