Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся колледжа'

Совершенствование организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / THE COLLEGE / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / DEVIATIONS IN BEHAVIOR / PREVENTIVE MAINTENANCE OF DEVIATIONS IN BEHAVIOR / MODELING PRINCIPLES / STRUCTURAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Михайловна

Профилактика девиантного поведения и предупреждение правонарушений является одной из приоритетных задач педагогического коллектива колледжа. В статье рассмотрено совершенствование организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavior preventive maintenance c deviations and the prevention of offenses is one of priority problems of pedagogical collective of college. In article perfection of organizational-pedagogical activity on behavior preventive maintenance c is considered by deviations of trained college.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся колледжа»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

ПОПОВА Е.М.

Профилактика девиантного поведения и предупреждение правонарушений является одной из приоритетных задач педагогического коллектива колледжа. В статье рассмотрено совершенствование организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся колледжа.

Behavior preventive maintenance c deviations and the prevention of offenses is one of priority problems of pedagogical collective of college. In article perfection of organizational-pedagogical activity on behavior preventive maintenance c is considered by deviations of trained college.

Одной из основных государственных задач является формирование стабильного и здорового общества. При этом объектом национально-государственных интересов является молодежь, поскольку от привычного поведения, образа жизни, личностных качеств современной молодежи во многом зависит судьба общества и государства. Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования (в Москве - колледжи, техникумы) в основном обучают молодежь от 15 до 20 лет. Эта возрастная группа юношей и девушек находится в стадии личностного, профессионального и гражданского становления, их общественная активность постоянно растет. В связи с чем, эффективность работы педагогических коллективов по профилактике девиантного поведения обучающихся во многом определяет результаты предупреждения преступности в обществе.

Как показывает наш опыт, в колледж поступают подростки, имеющие трудности в обучении, проблемы с поведением и посещаемостью. Так, опрос 232 обучающихся 1 курса групп начального и среднего профессионального образования колледжа (опросник ДАП-П) показал следующие результаты: значительную предрасположенность к девиантному поведению показывают 44 % обучающихся (102 чел.); значительную предрасположенность к зависимому поведению от психоактивных веществ (табак, алкоголь и др.) показывают 49% (113 чел.). Высокий уровень обучающихся, склонных к девиантному поведению, осложняется невысокой профессиональной направленностью подростков, поступающих в колледж и низкой мотивацией к обучению. Кроме того, образовательный процесс в профессиональном колледже тесно связан с производственной средой, влияние которой не всегда положительно.

Эти данные убеждают, что в колледже должен быть обеспечен целостный, системный воспитательный процесс на основе современных методов и технологий профилактической работы. При этом необходимо соблюдение требований действующего законодательства по профилактике правонарушений, организация взаимодействия с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другими субъектами профилактики города.

Совершенствование социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся подразумевает теоретическое осмысление и практическое освоение профилактики в условиях образовательного процесса и поиск инновационных подходов к этой проблеме. Одним из актуальных методов исследования объектов познания является метод моделирования. В педагогике моделирование применяется не только как метод теоретического исследования, но и как метод преобразовательной практики, особый способ решения традиционных проблем нетрадиционным способом.

В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др. Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского, Р.В. Габдреева, А.Н. Дахина, Н.В.Кузьминой и др. Ос-

новным понятием метода моделирования является модель (от лат. modulus - мера, образец). Под моделью понимают аналог (изображение, схема, знаковая система и др.) какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в упрощенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Предназначение аналога - расширение знания (информации) об оригинале, его конструирование, преобразование или управление оригиналом.

Основными принципами моделирования являются такие принципы как: концептуальность; системность; управляемость. Концептуальность предполагает, что педагогической модели должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, дидактическое и психолого-социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что модель должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех элементов, целостностью. Управляемость предполагает возможность координации и синхронизации основных элементов, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Выбрав метод моделирования как наиболее приемлемый метод педагогического исследования в рамках поставленной задачи, мы предлагаем модель организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся. Разработанная нами модель является отражением реальной социально-педагогической практики и предусматривает в качестве основной задачи - создание механизма совершенствования деятельности педагогических работников по предупреждению правонарушений в молодежной среде. Данная модель применима к организации воспитательной деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, целью которых является воспитание социально адаптированной личности будущего профессионала.

