Научная статья на тему 'Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы'

Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / БОЕВОЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПРИЦЕЛИВАНИЕ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / POLICE OFFICER / MILITARY FIREARMS / AIMING / VISUAL ANALYZER / STRENGTH TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобровик Артем Павлович, Любаков Александр Александрович

В данной статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на результат стрельбы из боевого огнестрельного оружия, раскрывается роль зрительного анализатора и бинокулярного зрения, а также значение силовой подготовки для выполнения прицельного выстрела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобровик Артем Павлович, Любаков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological features of training of police officers shooting from military weapons that significantly affect the performance of shooting

This article deals with the factors effecting the firearm shooting results, the role of the visual analyzer and binocular vision, as well as the importance of strength training for the aiming shot.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы»

10.Макеева, B. C., Баркалов С. Н., Степанюк В. И. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : монография. - Орёл: ОрЮИ МВД России, 2006. - 96 с.

11. Пряхин, А. С., Прилепин Е. П. Применение компетентностного подхода при организации занятия по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 1-2. - Т. 8. - С. 213-216.

12. Сартаков, П. Г., Новоселов В. П., Самчуков Г. Г., Алябьев Ф. В. Оценка состояния здоровья курсантов военного института внутренних войск МВД России за период обучения // Сибирский медицинский журнал (Томск). - 2013. - № 4. - Т. 28. - С. 111-114.

13. Слепцова, А. А., Пак Н. И. Использование экспертных систем в обучении // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2012. - № 8. - Т. 2. - С. 487-488.

14. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 01.10.2014).

15. Федоров, А. И. Спортивно-педагогическая информатика: теоретико-методологические аспекты информатизации системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту : монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 448 с.

16. Фролов, С. С. Информационно-компьютерные технологии в совершенствовании образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; [Тамб. гос. ун- им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2009. - 23 с.

УДК 623.5

А.П. Бобровик*, А.А. Любаков**

Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы

В данной статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на результат стрельбы из боевого огнестрельного оружия, раскрывается роль зрительного анализатора и бинокулярного зрения, а также значение силовой подготовки для выполнения прицельного выстрела.

Ключевые слова: сотрудник полиции, боевое огнестрельное оружие, прицеливание, зрительный анализатор, силовая подготовка.

A.P. Bobrovik*,A.A. Lyubakov**. Methodological features of training of police officers shooting from military weapons that significantly affect the performance of shooting. This article deals with the factors effecting the firearm shooting results, the role of the visual analyzer and binocular vision, as well as the importance of strength training for the aiming shot.

Keywords: police officer, military firearms, aiming, visual analyzer, strength training.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции предоставлено право на применение огнестрельного оружия. Это происходит зачастую в сложных психологических условиях, которые вызывают эмоциональное состояние, негативно влияющее на принятие решения о законности и целесообразности этих действий. В таких ситуациях довольно сложно определить, представляет ли, и в какой степени, общественно опасное деяние угрозу для окружающих, а также какие последствия наступят в результате применения огнестрельного оружия [4, с. 75]. Ст. 18, 19, 23, 24 определяют порядок его применения, конкретизируют ситуации, в которых может применяться как табельное, так и иное огнестрельное оружие, закрепляют гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Однако, несмотря на достаточно подробное изложение порядка и правил применения огнестрельного оружия в законодательстве о полиции, решение на его применение принимается сотрудником самостоятельно, на основе анализа значительного числа факторов сложившейся оперативной обстановки.

* Бобровик, Артем Павлович, доцент кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон рабочий (812) 417-59-70; телефон мобильный (911) 999-55-90. E-mail: partizan0013@yandex.ru.

* Любаков, Александр Александрович, преподаватель кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон рабочий (812) 41759-70; телефон мобильный (960) 283-59-11. E-mail: partizan0013@yandex.ru.

* Bobrovik, Artyom Pavlovich, associate Professor of physical training and applied martial arts Saint-Petersburg University of MIA of Russia, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel.: (812) 417-59-70; (911) 999-55-90. E-mail: partizan0013@yandex.ru.

