Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ САЙТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНМЕДИАТИЗАЦИИ'

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ САЙТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНМЕДИАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные медиа / коммуникативные технологии / сайт / паблик «ВКонтакте»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Владимир Сергеевич Шевченко

Вопросы интеграции web-сайтов и социальных сетей в практики отдельно взятой компании или СМИ в настоящее время неоднозначно осмысляются исследователями: первенство отдается то одному, то другому. Между тем, в эпоху панмедиатизации, когда многократно увеличивается число конкурирующих между собой участников медиасреды, вопросы более качественного позиционирования компании или СМИ становятся особенно актуальными. В статье рассматривается место и роль web-сайтов и медиасообществ в социальной сети в эпоху панмедиатизации, описываются различия в их возможностях и их использовании. Цель статьи – проанализировать, как именно компания или СМИ может использовать возможности web-сайтов и социальных сетей на основе взаимодополнения. Материалом исследования выступил опыт медиагруппы «Наш Челябинск», на основе которого описывается специфика взаимодополняющего функционирования web-сайта и новостных сообществ в социальных сетях. В результате исследования выявлены такие коммуникативные технологии интеграции сайта и сообществ в соцсетях, как использование сайта в качестве инструмента распространения контента в социальных сетях, как общей базы публикаций, инструмента сбора информации, а также сбора общей статистики, дополнительной рекламной площадки, транслятора корпоративной культуры. Описан опыт медиагруппы «Наш Челябинск» в сборе эксклюзивной информации с помощью сайта, что очень важно в эпоху тотальной прозрачности всех сфер жизни. Использование этих коммуникативных технологий помогает решить такие проблемы традиционного (или неформального) СМИ или организации, как расширение целевой аудитории, увеличение трафика, а также улучшение информационного и рекламного потенциала медиагруппы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Владимир Сергеевич Шевченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ САЙТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНМЕДИАТИЗАЦИИ»

Медиасреда. 2023. № 1. С. 24-27. ISSN2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1: 24-27. ISSN2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2023-10105

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ САЙТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНМЕДИАТИЗАЦИИ

Владимир Сергеевич Шевченко

Медиагруппа «Наш Челябинск», Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. Вопросы интеграции web-сайтов и социальных сетей в практики отдельно взятой компании или СМИ в настоящее время неоднозначно осмысляются исследователями: первенство отдается то одному, то другому. Между тем, в эпоху панмедиатизации, когда многократно увеличивается число конкурирующих между собой участников медиасреды, вопросы более качественного позиционирования компании или СМИ становятся особенно актуальными. В статье рассматривается место и роль web-сайтов и медиасообществ в социальной сети в эпоху панмедиатизации, описываются различия в их возможностях и их использовании. Цель статьи - проанализировать, как именно компания или СМИ может использовать возможности web-сайтов и социальных сетей на основе взаимодополнения. Материалом исследования выступил опыт медиагруппы «Наш Челябинск», на основе которого описывается специфика взаимодополняющего функционирования web-сайта и новостных сообществ в социальных сетях. В результате исследования выявлены такие коммуникативные технологии интеграции сайта и сообществ в соцсетях, как использование сайта в качестве инструмента распространения контента в социальных сетях, как общей базы публикаций, инструмента сбора информации, а также сбора общей статистики, дополнительной рекламной площадки, транслятора корпоративной культуры. Описан опыт медиагруппы «Наш Челябинск» в сборе эксклюзивной информации с помощью сайта, что очень важно в эпоху тотальной прозрачности всех сфер жизни. Использование этих коммуникативных технологий помогает решить такие проблемы традиционного (или неформального) СМИ или организации, как расширение целевой аудитории, увеличение трафика, а также улучшение информационного и рекламного потенциала медиагруппы.

Ключевые слова: социальные медиа, коммуникативные технологии, сайт, паблик «ВКонтакте»

Для цитирования: Шевченко В. С. Специфика интеграции сайта и социальных сетей в условиях панмедиатизации // Медиасреда. 2023. № 1. С. 24-27. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10105

For citation: Shevchenko V. S. The specificity of the integration of the site and social networks in the conditions of pan-mediatization. Mediasreda. 2023; 1: 24-27. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10105