В модели организационно-педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся (рис. 1) мы выделяем следующие структурные блоки: блок целепола-гания, блок планирования и выбора методов, форм, способов профилактики отклоняющегося поведения, блок содержания воспитательно-профилактической деятельности. Структурные блоки отражают основные этапы педагогической технологии по профилактике и предупреждению девиантного поведения обучающихся. Блок воспитательно-профилактической деятельности разделен на структурные модули и компоненты.

Модули - медико-психологический, психолого-педагогический и социально-педагогический, определяют направления воспитательно-профилактической деятельности педагогического коллектива и учитывают особенности субъектов этой деятельности. Содержание каждого модуля раскрывается через структурные компоненты - диагностический, коррекционно-развивающий и рефлексивный, определяющие последовательность проведения воспитательно-профилактической работы педагогов.

Задача диагностического компонента для каждого модуля - выявление проблем в развитии личности обучающихся, межличностных отношений в коллективах, семье обучающихся различными методами (психодиагностики, педагогического наблюдения, бесед, опросов, анкетирования и др.).

Коррекционно-развивающий компонент подразумевает коррекцию воспитания, развития, социализации и учебной деятельности обучающихся, а также координацию всех профилактических воздействий. Среди методов коррекционно-развивающей педагогической деятельности можно назвать такие методы как: проведение классных часов, собраний, лекций, дискуссий, викторин, конкурсов, экскурсий, походов, акций, а также индивидуальных бесед, тренинговых занятий, занятий по специальным программам, проектная деятельность и др.

Рефлексивный компонент предполагает оценку эффективности воспитательно-профилактической деятельности с целью выявления затруднений и внесения корректив в работу педагогического коллектива по профилактике отклоняющегося поведения и правонарушений обу-

чающихся. Данный компонент модели подразумевает оценку результатов деятельности путем анкетирования, тестирования, повторной диагностики обучающихся и педагогов, а также путем организации мониторинга по основным показателям (успеваемость, посещаемость, наличие правонарушений, динамика изменения ценностных ориентаций обучающихся и др.).

Модель предполагает тесное сотрудничество педагогического коллектива в вопросах профилактики, поэтому рефлексивный компонент содержит такой блок как «Оценка результатов взаимодействия педагогов колледжа, выявление затруднений и способов их устранения» путем обсуждения на психолого-педагогических консилиумах, инструктивно-методических совещаниях, педагогических советах и др.

I Іелеполагание: воспитание соииально-адаптированной личности профессионала

Планирование, выбор метолов, Фопм и способов воспитательно-профилактической деятельности

Воспитательно-профилактическая деятельность

Компоненты

Модули

>5

5

3

2

СС

со

5

со

а

а

- Медицинское сопровождение обучающихся;

- Просвещение обучающихся и родителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ);

- Меры по профилактике употребления ПАВ;

- Содействие в лечении

зависимостей от ПАВ в рамках сотрудничества с уч режден иями здра во-охранения, медико-

социально-реабилитационными центрами и т.п.

- Оценка динамики изменения здоровья обучающихся;

- Оценка изменения употребления ПАВ

- Предупреждение и коррекция психоэмоциональных перегрузок, психологических проблем личности обучающихся;

- Психоэмоциональное закаливание обучающихся и педагогов; -Содействие адаптации первокурсников;

- Психокоррекция отклоняющегося поведения;

- Помощь педагогам и родителям в вопросах оптимизации межличностных отношений;

- Содействие оздоровлению психологического климата в коллективах;

- психологическое просвещение родителей и педагогов

і

- Оценка динамики изменения психического состояния обучающихся «группы риска» (уровень тревожности, агрессивности, конфликтности и т.п.);