* Lyubakov, Alexander Alexandrovich, lecturer of the Department of physical training and applied martial arts Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia? 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph,: (812) 417-59-70; (960) 283-59-11. E-mail: partizan0013@yandex.ru.

© Бобровик А.П., Любаков А.А., 2017

Педагогика

Законодатель обязывает сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Практический опыт проведения боевых зачётных стрельб, инспекторских проверок, опросы сотрудников, которым приходилось применять огнестрельное оружие, свидетельствуют о том, что важную роль при принятии решения на применение табельного оружия играет психологическая готовность сотрудника.

Основу психологической готовности составляют:

- знание боевых свойств табельного оружия и боеприпасов;

- знание индивидуальных особенностей табельного оружия (особенности пристрелки, длина холостого и рабочего хода спускового крючка, общий настрел и т.д.);

- прочность навыков быстрого извлечения оружия из кобуры, приведения его в боевое положение, прицеливания и производства выстрела;

- владение навыками защиты табельного оружия.

Уверенные, доведенные до автоматизма действия сотрудника полиции при использовании огнестрельного оружия - залог успешного выполнения служебно-оперативной задачи. Совершенное владение навыками стрельбы и действиями с табельным оружием - с одной стороны, результат многократного повторения отдельных элементов и целостных действий, а с другой - процесс творческого взаимодействия обучающегося (сотрудника) и руководителя занятий (преподавателя, инструктора по огневой подготовке).

Наиболее распространенная методика проведения занятий по огневой подготовке - строго регламентированное и неукоснительное выполнение команд руководителя стрельбы. Данная методика позволяет контролировать действия стрелка, исправлять допускаемые им ошибки, следить за соблюдением требований безопасности. Её недостатки - формирование привычки к шаблонным действиям, ограниченным только условиями выполнения стрелкового упражнения. Метод строго регламентированного упражнения, оправданный на начальном этапе обучения огневой подготовке, теряет свою эффективность и приводит к потере интереса обучающихся к занятиям в том случае, когда становится единственной методикой проведения занятий с выполнением упражнений учебных и контрольных стрельб.

Формальное выполнение команд руководителя стрельб, не подкрепленное интенсивной интеллектуальной работой стрелка, к положительному результату не приведёт. Необходимо, чтобы у обучающегося возникло страстное желание достичь высокого уровня мастерства как при обращении с оружием, так и при производстве выстрела.

На наш взгляд, существуют несколько основных критериев, существенно влияющих на результативность стрельбы при условии, что оружие «приведено к нормальному бою». Это изготовка для стрельбы, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Степень овладения данными элементами стрельбы оценивается не только по выполнению одного или нескольких точных выстрелов в условиях тира или полигона, а по быстроте и точности выполнения упражнений, максимально имитирующих огневой контакт с правонарушителем.

Правильное прицеливание - один из основополагающих факторов точного выстрела. Оно представляет собой сложный процесс, в котором ведущая роль принадлежит зрительному анализатору, а также задействуются биомеханические особенности строения тела стрелка и его индивидуальные психофизиологические свойства. При стрельбе из штатного оружия, на наш взгляд, главную роль при производстве выстрела играют не двигательные способности стрелка (удержание оружия, нажатие на спусковой крючок и т.д.), а зрительная сторона процесса прицеливания - чёткость восприятия глазом контуров прицельной планки, мушки и точки прицеливания на мишени, в зависимости от фазы нажатия на спусковой крючок.

На начальном этапе обучения при выполнении классических (медленных) стрелковых упражнений, чтобы добиться точного выстрела, при нажатии на спусковую скобу необходимо сфокусировать взгляд на мушке. Целик и мишень при этом будут слегка «размыты». Для удержания ровной мушки в прорези целика стрелок, как правило, прицеливается «ведущим» глазом, зажмуривая второй. С одной стороны, это помогает стрелку сконцентрироваться на выстраивании линии прицеливания, а с другой - сужает сектор обзора.

