4. Модестов, С. Ю. Цикл Дэвида Колба и теория поэтапного формирования умственных действий [Электронный ресурс] // Сайт «Консалтинг и тренинги Санкт-Петербурга». - Режим доступа: www.treko.ru/show_article_927 (дата обращения: 01.06.2015).
5. Пырский, А. М. Педагогические технологии в военном образовании. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. - 287 с.
6. Пырский, А. М., Алиев, А. А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. - 2014. - № 4 (42). - С. 123-130.
7. Сидоренко, Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. - СПб.: Речь; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. - 329 с.
УДК 796.011.3
В.А. Антипов*, Д.В. Черкашин**, Е.В. Антипова ***
Применение экспертных систем в медико-педагогическом сопровождении физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
В статье рассматриваются аспекты совершенствования процесса физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД на основе применения экспертных систем. Выявлены организационно-педагогические условия использования экспертных систем в процессе общей и профессионально-прикладной физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: физическая подготовка, уровень профессионально-прикладной физической подготовленности, медико-педагогическое сопровождение, экспертные системы.
V.A. Antipov*, D.V. Cherkashin**, E.V. Antipova***. Application of expert systems in medical and pedagogical support of physical training of cadets and students of educational institutions of the MIA of Russia. The article discusses the aspects of perfection of process of physical training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs through the use of expert systems. Identified organizational and pedagogical conditions of the use of expert systems in the process of general and professional-applied physical training of future law enforcement officers.
Keywords: physical training, level of professional-applied physical readiness, medical and pedagogical support, expert systems.
Одним из вызовов современного периода является ухудшение здоровья россиян, в т.ч. молодого поколения, которое в значительной мере определяет воспроизводство человеческого капитала. В частности, проблемы со здоровьем имеют не менее 60 % школьников и молодёжи, 40 % допризывной молодёжи не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовки и не отвечают требованиям для службы в армии [14]. С каждым годом показатели пригодности призывников снижаются. Так, 30-35 % молодёжи имеют низкий интеллектуальный уровень, 40 % - низкую нервно-психологическую устойчивость. По данным Всероссийской диспансеризации, к 17-летнему возрасту «практически здоровыми» являются лишь 10 % подростков [12].
Служба в органах внутренних дел предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья сотрудника, уровню его физической подготовленности. Перед поступлением в образовательную организацию МВД России абитуриент проходит медицинскую комиссию, которая устанавливает состояние его психофизического здоровья и пригодность к профессиональной деятельности.
Вместе с тем, по данным Главного управления кадров и военного образования Минобороны России, более 40 % курсантов, поступающих в образовательные организации высшего образования,
* Антипов, Вячеслав Александрович, начальник отделения редакционно-издательского отдела, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(812)714-64-57. E-mail: rio@univermvd.ru.
** Черкашин, Дмитрий Викторович, начальник кафедры/клиники военно-морской терапии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, доктор медицинских наук, доцент. Адрес: Россия, 190013, г. Санкт-Петербург, Загородный пр., 47. Тел.: 8 (812) 259-52-66. E-mail: tomilina@mail.ru.
*** Антипова, Елена Васильевна, старший научный сотрудник сектора физической реабилитации и оздоровительных технологий, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 191040 Санкт-Петербург, Лиговский пр. 56, литера «Е». Тел.: 8 (812) 600-41-16. E-mail: tomilina@mail.ru.
* Antipov, Vyacheslav Alexandrovich, head of Department editorial and publishing Department, Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 8(812)714-64-57. E-mail: rio@univermvd.ru.
** Cherkashyn, Dmitry Viktorovich, the head of the Department/clinic of the naval therapy, Military medical Academy named S.M. Kirov, doctor of medical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 190013, Saint-Petersburg, Zagorodny ave., 47. Tel.: 8 (812) 259-52-66. E-mail: tomilina@mail.ru.
*** Antipova, Elena Vasiliyevna, Senior Researcher, Department of physical rehabilitation and health technologies, Saint-Petersburg Research Institute of Physical Culture; Ph.D., Associate Professor. Address: Russia, 191040 St. Petersburg, Ligovsky ave., 56 letter «E». Tel. (812) 600-41-16. E-mail: tomilina@mail.ru.