- Оценка изменения психологического климата в коллективах групп и педагогов

Медико- психологический Психолого-педагогический

т і

- Выявление здоровья обучающихся: группы здоровья, хронических заболеваний; - Диагностика физических качеств и физиологических показателей здоровья, образа жизни; - Выявление привычек употребления ПАВ - Психодиагностика личности; - Психодиагностика девиантного поведения; - Диагностика психологического климата и межличностных отношений в группах, в педагогическом коллективе; - Выявление проблем межличностного взаимодействия в семье

- Изучение условий семейного воспитания и социального окружения, в том числе на практике;

- Выявление сирот и подопечных;

- Выявление ценностных ориентаций и потребностей, культуры поведения; интересов, способностей и наклонностей

- Контроль над посещаемостью, успеваемостью, поведением;

- Формирование успешности, активной социальной позиции;

- Развитие творческих способностей, лидерских качеств, адекватной самооценки

- Расширение кругозора и познавательных интересов;

- Обучение социально важным навыкам, приобщение к ЗОЖ;

- Социально-правовая защита н/л, предупреждение безнадзорности, беспризорности, жестокости и насилия;

- Правовое просвещение обучающихся и родителей;

- Помощь родителям по коррекции воспитания

- Оценка динамики личностного роста, ценностных ориентаций;

- Оценка посещаемости, успеваемости;

- Оценка динамики активности обучающихся в жизни кол-ва;

- Оценка изменения состава «группы риска» ;

- Оценка динамики совершения административных и уголовных правонарушений обучающихся

Рис. 1 Модель организационно-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения

Как показало исследование, эффективная реализация модели организационнопедагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся возможна при соблюдении определенных условий. К ним относятся объективные: благополучие социальной среды; достаточная финансово-материальная база образовательного учреждения и субъективные: комфортная образовательная среда; позиция педагогического коллектива; профессиональная компетентность педагогов; уровень взаимодействия образовательного учреждения с семьей и организациями округа, города.

Комфортность образовательной среды предполагает благоприятный моральнопсихологический климат в педагогическом и студенческом коллективе, удовлетворенность участников педагогического процесса совместной деятельностью. Под позицией педагогического коллектива мы понимаем: ценностно-смысловое единство педагогов по вопросам организации воспитательно-профилактической деятельности, ответственность за здоровье и безопасность воспитанников; уровень личной ответственности за собственную компетентность в вопросах девиаций и границы этой компетентности; уровень мотивации педагогов к совместной деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся на уровнях «педагог-педагог», «педагог-воспитанник».

Таким образом, вопросы профилактики девиантного поведения обучающихся являются важнейшими задачами педагогического коллектива колледжа. Эффективность воспитательнопрофилактической деятельности зависит от таких факторов как: системный комплексный подход к организации этой деятельности, уровень психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива, в том числе в вопросах девиаций, а также от уровень взаимодействия и совместной деятельности педагогов, психологов, родителей и специалистов учреждений профилактики округа, города.

Библиографический список:

1. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. - С-Пб., 1993.

2. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. - М., 1965

3. Зюбин Л.М. Воспитательная работа с педагогически запущенными учащимися // Методические рекомендации для мастеров и преподавателей профтехучилищам., 1969.-213 с.

4. Концепция профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в современных социально-экономических условиях / Под общ. ред. С.А.Беличевой. - М., 1998. -88 с.

5. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте /Под ред. Ц.П. Короленко. - Новосибирск, 1998. - 98 с.

6. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. - М.: Academia, 2008. - 288 с.

7. Петриченко Ю.А. Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних: современные тенденции, принципы, содержание.// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2006. №1(9). С.131-141.

8. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной. - С-Пб., 2006. - 592с.

9. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Учебное пособие // Под ред. А.Б.Фоминой. - М., 2003.- 128 с.

10. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика»/ Под общ. ред. М.А.Галагузовой. - М.: ИЦ «Владос», 2008. - 447 с.

Ключевые слова: колледж, организационно-педагогическая деятельность, девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, принципы моделирования, структурные ком-

Профессиональное образование. Столица | № 02 2011

4

nOHeHTbl.

Keywords: the college, organizational-pedagogical activity, deviations in behavior, preventive maintenance of deviations in behavior, modeling principles, structural components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.