Необходимо отметить, что при усиленной работе зрительного анализатора во время прицеливания его двигательные и световоспринимающие механизмы быстро утомляются, в результате чего снижается его работоспособность. Как показывает практика, интенсивная работа зрительного анализатора возможна лишь в течение относительно короткого промежутка времени, после чего чёткость изображения на сетчатке постепенно снижается. Следовательно, стрелок не должен чрезмерно долго выполнять прицеливание, т.к. по истечении 10-15 секунд глаз перестает замечать неточности, и стреляющий, рассчитывая на то, что оружие правильно наведено в цель, незаметно для себя допускает грубые ошибки при стрельбе. Поэтому при стрельбе из боевого штатного оружия ни в коем случае не следует «зацеливаться», а оптимальное время прицеливания с момента сосредоточения зрительного внимания на изображение цели и прицельной планки с мушкой должно составлять от 5 до 10 секунд [2, с. 106].

При подготовке сотрудника полиции к вооруженному противоборству необходимо помнить, что огневой контакт является экстремальной ситуацией с реальной угрозой его здоровью и жизни, в которой правонарушитель является главным источником опасности. Рефлекторно взгляд сотрудника будет сфокусирован на правонарушителе, а не на мушке, что может привести к неточному выстрелу. Поэтому одной из задач обучения сотрудников полиции правильному прицеливанию является

формирование умения быстро переводить взгляд с мушки на мишень и обратно, не забывая о том, что в момент выстрела взгляд должен быть сфокусирован на мушке.

При применении штатного боевого оружия сотрудникам полиции зачастую приходится действовать в условиях открытых пространств. Яркие, прямые лучи солнца в безоблачную погоду; отражение лучей света от снежного покрова; осадки в виде дождя и снега; порывы ветра; резко меняющееся освещение цели вследствие облачной погоды; солнечные блики на потертых поверхностях оружия выступают факторами, значительно затрудняющими прицеливание. Они вызывают раздражение слизистой оболочки глаза, слезотечение, прищуривание, непроизвольное смыкание век и другие нежелательные эффекты, снижающие результативность стрельбы. Именно поэтому стрелок всегда должен учитывать вышеперечисленные факторы и заботиться о создании наиболее благоприятных условий для работы зрительного анализатора во время прицеливания.

Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования подготовки сотрудников полиции к служебно-профессиональной деятельности, является обучение к действиям в условиях, максимально приближенным к реальным. В настоящее время огневое противостояние между законным представителем власти и правонарушителем происходит зачастую на коротких расстояниях. Фактор внезапности не оставляет сотруднику большого количества времени для принятия решения о применении огнестрельного оружия. В этих ситуациях еще более актуальным становится вопрос о быстром переводе взгляда с правонарушителя на мушку. Близкая дистанция с объектом, в отношении которого сотрудник полиции принял решение о применении огнестрельного оружия, ограниченное пространство, в котором ему нередко приходится действовать, в некоторых случаях скопление людей, не являющихся правонарушителями, требуют от полицейского максимального распределения внимания, концентрации взгляда то на выбранной цели, то на отчётливом очертании мушки. Рассеивание пуль при стрельбе из штатного оружия на коротких расстояниях (5-7 метров) будет незначительным при условии правильного прицеливания, а значит, и задача по пресечению противоправных действий будет выполнена.

Важной особенностью организма человека является его способность к бинокулярному зрению. Данное свойство организма, по нашему мнению, необходимо максимально использовать при обучении сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия. Бинокулярное прицеливание (прицеливание, при котором задействованы оба глаза стрелка) имеет ряд преимуществ, и не использовать их при применении табельного оружия было бы грубой ошибкой. При бинокулярном прицеливании нецелящийся глаз помогает наблюдать за мишенью и окружающей обстановкой, расширяет границы обзора, информируя сотрудника полиции о местонахождении объекта, позволяя точнее, быстрее и успешнее применить штатное оружие в случае необходимости. Используя свойства бинокулярного зрения, сотрудник полиции значительно быстрее оценит изменения ситуации, а также сможет держать под контролем движения нескольких целей одновременно, что особенно важно при задержании группы правонарушителей, и провести точный выстрел (выстрелы) в нужное время. Задействуя при стрельбе оба глаза, сотрудник полиции видит объёмную мишень, что позволяет ему более точно определить расстояние до цели либо между целями. К тому же при таком прицеливании острота зрения повышается на 15-20% и, соответственно, возрастает точность прицеливания.

