ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
В.А. КАБАЧКОВ, В.А. КУРЕНЦОВ, А.Р. ЯКУБОВСКАЯ, В.К. ПЕТРОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В работе представлены результаты исследований, проведенные в течение 2004-2013 гг. сотрудниками, аспирантами и соискателями отдела «Социально-педагогических проблем взрослого населения и профилактики девиантного поведения молодежи» ФНЦ ФГБУ ВНИИФК, представленные для публичной оценки в ряде опубликованных работ с 1996 по 2012 г., по вопросам повышения эффективности физического воспитания детей, подростков и молодежи группы социального риска с конечной целью решения комплексной проблемы профилактики девиантного поведения и как крайних форм его проявления наркомании и преступности среди учащейся молодежи.
Ключевые слова: дети, подростки, девиантное поведение, физическая культура.
Abstract
In work the results of the researches which have
been carried out during 2004-2013 by employees,
graduate students and competitors of department
"Social and pedagogical problems of adult population
and prevention of deviant behavior of youth" in Federal
State Budgetary Institution VNIIFK presented for a public
assessment in a number of published works from
1996 to 2012 concerning increase of efficiency
of physical training of children, teenagers and youth
of group of social risk with an ultimate goal
of the solution of a complex problem of prevention
of deviant behavior and as extreme forms
of its manifestation of drug addiction
and crime among studying youth are presented.
Key words: children, teenagers, deviant behavior, physical culture.
Исследования, проведенные в последние годы [4, 5, 6 и др.], позволили выделить ряд специфических моментов, характеризующих особенности ситуации формирования девиантного поведения среди учащейся молодежи России:
- увеличилось количество молодежи, относящейся по своему статусу к социально «исключенным» (рабочие, служащие низшего звена, учащиеся профессионально-технических училищ и колледжей), оказавшейся в некоем замкнутом круге, выход из которого ей видится только в противоправном поведении;
- сократились возможности достойного трудоустройства, и, как следствие, более половины выпускников вузов и 70% окончивших сузы трудоустраиваются не по специальности, а 80% не знают, кем и где они будут работать после окончания учебы, но скорее всего - не по специальности;
- потеряна вера в собственные силы, интерес к труду, социально значимым видам деятельности и смыслу жизни. Более 30% выпускников оказалось в состоянии стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- ухудшение уровня жизни значительной части российских семей привело к снижению социального статуса и ограничению доступа к социально-экономическим ресурсам.
В основу десоциализирующих рисков как факторов формирования девиантного поведения исследователи [3, 4, 5, 7 и др.] также относят: средства массовой информации, семью как первичный фактор деформации личности,
психологическую дезадаптацию, связанную с половозрастными и индивидуальными особенностями молодого человека. Рассматриваемая проблема еще усугубляется и кризисом социальной мотивации, и слабостью профессиональных ориентаций будущих абитуриентов, что предопределяет случайный, а чаще всего - ошибочный характер выбора будущей профессии и, как следствие, неготовность большинства выпускников трудиться в соответствии с этой специальностью.
Проведенные нами исследования [5] свидетельствуют о том, что формирование социальных деформаций, в том числе приобщение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ, совершению противоправных действий, в значительной степени является производными глобальной проблемы - организации и занятости детей, подростков и молодежи в свободное от учебы время.
Однако проведенные исследования свидетельствуют о том, что в данном случае необходимо помнить - занятость детей должна быть не принудительной, она должна обуславливаться интересами учащихся к социально значимым видам деятельности, способствовать воспитанию инициативы, самостоятельности, творческого отношения. Как результат этого методика воспитательной работы с детьми и подростками должна в целом быть направлена на максимальную реализацию способностей индивида, удовлетворять его потребности и интересы к определенному виду деятельности. В этой связи одной из эффективных, массовых и в значительной степени наиболее привлекательной форм организации занятости подростков различных возрастов является физическая
культура и массовый спорт, которые направлены не только на психофизическое совершенствование организма, но и обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья, воспитания и формирования гармонично развитой личности, являясь одновременно средством профилактики деви-антного поведения среди несовершеннолетних.
