педагогической практики, есть побуждение к рефлексии. Важно, что, побуждая студентов к рефлексии, преподаватель ориентирует их на осмысление противоречий педагогической действительности, противоречий нравственного сознания с позиции философско-этического знания, выполняющего эвристическую функцию в научном и моральном познании действи-
Библиографический список
тельности, сотканной из противоречий. Такое знание задает направленность нравственному сознанию будущего учителя. Нравственное сознание, связанное с определением нравственных ориентиров деятельности, ориентиров собственного развития и развития ученика, указывает на жизненную философию будущего учителя.
1. Позднякова, О. К. Нравственное сознание учителя : структура и особенности [Текст] / О. К. Позднякова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2012. — № 1 (01). — С. 160-166.
2. Бездухов, В. П. Гуманистическая направленность учителя [Текст] / В. П. Бездухов. — Самара : СПб. : СамГПУ, 1997. — 172 с.
3. Гусейнов, А. А. Этика [Текст] : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 1998. — 472 с.
4. Аристотель. Сочинения [Текст]. В 4 т. Т. 4 / Аристотель. — М. : Мысль, 1983. — 830 с.
5. Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И. Кант. — СПб. : Наука, 1995. — 528 с.
УДК 377+376.5 А. В. Савченков, доц. Челябинского
государственного педагогического университета (ЧГПУ), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] П. В. Лизунов, директор Усть-Катавского индустриально-технологического техникума, Челябинская обл., г. Усть-Катав
ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГБОУ СПО (ССУЗ) «УСТЬ-КАТАВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
В данной статье представлены задачи и принципы коррекции и профилактики девиантного поведения среди студентов СПО, описаны методы и педагогические технологии, которые будут применены в экспериментальной работе по его коррекции и профилактике.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, коррекция девиантного поведения, среднее профессиональное образование.
Основной задачей инновационной деятельности, проводимой на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», является профилактика и коррекция девиантного поведения у студентов СПО. При этом мы руководствуемся следующими принципами.
Во-первых, принципом системности коррек-ционных, профилактических и развивающих задач, взаимообусловленность которых отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности подростка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития. Закон неравно-
мерности, гетерохронности развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормы. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Поэтому при определении целей и задач коррекционно-профилактической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не из сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития обучающихся СПО должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.
Во-вторых, мы учитываем принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, не зная исходных данных об обучающемся, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коррекционно-профилактический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации произошедших изменений или их отсутствия, то есть контроля динамики хода и эффективности коррекции, проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы коррекционно-педагогической деятельности — от постановки целей до их достижения, получения конечного результата.
В-третьих, мы руководствуемся принципом учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, который в коррекционно-профилактическом процессе целесообразнее рассматривать как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие «психологический возраст» ввел Л. С. Выготский, который видел в этом новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития.
В-четвертых, мы опираемся на деятель-ностный принцип коррекции, определяющий тактику проведения коррекционной работы
и способы реализации поставленных целей. Исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности подростка и создание необходимых условий для его ориентации в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения студентов СПО.
Ведущая деятельность подростка определяет его отношение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отношений «подросток — сверстник», «подросток — взрослый». При планировании и организации коррекционно-педагогиче-ской деятельности следует выбирать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильные сложные ситуации, которые подросток был бы в состоянии разрешить, что направляло бы его в положительное русло развития.
Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции и профилактики.
В-пятых, мы применяем принцип комплексного использования методов и приемов кор-рекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направленности личности, поведения подростка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и социальную ситуацию, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и готовность педагогов к его осуществлению. При этом должны присутствовать определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррек-ционных приемов, ступенчатость воздействия на сознание учащихся СПО, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечение его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.
И наконец, мы руководствуемся принципом интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне своего окружения, взаимоотношения с которым являются активным компонентом, составной частью системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении
подростка есть результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллектива учебного заведения, то есть сложности в поведении — это следствие отношений подростка с ближайшим окружением, их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, кор-рекционная работа с подростком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на его взаимоотношения со сверстниками оказывается либо недостаточно эффективной, либо попросту безрезультатной.
Задачи экспериментальной работы по коррекции и профилактике девиантного поведения среди студентов СПО:
- организационно-управленческое стимулирование профилактической и коррекционной деятельности в образовательном процессе ПОО СПО;
- определение уровня работы педагогического коллектива по преду-преждению и коррекции девиантного поведения студентов СПО;
- программирование и учебно-методическое оснащение профилакти-ческой и коррек-ционной деятельности;
- работа с семьями подростков с девиант-ным поведением;
- организация психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения студентов СПО в процессе профилактических мероприятий;
- активизация взаимодействия образовательной организации с администрацией города в сфере инновационной деятельности по профилактике девиантного поведения;
- оценка результатов профилактической и коррекционной деятельности с позиций современных требований к личности студентов СПО.
