о <N
LO
Педагогика
УДК 355/359;623
А. П. Бобровик, Л. В. Никулин
БОБРОВИК Артем Павлович о' Доцент кафедры физической подготовки и прикладных единоборств
^ Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент
g Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
3 Тел.: 8 (911) 999-55-90 E-mail: [email protected].
о
^ BOBROVIC Artem Pavlovich
pq Associate Professor of physical training and application of martial arts of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (911) 999-55-90 E-mail: [email protected]
H
S
о, НИКУЛИН Леонид Валерьевич
s
Доцент кафедры физической культуры и спорта м Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, кандидат педагогических наук, доцент
^ Адрес: Россия, 196605, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10
Тел: 8 (921) 383-33-29 E-mail: [email protected]
о
£ NIKULIN Leonid Valerievich
,
Associate Professor, Department of physical education and sports of the Leningrad state University named after A.S. Pushkin, ^ Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor
^ Address: Russia, 196605, Saint-Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe sh., 10
Ph.: +7 (921) 383-33-29 E-mail: [email protected]
Совершенствование процесса обучения сотрудников силовых структур
я
О к выполнению оперативно-служебных задач в Северо-Кавказском регионе
g с использованием опыта ведения боевых действий в Республике Афганистан
я
о
m Improving the process of training of employees of law enforcement agencies
to perform operational tasks in the North Caucasus region, using the experience of warfare in the Republic of Afghanistan
В статье анализируется опыт ведения боевых действий в Республике Афганистан, обобщаются положительные и отрицательные стороны боевой подготовки советских войск и использование их опыта в разрешении вооружённых конфликтов на современном этапе.
Ключевые слова: боевые действия, солдат и сержант Советской Армии, сводные отряды, снайпер, индивидуальная боевая выучка, боевые действия с участием авиации, метание боевых гранат.
The article analyzes the experience of warfare in Afghanistan, summarizes the positive and negative aspects of combat training of the Soviet troops and their use in the resolution of armed conflict at the present stage.
Keywords: fighting, soldier and Sergeant of the Soviet army, summary squads, sniper, individual military skills, combat operations involving aircraft, grenades throwing.
Ввод ограниченного контингента войск СССР на территорию Афганистана изначально планировался как интернациональная антитеррористическая операция. Ни о какой войне, тем более столь продолжительной, никто даже не думал. Боевые действия вскрыли некоторые недостатки в боевой подготовке советских Вооруженных Сил, которые приходилось устранять в процессе ведения войны. Так, в частности, в те годы в войсках практически не велась работа по подготовке снайперов, хотя боевой устав Сухопутных войск предусматривал такую единицу (стрелок). Индивидуальный отбор лучших стрелков из молодого пополнения производился формально, а с допризывной молодёжью такая работа велась не в должном объёме (в основном на уровне сдачи норм ГТО, что для боевой стрельбы крайне мало и недостаточно эффективно). Как показала практика ведения боевых действий в Республике Афганистан, во многих случаях, даже когда подразделениям для выполнения боевой задачи придано тяжёлое вооружение и техника (СГУ БРДМ, БТР, танки и т.д.), применение индивидуального стрелкового оружия (СВД, АК-74, ПК-74 и т.д.) продолжает играть важную роль. Учитывая это обстоятельство, на современном этапе сводным отрядам было бы целесообразно перед выполнением боевых задач в Северо-Кавказском регионе проходить обязательную боевую подготовку в учебных центрах, где бы отрабатывались способы ведения огня в экстремальных ситуациях, а также проводилась работа по подготовке снайперских пар и групп. Учитывая опыт ведения боевых действий в Республике Афганистан, главной задачей при
проведении стрельб из индивидуального оружия является его пристрелка и приведение к «нормальному бою» [1; 4].
Боевые действия в Республике Афганистан показали, что индивидуальная боевая выучка солдат и сержантов Советской Армии не в полной мере отвечала требованиям современного боя. Знания тактики ведения боя, физическая подготовленность, обученность приёмам рукопашного боя оказались недостаточными для выполнения боевых задач в условиях жаркого климата и высокогорья. Зачастую в «учебках», предназначенных для ускоренной целенаправленной подготовки новичков к реальным боевым действиям, личный состав привлекался к различного рода хозяйственным и строительным работам, поэтому качество обучения и боевая выучка не соответствовали специфике задач, которые приходилось решать в различных климатических условиях Афганистана.
Еще одним негативным фактором, отрицательно влиявшим на боеготовность советского солдата, был запрет (вплоть до уголовной ответственности) на занятия в Советском Союзе боевыми единоборствами, такими привычными для нас сегодня: карате; боевым самбо; таиландским боксом; боксом савват и др. [5].
