Армине Гайковны Манукян, с ее участием в конкурсах, победами и награждениями.
Подводя итоги исследования, скажем, что, с одной стороны, прямой корреляции между количеством публикаций и положительным имиджем учреждений выявлено не было. При формировании имиджа образовательной организации, несомненно, решающую роль играет большая педагогическая работа, качество знаний учащихся, доброжелательная атмосфера в учреждении.
С другой стороны, анализ показал, что информационное сопровождение способно поддерживать общественное мнение об учреждении на достаточно высоком уровне, при этом наиболее эффективным является систематическое обращение к СМИ. Появление в медиапространстве способно сфокусировать внимание общественности на позитивных событиях, что положительно сказывается на доверии общественности и в целом на имидже учреждения.
По нашему мнению, для улучшения системы коммуникаций с целевыми аудиториями необходимо выстроить взаимоотношения с прессой, причем не только районной. Целенаправленное информационное сопровождение
УДК 378.1
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВЕКТОР СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ «ВУЗ - УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
В обзоре представлен современный взгляд на проблему профориентационной деятельности различных субъектов образовательных отношений: вуза, школы, учреждения дополнительного образования детей. На основе анализа научно-педагогических исследований раскрываются отдельные аспекты профориентации и профессионального самоопределения школьников при выборе вуза.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, дополнительное образование детей, социальное партнерство.
мероприятий, ярких школьных событий важно для укрепления статуса и улучшения имиджа образовательных организаций, повышения их конкурентоспособности, что особенно важно в тех селах, где действует сразу несколько школ или детских садов.
Таким образом, важнейшая задача совместной деятельности всех субъектов образовательного пространства Омского района - это дальнейшее развитие, расширение и качественное изменение системы информирования общественности о деятельности системы образования, заключающееся в переходе от спонтанности и фрагментарности к комплексности и системности.
1. Муниципальная пресса, реформа местного самоуправления и национальные проекты. Результаты всероссийского мониторинга / отв. ред. С. Г. Колесник, Р. Ф. Туровский, В. Л. Касютин [и др.]. М. : Хроникер, 2006. 149 с.
2. Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб. : Питер, 2003. 352 с.
© Кармалова Е. Ю., Хорошун Т. В., 2018
E. A. KamMOBa E. A. Kayumova
PROFESSIONALIZATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AS A VECTOR OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SYSTEM «HIGHER EDUCATIONAL
INSTITUTION - INSTITUTION OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION»
The review presents a modern view of the problem of professional orientation activity of various subjects of educational relations: university, schools, and institutions of children's additional education. On the basis of the analysis of scientific and pedagogical research, certain aspects of vocational guidance and professional self-determination of schoolchildren when choosing a university are revealed.
Keywords: vocational guidance, professional self-determination, additional education of children, social partnership.
В последние годы стремительно меняется структура, квалификационные требования и условия деятельности педагогов на рынке образовательных услуг. Возрастают требования к качеству подготовки выпускников педагогического вуза по творческим специальностям. В процессе формирования образовательных программ вуза и оценки качества образования позиция работодателей становится определяющей. В свою очередь, качество подготовки выпускников напрямую зависит от того, насколько осознан-
но старшеклассник пришел в вуз для получения профессии педагога и, в случае художественного образования, от качества его предпрофессиональной подготовки. Своевременное профессиональное самоопределение старшеклассников через профориентационную деятельность приобретает в этой связи важное значение их будущей успешной социализации.
Вопросам профориентации школьников традиционно уделяется достаточно большое внимание со стороны
отечественных исследователей. Особенно интенсивно эта тема изучалась в 1980-1990-е гг. в основном благодаря трудам Е. А. Климова и его последователей. Только за обозначенное десятилетние было защищено более десяти докторских и около двухсот кандидатских диссертаций по различным вопросам профориентации молодежи [1, с. 14]; актуальны эти вопросы и сегодня.
