Следует отметить, что участие в работе следственно- Важным условием применения технологии контекст- щ
оперативной группы заставит обучающихся взаимодейство- ного обучения является организация процесса обучения С
вать, привьёт коммуникативные навыки, позволит получить таким образом, чтобы в действиях будущих юристов не Н
собственный практический опыт деятельности. было академического характера, а было максимальное при- к
Необходимо также отметить, что наибольшая ближение к особенностям их профессиональной деятель- ^
эффективность проведения практических занятий с ис- ности. [1, с. 133]. н
пользованием технологии контекстного обучения будет Использование технологии контекстного обучения т
достигнута в комплексе с другими дисциплинами - таки- путём моделирования профессиональных ситуаций спо- ^
ми, как уголовный процесс, предварительное следствие в собствует трансформации содержания образования в кон- т
органах внутренних дел, тактико-специальная подготовка, кретные практические навыки формирования способности р
юридическая психология и др. адаптироваться к изменяемым условиям и находить свои у
При использовании контекстного подхода к обучению (нестандартные) оптимальные решения в условиях конкрет- г
обучающиеся лучше овладевают определёнными умениями ной проблемной ситуации [2, с. 260]. Контекстное обучение к
и навыками, у них появляется возможность приблизиться учит использовать не только ранее изученные шаблонные о
к дисциплине через их собственный опыт, полученный в ситуации и порядок действия в таковых, а мыслить про- °
процессе квазипрофессиональной деятельности - в нашем фессионально, что позволит не зацикливаться на шаблонах, н
случае, работы в составе следственно-оперативной группы. а уметь действовать в ситуациях, ранее не происходивших. §
Список литературы и
1. Светличный, Е. Г. Концепция контекстного обучения как теоретическая основа подготовки специалиста в области е юриспруденции // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 2 (50). - С. 127-133. а
2. Светличный, Е. Г. Использование контекстного обучения в профессиональной подготовке курсантов и слушате- ^ лей ведомственных учебных заведений системы МВД // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - щ № 2 (54). - С. 260-265. »
3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. - М.: Высшая о школа, 1991. - 207 с. с
© Лейнова О. С., Светличный О. Г., 2017
УДК 623.5 А. А. Любаков
ЛЮБАКОВ Александр Александрович
Преподаватель кафедры физической подготовки и прикладных единоборств
Санкт-Петербургского университета МВД России
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
Тел.: 8 (812) 417-59-70; 8 (960) 283-59-11 E-mail: [email protected]
LYUBAKOV Alexander Alexandrovich
Lecturer of the Department of physical training and applied martial arts
Saint-Petersburg University of MIA of Russia
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
Ph.: +7 (812) 417-59-70; +7 (960) 283-59-11 E-mail: [email protected]
Специальная полоса препятствий: особенности применения в обучении сотрудников силовых структур
A special obstacle course, the features of the application in the training of law enforcement officers
В данной статье рассматривается процесс обучения и совершенствования техники преодоления отдельных препятствий на специальной полосе сотрудников специальных структур. Раскрываются особенности формирования у них жизненно важных прикладных навыков.
Ключевые слова: сотрудники силовых структур, специальная полоса препятствий, физическая подготовка, обучение.
This article discusses the process of training and improving techniques of overcoming certain obstacles on a special zone by members of special structures. The peculiarities of the formation of their vital applied skills are presented. Keywords: law enforcement officers, special obstacle course, physical training, training.
s s
о
Преодоление препятствий - это раздел физической подготовки, включающий наиболее целесообразные слу-жебно-прикладные приёмы и действия в передвижении, преодолении препятствий, метании гранат и решающий задачу подготовки сотрудников силовых структур к быстрым, сноровистым действиям в ходе выполнения ими оперативных задач, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и других неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.
Физическая подготовка в подразделениях МВД России носит ярко выраженный служебно-прикладной характер, причём с каждым годом эта тенденция всё больше усиливается. Однако не все разделы физической подготовки в равной степени решают задачи служебной направленности - так же, как и конкретные физические упражнения имеют неодинаковое значение для различных
специальностей сотрудников силовых структур. Решающую роль в системе обучения и воспитания личного состава играют разделы физической подготовки, способствующие формированию служебно-прикладных навыков и развитию выносливости.