Вооружённым Силам СССР неоткуда было черпать столь необходимый потенциал для подготовки хорошего специалиста - солдата, будущего защитника Отечества, для пополнения столь великолепно зарекомендовавших себя в боевой обстановке таких подразделений, как ДШБ и раз-ведрота. В данном направлении ведётся постоянная работа, и руководством уделяется большое внимание подготовке
Бобровик А. П., Никулин Л. В. Совершенствование процесса обучения сотрудников силовых структур.
подразделений к выполнению боевых задач по поддержанию мира и стабильности в Северо-Кавказском регионе. Соответствующими правовыми актами участникам сводных отрядов дано право на применение как огнестрельного оружия, так и боевых приемов борьбы. Используя опыт ведения боевых действий в предыдущих вооруженных конфликтах, в т.ч. и в Республике Афганистан, ведется специальная целенаправленная подготовка в этом направлении при формировании национальной гвардии [3].
Одним из наиболее ярких примеров использования боевого опыта Афганистана в вооруженном конфликте на Северном Кавказе является применение боевых гранат Ф-1. Ещё раз на практике было доказана эффективность данного воздействия на противника. В условиях ограниченных пространств (ущелья; во время «зачистки» в кишлаках и аулах из-за укрытий и др.), где оперативная обстановка не позволяла применить огнестрельное оружие, незаменимым, едва ли не единственным средством поражения противника стало применение нашими войсками гранат Ф-1. Гранату Ф-1 военнослужащий Советской Армии с целью обезвреживания врага мог метнуть за укрытие; под ноги, катнув её со скалы; в замкнутое пространство (дот, блиндаж, опорный пункт, пещеру и т.д.) через бойницы, окна, пролом в стене и др. Поражающее действие гранаты Ф-1 при этом велико, а шумовое, оглушающее воздействие вынуждает противника прекратить сопротивление. Выходя на выполнение боевого задания в Республике Афганистан, подразделения ДШБ и разведрот в обязательном порядке экипировались ручными гранатами Ф-1 [7].
Необходимо отметить, что пребывание рядового и начальствующего состава Вооруженных Сил СССР в зоне боевых действий носило ограниченный характер и составляло у солдат и сержантов срочной службы до 1,5 лет, а у офицерского состава - до 2 лет. Такая относительно частая смена личного состава в действующей армии вела к постоянной смене командного состава, что предъявляло особые требования к его подготовке в тылу перед оправкой в районы боевых действий. Данная проблема существует и до сих пор (сводные отряды командируются на срок до 6 месяцев). Уроки войны в Афганистане не способствовали решению вопросов частой смены одного сводного отряда другим, что ведёт к неоправданным потерям среди личного состава. Достаточно вспомнить, что каждый восьмой, побывавший в Афганистане (1979-1989 гг.), погиб, получил ранения или пропал без вести.
Согласно статистике, приведённой в СМИ, через боевые действия в Республике Афганистан прошли 525,5 тыс. офицеров, сержантов, солдат, рабочих и служащих Советской Армии. Велики были потери в рядах советских войск: по состоянию на 15 февраля 1989 г. они составляли 13833 убитых и умерших от ран, 49985 раненых и 311 пропавших без вести.
Небоевые потери составили около 18 %, т.е. фактически каждый пятый-шестой военнослужащий от общего количества погибших уходил из жизни не от воздействия противника, а в результате болезней, несчастных случаев или других обстоятельств, не связанных с боевыми действиями.
К сожалению, боевые действия в Северо-Кавказском регионе не закончены. Периодически поступают сведения о новых вооружённых конфликтах и террористических актах. Партизанская война, с которой пришлось столкнуться советским военнослужащим в Республике Афганистан продолжается на теперь уже территории России и счёт потерь в ней не остановлен и к настоящему моменту.
Еще одно, что объединяет два этапа ведения боевых действий в Республике Афганистан и Северо-Кавказском регионе, это боевые действия с участием авиации. Анализируя боевой опыт применения авиации в Республике Афганистан, можно сделать вывод, что в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, (согласно отчетам в СМИ командования группировкой) авиация России выполняла задачи, сходные с теми, что ставились и в далёкие 1979-1989 гг., а именно:
- авиационная поддержка войск;
- блокирование района боевых действий с воздуха;
- уничтожение живой силы и техники (опорные пункты, склады и т.д.);
- психологическое воздействие на бандформирования;
- воздушная разведка;
- доставка десанта, грузов (техника, медикаменты и др.).
