УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
КОЛЛЕДЖА
ПОПОВА Е.М.
Роль образовательного учреждения в предупреждении и коррекции девиантного поведения молодежи отмечают многие социологи, юристы, медики, психологи, полагая, что образовательная среда при правильной организации педагогического процесса обладает серьезными возможностями для профилактики и реабилитации. В статье рассмотрен управленческий аспект профилактики девиантного поведения обучающихся профессионального колледжа.
The educational institution role in the prevention and correction of deviating behavior of youth is marked by many sociologists, lawyers, physicians, psychologists, believing that the educational environment at the correct organization of pedagogical process possesses serious possibilities for preventive maintenance and rehabilitation. In article the administrative aspect of preventive maintenance of deviating behavior trained professional college is considered..
Реализация задач профилактики девиантного поведения определяется организационноуправленческой структурой воспитательно-профилактической деятельности колледжа (рис.1). Целевыми группами субъектов профилактики девиантного поведения являются: педагогический коллектив; родители (или их законные представители); специалисты органов здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, общественных организаций. При этом обучающийся рассматривается как активный участник решения собственных проблем, поэтому является и объектом, и субъектом профилактической работы, что обуславливает необходимость его активного вовлечения в профилактический процесс.
Организационно-управленческая структура содержит два координирующих органа - пси-холого-педагогический консилиум и совет по профилактике правонарушений, отличающиеся по своему составу и задачам.
Психолого-педагогический консилиум (далее - ППК) - коллективный орган воспитательнопрофилактической деятельности колледжа, в который входят заместители директора и руководители структурных подразделений по учебной, воспитательной и социальной работе, психологи, социальные педагоги, преподаватели. На заседаниях ППК происходит коллективное обсуждение поведения обучающихся, приводятся результаты психодиагностики, педагогических наблюдений, социального положения и семьи подростка, анализируются причины отставания в учебе или отклонения в поведении. Задача ППК - выработка мер индивидуального подхода к обучающимся и группе в целом, которая особенно актуальна в отношении обучающихся нового набора.
Совет по профилактике является коллективным органом, в его состав входят представители администрации, педагоги, мастера производственного обучения, психологи, социальные педагоги, представители родительской общественности и органов студенческого самоуправления, инспектора по делам несовершеннолетних.
Рис. 1 Организационно-управленческая структура воспитательно-профилактической дея-
тельности колледжа
Совет осуществляет координацию всей профилактической деятельности и контроль над реализацией программы профилактики девиантного поведения и правонарушений обучающихся. Совет имеет следующие функции:
— определяет ответственных членов Совета за организацию проведения профилактических мероприятий программы, рассматривает планы работы психологов, социальных педагогов, классных руководителей по вопросу воспитательно-профилактической деятельности, вносит свои корректировки и осуществляет контроль над их исполнением;
— изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди обучающихся; получает информацию о случаях проявления конфликтного, негативного и криминального характера в поведении обучающихся, негативного влияния на них родителей (законных представителей) или других лиц;
— осуществляет работу по выявлению трудновоспитуемых обучающихся, обучающихся находящихся в сложном социально-опасном положении, семей «социального риска»;
— получает информацию об обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, а также сообщения из правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов здравоохранения;
— организует проверку полученных сведений, принимает меры для нормализации конфликтных ситуаций, примирения сторон или поручает психолого-педагогической службе колледжа провести проверку и подготовить заключение о постановке обучающегося на внутренний учет и на учет органов внутренних дел;
— выносит решения о постановке или снятия обучающегося или семьи с внутреннего учета колледжа, а также решения о постановке на учет или ходатайство о снятии с учета в органах внутренних дел;
— контролирует ведение документации по учету детей и семей, попавших в социально опасное положение по учебным группам;
— взаимодействует с территориальными правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, родительской и студенческой общественностью, а также другими общественными организациями и объединениями;
— проводит переговоры, беседы с родителями (законными представителями) и другими лицами, у которых возникли проблемные ситуации;
— планирует и организует иные мероприятия и взаимодействия, направленные на предупреждение девиантного и криминального поведения обучающихся;
— способствует изучению и внедрению передового опыта воспитательно-профилактической работы.
