#
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ, ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
COLLABORATION OF THE SCHOOL, FAMILY, TEACHERS OF COMPLEMENTARY EDUCATION AND SPECIALISTS OF ORGANIZATIONS AS A CONDITION FOR CHILDREN'S SUCCESSFUL PROFESSIONAL ORIENTATION
И. И. Троицкая
В данной статье рассматривается совместная работа школы, семьи, педагогов дополнительного образования и специалистов организаций как одно из главных условий успешной профориентации детей. Автором статьи определены средства достижения взаимодействия, которыми являются: интеграция общего и дополнительного образования, межпредметные связи, экскурсии, профориентационное тестирование. Определены также органы управления совместной деятельностью взаимодействующих сторон по профориентации школьников: это родительский комитет, педагогический совет и зрительский парламент.
Ключевые слова: народная педагогика, трудовое воспитание, психология труда, психология искусства, театральная деятельность.
I. I. Troitskaya
The article considers the collaboration of school, family, teachers of complementary education and specialists of organizations as one of the main conditions for children's successful professional orientation. The author of the article defines the means to achieve cooperation, such as integration of general and complementary education, intersubject connections, excursions, professional tests. The article also indicates the bodies regulating the collaboration among the cooperating parties of pupils' professional orientation: parents' committee, teachers' council and viewers' parliament.
Keywords: popular pedagogy, labour nurturing, labour psychology, psychology of art, theatrical activity.
Перед современной педагогической наукой и образовательной практикой в области профессиональной ориентации детей ставятся новые задачи, ориентированные на подготовку молодежи к профессиональному самоопределению в условиях новых требований политической, социально-экономической и кадровой ситуации. В педагогической теории разрабатываются новые подходы к профессиональной ориентации детей и молодежи.
Профессиональное самоопределение молодежи рассматривается в педагогической науке (С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов) как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей; как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации. Формирование профессионального самоопределения личности осуществляется в процессе профессиональной ориентации.
Вместе с тем, согласно результатам проведенного исследования, формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению наиболее успешно протекает в условиях интеграции основного и дополни-
тельного образования детей в школе средствами театральной деятельности.
Анализ государственных и правительственных документов об образовании показал, что дополнительное образование в общеобразовательном учреждении решает те же задачи, что в домах и центрах творчества детей, но обладает своей спецификой. Главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении любого вида является опора на содержание общего образования. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития [1, с. 4].
Успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждений во многом зависит от уровня его организованности, а также от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, социальными педагогами, психологами, учителями-предметниками, а также с родителями учащихся данного образовательного учреждения. Условно выделяются четыре таких уровня.
Первый характеризуется набором кружков, секций, клубов и т. д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Второй уровень отличается определенной внутренней консолидированностью, раз-
ф
личной направленностью деятельности. Работу в целом не удается построить на единой содержательной основе из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. Третий уровень характеризуется развитием дополнительного образования как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность. Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы [1, с. 4-6].
Выделенные уровни тесно взаимосвязаны: переход на четвертый уровень организованности возможен только в том случае, если дополнительное образование оформилось в условиях общеобразовательной школы как его отдельное подразделение. Отмечается, что дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего системообразующего элемента, деятельность которого носит комплексный характер [1, с. 6]. Таким системообразующим элементом, согласно результатам проведенного исследования, может быть детский школьный театр. Это обусловлено тем, что деятельность театра носит комплексный характер: она объединяет музыкальные и школьные коллективы, группы ребят, которые занимаются этнографическим краеведением, сбором материала об истории и культуры края, техническим творчеством, спортом, исследовательской работой.