И всё же, несмотря на серьёзные просчёты в военном
деле и значительные людские потери, война в Афганистане наглядно продемонстрировала высокие морально-волевые
качества и личную служебно-профессиональную подготов- щ ку советских воинов, многие из которых показали образцы с мужества, смелости и героизма. За период 1979-1989 гг. орде- ^ нами и медалями были награждены более 196 тыс. солдат, сер- и жантов, прапорщиков, офицеров и генералов, среди которых С в общем строю по праву стоят авторы данной публикации. р
Важной особенностью при ведении боевых действий в к Республике Афганистан было преодоление войсками водных -преград (как правило, рек и арыков с сильным течением). Я При командировании военнослужащих для выполнения е интернационального долга никто не учитывал того, умеют тз ли они плавать или нет. Однако благодаря командному со- у ставу Вооруженных Сил СССР, офицеры подразделений г грамотно организовывали переправы и преодолевали во- к дные преграды. Этот факт отмечен некоторыми авторами, г и его следует учитывать на практике. у
При выполнении боевых действий в Республике Аф- к ганистан проблемой оказалось элементарное обеспечение в жизнедеятельности советских войск на заставах и опорных р пунктах. Питьевая вода доставлялась не каждый день и и не всегда. На заставы её приходилось нести на себе (осо- е бенно трудно было в горных районах). Каждый литр имел а значение и особую ценность. В скалах не вырыть колодец, м не провести водопровод, не каждый день идёт дождь, чтоб щ собрать дождевую воду, хотя бы для технических нужд, так & необходимую в условиях антисанитарии. р
Возникла необходимость в обучении личного состава к действиям в высокогорной местности. И В связи с этим началась разработка и внедрение в во- 3 йска особой, специальной, горной полосы препятствий, моделирующей основные особенности несения службы в ( Республике Афганистан. 5
Анализируя опыт ведения боевых действий в Респу- & блике Афганистан, необходимо отметить, что способы про- 0 ведения операций по поддержанию мира и стабильности за- 7 висели от целого ряда факторов, таких как состав, состояние, характер, действий вооружённых формирований, особенности местности, наличие населённых пунктов, отношение местного населения к советским войскам. На практике продолжительность боевой операции составляла от 1 до 5 суток. Имели место безрезультатные боевые операции из-за плохой разведки, просчётов в организационных действиях взаимодействия с приданными подразделениями и войсками национальной гвардии Афганистана, ошибок в управлении и утечки информации, а также из-за тактических ошибок.
Все вышеперечисленные факторы, влияющие на боеготовность современных сводных отрядов из числа сотрудников силовых структур, требуют разработки и внедрения в учебный процесс новых программ по физической и тактико-специальной подготовке, что позволит существенно улучшить готовность подразделений к ведению боевых действий.
Несомненно, заслуживает внимания изучение боевых действий на современном этапе. Многие наиболее характерные черты общевойского боя сохраняются в СевероКавказском регионе до сих пор. Вместе с тем полученный опыт позволяет выявить ряд новых направлений. Так, основываясь на опыте ведения боевых действий в предгорьях и горных районах Афганистана, мы видим, что возникает необходимость деятельности сотрудников силовых структур в составе секретов и засад. В Республике Афганистан самой рациональной по численности и боевым возможностям считалась засада в составе мотострелкового взвода на БМП и одного-двух пулеметчиков с ПК-74, что следовало бы использовать и в борьбе с незаконными вооружёнными формированиями в горячих точках в настоящее время.
Практика ведения боевых действий в Республике Афганистан убедительно показала, что отряды должны оснащаться более современными средствами ведения огня, новейшими образцами вооружения и техники. Большая часть боевых контактов в локальных конфликтах происходит в экстремальных условиях, в частности, в условиях плохой видимости (сумерки, ночь), что ставит перед командованием сводных отрядов еще одну важную для выполнения задачу - оснащение, обучение применению и использованию приборов ночного видения. Ведение разведки, поражение противника без них весьма проблематично, а иногда практически невозможно.
Боевой опыт, приобретенный в вооружённых конфликтах как в Республике Афганистан, так и на Северном Кавказе, показывает, что для эффективной подготовки со-
Педагогика
с^ трудников силовых структур к предстоящей служебно-про-
2 фессиональной деятельности необходимы новые подходы г<| в обучении, которые отвечают современным требованиям
ведения боя. Требуется пересмотр (корректировка) про-
^ грамм, методических рекомендаций и методов обучения. ^ Как показывает практика, недооценка использования
^ боевого опыта неизбежно приводит к повторению ошибок
§ Список литературы
о 1. Бобровик, А. П., Любаков, А. А., Ефименко, В. С. Особенности подготовки снайперов для подразделений органов
^ внутренних дел / А. П. Бобровик, А. А. Любаков, В. С. Ефименко // Научно-методические проблемы профессиональной, служебной и физической подготовки в органах внутренних дел России : сборник материалов Всероссийской научно-
3 практической конференции. Ставрополь, 8 апреля 2016 г. / под общ. ред. Л. И. Тимошенко. - Ставрополь : МВД России, Краснодарский университет (Ставропольский филиал), 2016. - С. 175-178.
