Научная статья на тему 'Внедрение многоуровневой системы высшего профессионального образования в Кыргызской Республике'

Внедрение многоуровневой системы высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / KYRGYZ REPUBLIC / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / MULTI-TIER SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ДОКТОРАНТУРА / ДОКТОР ФИЛОСОФИИ (PHD) / DOCTOR OF PHILOSOPHY (PHD) / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMING / ИНТЕГРАЦИЯ / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ / BACHELOR PROGRAM / MASTER PROGRAM / DOCTOR PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамкулова Чинара Усенбековна

Глобальные изменения в современном обществе влекут за собой изменения в системе высшего профессионального образования. Экономические и социальные изменения жизнедеятельности человека неукоснительно приводят к изменению отношения общества к системе образования. Система образования, в общем, и система высшего образования в частности зависят от конкретных потребностей общества, что вызывает непрерывное изменение в образовании. Задача государственного уполномоченного органа по образованию успевать следить за изменениями и вносить коррективы в траекторию модернизации системы образования в стране. Промедление в реформах образования влекут за собой негативные последствия, как на национальном уровне, так и на международном. На национальном уровне должен осуществляться постоянный мониторинг потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации с учетом международных тенденций. На международном уровне должно отслеживаться сопоставимость степеней, получаемых в системе высшего профессионального образования. Переход к многоуровневой подготовке кадров является не новым витком реформы образования, а является логическим продолжением тех изменений, которые уже были начаты в системе высшего профессионального образования. В статье отражено внедрение многоуровневой системы высшего профессионального образования в Кыргызской Республике: программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Переход к многоуровневой системе высшего профессионального образования позволит интегрировать систему образования Кыргызской Республики в международное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION THE MULTI-TIER SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Global changes in modern society entail changes in the system of higher professional education. Economic and social changes in people's livelihoods unquestionably lead to a change in the attitude of society towards the education system. The system of education, in general, and the system of higher education in particular depend on the specific needs of society, which causes a continuous change in education. The task of the state authorized body on education is to keep track of the changes and make adjustments to the trajectory of modernization of the education system in the country. Delays in education reforms entail negative consequences, both at the national level and at the international level. At the national level, should be carried out continuous monitoring of the labor market needs in personnel of various qualifications taking into account international trends. At the international level, the comparability of the degrees obtained in the system of higher professional education should be monitored. The transition to multilevel training is not a new round of education reform, but a logical continuation of those changes that have already been initiated in the system of higher professional education. The article reflects the introduction of a multi-level system of higher professional education in the Kyrgyz Republic: bachelors, masters and doctoral programs. The transition to a multi-level system of higher education will allow the integration of the education system of the Kyrgyz Republic into the international educational sphere.

Текст научной работы на тему «Внедрение многоуровневой системы высшего профессионального образования в Кыргызской Республике»

экономические науки

Адамкулова Чинара Усенбековна ВНЕДРЕНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ...

УДК 338.24.021.8

ВНЕДРЕНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

© 2017

Адамкулова Чинара Усенбековна, кандидат экономических наук, профессор кафедры

«Экономика и управление» Кыргызский национальный университет им.Ж.Баласагына (720001, Кыргызская Республика, Бишкек, Бульвар Эркиндик 36, e-mail:[email protected])

Аннотация. Глобальные изменения в современном обществе влекут за собой изменения в системе высшего профессионального образования. Экономические и социальные изменения жизнедеятельности человека неукоснительно приводят к изменению отношения общества к системе образования. Система образования, в общем, и система высшего образования в частности зависят от конкретных потребностей общества, что вызывает непрерывное изменение в образовании. Задача государственного уполномоченного органа по образованию успевать следить за изменениями и вносить коррективы в траекторию модернизации системы образования в стране. Промедление в реформах образования влекут за собой негативные последствия, как на национальном уровне, так и на международном. На национальном уровне должен осуществляться постоянный мониторинг потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации с учетом международных тенденций. На международном уровне должно отслеживаться сопоставимость степеней, получаемых в системе высшего профессионального образования. Переход к многоуровневой подготовке кадров является не новым витком реформы образования, а является логическим продолжением тех изменений, которые уже были начаты в системе высшего профессионального образования. В статье отражено внедрение многоуровневой системы высшего профессионального образования в Кыргызской Республике: программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Переход к многоуровневой системе высшего профессионального образования позволит интегрировать систему образования Кыргызской Республики в международное образовательное пространство.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, многоуровневая система высшего образования, бакалавриат, магистратура, докторантура, доктор философии (PhD), реформирование, интеграция, пилотный проект, Закон об образовании.

