Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ АУДИТОРИИ В КОНТЕНТ КОРПОРАТИВНОГО МЕДИАКАНАЛА'

УПРАВЛЕНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ АУДИТОРИИ В КОНТЕНТ КОРПОРАТИВНОГО МЕДИАКАНАЛА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / корпоративные медиа / университет / управление / медиаменеджмент / рейтинг / контент / медиа / эффективность / social networks / corporate media / university / management / mediamanagement / rating / content / media / efficiency

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н В. Рубцова, А Р. Ильина, Е С. Швагрук

В работе рассмотрены теоретические основы использования социальных сетей в качестве корпоративных медиаканалов, особенности продвижения компании в социальных сетях, описаны виды контента, традиционно используемые для привлечения аудитории к корпоративным медиа в социальных сетях. В эмпирической части работы представлены результаты авторского проекта «Медиарейтинг Байкальского государственного университета», направленного на повышение вовлеченности аудитории в корпоративный медиаканал вуза – сообщество в социальной сети ВКонтакте. На основе результатов проведенного исследования авторы приходят к выводу, что медиарейтинг корпоративного канала коммуникации – сообщества в социальных сетях – может выступить эффективным инструментом управления вовлеченностью аудитории в контент, публикуемый организацией. Помимо повышения вовлеченности аудитории корпоративный медиарейтинг позволяет также реализовать аналитическую и контрольные функции управления, поскольку изучение контента, вызвавшего наибольший отклик у аудитории, способствует пониманию запросов и интересов подписчиков сообщества и приводит к улучшению качества информационных сообщений, публикуемых организацией в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Н В. Рубцова, А Р. Ильина, Е С. Швагрук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT TO AUDIENCE ENGAGEMENT IN THE CONTENT OF A CORPORATION MEDIA CHANNEL

The paper considers the theoretical foundations of using social networks as corporate media channels, features of company promotion in social networks, describes the types of content traditionally used to attract the audience to corporate media in social networks. The empirical part of the work presents the results of the author's project "Media Rating of Baikal State University", aimed at increasing the involvement of the audience in the corporate media channel of the university the community in the social network VKontakte. Based on the results of the study, the authors come to the conclusion that the media rating of the corporate communication channel communities in social networks can be an effective tool for managing audience involvement in the content published by the organization. In addition to increasing audience engagement, corporate media rating also allows you to implement analytical and control management functions, since the study of the content that caused the greatest response from the audience contributes to understanding the needs and interests of community subscribers and leads to an improvement in the quality of information messages published by the organization in social networks.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ АУДИТОРИИ В КОНТЕНТ КОРПОРАТИВНОГО МЕДИАКАНАЛА»

EDN: XAZTKC

Н.В. Рубцова - д.э.н., профессор кафедры «Журналистики и маркетинговых технологий», Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],

N.V. Rubtsova - doctor in economics, professor, department of journalism and marketing technology, Baikal state university, Irkutsk, Russia;

А.Р. Ильина - студент, Байкальский государственныйуниверситет, Иркутск Россия, [email protected],

A.R. Ilyina - student, Baikal state university, Irkutsk, Russia;

Е.С Швагрук - студент, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected],

E.S. Shvagruk - student, Baikal state university, Irkutsk, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ АУДИТОРИИ В КОНТЕНТ КОРПОРАТИВНОГО МЕДИАКАНАЛА MANAGEMENT TO AUDIENCE ENGAGEMENT IN THE CONTENT OF A CORPORATION MEDIA CHANNEL

Аннотация. В работе рассмотрены теоретические основы использования социальных сетей в качестве корпоративных медиаканалов, особенности продвижения компании в социальных сетях, описаны виды контента, традиционно используемые для привлечения аудитории к корпоративным медиа в социальных сетях. В эмпирической части работы представлены результаты авторского проекта «Медиарейтинг Байкальского государственного университета», направленного на повышение вовлеченности аудитории в корпоративный медиаканал вуза - сообщество в социальной сети ВКонтакте. На основе результатов проведенного исследования авторы приходят к выводу, что медиарейтинг корпоративного канала коммуникации - сообщества в социальных сетях - может выступить эффективным инструментом управления вовлеченностью аудитории в контент, публикуемый организацией. Помимо повышения вовлеченности аудитории корпоративный медиарейтинг позволяет также реализовать аналитическую и контрольные функции управления, поскольку изучение контента, вызвавшего наибольший отклик у аудитории, способствует пониманию запросов и интересов подписчиков сообщества и приводит к улучшению качества информационных сообщений, публикуемых организацией в социальных сетях.