н 2. Сипкин, Н. Н., Бобровик, А. П. Применение опыта боевых действий Великой Отечественной войны в Афганистане н (1979-1989 гг.) / А. П. Бобровик, Н. Н. Силкин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 3 (67). - С. 7-10. § 3. Бобровик, А. П., Любаков, А. А., Медведев, Р. И. Физическая подготовка сотрудников силовых ведомств к выполем нению оперативно-служебных задач в особых условиях / А. П. Бобровик, А. А. Любаков, Р. И. Медведев // Современные § тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-7. - С. 65-72.
рН 4. Бобровик, А. П., Любаков, А. А. Некоторые особенности выполнения первого выстрела при скоростной стрельбе из 0 короткоствольного оружия / А. П. Бобровик, А. А. Любаков // Совершенствование профессиональной и физической подготовки о курсантов, слушателей образовательных силовых ведомств : сборник трудов XVIII Международной научно-практической кон-^ ференции, Иркутск, 16-17 июня 2016 г.: в 2 т. - Т. 2. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016. - С. 21-23. ¡^ 5. Бобровик, А. П., Любаков, А. А. Особенности ведения поединка с применением боевых приёмов борьбы в ^ жёсткой обуви сотрудниками силовых структур при выполнении служебно-профессиональных задач / А. П. Бобровик, л А. А. Любаков // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образо-н вательных силовых ведомств : сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции, Иркутск, Д 16-17 июня 2016 г.: в 2 т. - Т. 1. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016. - С. 36-38. н 6. Бобровик, А. П., Арсеньев, В. А. Основные критерии оценки боевых приемов борьбы / А.П. Бобровик, В.А. Арсеньев д // Научно-методические проблемы профессиональной, служебной и физической подготовки в органах внутренних дел Рос-^ сии : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 8 апреля 2016 г. / под общ. ред. ^ Л. И. Тимошенко. - Ставрополь : МВД России, Краснодарский университет (Ставропольский филиал), 2016. - С. 178-180. 8 7. Бобровик, А. П., Любаков, А. А., Давыдов, Л. В., Никулин, Л. В. К вопросу обучения технике метания учебных (боен вых) гранат сотрудников полиции / А. П. Бобровик, А. А. Любаков, Л. В. Давыдов, Л. В. Никулин // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-9. - С. 25-28.
© Бобровик А. П., Никулин Л. В., 2017
в организации ведения боя, снижает качество подготовки войск, темпы развития новых методов вооружённой борьбы. Специальная боевая подготовка, основанная на боевом опыте, позволит повысить качество ведения современного боя, преодолеть трудности в экстремальных ситуациях [2].
УДК 378
Л. Т. Бородавко, Н. А. Игошин
БОРОДАВКО Леонид Трофимович
Профессор кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России доктор педагогических наук, доцент
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 BORODAVKO Leonid Trofimovich
Professor of the Department of Personnel and Educational Work of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia Doctor of Pedagogical Sciences, Docent
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 ИГОШИН Николай Алексеевич
Доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
IGOSHIN Nikolai Alekseevich.
Assistant professor of the Department of Administrative Activity of Law-enforcement Bodies of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences, Docent Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
Актуальные проблемы системы поэтапной профессиональной подготовки
сотрудников полиции
Actual problems of the systems of stage professional training of police employees
В статье авторы на основе анализа действующего законодательства в сфере образования предпринимают попытку поиска решений, позволяющих, опираясь на правовые механизмы, сохранить кадровый потенциал, формируемый образовательными организациями МВД России, реализующими образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: кадровая политика МВД России, полиция, профессиональная подготовка, юридическое образование.
In the article, the authors, on the basis of the analysis of the current legislation in the sphere of education, try to find solutions that allow them to leverage the juridical mechanisms to preserve the personnel potential formed by the educational organizations of the Russian MIA, implementing educational programs for basic general and secondary general education, integrated with additional general development programs aimed at training minors studying for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Keywords: Personnel policy of the Russian MIA, police, professional training, juridical education.