В процессе исследования выяснилось, что в условиях территориальной удаленности учебных корпусов укрупненного профессионального колледжа эффективность работы Совета по профилактике повышается, если его заседания проводятся по учебным корпусам колледжа. В этом случае возможно оперативное реагирование на нарушения правопорядка, сбор более полного состава Совета с представительством родителей, инспекторов по делам несовершеннолетних (работающих с образовательными учреждениями только по территориальному признаку), а также возможность более широкого охвата обучающихся, нуждающихся в защите прав и интересов, коррекции девиантного поведения. При этом объединенные заседания для планирования и подведения итогов работы необходимо проводить не реже трех раз в учебном году.
Социально-педагогическая и психолого-педагогическая службы являются важнейшим структурными элементами воспитательно-профилактической системы учреждения профессионального образования и обеспечивают комплексное выполнение профилактических функций. Увеличение количества проблемных семей, многоаспектность проявлений девиаций подростков обуславливают необходимость профессиональной деятельности социального педагога и педагога-психолога в образовательном учреждении.
Основным субъектом социально-педагогической службы является социальный педагог. Социальные педагоги изучают психолого-медико-педагогические особенности личности данной категории подростков, условия их жизни и социального окружения, характер социальных и воспитательных проблем, осуществляют социальную и правозащитную деятельность несовершеннолетних, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных или многодетных семей. В связи с чем, в поле деятельности социального педагога попадают также родители, усыновители, опекуны, неблагополучные семьи. Почти двадцатилетняя практика работы социальных педагогов в профессиональном образовании показывает, что социальный педагог является главным помощником классному руководителю, мастеру производственного обучения в проведении профилактической работы с подростками асоциального поведения, связи с семьей, в решении вопросов правового просвещения обучающихся и родителей [78, 79].
Спектр деятельности социального педагога очень обширен: это и работа с ближайшим окружением подростка, и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, милицию, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), различные досуговые учреждения.
Однако анализ работы социальных педагогов показывает, что в развитии института социальных педагогов существует ряд проблем.
Во-первых, дефицит кадров соответствующей квалификации. Должность социального педагога часто занимают сотрудники, не имеющие специального образования. Так, в ряде колледжей в условиях демографического спада и недобора первокурсников должность социального педагога занимают мастера производственного обучения, чей психолого-педагогический уровень не позволяет эффективно решать социально-профилактические задачи. Опрос, проведенный среди социальных педагогов 37 профессиональных колледжей, показал, что только 67% социальных педаго-
гов понимают сущность девиантного поведения, 51% используют диагностические методы, 35% применяют в своей работе групповые тренинги. Некоторые из них ограничивают свою работу составлением списков детей «группы риска», сирот, неблагополучных семей, перепиской с органами социальной защиты, комиссиями по делам несовершеннолетних и защитой их прав.
Во-вторых, во многих образовательных учреждениях эта должность вакантна, занята по совместительству или «разбита» между сотрудниками, что детерминирует вторичный характер в приоритетах деятельности и нехватку времени на качественное выполнение должностных обязанностей. В результате непонимания этих проблем страдает социально-педагогическая функция профессионального образовательного учреждения и снижается эффективность профилактики девиантного поведения и правонарушений обучающихся.
Эффективная профилактика девиантного поведения обучающихся предполагает деятельность социального педагога в каждом из учебных корпусов укрупненного профессионального колледжа. Деятельность социального педагога в сотрудничестве с другими педагогами и родителями на практике реализует социально-педагогический модуль модели профилактики девиантного поведения обучающихся.
Психолого-педагогическая служба профессионального образовательного учреждения - это своеобразное пространство, в котором взаимодействуют психологи, обучающиеся и педагоги, администрация, медицинские работники и т.д. В центре этого взаимодействия - интересы формирующейся и развивающейся личности обучающегося. Основным субъектом психологической службы является педагог-психолог.
Педагог-психолог осуществляет синтез педагогического опыта с возможностями психологической науки. Основными целями его деятельности являются содействие формированию личности человека, развитию его способностей и правильной самооценки, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин девиантного поведения и др. Все это способствует обеспечению психического здоровья обучающихся.
Педагог-психолог содействует улучшению психологического климата образовательного учреждения, т.к. помогает решить конфликтные ситуации и способствует продуктивному общению в студенческом и педагогическом коллективе.