В настоящее время многие структурные подразделения МВД России имеют как стандартные (единая полоса препятствий) так и специальные полосы препятствий, где личный состав занимается физической подготовкой и совершенствует свои прикладные навыки, необходимые для конкретного вида деятельности. В то же время анализ состояния и оснащения спортивных объектов выявил некоторые недостатки, препятствующие полноценным занятиям физической подготовкой сотрудниками силовых структур, и не позволяющие добиться выполнения задач, поставленных перед сотрудниками руководством России.
Педагогика
^ Данный факт указывает на необходимость разработки и 2 строительства специальных полос препятствий. Внедрение ^ в практику занятий по физической подготовке тренировок ^ на специальной полосе препятствий диктуется системными ^ изменениями оперативной обстановкой в стране, повседнев-о, ной работой сотрудников органов внутренних дел. ^ Не вызывает сомнения, что вопросы обучения со-
8 трудников органов внутренних дел приёмам и действиям о на специальной полосе препятствий и в дальнейшем будут р^ актуальны, если учесть всё возрастающую роль профессионализма в деятельности сотрудников силовых структур, И который невозможен без хорошей физической подготовки.
В практике спортивных тренировок существует распространённое мнение, что лучшая тренировка - это сон ревнование. Однако следует отметить, что у такого метода § обучения преодолению препятствий есть особенности, ^ которые не позволяют согласиться с данным утверждением: § - разный уровень исходных физических качеств (сила,
Ёу ловкость, быстрота, выносливость), а также техники пре-0 одоления отдельных препятствий у занимающихся;
го - дефицит времени для освоения и совершенствова-о ния новых способов преодоления препятствий; ^ - ограниченная возможность в тренировочном про-^ цессе (не во всех подразделениях есть полноценная специ-^ альная полоса препятствий).
[и При обучении преодолению нестандартных пре-
С пятствий преподаватель (инструктор), выполняя задачу ^ формирования навыков, постоянно испытывает давление К перечисленных факторов. При проведении учебно-трени-и ровочных занятий на специальной полосе препятствий ему « предоставляется возможность решать задачу формирования д прикладных навыков более успешно. Появляется возмож-о ность увеличить моторную плотность занятия, моделиро-вд вать конкретные ситуации и разрешать их, а также работать самостоятельно и самосовершенствоваться. Кроме того, использование специальных препятствий готовит занимающихся к действиям в реальных условиях.
Специальная полоса препятствий включает в себя элементы, которые могут использоваться при проведении не только учебных занятий по преодолению препятствий, но и комплексной тренировке (тактико-специальной и физической). Как показывает практика, они:
- решают задачи физического совершенствования и развития профессиональных навыков;
- доступны для лиц с разной физической и технической подготовленностью;
- просты в изготовлении, надежны в эксплуатации, легко ремонтируются;
- безопасны в работе.
Описанные в данной работе специальные нестандартные препятствия и оборудование для проведения занятий по преодолению препятствий могут быть изготовлены своими силами в подразделении. Не исключено, что они будут совершенствоваться в процессе изготовления и эксплуатации, а также видоизменяться в зависимости от конкретных местных условий.
Исходя из вышесказанного и опираясь на результаты проведённых исследований, можно констатировать необходимость включения в программу подготовки сотрудников силовых структур (как вновь принимаемых на службу в органы внутренних дел, так и уже выполняющих свои служебные обязанности) занятий на специальной полосе препятствий для формирования у них высоких психологических, морально-волевых и физических качеств, совершенствования навыков преодоления препятствий в городских, полевых условиях и условиях горной местности, а также решительных действий в рукопашных схватках с противником и ведения прицельной стрельбы в экстремальных ситуациях на фоне высоких физических и психических нагрузок. Это позволило бы объединить в комплекс элементы тактико-специальной, огневой и физической подготовки.
В процессе обучения и совершенствования техники преодоления отдельных препятствий на специальной полосе у сотрудников силовых структур формируются следующие жизненно важные прикладные навыки, которые характеризуют профессиональную направленность физической подготовки.
Забор четырёх- либо шестиметровый
Предназначен для отработки и закрепления личным составом навыков преодоления вертикальных препятствий в виде высоких заборов и небольших стенок высотой от четырёх до шести метров. Под различными способами преодоления данного препятствия подразумевают использование однообразных технических приемов выполнения.
1. При забрасывании специзделия «кошка» с прикреплённой к нему верёвкой, на которой через равные промежутки завязаны узлы, сотрудник проверяет прочность зацепа путём пробной загрузки верёвки под свой вес. После чего подпрыгивает вверх, хватаясь за верёвку выше завязанного на ней узла, и, упираясь ногами в стену, поднимается вверх, осуществляя перехваты верёвки руками. Данный способ подходит для применения на любой из стенок высотой четыре или шесть метров. Следует обратить особое внимание на то, чтобы сотрудник хватался за верёвку выше узла, т.к. рука, соскальзывая по зажатой в ней верёвке, остановится на узле. В данной ситуации узел работает в качестве упора для рук. Если сотрудник будет брать узел рукой, то ему придётся задействовать не четыре пальца для удержания собственного веса, а только те пальцы, которые окажутся выше узла. Также следует обратить внимание на то, чтобы во время подъёма сотрудник шагал ногами вверх, стараясь ставить ноги перпендикулярно стене.
2. Прохождение препятствий в составе подразделения. Двое сотрудников встают лицом к стене, упираясь согнутыми руками в стену. Третий сотрудник встаёт к ним полубоком, подсаживая четвёртого, который встаёт на плечи первых двух, развернувшись спиной к стене. Далее подразделение преодолевает препятствие следующим образом: третий номер подсаживает сотрудника, который встаёт на плечи первого и второго номера лицом к четвёртому. Далее, используя помощь четвёртого, встаёт на плечи и перелезает через препятствие. Выполнение данной техники требует некоторой сплочённости коллектива и тренировки.
Колючая проволока (сетка)
Препятствие представляет собой сетку из колючей проволоки, натянутой на некотором расстоянии от земли. К сетке прикреплены гильзы, которые при задевании за них или за проволоку, к которой они привязаны, издают звон.
Препятствие предназначено, в зависимости от поставленной задачи, для отработки личным составом навыков:
а) переползания участков территории, не выдавая своего присутствия;
б) подлезания под инженерными заграждениями;
в) осторожного передвижения между «растяжками».
Препятствие считается преодолённым, если сотрудник, проходящий его, ни разу не зацепился за колючую проволоку и не произвёл шума.
Приближаясь к препятствию, сотрудник снимает автомат и, держа его в правой руке, с шагом вперёд правой ноги одновременно касается левой рукой земли и переходит в положение лежа. Затем сотрудник, плотно прижимая корпус к земле и минимально возвышаясь, двигается до конца прохождении всего препятствия.
При отработке переползания требуется обращать внимание на технику выполнения сотрудниками данного приёма. Автомат берется за ремешок около цевья, ремешок зажимается в руке, а автомат накладывается на запястье сверху, затвором вверх. Это позволяет уменьшить усилие по перетаскиванию автомата, т.к. он трётся о землю, только прикладом, а не всей поверхностью, что также позволяет сохранить его в рабочем состоянии и не забивать грязью. Следует обратить внимание на то, чтобы сотрудник не пытался высоко поднимать корпус на локтях во время переползания.
При отработке перешагивания проволоки (движение между растяжками) сотрудник должен держать автомат в боевом положении. Особое внимание нужно уделить аккуратности преодоления препятствия. Сотрудник не должен задевать проволоку одеждой.
Инструктор находится в непосредственной близости от сотрудника, преодолевающего препятствие, и помогает исправлять ошибки в движении, при необходимости освобождая его самого и его снаряжение от зацепившейся колючей проволоки.
Наклонная лестница. Рукоход.
Препятствие представляет собой несколько соединённых стальных лестниц, которые расположены в одной вертикальной плоскости с разным наклоном по отношению к земле. Различные способы преодоления данного препятствия обуславливаются задачей, поставленной перед личным составом. Это может быть развитие силовых качеств наряду с координацией движений при постоянно действующей нагрузке, или выработка морально-волевых качеств совместно с развитием координации движений.
Сотрудник, начинающий движение по препятствию, переводит оружие в положение за спину или на грудь.
«Классический» способ прохождения данного элемента: сотрудник прыжком цепляется за перекладину хватом сверху и начинает движение на руках лицом вперёд, попеременно хватаясь руками за следующие перекладины. Во время движения сотрудник должен держать ноги вместе, исключая возможные «разбрасывания» ног или «велосипед». При хорошей подготовке сотрудник может осуществлять перехваты через одну перекладину, что существенно увеличивает скорость движения.
Сотрудник подбегают к препятствию, поворачивается к нему спиной, после чего прыжком цепляется за перекладину хватом сверху и начинает движение на руках спиной вперёд, попеременно хватаясь руками за следующие перекладины. Движение спиной вперёд, когда сотрудник достаёт следующую перекладину из-за головы, физиологически более удобно, что влияет на скорость движения. Во время движения сотрудник должен держать ноги вместе, исключая возможные «разбрасывания» ног или «велосипед». При хорошей подготовке сотрудник может осуществлять перехваты через одну перекладину, что увеличивает скорость движения.
Сотрудник подбегает к препятствию и, если он стоит к нему лицом, подпрыгивает и цепляется за первую перекладину, подтягивается и с «выходом силой в упор» поднимается ногами на препятствие. Если сотрудник поворачивается к препятствию спиной, то, хватаясь за первую перекладину, он делает «подъём с переворотом», зацепляясь носками ног за последующие перекладины, поднимается ногами на препятствие (этот способ наиболее простой и наименее энергоёмкий). Далее сотрудник преодолевает это препятствие как лестницу.
Горящий дверной проём
Препятствие представляет собой часть бетонной стены с расположенным в ней дверным проёмом, который смещён в сторону от центра стены. Дверной проём обрабатывается спецсредствами и поджигается.
Препятствие преодолевается личным составом с ходу (на бегу). Сотрудник набегает на стену рядом с дверным проёмом, на ходу переводит оружие в боевое положение и досылает патрон в патронник.
1. Пересекая дверной проём прыжком, сотрудник делает шаг в сторону (уход с линии огня условного противника, направленной на дверной проём), производит два выстрела в сторону условного противника, после чего продолжает движение по полосе.
2. Сотрудник пересекает дверной проём по диагонали кувырком вперёд, после чего, уйдя с линии огня, производит два выстрела в сторону условного противника из положения «с колена» и продолжает движение по полосе.
3. Сотрудник, приблизившись к дверному проёму, не доходя двух-трёх шагов, производит два выстрела в дверной проём, после чего выполняет длинный кувырок либо, пригнувшись, пересекает дверной проём, снова выполняет кувырок в сторону и производит два выстрела в направлении условного противника, после чего продолжает движение по полосе.
При прохождении сотрудниками данного препятствия особое внимание нужно уделить технике выполнения кувырка с оружием: автомат повернут затвором к себе и обязательно снят с ремня, используется как упор при кувырке.
Также следует обратить внимание на обязательный уход сотрудника с линии створа дверного проёма.
Стандартный бетонный забор с водной преградой
Препятствие представляет собой фрагмент стандартного забора с расположенным за ним двумя бумами, которые находятся надо рвом, наполненным водой.
Прохождение этого препятствия вырабатывает у И сотрудников координационные способности, навыки пре- т одоления преград с элементами неожиданностей, повышает К психологическую устойчивость. к
Техника преодоления данного препятствия предус- С матривает перевод оружия сотрудником в положение «за щ спину». Т
Препятствие преодолевается с ходу. Подбежав к д препятствию, сотрудник упирается одной ногой в стенку, т одновременно берясь руками за верхнюю кромку забора, р после чего поднимается на забор с помощью «жима силой» и у перекатывается на другую сторону. Также возможен вариант, о когда сотрудник, подбегая к забору прыжком, цепляется к руками за верхнюю кромку и, подтягивается вверх с помо- о щью «жима силой», перекатывается на другую сторону без использования упора ногой в забор. К
Спрыгнув с забора, сотрудник оказывается на не- § большой площадке, от которой отходят два бума. Перейдя р в положение приседа, сотрудник осматривает окружающую и местность и по любому из бумов переходит на другую сто- е рону водной преграды. а
При выполнении данного элемента особое внимание м следует уделить положению сотрудника на заборе. Преодо- щ левающий препятствие сотрудник должен прижиматься ^ животом к верхней кромке забора и ни в коем случае не о садиться в полный рост на него, что уменьшает площадь с поражения сотрудника в случае открытия условным про- и тивником огня. №
При прохождении данного препятствия в составе 10 группы первый сотрудник, подбегая к забору, садится ( спиной к нему, согнув ноги в коленях под прямым углом. 5 Остальные сотрудники в два шага запрыгивают на забор, 2 используя колено и плечо первого сотрудника в качестве 1 ступеней. 7
При преодолении данного препятствия целесообразно использовать свето-шумовые гранаты или их аналоги. Огненный ров
Препятствие представляет собой яму глубиной около 1 м, шириной 4 м и длинной 2 м. На переднем крае ямы расположена решетка шириной 20 см, на которой поджигают спецсредство. Сотрудник, подбегая ко рву, вынужден прыгать через горящее пламя, что вырабатывает у него смелость и решительность при преодолении огневой преграды.