Организация эффективной профилактической работы с детьми, подростками и молодежью, предрасположенными к совершению противоправных действий, употреблению психоактивных веществ, в настоящее время остается серьезной проблемой, а ее решение требует комплексного подхода. В сложившейся ситуации приоритетным направлением борьбы с асоциальным поведением, наркоманией является разработка профилактических программ, ориентированных не на последствия приема психоактивных веществ, а на раннее выявление детей и подростков, предрасположенных к их употреблению. Именно путь, ведущий к раннему выявлению нарко-и токсикозависимых учащихся, позволит применить разнообразные средства и методы коррекции и тем самым предотвратить развитие наркозависимости.
В настоящее время в связи с ростом наркомании среди несовершеннолетних накоплен большой опыт по разработке программ, рассчитанных на профилактическую работу со всеми подростками в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, как с благополучными учащимися, так и с «группой риска». Однако большая часть имеющихся программ предназначена в основном для реализации психологами и психотерапевтами в условиях психолого-педагогических и медико-социальных центров и реже - в физкультурно-оздоровительных организациях. В последних немалая роль в реализации программ отводится преподавателям и тренерам (инструкторам) по видам спорта. Их роль видится не только в организации и проведении учебно-воспитательного процесса, но и в диагностике физического, психоэмоционального состояния и потребностно-мотивационной сферы учащихся. Знание педагогами индивидуально-психологических, физических особенностей занимающихся позволит выбрать оптимальный стиль общения, подобрать те средства и методы, которые будут способствовать улучшению физического и психического состояния, позволят повысить самооценку, сформировать позитивные жизненные ориентиры.
Как показали наши исследования и практический опыт, такие психологические факторы риска, как высокий уровень тревожности, заниженная самооценка личности, низкая стрессоустойчивость, тесно коррелируют с моторной неловкостью, плохой физической подготовленностью. В связи с этим эффективной технологией в рамках профилактики наркомании, по нашему мнению, может быть объединение медико-психологических, педагогических, социальных методик с методами занятий физической культурой и спортом в единую программу.
В ходе многолетних исследований, проведенных во ВНИИФКе, было установлено, что наиболее распространенными признаками социальных девиаций, характери-
зующими личностные особенности детей, подростков и молодежи, являются:
- нарушения общепринятых норм и правил, склонность к делинквентному и саморазрушаемому поведению;
- пассивность, замкнутость, низкий уровень активности, вовлеченности в позитивную деятельность, трудности межличностного общения, психическая неустойчивость;
- повышенная агрессивность, склонность к насилию, отсутствие волевого контроля эмоциональных реакций;
- повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка личности, низкая мотивация к социально значимым видам деятельности;
- готовность молодежи к реализации аддиктивного поведения, в том числе склонность к употреблению психоактивных веществ;
- наличие морфологической непропорциональности в физическом развитии большинства подростков-девиантов. У юношей 16-17-летнего возраста наблюдается несоответствие длины тела и окружности грудной клетки, а весоростовой и силовой индексы находятся у нижней границы нормы. С возрастом физическое развитие улучшается, но в целом уровень физического состояния большинства подростков-девиантов находится на низком уровне;
- ниже среднего и низкий уровень двигательной подготовленности в видах испытаний, требующих проявления общей выносливости, силы, координационных способностей, а также способностей дифференцировать мышечные усилия;
- низкий уровень развития личностных качеств, составляющих структуру профессиональных компетенций (коллективизм, умение пользоваться властью, объективно оценивать людей, работоспособность, решительность, организаторские способности и т.д.).
Указанные негативные особенности личности уже могут проявляться в младшем школьном возрасте (10-11 лет). Вероятность формирования зависимости от психоактивных веществ с возрастом увеличивается. Наиболее опасный возраст формирования зависимости - 13-15 лет, а также в период профессионального обучения в высших и средних учебных заведениях.
Итак, анализ причин подростковой дезадаптации позволяет утверждать, что социальные деформации в поведении учащейся молодежи есть особая форма поведения, не соответствующая социальным и нравственным нормам, принятым в обществе. Отсутствие у молодежи сформированных позитивных представлений об основных формах общения и поведения, наличие индивидуальных негативных особенностей (избегание решения проблем, нестабильность в отношениях с окружающими, проявление тревожности, агрессивности, низкий уровень эмоциональной устойчивости; негативное отношение к социально значимым видам деятельности; отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии, низкий уровень двигательной подготовленности), затрудняющих социальную адаптацию, и есть те поведенческие деформации, которые влияют на воспитание и изменяют весь ход развития личности.