Методы экспериментальной работы по коррекции и профилактике девиантного поведения среди студентов СПО:
- мониторинг, систематизация, анализ и синтез, аналогия и моделирование, наблюдение, изучение документации и статистики, посещение учебных занятий, беседа и интервьюирование, анкетирование, опрос, письменные работы, тестирование, всестороннее изучение контингента несовершеннолетних и выявление круга лиц, склонных к девиантному поведению;
- проведение разъяснительной работы со всеми несовершеннолетними;
- создание обстановки (социально-психологического климата) защищенности
личности, формирование межличностных и межгрупповых отношений взаимной гуманности, ответственности; развенчание показательного героизма лиц, пытающихся ложным способом самоутвердиться в уголовной среде, укрепить свой статус; проведение решительной борьбы с «воровскими традициями», «нормами» и «законами», одобряющими такие действия;
- психологическая диагностика [методика измерения родительских установок и реакций (PARY), методика «Мера заботы», «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), опросник «Подростки о родителях» (ADOR), опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), опросник А. Е. Личко для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (ПДО), методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дар-ки, методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика Рене Жиля];
- безмашинная и компьютерная диагностика;
- педагогическое моделирование;
- педагогическое проектирование и прогнозирование;
- педагогический эксперимент;
- описательная и индивидуальная статистика;
- корреляционный анализ [1].
Педагогические технологии, которые будут
применены в ходе экспериментальной работы по коррекции и профилактике девиантного поведения среди учащихся СПО:
1) диагностика, мониторинг девиантности студентов СПО, определение типичных затруднений в их творческой самореализации;
2) создание на уроках и мероприятиях социокультурной направленности ситуаций, построенных на преодолении доминанты нормативного над субъективным;
3) использование креативных социокультурных ситуаций, требующих смены ориентации с выбора решений на решение проблем;
4) обсуждение социокультурных проблем, связанных с преодолением доминанты анализа по отношению к синтезу решений;
5) создание ситуаций общения, требующих преодоления доминанты субъект-объектной ориентации в общении со сверстниками, педагогами, психологами и формирование доминанты субъект-субъектной ориентации;
6) корректировка перспективных стратегий развития творческих способностей в условиях социокультурной деятельности [2].
В экспериментальной работе по коррекции и профилактике девиантного поведения среди
студентов СПО можно выделить следующие направления:
- нормализация и обогащение отношений студентов СПО с окружающим миром, прежде всего с педагогами и сверстниками;
- компенсация пробелов и недостатков в общем развитии подростка, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения подростка спортом, техникой, музыкой и др.);
- восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
- постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
- усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности студентов по удовлетворению их интересов;
- исправление как преодоление отрицательного, то есть ликвидация пробелов в формировании положительных и искоренение отрицательных качеств и вредных привычек [3].
Основные пути коррекции девиантного поведения среди студентов СПО:
1) постановка перед учащимися СПО проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали их внимания, сообщение неординарной информации, которая должна заинтересовать подростков;
2) постановка перед коллективом или группой подростков определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности ребят. Этот способ эффективен при условии адекватности альтернативы возрастным особенностям, соответствия ее специфическим интересам и возможностям подростков;
3) переориентация членов коллектива или группы студентов СПО, которая достигается в процессе усложнения жизнедеятельности или за счет расширения круга общения подростков. Кроме того, возможен путь постановки перед группой обучающихся целей, которые внешне соответствуют их актуальным потребностям, а в действительности требуют для своего достижения переориентации их интересов.
По нашему мнению, перечисленные мероприятия будут способствовать профилактике и коррекции девиантного поведения студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум».
Библиографический список
1. Савченков, А. В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования [Текст] / А. В. Савченков, П. В. Лизунов // Мир науки, культуры, образования. — № 5. — С. 233-235.
2. Волков, П. Б. Психолого-педагогическая поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами физической культуры и спорта [Текст] / П. Б. Волков // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Ярославль, 2009. — 160 с.
3. Клейберг, Ю. А. Девиантология [Текст] : хрестоматия / Ю. А. Клейберг. — СПб., 2010.
УДК 378+376.5 И. Р. Сташкевич, проф. филиала Военного
учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, д-р пед. наук, доц., e-mail: [email protected] С. В. Савельева, доц. филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ КУРСАНТАМИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Проблема выявления талантливых обучающихся и их развития, заключающегося в формировании личности, готовой к самостоятельному, нестандартному решению профессиональных