Abstract. The paper considers the theoretical foundations of using social networks as corporate media channels, features of company promotion in social networks, describes the types of content traditionally used to attract the audience to corporate media in social networks. The empirical part of the work presents the results of the author's project "Media Rating of Baikal State University", aimed at increasing the involvement of the audience in the corporate media channel of the university - the community in the social network VKontakte. Based on the results of the study, the authors come to the conclusion that the media rating of the corporate communication channel - communities in social networks - can be an effective tool for managing audience involvement in the content published by the organization. In addition to increasing audience engagement, corporate media rating also allows you to implement analytical and control management functions, since the study of the content that caused the greatest response from the audience contributes to understanding the needs and interests of community subscribers and leads to an improvement in the quality of information messages published by the organization in social networks.

Ключевые слова: социальные сети, корпоративные медиа, университет, управление, медиаменеджмент, рейтинг, контент, медиа, эффективность.

Keywords: social networks, corporate media, university, management, mediamanagement, rating, content, media, efficiency.

Социальные сети представляют собой инструмент продвижения товаров, услуг, идей, личностей, брендов и организаций. Они помогают в действенном распространении информации, и, в настоящее время находятся на стадии своего активного развития. Цель коммуникаций в социальных сетях заключается в создании положительного имиджа, формировании потребительского интереса и позиционировании организаций. Важный момент использования данного инструмента - высокая частота обновляемых данных, и как следствие, посещений пользователями соответствующих ресурсов. Главное достоинства такой работы - непосредственное взаимодействие с целевой аудиторией для выстраивания «теплых» отношений с организацией, без навязывания информации. Причем пользователи сами настраивают контент за счет высказывания мнения, положительных эмоций, возражений, предложений [1].

Для организаций высшей школы использование социальных сетей в коммуникационных целях особенно актуально, так как основная часть потенциальных потребителей образовательных услуг - абитуриенты и их родители - зарегистрированы в какой-либо социальной сети. Безусловно, в силу разных интересов и возраста, у каждой категории есть своя предпочтительная онлайн-площадка времяпрепровождения.

Для выбора площадки продвижения в социальной сети необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

- выявить признаки, определяющие целевую аудиторию - интересы, особенности, характерные черты;

- определить цель, от неё зависит перечень обязательных задач;

- вычислить пути нахождения источника информирования, то есть понять - как о вас могут узнать;

- проанализировать посещаемость площадок целевой аудитории - куда заходят нужные нам пользователи;

- провести анализ конкурентов - на каких платформах они размещены, на сколько это действенно, что интересно потребителям.

Каждое сообщество несёт свои ценности, направленные на удовлетворение запросов потребителей. Поэтому особенности контента определенной группы зависят от нужд целевой аудитории и от её отличительных черт. Принято выделять пять видов контента.

Обучающий контент предназначен, в основном, для пользователей, которые стремятся извлечь пользу из сообщений, реализовать её в дальнейшем. Несмотря на потребность в изучении чего-то нового, людям важна форма подачи такого материала - гораздо лучше новый материал усваивается в игровой форме или небольшом

Естественно-гуманитарные исследования № 2 (46), 2023_439

объеме. Необходимо выделить основные позиции, исключая «воду». Для большего интереса материал можно разбить на несколько постов, создавая тем самым продолжительную историю. Подписчикам ВУЗов обучающая информация может преподносится в разных форматах. Например, популярностью пользуются видео с участием самих студентов и преподавателей.

Продающий контент может так же быть полезен аудитории, если эта реклама по теме сообщества. При этом такой вид контента не должен превышать 30 % от всей поступающей информации, иначе аккаунт будет уже не интересен и потеряет подписчиков. Чтобы не подорвать доверие людей, которые следят за страницей, важно подробно расписать все условия, чтобы осталось минимум вопросов. Для университета также может быть уместна продающая информация, если она касается обучающих курсов или проведения внеучебного времени с пользой.

Новостной контент. Новости могут быть самыми разными, но опять-таки, связаны с тематикой группы. Продолжая тему высших учебных заведений, стоит отметить высокие отклики аудитории на новости из жизни университета, общежития, мероприятий, относящихся к ВУЗу. Так, новости университета могут быть разбавлены новостями партнеров ВУЗа. Немаловажны и глобальные события, касающиеся большого числа населения в определенной сфере, например, населенного пункта, где расположен ВУЗ, или страны в целом. Значимый факт -актуальность новости.

Репутационный контент создаст должный образ организации. Применительно к высшей школе, контент может быть наполнен достижениями и получениями наград работников и обучающихся, участие университета в конкурсах разного уровня и направленности, упоминания в рейтингах и так далее. Для быстроты и эффективности восприятии необходимо дублировать информацию в цифрах, диаграммах, таблицах, так как это вполне уместно.

Развлекательный контент прекрасно подойдёт для интеллектуальной «разгрузки». Чтобы освежить разум подписчиков и сделать их пребывание в сообществе легким и комфортным, создаются посты с юмором, историями, цитатами в сопровождении с видеозаписями, аудиозаписями и картинками. Не стоит «давить» на пользователей только полезным серьезным контентом, так они могут не выдержать и перестать следить за информацией ВУЗа. Наоборот, транслирование развлекательного контента с отсылкой на департаменты или подразделения, например, шутки, соотносимые со студенческой жизнью именно в этом ВУЗе. Это позволит сформировать доверительные отношения с подписчиками.

Таким образом, для современных университетов социальные сети предоставляют уникальную возможность непосредственного контакта с целевой аудиторией, в которую входят студенты, сотрудники, администрация, абитуриенты, а также иные заинтересованные в деятельности университета лица.

Для студентов и абитуриентов Байкальского государственного университета такой площадкой выступает социальная сеть ВКонтакте. В связи с этим уделяется пристальное внимание продвижению ВУЗа в этой социальной сети, медиацентр университета занимается созданием положительного образа с целью привлечения потенциальных абитуриентов. Отличительная черта молодой аудитории ВУЗа - интерес к новому, яркому, необычному. Поэтому сообществом БГУ выбраны разнообразные способы подачи информации - фото, видео, аудио, статьи, опросы и многое другое. Создание современного интерфейса с регулярно обновляемой и доступной в понимании информации играет ключевую роль.

В официальном сообществе в ВКонтакте Байкальский Государственный Университет имеет более 16 000 подписчиков, сейчас эта самая посещаемая медиаплатформа. Ввиду геополитических событий начала 2022 г. на территории Российской Федерации стали запрещены некоторые социальные сети, которые ранее пользовались популярностью у населения, поэтому Вконтакте и сайт самого университета стали основными распространителями информации о ВУЗе.

По состоянию на ноябрь 2022 г. индикаторы эффективности сообщества были следующими: «количество подписчиков - 16 161 чел., число записей на стене - 9 669, количество постов в день в среднем (за период) - 16,1, средний охват поста - 1 522 чел., максимальный охват поста - 14 296 чел., минимальный охват поста - 386 чел., всего реакций (за период) - 6 125 чел., количество лайков (за период) - 5 034, количество репостов (за период) -988, количество комментариев (за период) - 103, ERR - средняя вовлеченность (на пост) - 0,107 %, ERR - максимальная вовлеченность (поста) - 1,367 %» [1].

Таким образом, можно отметить, что показатели вовлеченности в контент университета в сообществе в ВКонтакте достаточно низкие. Действительно, поставляемый контент должен быть качественным, а не количественным. Если будет много постов, не несущих значимого послания, подписчики будут уходить, так как посчитают ленту группы засоренной. Никому не хочется тратить свои силы и время на разборки в, и без того, огромном потоке новостей. Всё же этот факт не отменяет регулярность выходов, без четкого плана не будет результатов. Кроме того, в период с ноября 2022 г. по январь 2023 г. была отмечена отрицательная динамика по составляющей «социальные сети» в медиарейтинге университета, составляемом Минобрнауки Российской Федерации [2]. Так если в ноябре этот показатель составлял 23,901, то в декабре 2022 г. снизился до 19,699, а в январе 2023 г. до 12,408 - рисунок 1.

Для повышения вовлеченности аудитории к контенту в социальной сети в ВКонтакте был придуман и реализован проект «Медиарейтинг Байкальского государственного университета» [2, 3, 4].

Медиарейтинг БГУ составляется ежемесячно и представляет собой рейтинг контента официального сообщества в социальной сети ВКонтакте с глубиной охвата в один месяц по следующим номинациям:

• медиаперсона БГУ;

• медиасобытие БГУ;

• самое медиаактивное подразделение БГУ;

• видео месяца БГУ;

• лучший авторский материал месяца.

Рисунок 1 - Показатель медиаактивности Байкальского государственного университета В социальных сетях В медиарейтинге ВУЗов (составлено по данным [5])

Место в рейтинге по номинациям «Медиаперсона БГУ», «Медиасобытие БГУ», «Самое медиаактивное подразделение БГУ», «Лучший авторский материал месяца» определяется по наибольшему количеству активностей (лайков, комментариев, репостов) пользователей под постом. Место в рейтинге по номинации «Видео месяца БГУ» определяется по количеству просмотров.

Проект был запущен в январе 2023 г. в рамках научно-исследовательской работы студентов в лаборатории Медиа и маркетинговых исследований Байкальского государственного университета. Отметим, что номинации «Видео месяца» и «Авторский материал месяца» появились в феврале 2023 г. К настоящему времени проект реализуется достаточно успешно, о чем свидетельствует рост показателей вовлеченности аудитории в медиаконтент. Так, если в январском медиарейтинге на первой строчке номинации «Медиасобытие БГУ» находился контент, у которого было 150 активностей (суммарное количество лайков, репостов, комментариев), то в мартовском медиарейтинге по этой же номинации первую строчку занял контент с количеством активностей - 191.

По номинации «Самое медиаактивное подразделение БГУ» лучшим январским показателем было количество активностей 104, а в мартовском первую строчку уже занял контент с количеством активностей - 134. Рост вовлеченности аудитории отмечается и по другим номинациям.

Кроме того, существенно поднялся показатель «социальные сети» в медиарейтинге университета, составляемом Минобрнауки Российской Федерации, с 12,408 до 19,533. Анализ статистики сообщества по состоянию на март 2023 г. также позволил выявить рост по некоторым индикаторам эффективности: увеличился максимальный охват поста - 14 497 чел. (в ноябре 2022 г. этот показатель был 14 296 чел.), а также ERR - средняя вовлеченность (на пост) - 7,3939 % (в ноябре 2022 г. этот показатель равнялся - 0,107 %).

Помимо повышения вовлеченности аудитории медиарейтинг позволяет реализовать и аналитическую функцию, поскольку изучение контента, вызвавшего наибольший отклик у аудитории, способствует пониманию запросов и интересов подписчиков сообщества и приводит к улучшению качества информационных сообщений, публикуемых университетом в социальных сетях.

Медиарейтинг Байкальского государственного университета за март 2023 г. представлен на рисунке 2.

HtftlH UfHJUf Fry 1 ЦР- ф № u 3

„сдынушм in •« I о'.-;™' £ 2оП7,ТГ" 4, у.«' (\6ДМ1ЩГНиГ вгу ! er-" Q

ьидммсмцд чемпионата асск ■ вгу . ^^^ 1 готовится к выпуску ^ЧА w новая серия «музеиных ^ ф,0РИЙ" ч^г ■i студотряд ooluommoctbjeial трудоустройства i советы от алины 1 рыковой о угадай кадри! jcitv / мультфильма арина 1— гору кновА Mfj 1 мспм и и<и J 1арина шайхутдинова ^¡Ж

Рисунок 2

- Медиарейтинг Байкальского государственного университета (март 2023 г.) [2]

Естественно-гуманитарные исследования № 2 (46), 2023_441

В таблице 1 представлена динамика суммарной активности по номинациям рейтинга (первое место), демонстрирующая, в целом, положительное действие данного контента на активность аудитории в официальном сообществе Байкальского государственного университета в социальной сети ВКонтакте.