Используя бинокулярное зрение, сотрудник полиции способен более детально распознать цель, находящуюся как в неподвижном положении, так и в движении. Данное качество значительно сокращает время прицеливания. В некоторых ситуациях сотруднику полиции для принятия решения о применении штатного боевого оружия необходимо оценить ситуацию в целом, и для этого ему опять-таки целесообразно использовать бинокулярное зрение.

Таким образом, учитывая приведённые выше особенности при прицеливании, мы рекомендуем использовать их при обучении сотрудников полиции стрельбе из боевого штатного оружия, чтобы достичь превосходства над правонарушителем и контроля оперативной обстановки в случае конфликтной ситуации.

Значительное влияние на качество прицеливания, а соответственно, и результативность стрельбы из боевого штатного оружия имеют навыки сотрудника полиции быстро принимать правильные, удобные изготовки к применению оружия - как классические, так и нестандартные (удержание оружия левой, правой рукой; обеими руками; ведение огня из-за укрытия, лежа, с колена, с опорой о подручные средства и т.д.). В условиях быстро изменяющейся оперативной обстановки крайне сложно соблюдать данные выше рекомендации, однако сотрудник полиции в любой ситуации должен создавать для себя максимально благоприятные условия для прицеливания и своевременного выстрела. Принятию правильного решения в критической ситуации будут способствовать двигательные навыки, сформированные в процессе занятий, на которых моделируются действия сотрудника полиции, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В очередной раз подчеркивая значимость двигательных навыков для овладения техникой стрельбы из табельного оружия, нельзя не затронуть вопрос развития физических качеств, проявляющихся при выполнении приёмов и действий, многократно выполняемых стрелком. Взаимосвязь развития физических качеств и этапов формирования двигательных навыков - область научных интересов теории и методики физического воспитания. В процессе проведения занятий по огневой подготовке данная взаимосвязь, как правило, не учитывается. Современные исследования подтверждают, что «в жизни нет других средств, кроме физических упражнений, которые обеспечивали бы нужную физическую готовность организма ко всё увеличивающимся требованиям умственной деятельности» [3, с. 53].

Педагогика

Особое значение при обучении сотрудников силовых структур стрельбе из боевого огнестрельного оружия приобретает силовая подготовка. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Она может быть статической или динамической, абсолютной или относительной. При стрельбе из боевого огнестрельного оружия, в зависимости от условий выполнения стрельб либо от оперативной обстановки, в которую попал сотрудник полиции, крайне необходимо дифференцированно использовать данное качество.

Опыт служебно-профессиональной деятельности показывает, что результативность стрельбы из боевого огнестрельного оружия не находятся в прямой зависимости от физического развития стрелка, от развития его основных физических качеств, в частности, силы. Ошибочно считать, что хорошо развитые силовые способности у сотрудника полиции смогут компенсировать недостатки в его психологической, тактической и других областях стрелковой подготовки. Для производства точного выстрела сотруднику полиции нет необходимости развивать предельно возможную для себя силу мышц. Ему необходимо лишь задействовать те группы мышц и с такими усилиями, которые были бы достаточными для удержания оружия в нужном положении (как при скоростной стрельбе, так и при медленной).

Росту результатов в стрельбе будут способствовать:

- упражнения, направленные на увеличение силовой выносливости мышц спины и плечевого пояса (для повышения устойчивости системы «человек-оружие»);

- упражнения, направленные на повышение статической силы мышц предплечья (для улучшения хвата оружия одной рукой);

- упражнения, позволяющие добиться дозированных мышечных усилий указательного пальца на спусковой крючок при статическом напряжении мышц предплечья.