В работах отечественных ученых профориентация рассматривается с различных позиций: в аспекте ценностных ориентаций личности [2; 3], как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников [4; 5: 6], с точки зрения психологов-практиков [7; 8], в рамках компетент-ностного подхода [9; 10]. Новые механизмы профориен-тационной деятельности видятся в использовании информационно-коммуникационных технологий [11], социальной технологии поэтапного осуществления профессиональной ориентации молодежи, завершающейся включением выпускников образовательных учреждений в профессиональную деятельность [12], в индивидуальном подходе к формированию профессиональных планов старшеклассников [13], в профориентационной диагностике, начинающейся с младшего школьного возраста [14]. Исследователи поднимают такие общие и частные вопросы, как педагогическое взаимодействие школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся [15], преемственность обучения на разных этапах получения технологического образования [16], профориентация в условиях профильного обучения [17; 18; 19], организация при школе педклассов [20], значение дополнительного образования в профессиональной ориентации [21].
Анализ работ С. Н. Чистяковой и Н. Ф. Родичева [22; 23] позволяет выделить основные черты новой культурно-исторической ситуации, в которой осуществляется современная профориентационная деятельность, как то:
- изменение типа коммуникации («цифровое образование») и тесно связанная с этим необходимость толерантного субъект-субъектного отношения друг к другу на всех уровнях взаимодействия;
- новые требования к личностным качествам социальных партнеров, включая гибкость в способах мышления и действия, полипозиционность суждений, способность оперативно реагировать на инновации и использовать их в своей деятельности;
- движение от отраслевого характера общественного и промышленного производства к интегративному, нелинейному, мозаичному (сложенному из множества соприкасающихся, но не образующих устойчивых конструкций частей).
Авторы обнаруживают появление нового субъекта культуры, обладающего выраженной способностью к рефлексии, самоорганизации и автономности. При этом у молодежи часто деформированы (оторваны от действительности) представления о профессиях и рынке труда.
Процесс принятия решений о выборе профессии зачастую сводится к осознанию ее финансовой выгодности и социальной престижности, так как происходит без учета индивидуальных способностей и возможностей. Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у сегодняшних абитуриентов сформированного профессионального самоопределения.
Еще одна тенденция - массовое «отложенное взросление» молодого поколения. Большинство современных выпускников школы обнаруживают тотальную неготовность к осуществлению перехода во взрослую жизнь, дети все позже и позже принимают решения, в том числе решение о том, кем хотят быть [24, с. 24]. Так, по наблюдениям С. Н. Чистяковой и Н. Ф. Родичева, 50 % обучающихся, как правило, не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % респондентов ориентированы на поддержку взрослых; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии; 44 % не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [24].
В этой связи особую актуальность приобретает поиск новых механизмов формирования профессионального самоопределения молодежи путем развития в профори-ентационной сфере социального партнерства, учитывающего особенности современной системы образования и рынка труда.
Конкретизируем научное представление о структуре и содержании понятия «профессиональное самоопределение». А. А Муратова определяет его как совокупность следующих компонентов:
- когнитивного (наличие знаний о мире профессионального труда и его составляющих, о собственных способностях и профессионально-важных качествах; о способах получения и переработки необходимой информации);
- мотивационно-ценностного (сформированность профильных и профессиональных интересов, трудовых и профессиональных ценностей и мотивов);
- деятельностного (наличие умений принимать решения и планировать свою деятельность, проектные умения);
- рефлексивно-оценочного (сформированность умений оценивать себя, осуществлять самоконтроль, самовоспитание) компонентов [25].
Соглашаясь с О. И. Кононоговой, термином «профессиональная ориентация» предлагаем обозначать системную деятельность, направленную на формирование стратегии профессионального самоопределения молодого человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах [26, с. 3]. В соответствии с классификацией М. В. Батыревой, процесс формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно разделить на этапы: фантазийный - соответствует дошкольному возрасту; предварительного выбора профессии (7-10 лет); пробного выбора профессии (11-14 лет); реального выбора профессии (15-17 лет); профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности [27, с. 11].