Программа детского школьного театра позволяет интегрировать разнообразные творческие объединения детей на общей содержательной основе, координировать работу педагогов дополнительного образования в едином образовательном пространстве. При этом театральная деятельность является одним из важных факторов профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, что обусловлено спецификой театральной деятельности, ее функцией, структурой, многофакторностью. В частности, театр позволяет зрителю не только соприкоснуться с миром искусства, но и познакомиться со многими профессиями, представители которых принимают участие в подготовке спектакля, в частности, из таких сфер, как «человек - человек»; «человек - природа»; «человек - знаковая система»; «человек - техника»; «человек - художественный образ».
В исследованиях специалистов по детскому театру (А. А. Брянцев, З. Я. Корогодский, Е. Ю. Сазонов и др.) при анализе воспитательной функции театра юного зрителя (ТЮЗа) также выделяется функция профессиональной ориентации театральной деятельности.
Четвертый (высший) уровень организованности дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения предполагает интеграцию
основного и дополнительного образования. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Такой концептуальной идеей является в настоящем исследовании рассмотрение данного образовательного комплекса («школа - дополнительное образование детей») с позиций системного подхода как сложной социально-педагогической системы, включающей в качестве основных следующие две подсистемы: 1) подсистема «общеобразовательная школа» и 2) подсистема «дополнительное образование детей в общеобразовательной школе». Данная сложная социально-педагогическая система («школа - дополнительное образование детей») является инновационным видом общеобразовательного учреждения (комплекса) со своими функциями, целями, содержанием, технологией. Одной из ведущих функций этой системы является формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в той или иной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психологических возможностей и потребностей рынка труда, а также с учетом желаний их родителей, духовно-нравственных ценностей их семьи, рода, трудовой династии. Главным результатом реализации этой функции является сформи-рованность идейных, духовно-нравственных мотивов выбора профессии, а также «уровень слияния общественных интересов и личных», подлинная свобода профессионального выбора [2, с. 62]. При этом возникает актуальная теоретическая и практическая проблема: выявить педагогические условия для успешной реализации обозначенной функции данной социально-педагогической системы («школа - дополнительное образование детей»). Исследование показало, что необходимым условием успешного решения этой проблемы является совместная деятельность субъектов педагогического процесса инновационного комплекса (руководителей, учителей-предметников, школьных психологов, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей обучающихся) по организации и осуществлению профессиональной ориентации детей, а также включение детей в активную деятельность по самовоспитанию, профессиональному самоопределению и самореализации. В контексте концепции настоящего исследования теоретический и практический интерес представляет решение обозначенной проблемы - развитие профессиональных интересов и подготовка детей к осознанному и нравственному выбору профессии силами семьи, школы и школьного детского театра в рамках функционирования инновационной социально-педагогической системы «школа -дополнительное образование детей».
Анализ научной психолого-педагогической литературы (Н. Н. Захаров, Л. В. Байбородова, Е. Б. Евладова, Е. А. Климов, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников и др.), практического опыта школ и учреждений дополнительного образования показал, что проблема взаимосвязи школы, семьи, общественных организаций в процессе профес-
сиональной ориентации детей имеет достаточно глубокое теоретическое обоснование.
Так, согласно результатам исследования Л. В. Байбо-родовой и др., взаимодействие семьи и школы обусловлено: 1) единым объектом (субъектом) воспитания; 2) общими целями и задачами воспитания детей; 3) возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие; 4) необходимостью согласованности действий педагогов и родителей; 5) возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка; 6) возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия [3, с. 28].
Актуальность проблемы взаимосвязи школы, семьи, общественных организаций в процессе профориентации детей стимулируется необходимостью учета факторов, влияющих на выбор профессии. Такими факторами являются, согласно исследованиям Н. Н. Захарова, С. Н. Чистяковой и др., следующие: школьные (любимый учитель, учебный предмет; школьный коллектив и др.) и внешкольные (воздействие друзей, влияние родителей, средств массовой информации, участие в трудовой деятельности и др.). Необходимость интеграции и координации обозначенных факторов актуализирует обозначенную проблему. «Для решения проблем профориентации школа должна привлекать к профориентационной работе родителей, представителей базового предприятия, системы профтехобразования, которые также выступают в качестве субъектов управления, но относятся к категории профориентато-ров-общественников» [2, с. 62].
