Сапрунов Александр Георгиевич
доктор юридических наук, профессор профессор кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612583596)
Понятие и основное содержание профилактики социальных отклонений несовершеннолетних
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические проблемы совершенствования понятийного аппарата, используемого при рассмотрении вопросов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Особое внимание уделяется ранней профилактике как центральному направлению борьбы с социальными отклонениями несовершеннолетних.
Annotation
In article theoretical problems of perfection of the conceptual device used by consideration of questions of preventive maintenance девиантного of behavior of minors are considered. The special attention is given to early preventive maintenance as центральному to a direction of struggle against social deviations несовершеннолетних.
Ключевые слова: девиантное поведение, преступность несовершенно-летних, профилактика преступности, общесоциальная профилактика, специальная профилактика.
Key words: девиантное behavior, criminality is imperfect-year-old, criminality preventive maintenance, общесоциальная the preventive maintenance, special preventive maintenance.
В плане исследования проблем профилактики преступлений отечественными исследователями проделана огромная работа, входе которой накоплен значительный научный материал, имеющий теоретико-методологическое и прикладное значение. Однако среди специалистов до сих пор существуют расхождения во взглядах по ряду теоретических вопросов, в том числе касающихся понятийного аппарата.
Коротко остановимся на наиболее распространенных подходах, которые имеются по этому поводу в научной литературе.
В криминологии под профилактикой преступности понимается система мер, направленных как на выявление, ограничение и нейтрализацию детерминант преступности, на снижение общественной опасности личности преступника, так и на устранение факторов, способствующих распространению отдельных видов преступлений [1]. Ее определяют также как специфическую область социального управления
и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений [2].
Следует отметить, что в поиске комплексного решения проблем борьбы с преступностью криминологи постепенно вышли за рамки чисто криминальной сферы: сначала в сферу правонарушений, а затем - в сферу антиобщественного поведения. В связи с этим некоторые авторы предпринимали попытки объединить профилактическую деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений в единый понятийный комплекс. Так, К.Е. Игошев и Г.М. Миньковский предлагают рассматривать под профилактикой преступлений и правонарушений "деятельность государственных органов, общественности, отдельных граждан (родителей и других воспитателей), целенаправленную на устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, им способствующих, на выявление и устранение деформаций личности, кото-рые, раз возникнув, непосредственно формируют
_188
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)
мотивацию правонарушающего поведения" [3].
Не вызывает сомнения тот факт, что профилактика антиобщественного поведения, правонарушений или преступлений, равно как и профилактика социальных отклонений, подразумевает осуществление воздействия на допреступное поведение. В то же время, обозначенное ранее содержание понятия девиаций, позволяет утверждать, что ряд форм социальных отклонений, "не укладываясь" в генезис преступного поведения, составляют самостоятельный объект профилактического воздействия. Поэтому профилактика социальных отклонений по своему содержанию выходит за рамки профилактики и преступности, и правонарушений, и антиобщественного поведения.
В целях уточнения содержания понятия "профилактика социальных отклонений" целесообразно также обратиться к термину "ранняя профилактика", который появился в криминологической литературе в середине 60-х годов и в настоящее время имеет довольно широкое распространение.
Традиционно ранняя профилактика рассматривается в качестве центрального направления борьбы с социальными отклонениями несовершеннолетних [4]. Достаточно четко сущность ранней профилактики преступлений несовершеннолетних отражена в работах В.В.Устиновой, которая предлагает рассматривать ее как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и общественными организациями в целях:
а) оздоровления условий жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
б) пресечения и устранения действия источников антиобщественного влияния на несовершеннолетних; в) воздействия на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, с тем чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам [5].
Следует обратить внимание на то, что термин "ранняя профилактика" - весьма условный: поскольку слово "профилактика" само по себе означает что-либо упреждать, не допускать, то в буквальном смысловом значении ранней профилактики быть не может. Использование данного термина в криминологической литературе связано с широкой трактовкой понятия профилактики, под которой понимаются не только меры по предупреждению преступлений, но и меры, применяемые уже после их совершения, а также в целях предупреждения рецидива [6].
