Таблица 2
Уровни развития познавательной активности учащихся на контрольном этапе эксперимента
Уровни Группы
Экспериментальная Контрольная
Количество детей % Количество детей %
Высокий (уровень творческого отношения) 8 57,14 - -
Средний (уровень заинтересованного отношения) 6 42,86 6 42,86
Низкий (уровень формального отношения) - - 8 57,14
щей работы по развитию познавательной активности учащихся музыкальной школы в курсе музыкальной литературы.
В экспериментальной группе количество учеников с высоким уровнем развития познавательной активности возросло от 1 учащегося (7,14%) на констатирующем этапе до 8 учащихся (57,14%) на контрольном этапе, количество учеников с низким уровнем развития познавательной активности, наоборот, уменьшилось от 5 учащихся на констатирующем этапе до 0 учащихся (0,00%) на контрольном этапе. С уровня заинтересованного отношения на уровень творческого отношения переместились 7 учащихся (50,00%) экспериментальной группы, с уровня формального отношения на уро-
вень заинтересованного отношения - 5 учащихся (35,71%) экспериментальной группы. В контрольной группе количество учащихся на всех уровнях осталось прежним.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971. 376 с.
2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-ХХ1, 2006. 352 с.
3. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета... М.: Прометей, 1989. 143 с.
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ИХ УСПЕШНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
SCHOOL THEATER AS A FORM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ITS ROLE IN THEIR SUCCESSFUL PROFESSIONAL SELF
И. И. Троицкая
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования проблемы школьного театра как формы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения и его роли в профессиональной ориентации обучающихся. Раскрыты специфические особенности театральной деятельности как средства профессионального самоопределения детей и определены основные функции педагогов дополнительного образования в этом процессе.
I. I. Troitskaya
The article presents the results of theoretical and experimental study of the problem of school theater as a form of additional education of children in general education institution and its role in the professional orientation of students. The specifics of theater as a means of professional self-determination of children are disclosed and the main functions of teachers in further education this process are shown.
Ключевые слова: школьный театр, театральная деятельность, дополнительное образование детей, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.
Keywords: school theater, theater activities, additional children's education, vocational guidance, vocational self-determination.
Проблема профессиональной ориентации обучающихся приобретает сегодня особую актуальность в контексте необходимости решения современной общеобразовательной школой и дополнительным образованием детей в общеобразовательной
школе тех задач, которые обозначены в государственных и правительственных документах об образовании. Так, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) отмечается: «Дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на фор-
мирование и развитие творческих способностей детей и взрослых... Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (ст. 75) [1, с. 129]. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» (2011 г.) в качестве одного из ведущих направлений деятельности школы определена ориентация обучающихся в мире профессий, «понимающих значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» [2, с. 4-6]. Вместе с тем анализ результатов исследования ученых-социологов показал, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Велик и экономический урон государства. В связи с этим сложились объективные предпосылки для поиска путей повышения эффективности профессиональной ориентации подрастающего поколения в системе дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея).
Значительный теоретический и практический интерес в данном аспекте и в русле заявленной темы исследования является выявление образовательно-воспитательных возможностей детского школьного театра в решении задач профессионального самоопределения детей и их реализация в процессе дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. В ходе проведенного нами исследования был установлен ряд особенностей школьного театра, учет которых необходим при решении названных выше задач. Одной из таких особенностей школьного театра является то, что его деятельность носит комплексный характер: она объединяет музыкальные и школьные коллективы, группы ребят, которые занимаются этнографическим краеведением, сбором материала об истории и культуре края, техническим творчеством, спортом, исследовательской работой. Программа детского школьного театра позволяет интегрировать разнообразные творческие объединения детей на общей содержательной основе, координировать работу педагогов дополнительного образования в едином образовательном пространстве. При этом театральная деятельность является одним из важных факторов профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, что обусловлено спецификой театральной деятельности, ее функцией, структурой, многофакторностью. Школьный театр позволяет зрителю не только соприкоснуться с миром искусства, но и познакомиться со многими профессиями, представители которых принимают участие в подготовке спектакля, в частности, из таких сфер, как: «человек - человек»; «человек - природа»; «человек - знаковая система»; «человек -техника»; «человек - художественный образ».
Главной особенностью школьного театра является репертуар, при формировании которого, согласно результатам проведенного исследования, следует подбирать пьесы о
судьбах героев-профессионалов (в данном случае - учителей, педагогов, воспитателей). Например: Ч. Айтматов «Первый учитель»; В. Быков «Обелиск»; Б. Васильев «Завтра была война»; А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»; А. Платонов «Песчаная учительница»; В. Распутин «Уроки французского»; А. Чехов «Учитель словесности» и др. При этом мы учитывали результаты исследования П. Казанцева, который подчеркивал, что школьный театр должен руководствоваться при назначении и распределении пьес образовательными и воспитательными идеями. Театр должен стать образовательным, связующим звеном в цепи учреждений внешкольного образования; он должен иметь «непосредственную связь с лекцией и книгой», служить «картиной, художественным пособием для уяснения идей» [3, с. 794]. Другая особенность школьного театра состоит в том, что участниками творческого театрального коллектива (труппы) могут быть как обучающиеся подростки, так и педагоги дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, учителя-предметники, воспитатели и другие члены педагогического коллектива этой школы. Их театральная деятельность может быть синхронизирована во всех сферах деятельности (актеры, режиссеры, хореографы, звукорежиссеры, художники-оформители, художники по костюмам, бутафоры и т. д.). В процессе подготовки спектакля обучающиеся подростки и учителя работают над собой и над образом героя-профессионала, анализируют сюжет пьесы, репетируют ее этюдным методом, вживаются в образы. В этом случае у детей появляется возможность не только познакомиться с основами сценического искусства, особенностями профессиональной деятельности работников театра, но и включиться в профессиональные пробы. В процессе проб дети получают опыт той работы, которую они выбрали, и пытаются определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. Благоприятные возможности для осуществления профессиональной ориентации создаются и тем, что школьники являются активными зрителями поставленных детским коллективом спектаклей, в ходе которых могут познакомиться с особенностями профессиональной деятельности героев произведения. При этом педагогам и учителям отводится руководящая или координирующая роль в подготовке спектакля.