Объективной предпосылкой взаимодействия школы, семьи и общественных организаций как необходимого условия эффективности функционирования профессиональной ориентации как системы является направленность элементов этой системы на реализацию ее общей цели, общего замысла. По мнению Е. Ю. Пряж-никовой и Н. С. Пряжникова, система профориентации - «это еще и определенное взаимодействие различных социальных институтов. Смысл взаимодействия не в том, что выполняются общие задачи, а в том, что общая задача (цель) разбивается на частные задачи и далее определяется, какой социальный институт эти частные задачи должен выполнять. А уж затем решается, как лучше эти частные задачи выполнить. И в итоге достигается общая цель (главная задача)» [4, с. 47-48]. В качестве основных социальных институтов, участвующих в профориентационной работе, ученые называют в первую очередь семью, которая с раннего детства приобщает ребенка к труду; вторая по значимости роль в оказании помощи детям в их профессиональном самоопределении отводится общеобразовательной школе и затем таким социальным институтам, как предприятия, фирмы, организации.
Роль семьи как первичного коллектива, который дает человеку первые представления о жизненных целях и ценностях, о труде как высшей нравственной
ценности, высоко оценивается в работах отечественных педагогов (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. А. Опарина, Г. Калинина и др.). Как указывал К. Д. Ушинский, именно семья является средоточием достижений народной педагогики, ее идей, традиций, опыта по трудовому, нравственному, эстетическому, физическому воспитанию детей. Совокупность знаний и умений по воспитанию детей в контексте идей народной педагогики передается в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.
Анализ научной театральной литературы (Н. А. Опарина, Г. Калинина и др.) показал, что большое влияние на развитие художественно-творческих способностей детей, воспитания у них любви к труду, уважительного отношения к людям труда оказывают народные фольк-лорно-педагогические традиции [5, с. 53-54]. К ним относятся следующие:
1. Традиция - погружение в фольклорную среду (непринужденное приобщение молодежи к народному творчеству всех видов и жанров).
2. Художественная традиция фольклора присутствует в самих творческих опытах детей (написание стихов в народной манере, занятие любым видом народных промыслов).
3. Естественное и постоянное соприкосновение мира взрослых и детей в быту, труде, празднествах, играх, обрядах [5, с. 51-52].
4. Бережное отношение к природе, осознание себя как части всего живого на земле (художественная традиция фольклора одушевляла каждую былинку).
5. Традиция комплексного воспитания детей - одно из основных достижений народной педагогики. Совершив когда-то главное открытие, народ интуитивно нашел ключ к тому, как в едином процессе, за один отрезок времени простыми средствами решить проблемы трудового, физического, умственного, нравственного и художественно-творческого воспитания детей. Так народ утверждал идеал трудолюбия, честности, физической и духовной красоты. Под красотой всегда подразумевался и высокий нравственный уровень человека. Главенствовало трудовое воспитание. Трудиться учили с детства, но учили совмещать труд со сказками, играми, песнями, праздниками. Тема труда господствует во всех видах народного искусства. Подготовка праздника или другого совместного досугового мероприятия требует участия всех ребят в посильной каждому форме. Работают сегодня в современной школе над такими досуговыми формами, как правило, и дети, и взрослые, включая родителей и учителей. Это сближает поколения и дает возможность многому научиться друг у друга.
6. Ориентация молодого поколения на опыт старших и воспитание на их примере.
Кроме того, информацию о труде ученые-психологи (М. В. Осорина и др.) находят и в материнском фольклоре - колыбельные песни, пестушки, потешки и т. п., ко-
торый формирует в ребенке построение картины мира [6, с. 11]. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной взрослой жизни, как он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих детей и родителей [6, с. 18].