В качестве варианта механизма формирования профессионального самоопределения О. В. Зубакина предлагает введение в высшей школе на этапе довузовской подготовки дополнительной функции по организации социального партнерства с учетом потребностей подростков и запроса регионального рынка труда. Ведущая роль в этой деятельности отводится интерактивным формам и методам воздействия
на старшеклассников в условиях создания высшей школой единой информационной среды [28].
Важнейшим атрибутом информационной и педагогической помощи старшеклассникам в процессе профессионального самоопределения Ю. А. Сардушкина видит социальное партнерство вуза и общеобразовательной школы, понимаемое как взаимовыгодный обмен различными ресурсами для достижения значимых для обеих сторон целей. Основным полем партнерского взаимодействия школы и вуза является профориентационная деятельность. Автор считает необходимым строить взаимодействие путем организации модульной профориентационной программы в школе, причем разнообразие модулей должно соответствовать направлениям подготовки вуза [29].
В аспекте профориентационной деятельности мы предлагаем рассматривать социальное партнерство в системе образования с нескольких основных позиций:
- как равноправное взаимовыгодное взаимодействие между субъектами образовательных отношений внутри профессионального сообщества;
- как установление партнерских взаимоотношений с другими сферами и отраслями профессиональной деятельности (культура, искусство, наука и др.);
- как особую форму партнерства, интегрирующую структурно-организационный, функциональный и оценочно-результативный компоненты, условия для возникновения и эффективного существования которой генерирует сама система образования;
- как механизм саморазвития и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям.
Именно институт социального партнерства позволяет на практике реализовать организационно-функциональный подход к качественному педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, что прежде всего будет отражаться на восполнении кадрового потенциала региона [24]. При этом отмечено, что детерминирующим фактором успешной профориентации обучающихся является готовность вовлеченных субъектов к совместной профориентационной работе (далее - ПР). К. И. Сибгатова в этой связи выделяет ряд компонентов:
- мотивационный, характеризующийся сформированнос-тью убеждений в необходимости проведения ПР;
- когнитивный, характеризующийся наличием профессиональных знаний, необходимых для осуществления ПР, осознанием профессиональных интересов и их способностей, их соответствия требованиям приобретаемой профессии, а также перспектив профессионального карьерного роста;
- деятельностный, включающий профессиональные умения, навыки и компетенции решения профориентационных задач, умения планировать и реализовывать ПР с учащимися и студентами;
- эмоционально-волевой, предполагающий увлеченность своей профессиональной деятельностью, положительный эмоциональный настрой в ПР;
- рефлексивный, предполагающий способность к самоанализу, объективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин в ПР [30].
В целом анализ литературы и педагогической практики показывает, что несмотря на существующие в общеобразовательных школах различные методы осуществления профессиональной ориентации, выпускники испытывают серьезные трудности в выборе профессии. Можно предположить, что эти проблемы, помимо субъективного фактора (мотивация выпускника, его готовность к выбору профессии и др.), вызваны особенностями реальной ситуации в школьной практике: эпизодичностью профориентационной работы из-за недостатка кадрового, материально-технического, образовательного, временного ресурсов. В данных условиях на первый план выступают учреждения дополнительного образования детей как социальный институт интеграционного типа. Именно такие учреждения обладают значительными возможностями наполнения профориен-тационными ресурсами процесса предпрофессиональной подготовки: отсутствие государственных, жестких и обязательных стандартов содержания образования; нерегла-ментированный временными рамками образовательный процесс; конструктивное взаимодействие педагога и учащегося на основе сотворчества и партнерства; личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования; свобода выбора учащимся содержания образования и темпов его освоения, многообразие методов и средств формирования допрофессиональной компетентности. Очевидно, что для успешного осуществления профориентационной работы необходимо преодоление факторов, тормозящих развитие социального партнерства в сфере образования. По мнению О. В. Деникаевой, к ним относятся прежде всего устойчивые традиции «автономности», когда каждый видит и понимает свою конкретную цель в совместной деятельности, не учитывая в должной мере важность общей цели; склонность к авторитарному характеру действий, когда хочется подчинить других уже привычным для данного субъекта методам взаимодействия. Со стороны педагогов - это невыраженность интереса к становлению и развитию партнерского взаимодействия с детьми, семьей; с позиции родителей - недооценка роли сотрудничества в становлении образовательного сообщества, низкая общая и педагогическая культура, характерная для достаточно большой группы родителей, отсутствие практики взаимодействия «на равных» в образовательном сообществе. У руководителей органов управления образованием вопросы становления социального партнерства не являются приоритетными управленческими задачами, характерна фрагментарная практика организаторской деятельности по обеспечению информационных, социологических исследований, социально-педагогических, психологических условий становления эффективного партнерства [31].