IMPLEMENTATION THE MULTI-TIER SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

© 2017

Adamkulova Chinara Usenbekovna, candidate of economic science, professor of department

"Economics and management" Kyrgyz National University after the name J.Balasagyn

(720001, Kyrgyz Republic, Bishkek, Boulevard Erkindik 36, e-mail: [email protected])

Abstract. Global changes in modern society entail changes in the system of higher professional education. Economic and social changes in people's livelihoods unquestionably lead to a change in the attitude of society towards the education system. The system of education, in general, and the system of higher education in particular depend on the specific needs of society, which causes a continuous change in education. The task of the state authorized body on education is to keep track of the changes and make adjustments to the trajectory of modernization of the education system in the country. Delays in education reforms entail negative consequences, both at the national level and at the international level. At the national level, should be carried out continuous monitoring of the labor market needs in personnel of various qualifications taking into account international trends. At the international level, the comparability of the degrees obtained in the system of higher professional education should be monitored. The transition to multilevel training is not a new round of education reform, but a logical continuation of those changes that have already been initiated in the system of higher professional education. The article reflects the introduction of a multi-level system of higher professional education in the Kyrgyz Republic: bachelors, masters and doctoral programs. The transition to a multi-level system of higher education will allow the integration of the education system of the Kyrgyz Republic into the international educational sphere.

Keywords: Kyrgyz Republic, multi-tier system of higher education, bachelor program, Master program, doctor program, doctor of philosophy (PhD), reforming.

Система высшего образования претерпевает большие изменения под влиянием процессов глобализации, научно-техническими изменениями, всеобъемлющим огромным информационным потоком. Результаты исследований Ю.Ф. Гортышева [1], Ю.А. Гударенко [2],Н.М. Розиной [3], Б. Сазонова [4], С.А. Скворцовой [5], Б. Якимовича [6] и др. позволяют утверждать, что проблема внедрения многоуровневой системы высшего профессионального образования требует глубокого изучения; так как не выявлен потенциал современных педагогических концепций относительно организации образовательного процесса в вузе и др.

Меняется парадигма образования, учитель уже не является «гуру», т.е. единственным носителем знаний, а студент уже не пустой сосуд который надо заполнить знаниями. Педагог уже не в состоянии угнаться за всеми изменениями, происходящими в мире, знания устаревают с гораздо большей скоростью. В итоге те знания, которые студент получает за период обучения, успевают устаревать пока студент получит диплом. Это является одной из причин необходимости переходу к многоуровневой системе высшего профессионального образования [7]. Проблема усугублялась еще тем, что доля студентов,

которые успешно проходили полный курс 5 летнего обучения и получали диплом о высшем образовании с каждым годом уменьшалась, и составляла менее 50%.

Формально Кыргызская Республика перешла к мно-гоуровней системе высшего профессионального образования [8], когда впервые был принят Закон об образовании в 1992 году, в котором Статья 19 «Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование» гласит, что Высшие учебные заведения присваивают квалификацию по соответствующим специальностям и могут присуждать академические степени бакалавр и магистр [9].

Но, несмотря на существование Закона об образовании, который позволял подготовку бакалавров и магистров, высшие учебные заведения продолжали обучение по непрерывной пятилетней программе подготовки специалистов. Первой причиной тому было, то, что переходить на двухуровневую подготовку специалистов вузам было экономически не выгодно, потому что они теряли автоматически 5 часть обучаемого контингента студентов, т.е. 20% от общего контингента. Второй причиной - было отсутствие желания и опыта разрабатывать новые государственные образовательные стандарты на 4 года

Adamkulova Chinara Usenbekovna IMPLEMENTATION THE MULTI-TIER .

economic sceinces

бакалавриата и 2 года магистратуры, при этом некоторые пытались втиснуть 5 летнюю программу в 4 года, а другие старались растянуть 5 летнюю программу на 6 лет: четыре года бакалавриата и 2 года магистратуры. При таком подходе терялась целостность и завершенность программы и бакалавриата и магистратуры [10].

В 2011 году было принято Постановление Правительства Кыргызской Республики [11] об обязательном переходе на двухуровневую подготовку бакалавров магистров и в тот же год Министерство образования и науки Кыргызской Республики запретило прием на 5 летнюю программу подготовки специалистов. Начиная с 2012 года все вузы перешли на подготовку бакалавров и магистров [12].

Таблица 1. Выпуск студентов по уровням высшего образования за 1999-2017 гг.