По существу, так называемая поздняя
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ профилактика (работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для правонарушителей и т.д.) уже не является в полном смысле этого слова профилактикой, ибо ее назначение главным образом состоит не в том, чтобы наказать, а потом исправлять и перевоспитывать, а в том, чтобы не допустить социально неодобряемого поведения. В данном случае более приемлемым представляется термин "контроль", нежели профилактика, которая предполагает упреждающее воздействие.
Вместе с тем с определенной долей условности это деление возможно и в отношении профилактики социальных отклонений несовершеннолетних, если раннюю профилактику рассматривать как деятельность по созданию условий для успешной социализации, приобщению к социальным нормам, ценностям, сознательной активной деятельности, а также нейтрализации или устранению причин девиаций в данном контингенте, а позднюю профилактику -как меры по коррекции и исправлению подростков, поведение которых уже не вписывается в общепринятые стандарты и которые нуждаются в профилактическом воздействии, оздоровлении их условий жизни и воспитания.
Исходя из вышеизложенного и вместе с тем учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, определим профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних как целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении. Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения данного контингента граждан, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведе-нии.
Поскольку в девиантном поведении объективируются как неблагоприятная социальная ситуация развития личности, так и ее негативные свойства (что получает свое конечное выражение в соответствующей мотивации поведения, то объектом этой деятельности являются прежде всего детерминанты, т.е. причины, порождающие социальные отклонения, условия (обстоятельства, ситуации, поводы, факторы), благоприятствующие их возникновению, а также личность девианта
189
(включая потенциальных девиантов) как результат процесса формирования социально-негативных качеств и свойств.
Определяя место и роль профилактики социальных отклонений несовершеннолетних в системе общественного развития, нельзя обойти проблему
ее функций. Для такой профилактики характерно многообразие взаимосвязанных функций, которые следует рассматривать в широкой социальной плоскости. К числу наиболее значимых из них относятся:
регулятивно-предупредительная, направленная на оказание воздействия на несовершеннолетних с тем, чтобы их сознание и поведение находились и развивались в согласии с общепринятыми социальными нормами и принципами;
обеспечивающая функция, особая роль которой в системе профилактики явлений социальной патологии обусловлена значимостью мер, направленных на обеспечение наиболее жизненно важных интересов общества в целом и несовершеннолетних как особой социально-демографической группы, а также мер общего "оздоровления" общества;
охранительная (защитная) функция, основной смысл которой сводится, с одной стороны, к тому, чтобы оберегать общественные интересы и социальные ценности, общество в целом от нарушений (нарушителей) норм морали и права со стороны несовершеннолетних, а с другой - к обеспечению профилактической защиты данной категории населения как наименее защищенной социальной группы, ее прав, здоровья, имущественных интересов и т.д.;
воспитательная функция, которая нацелена на развитие в подростке чувства гражданственности, ответственности за свое поведение перед обществом;
функция контроля, которая, будучи одной из форм воспитания, выступает одновременно методом пресечения отклоняющегося поведения несовершеннолетнего и отправным пунктом его коррекции и нацелена в первую очередь на выявление лиц, нуждающихся в ресоциализации;
функция коррекции, призванная вернуть каждого оступившегося в среду достойных членов общества и подразумевающая использование в профилактическом воздействии методов социально-педагогической, медико-реабилитационной работы в целях преодоления личностных деформаций несовершеннолетних.
Отметим, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении
несовершеннолетних, первостепенное значение
приобретает функция воспитания. Необходимо отметить, что воспитание присутствует практически в любом общественном институте. Воспитание, решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Воспитательная функция реализуется, прежде всего, в отношении благополучно развивающегося индивида, чьи поступки не выходят за рамки установленных требований. В то же время она обращена к личности индивида с потенциальными отклонениями, равно как и к девианту, т.е. несовершеннолетнему, чье формирование происходит в ненадлежащих социально-педагогических условиях и требует коррекции прошлого негативного опыта и воспитательного воздействия, обращенного в будущее. В этом смысле функции контроля и коррекции с определенными оговорками можно рассматривать как составляющие функции воспитания.
