Научная статья на тему 'Социальный анализ многоуровневой системы высшего профессионального образования'

Социальный анализ многоуровневой системы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дильмухаметова А. А.

В статье рассмотрена многоуровневая система высшего профессионального образования. Социальный анализ многоуровневой системы высшего образования ориентирован на изучение методов, форм и средств обучения, их взаимодействие и соответствие требованиям современного рынка труда и потребностям студентов. Именно высшее профессиональное образование обеспечивает устойчивость и динамичность социальной структуры, т.к. формирует специалистов различных социальных слоев. Вместе с тем, внедрение многоуровневого образования име­ет как достоинства, так и недостатки, которые требуют своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный анализ многоуровневой системы высшего профессионального образования»

СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Дильмухаметова А.А.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

В статье рассмотрена многоуровневая система высшего профессионального образования. Социальный анализ многоуровневой системы высшего образования ориентирован на изучение методов, форм и средств обучения, их взаимодействие и соответствие требованиям современного рынка труда и потребностям студентов. Именно высшее профессиональное образование обеспечивает устойчивость и динамичность социальной структуры, т.к. формирует специалистов различных социальных слоев. Вместе с тем, внедрение многоуровневого образования имеет как достоинства, так и недостатки, которые требуют своего решения.

Период нового рыночного этапа становления системы высшего профессионального образования в России характеризуется историческими событиями, связанными с радикально изменившимся общественно-политическим устройством и с кардинальной сменой экономического уклада (переход от плановой экономики к рыночной).

Эти кардинальные макроперемены за сравнительно короткий период существенно деформировали систему устоявшихся представлений, ориен-таций, ценностей, ожиданий входящих в жизнь молодых поколений, сменили привычный уклад их жизни. Для молодых людей, стоящих на пороге профессионального выбора и жизненного самоопределения, в разряд проблематичных перешел вопрос о целях, формах и способах получения образования, о будущем месте приложения труда, затрагивающий не только личные и узко групповые интересы, но имеющий во многом судьбоносное значение для российского общества в целом. Функционирование системы образования сегодня - это главный стратегический фактор не только социально-экономического, интеллектуального и духовного развития общества, но и фактор выживания и безопасности.

Важным аспектом современного высшего образования стала его фунда-ментализация. Высшее образование переходит на качественно новый уровень: от информативного типа, дающего конкретные, а потому ограниченные знания, к такому типу знаний, который способствовал бы формированию основ глубокого целостного восприятия изучаемых процессов, способностей системного мышления и обновления системы знаний, переобучения.

В современных условиях, характеризующихся сложностью и динамичностью социальных процессов, именно многоуровневая система обучения

* Аспирант кафедры Прикладной политологии и связей с общественностью.

представляется наиболее адекватной существующим вызовам и реалиям. Поэтому можно констатировать, что влияние высшего образования на различные сферы общественной жизни, тесное переплетение образовательных структур с другими социальными институтами - характерные черты переходного периода на пути к полной интеграции в европейскую многоуровневую систему образования. Такое переплетение порождает системные, инте-гративные эффекты, в силу которых речь идет уже не о сложении возможностей различных социальных элементов, а об умножении их потенциальных возможностей, что, в свою очередь, резко ускоряет общественное развитие и повышает эффективность различных социальных проектов.

Россия, как и большинство стран Европы, поддержала идею создания «единого пространства» в сфере образования, которая стала важнейшей составляющей Болонской декларации - совместного документа Министерств образования стран Европы (1999 г.). Болонская декларация предлагает российскому образованию следовать основным европейским образовательным традициям и предусматривает, прежде всего, переход к многоступенчатой системе высшего образования.

Присоединение России в сентябре 2003 г. к европейской инициативе сделало основные аспекты данного процесса ключевыми не только в сфере сотрудничества между российскими и европейскими университетами, но и в сфере реформирования российской системы образования.

В Болонской декларации указаны шесть основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан в ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала, а также обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификации соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

К настоящему времени принято говорить о десяти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентации на общеевропейские ценности), повышение конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, развитие системы дополнительного образования («образование в течение всей жизни»).

На сегодняшний день в России сложилась и действует система высшего профессионального образования, которая состоит из двух подсистем: одноуровневой (традиционной), связанной с реализацией основных образова-

тельных программ подготовки дипломированных специалистов по соответствующим специальностям или направлениям подготовки (срок обучения 5 и 5,5 лет), и двухуровневой, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присуждением выпускнику степени «Бакалавр» (срок обучения 4 года) или «Магистр» (срок обучения 1-2 года) по направлению подготовки [1]. В тоже время необходимо заметить, что многообразие предполагаемых вариантов получения высшего профессионального образования должно основываться на возможности выбора будущим выпускником индивидуальной образовательной траектории.

Многоуровневость есть атрибут современного этапа реформирования образования. Следует подчеркнуть, что многоуровневость как характеристика наличия общего среднего, среднего специального, высшего и послевузовского образования и т.п. тождественна понятию непрерывность образования. Изучая сущность многоуровневого образования как условия вхождения отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство, следует заметить, что многоуровневая система образования является структурной основой мировых образовательных систем, характеристикой имеющихся образовательных традиций. Что же касается современной России, то, по мнению ряда обществоведов (Ю.А. Гударенко и др.), многоступенчатость интеграционных процессов является естественным и закономерным общественно-социально-экономическим явлением, поскольку определяется многонациональным и многоконфессиональным составом России, сложностью исторического развития, различиями в социально-экономическом уровне, в психологической и политической позициях элиты и различных групп населения, многоукладностью экономики [2, с. 151].

Внедрение многоуровневого образования имеет целый ряд проблем, которые пока не компенсируются его достоинствами. С одной стороны, достоинства развития образования в рамках Болонского процесса заключаются в конвертируемости дипломов. В настоящее время дипломы большинства наших вузов, как правило, котируются только в африканских странах и ряде азиатских государств. В Германии или Франции работодатели ценят дипломы лишь главных отечественных вузов [3, с. 413]. Однако, многоуровневое образование в Европе несколько отличается от российского по структуре. Если российские студенты занимаются научными исследованиями на кафедрах, студенты из ЕС получают общие знания, определяясь со специализацией лишь на первом курсе магистратуры. Для России большим приоритетом обладает сохранение собственного научного потенциала и преимущество в развитии фундаментальных наук. На основе сравнительного анализа особенностей учебного процесса в отечественных и западных вузах, в последних, для получения звания бакалавра, студенту необходимо затратить в среднем 3600 часов учебного времени в целом. Наши же образовательные

стандарты предусматривают существенно большие затраты: от 7450 (бакалавр культурологии) до 9300 часов (бакалавр прикладной математики и физики). Аудиторная нагрузка в западных университетах составляет ориентировочно 20-25 % учебного времени студента, и значительно больше времени отводится на разные виды самостоятельной работы [3, с. 414].

Также реализация Болонской декларации - это не просто унификация сроков обучения и дипломов, но, главным образом, внедрение таких категорий, как система взаимозачета кредитов и модульный подход к образованию. Для нашей страны это представляет собой фундаментальную ломку всей образовательной системы. Кроме того, переход на модульный принцип организации образовательного процесса оказывается в актуальных условиях трудно реализуемым в силу определенного противоречия стандартам, применяемым в РФ из-за их попредметной основы. В результате переход на Болонские стандарты может вызвать не только их коренное изменение, но также существенное сокращение преподавательского состава, что чревато социальным кризисом.

Существенным моментом является также и то, что бакалавриат в наших вузах, по сути, представляет собой укороченную на год форму подготовки. Так как в отраслях народного хозяйства в плане уровня профессиональных требований не определен статус магистра, то теряется и мотивационный аспект в данной форме обучения. Как правило, она представляет интерес для тех, кто собирается перепрофилировать собственное образование, иными словами, получить второе высшее образование по смежной или другой специальности, часто в более престижных вузах. Чтобы данное начинание - формирование многоступенчатого высшего образования - функционировало с полной отдачей, необходимы значительные методические проработки и нормативная поддержка, в первую очередь, в требованиях к квалификационным характеристикам как преподавателей, так и выпускников [3, с. 414].

При переходе на новые ориентиры развития образовательной системы необходимо принимать во внимание, что общая парадигма европейского образования принципиально меняется. Логика современного обучения постепенно сдвигается в направлении самостоятельной подготовки, которая переходит на качественно новую ступень. Формальные отчетные работы сменяются проектами, создаваемыми в актуальном профессиональном пространстве. Это обусловливает соответствующие требования не только к студентам, но также и к профессорско-преподавательскому составу. Для тиражирования опыта внедрения Болонского процесса в нашу образовательную систему важно агрегировать и распространять данные о соответствующих образовательных стандартах, о возможности интеграции дифференциации, диверсификации и индивидуализации профессиональной подготовки.

Таким образом, современная система высшего образования включает два уровня, каждый из которых имеет свои отличительные особенности. В

настоящее время в России существует своеобразный симбиоз традиционной моноуровневой системы образования (специалист) и западной многоуровневой (бакалавр, магистр). Под многоуровневой системой высшего образования понимается совокупность самодостаточных и цельных образовательно-профессиональных программ базового уровня и специализированной подготовки.

Исходя из этого, анализ многоуровневой системы высшего образования показывает, что внедрение в российское образовательное пространство Бо-лонских принципов создает ряд социальных проблем, таких как несоответствие отечественным традициям образования по ряду методологических, профессиональных, образовательных особенностей, неготовностью преподавательских кадров решать стоящие перед ними профессиональные задачи. Необходима углубленная теоретическая и практическая проработка принципов Болонских соглашений, адаптация их к российским реалиям.

Список литературы:

1. Батанина И.А. Многоуровневая система образования: особенности и перспективы [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. -2008. - № 7. - С. 107-108. - Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content &op=show_artide&artide_id=7783174 (дата обращения: 14.01.13).

2. Гударенко Ю.А. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект социологического анализа // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 2. - С. 147-158.

3. Свиридова А.Э. Актуальные проблемы развития российской образовательной системы в соответствии со стандартами Болонского процесса // Экономическая наука и образование. Экономические науки. - 2010. - № 12 (73). - С. 413-414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.