Из опыта педагогических исследований по вопросам профориентации в условиях дополнительного образования детей известно, что, по мнению обучающихся, роль учреждения дополнительного образования детей в процессе профессионального самоопределения заключается в углубленном изучении определенной области знаний (53,7 % опрошенных); в ознакомлении с различными профессиями и учебными заведениями (34,3 %); в проведении индивидуальных консультаций и профильных занятий (12 %). При этом 52 % юношей связывают свою будущую профессию
с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования, тогда как девушки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души» и лишь 36,5 % предполагают связать занятия в профильном творческом объединении с будущей профессией. Тем не менее, по мнению школьников, влияние дополнительного образования на самоопределение оценивается ими как достаточно значимое (58 %), хотя первое место отдано влиянию семьи (78 %) [32].
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований и практики отечественного образования за последнее десятилетие свидетельствует о неослабевающем интересе к проблеме профессионального самоопределения личности молодого человека в процессе профориентации. Выявлена особенная социокультурная ценность дополнительного образования и его значимая роль в профессиональном самоопределении, связанные с вовлечением в педагогический процесс полипрофессиональных и разновозрастных субъектов, ориентацией на личностно-деятельностный подход. Тем не менее необходимо отметить, что число исследований по совместному решению обозначенных проблем в системе «учреждение дополнительного образования - вуз» весьма ограничено, а вопросы организации взаимодействия и его содержания в связке «дополнительное образование художественно-эстетической направленности - вуз» в профориентационном контексте остаются практически неизученными.
1. Атутов П. Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 13-20.
2. Бабина А. А. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном обучении : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.
3. Брагина Ю. В. Ценностно-профессиональные ориентации рабочих на разных стадиях профессионального становления // Образование и наука. 2016. № 6(135). С. 75-96.
4. Самсонова Т. И. Трудовая социализация молодежи: проблемы и тенденции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 4(14). С. 41-50.
5. Феоктистова Т. В. Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников: 57 кл. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005. 26 с.
6. Орлова В. В., Луц Ю. А. Трудовая социализация молодежи: теоретический аспект // Концепт. 2015. Т. 30. С. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2015/65078.htm (дата обращения: 21.12.2017).
7. Мухортова Д. Д., Мурадова В. И. Кем стать? Профориентация выпускников // Инновационная наука. 2015. № 123. С. 215-217.
8. Бадашкеев М. В. Профессиональная ориентация сельских школьников на педагогическую деятельность // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. С. 73-75.
9. Бельницкая Е. А. Разработка и использование профо-риентационного компонента электронных образовательных ресурсов в контексте компетентностного подхода // Образо-
вание через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. С. 464-465.
10. Хуснутдинова М. Н. Проблема осознанного профессионального выбора школьника // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб. : Заневская площадь, 2014. С. 343-345.
11. Гиляжева Г. З., Варфоломеева Т. Н. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов // Новые информационные технологии в образовании: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург : Российский Гос. проф.-пед. ун-т, 2015. С. 306-311.
12. Иванова Т. Н. Социальное проектирование системы управления профессиональной ориентацией молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2003. 22 с.
13. Купченко В. Е. Особенности профессионального выбора старшеклассников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 43-47.
14. Васенкина С. Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL http://human.snauka.ru/2015/11/13082 (дата обращения: 11.01.2018).