С учетом выявленных социальных деформаций в поведении учащихся, признаков моторного и психического развития, состояния потребностно-мотивационной сферы, а также профессиональных предпочтений и уровня развития личностных качеств (толерантность, решительность, работоспособность, способность к критике и самокритике, умение работать в коллективе) была разработана технология физического воспитания детей, подростков и молодежи с направленностью на профилактику девиантного поведения.
Учитывая имеющиеся данные [1, 2, 3, 5 и др.] о возможности переориентации антиобщественной направленности учащихся, нами разработана модель программы превентивно-коррекционных мероприятий по профилактике девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи.
В основу построения модели программы положены следующие положения:
- этапность реализации программы;
- учебно-воспитательный процесс должен иметь оздоровительно-профилактическую направленность способность к формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- средства и методы физического воспитания должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и способствовать коррекции физического и психоэмоционального состояния;
- в качестве средств физического воспитания необходимо использовать упражнения игрового, силового характера с использованием тренажеров, элементов рукопашного боя и единоборств.
Модель программы профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних состоит из трех взаимосвязанных блоков: методики психолого-педагогической диагностики личности, формирования интереса к социально значимым видам деятельности, в том числе к систематическим занятиям физическими упражнениями, средств и методов коррекции физического, нравственного и психоэмоционального состояния.
Для каждого блока определены задачи, подобраны средства, методы педагогического воздействия, которые решаются в ходе учебно-воспитательного процесса в течение трех этапов - побуждающего, формирующего, совершенствующего.
Побуждающий этап включает в себя период обучение детей и подростков в образовательных учреждениях. В задачи педагогов, педагогов-психологов, преподавателя (тренера, инструктора) физической культуры входят: привлечение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями; создание предпосылок к формированию интереса к физкультурно-спортивной деятельности; психолого-педагогическая диагностика личности, которая включает изучение физической подготовленности, психоэмоционального состояния и ближайшего социального окружения. С учетом полученных данных осуществляется набор средств, методов и педагогических приемов, направленных на коррекцию отклоняющегося поведения.
Формирующий этап включает совершенствование индивидуальных для каждого учащегося средств и методов коррекции психического состояния (уровня тревожности, агрессивности, самооценки личности) в сочетании с комплексным развитием двигательных качеств, направленных на формирование личности, воспитание морально-волевых и нравственных качеств.
На совершенствующем этапе осуществляются формирование устойчивых нравственных привычек поведения; коррекция физических и психофизических качеств, воспитываются волевые, высоконравственные и духовные ценности; создается устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культуры и спортом.
Для решения задач коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних определены следующие основные педагогические и организационные принципы:
- образовательная направленность учебного процесса, основное внимание уделять обучению двигательным действиям и навыкам в различных видах физкультурно-спортивной деятельности;
- воздействие комплекса педагогических приемов должно обеспечивать ситуацию успешности в обучении;
- предоставлять возможность детям реализовывать свои способности в различных формах учебной и вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности;
- использовать в методике проведения занятий по физической культуре приемы совместной деятельности преподавателя и учащихся.
Содержательная сторона программы предусматривает:
- изучение личностных особенностей детей и подростков группы социального риска;
- адекватность содержания учебно-воспитательных занятий интересам и потребностям занимающихся, способствующих привлечению подростков в спортивную деятельность с последующим формированием интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- направленность форм, средств, методов педагогического воздействия на стабилизацию психофизического состояния, формирование морально-волевых, нравственных качеств.
Механизмы реализации коррекционной работы с подростками-девиантами в процессе учебно-воспитательного процесса осуществляются в следующих направлениях:
- мероприятия в ходе учебного процесса предусматривают психолого-педагогическую диагностику, формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной подготовленности и воспитание морально-волевых и нравственных качеств;
- внеурочные мероприятия, предусматривают использование средств, методов и педагогических приемов из арсенала физической культуры и спорта на коррекцию физического, нравственного и психоэмоционального состояния несовершеннолетних;
- мероприятия в сфере семьи с преимущественной направленностью на восстановление внутри-
семейных отношений и формирование здорового образа жизни;
- мероприятия, проводимые с сотрудниками КДН.