Силовая подготовка способствует формированию и совершенствованию у сотрудников полиции необходимых для стрельбы навыков и умений:

- умение расслаблять, а в необходимый момент напрягать, те группы мышц, которые непосредственно участвуют в производстве выстрела;

- способность к правильному дыханию (задержка дыхания, полувдох, полувыдох и т. д.);

- умение точно и согласованно выполнять движения, с быстрой реакцией на меняющуюся обстановку, особенно в средствах индивидуальной защиты, бронежилетах, форменном обмундировании и т.д.

На этапе совершенствования техники стрельбы силовые упражнения могут выполняться непосредственно перед выполнением стрелковых упражнений для имитации элементов огневого противоборства с правонарушителем на фоне усталости. В данном случае подбор упражнений, определение последовательности, количества повторений и интенсивности их выполнения будут осуществляться руководителем занятия в соответствии с поставленными учебными задачами.

В процессе развития силовых качеств у стрелка изменяется деятельность центральной нервной системы, а именно: образуются в коре головного мозга новые условно-рефлекторные связи, увеличивается подвижность и быстрота протекания нервных процессов, вырабатываются и закрепляются необходимые положительные двигательные навыки. Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие силы, могут быть использованы сотрудниками полиции как средство для снятия нервно-эмоционального напряжения, возникающего в процессе служебно-профессиональной деятельности, повышения психологической уверенности, улучшения индивидуальной физической тренированности, как форма активного отдыха.

Пристальное внимание необходимо уделять регулярности занятий по силовой подготовке сотрудника-стрелка. Тренировочный процесс не должен носить хаотичного характера. Он должен строиться с учётом принципа цикличности, где особая роль отводится упражнениям на развитие силы и силовой выносливости таких групп мышц, как мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, рук и ног.

Подводя итог, следует отметить, что статья будет интересна для специалистов огневой и физической подготовки, лиц, совершенствующих навыки служебно-прикладной стрельбы.

Анализ научно-методической литературы и практики проведения занятий по огневой подготовке с сотрудниками полиции, личный опыт авторов, представленные в статье, можно использовать:

- для ориентирования учебной дисциплины «Огневая подготовка» на формирование готовности сотрудников полиции к огневому противоборству с правонарушителем, а не только для выработки навыков выполнения отдельных стрелковых упражнений;

- подбора более эффективных методик огневой подготовки, учитывающих психофизиологические особенности занимающихся, и взаимосвязи развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

- усиления межпредметных связей дисциплин «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка».

Список литературы

1. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - 14 фев. - 900 с.

2. Бобровик, А. П. Некоторые особенности прицеливания при стрельбе из боевого штатного оружия // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : материалы VI МНПК. - Хабаровск, 2016.

3. Граменицкий, Б. С., Щербаков, В. С. Физическое воспитание как предмет высшей школы. Теория и практика физической культуры. - 1971. - 53 с.

Будко В.Н., Будко П.А., Винограденко А.М., Тимошенко Л.И. Технико-педагогические условия.

4. Бантюков, И. Б., Давыдов, Л. В., Ткаченко, А. Ю. Некоторые особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в различных ситуациях служебно-профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. XIX МНПК. - № 10. - Ч. 7. - Белгород: АПНИ, 2016. - 148 с.

УДК 37.0:004(075.8)

В.Н. Будко*, П.А. Будко**, А.М. Винограденко***, Л.И. Тимошенко****

Технико-педагогические условия для создания программно-аппаратного комплекса тренажеров и требования к его применимости в системе подготовки военных специалистов связи

Проведен анализ профессионально-деятельностного подхода в организации подготовки специалистов связи, на основе которого сформулированы технико-педагогические условия для создания автоматизированных систем обучения, требования к их применимости, а также предложен состав и структура программно-аппаратного комплекса тренажеров техники связи с режимами работы «Обучение», «Тренировка», «Контроль».

