с^ трудников силовых структур к предстоящей служебно-про-
2 фессиональной деятельности необходимы новые подходы г<| в обучении, которые отвечают современным требованиям
ведения боя. Требуется пересмотр (корректировка) про-
^ грамм, методических рекомендаций и методов обучения. ^ Как показывает практика, недооценка использования
^ боевого опыта неизбежно приводит к повторению ошибок
§ Список литературы
о 1. Бобровик, А. П., Любаков, А. А., Ефименко, В. С. Особенности подготовки снайперов для подразделений органов
^ внутренних дел / А. П. Бобровик, А. А. Любаков, В. С. Ефименко // Научно-методические проблемы профессиональной, служебной и физической подготовки в органах внутренних дел России : сборник материалов Всероссийской научно-
3 практической конференции. Ставрополь, 8 апреля 2016 г. / под общ. ред. Л. И. Тимошенко. - Ставрополь : МВД России, Краснодарский университет (Ставропольский филиал), 2016. - С. 175-178.
н 2. Сипкин, Н. Н., Бобровик, А. П. Применение опыта боевых действий Великой Отечественной войны в Афганистане н (1979-1989 гг.) / А. П. Бобровик, Н. Н. Силкин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 3 (67). - С. 7-10. § 3. Бобровик, А. П., Любаков, А. А., Медведев, Р. И. Физическая подготовка сотрудников силовых ведомств к выполем нению оперативно-служебных задач в особых условиях / А. П. Бобровик, А. А. Любаков, Р. И. Медведев // Современные § тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-7. - С. 65-72.
рН 4. Бобровик, А. П., Любаков, А. А. Некоторые особенности выполнения первого выстрела при скоростной стрельбе из 0 короткоствольного оружия / А. П. Бобровик, А. А. Любаков // Совершенствование профессиональной и физической подготовки о курсантов, слушателей образовательных силовых ведомств : сборник трудов XVIII Международной научно-практической кон-^ ференции, Иркутск, 16-17 июня 2016 г.: в 2 т. - Т. 2. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016. - С. 21-23. ¡^ 5. Бобровик, А. П., Любаков, А. А. Особенности ведения поединка с применением боевых приёмов борьбы в ^ жёсткой обуви сотрудниками силовых структур при выполнении служебно-профессиональных задач / А. П. Бобровик, л А. А. Любаков // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образо-н вательных силовых ведомств : сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции, Иркутск, Д 16-17 июня 2016 г.: в 2 т. - Т. 1. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016. - С. 36-38. н 6. Бобровик, А. П., Арсеньев, В. А. Основные критерии оценки боевых приемов борьбы / А.П. Бобровик, В.А. Арсеньев д // Научно-методические проблемы профессиональной, служебной и физической подготовки в органах внутренних дел Рос-^ сии : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 8 апреля 2016 г. / под общ. ред. ^ Л. И. Тимошенко. - Ставрополь : МВД России, Краснодарский университет (Ставропольский филиал), 2016. - С. 178-180. 8 7. Бобровик, А. П., Любаков, А. А., Давыдов, Л. В., Никулин, Л. В. К вопросу обучения технике метания учебных (боен вых) гранат сотрудников полиции / А. П. Бобровик, А. А. Любаков, Л. В. Давыдов, Л. В. Никулин // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-9. - С. 25-28.
© Бобровик А. П., Никулин Л. В., 2017
в организации ведения боя, снижает качество подготовки войск, темпы развития новых методов вооружённой борьбы. Специальная боевая подготовка, основанная на боевом опыте, позволит повысить качество ведения современного боя, преодолеть трудности в экстремальных ситуациях [2].
УДК 378
Л. Т. Бородавко, Н. А. Игошин
БОРОДАВКО Леонид Трофимович
Профессор кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России доктор педагогических наук, доцент
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 BORODAVKO Leonid Trofimovich
Professor of the Department of Personnel and Educational Work of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia Doctor of Pedagogical Sciences, Docent
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 ИГОШИН Николай Алексеевич
Доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
IGOSHIN Nikolai Alekseevich.
Assistant professor of the Department of Administrative Activity of Law-enforcement Bodies of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences, Docent Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
Актуальные проблемы системы поэтапной профессиональной подготовки
сотрудников полиции
Actual problems of the systems of stage professional training of police employees
В статье авторы на основе анализа действующего законодательства в сфере образования предпринимают попытку поиска решений, позволяющих, опираясь на правовые механизмы, сохранить кадровый потенциал, формируемый образовательными организациями МВД России, реализующими образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: кадровая политика МВД России, полиция, профессиональная подготовка, юридическое образование.
In the article, the authors, on the basis of the analysis of the current legislation in the sphere of education, try to find solutions that allow them to leverage the juridical mechanisms to preserve the personnel potential formed by the educational organizations of the Russian MIA, implementing educational programs for basic general and secondary general education, integrated with additional general development programs aimed at training minors studying for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Keywords: Personnel policy of the Russian MIA, police, professional training, juridical education.
Бородавко Л. Т., Игошин Н. А. Актуальные проблемы системы поэтапной профессиональной служебной подготовки..
В своём выступлении на коллегии МВД Верховный Главнокомандующий подчеркнул, что структуры Министерства в 2016 г. претерпели радикальные изменения. При этом Владимир Владимирович обратил внимание собравшихся на ведомственные успехи в сфере борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также на снижение количества ДТП.
Однако, по мнению Президента, «имеющийся у Министерства потенциал используется далеко не в полном объёме...». В выступлении прозвучали и напоминание о приоритетных задачах, стоящих перед МВД, и требование не останавливаться на достигнутом, поскольку «от того, как работает полиция, в значительной мере зависит отношение людей к власти вообще». Данное напоминание созвучно с тезисом, прозвучавшим в 2016 г., о повышении эффективности деятельности Министерства, в т.ч. и за счёт рационального использования имеющихся в распоряжении МВД России ресурсов.
В своём ответном выступлении министр внутренних дер Российской Федерации В.А. Колокольцев в контексте задач, поставленных Президентом, одним из приоритетных направлений деятельности назвал кадровое обеспечение и воспитательную работу, выделив необходимость совершенствования процедур приёма на службу и использования положительно зарекомендовавшей себя обновленной модели отбора, включающей проверку кандидатов на службу с использованием современных психологических методов и диагностических комплексов. Вместе с тем министр подчеркнул, что проблем и недостатков в кадровой и воспитательной работе по-прежнему остаётся немало. Нужно учитывать, сказал он, «что даже один факт предательства интересов службы бросает тень на весь коллектив, во многом дискредитирует работу честных и добросовестных полицейских». В 2016 г. по подозрению в совершении коррупционных преступлений был задержан целый ряд сотрудников и, несмотря на имиджевые потери, подобные факты не будут скрываться от общественности.
Рассматривая проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции, авторы остановились на вопросах повышения эффективности системы поэтапной подготовки сотрудников полиции. Задача повышения эффективности использования имеющихся ресурсов - кадрового, материально-технического, финансового и временного - озвучивалась на прошлогоднем заседании Коллегии МВД России и является значимой для деятельности любой социальной системы или любого ведомства. Оптимизация организационно-штатного построения, ликвидация дублирующих звеньев, совершенствование организации оперативно-служебной деятельности, улучшения внутри- и межведомственного взаимодействия, а также ликвидация дублирующих функций наряду с применением современных методов работы, информационных технологий и технических средств позволяют добиться желаемого результата.
Современные тенденции, направленные на снижение бюджетного финансирования, актуализируют решение всех задач, связанных с повышением эффективности деятельности органов внутренних дел, в т.ч. в сфере подготовки кадров.
Как известно, правильно определив стратегические приоритеты и обеспечив механизм их проведения в жизнь, орган государственной власти обеспечивает не только правовой прогресс, но и прогресс социального развития общества и государства.
Рассматривая стратегические приоритеты развития системы профессионального образования и, в частности, подготовки кадров для ОВД, следует прежде всего обратить внимание на проблему «человека в системе управления». В своё время В.Д. Малков справедливо замечал, что она фактически выливается в проблему кадров - кадровой политики и работы с кадрами» [1, с. 44]. Признание того, что человеческий фактор является ключевым ресурсом не только государственной службы в целом, но и прохождения службы в подразделениях полиции, предполагает применение стратегических подходов к формированию, освоению и развитию профессиональных способностей сотрудников ОВД для достижения устойчивых результатов их деятельности в сложных условиях выполнения возложенных на них обязанностей [2]. Решение данной проблемы, как нам
представляется, возможно лишь при условии определения, а щ впоследствии реализации стратегических приоритетов раз- С вития системы профессиональной подготовки кадров ОВД. щ Вместе с тем, для того чтобы успешно справиться с К поставленной задачей, нам необходимо произвести теорети- ^ ческое конструирование сущности, специфики и структуры щ образовательной политики МВД России по отношению к т процессу подготовки кадров. ^
Правовым фундаментом такого построения, без- т условно, выступает федеральный закон «Об образовании р в Российской Федерации» [3] и федеральный закон «О у службе в органах внутренних дел Российской Федерации р и внесении изменений в отдельные законодательные акты К Российской Федерации» [4]. Первый является отражением о основ государственной политики в сфере образования, а о второй определяет структуру системы подготовки кадров Щ для МВД России. Так, ст. 76 «Подготовка кадров для органов § внутренних дел» закона о службе [4] даёт нам представление р о системе подготовки полицейских кадров. После того как в и 2014 г. в данную статью были внесены изменения, в системе е подготовки кадров для МВД России чётко обозначились а три направления. м
Первое направление связано с профессиональным щ обучением граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Оно предусматривает приобретение о основных профессиональных знаний, умений, навыков и с компетенций, которые необходимы для выполнения слу- 3 жебных обязанностей любым сотрудником полиции. ^
Второе, самое обширное направление - это обучение по различным образовательным программам, которые раз- ( деляются по уровням образования. Во-первых, речь идёт об 5 общем образовании, а точнее, об основном общем и среднем ы общем образовании, которое интегрировано с дополнитель- 1 ными общеразвивающими программами, имеющими целью ^ подготовку несовершеннолетних обучающихся военной или иной государственной службе. Во-вторых, среднее профессиональное образование. В-третьих, высшее образование, которое включает в себя бакалавриат, магистратуру, специалитет и подготовку кадров высшей квалификации. В-четвёртых, дополнительное профессиональное образование, подразумевающее переподготовку и повышение квалификации.
Третьим и самым массовым направлением подготовки кадров в системе МВД России является профессиональная служебная и физическая подготовка, проводимая непосредственно в подразделениях руководителями органов внутренних дел.
Мы не ставим в этот раз задачу теоретического конструирования структуры всей системы, т.к. её решение приведено в содержании Приказа МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [5]. В представленной статье речь пойдёт о неразрывной внутрисистемной связи между уровнями образования, обозначенными пунктами «2.2» и «2.3» данного приказа. Такая внутрисистемная связь могла бы стать отдельной темой для проведения исследования фундаментального характера. Однако научно-педагогические работники обходят её стороной, хотя именно здесь проходит граница между общим и профессиональным образованием в системе подготовки кадров МВД России.
В соответствии с нормой ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование...» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Это право гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, «в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.», и вот он, «камень преткновения», «.а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования .».[3]
t^ Почему же эта норма стала непреодолимым препят-
о ствием для системы непрерывной поэтапной подготовки CS| кадров для органов внутренних дел, которая достаточно успешно функционировала в недавнем прошлом? В рамках ^ этой системы выпускники образовательных организаций, о. реализующих программы основного общего и среднего ^ общего образования, интегрированные с дополнительными S общеразвивающими программами, имеющими целью подо готовку несовершеннолетних обучающихся к военной или Он иной государственной службе, а попросту - суворовскими ^ военными училищами, зачислялись в вузы МВД по итогам И государственной итоговой аттестации. Дело в том, что, по ^ мнению отдельных специалистов, в т.ч. и достаточно авто-н ритетных, таким образом нарушался принцип конкурсности н и общедоступности высшего образования. о Всё это кажется вполне верным, если не брать в рас-
&1 чёт вопрос эффективности государственной политики в § области подготовки кадров для органов внутренних дел и ЕУ государственной службы. Не зря мы начали с цитаты высту-о пления министра на расширенном заседании коллегии МВД.
0 Ведь сегодня Министерство внутренних дел финансирует и подготовку суворовцев, содержит суворовские училища и ^ тратит на это значительные ресурсы, причём это не только ю финансовые затраты, скажем прямо, немалые. Подготовка
одного суворовца недёшево обходится бюджету Министерши ства. Это ещё и огромный труд педагогических коллективов
1 образовательных организаций. Однако, не смотря на все й приложенные усилия, в итоге выпускник, прошедший опре-® делённый отбор, прошедший через систему воспитательного ^ и морально-психологического воздействия, направленную на
ик его подготовку к службе в органах внутренних дел, вынуж-^ ден на конкурсной основе ещё раз доказывать своё право на щ прохождение государственной службы и получение высшего m образования в образовательных организациях МВД России.
Все эти и подобные рассуждения давно известны и даже вполне логичны, но, к сожалению, их можно отнести только к области морально-этических страданий. Мы предлагаем искать решение обозначенной проблемы в правовой сфере, тем более что именно федеральный закон об образовании [2] даёт нам такую возможность.
Так, ст. 56 «Целевой прием. Договор о целевом приёме и договор о целевом обучении» и п. 5 ст. 100 «Контрольные цифры приёма на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов» закона раскрывают основные понятия и механизм подготовки кадров посредством такого инструмента, как целевое обучение. Кроме того, приведённые нормы предоставляют право организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приёма целевой приём.
Что же такое «целевое обучение» и «целевой приём»?
Право обучаться на условиях целевого приёма для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в п. 3 ст. 56 Закона «Об образовании»
[2], и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приёма. Отсюда следует, что конкурс для «целевиков» отдельный. Возникает вопрос, почему же им такие привилегии? Дело в том, что одним из существенных условий договора о целевом обучении является обязательство гражданина по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией.
Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объёме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.
Порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, а также правила заключения и расторжения такого договора, его типовая форма определены Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приёме и договора о целевом обучении». Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином в простой письменной форме в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон). Его оформление должно состояться до начала целевого приёма. Образовательные организации, в нашем случае образовательные организации высшего образования МВД России, до начала целевого приёма в письменной форме информируются о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.
Указанное выше Постановление Правительства учитывает, что договор о целевом обучении будет заключаться с несовершеннолетними гражданами, поэтому определяет, что его оформление осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей).
Мы предложили на ваше рассмотрение достаточно стройную и работоспособную правовую конструкцию, позволяющую решить задачу повышения эффективности работы по подготовке кадров для органов внутренних дел и формированию системы поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Однако нельзя не упомянуть здесь о моментах, нарушающих стройность созданной правовой конструкции. Так, например, трактовка п. 8 Приказа МВД России от 12 марта 2015 г. № 321 «Об утверждении Порядка и условий приёма в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации» [6] ставит знак равенства между выпускниками суворовских военных училищ МВД России, сделавшими свой выбор заблаговременно и заключившими договор о целевом обучении, с остальными абитуриентами, только задумавшими связать свою судьбу с прохождением службы в МВД России.
Разрешение этого и иных возможных противоречий позволит успешно справиться с задачами, поставленными Верховным Главнокомандующим и министром внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы
1. Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел : учеб.-методич. пособие / под ред. Г. Г. Зуйкова. - М.: ВШ МВД СССР, 1973.
2. Кикоть, В. Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. - 2008. - № 3. - С. 13-19.
3. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря. - № 303.
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 12 февраля 2015 г.) // Российская газета. - 2011. - 7 декабря. - № 275.
5. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
6. Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 12 марта 2015 г. № 321 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2015. - 7 сентября. - № 36.
© Бородавко Л. Т., Игошин Н. А., 2017