Разработанные нами модели физкультурно-
оздоровительных профилактических программ прошли апробацию в общеобразовательных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования, а также в специальных учебных заведениях (социальном приюте, школе-интернате, колледже) и показали свою эффективность.
• Использование специально подобранных физических упражнений игровой, силовой направленности, применение повторно-серийного, равномерного, соревновательного и метода круговой тренировки позволяют повысить уровень физической подготовленности в среднем у 43% испытуемых, достоверно улучшить двигательно-координационные показатели и способности к дифференцировке мышечных усилий в среднем у 41,5% подростков-девиантов.
• Комплексы физических упражнений, адекватных личностным особенностям занимающихся, в сочетании с педагогическими приемами способствуют:
- снижению уровня общей тревожности в среднем у 47,5%, повышению самооценки личности у 24,3%, сокращению числа юношей, склонных к деликвентному поведению, на 15%;
- уменьшению количества несовершеннолетних с негативным отношением к учебе с 35 до 9% - снижению количества неуспевающих с 46,9 до 6,7%;
- увеличению число подростков, охваченных различными формами физического воспитания и организованным режимом дня, с 62 до 67%;
- уменьшению на 67% числа несовершеннолетних, конфликтующих с родителями;
- устранению у значительной части подростков (до 50%) вредных привычек - курения и употребления алкоголя.
• Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании подростков-девиантов оказывает существенное воздействие не только на комплекс физических качеств, но и способствует стабилизации психического состояния. Установлено, что наибольшей эффективностью в плане совершенствования психофизической подготовленности подростков группы социального риска является режим занятий, где 50% времени отводится работе скоростно-силовой направленности в рамках 6-часового режима занятий в неделю. При этом удельный вес нагрузок на развитие общей выносливости, ловкости, гибкости соответственно составляет 20, 15 и 15%.
• Занятия физическими упражнениями независимо от спортивной направленности оказывают положительное влияние на формирование психофизической устойчивости подростков-девиантов. Однако средства игровой и силовой направленности позволяют эффективнее воздействовать на психическое состояние и нормализовать уровень тревожности, агрессивности и повысить самооценку личности в среднем у 74,3% испытуемых. В группе подростков, занимающихся в секции едино-
борств, при незначительном снижении уровня тревожности отмечается повышение агрессивности у 40,9% испытуемых. Следовательно, при организации учебно-воспитательного процесса с подростками группы риска предпочтение следует отдавать спортивным играм и силовой подготовке.
• Реализация физкультурно-оздоровительной технологии коррекционной работы с детьми и подростками различных возрастных групп в условиях социально-реабилитационного центра, школы-интерната позволила: повысить уровень физической подготовленности, снизить уровень тревожности и агрессивности у 40,1%, повысить самооценку личности, мотивацию к учебной и физкультурно-спортивной деятельности у 54,2% воспитанников, изменить у 75,7% испытуемых отношение к воспитательным мероприятиям, сократить до 24,6% число конфликтов с педагогами и сверстниками.
• Учет личностных особенностей, интересов и потребностей испытуемых к социально значимым видам деятельности способствовал формированию жизнестойкости детей-сирот к изменившимся условиям жизни. Подтверждением этого являются результаты анкетирования «Мои жизненные планы». Основными факторами, влияющими на будущую жизнь, 69,9% средних и старших подростков считают учебу и получение профессии; в случае военных действий 45% испытуемых согласны принять участие в оборонительных мероприятиях; 63% уверены, что их будущее зависит только от них. Среди факторов, способствующих достижению успеха, первое место занимают знания, квалификация, профессионализм - 37%, поддержка знакомых, друзей - 16%, умение ладить с людьми - 13%. Случайность, везение, наличие материальных средств занимают последнее место в рейтинге воспитанников социально-реабилитационного центра.
По результатам исследований, проведенных в различных типах образовательных учреждений (СПТУ и педагогический колледж), можно заключить, что использование форм, средств и методов профессиональной физической культуры обеспечивает достижение оптимального уровня развития психофизических способностей, оказывает существенное влияние на коррекцию негативных поведенческих факторов риска среди учащихся с признаками девиантного поведения и в значительной степени содействует успешности освоения профессии, формированию позитивного отношения к социально значимым видам деятельности у большинства выпускников средних специальных образовательных учреждений.