Таблица 1 - Динамика суммарной активности по номинациям медиарейтинга

Байкальского государственного университета, ед. (первое место)

Номинация рейтинга Период

январь февраль март

Медиа персона 203 203 34

Медиа событие 150 330 191

Самое медиаактивное подразделение 104 97 134

Видео месяца - 1304 2624

Авторский материал месяца - 16 116

Представленная динамика демонстрирует, в целом, положительные изменения по вовлеченности аудитории в медиаконтент Байкальского государственного университета в социальной сети ВКонтакте.

Таким образом, в настоящее время социальные сети используются в качестве мощнейшего инструмента продвижения не только отдельных лиц, брендов и коммерческих организаций, но и для государственных структур, в том числе и для высших учебных заведений [6, 7, 8]. На данный момент социальная сеть Вконтакте представляет собой самую распространенную площадку взаимодействия с аудиторией, позволяющую воплощать массу идей для привлечения потенциальных потребителей. Выстраивание эффективных маркетинговых коммуникаций в социальных сетях является значимым фактором результативного продвижения для организаций высшей школы. Это происходит, в том числе, благодаря сбору и анализу информации о предпочтениях подписчиков, деятельности по выстраиванию положительного образа ВУЗа, при этом акцент делается и на смежные группы потребителей. Только грамотно выстроенные коммуникации помогут достичь поистине высоких результатов.

Источники:

1. Рубцова Н.В. Исследование медиактивности университетов с использованием аналитических платформ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2023. - Т.12, №1. - С. 104-120.

2. Медиарейтинг БГУ - март 2023 [электронный ресурс]. URL: https://vk.com/vkbaikalgu?z=photo-35366597_457252230%2Fwall-35366597_28577 (дата обращения: 09.04.2023).

3. Медиарейтинг БГУ - январь 2023 [электронный ресурс]. URL: https://vk.com/vkbaikalgu?z=photo-35366597_457251342%2Fwall-35366597_27582 (дата обращения: 09.04.2023).

4. Медиарейтинг БГУ - февраль 2023 (электронный ресурс). - URL : https://vk.com/vkbaikalgu?w=wall-35366597_28036 (дата обращения: 09.04.2023).

5. Медиарейтинг университетов Минобрнауки РФ [электронный ресурс]. URL: https://м-рейтинг.рф (дата обращения 09.04.2023)

6. Гуреева А.Н., Муронец О.В., Самородова Э.В., Кузнецова В.С. Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, N° 3. - С. 482-503.

7. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 564-585.

8. Демина И.Н., Красноярова О.В. Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права // Известия Байкальского государственного университета. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 320-324.

EDN: XEAFBD

А.П. Савченко - канд.физ.-матем.наук, доцент кафедры общего стратегического информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.P. Savchenko - candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the department of general strategic information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;

И.П. Гроссу - студентка магистерской программы кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия, [email protected],

I.P. Grossu - student of the master's program of the department of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia.

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ

В АО ТАНДЕР «ПАО МАГНИТ»

THE ROLE OF STAFF MOTIVATION IN INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT IN JSC TANDER PJSC MAGNIT

Аннотация. В статье рассматривается роль системы мотивации сотрудников в эффективности работы современных компаний. Сформировано теоретическое представление об определении мотивационной системы, ее основных инструментах, видах и задачах, которые стоят перед ней. Проведена систематизация ключевых факторов влияния системы мотивации сотрудников на увеличение доходов компании, а также ее развития. Выделена роль мотивационной системы в формировании и управлении интеллектуальным капиталом компании, рассмотрены основные особенности развития данного вида капитала на российском рынке. Выделены практические результаты функционального внедрения системы мотивации на примере ПАО «Танер» ЗАО «Магнит».

Abstract. The article examines the role of the employee motivation system in the efficiency of modern companies. A theoretical understanding of the definition of a motivational system, its main tools, types and tasks that it faces has been formed. The systematization of the key factors of the influence of the employee motivation system on the increase in the company's income, as well as its development, has been carried out. The role of the motivational system in the formation and management of the intellectual capital of the company is highlighted, the main features of the development of this type of capital in the Russian market are considered. The practical results of the functional implementation of the motivation system are highlighted on the example of PJSC "Taner" CJSC "Magnit".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.