Исходя из вышеперечисленных функций профилактики социальных отклонений, выделим те основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:
мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;
изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации;
устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;
постоянное выявление лиц, которые характеризуются нравственными аномалиями и нестандартным поведением;
активное профилактико-реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.
Переходя к вопросу о направлениях профилактики социальных отклонений, отметим, что в криминологии принята дифференциация на общую и специальную профилактику преступлений [7], которая по аналогии была перенесена и на теорию профилактики правонарушений.
Наряду с указанной системой предупреждения преступности в криминологической литературе на основе вертикальной дифференциации вы-
_190
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)
деляются уровни, которые: а) предусматривают решение крупных социальных проблем жизнедеятельности общества, что находит свое выражение в соответствующих социально-экономических, культурно-духовных преобразованиях; б) предполагают предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и слои населения; в) непосредственно связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц с устранением личностных деформаций и позитивным изменением системы ценностных ориентации.
В рамках системы профилактики социальных отклонений в целом и несовершеннолетних в частности также отчетливо прослеживаются как отдельные направления и меры неперсонифицированного характера, так и индивидуализированные меры, адресованные конкретным лицам. Каждое из этих направлений в силу особенностей объекта регулирования имеет свою специфику, которая выражается в способах и приемах профилактического воздействия. Рассмотрим их подробнее.
Общесоциальная профилактика выступает как комплекс экономических, политических, идеологических, культурно-воспитательных, правовых, организационно-управленческих, социально-психологических и иных мер. Отметим, что в широком смысле всякая профилактика является социальной или общесоциальной. Такие меры, являясь необходимым элементом общей системы социального общественного развития, хотя непосредственно и не преследуют целей профилактики социальных отклонений в поведении индивидов, но упреждают появление или распространение неблагоприятных условий формирования личности, предотвращают возможность возникновения негативных социальных качеств.
Анализируя возможности общесоциальных мер в системе предупреждения преступности, А.Э. Жалинский отмечает, что "в принципе любое антиобщественное явление ... может быть устранено, и притом окончательно, общесоциальными мерами, общесоциальным предупреждением. Но этот вывод верен лишь в тенденции" [8]. Действительно, наряду с масштабными, долго-временными,
перспективными мерами необходима деятельность белее узкого конкретного характера, рассчитанная на проведение менее крупных, но не менее значимых профилактических мероприятий.
Поэтому в рамках системы профилактики
социальных отклонений несовершеннолетних нельзя недооценивать специальную профилактику, которая состоит из различных по характеру, форме и содержанию специальных экономических, воспитательных, правовых, организационных и других мероприятий, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию причин конкретных форм девиаций. Масштаб их применения, как правило, уступает масштабу применения общесоциальных мер, хотя в ряде случаев он приобретает значительные размеры (когда, например, речь идет о профилактике отдельных видов отклоняющегося поведения или когда они рассчитаны на отдельные категории лиц). Решение такого рода задач составляет основное, а в ряде случаев и единственное содержание деятельности по коррекции объективной социальной среды и конкретной личности.
Среди специальных предупредительных мер выделяется индивидуальная профилактика, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего,
сдерживающего воздействия, направленного на конкретные формы девиантного поведения, и факторы, их вызывающие. Целью индивидуальной профилактики социальных отклонений является прерывание деформации личности индивидов, допускающих отклонения в поведении, и позитивная коррекция (включая психолого-педагогическую и медико-педагогическую) личности, влекущая изменение направленности ее поведения. Эта деятельность ориентирована на недопущение перехода от менее к более опасным формам отклоняющегося поведения. На индивидуальном уровне профилактика включает в себя меры, направленные, прежде всего, на оказание социальной помощи и воспитательного воздействия. В необходимых случаях к девиантам применяются предусмотренные законом принудительные меры воспитательного характера, административной ответственности.