С целью реализации совместной деятельности школы, семьи, педагогов дополнительного образования и организаций (в нашем случае творческого коллектива ТЮЗа) были разработаны в ходе исследования содержание деятельности по профессиональной ориентации учащихся, отраженной в учебной программе «Профессиональное самоопределение средствами театральной деятельности» для учащихся 8-9-х классов; определены: функции каждой из взаимодействующих сторон (аналитическая, образовательная, развивающая, воспитательная, диагностическая) и содержание их деятельности; формы и технология деятельности взаимодействующих сторон по совместному решению задач профессиональной ориентации детей с учетом и в контексте высших духовно-нравственных ценностей (профессиональные пробы; уроки театра; интегрированные уроки; экскурсии межпредметного характера и др.); совместное посеще-
ние, постановка и анализ театральных представлений и др.), а также органы управления совместной деятельностью взаимодействующих сторон по профессиональной ориентации школьников в процессе дополнительного образования (школьный театр) в условиях общеобразовательного учреждения («родительский комитет», «педагогический совет», «художественный совет»); разработка тематики и цикла обучающих семинаров для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, детей и их родителей, работников ТЮЗа по проблемам профессиональной ориентации учащихся 8-9-х классов и технологии совместной деятельности участвующих сторон в ее решении.
Изучение состояния проблемы в образовательной практике, состояния деятельности учителей школ, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и работников ТЮЗа по решению задач профориентации детей с учетом привлечения сил заинтересованных сторон осуществлялось в ходе исследования такими методами, как: наблюдения, беседы, анкетирование родителей, учителей, педагогов дополнительного образования, работников ТЮЗа, а также учащихся 8-9-х классов лицея № 8 Нижнего Новгорода, на базе которого проводилось исследование. Анкетированием было охвачено 125 учителей общеобразовательных школ, 40 педагогов дополнительного образования; 50 классных руководителей, 50 специалистов театра юного зрителя.
Анализ ответов респондентов на вопросы анкет показал, что большинство из них не обращают должного внимания на необходимость совместной деятельности с другими субъектами педагогического процесса с целью профессионального самоопределения учащихся. Так, только 15% учителей-предметников и 22% классных руководителей связывают свою деятельность по профессиональной ориентации с работой педагогов дополнительного образования и с работой художественного коллектива ТЮЗа; 30% учителей и классных руководителей привлекают к профо-риентационной работе с детьми их родителей. Аналогичная ситуация сложилась и в деятельности других взаимодействующих сторон в профориентации детей: в русле решения этих задач работают только 14% из числа опрошенных театральных деятелей ТЮЗа; 38% педагогов дополнительного образования; 35% родителей учащихся.
Исследование показало, что при решении задач про-фориентационной работы с детьми учителями школы, педагогами дополнительного образования чаще всего используются традиционные формы (беседы, экскурсии, массовые мероприятия) и крайне редко - инновационные формы работы (профессиональные пробы, уроки театра, занятия межпредметного характера и др.).
Анализ практического опыта школ, учреждений дополнительного образования показал, что успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждений во многом зависит от уровня его организованности, а также от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, социальными педагогами, учителями-предметниками и специалистами различных организа-
ций. В этом случае основными функциями профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в процессе профессионального самоопределения обучающихся становятся: диагностическая, производящая накопление информации о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, готовности к профессиональному самоопределению; познавательная, обеспечивающая совместное открытие мира профессий, требований, предъявляемых к профессии и профессионально важным качествам, выдвигаемые оптантам; тактическая, ориентированная на определение маршрута «профессиональных проб» каждого из сторон взаимодействия; развивающая, предполагающая развитие способностей, умений, навыков, профессионально важных качеств личности обучающихся, необходимых в той или иной профессиональной деятельности; коммуникативная, требующая многостороннего общения между педагогами и детьми, родителями и общественностью; актуализирующая, ориентированная на реализацию потенциальных возможностей, способностей каждого из участников взаимодействия, делая их актуальными как для самого субъекта, так и для окружающих; аналитическая функция, включающая в себя всесторонний анализ результатов взаимодействия, коррекцию и дальнейшее осмысление деятельности. В связи с вышеизложенным возникает потребность в активизации всех сторон по вопросам профессионального самоопределения подрастающего поколения с учетом и в контексте высших духовно-нравственных ценностей и решения следующих задач: 1) объединение всех взаимодействующих сторон по решению проблемы духовно-нравственного подхода учащихся к выбору профессионального маршрута (составление единой образовательной профориентирующей программы); 2) разработка форм, содержания и технологии деятельности, возможностей всех сторон взаимодействия по решению задач профессиональной ориентации обучающихся; 3) повышение психолого-педагогической культуры, профессионального мастерства, художественной образованности всех сторон взаимодействия; 4) создание на базе школы профориентационного центра, в деятельность которого необходимо ввести профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, курсы повышения профессионального мастерства, развития и совершенствование профессионально важных качеств специалистов той или иной сферы деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». М.: Перспектива, 2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
3. Казанцев П. Театр как средство внешкольного образования // Театр и искусство. 1904. № 45.