Современные исследования неоднозначно рассматривают роль web-сайта (далее просто «сайта») и сообществ в социальных сетях (далее «медиасообщества» или «сообщества») в продвижении той или иной компании или даже традиционного или неформального СМИ. Часть исследователей рассматривают деятельность компаний в социальных медиа как возможность повысить трафик на свой сайт (Чигирева 2021, Минская 2022, Текутьева 2017), то есть определяют сайт как первичную структуру, а социальные медиа как инструмент его раскрутки и продвижения. И на практике многие традиционные СМИ придерживаются именно такой точки зрения, размещая в социальных сетях ссылки на сайт с небольшой подводкой. Другие исследователи, наоборот, отмечают, что «конвергенция СМИ с соцсетями сегодня стала неизбежной (Петрова 2014: 131), медиасообщества в социальных сетях «обладают множеством типологических признаков, описанных изначально для традиционных периодических изданий» (Морозова 2017: 28). При этом медиасообщества в социальных сетях сегодня способны выполнять функции, не свойственные СМИ, в частности, региональным: одной из таких функций является «не столько собственно информирование, сколько провокация дискуссии, обратной связи, объединения активности горожан для совместного решения проблем» (Градюшко 2019: 60). Многие представители бизнеса, особенно малого, по нашим наблюдениям, пользуются только социальными сетями, не понимая, зачем им сайт, если социальные сети обладают всем необходимым функционалом.

Столь выраженный плюрализм мнений истекает, на наш взгляд, из стремительного развития соцсетей, за которым успевают не все представители бизнеса.

Мы признаем особую роль социальных медиа в эпоху, которую М. В. Загидуллина характеризует, как эпоху панмедиатизации - ближайшую стадию медиатизации, представляющую собой растворение медиа в повседневных практиках людей, в том числе и обеспеченную биотехнологически (Загидуллина 2018: 73). Социальные медиа - яркий элемент медиасреды эпохи панмедиатизации: они используют специальные алгоритмы, чтобы предлагать пользователям интересный им контент, накапливают и хранят данные о пользователях, используя их для совершенствования «умной ленты», становятся площадкой для демонстрации публичности пользователями. В социальных медиа во главу угла ставится медиаэстетика, мемы, эмодзи и гифки становятся важным средством коммуникации. Все это характеризует эпоху панмедиатизации, поэтому именно социальные медиа, на наш взгляд, являются будущим основным средством распространения информации.

Однако сайт тоже играет значительную роль в продвижении компании, в частности СМИ. Например, как традиционный и более привычный для большинства членов социума ресурс сайт воспринимается более престижным источником информации. Также он предлагает большую свободу действий своим владельцам, в отличие от социальной сети, в которой они вынуждены следовать правилам, медиаформатам и другим ограничениям, установленным администрацией социальной сети.

На наш взгляд, грамотное использование ресурсов сайта и сообществ в социальных сетях на основе взаимодополнения может увеличить возможности продвижения. На примере опыта медиагруппы «Наш Челябинск» рассмотрим коммуникативные технологии интеграции или взаимодополнения сайта и сообществ в социальных сетях, которые могут увеличить совокупный трафик, привлечь новых пользователей на сайт или в медиасообщества и решить ряд других вопросов, стоящих перед современной компанией или СМИ. В рамках данного исследования мы придерживаемся следующего определения понятия «коммуникативные технологии»: «последовательность действий в коммуникации, влияющая на массовое сознание и использующая особенности механизмов восприятия, изменения мнений или отношений к предмету, а также другие социальные и социально-психические механизмы» (Соловьев 2018: 35).

Средства массовой информации стали активно осваивать интернет-пространство в начале 2000 годов. Существовавшие ранее исключительно в традиционном формате телевидение, радио и газеты не сразу, но потом все более и более активно занялись развитием собственных сайтов. С появлением и активным внедрением в жизнь людей социальных сетей, в них начали появляться медиасообщества, которые отличались от традиционных СМИ. Как правило, они основывались непрофессиональными журналистами либо медиаменеджерами, не имели «опоры» на традиционное СМИ в виде газеты, радио или телевидения и строили свою деятельность, используя новую медиаэстетику, мемы, гифки, заимствование контента у других СМИ и в значительной степени опираясь на User-generated content (UGC) - контент, предлагаемый своими же подписчиками. Быстро набрав популярность, большое количество подписчиков и большие охваты своих публикаций, такие сообщества составили традиционным СМИ серьезную конкуренцию. Таким сообществом, в том числе, стал «Наш Челябинск», который возник в 2015 году в социальной сети «ВКонтакте» и изначально не имел поддержки в виде сайта. Паблик использовал ряд коммуникативных технологий, основанных на повышении доверия пользователей к публикуемой информации, упрощения восприятия и стимулировании обсуждения информации.