Наиболее существенными характеристиками личности и социального положения несовершеннолетнего, которые определяют характер профилактического воздействия на него, являются: а) элементы структуры личности, отражающие нравственную деформацию; б) социально значимые психофизические особенности личности; в) нестандартное, в том числе аморальное, поведение; г) неблагоприятные условия формирования личности в семейно-бытовой, учебной, досуговой сферах; д) сложная жизненная ситуация, определяющая возможность появления тех или
191
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ иных девиантных форм поведения.
В процессе индивидуальной профилактики в зависимости от стадии деформации нравственно-правового сознания несовершеннолетнего и отклонений в поведении (имеется в виду предпреступное поведение) можно выделить несколько наиболее значимых этапов профилактики в форме:
социальной защиты, нацеленной на выявление и устранение неблагоприятных жизненных условий до того момента, когда они уже привели к искажению нравственности и правосознания индивида;
корректирующего воздействия, когда неблагоприятные жизненные условия привели к частичному (характеризуемому как нестабильное) искажению нравственности и правосознания индивида;
социальной помощи и корректирующего воздействия, когда социально неодобряемое поведение индивида приняло вид систематического отклонения от принятых стандартов;
социальной помощи и корректирующего воздействия, когда отклоняющееся поведение индивида приняло форму отдельных поведенческих актов правонарушающего характера;
корректирующего воздействия, когда отклонения индивида от норм превратилось в систематическое правонарушающее поведение.
В реальной действительности общесоциальная профилактика выступает как весьма сложная система, содержание которой составляет множество различных элементов, являющихся ее частными видами. Сгруппированные по сферам общественной жизни, эти элементы образуют соответствующие направления профилактической деятельности. В криминологической литературе выделяют, прежде всего, такие направления, как моральная и правовая профилактика.
Моральная профилактика, с одной стороны, направлена против тех явлений социальной жизни, которые детерминируют нарушения норм морали; с другой - выступает как средство правильной социальной ориентации членов общества в морально-правовом пространстве. Профилактическая функция этой деятельности реализуется посредством утверждения нравственных принципов, предписаний и оценок, моделирующих определенный тип оценок людей и ставящих под контроль общественной морали устремления, мотивы и направленность каждого индивида. Ее основными целями являются: а) адекватное усвоение и внутреннее принятие
индивидами норм морали; б) формирование у членов общества предпосылок, а, в конечном счете, и потребности неуклонного следования этим нормам, т.е. развитие нравственности индивида как механизма саморегуляции.
Несмотря на то, что моральная профилактика относится к методам внеправового регулирования общественных процессов, она направлена не только против социально-негативных явлений, которые носят аморальный, но также и противоправный характер. При этом в профилактике даже самых крайних форм отклоняющегося поведения несовершеннолетних нередко именно данный вид профилактической деятельности может оказаться наиболее эффективным, нежели правовые средства воздействия на девианта.
Наряду с моральной профилактикой в криминологической литературе особо выделяют правовую профилактику, которая нацелена на недопущение различных правонарушений, нарушение любых норм права, устранение факторов, их порождающих. В качестве ее разновидности рассматривают уголовно-правовую профилактику, в основу которой положен принцип неотвратимости ответственности. В рамках профилактики отклоняющегося поведения она служит предупредительной мерой для тех, кто склонен к крайним формам девиации, поскольку внедряет в сознание людей убеждение в неизбежности наказания. В этом плане уголовно-правовая профилактика содержит значимый профилактический потенциал, хотя и не является в конечном итоге решающим условием в предупреждении отклоняющегося поведения.
Правовое воспитание и пропаганда как способы реализации правовой профилактики являются "сквозным" направлением профилактики девиаций, охватывающим всю "вертикаль" общества. Общесоциальный и индивидуальный профилактический эффект в данном случае достигается как разъяснением норм права различным слоям населения, включая подрастающее поколение, с целью позитивного воздействия на правосознание людей, так и применением различного рода санкций к правонарушителям и соответствующим информированием об этом.