Препятствие преодолевается с ходу. Сотрудник держит оружие «на изготовку», имитируя стрельбу. Подбегая ко рву, преодолевает его, отталкиваясь от переднего края рва.
При преодолении данного препятствия целесообразно использовать свето-шумовые гранаты или их аналоги. Лиана
Препятствие «Лиана» состоит из трех канатов: двух вертикальных и одного горизонтального между ними, закреплённых на нескольких опорах. Используется, в зависимости от поставленной задачи, для развития и укрепления мышц туловища, рук, кистей или для отработки у личного состава координационных способностей в сочетании с равновесием, позволяет преодолеть боязнь высоты.
Сотрудник на исходном рубеже переводит оружие в положение «за спину» и действует одним из способов.
1. Подбегает к вертикально висящему канату и начинает подъём до горизонтально висящего каната, переходит на него. Данное движение осуществляется путем обхватывания каната руками, подтягивания туловища вверх, после чего сотрудник зажимает канат ногами, перехватывается руками выше и опять подтягивается. Добравшись до горизонтального каната, сотрудник, не отпуская ногами вертикально, «уходит» руками по горизонтальному максимально далеко, после чего перебрасывает на горизонтальный канат ноги и начинает движение «в перехват». Добравшись до спускового каната, сотрудник, не отпуская рук, перебрасывает на него ноги, закрепляется ими, после чего переходит руками на спусковой канат и осуществляет спуск. Спустившись, сотрудник продолжает движение к следующему препятствию.
2. Подбегая к препятствию, осуществляет подъём на него по лестнице, расположенной на центральной опоре, после чего обходит препятствие сверху на высоте 5 метров и спускается с другой стороны по аналогичной лестнице.
Педагогика
^ При выполнении первого варианта прохождения
2 препятствия следует обратить внимание на технику пере-г<| движения сотрудника по канатам.
^ При выполнении второго варианта прохождения
^ препятствия следует обратить внимание на обеспечение о, безопасности сотрудников при возможном падении в ^ глубину (натянуть страховочную сетку или обеспечить ии гимнастическую страховку, т.к. другие виды страховки на о данном препятствии невозможны). ^ Толпа
^ Данное препятствие состоит из подвешенных плот-
^ ного друг к другу различных автомобильных покрышек се и имитирует плотно стоящую толпу людей. Покрышки 5 дополнительного раскачиваются и создают сотруднику до-8 полнительные проблемы с проходом через толпу, имитируя
попытки задержать сотрудника. я Техника преодоления данного препятствия заключа-
§ ется в том, что сотрудник должен с максимальной скоро-^ стью пройти через данное заграждение, при этом нанося
2 серию ударов ПР-73 различными способами либо руками ко или ногами по встречающимся ему по ходу покрышкам,
й имитирующим толпу. Преодоление данного препятствия ^ может отрабатываться сразу двумя и более сотрудниками, ^ двигающимся параллельно, друг за другом или навстречу н друг другу. При этом задача значительно усложняется.
еП При выполнении данного элемента особое внима-^ ние нужно уделять защите сотрудника от ударяющих его щ покрышек. Сотрудник постоянно должен анализировать ^ ситуацию и укорачиваться от бьющих по нему покрышек ^ или ставить «накладные», блоки. Также сотрудник должен
3 обращать внимание на защиту головы и жизненно важных н органов. Проход через «толпу» должен осуществляться ^ скручивающими движениями.
Водная преграда
Препятствие представляет собой бетонный бассейн глубиной один метр, шириной четыре и длинной пять метров. Бассейн наполнен водой, через него переброшены два бума диаметром пятнадцать сантиметров. Бумы приподняты над водой на высоту около полуметра. Сотрудник, подбегая к препятствию, должен суметь сконцентрировать своё внимание на удержании равновесия над водой. Упражнение вырабатывает у личного состава смелость и решительность, развивает навыки преодоления водной преграды по переброшенному через неё дереву, сохраняя равновесие, координируя свои действия и концентрируя внимание.
Препятствие преодолевается с ходу. Сотрудник держит оружие «на изготовку», имитируя стрельбу. Подбегая к препятствию, преодолевает его по размещённому над водой буму.
