И. И. Троицкая
Профессиональное самоопределение учащихся средствами театральной деятельности: акмеологический подход
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Д.А. Медведева была определена государственная политика, центральное место в которой занимает человек, способный к новаторству и творческому труду. Особая роль в формировании нового поколения профессиональных кадров отводится системе российского образования и в первую очередь - школьному. Дополнительное образование детей как необходимый компонент системы полноценного общего образования является определяющим фактором развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Анализ результатов исследований ученых-социологов показал, что примерно 40 % молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям; при этом около 70 % старшеклассников не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей, соответствия их избираемой профессии. Велик и экономический урон государства. В связи с этим сложились объективные предпосылки для поиска путей повышения эффективности профессиональной ориентации подрастающих поколений в условиях общеобразовательной школы, в том числе в системе учреждений дополнительного образования.
В контексте целей и задач настоящего исследования теоретический и практический интерес представляют такие направления общей акмеологии, как акмеология школьного образования, основоположником которого является В.Н. Максимова, и акмеология последипломного образования, основоположниками которого являются В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева.
Акмеология школьного образования изучает объективные и субъективные факторы достижения профессиональной зрелости педагога в условиях его практической деятельности, во взаимодействии с учеником, который развивается как субъект самоопределения, саморазвития, достигая личностной и социальной зрелости. В акмеологии школьного образования зрелость рассматривается как выражение «акме», вершины на каждом рубежном этапе взросления и развития растущего человека в процессе воспитания и обучения, как его готовность к новому этапу жизнедеятельности и образования: у дошкольника - школьная зрелость, его готовность к обучению
312
в школе; у выпускника начальной школы - учебная зрелость, его готовность к обучению в основной школе; у выпускника основной школы - личностная зрелость, его готовность к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута, к выбору профиля обучения в средней школе.
В акмеологии последипломного образования рассматривается взрослый человек как субъект профессиональной деятельности, который в процессе непрерывного образования должен подняться на качественно новый уровень развития творческого потенциала. При этом отмечается, что объектом акмеологии школьного образования является прогрессивно развивающиеся субъекты образовательного процесса: взрослый человек - педагог - профессионал и растущий человек - ученик и их взаимодействие. Рассматривая данное взаимодействие как субъект-субъектные отношения и как совместную готовность покорения вершин профессиональной и личностной зрелости, следует остановиться на развитии каждого из субъектов в отдельности.
Взрослый и растущий человек в процессе обучения постигают одни и те же акмеологические категории: зрелость, саморазвитие, творчество, духовность и т. д., имеют одни и те же цели - достижение нового качественного уровня развития и занимаются образовательной деятельностью длиною в жизнь. На обозначенные идеи мы опирались в ходе исследования.
Практическая деятельность и теоретические исследования педагогического коллектива лицея № 8 г. Н. Новгорода, направленные на изучение проблемы - профессиональное самоопределение учащихся средствами театральной деятельности, выявили возможность получения знаний о мире профессий не только учащихся, стоящих на пороге выбора образовательного маршрута или профиля обучения, но также взрослых людей, повышающих уровень своей профессиональной компетентности. Данная проблема определила цель исследовательской работы, которая заключается в обосновании и проверке педагогических условий, обеспечивающих успешность использования средств театральных технологий в профориентационной деятельности обучающихся (растущего и взрослого человека) на ступени личностной зрелости и последипломного образования.
Объект исследований - формирование знаний обучающихся о мире труда и профессий и высшей ступени развития субъекта жизнедеятельности - профессионализме, развитие профессионально важных качеств, способствующих достижениям высших уровней профессиональной деятельности.
Предмет исследований - взаимодействие и взаимовлияние растущего и взрослого человека в процессе достижения качественно
313
нового уровня в образовательно-воспитательной деятельности, готовность к самосовершенствованию на основе механизмов саморазвития, самореализации и самоактуализации.