Исследованиями Е. А. Климова установлено, что в содержании народной педагогики нашли определенное отражение и отдельные элементы психологических знаний о труде как деятельности и о человеке как субъекте этой деятельности [7, с. 116].
В пословицах и поговорках разных народов прослеживаются психологические знания о труде, отражающие многие явления и их зависимость, характеризующие психологическую сторону труда. В космогонических (ветхозаветных) мифах содержатся психологические сведения о труде [7, с. 117]. Информация о труде представлена также в различных памятниках письменности и литературы. Например, Е. А. Климов обращает наше внимание на материалы сочинений М. В. Ломоносова (XVIII в.), включающие в себя разнообразные темы:
1) построение эмоционально насыщенных образов целей и, следовательно, «смыслов» труда, а также вопросы его стимуляции. Система «смыслов» труда включает такие компоненты, как «умножение счастья человеческого рода», «слава и польза отечества», страсть «насыщать свой дух приятностию самого дела»;
2) определение требований к личным качествам «первейших персон сего общества» или профессионально-квалификационных характеристик, которые предписываются каждому работнику, и многое другое [7, с. 119-120]. В рекомендациях по устройству домашнего быта («Домострой», XVI в.) Е. А. Климов находит идею соответствия выбора направления трудового обучения с личными качествами подрастающего человека: «...учити рукоделию матери дщери, а отцу сынове, кто чего достоин, каков кому просуг [способность] бог даст» [7, с. 126].
Огромное значение трудовому воспитанию в семье уделял также и выдающийся отечественный ученый-педагог А. С. Макаренко. В своем труде «Лекции о воспитании детей» он пишет: «Родители чаще всего не рассказывают детям о своей работе (отца или матери) или работе других людей». Для того чтобы у ребенка сложилось правильное отношение к самому труду и людям труда, необходимо, по мнению А. С. Макаренко, «как можно раньше познакомить ребенка с работой отца и матери, с особенностями этой работы, насколько она трудна, какие в ней напряжения, какие достижения. Ребенок должен знать, что производит его отец и мать, какое значение это производство имеет для всего общества. Родители также должны познакомить ребенка с коллегами и сотрудниками по работе, рассказать о значении их работы» [8, с. 324]. «Первое, о чем надо помнить родителям, - предупреждает А. С. Макаренко, - это то, что их ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он
1
в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. Семейное воспитание также имеет отношение и к получению квалификации. Именно семейная трудовая подготовка способствует определению будущей квалификации человека» [8, с. 330, 332].
Семья, по мнению Е. А. Климова, является той системой, которая оказывает в среднем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи. И не только в форме прямых воздействий-требований родителей или лиц, их заменяющих, но и как реальный фактор, косвенно, но закономерно определяющий идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. С другой стороны, семья является достаточно автономным социальным институтом, трудно управляемым, в частности, с позиций школы, педагогики [9, с. 34]. Учеными-психологами были определены разновидности детско-родительских отношений в рамках проблемы профессионального самоопределения учащихся, а именно:
1. Учащемуся предоставляется свобода выбора, в его решение не вмешиваются.
2. Родители, взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущем ребенка. Они согласны со сделанным им выбором профессии и содействуют его реализации.
3. Взрослые (родители) не согласны со сделанным учащимся выбором.
4. Родители дают детям в той или иной степени извращенную профессиональную ориентацию.
5. Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно обоснованных ответов на вопросы: «С кем (то есть с какой общностью людей) быть?», «Каким быть?», «Где дальше учиться?». Эти вопросы и составляют ядро классического «Кем быть?».
Вторая по значимости роль в оказании помощи по профессиональному самоопределению подростков многие ученые (Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников и др.) отводят школе, имеющей возможности для разнообразной профориентационной помощи ученикам. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могут знакомить школьников не только с определенными отраслями знания, но и с соответствующими производствами (на уроках химии - с химическими производствами, на уроках биологии - с биологическими профессиями и т. п.). Во-вторых, на уроках труда, где у школьников вырабатываются первоначальные трудовые навыки, а в идеале даже осваиваются некоторые профессии. В-третьих, в ходе обследования школьным психологом, который может помочь учащимся разобраться в себе, в своих способностях и недостатках, в своих склонностях и ценностных ориентациях, а также научить планировать перспективы своего развития.
Немаловажная роль в оказании помощи школам по вопросам профориентации подрастающего поколения отводится предприятиям, фирмам, организациям [4, с. 48-49].
Ф
Значительный теоретический и практический интерес в данном аспекте и в русле заявленной темы исследования является выявление образовательно-воспитательных возможностей детского школьного театра в решении задач профессионального самоопределения детей и их реализация в рамках функционирования социально-педагогической системы «школа - дополнительное образование детей в общеобразовательной школе». Выше уже отмечалась роль детского школьного театра в профессиональной ориентации обучающихся.
Анализ научной философской, социологической, театральной, психолого-педагогической литературы показал, что понятие «труд» тесно связано с понятием «искусство», так как именно «труд является источником возникновения художественной деятельности» [10, с. 155]. Искусство, обладая игровым началом, отражает мир, в том числе и мир игры - игры детей, народные игры, игровой элемент обрядов, праздников, карнавалов, цирка и т. п. В искусстве игровое начало проявляется в перевоплощаемости, присущей всем видам художественного творчества, особенно игре актера [11, с. 122]. Именно через творчество актера «театр» (от греч. 1:Иеа1:гоп - место для зрелищ, зрелище) наиболее глубоко проникает в духовную, нравственную сферу человеческого бытия [11, с. 338]. Театральное искусство прошло длительный исторический путь развития. В своих истоках оно восходит к охотничьим, сельскохозяйственным и религиозным обрядам общинно-родового строя, мистериальным и карнавальным действам, содержащим в себе элементы игры, диалога, ряжения, музыки, пения, танца, использования маски. Театр - искусство коллективное. Творчество актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство грима и пр. подчинены в современном театре единому режиссерскому замыслу, служат воплощению художественного целого [11, с. 346].
С психологической точки зрения искусство - важная часть содержания воспитания как общественного явления. Л. С. Выготский в работе «Психология искусства» подчеркивает: «Искусство с самых древних времен рассматривалось как часть и как средство воспитания, то есть известного длительного изменения нашего поведения и нашего организма. Все прикладное значение искусства в конечном счете и сводится к его воспитывающему действию, в котором видится родство между педагогикой и искусством» [12, с. 287]. В статье «Театральное творчество в школьном возрасте» выдающийся отечественный ученый-психолог отмечает: «Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой - корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, подготавливают пьесу, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории,
декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. В детской постановке все - от занавеса и до развития драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку» [13, с. 62-63].
Анализ научной литературы, практического опыта образовательных учреждений и детских театров показал, что воспитательное воздействие спектаклей на детей как на зрителей может быть эффективным только при совместном их посещении родителями и детьми и последующим обсуждением глубинных духовно-нравственных идей, заложенных в данной постановке.
В современной педагогической науке и образовательной практике не только глубоко обоснована необходимость совместной работы школы, семьи, общественных организаций по профессиональной ориентации детей, но и разработан ряд методических рекомендаций по ее осуществлению.
Так, в исследованиях Л. В. Байбородовой и др. выделены следующие типы взаимодействия школы и семьи по воспитанию детей: сотрудничество, диалог, опека, подавление, соглашение, конфронтация, индифферентность, среди которых сотруднический тип является, с точки зрения ученых, высшим уровнем развития взаимодействия. Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
1) обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
2) организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей;
3) гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
4) интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей [3, с. 22-23, 29-32].
Главная организационная роль в процессе взаимодействия школы, семьи, представителей базовых предприятий по профориентации детей принадлежит, согласно результатам исследований С. Н. Чистяковой и Н. Н. Захарова, родительскому комитету школы. Родительский комитет призван систематически организовывать беседы с родителями по классам об изучении и развитии интересов и склонностей детей, о подготовке их к выбору профессии; привлекать родителей к проведению с учащимися бесед и консультаций о профессиях, оформлению кабинетов и уголков профориентации, а также к участию в других профориентационных мероприятиях (встреча с представителями ведущих профессий, посещение цехов, рабочих мест, изготовление стенда о предприятии, сбор материалов о профессиях и др.); проводить с подростками и их родителями индивиду-
альные беседы об интересах и склонностях каждого ученика» [2, с. 74]. Исследованиями отечественных ученых (Б. З. Вульфов, Л. В. Ермоленко, П. И. Пидкасистый и др.) выделены следующие составляющие педагогической помощи родителям со стороны школы по воспитанию детей: образовательная, психологическая, посредническая составляющие психологической помощи [14, с. 330332], а также определены такие важнейшие направления работы школы по повышению педагогической культуры родителей, как научно-педагогическое просвещение; педагогическая деятельность, связанная с реализацией контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующей и других функций; педагогическое самообразование родителей [14, с. 335].
Анализ результатов исследований театральных деятелей, режиссеров-педагогов (З. Я. Корогодский и др.), опыта работы профессиональных детских театров показал, что в искусстве театра главное - единомыслие (мысли об одном); театр объединяет в себе наибольшее число участников союза (театр, школа, семья), а также объектов «сговора» - детей. Главное в работе театра -это контакт, связь, отношения зрительного зала и сцены. Обеспечение тесного контакта и связи, правильных отношений зрительного зала и сцены достигается путем реализации следующих взаимосвязанных этапов. Первый этап: достижение внутреннего единомыслия среди работников театра - коллектива воспитателей, которые адресуют свое искусство детству (основной «сговор»). Второй этап: достижение взаимопонимания между театром и воспитателями детей в семье и школе; без достижения этого взаимопонимания искусство детского театра не может дать нужных результатов. Речь идет о «сговоре» в вопросах и принципах, которые составляют фундамент театра - его художественную и педагогическую программу; единомыслие в отношении к действительности и единомыслие по вопросам эстетических средств, через которые реализуется воздействие театра [15, с. 15]. Решение этих проблем возможно через деятельность зрительского парламента, который, согласно исследованиям З. Я. Корогодского, является уникальной формой организации процесса индивидуального и коллективного творчества. Зрительский парламент - это школа талантливого зрителя, школа зрительского актива, а ученики этой школы - связующее звено между театром и основной массой потенциального зрителя. Структуру организации зрительского парламента составляют:
1) мастерские творческого центра «Семья», школьные театральные коллективы, которые ведут соответствующую работу в своих школах (рассказывают о новых постановках театра, о жизни театра, а театру - о своих волнующих проблемах);
2) родительский совет;
3) педагогический совет, который организует деятельность отрядов зрительского парламента, проводит исследовательскую психолого-педагогическую работу, отслеживает результаты деятельности зрительского пар-
ламента, результат системы воспитательных мероприятий, предложенных зрительским парламентом.
Основные принципы организации зрительского парламента:
1. Дети совместно со взрослыми равноправно участвуют в решении проблем, возникающих в их детской, но и взрослой жизни.
2. Деятельность зрительского парламента - это прежде всего игра: в актеров, режиссеров, художников, администраторов.
3. Плодотворная работа зрительского парламента зависит от «совместной работы артистов, способных мыслить как педагоги, и педагогов, способных чувствовать как художники» [16].