Основными видами деятельности педагогов-психологов являются: психологическое просвещение педагогов и родителей; психологическая профилактика девиантного поведения обучающихся; психологическое консультирование обучающихся, педагогов и родителей; психологическая диагностика обучающихся; психологическая коррекция личности обучающегося [80].
В тех профессиональных образовательных учреждениях, где деятельность психологической службы систематизирована, укомплектована профессиональными кадрами в соответствии с нормативами (1 психолог на 250 обучающихся), глубоко интегрирована в систему воспитательной деятельности, эффективность профилактики девиаций и криминального поведения молодежи значительно возрастает. Наше исследование показывает, что при систематизации работы психо-лого-педагогической службы по профилактике девиантного поведения наблюдается тенденция снижения совершенных обучающимися правонарушений.
Классный руководитель является исполнителем большей части мероприятий профилактики девиантного поведения и правонарушений обучающихся. Роль классного руководителя чрезвычайно велика при формировании мотивации поведения, норм морали и нравственности воспитанников, развитии их интересов и способностей. Должностные обязанности классного руководителя содержат такие функции как установление связей с родителями, психологами, социальными педагогами, преподавателями, администрацией. Организация и проведение воспитательных мероприятий, создание благоприятного морально-психологического климата коллектива группы, способствование личностному росту каждого обучающегося, осуществление индивидуального подхода, - вот далеко не полный перечень деятельности, успешность которой определяется педагогическим талантом, про-
фессиональной компетентностью классного руководителя. В этой связи определяется первоочередная задача администрации колледжа - создание условий для профессионального роста, обмена передовым опытом, морального и материального поощрения педагогических кадров.
Одним из педагогических условий успешной профилактики девиантного поведения является совместная деятельность педагогов. Так, психологи проводят психодиагностику личности обучающихся, социальные педагоги выясняют жизненные условия обучающихся, их ближайшее социальное окружение, преподаватели определяют познавательные интересы, способности и мотивацию к обучению, классные руководители ведут наблюдение за посещаемостью, успеваемостью, поведением, занятостью в свободное время подростков, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования вовлекают воспитанников в занятия творчеством, спортом, общественную работу студенческого самоуправления. Результаты данной работы обсуждаются на психолого-педагогических консилиумах. При выявлении негативных фактов педагоги информируют Совет по профилактике колледжа. Совет по профилактике на основании ходатайства педагогов ставит подростка на внутренний учет колледжа, включая его в «группу риска», а также снимает с учета в случае успешной профилактической работы.
Важным аспектом координации является согласованность методического обеспечения, методических подходов, технологий и анализа их эффективности с учетом конкретных условий их применения. Эту задачу выполняет методический совет классных руководителей.
Профилактическая деятельность в отношении обучающихся с девиантным поведением имеет ряд особенностей: профилактика требует постоянной активности и субъекта и объекта влияния; результат профилактической работы не всегда предсказуем; после каждого цикла взаимодействия необходимо выявление обучающихся, слабо воспринимающих воздействие, после чего требуется установление причин и разработка новых воспитательных воздействий.
Таким образом, наше исследование показало, что внедрение модели профилактики девиантного поведения обучающихся подразумевает выполнение ряда организационно-педагогических условий, а именно: создание организационно-управленческой структуры воспитательно-
профилактической деятельности, объединяющей учебно-воспитательный отдел, психологопедагогическую, социально-педагогическую службы, психолого-педагогический консилиум, совет по профилактике правонарушений, методический совет, студсовет, родительский комитет; системное и планомерное сотрудничество педагогов в рамках данной структуры, позволяющее координировать и корректировать воспитательные воздействия участников педагогического процесса.
Библиографический список:
1. Коржова М.В. Современные тенденции и методы предупреждения девиантного поведения детей в России и США // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № S3. С. 116-118.
2. Комлев Ю.Ю. социология девиантного поведения: истоки и этапы становления в России // Вестник экономики, права и социологии. 2007. № 1. С. 133-137.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, управленческий аспект, структура воспитательной деятельности, совет по профилактике, функции совета.
Keywords: deviating behavior, preventive maintenance, administrative aspect, structure of educational activity, council about preventive maintenance, council function.