При преодолении данного препятствия целесообразно использовать свето-шумовые гранаты или их аналоги.
Под специальной направленностью физической подготовки сотрудников силовых структур следует понимать такие элементы системы физической подготовки, которые способствуют совершенствованию их профессионального мастерства в рамках конкретных условий оперативно-служебной деятельности.
Основой специальной направленности физической подготовки в данном случае является разносторонняя физическая подготовленность сотрудников, сущность которой заключается в эффективном использовании таких упражнений, которые способствуют развитию физических, специальных, психологических качеств и двигательных навыков, а также укреплению функционального состояния организма, повышению его устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов. Всё это должно способствовать совершенствованию индивидуальной служебной подготовленности сотрудников силовых структур.
Исходя из вышеизложенного, автором была разработана и научно обоснована структурно-функциональную модель формирования комплексной готовности сотрудников силовых структур на основе содержания оперативно-служебной деятельности (схема 1). Эта схема отражает последовательность формирования навыков индивидуальной профессиональной подготовки сотрудников с использованием средств физической, огневой и тактико-специальной подготовки и направленна на повышение эффективности
их профессиональной подготовленности. На схеме показаны межпредметные связи тактико-специальной, огневой и физической подготовки, т.е. последовательность формирования навыков индивидуальной служебной подготовки сотрудников силовых структур.
Проведённый анализ литературных источников, по-свящённых проблеме совершенствования служебно-профес-сиональной деятельности сотрудников силовых структур средствами физической, огневой и тактико-специальной подготовки в условиях ведомственных реформ, качественных и количественных изменений оперативной обстановки, позволил установить, что задача подбора средств, методов повышения эффективности процесса обучения сотрудников, а также научные обоснования целенаправленного их использования в процессе различных форм физической подготовки являются наиболее актуальными, требуют дальнейшего изучения и научного решения с позиции системного подхода, который как общенаучная методология достаточно эффективно выполняет функции, связанные с постановкой проблем в специальных науках и функции анализа конкретного научного задания с системной точки зрения.
Большой практический интерес представляет поведение сотрудника силовых структур при выполнении контрольных нормативов на специальной полосе препятствий. В ожидании старта у некоторых из них возникает чувство растерянности, страха, тревоги и даже паники в связи с неуверенностью в своих силах и низкой подготовленностью, что негативно сказывается на результатах проверки. Недостатки в технической и физической подготовке при преодолении специальной полосы препятствий сказываются на эмоциональном состоянии сотрудника силовых структур, в связи с чем его психика перевозбуждается. Однако она не может долго находиться в возбужденном состоянии, и в организме начинают преобладать процессы торможения. Не замечая этого, многие недостаточно подготовленные к выполнению контрольного норматива пытаются ещё более сконцентрироваться на предстоящих действиях, и эффективность их оказывается достаточно низкой. Напротив, подготовленные к подобным ситуациям сотрудники силовых структур ведут себя спокойно и сдержанно. Их психическое состояние как бы расслаблено, зато в необходимый момент они действуют очень эффективно. Состояние готовности к действиям может возникать в самых разных ситуациях, не только при выполнении контрольных нормативов на специальной полосе препятствий. Например, при выполнении оперативно-служебных задач, когда сотруднику силовых структур необходимо выделить среди группы предметов какой-то один, неопытный сотрудник напрягается, крутит головой, старается охватить взглядом сразу все. В результате психика перенапрягается, её ресурсы истощаются, и может случиться так, что данный объект, который ищут, будет находиться рядом с наблюдателем, а тот его не увидит. Анализ литературных источников по этой тематике свидетельствует, что истинное сосредоточение на выполнении какого-то действия не может быть напряжённым. Напряжение часто негативно сказывается на результатах служебной деятельности. Хорошо подготовленные сотрудники силовых структур, как правило, находятся в состоянии, очень похожем на состояние спокойной работы. Использование этого состояния, которое формируется в т.ч. и на занятиях по преодолению препятствий, снимает напряженность ожидания и повышает эффективность действий.