Антипов В.А., Черкашин Д.В., Антипова Е.В., 2017
по результатам профессионального психологического отбора отнесены к третьей категории профессиональной пригодности, т.е. минимально соответствуют предъявляемым требованиям и лишь условно рекомендуются для обучения в соответствующих образовательных организациях. Курсанты образовательных организаций входят в группу риска здоровья, что обусловлено воздействием таких неблагоприятных социальных факторов, как смена жизненных стереотипов, недостаточная продолжительность сна, возросшие психоэмоциональные и физические нагрузки, бытовые проблемы и др. По данным исследований, число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями на V курсе по отношению к III курсу увеличивается на 2 %. По основным классам болезней заболеваемость выпускников образовательных организаций за 5 лет обучения увеличивается: по заболеваниям нервной системы и органов чувств - в 1,5 раза, органов кровообращения - в 1,4 раза, органов пищеварения - в 1,7 раза [12].
При поступлении в образовательную организацию организм курсанта в течение первого семестра приспосабливается к возросшим физическим нагрузкам, что выражается в достоверном увеличении напряжения деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС): увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС), повышается систолическое и диастолическое артериальное давление (АДс и АДд); у юношей достоверно увеличивается коэффициент экономизации кровообращения (КЭК), отражающий состояние функции ССС, а у девушек - индекс Кердо (ИК), характеризующий деятельность вегетативной нервной системы. Во втором семестре показатели деятельности ССС снижаются, и в дальнейшем амплитуда их колебаний значительно уменьшается [3].
Одним из факторов заболеваний ОРЗ является отсутствие закалки организма. В частности, социологический опрос курсантов военной образовательной организации высшего образования выявил, что на первом месте идут заболевания органов дыхания (72,5 %), далее инфекционные заболевания (6,2 %) и болезни органов пищеварения (5,5 %). При этом 44,2 % респондентов связывают болезни органов дыхания с длительными построениями на учёбу при неблагоприятных погодных условиях, а 56,8 % опрошенных - с несвоевременным переходом на сезонную форму одежды, без учёта климатических особенностей региона [8]. Можно предположить, что такая же проблема существует и в образовательных организациях других силовых министерств. В любом случае повышение сопротивляемости организма будущего сотрудника правоохранительных органов неблагоприятным климатическим факторам является одной из задач физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Следующая группа модифицируемых факторов риска здоровья - это поведенческие, существенную долю из которых составляют вредные привычки: табакокурение, употребление спиртных напитков, наркотических и психоактивных веществ (ПАВ).
Образовательные организации силовых министерств - это в определенной мере срез нашего общества, поэтому курсантам и слушателям, хотя и в значительно меньшей степени, присущи вредные привычки, которые имеются у их сверстников, обучающихся в гражданских образовательных организациях. Так, например, локальные исследования, проведенные в военной образовательной организации высшего образования, показали, что 59 % курсантов курят, 87 % употребляют крепкие спиртные напитки; 4,1 % курсантов I курса пробовали наркотики. Причем 5,2 % респондентов-первокурсников считают, что легкие наркотики не опасны для здоровья [8]. Результаты проведенного нами социологического опроса среди курсантов Ш курсов практически идентичны тем, которые были получены кемеровскими коллегами в военной образовательной организации высшего образования. Более половины курсантов толерантны к вредным привычкам: 52,3 % опрошенных респондентов курят или курили, и лишь менее половины опрошенных никогда не пробовали курить (табл.1).
Таблица 1
Отношение респондентов к табакокурению Кол-во ответов респондентов, %
школьники 10-11 кл., п=56 чел. курсанты 1-11 курсов, 11=107 чел.
да, курю регулярно 3,6 17,8
да, курю иногда или бросил (а) 17,9 34,5
никогда не пробовал (а) 78,5 47,7
Отношение школьников 10-11 классов и курсантов 1-11 курсов университета
к табакокурению
Только 9,4 % респондентов из числа курсантов ответили, что никогда не пробовали алкоголь, в то время как «по праздникам или очень редко» спиртные напитки употребляют 83,2 % опрошенных, а 3,7 % - довольно часто (табл. 2).
4,7 % опрошенных курсантов ответили, что употребляли или употребляют наркотики, в т.ч. марихуану - 2,8 % и 1,9 % - «белый китаец». Основной способ употребления наркотических средств - курение.
Средний возраст респондентов составил 18,4 года. Это дает основания утверждать, что в образовательную организацию высшего образования поступают курсанты с уже приобретенными в школьные годы вредными привычками.
Таблица 2
Отношение школьников 10-11 классов и курсантов 1-11 курсов университета к употреблению спиртных напитков
Отношение респондентов к употреблению алкоголя Количество ответов респондентов, %
школьники 10-11 кл., п=56 чел. курсанты !-[] курсов, п=107 чел.