Суть правового воспитания состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков и информировании населения о правовых и социальных последствиях нарушения правовых норм, поскольку знание норм права представляет собой необходимый элемент правовой культуры,
_192
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ отклонений несовершеннолетних как целостную систему, в заключении хотелось бы отметить, что к числу наиболее актуальных требований, соблюдение которых может обеспечивать комплексный и системный подход к данной деятельности, относятся: сочетание мер общесоциальной и специальной профилактической деятельности; охват всех основных сфер жизнедеятельности и институтов социализации несовершеннолетних; использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера; масштабность профилактических мероприятий; воздействие на всю совокупность причин и условий, способствующих различным проявлениям девиаций в поведении несовершеннолетних.
1.Криминология/Под ред. В.Е. Эминова. М., 1997. С.78, 81.
2. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С.35.
служит предпосылкой для социальной активности.
В рамках правового воспитания в последние годы особое внимание уделяется консультативной помощи гражданам по вопросам защиты от преступных посягательств, которая во многом преследует цели виктимологической профилактики (в узком смысле) и которая реализуется посредством издания и распространения доступной специальной литературы, содержащей рекомендации по обеспечению личной безопасности и защите имущества, демонстрации соответствующих теле- и радиопередач.
Что касается виктимологической (в широком смысле этого слова) профилактики социальных отклонений несовершеннолетних, то в целом она направлена на: повышение уровня материальной, правовой, нравственной защищенности подрастающего поколения; усвоение данным контингентом алгоритмов оптимального поведения в сложных жизненных ситуациях; сведение к минимуму возможных виктимогенных ситуаций, приводящих к различным конфликтам; оказание профилактического воздействия на несовершеннолетних со сложившимся виктимным поведением.
Это направление должно охватывать подготовку несовершеннолет-них к разрешению межличностных и внутриличностных конфликтов социально приемлемыми способами, формировать умение адаптироваться к сложной жизненной ситуации, более того, умение защищаться от самого себя, от тех негативных импульсов в психике, которые толкают на путь личностной деградации и нарушению общезначимых ценностей и норм.
Исходя из этого, виктимологические аспекты профилактического воздействия складываются из таких составляющих, как: а) общая виктимологическая профилактика, нацеленная на создание условий, в том числе посредством расширения информирования, для безопасной жизнедеятельности граждан; б) специальная виктимологическая профилактика, направленная на недопущение реализации виктимных свойств и качеств отдельных групп населения; в) индивидуальная виктимологическая профилактика, включающая выявление лиц, которые, исходя из личностных характеристик и особенностей условий жизни, с наибольшей вероятностью могут стать носителями социальной патологии, в том числе оказаться жертвой преступления, а также организацию воспитательных мер, обучения и обеспечения личной безопасности в отношении указанных лиц.
Характеризуя профилактику социальных
3. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М, 1989. С.315.
4. Миньковский Г.М. Изучение предпреступных и допреступных форм социально отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних и борьба с ними - важное направление профилактической работы // Вопросы борьбы с пьянством, наркоманией и другими формами антиобщественного поведения несовершеннолетних. М.,1976, Устинова В.В. Ранняя профилактика преступлений несовершеннолетних // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.,1978; Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 1978; Забрянский Г.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних, Краснодар, 1979; и др.
5. Устинова В.В. Ранняя профилактика преступлений несовершеннолетних // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978.
6. Аванесов Г. А. Криминология. М, 1984. С. 403.
7. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Шляпочников А.С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1972, Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977;
193
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ Миллер A.M. Противоправное поведение несовершеннолетних (генезис и ранняя профилактика). Киев, 1985; Курс советской криминологии: Предупреждение преступности.
М, 1986; и др.
8. Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР Львов, 1976. С.86.
_194
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34) Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)