Так, паблик использовал относительно новый подход к публикации информации: в отличие от традиционных СМИ он не использовал соцсети как инструмент повышения трафика на свой сайт, что импонировало пользователям, так как их не отправляли за подробностями на сторонние сайты, а предоставляли всю информацию внутри комфортной для них соцсети. Использование данной технологии и активное продвижение позволили паблику к 2020 году набрать более 500 000 подписчиков. К настоящему моменту в медиагруппу «Наш Челябинск» входят паблики во всех популярных социальных сетях и мессенджерах («ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Dzen, Viber), а также ряд сообществ с более узкими целевыми аудиториями: «Регион-74», «Вкусный Челябинск», «Старый Челябинск», «Бесплатно за репост», «ЧП/ДТП». Общая численность подписчиков составляет около 2 млн человек. С развитием медиагруппы «Наш Челябинск», появлением «филиалов» в других социальных сетях, а также созданием сети пабликов, нацеленных на более узкие целевые аудитории, потребовалось создать сайт, который стал бы объединяющим фактором для всех страниц медиагруппы.

Коммуникативная технология интеграции и взаимодополнения сайта и сообществ в социальных сетях призвана повысить доверие подписчиков и решить ряд технических вопросов, вроде привлечения дополнительного трафика и рекламных продаж. В этом разрезе медиагруппа «Наш Челябинск» использует в своей работе следующие методы:

1. Изначально сайт использовался как внутренний инструмент администраторов медиагруппы «Наш Челябинск», чтобы распространять посты в нужной форме, в нужное время и в нужных социальных сетях с помощью сайта. Однако с появлением таких сервисов отложенного постинга как, например, «SmmPlanner», актуальность данной функции немного уменьшилась.

2. Сайт используется как инструмент накопления публикаций, так сказать, для создания единой хронологической базы публикаций. Контент в разных пабликах «Наш Челябинск» в разных социальных сетях не идентичен: например, какие-то публикации могут выйти «ВКонтакте», но не выйти в «Одноклассниках» и наоборот. Или публикации из сообщества могут удаляться из-за недостаточно высокого охвата в целях сохранения высокой статистики просмотров. В этом случае сайт становится ресурсом, на котором собираются публикации из разных соцсетей и неопубликованные материалы. При этом они распределены по темам, что облегчает поиск публикаций.

3. Сайт как дополнительная рекламная площадка, так как у рекламодателей сохраняется запрос на размещение рекламы и на сайтах. При этом в отличие от социальных сетей, на сайте нет ограничений ни по количеству, ни по формату рекламы.

4. Сайт как инструмент получения обратной связи используется медиагруппой «Наш Челябинск» для проведения опросов, в которых могут участвовать люди, подписанные на паблики в разных социальных сетях, а не только в одной, а также люди, не состоящие ни в каких социальных сетях.

5. Сайт как возможность получения «бесплатного» дополнительного трафика. Материалы, размещенные на сайте, хорошо индексируются поисковыми ресурсами и выдаются при запросе пользователей, что генерирует трафик на сайт. Кроме того, например, автоматическое размещение комментариев из сообщества в соцсети на сайт, во-первых, ускоряет индексацию поисковыми системами этих комментариев, потому что контент на сайтах индексируется поисковиками оперативнее, чем информация, размещенная в социальных сетях, а во-вторых, повышает статусность сайта, так как «критерием значимости факта, представленного в СМИ и прокомментированного представителями аудитории, оказывается не только количество (диз)лайков и перепостов, но и способы его оценки» (Топчий 2020: 158).

6. Сайт как баланс. При составлении отчета для партнеров, спонсоров или рекламодателей ссылка на сайт позволяет уравновесить паблики в социальной сети, так как с помощью сайта можно перейти по ссылке и посмотреть, как данная новость выглядит во «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Телеграм» и других соцсетях. Это, во-первых, решает проблему, когда при отправке ссылки на какой-то один ресурс, он перетягивает внимание и создает ощущение «главности» паблика «ВКонтакте» над пабликами других соцсетей. Во-вторых, не создает опасности, что кто-то из партнеров не зарегистрирован в соцсети, на которую дается ссылка, и не сможет посмотреть запись.

7. Сайт как престижный источник. В обществе, особенно у старшего поколения, существует мнение, что социальная сеть не является авторитетным источником или престижным местом размещения информации, в отличие от сайта, именно поэтому для некоторых партнеров, героев или авторов публикаций важно увидеть свою статью именно на сайте.