15. Сироштан Л. А. Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального пути подростка // Образование и воспитание. 2015. № 3. С. 32-33.
16. Санакулов Х. Р., Болтабоев С. Преемственность технологической подготовки в системе среднеспециальных учебных заведений и основного общего образования // Вестник современной науки. 2016. № 1-2(13). С. 67-69.
17. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 29-32.
18. Мирзоходжаев М. Д. Проблема профориентационной работы в школе // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. № 1(50). С. 224-228.
19. Сладкова И. В. Реализации программ профильного обучения и профориентационной работы в условиях сетевого взаимодействия // Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. / под общ. ред. В. П. Панасюка. СПб. : ЛОИРО, 2015. С. 93-96.
20. Ревякина В. И, Осетрин К. Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5(158). С. 244-248.
21. Лобанов В. В. Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 10. С. 81-85.
22. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Дополнительное образование. 2004. № 11. С. 8-13.
23. Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях
непрерывного образования // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2012. № 9. С. 16-24.
24. Чистякова С. Н, Родичев Н. Ф., Сахарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2(10). С. 23-29.
25. Муратова А. А. Профессиональное самоопределение подростка в процессе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008. 24 с.
26. Кононогова О. И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 24 с.
27. Батырева М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2003. 25 с.
28. Зубакина О. В. Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной под-
держки профессионального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 26 с.
29. Сардушкина Ю. А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 2. С. 165-173.
30. Сибгатова К. И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа - колледж - предприятие» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 24 с.
31. Деникаева О. В. Противоречия формирования социального партнерства в современном образовании: региональный аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2005. 24 с.
32. Павлов А. В. Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования детей // Концепт. 2012. № 11. С. 41-45. URL: http://e-koncept. ru/2012/12153.htm (дата обращения: 18.01.2018).
© Каюмова Е. А., 2018
УДК 373.1
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
НА УРОКАХ ОБЖ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
В статье представлена методика формирования знаний о здоровом образе жизни в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», основанная на метапред-метных формах обучения. Особое внимание уделяется диагностическому инструментарию оценки уровня сфор-мированности исследуемого качества и критериальному аппарату, представленному взаимосвязанными критериями: мотивационным, когнитивным, деятельностным.
Ключевые слова: образование, общеобразовательные учреждения, основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни, метапредметные формы обучения.
T. В. ^yweea T. V. Kugusheva
META-SUBJECT FORMS OF WORK ON LIFE SAFTY FUNDAMENTALS LESSONS AS A BASIS FOR FORMING KNOWLEDGE ABOUT HEALTHY LIFESTYLE
The article presents the method of forming knowledge about a healthy lifestyle in the course of the subject "Life Safety Fundamentals", based on meta-subjective forms of training. Particular attention is paid to the diagnostic tools for evaluation of the formation level of the investigated quality and to the criteria! apparatus represented by interrelated criteria: motivational, cognitive, activity.
Keywords: education, general education institutions, life safety fundamentals, healthy lifestyle, meta-subjective forms of education.
Вопросу формирования здорового и безопасного стиля жизни посвящено немало научных трудов, проведено множество различных конференций, форумов [1]. Значение школы, в частности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ), в формировании здорового и безопасного стиля жизни у ребенка трудно переоценить.
В течение многих лет, обучаясь в школе, ребенок чаще всего изучает разрозненные, не связанные между собой дисциплины, при этом не пытаясь установить связь между ними. Несомненно, улучшить ситуацию в решении данного вопроса позволило введение в школе федеральных образовательных стандартов нового поколения, в которых одним из основных требований к процессу обучения являет-
ся формирование метапредметных результатов (подробнее о метапредметном подходе в образовании см. [2; 3; 4]).
Результатом метапредметного обучения выступают обобщенные метапредметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов и применимые не только в образовательном процессе, но и в различных жизненных ситуациях. В основе метапредметного обучения лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.
Для получения метапредметных результатов, указанных в образовательных стандартах, необходимы следующие действия: