ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШЙЙЙЙШ
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л. В. Загрекова, И. И. Троицкая
(Нижегородский государственный педагогический университет)
Авторами рассматривается возможность использования театральной деятельности в работе школьного театра в целях профессионального самоопределения учащихся. В статье отмечается важность четвертого уровня развития дополнительного образования детей в школе, который предполагает интеграцию основного и дополнительного образования.
Ключевыге слова: школьный театр; дополнительное образование; интеграция; профориентация; индивидуальный, личностно-деятельностный и акмеологический подходы.
Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. Особая роль в решении этой задачи отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Анализ результатов исследований ученых-социологов показал, что примерно 40 % молодых людей из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям, тем самым нанося урон не только себе, но и государству. В связи с этим сложились объективные предпосылки для поиска путей повышения эффективности профессиональной ориентации подрастающего поколения в системе дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея).
Результаты анализа научной педагогической литературы (Л. Н. Буйлова, А. Я. Журкина, Л. Г. Логинова и др.) и диссертационных исследований (Л. И. Ко-чукова, Л. Я. Никитина, Н. И. Орлянская и др.) свидетельствуют о том, что оте-
чественными учеными выявлен ряд особенностей профессиональной ориентации в системе дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях дополнительного образования, но целостной теории по данной проблеме пока не создано. Ученые отмечают, что теоретические разработки прошлых лет по проблемам профессионального самоопределения подрастающего поколения хотя и могут быть использованы в теории и практике в качестве исходных, часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня. Перед современной педагогической наукой и образовательной практикой в области профессиональной ориентации детей ставятся новые задачи, ориентированные на подготовку молодежи к профессиональному самоопределению в условиях новых требований политической, социально-экономической и кадровой ситуации. В контексте этих идей возникает необходимость рассмотрения сущности и специфики дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, структурно-организационной формы его реализации и теоретико-методологических основ осуществления профессиональной ориентации учащихся в данной системе.
Государственные и правительственные документы об образовании предусматривают, что дополнительное обра-
© Загрекова Л. В., Троицкая И. И., 2009
зование в общеобразовательных учреждениях решает те же задачи, что и в домах и центрах творчества детей, однако имеет свою специфику. Она выражается в опоре на содержание основного образования, преимущественном внимании к решению воспитательных проблем, органичной связи с внеурочной культурно-досуговой деятельностью школьников, усилении психотерапевтической функции для компенсации сложностей и неудач, испытываемых детьми в учебном процессе. Дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая в первую очередь ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и обеспечение условий для реализации индивидуальных интересов и потребностей личности. Оно расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство; способствует самоопределению учащихся в личностной, социокультурной и профессиональной областях, их включению в различные виды творческой деятельности, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы.
Успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Условно выделяются четыре таких уровня, в числе которых более сложными и развитыми называются третий и четвертый. Третий уровень характеризуется развитием дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы. Четвертый — предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство тех структур школы, деятельность которых строится с учетом концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Сегодня можно говорить о том, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне. Он отличает-
ся определенной внутренней консолиди-рованностью, различной направленностью деятельности, однако не позволяет построить работу на единой содержательной основе. В обозначенных выше документах отмечается, что дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего системообразующего элемента, деятельность которого имеет комплексный характер [3, с. 2, 4, 5].
Анализ научной литературы, практического опыта работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, а также результатов проведенного исследования показал, что таким системообразующим элементом может быть школьный детский театр. Это обусловлено тем, что деятельность детского театра имеет комплексный характер: она объединяет музыкальные и художественные коллективы, группы ребят, которые увлекаются сбором материалов об истории и культуре края, занимаются техническим творчеством, спортом и исследовательской работой. Программа детского школьного театра позволяет интегрировать разнообразные творческие объединения детей на общей содержательной основе, координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы. При этом театральная деятельность является одним из важных факторов профессиональной ориентации в дополнительном образовании учащихся в общеобразовательной школе, что обусловлено спецификой театральной деятельности, ее функциями, структурой, многофакторностью.
Школьный детский театр по структуре, содержанию, функциям своей деятельности отражает многие особенности театра вообще. Театр (от греч. Шеа^оп — место для зрелищ) — вид искусства, в основе которого лежит сценическое перевоплощение, т. е. создание художественного образа (как правило, образ человека) путем игры актера не-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
посредственно перед зрителями. Как любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссера, актеров, художника и композитора. Синтетическая природа театра дает ему относительное преимущество перед повествовательными видами искусства. Оно заключается в особой наглядности происходящего перед зрителями действия, в показе событий и характеров в развитии. Зритель одновременно испытывает на себе воздействие произведения, которое лежит в основе театрального представления, игры актеров, общей атмосферы спектакля. Театр воспроизводит жизненные события, которые развертываются во времени и пространстве; делает зрителя свидетелем и как бы соучастником борьбы, происходящей на сцене; зрителя захватывает самый темп действия.
Другой особенностью театрального искусства выступает то, что это один из видов коллективного творчества. Большая роль в нем принадлежит режиссеру, определяющему общую идейно-художественную направленность сценического представления; он также организует весь театральный коллектив на выполнение поставленной задачи. Каждый актер согласовывает свою игру с игрой партнера (ансамблевая игра). Кроме того, спектакль является результатом деятельности многих людей: не только тех, кто выходит на сцену, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита, встречает зрителей. Существует понятие «работники театрального цеха», отражающее тот факт, что спектакль — это одновременно творчество и производство.
В создании спектакля принимают участие множество людей самых разных профессий, порой необычных и редких: художник-постановщик, режиссер, макетчик, столяр, слесарь, заведующий художественно-постановочной частью,
конструктор и др. В театре есть следующие цеха, в которых трудятся работники разных специальностей: столярный (столяры-краснодеревщики, токари, резчики); мягких декораций (обойщики-драпировщики); живописно-декоративный (художники по росписи); бутафорский (художники-бутафоры); швейный (портнихи); машинно-декорационного отделения (монтировщики сцены); реквизиторский; обувная мастерская. В театральном за-кулисье работают также мастера-костюмеры, художники-гримеры, помощник режиссера.
Таким образом, театр позволяет зрителю не только соприкоснуться с миром искусства, но и познакомиться со многими профессиями, представители которых принимают участие в подготовке спектакля, в частности из таких сфер, как человек — человек, человек — природа, человек — знаковая система; человек — техника, человек — художественный образ.
В нашей стране большое развитие получили детские театры — ТЮЗы. В работах ученых по театральной педагогике подчеркивается воспитательная направленность деятельности детского театра. Так, например, З. Я. Корогод-ский отмечает, что театр может быть умным и добрым советчиком, вовлекая зрителей в решение той или иной проблемы, делая его незримым участником событий; театр заставляет молодого человека чувством сделать выбор. Через эмоциональное впечатление зрители идут к осознанию сложных философских и мировоззренческих понятий, и делают это сами [1, с. 39].
Согласно исследованиям А. А. Брянцева, самое главное в работе детского театра — это последствие, т. е. не то, что с ребенком происходит во время спектакля, в тот момент, когда он получает удовольствие, а то, что с ним происходит, когда спектакль уже закончен [1, с. 39].
В работах З. Я. Корогодского в контексте анализа воспитательной функции
ТЮЗа выделяется функция профессиональной ориентации. Автор отмечает, что сегодня, когда обсуждается проект школьной реформы, много говорят о профориентации, о пробуждении у школьника интереса к рабочей профессии, забывая при этом о самом главном, о том, что выбор профессии — прежде всего проблема нравственная. Поступить в выборе нравственно — это значит руководствоваться желанием так определить свой путь, чтобы иметь возможность максимально раскрыть и обогатить свой природный потенциал. Нравственно то, что делает человека по-настоящему счастливым [1, с. 38].
Детские школьные театры, созданные при общеобразовательных школах, имеют много общего с театром вообще и с ТЮЗами в частности. Вместе с тем, как показало исследование, они характеризуются специфическими особенностями. В детском школьном театре постановка спектакля осуществляется самими детьми под руководством педагогов дополнительного образования.
Дети являются актерами, режиссерами, художниками, сценаристами, музыкантами. В этом случае у педагога появляется возможность не только познакомить детей с основами сценического искусства, особенностями профессиональной деятельности работников театра, но и включить их в профессиональные пробы. В процессе проб учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям. Благоприятные возможности для осуществления профессиональной ориентации создаются и тем, что школьники являются активными зрителями поставленных детским театром спектаклей, в ходе просмотра которых могут познакомиться с особенностями профессиональной деятельности героев произведения. Все вышеизложенное актуализирует проблему разработки теоретико-методологических основ исследования сущности театраль-
ной деятельности и ее роли в профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
В ходе исследования обозначенной проблемы использовались следующие теоретико-методологические подходы: системный, акмеологический, личностно-деятельностный, индивидуальный. Системный подход позволяет рассмотреть профессиональную ориентацию в школьном дополнительном образовании как социально-педагогическую систему, главными компонентами которой являются цели профориентации, обучающиеся, педагоги, профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), профессиональная и социальная адаптация, лич-ностно ориентированный образовательный процесс на основе интеграции основного и дополнительного образования. Ключевые принципы функционирования профессиональной ориентации как педагогической системы — демократизация, гуманизация, гуманитаризация, регионализация, дифференциация. Ведущей функцией профориентации как социально-педагогической системы выступает формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в той или иной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.
Акмеологический подход позволяет выделить интегральные показатели, отражающие результаты обучения, воспитания и развития школьников, которые определяются общей категорией «зрелость». На каждой ступени обучения свой вид зрелости: учебная (I ступень, 1—4 кл.), лицейская (II ступень, 5—7 кл.), личностная (III ступень, 8—9 кл.), социальная (IV ступень, 10—11 кл.). Для каждого вида зрелости выделены уровни ее сформированности [2, с. 58, 80]. При этом реализация акмеологического подхода должна быть направлена на развитие ученика как субъекта самоопределе-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ния, формирование его готовности к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения или профессии [2, с. 96, 97].
Реализация личностно-деятельностного подхода дает возможность раскрыть сущность позиции школьника в ходе профессиональной ориентации не только как объекта педагогических замыслов педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей общеобразовательной школы, но и, прежде всего, как субъекта собственной деятельности (познавательной, учебнопрофессиональной, общения и др.), выявить условия, методы, средства, технологии использования театральной деятельности в процессе профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Индивидуальный подход как теоретико-методологический принцип исследования ориентирует на изучение в ходе профессиональной ориентации индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы, развитие их индивидуальных личностных черт, необходимых для профессионального самоопределения, опору на субъективный опыт учащегося с целью осуществления адресной помощи и педагогической поддержки в его профессиональном самоопределении.
Исследование показало, что основными организационно-педагогическими условиями успешной реализации театральной деятельности при проведении профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы являются следующие: интеграция основного и дополнительного образования в ходе профессиональной ориентации детей; творческое сотрудничество школьного самодеятельного театра и ТЮЗа, направленное на развитие личности ребенка, ее социального и профессионального самоопределения в рамках единой художественно-педагогической программы; кадровые условия, создающие возможность профессионального роста для педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руко-
водителей, воспитателей общеобразовательной школы, включения их в исследовательскую деятельность, в контексте оптимального решения на высоком профессиональном уровне задач театральной деятельности как фактора профессиональной ориентации в дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе. Важным организационно-педагогическим условием решения обозначенной проблемы являются тесная взаимосвязь школы, семьи, педагогов дополнительного образования, специалистов театра юного зрителя в определении целей, задач, методов и средств реализации театральной деятельности.
Эффективность реализации выделенных условий исследовалась нами в течение четырех лет (2005—2009 гг.). Базовым для проведения экспериментального исследования стало образовательное учреждение МОУ лицей № 8 г. Н. Новгорода, который имеет три профильных направления (социально-экономическое, техническое, естественно-научное). В ходе исследования была разработана учебная программа «Профессиональное самоопределение при помощи театральной деятельности» для учащихся 8—9 классов; обучение осуществлялось в рамках классных часов (1ч в неделю). В экспериментальных классах еженедельно проводилась профориентационная работа в контексте вышеперечисленных педагогических условий; в контрольных классах та же работа осуществлялась традиционными способами. Анализ результатов исследования показал, что большинство учащихся экспериментальных классов — 89 % — определились к концу 9-го года обучения со своим профессиональным выбором; в контрольных классах этот показатель составил 76 %.
Таким образом, театральная деятельность представляет собой важный фактор профессиональной ориентации в дополнительном образовании детей в общеобразовательном учреждении. Направленная на ознакомление учащихся с миром профессий через мировую клас-
сическую драматургию, вживание в образы героев, принадлежащих к конкретной профессии, она воспитывает и развивает детей, формирует у них умение ориентироваться в профессиях, позволяет выбрать (по призванию) ту деятельность, которая является наиболее значимой для учащегося с учетом его интересов, склонностей, способностей и с учетом запросов рынка труда, обеспечивает воспитание профессионально важных качеств личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корогодский, 3. Я. Ваш театр / З. Я. Коро-годский. — М. : Знание, 1984. — 80 с.
2. Максимова, В. Н. Акмеология школьного образования / В. Н. Максимова. — СПб. : ЛОИРО, 2000. — 230 с.
3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15433/16 // Внешкольник. — 2002. — № 9. — С. 1—8.
Поступила 29.06.09.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
Н. Г. Ткачева (средняя общеобразовательная школа № 55 г. Астрахани)
В статье исследуются возможности художественного медиатворчества в эстетическом воспитании учащихся. Медиатворчество рассматривается как часть общей эстетической культуры личности.
Ключевые слова: эстетическое воспитание; феномен культуры; медиатворчество; медиаобразование; медиаразвитие.
Эстетическое воспитание, рассматриваемое нами в общем контексте культуры общества, включает в себя эстетическое освоение окружающего мира, искусства и формирование целостного эстетического отношения к действительности.
Под эстетическим воспитанием мы понимаем становление личности учащегося как феномена культуры, со своим уникальным неповторимым мироощущением, амбивалентным в ценностном отношении. Как отмечает Е. Л. Яковлева, «наступает новый виток развития, на котором может быть осознано, что главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает» [3, с. 5].
В процессе воспитания учащийся социализируется в систему общественных отношений и одновременно усваивает эстетические ценности и идеалы, при-
сущие этой системе. Анализ эстетических вкусов и пристрастий в общем контексте культуры общества показывает, что конкуренция эстетических вкусов (от китча до высочайших достижений культуры) представляет собой не буквальный показатель недостаточной развитости и несовершенства эстетической сферы общества, а вполне закономерное явление живого функционирования культурного организма общества. Роль движущей силы в культуре всегда выполняли противоречия между изысканным эстетическим вкусом и китчем. «Культурный контекст является обязательным условием любого системного анализа, что позволяет избежать абстрактных рассуждений о сущности эстетического и сформулировать иной подход к эстетическому воспитанию личности учащегося средствами художественного творчества, чем это принято в системе школьного образования» [2, с. 12].
© Ткачева Н. Г., 2009