Научная статья на тему 'Становление многоуровневой системы высшего образования в России: причины, проблемы и перспективы развития'

Становление многоуровневой системы высшего образования в России: причины, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / СПЕЦИАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черешнюк А. Г.

В связи с распадом Советского союза и возникновением на его месте Содружества независимых государств, а также в связи с принятием основ демократического устройства по всему миру, достаточно актуален вопрос становления новой образовательной политики в современной России. В настоящей статье изложены основные категории, цели и задачи новой структуры высшего профессионального образования, проблемы и перспективы развития многоуровневой системы образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление многоуровневой системы высшего образования в России: причины, проблемы и перспективы развития»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документыЛ908.

СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Черешнюк А.Г.*

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В связи с распадом Советского союза и возникновением на его месте Содружества независимых государств, а также в связи с принятием основ демократического устройства по всему миру, достаточно актуален вопрос становления новой образовательной политики в современной России. В настоящей статье изложены основные категории, цели и задачи новой структуры высшего профессионального образования, проблемы и перспективы развития многоуровневой системы образования в России.

Ключевые слова: Болонский процесс, болонская декларация, бакалавриат, магистратура, специалитет.

Российская Федерация, находясь на принципиально новом этапе своего исторического развития, который заключается в формировании демократических институтов, гражданского общества, в целом - правового государства, являясь частью европейского континента, не могла не встать на путь модернизации системы высшего образования. При том, что в советское время у нас была лучшая система образования в мире, в том числе высшего образования, она нуждалась в реформировании. Необходимо было на государственном уровне принимать законы, проводить общественную и экспертную дискуссию.

В конце XX - начале XXI в. европейская политическая элита начинает осознавать, что интеграция в единое экономическое, образовательное и культурное пространство представляется наиболее эффективным способом решения различных проблем социально-экономического развития.

Если говорить об образовательной составляющей, то на встрече представителей 29 государств в итальянском городе Болонья 19 июня 1999 г. были закреплены основные принципы и механизмы новой системы образо-

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления Института социальных наук.

вания Европы. Так, подписанный документ стали именовать декларацией, а процесс - Болонским. На сегодняшний день в процессе участвует 47 стран из 49, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы в 1954 г. При этом Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Таким образом, Болонский процесс - процесс интеграции систем высшего образования стран Европы, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

На мой взгляд, данный процесс является одним из символов глобализации, или частью общемирового сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит несколько ключевых положений:

Во-первых, это принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Во-вторых, введение двухступенчатого обучения: предварительного и выпускного. Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

В-третьих, внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин.

В-четвёртых, существенное развитие мобильности учащихся, преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

В-пятых, содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

В-шестых, внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

В-седьмых, это содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, схем

мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

И, наконец, самое главное. Это внедрение в жизнь концепции непрерывного обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и учёных степеней, а университету - значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) - образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

Каковы же достоинства Болонского процесса? Это, несомненно, расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Необходимо отметить, что двухуровневое высшее образование в России было введено ещё Законом 1992 г. «О высшем и послевузовском образовании в Российской Федерации», однако упорное непринятие работодателями первой ступени этого образования, а также неготовность самих ВУЗов к такому нововведению, замедлило их введение.

Далее проанализируем появление и распространение в нашей стране категорий «бакалавриат» и «магистратура».

В России уровень подготовки «бакалавриат» экспериментально введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации «бакалавр» - не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Степень «бакалавр» - это высшее профессиональное образование. Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу даёт гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

В 1993 году появляется термин «магистр» как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны - это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны, квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов.

Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) - 2 года. Однако предварительно студент должен освоить про-

грамму подготовки бакалавра или специалиста. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

С 2011 года квалификации бакалавра и магистра стали основными для поступающих в российские ВУЗы. При этом сохраняется программа пятилетнего высшего образования - специалитет.

Какие же преимущества даёт новая система высшего образования для России?

Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Любое явление общеевропейского масштаба непосредственным образом влияет на российскую действительность. Воздействие феномена Болон-ского процесса на российское образование в среднесрочной и долгосрочной перспективе следует оценивать как наиболее мощное и позитивное по своим последствиям.

В то же время, надо отметить, что «Болонский процесс является вызовом российскому государству ... на экономическом, социальном и культурном уровне, а также на уровне государственной власти» [1, с. 24].

С одной стороны, в России достаточно сильные традиции собственного высшего образования. Однако с другой позиции, оно остаётся инертным и консервативным, подверженным коррупции.

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами. Работодателей, которые учились во времена Советского государства, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

В заключение, необходимо отметить, что мероприятия, связанные с реализацией новых образовательных концепций высшего образования, вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.

Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно

совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

Список литературы:

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.

2. Сайт факультета информатики Томского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inf.tsu.ru/Webde-sign/bpros.nsf/news/010920051 (дата обращения: 05.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.