Средством достижения поставленных целей является театральная деятельность в рамках программы «Профессиональное самоопределение при помощи театральной деятельности» для учащихся 8-9 классов; обучение осуществляется в рамках классных часов (1 час в неделю) в школе. Данная программа позволяет интегрировать разнообразные творческие объединения детей на общей содержательной основе, координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. При этом театральная деятельность является одним из важных факторов профессиональной ориентации в дополнительном образовании учащихся в общеобразовательной школе, что обусловлено спецификой театральной деятельности, ее функциями, структурой, многофакторностью. Театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссера, актеров, художника, композитора. Спектакль является результатом деятельности многих людей. Существует понятие «работники театрального цеха», отражающее тот факт, что спектакль - это одновременно творчество и производство. В создании спектакля принимают участие множество людей самых разных профессий, порой необычных и редких: художник-постановщик, режиссер, макетчик, столяр, слесарь, заведующий художественно-постановочной частью, конструктор и др. В театре есть следующие цеха, в которых трудятся работники разных специальностей: столярный (столяры-
краснодеревщики, токари, резчики); мягких декораций (обойщики-драпировщики); живописно-декоративный (художники по росписи); бутафорский (художники-бутафоры); швейный (портнихи); машиннодекорационного отделения (монтировщики сцены); реквизиторский; обувная, шляпная мастерские. В театральном закулисье работают также мастера-костюмеры, художники-гримеры, помощники режиссера.
Таким образом, театр позволяет не только соприкоснуться с миром искусства, но и познакомиться со многими профессиями, представители которых принимают участие в подготовке спектакля, в частности, из таких сфер, как человек - человек, человек - природа, человек - знаковая система; человек - техника, человек - художественный образ.
Постановка спектаклей на уроках театра в школе по программе «Профессиональное самоопределение при помощи театральной деятельности» для учащихся 8-9 классов осуществляется самими детьми под руководством педагога дополнительного образования, классного руководителя и при непосредственном их участии в теат-
314
ральном действии. Дети и взрослые являются актерами, режиссерами, художниками, сценаристами, музыкантами. В этом случае у педагогов и детей появляется возможность не только познакомиться с основами сценического искусства, особенностями профессиональной деятельности работников театра, но и включиться в профессиональные пробы. В процессе проб дети и взрослые получают опыт той работы, которую они выбрали и пытаются определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. Благоприятные возможности для осуществления профессиональной ориентации создаются и тем, что школьники являются активными зрителями поставленных детским коллективом спектаклей, в ходе которого могут познакомиться с особенностями профессиональной деятельности героев произведения. Все вышеизложенное актуализирует проблему разработки теоретико-методологических основ исследования сущности театральной деятельности и ее роли в профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе
Методологическую основу данного исследования составляют системно-интегративный, личностно-деятельностный, индивидуальный и акмеологический подходы, где акмеологический подход является ведущим, с которым другие подходы связаны отношениями соподчинения.
Системно-интегративный подход позволяет рассмотреть профессиональную ориентацию в школьном дополнительном образовании как социально-педагогическую систему, главными компонентами которой являются цели профориентации, обучающиеся, профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), профессиональная и социальная адаптация; личностно-деятельностный образовательный процесс на основе интеграции основного и дополнительного образования; интеграции разновозрастных субъектов образования: педагогов, театральных работников и школьников в едином коллективе образовательного учреждения; интеграции трех видов деятельности - преподавания, учения, театрализации в едином образовательном процессе. Общение является формой творческопедагогического взаимодействия, которая интегрирует коммуникативную деятельность. В процессе взаимодействия все это обеспечивает новое качество целостной системы, имеющей единую образовательно-воспитательную стратегию, носящую профориентационный характер и основывающуюся на социальнопедагогическом единстве функций школы как образовательного, дополнительного и культурного учреждения.
Ключевые принципы функционирования профессиональной ориентации как педагогической системы: демократизация, гумани-
315
зация, гуманитаризация, регионализация, дифференциация. Ведущей функцией профессиональной ориентации как социальнопедагогической системы выступает формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в той или иной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.
Реализация личностно-деятельностного подхода дает возможность раскрыть сущность позиции школьника в ходе профессиональной ориентации не только как объекта педагогических замыслов педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей общеобразовательной школы, но и прежде всего как субъекта собственной деятельности (познавательной, учебно-профессиональной, общения и др.), выявить условия, методы, средства, технологии использования театральной деятельности в процессе профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Знакомство с миром профессий и «примеривание» на себя образа того или иного профессионала, отработка профессионально важных качеств в процессе театральной деятельности взрослого и растущего человека позволяет и взрослому и растущему человеку быть субъектами образовательной деятельности, достигать определенного уровня обученности, воспитанности и зрелости. При этом взрослый человек является еще и субъектом педагогической деятельности, повышающий свой профессиональный уровень, преодолевающий деформации профессионального сознания, поведения, профессионального заболевания.
Таким образом, личностно-деятельностный подход в исследовании проблемы профессионального самоопределения учащихся средствами театральной деятельности предполагает реализацию ряда методологических принципов как регуляторов педагогической деятельности: принцип развития в деятельности, субъектности, единства творчества и деятельности.
Индивидуальный подход как теоретико-методологический принцип исследования ориентирует на изучение в ходе профессиональной ориентации индивидуальных особенностей детей, их индивидуальных и личностных черт, необходимых для профессионального самоопределения, опору на субъективный опыт учащегося с целью осуществления адресной помощи и педагогической поддержки в его профессиональном самоопределении.
Исследование показало, что основными организационнопедагогическими условиями успешной реализации театральной деятельности при проведении профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы являются следующие: интеграция основного и дополнительного образования в ходе
316
профессиональной ориентации детей; творческое сотрудничество школьного самодеятельного театра и ТЮЗа, направленного на развитие личности ребенка, ее социального и профессионального самоопределения в рамках единой художественно-педагогической программы; кадровые условия, создающие возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования, учите-лей-предметников, классных руководителей, воспитателей общеобразовательной школы, включение их в исследовательскую деятельность в контексте оптимального решения на высоком профессиональном уровне задач театральной деятельности как средства профессиональной ориентации в дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе. Важным организационнопедагогическим условием решения обозначенной проблемы являются тесная взаимосвязь школы, семьи, педагогов дополнительного образования, специалистов театра юного зрителя в определении целей, задач, методов и средств реализации театральной деятельности как средства профессиональной ориентации в дополнительном образовании учащихся в общеобразовательной школе.
Акмеологический подход являясь интегратором предыдущих подходов, конкретизируя каждый из них, позволяет выделить интегративные показатели, отражающие результаты обучения, воспитания и развития школьников и педагогов, которые определяются общей категорией «зрелость». При этом реализация акмеологиче-ского подхода должна быть направлена на развитие растущего человека как субъекта самоопределения, формирование его готовности к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения или профессии, а также на развитие педагога как субъекта инновационной деятельности. Интегрируя научные знания из области философии образования, психологии, валеологии, социологии данный подход меняет способ мышления взрослого человека на ступени профессиональной зрелости, направляет на достижение профессиональных вершин при помощи целенаправленной программы деятельности, обеспечивающей возможность успеха, карьерного роста на основе саморазвития, самосовершенствования. Акмеоло-гический подход дает возможность взрослому и растущему человеку через «акме-формы»: «творчество», «духовность», «профессионализм», «здоровье» покорять одну вершину зрелости за другой в течение всей своей жизни.
Таким образом, акмеологический подход как теоретикометодологическая основа профессиональной ориентации детей в системе дополнительного образования позволяет обосновать новый подход к исследованию данной проблемы как в теоретическом, так и в практическом аспектах: он ориентирует на развитие достижений и мотивации самоопределения (личностного и профессионального) в
317
жизнедеятельности педагога и каждого обучающегося, на акмеоло-гическое сопровождение процесса профессиональной ориентации, формирование акмеологической позиции педагога дополнительного образования как необходимого условия его эффективности.
С. В. Полякова
Самосовершенствование педагога в процессе непрерывного образования
Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Разрабатываются и модифицируются новые Государственные стандарты содержания образования, более динамичными становятся процессы появления нетрадиционных форм, методов и средств обучения, актуализируются вопросы доступности, качества и эффективности образовательных программ, нарастает объем и темпы введения в педагогический процесс инноваций, вызванных изменениями в общественных отношениях.
Но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе -школьном учителе (в широком смысле - педагоге). Именно педагог становится ключевой фигурой при реализации на практике основных нововведений. А он только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению и основной массе граждан. Для успешного введения в практику различных инноваций, реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма. Не секрет, что внедрение инноваций и их освоение заметно сдерживает низкая профессиональная готовность педагогов.
В таких условиях требования к учителю резко возрастают. Общество нуждается в профессионально зрелом педагоге. А профессионализм является основополагающей категорией акмеологии, профессиональной деятельности, которая интегрирует знания о закономерностях достижения вершин в развитии творческого потенциала личности в профессии.
Е.В. Андриенко в своей статье «Феномен профессиональной зрелости учителя» пишет, что акмеологический подход направлен на изучение достижений, расцвета профессиональных сил, которые трактуются как зрелость развития человека, его совершенство в любых аспектах самопроявления и функционирования, а психологи-
318