уч. год EC его из hhi

Магистр Бакалавр Специалист Специалист с неполны?! ВО

1999/2000 15076 345 3279 10199 1253

2000:2001 17896 388 2888 13 866 754

2001/2002 22528 418 3 509 18098 503

2002 2003 26261 613 3124 215S2 942

2003/2004 315S6 645 3045 2;425 471

2004/2005 33310 568 3358 28900 484

2005/2006 32854 613 2317 29081 843

2006/2007 30756 832 1755 28169 0

2007/2008 26395 870 1811 23714 0

2008/2009 33500 890 2017 30593 0

2009:2010 38100 887 3 840 33373 0

2010/2011 38000 1060 3 592 33348 0

2011 2012 41800 1157 3642 37001 0

2012 2013 41700 1341 3261 37098 0

201j 2014 41300 1367 3 774 36159 0

2014:2015 40800 1663 3614 35523 0

2015/2016 41700 1668 4170 3 5862 0

2016 2017 52800 3696 49104 0 0

По данным таблицы видно, что в 2015-2016 учебном году был последний выпуск дипломированных специалистов, обучавшихся по непрерывной программе 5-летнего обучения. Таким образом завершился переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Следует отметить, что отдельные виды инженерных, аграрных и медицинских программ официально оставили в системе непрерывной подготовке специалистов.

С целью дальнейшей интеграции системы высшего профессионального образования в международное образовательное пространство Министерство образования и науки КР инициировало пилотный проект по внедрению третьего уровня в систему послевузовского образования [13]. На основании приказа министра образования и науки Кыргызской Республики была пилотная экспериментальная программа по реализации докторских программ, отбор осуществлялся только то тем университетам, которые имели международные проекты, направленные на внедрение третьего уровня образования [14].

Перечень пилотных вузов с образовательными программами, участвующих в эксперименте по созданию и апробации докторских программ:

Кыргызскому Государственному Университету Строительства Транспорта и Архитектуры, Кыргызскому Государственному Техническому Университету в рамках проекта ТЕМПУС «Creation of third cycle studies - Doctoral Programme in Renewable Energy and Environmental Technology (510952-TEMPUS-1-2010-1-SE-TEMPUS-JPCR)» разрешить Образовательную программу «Возобновляемые источники энергии».

Кыргызскому Национальному Аграрному Университету, Кыргызскому Национальному Университету

в рамках проекта ТЕМПУС «Environment protection through development and application of sustainable Agriculture Technologies (517313-TEMPUS-1-2011-1-1T-TEMPUS-JPCR)» разрешить Образовательные программы Агро Менеджмент и Агро Экономика

Международному Университету Кыргызстана, Бишкекской Финансово-Экономической Академии, Кыргызскому Национальному Университету в рамках проекта ТЕМПУС «Towards a Central Asian Higher Education Area: Tuning Structures and Building Quality Culture (530786-TEMPUS-1-2012-1-NL-TEMPUS-SMHES)» разрешить Образовательные программы Экономика и управление, Менеджмент, Управление Бизнесом

Академии Государственного Управления при Президенте Кыргызской Республики в рамках проекта ТЕМПУС «High Objectives of National Organizational Reform(530284-TEMPUS-1-2012-1-ES-TEMPUS-JPHES)» разрешить Образовательную программу Государственное управление

Кыргызскому Государственному Техническому Университету в рамках проекта Фонда Фольксваген «Projekt zum Aufbau einer Nachwuchsgruppe im Bereich Werkstoffwissenschaft und Schweistechnik an der KSTU, Kirgisistan (Forderinitiative der VolkswagenStiftung) разрешить Образовательную программу Машиностроение

Для разработки нормативной и методической базы по созданию и развитию докторских программ PhD была создана рабочая группа из ведущих экспертов и специалистов пилотных университетов и утвержден план мероприятий, который включал в себя:

1. Формирование состава Рабочей группы по организации эксперимента по разработке и апробации пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD)

2. Разработку и утверждение Временных государственных требований к пилотным докторским программам послевузовского профессионального образования (PhD)

3. Разработку и утверждение Временного Регламента реализации пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD)

4. Разработку и утверждение Методических рекомендаций по разработке пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD)

5. Формирование Перечня пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD)

6. Разработку и утверждение пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD) согласно утвержденного перечня

7. Лицензирование пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD)

8. Организация приема на пилотные докторские программы послевузовского профессионального образования (PhD)

9. Реализацию пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD)

Отличия существующей послевузовской подготовки научных кадров от Европейских программ подготовки Доктора философии:

1. Программа послевузовской подготовки научных кадров в Кыргызской Республике, как и во всех пост советских республиках представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу и не содержит теоретической подготовки. Обязательным являются кандидатские минимумы по специальности, философии и иностранному языку. Программа подготовки докторов философии содержит теоретическое обучение на первом году обучения в объеме 60 кредитов и научно-исследовательской индивидуальной работы в объеме 120 кредитов [15]..

2. Программа докторантуры по новым стандартам обязательно включает приглашение как минимум двух зарубежных профессоров, остальные преподаватели

22

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Адамкулова Чинара Усенбековна

ВНЕДРЕНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ...

приглашаются из различных научно-исследовательских институтов, которые имеют большой научный потенциал, являются авторами базовых учебников.