употребляю довольно часто 7,1 3,7
да, по праздникам или очень редко 67,9 83,2
нет, бросил (а) 3,6 3,7
никогда не пробовал (а) 21,4 9,4
Так, 21,5 % респондентов начали курить в школьном возрасте, и лишь 21,4 % не пробовали алкоголь. Среди курсантов 1-11 курсов число курильщиков по отношению к школьникам увеличивается в 4,9 раза, а число употребляющих алкогольные напитки - на 11,9 % [2].
Исследования, проведенные Новосибирским военным институтом внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, выявили прямую связь вредных привычек с вероятностью развития у курсантов в трудоспособном возрасте ишемической болезни сердца (ИБС). При сочетанном риске воздействия на организм активного табакокурения и алкоголя ИБС у курсантов может развиться к 32-38 годам в зависимости от уровня индивидуального риска. Для оценки зависимости «фактор -эффект» в отношении влияния вредных привычек на здоровье курсанта уровень риска (неприемлемого или допустимого) рассчитывается по формулам, учитывающим показатели суточного поступления в организм никотина и чистого алкоголя за количество дней, взятых для анализа [4].
Социально значимые качества личности формируются на основе усвоения ценностей физической культуры. К профессионально важным качествам, в частности, относятся: скорость возникновения и устойчивость психических процессов, темп и ритм психической деятельности, скорость восприятия и мышления, направленность на межличностные, социальные контакты. Специфической особенностью физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России является её прикладное значение, «перенос тренированности» на практическую деятельность [10]. Прикладная направленность физической подготовки рассматривается как индивидуальная профессиональная готовность к выполнению служебных функций, которая достигается с помощью направленного подбора физических упражнений и видов спорта [5]. Структурными элементами физической подготовки являются приёмы борьбы, виды единоборств, бег, силовые упражнения и др. Не случайно, в опросе, проведённом Белгородским институтом МВД России имени И.Д. Путилина, 56,8 % курсантов и слушателей отдали предпочтение занятиям боевыми приемами борьбы [1].
Сравнительный анализ результатов опроса, проведенного нами в г. Санкт-Петербурге, выявил, что численность занимающихся конкретными видами спорта в свободное от учёбы время у курсантов по отношению к школьникам 10-11 классов снизилась на 6,5 %, одновременно в 2,2 раза увеличилось число курсантов, посещающих тренажёрный зал, и в 4.4 раза занятия ОФП (табл. 3; некоторые вопросы анкеты предполагали несколько вариантов ответов одного респондента). Скорее всего, это связано с тем, что курсанты должны поддерживать определённый уровень всесторонней физической подготовленности, а занятия некогда избранным видом спорта по ряду причин прекращают. Выявление факторов, влияющих на спортивную активность курсантов, - тема отдельного исследования. Обращает на себя внимание тот факт, что численность не занимающихся никакими видами физической активности среди курсантов на 2 % ниже, чем среди школьников 10-11 классов.
Таблица 3
Основные виды физической активности школьников 10-11 классов и курсантов 1-11 курсов университета
Как показали результаты опроса, большинство курсантов в часы досуга занимаются в спортивных клубах или секциях - 44,6 %; самостоятельно занимаются физическими упражнениями одинаковое число школьников и курсантов: по 37,5 % [2].
Однако необходимо учитывать, что формирование личностной физической культуры курсанта обеспечивается за счёт приобретения им двигательных умений и навыков, для освоения которых требуется определённый объём знаний. Самостоятельные занятия должны иметь методическое сопровождение с использованием современных технических средств обучения [7].
Как и во всей системе отечественного образования, модернизация профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел требует смещения акцентов с понятий «подготовленность - образованность - общая культура - воспитание» на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающихся. Компетенции, имеющие интегративную природу, являются результатом инновационных образовательных технологий, форм и методов и рассматриваются, как готовность применять полученные междисциплинарные знания, приобретенные умения и навыки, а также сформированные личные качества в профессиональной деятельности [9]. Иными словами, акцент внимания на результаты образования и умение выпускника образовательной организации МВД России грамотно действовать в практических ситуациях является ведущей функцией компетентностного подхода. Компетенции по физической подготовке курсантов и слушателей включают: сформированность внутренней мотивации к освоению учебной дисциплины, ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья и повышению адаптационных резервов организма; психологическую и практическую готовность осуществления профессиональной деятельности на качественном уровне [11].