Подтверждением эффективности методики профессиональной направленности физического воспитания по сравнению с общепринятой программой для учащихся средних специальных образовательных учреждений являются и результаты экспертной оценки профессиональной подготовленности выпускников колледжа к предстоящей трудовой деятельности. Анализ самооценки знаний и способностей, зарегистрированных у студентов экспериментальной группы в конце учебы, показал, что они практически идентичны экспертной оценке экзаменационной комиссии.
Представленные в работе материалы дают оценку наиболее перспективным физкультурно-оздоровительным технологиям применительно к решению проблемы профилактики наркомании и преступности среди несовершеннолетних в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей физического и психического развития детей и подростков. Комплексность подхода к проблеме заключается в разработке организационно-управленческой модели диагностики и оценки психофизического потенциала подростков-девиантов, и на основе этого осуществляется подбор социально-педагогических и оздоровительных технологий как
системы воздействий на психику и физические кондиции детей и подростков с девиантным поведением. Всё это усиливает целевую направленность и повышает эффективность физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях страны по профилактике девиант-ного поведения детей, подростков и молодежи.
Данные проблемы современной молодежи являются очень актуальными и требуют дальнейшей разработки превентивно-коррекционных программ, физкультурно-оздоровительных технологий, оздоровительных методик, рассчитанных на коррекцию девиантного поведения молодежи в учебных заведениях и учреждениях.
Литература
1. Жуков М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М.Н. Жуков. - М., 2005. - 37 с.
2. Кабачков В.А. Профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта: метод. пособие / В.А. Кабачков, М.Н. Жуков, В.А. Куренцов, С.Ю. Тюленьков. - Ярославль, 2004. - 147 с.
3. Жуков М.Н. Профилактика правонарушений детей и подростков средствами физической культуры и спорта: учеб. пособие / М.Н. Жуков, В.А. Кабачков, В.А. Курен-цов. - Ярославль, 2004. - 67 с.
4. Артамонов А.А. Физическое воспитание детей и подростков из неблагополучных семей в условиях
социально-реабилитационного центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Артамонов. - М., 2009. - 25 с.
5. Кабачков В.А. Профилактика наркомании среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта: монография / В.А. Кабачков, В.А. Куренцов. -М.: ФиС, 2012. - 215 с.
6. Ромашов А.А. Педагогические технологии коррекции деликвентного поведения воспитанников школы-интерната: автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.А. Ромашов. -М., 2005. - 21 с.
7. Перова Е.И. Профилактика поведенческих факторов риска у учащихся 16-17 лет, обучающихся в педагогическом колледже, средствами профессиональной физической культуры / Е.И. Перова // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 6. - С. 52-56.
References
1. Zhukov M.N. Social-pedagogic and improving technologies in physical training of children and teenagers with deviant behavior: autoref. of thesis of dr. of pedagogic sciences/ M.N. Zhukov. - M., 2005. - 37 p.
2. Kabachkov V.A. Prophylactic of drug addiction among children, teenagers and youth means of physical culture and sport: metod. manual/ V.A. Kabachkov, M.N. Zhukov, V.A. Kurentsov, S.Yu. Tyulenkov. - Yaroslavl, 2004. - 147 p.
3. Zhukov M.N. Prevention of offenses of children and teenagers means of physical culture and sport: educational manual / M.N. Zhukov, V.A. Kabachkov, V.A. Kurentsov. -Yaroslavl, 2004. - 67 p.
4. Artamonov A.A. Physical training of children and teenagers from dysfunctional families in the conditions of the
social and rehabilitation center: autoref. of thesis of candidate of pedagogic seiences / A.A. Artamonov. - M., 2009. - 25 p.
5. Kabachkov V.A. Prophylactic of drug addiction among children and teenagers means of physical culture and sport: monograph / V.A. Kabachkov, V.A. Kurentsov. - M.: FiS, 2012. - 215 p.
6. Romashov A.A. Pedagogic technology for correction of delinquent behavior of pupils of school boarding school: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / A.A. Romashov. - M., 2005. - 21 p.
7. Perova E.I. Prophylactic of behavioural risk factors at pupils of 16-17 years which are training in teacher training college by means of professional physical culture / E.I. Perova // Vestnik sportivnoj nauki. - 2011. - № 6. - P. 52-56.