3. Руководство докторантом осуществляется по схеме совместного научного руководства и предполагает наличие 2 научных руководителей, при этом докторант должен иметь уровень английского языка Б2, предыдущая программа не требует второго руководителя и владения иностранными языками [16].

4. Программа докторантуры по новым стандартам обязательно включает стажировку в университете, где работает второй руководитель, чтобы студент мог получить опыт исследований принимающего университета. Программа подготовки, которая существует в настоящее время, не предполагает стажировки в зарубежном университете.

5. Программа докторантуры по новым стандартам на финале предполагает защиту в самом университете, диссертационная комиссия состоит из двух научных руководителя и трех представителей из различных университетов, которые имеют узкую специализацию аналогичной теме исследования докторанта. Диплом выдается самим университетом, а не ВАК как при существующей системе подготовки научных кадров [17].

Проблемы реализации:

1. Нормативно-правовая база для пилотных докторских программ созданные как временные стандарты до включения третьего уровня в систему высшего профессионального образования. Изменения в Закон об образовании с целью ввести третий уровень (цикл) образования докторские программы PhD инициированы и находятся на стадии обсуждения в Парламенте Кыргызской Республики [18].

2. После принятия поправок в Законе об образовании и включения третьего уровня в систему высшего профессионального образования необходимо все временные стандарты по реализации докторских программ пересмотреть, учесть все недостатки, выявленные в процессе реализации эксперимента и утвердить Постановлением Правительства Кыргызской Республики

3. Для выдачи докторанту - выпускнику программы Диплома Доктора PhD следует разработать и принять Государственный образец диплома Доктора PhD.

В целом нельзя не признать того, что современное высшее образование в Кыргызстане претерпевает серьезные изменения. Направлены эти изменения, в соответствии с принятыми программами модернизации, на его совершенствование и максимально полную интеграцию в международное образовательное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гортышов Ю.Ф. О многоуровневой системе образования в техническом вузе // Вестник высшей школы.

- 2008. - № 7. - С. 35-37.

2. Гударенко Ю.А. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект социологического анализа // Гуманитарные и социальные науки.

- 2010. - №2. - С. 116-121.

3. Розина Н.М. Новый этап модернизации высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2007. -№4. - С. 19-23.

4. Сазонов Б.. Болонский процесс: актуальные во-про- сы модернизации российского высшего образования. - М.:ФИРО - 2006. - 184 с.

5. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вестник науки ТГУ. 2011. - №1. - С. 151-153.

6. Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы// Высшее образование в России. - 2008. - № 2.- С. 21-25

7. Корнилов Е.А., Маевский Н.Н. Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования (опыт факультета филологии и журналистики РГУ) // Образование. - №4/34, 2000. - С.

36-40.

8. Абакирова Г.Б. Интеграционные процессы в вузах Кыргызстана // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 132-137.

9. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН Об образовании (Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 16 декабря 1992 года N 1075-XII)

10. Ажыбаев Д.М., Бекежанов М.М., Байтугелова Ж.А. О Методологическом подходе разработки образовательных программ // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2014. № 4-1. С. 811. Постановление Правительства КР от 23 августа 2011 года N 496 «Об установлении двухуровневой струк-туры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. URL - http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92802.

12. План действий по реализации Стратегии образования в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы в качестве первого трехлетнего плана реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL - http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984/20?cl=ru-ru (дата обращения 04.04.2017)

13. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. URL - http://edu.gov.kg/ru/docs/statistics/ standards/strategiya-razvitiya-obrazovaniya-v-kyrgyzskoj-respublike-na-2012-2020-gody/ (дата обращения 04.04. 2017)

14. Адамкулова Ч.У. Чинара Адамкулова: Реализация пилотных докторских программ PhD в Кыргызстане: особенности и перспективы [Электронный ресурс] / Кыргызский Национальный Университет. URL-https:// www.knu.kg/index.php?option=com_content&view-=article&id=4478%3A-phd-&Itemid=1

15. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Улья нова М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3-13.

16. Краснова Г.А. Подготовка научных кадров высшей квалификации в странах ближнего и дальнего зарубежья [Электронный ресурс] /http://www.ng.ru/ science/2014-03-12/10_doctorant.html (дата обращения 29.09.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. URL - http://edu.gov.kg/ru/docs/statistics/ standards/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-v-kyrgyz-skoj-respublike-do-2020-goda/(дата обращения 04.04. 2017)

18. «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об образовании» http:// www.kenesh.kg/ru/article/show/2581/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-29-sentyabrya-2017-goda-vinositsya-proekt-zakona-kirgizskoy-respubliki-o-vnesenii-izmeneniy-i-dopolneniy-v-zakon-kirgizskoy-respubliki-ob-obrazovanii (дата обращения 29.09.2017)

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.