Таким образом, задачи физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России можно разделить на общие и специальные.
К общим задачам физической подготовки относятся:
- формирование устойчивых ценностных ориентаций к физической культуре и спорту;
- повышение объёма физической активности;
- укрепление и сохранение здоровья будущих сотрудников органов внутренних дел путём вовлечения в систематические занятия физическими упражнениями, избранным видом спорта или другими видами физической активности;
- профилактика факторов риска здоровья на основе образовательных программ и средств физической культуры;
- приобретение жизненно важных компетенций по физической культуре, основам занятий физическими упражнениями и спортом, методам самоконтроля в процессе физической активности;
- овладение техникой естественных локомоций;
- достижение и сохранение уровня физической подготовленности не ниже нормативов тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- формирование здорового образа жизни и физической культуры личности.
В область специальных задач входит приобретение ключевых образовательных компетенций, специальных умений и навыков по профессионально-прикладной физической подготовке, обеспечивающих достижение высокого уровня готовности курсантов и слушателей к профессиональной деятельности.
Рассмотрев аспекты физической подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России, можно утверждать, что организация самого образовательного процесса требует комплексного подхода, включающего его медико-педагогическое сопровождение. Одного медицинского допуска и ежегодной медицинской комиссии для выполнения современного объёма физических нагрузок при имеющих место общих проблемах со здоровьем молодёжи недостаточно. Кроме этапного медицинского контроля, необходимы текущий контроль и самоконтроль в процессе физической подготовки; комплексный мониторинг психофизического здоровья и уровня профессионально-прикладной физической подготовленности.
Для повышения качества образования в современной педагогике применяются инновационные системы обучения. В частности, речь идёт об экспертных системах (ЭС), основанных на использовании элементов искусственного интеллекта. Основное назначение экспертных систем -сделать доступными сочетание знаний, опыта и навыков квалифицированных специалистов, повысить дидактическую эффективность программно-методических комплексов, реализующих управление и контроль над процессом обучения [6].
В процессе обучения требуется проводить комплексный анализ содержания учебного материала и определять условия усвоения его обучающимися. При управлении учебно-воспитательным процессом значительную роль играет диагностика личностных характеристик субъекта обучения (в нашем случае - курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России), позволяющая учитывать индивидуальные особенности и потенциальные возможности обучающихся, своевременно корректировать ход учебного процесса и выбор методов обучения [13].
Обязательными компонентами структуры экспертной системы являются: интерфейс пользователя; база данных (формируемая пользователем); база знаний (ядро экспертной системы, аккумулирующее совокупность знаний высококвалифицированных специалистов); алгоритм обработки эмпирических данных («решатель» - программа, которая моделирует процесс анализа данных, хранимых в базе данных, на основании знаний экспертов, хранимых в базе знаний); интеллектуальный редактор базы знаний - программа, реализующая алгоритм обработки данных в диалоговом режиме [15].
ЭС позволяет в процессе обучения создавать индивидуальную модель обучаемого субъекта. Система способна как бы настраиваться на уровень знаний и психологические особенности пользователя; индивидуализировать подаваемую информацию и обучающие воздействия, что в итоге повышает эффективность процесса обучения [16]. Экспертные системы содержат прикладные программы искусственного интеллекта (ИИ), в которых, в частности, база знаний по физической подготовке может быть представлена в форме формализованных эмпирических знаний экспертов -квалифицированных специалистов в области смежных предметных областей.
Дефиницию экспертной системы по физической подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов можно сформулировать как совокупность программно-технических средств, позволяющих пользователю в диалоговом режиме получать от компьютера квалифицированную консультационную помощь по организационно-управленческой деятельности в области формирования у курсантов и слушателей ключевых образовательных компетенций по предмету, освоения обучающимися жизненно важных и профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, становления физической культуры личности.
На основании системного анализа были определены две группы объективных и субъективных социально-педагогических факторов, оказывающих влияние на реализацию экспертных систем по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Группу объективных факторов составили экономические и организационно-педагогические факторы (рис. 1).
Экономические факторы:
- финансирование создания экспертных систем по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России;
- финансовое обеспечение деятельности организаций по подготовке экспертов для и проведения экспертизы в образовательных организациях системы МВД России;
- стимулирование труда преподавателей кафедр физической подготовки образовательных организаций МВД России, использующих в работе экспертные системы (экспертные обучающие системы, создание баз данных/знаний и др.).
Рис. 1. Социально-педагогические факторы, оказывающих влияние на реализацию экспертных систем по физической подготовке будущих работников правоохранительных органов
Организационно-педагогические факторы:
- состояние материально-технической базы для создания экспертных систем;
- современное материально-техническое оснащение центров подготовки экспертов по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России;
- обеспечение образовательных организаций системы МВД России квалифицированными кадрами, владеющими информационно-аналитическими технологиями и имеющими необходимый уровень компьютерной грамотности;
- обеспечение центров подготовки экспертов квалифицированными специалистами в области профессионально-прикладной физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов;
- наличие системы аттестации педагогических работников, осуществляющих физическую подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России;
- научно-методическое обеспечение процесса физической подготовки и физкультурно-спортивной работы с обучающимися в образовательных организациях МВД России;
- научное сопровождение центров подготовки экспертов по общей физической и профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов.
Группу субъективных факторов составляют социально-культурные и демографические факторы.
Социально-культурные факторы:
- осознание необходимости применения ЭС в современном процессе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России;
- личные интересы преподавателя в применении экспертных систем;
- отношение преподавателя к инновационным технологиям.
Демографические факторы:
- возраст преподавателя;
- социальное положение;
- образование;
- уровень компьютерной грамотности.
На первом этапе настоящего исследования были определены перспективные направления разработки экспертных систем для применения в процессе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России:
- экспертная система оценки модифицируемых и немодифицируемых фактор риска здоровья среди обучающихся;
- экспертная система оценки знаний по физической культуре, основам занятий физическими упражнениями и спортом, профессионально-прикладной физической подготовке;
- экспертная система оценки физического развития;
- экспертная система оценки физической подготовленности (на основе тестовых испытаний Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне»);
- экспертная система оценки диагностики физической работоспособности;
- экспертная система оценки психофизического здоровья;
- экспертная система оценки социального благополучия и образа жизни;
- экспертная система определения уровня физической активности;
- экспертная система определения структуры физкультурно-спортивных мотивов и интересов;
- экспертная система оценки профессионально-прикладной физической подготовленности;
- экспертная система формирования физической культуры личности.
Выводы. В соответствии с поставленными задачами в исследовании рассмотрена классификация экспертных систем в процессе физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Установлено, что применение экспертных систем в физической подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов имеет пока локальный характер.
В ходе исследования выявлены социально-педагогические факторы, оказывающие влияние на применение экспертных систем в практике физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Сделана попытка классифицировать объективные и субъективные условия реализации экспертных систем. Основными результатами исследования являются: 1) создание базы данных «Вредные привычки курсантов I—II курсов образовательных организаций МВД России»; 2) определение направлений разработки экспертных систем в процессе физической подготовки курсантов и слушателей; 3) постановка задач обучения экспертов для проведения экспертной оценки процесса физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов.
Список литературы
1. Алексеев, Н. А., Кутергин Н. Б. Физическая подготовка сотрудника полиции как один из важнейших элементов профессиональной готовности курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2015. - № 2.- С. 83-85.
2. Антипов, В. А. Евсеев С. П., Черкашин Д. В. Первичная профилактика распространения наркотизма и наркомании в молодежной среде: монография / науч. ред. Е.В. Антипова. - СПб.: ФГБУ СПб НИИФК, 2014. - 262 с.
3. Ахматгатин, А. А. Захарова М. А., Сартаков П. Г. Динамика функционального состояния курсантов образовательного учреждения МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2009. - № 2 (49). - С. 106-114.
4. Беликова, М. Ш. Оценка риска, связанного с воздействием табакокурения и алкоголя, для здоровья курсантов военного института и методика профилактики // Анализ риска здоровью. - 2015. - № 2. - С. 24-30.
5. Герасимов, И. В., Алдошин А. В. Физическая подготовка и спорт как важнейшие элементы профессиональной готовности курсантов образовательных организаций системы МВД России // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. // Сайт «Cyberleninka.ru» - Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/ fizicheskaya-podgotovka-i-sport-kak-vazhneyshie-elementy-professionalnoy-gotovnosti-kursantov-obrazovatelnyh-organizatsiy-sistemy-mvd#ixzz4OM6g3QAr (дата обращения: 25.10.2016).
6. Желнин, М. Э., КудиновВ. А., БелоусЕ. С. Роль и место экспертных систем в образовании // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 2 (22). -[Электронный ресурс] // Сайт «Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета». - Режим доступа: http://www.scientific-notes.ru/pdf/024-003.pdf (дата обращения: 20.10.2016).