На эти идеи мы опирались в процессе исследования обозначенной проблемы. При этом с целью реализации совместной деятельности школы, семьи, педагогов дополнительного образования и организаций (в нашем случае творческого коллектива ТЮЗа) были разработаны в ходе исследования содержание работы по профессиональной ориентации учащихся, отраженное в учебной программе «Профессиональное самоопределение средствами театральной деятельности» для учащихся 8-9-х классов; определены: функции каждой из взаимодействующих сторон (аналитическая, образовательная, развивающая, воспитательная, диагностическая) и содержание их деятельности; формы и технология деятельности взаимодействующих сторон по совместному решению профессиональной ориентации детей с учетом и в контексте высших духовно-нравственных ценностей (профессиональные пробы; уроки театра; интегрированные уроки; экскурсии межпредметного характера; совместное посещение, постановка и анализ театральных представлений и др.), а также органы управления совместной деятельностью взаимодействующих сторон по профессиональной ориентации школьников в рамках функционирования социально-педагогической системы «школа - дополнительное образование детей общеобразовательной школы» (родительский комитет, педагогический совет, зрительский парламент); разработка тематики и цикла обучающих семинаров для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, детей, работников ТЮЗа по проблемам профессиональной ориентации учащихся 8-9-х классов и технологии совместной деятельности участвующих сторон в ее решении.
С целью изучения проблемы в образовательной практике деятельности учителей школ, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и работников ТЮЗа по решению задач профориентации детей с учетом привлечения сил заинтересованных сторон мы проводили наблюдения, беседы, анкетирование родителей, учителей, педагогов дополнительного образования, работников ТЮЗа, а также учащихся 8-9-х классов лицея № 8 г. Н. Новгорода, на базе которого проводилось исследование. Анкетированием было охвачено 105 родителей школьников, 45 учителей и пе-
дагогов дополнительного образования, 35 работников ТЮЗа г. Н. Новгорода.
Анализ ответов респондентов на вопросы анкет показал, что большинство из них не обращают должного внимания на необходимость совместной деятельности с другими субъектами педагогического процесса с целью профессионального самоопределения учащихся. Так, только 15% учителей-предметников и 22% классных руководителей связывают свою деятельность по профессиональной ориентации с работой педагогов дополнительного образования и с деятельностью художественного коллектива ТЮЗа; 30% учителей и классных руководителей привлекают к профориентационной работе с детьми их родителей. Аналогичная ситуация сложилась в деятельности и других взаимодействующих сторон в профориентации детей: в русле решения этих задач работают только 14% из числа опрошенных театральных деятелей ТЮЗа; 38% педагогов дополнительного образования; 35% родителей учащихся.
Анализ ответов респондентов на вопрос анкеты «Какие затруднения вы испытываете в совместном проведении профориентационной работы с детьми, со школой, родителями, педагогами дополнительного образования, работниками ТЮЗа?» показал, что в числе основных затруднений респонденты отмечают слабое владение информацией о содержании и основных формах этой совместной деятельности, отсутствие общего центра, координирующего и направляющего эту совместную деятельность, а также затруднения в методах, формах, технологии проведения профориентационной работы с детьми. Исследование показало, что при решении задач профориентационной работы с детьми респондентами чаще всего используются традиционные формы (беседы, экскурсии, массовые мероприятия) и крайне редко - инновационные формы работы (профессиональные пробы, уроки театра, занятия межпредметного характера и др.).
Перед началом формирующего эксперимента педагоги дополнительного образования, классные руководители, сотрудники театра и родительская общественность прошли предварительную подготовку на специально организованных семинарах социально-педагогической системы «школа - дополнительное образование детей». Работа инновационной социально-педагогической системы «школа - дополнительное образование детей» строилась на следующих принципах: превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в школу духовной культуры, из школы обучения - в школу воспитания, гуманистического подхода к ребенку, партнерских отношений с родителями; соединение воспитательных усилий школы, семьи, детского школьного театра и ТЮЗа; создание единой системы профессиональной ориентации детей общими усилиями их родителей, учителей школы, педагогов дополнительного образования и работников ТЮЗа путем их взаимодействия и сотрудничества. Активизация всех сторон по вопросам профессионального самоопределения подрастающего поколения с учетом и в
контексте высших духовно-нравственных ценностей выдвинула следующие задачи:
1) объединение всех взаимодействующих сторон, направленных на решение проблемы духовно-нравственного подхода у детей к своему выбору профессионального маршрута;
2) разработка форм, содержания и технологии деятельности, возможностей всех сторон взаимодействия по решению задач профессиональной ориентации школьников;
3) повышение психолого-педагогической культуры, художественной образованности и воспитание культурных навыков всех сторон взаимодействия.