Анкетирование переменного состава из числа сотрудников силовых структур (институт-факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации) показало, что почти все, кто участвовал в соревнованиях по преодолению полосы препятствий знакомо ощущение предстартовой лихорадки. С похожим явлением сталкиваются многие. Суть его заключается в том, что сотрудник, ожидание старта воспринимается психикой как сигнал к подготовке к экстремальной ситуации. Происходит выброс в кровь соответствующих гормонов, меняется тонус мышц сосудов, организм переходит в «боевое» состояние. Тренерам и спортсменам известно из опыта, что если все это происходит задолго до старта, то спортсмен может «перегореть». Ресурсы, потраченные на подготовку к старту, растрачиваются зря и не восстанавливаются к моменту старта. В этом случае большую роль играет уме-
Схема 1. Структурно-функциональная модель формирования комплексной готовности курсантов образовательных учреждений МВД России на основе содержания оперативно-служебной деятельности
Примечание: прямая межпредметная связь обозначена сплошной линией; опосредованная межпредметная связь обозначена пунктиром.
ние контролировать своё сознание, управлять вниманием, которое совершенствуется на занятиях по преодолению специальной полосы препятствий. Есть сотрудники силовых структур, которым это удается без особых усилий. Есть и такие, которые специально взвинчивают себя перед стартом. Преподавателю на учебно-тренировочных занятиях по преодолению препятствий очень важно знать, что именно необходимо психике конкретного сотрудника для успешного выполнения задания. Именно это позволит найти более рациональные способы выполнения приёмов и действий на специальной полосе препятствий.
Одним из элементов организации учебно-тренировочного процесса на специальной полосе препятствий является материальное обеспечение, которое осуществляется в соответствии с потребностями процесса физического и профессионального совершенствования сотрудников силовых структур и находит свое выражение в установленной системе использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Исходя из цели формирования комплексной готовности к профессиональной деятельности, которая направлена на совершенствование условий для профессионального роста сотрудников силовых структур, одной из задач материального обеспечения является моделирование той обстановки, в которой можно формировать и совершенствовать
(33 гъ
0
н
1
*
С р
I -
гъ
н гъ
ТЗ
СТ\
у ^
о «
о м
0 у
1
X
2 н гъ
н р
М
(33 £
Р
о
специальные приёмы и действия, воспитывать психологическую готовность к действиям в экстремальных ситуациях. Для этого была разработана и апробирована специальная полоса препятствий, которая отражает условия, в которых сотруднику силовых структур приходится выполнять оперативно-служебные задачи. Подтверждением актуальности настоящей проблемы служат приказы и директивы Министерства внутренних дел РФ, в т.ч. приказ МВД России № 663 от 3 июня 2012 г. «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», в котором отмечается, что в целях дальнейшего совершенствования у сотрудников профессионального мастерства на занятиях по профессиональной подготовке необходимо создавать условия, приближенные к реальной обстановке. Это послужило толчком для поиска эффективных средств обучения с целью повышения профессионального мастерства сотрудников силовых структур.
Рассмотренные особенности и элементы новизны специальной полосы препятствий могут найти свое практическое применение в обучении сотрудников силовых структур как для исполнения своих служебных обязанностей в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
2
£ 3
о
Список литературы
1. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.).
2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 13 ноября 2012 г.
3. Бобровик, А. П., Любаков, А. А., Медведев, Р. И. Физическая подготовка сотрудников силовых ведомств к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях // Современные тенденции развития науки и технологий // 2016. -№ 10. - Вып. 7. - С. 65-72.
4. Бобровик, А. П., Любаков, А. А. Особенности ведения поединка с применением боевых приемов борьбы в жесткой обуви сотрудниками силовых структур при выполнении служебно-профессиональных задач // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 36-38.
5. Бобровик, А. П., Ткаченко, А. Ю. Некоторые особенности методики обучения сотрудников полиции преодолению водных преград // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10. - Вып. 7. - С. 62-65.
6. Бобровик, А. П., Ошев, А. А. Методические основы самосовершенствования физических качеств и навыков у сотрудников силовых ведомств // Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы : сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. С.Н. Кашина, А.В. Шульженко. - 2015. -С. 20-24.
7. Бобровик, А. П., Грачев, К. А., Чудинова, О. А. Физические упражнения и их роль в психологической подготовке сотрудников силовых структур // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Панов. - 2011. - С. 212-215.
8. Никифоров, М. Ю., Горелов, С. А., Асекретов, О. К. // Физическая подготовка сотрудников полици - эффективное средство мобилизации к действиям в служебно-боевых ситуациях // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сб. науч. тр. по итогам II международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 103-106.
© Любаков А. А., 2017