7. Коновалова, А. О., Струганов С. М., Вигуляр А. С. Самостоятельные занятия физическими упражнениями курсантов образовательных организаций системы МВД России с использованием технических средств обучения // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII междунар. научн.-практич. конф. : в 2 т. - Т. I. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. - С. 104-107.
8. Кубрак, А. Ю. Распространенность факторов риска, влияющих на состояние здоровья курсантов военного вуза // Здоровье и образование в XXI веке: электронный научно-образовательный вестник. - 2006. - № 9. - Т. 8. - С. 409. - [Электронный ресурс] // Сайт «Cyberleninka.ru». - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranyonnost-faktorov-riska-vliyayuschih-na-sostoyanie-zdorovya-kursantov-voennogo-vuza (дата обращения: 25.10.2016).
9. Лупырь, В. Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 2 (61). - С. 12-15.
10.Макеева, B. C., Баркалов С. Н., Степанюк В. И. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : монография. - Орёл: ОрЮИ МВД России, 2006. - 96 с.
11. Пряхин, А. С., Прилепин Е. П. Применение компетентностного подхода при организации занятия по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 1-2. - Т. 8. - С. 213-216.
12. Сартаков, П. Г., Новоселов В. П., Самчуков Г. Г., Алябьев Ф. В. Оценка состояния здоровья курсантов военного института внутренних войск МВД России за период обучения // Сибирский медицинский журнал (Томск). - 2013. - № 4. - Т. 28. - С. 111-114.
13. Слепцова, А. А., Пак Н. И. Использование экспертных систем в обучении // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2012. - № 8. - Т. 2. - С. 487-488.
14. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 01.10.2014).
15. Федоров, А. И. Спортивно-педагогическая информатика: теоретико-методологические аспекты информатизации системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту : монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 448 с.
16. Фролов, С. С. Информационно-компьютерные технологии в совершенствовании образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; [Тамб. гос. ун- им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2009. - 23 с.
УДК 623.5
А.П. Бобровик*, А.А. Любаков**
Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы
В данной статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на результат стрельбы из боевого огнестрельного оружия, раскрывается роль зрительного анализатора и бинокулярного зрения, а также значение силовой подготовки для выполнения прицельного выстрела.
Ключевые слова: сотрудник полиции, боевое огнестрельное оружие, прицеливание, зрительный анализатор, силовая подготовка.
A.P. Bobrovik*,A.A. Lyubakov**. Methodological features of training of police officers shooting from military weapons that significantly affect the performance of shooting. This article deals with the factors effecting the firearm shooting results, the role of the visual analyzer and binocular vision, as well as the importance of strength training for the aiming shot.
Keywords: police officer, military firearms, aiming, visual analyzer, strength training.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции предоставлено право на применение огнестрельного оружия. Это происходит зачастую в сложных психологических условиях, которые вызывают эмоциональное состояние, негативно влияющее на принятие решения о законности и целесообразности этих действий. В таких ситуациях довольно сложно определить, представляет ли, и в какой степени, общественно опасное деяние угрозу для окружающих, а также какие последствия наступят в результате применения огнестрельного оружия [4, с. 75]. Ст. 18, 19, 23, 24 определяют порядок его применения, конкретизируют ситуации, в которых может применяться как табельное, так и иное огнестрельное оружие, закрепляют гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Однако, несмотря на достаточно подробное изложение порядка и правил применения огнестрельного оружия в законодательстве о полиции, решение на его применение принимается сотрудником самостоятельно, на основе анализа значительного числа факторов сложившейся оперативной обстановки.
* Бобровик, Артем Павлович, доцент кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон рабочий (812) 417-59-70; телефон мобильный (911) 999-55-90. E-mail: partizan0013@yandex.ru.
* Любаков, Александр Александрович, преподаватель кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон рабочий (812) 41759-70; телефон мобильный (960) 283-59-11. E-mail: partizan0013@yandex.ru.
* Bobrovik, Artyom Pavlovich, associate Professor of physical training and applied martial arts Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel.: (812) 417-59-70; (911) 999-55-90. E-mail: partizan0013@yandex.ru.
* Lyubakov, Alexander Alexandrovich, lecturer of the Department of physical training and applied martial arts Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia? 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph,: (812) 417-59-70; (960) 283-59-11. E-mail: partizan0013@yandex.ru.
© Бобровик А.П., Любаков А.А., 2017