8. Сайт как инструмент сбора информации, в том числе, эксклюзивной. Так как большую часть эксклюзивного контента в медиагруппе составляет именно UGC-контент, возможность предложить новость к публикации есть не только в сообществах в социальных сетях, но и на сайте, причем эта возможность является одной из центральных на сайте «Наш Челябинск». Во-первых, в предложенные новости на сайте часто добавляют свои материалы представители пресс-служб, для которых новость, размещенная на интернет-портале, является более весомым пунктом в отчетности, чем размещенная в соцсети. Во-вторых, через сайт медиагруппа получает эксклюзивные новости от пользователей. Человек, снявший или сфотографировавший что-то интересное, для распространения этого материала в соцсетях обычно пользуется веерной рассылкой, отправляя одну и ту же новость в разные паблики и сообщества, где она выходит параллельно и не является эксклюзивной. Пользователь, который предлагает новость через сайт, скорее всего, предложит ее только там, что является отличным источником эксклюзивного пользовательского контента. В истории медиагруппы «Наш Челябинск» не раз были подобные случаи. При этом стоит отметить важность применения технологии фактчекинга, так как в создании информации принимают участие люди, не имеющие журналистского образования, что «является благом для раскрытия личностного и творческого потенциала человека, но, с другой стороны, может обернуться информационной угрозой для общества» (Распопова 2022: 155).

9. Сайт как инструмент сбора общей статистики. Сайт может быть использован как объединяющий инструмент, который собирает данные о просмотрах отдельно взятой записи во всех социальных сетях воедино и может выдавать детальную информацию о количестве просмотров записи в той или иной социальной сети. Это хороший инструмент, который упростит отчетность партнерам и рекламодателям, а также поможет выстроить дальнейшую стратегию продвижения.

10. Сайт как транслятор корпоративной культуры. Сайт органично вписался в систему информационных ресурсов медиагруппы «Наш Челябинск» и стал еще одним транслятором корпоративной культуры -важного элемента, который идентифицирует организацию во внешней среде и становится поведенческим ориентиром для сотрудников (Филиппов 2018: 7).

Таким образом, web-сайт и сообщества в социальных сетях обладают рядом взаимодополняющих возможностей, сочетая которые, медиагруппа «Наш Челябинск» значительно расширяет свои информационные, рекламные ресурсы, увеличивает трафик и расширяет целевую аудиторию.

Список источников

1. Градюшко А. А., Нигматуллина К. Р., Пустовалов А. В. Сообщества «ВКонтакте» и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. № 1(219). С. 54-61.

2. Загидуллина М. В. Панмедиатизация как основа ментально-языковых трансформаций // Ментально-языковые трансформации русской лингвокультурной личности: поиск идентичности в медиатизированном обществе. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2018. С. 41-79.

3. Минская А. Н. Особенности продвижения сайта органа по делам молодежи в социальной сети «Вконтакте» // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. С. 110-115.

4. Морозова А. А. Типологическая характеристика сообществ социальной сети «ВКонтакте» как масс-медиа // Челябинский гуманитарий. 2017. № 3(40). С. 24-29.

5. Петрова, Е. И. Интернет-СМИ и социальные сети: этапы конвергенции // Коммуникативные исследования. 2014. №2. С. 128-133

6. Распопова С. С., Симакова С. И. Фактчекинг как новый формат саморегулирования сетевой коммуникации Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1(43). С. 150-157.

7. Соловьев, А. И. Современные технологии массмедиа : пособие. Минск : БГУ, 2018. 279 с

8. Текутьева И. А. Преимущества соцсети «ВКонтакте» для продвижения информационного сайта в России // Медиасреда. 2017. № 12. С.270-275.

9. Топчий И. В. Комментарий в социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2(36). С. 157-162.

10. Филиппов, Д. Е., Сафронова А. О. Информационная деятельность ЮУрГАУ как элемент корпоративной культуры, определяющий эффективное продвижение вуза среди целевых аудиторий // Гуманитарные и экономические науки: проблемы и пути их решения : Материалы Международной научно-практической конференции Института агроинженерии, Челябинск, 24-27 апреля 2018 года / под ред. М. Ф. Юдина. Челябинск: Южно-Уральский государственный аграрный университет, 2018. С. 7-13.

11. Чигарева Д. В. Технологии продвижения сайта в социальных сетях // Вестник Академии знаний. 2021. № 43 (2). С. 266-270.

Информация об авторе

В. С. Шевченко - руководитель медиагруппы «Наш Челябинск».

Статья поступила в редакцию 30.05.2023; одобрена после рецензирования 08.06.2023;

принята к публикации 08.06.2023.

The article was submitted 30.05.2023; approved after reviewing 08.06.2023; accepted for publication 08.06.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.