Ключевые слова: программно-аппаратный комплекс тренажеров, телекоммуникационные системы, подготовка специалистов связи, учебные задачи и нормативы, режимы работы тренажера, принципы образования.

V.N. Budko*, P.A. Budko**, A.M. Vinogradenko***, L.I. Timoshenko****. Technical and pedagogical conditions for creation of a hardware and software system of trainers and requirement to its applicability in system of military communication experts training. The analysis of professional and activity approach is carried out to the organizations of training of specialists of communication on the basis of which technical and pedagogical conditions for creation of automated systems of training, requirements to their applicability are formulated, and also the composition and structure of a hardware and software system of trainers of technique of communication with operation modes «Studying», «Training», «Controlling» is offered.

Keywords: hardware and software system of trainers, telecommunication systems, communication training of specialists, educational tasks and standards, trainer operation modes, principles of education.

Введение

Анализ тенденций в развитии способов вооруженной борьбы показывает, что создание новых вооружений и военной специальной техники (ВВСТ) предопределяет рост требований к профессиональному мастерству эксплуатирующего данные технические средства личного состава [1].

При подготовке военных специалистов выявлено, что процесс восприятия и усвоения информации обучающимися по инженерным и операторским специальностям идёт тем легче и производительнее, чем непосредственнее отражаются в источнике знаний содержательные качества и свойства технической системы и процессов, связанных с её функционированием [1-3]. Поэтому всегда в системе подготовки по техническим специальностям приоритет в использовании в качестве средств обучения отдавался именно натурным объектам ВВСТ. Однако в случае подготовки специалиста по эксплуатации сложного ВВСТ прямой опыт не всегда экономически целесообразен и практически

* Будко, Валентина Николаевна, профессор кафедры иностранных языков Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. Тел.: (+7)981-716-8972. E-mail: budko27@mail.ru.

** Будко, Павел Александрович, профессор кафедры технического обеспечения связи и автоматизации Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, доктор технических наук, профессор. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. Тел.: (+7)911-010-9264. E-mail: budko62@mail.ru.

*** Винограденко, Алексей Михайлович, доцент кафедры технического обеспечения связи и автоматизации Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Тихорецкий пр., д. 3. Тел.: (+7)981-833-9231. E-mail: vinogradenko.a@inbox.ru.

**** Тимошенко, Леонид Иванович, доцент кафедры тактико-специальных дисциплин и огневой подготовки Краснодарского университета МВД России (филиал в г. Ставрополе), кандидат технических наук. Адрес: Россия, 355047, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 43. Тел. моб.: (+7)918-770-3010. E-mail: lit-545@yandex.ru.

* Budko, Valentina Nikolayevna. professor of the Department of Foreign Languages; eandidate of pedagogic sciences. Military Telecommunications Academy named S.M. Budyonny. Address: Russia, Saint-Petersburg, Tikhoretskiy Avenue, 3. Mob. +7-9817168972. E-mail: budko27@mail.ru.

** Budko, Pavel Alexandrovich, professor of the Department of Technical Ensuring Communication and Automation, Doctor of Engineering, professor. Military Telecommunications Academy named S.M. Budyonny. Address: Russia, Saint-Petersburg, Tikhoretskiy Avenue, 3. Mob.: (+7)911-010-9264. E-mail: budko62@mail.ru.

*** Vinogradenko, Alexey Mikhailovich, associate professor of the Department of Technical Ensuring Communication and Automation, candidate of technical sciences, associate professor. Military Telecommunications Academy named S.M. Budyonny. Saint-Petersburg, Tikhoretskiy Avenue, 3. Mob.: (+7)981-833-9231. E-mail: vinogradenko.a@inbox.ru.

**** Timoshenko, Leonid Ivanovich. associate professor of the Department of tactical and special disciplines and fire preparation, Candidate of Technical Sciences. Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia (branch in the city of Stavropol), Address: Russia, 355047, Stavropol, Kulakov Avenue, 43. Mob.: (+7)918-770-3010. E-mail: lit-545@yandex.ru.

© Будко В.Н., Будко П.А., Винограденко А.М., Тимошенко Л.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.