На представителей сторон взаимодействия возлагались следующие функции: аналитическая, образовательная, развивающая, воспитательная, диагностическая; каждая из взаимодействующих сторон выполняла определенную деятельность.
Интегрирующую и координирующую функцию в реализации задач профессиональной ориентации детей в условиях функционирования социально-педагогической системы «школа - дополнительное образование детей общеобразовательной школы» выполняли в ходе экспериментального исследования такие органы управления, как родительский комитет, педагогический совет обозначенной школы, зрительский парламент.
С целью выявления готовности учащихся 8-х классов к сознательному выбору профессии мы провели перед началом обучающего эксперимента анкетирование школьников по методике Н. С. Пряжникова «Личный профессиональный план». Анкетированием был охвачен 91 учащийся 8-х классов лицея № 8 г. Н. Новгорода. Анализ результатов анкетирования школьников четырех 8-х классов показал, что многие из них еще испытывают значительные затруднения в своем профессиональном выборе: определились 25% учащихся, не определились - 37%; затруднились с выбором - 38% школьников (эти данные были характерны в целом для школьников всех четырех 8-х классов, принимавших участие в анкетировании).
Основной целью формирующего педагогического эксперимента было выявление влияния совместной деятельности школы, семьи, педагогов дополнительного образования детей, работников ТЮЗа на эффективность профессионального самоопределения учащихся 8-9-х классов, формирования у них потребности в нравственном подходе к выбору профессии, развитие их профессиональных интересов, профессионально важных личностных качеств. Экспериментальное обучение проводилось по разработанной нами программе «Профессиональное самоопределение средствами театральной деятельности» для учащихся 8-9-х классов.
Экспериментальным обучением были охвачены учащиеся четырех 8-х классов.
Сравнительный анализ результатов основного этапа формирующего эксперимента показал, что наивысший
показатель результативности профессионального самоопределения принадлежит группе учащихся, в которой профориентационная работа проводилась в условиях взаимодействия всех сторон (школа, родители, школьный театр, работники ТЮЗа).
Результатом этого взаимодействия стали следующие показатели: 76% учащихся определились с выбором профессионального маршрута; не определились 14%; имеют несколько вариантов 10% от числа учащихся. В других экспериментальных группах сравнительные результаты были значительно ниже.
Таким образом, совместная работа школы, семьи, педагогов дополнительного образования и специалистов организаций (в нашем случае - творческого коллектива ТЮЗа) является необходимым условием успешной профессиональной ориентации детей, их профессионального самоопределения в соответствии со своими способностями и с учетом рынка труда, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств, слияния общественных интересов и личных, подлинной свободы профессионального выбора.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методологические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002. № 3015-433/16 // Внешкольник. - 2002. - № 9.
2. Чистякова С. Н, Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1987.
3. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. - Ярославль, 2003.
4. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М., 2006.
5. Опарина Н. А. Педагогика театрализованного досуга. - М., 2008.
6. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2007.
7. Климов Е. А. Введение в психологию труда. -М., 2004.
8. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М., 1968.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 2005.
10. Философский словарь / Под ред. М. М. Розента-ля. - М., 1975.
11. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М., 1989.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. -Минск, 1998.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб, 1997.
14. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2007.
15. Театр и школа. Вып. VI, ВТО. - М., 1974.
16. Зрительский парламент // Сетевой журнал «На путях к новой школе». - 2004. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ийр^/шшш. altruism.rU/sengine.cgi/5/7/8/15/13 (дата обращения 05.10.2011).