УДК 378.016:81
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF FOREIGN-LANGUAGE PEDAGOGICAL EDUCATION
Е. Ю. Варламова
E. Yu. Varlamova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье дается характеристика особенностей осуществления профессиональной подготовки студентов, обучающихся на факультетах иностранных языков в вузах. Специфика профессионального обучения бакалавров иноязычного педагогического образования рассматривается в единстве с требованиями, предъявляемыми к студентам в условиях модернизации общеевропейской системы высшего профессионального образования. Черты, характеризующие профессиональную подготовку бакалавра, определяются на основе подхода к бакалавриату как первому циклу многоуровневого высшего образования.
Abstract. The article characterizes the peculiarities of professional training of students at the faculties of Foreign Languages at institutes of higher education. The specificity of professional training of bachelors is considered in unity with the requirements to students in the conditions of modernisation of the European Higher Education Area (EHEA). The features of professional training of bachelors of foreign-language pedagogical education are defined on the basis of the approach to Bachelor's degree as to the First cycle qualification of the multilevel system of higher education.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное образование, иноязычное педагогическое образование, бакалавр, многоуровневое высшее образование.
Keywords: professional training, professional education, foreign-language pedagogical education, Bachelor, multilevel system of higher education.
Актуальность исследуемой проблемы. Сравнительно недавно в России была введена система многоуровневого высшего образования, что было обусловлено влиянием различных факторов, относящихся к общественно-политической, социальной, образовательной и другим сферам жизни современного общества. Это повлекло за собой изменения в требованиях, предъявляемых к профессиональной подготовке студентов в высших учебных заведениях, а также разработку и внедрение новых государственных образовательных стандартов. Все эти события породили ряд проблем, касающихся осуществления процесса профессионального обучения, путей реализации требований к бакалаврам, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах. Решение данных проблем должно основываться на определении особенностей профессиональной подготовки бакалавров.
Целью данной статьи является определение тех особенностей профессиональной подготовки бакалавров, которые должны учитываться в иноязычном педагогическом образовании с целью его оптимизации.
Материал и методика исследований. Были использованы материалы психолого-педагогических научных исследований ученых, а также документы, сопровождающие Болонский процесс. Применен комплекс методов психолого-педагогического исследования, включающий сравнение, сопоставление, анализ нормативной документации.
Результаты исследований и их обсуждение. В условиях перехода России к многоуровневой системе высшего образования можно говорить об изменениях в области преподавания иностранного языка как учебной дисциплины в вузе, а также в области профессионального обучения иностранному языку бакалавров. Особенности профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования определяются исходя из общих требований к ним в системе высшего образования, а также требований к преподаванию иностранного языка в вузе на профессиональном уровне, осуществляемому специальными (языковыми) факультетами вузов.
Обратившись к Болонской декларации и последующим документам Болонского процесса (среди которых Левенское коммюнике Конференции европейских министров, 2009; Будапештско-Венская декларация о Европейском пространстве высшего образования, 2010; Бухарестское коммюнике Конференции министров Европейского пространства высшего образования, 2012), мы определили общие требования, предъявляемые к выпускнику-бакалавру в условиях модернизации общеевропейской системы высшего профессионального образования:
бакалавр должен успешно завершить первый цикл обучения в вузе и получить востребованную на европейском рынке труда степень;
у бакалавра должна быть сформирована готовность к осуществлению видов профессиональной деятельности, обозначенных в государственных образовательных стандартах, а также готовность к поступлению в магистратуру и продолжению профессионального образования на втором цикле профессионального обучения;
• сформированные у бакалавра личностные качества и образования (академическая мобильность, гражданская активность, сочетание знаний, умений и необходимых компетенций) должны соответствовать его квалификации и обеспечивать возможность самореализации выпускника во всех видах профессиональной деятельности на национальном, региональном и глобальном уровнях [5], [6], [9], [10].
На основе анализа изложенных требований к выпускникам-бакалаврам и их сопоставления с требованиями к бакалаврам в федеральных государственных образовательных стандартах является возможным формулирование особенностей профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования.
Первая особенность проявляется в нацеленности процесса профессиональной подготовки на формирование значимых образований и необходимых компетенций. Профессиональное образование нацелено на формирование у бакалавров определенных компетенций, которые рассматриваются в качестве условия эффективного осуществления выпускниками профессиональной деятельности в будущем. Исследованию данных компетенций посвящены работы А. А. Вербицкого, А. Б. Гулиянц, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Ю. В. Ткачевой и др. Учеными определены следующие профессиональные компетенции: основные (проявляющиеся в процессе осуществления деятельности в рамках определенного типа профессии: «человек - человек», «человек - знак» и др.); ключевые (универ-
сальные) (характеризующие профессиональную деятельность человека в целом, в рамках определенного вида профессии: учителя, переводчика и др.); базовые (отражающие специализацию профессиональной деятельности); специальные (предметные, функциональные) (относящиеся к характеристике конкретной предметной области профессиональной деятельности, соответствующие осуществлению человеком профессиональных функций в рамках специализации профессии) [2], [4], [7], [8], [13].
Профессиональная подготовка бакалавров иноязычного педагогического образования имеет свои особенности и нацелена на формирование у них следующих компетенций, обеспечивающих эффективность осуществления профессиональной деятельности средствами иностранного языка: языковой, речевой, социокультурной, лингводидактической, личностной [1].
Все компетенции формируются в комплексе, системно и последовательно. Однако особое значение в профессиональной подготовке бакалавра - будущего учителя иностранного языка приобретает развитие у него лингводидактической компетенции, применение методов и форм, обеспечивающих сформированность компонентов данной компетенции. К ним относятся:
- знания и умения реализации учебных программ базовых и элективных курсов по иностранному языку в различных образовательных учреждениях;
- знание понятийного аппарата методики обучения иностранным языкам, а также методических теоретических положений (типологии и классификации основных иноязычных упражнений);
- владение когнитивными стратегиями и технологиями проведения урока иностранного языка;
- опыт применения современных методик и технологий обучения иностранному языку;
- умение планировать и проводить учебные занятия по иностранному языку с учетом специфики обучающихся и образовательной среды;
- умение разрабатывать серии и комплексы упражнений в рамках конкретных обучающих моделей;
- умение организовывать сотрудничество обучающихся, направленное на изучение иностранного языка;
- владение профессиональной иноязычной дидактической речью для решения учебных, воспитательных, познавательных и развивающих задач;
- умения критически оценивать и переосмысливать качество собственной методической деятельности, анализировать используемые приемы и упражнения с точки зрения их уместности и эффективности;
- умение сформировать у обучающихся культуру речевого общения на иностранном языке.
Вторая особенность проявляется в том, что профессиональное обучение бакалавров нацелено на последовательное формирование общенаучных и общепрофессиональных основ для дальнейшего образования личности студента в магистратуре. В профессиональном обучении бакалавров возрастает роль формирования у студентов компетенций, обеспечивающих эффективность выполнения самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.
В своих утверждениях мы основываемся на исследованиях образовательной компетентности Е. П. Белозерцева, А. Д. Гонеева, А. Г. Пашкова, В. А. Сластенина и др. [11];
компетентности познавательной деятельности И. А. Зимней [8]; учебно-познавательной и самообразовательной компетенций И. А. Гиниатуллина [3], А. В. Хуторского [14]; компетенций самообразования И. С. Сергеева и В. И. Блинова [12]. Ученые отмечают, что содержанием данного образования выступают знание основ организации исследовательской деятельности, умение применять соответствующие методы и средства для достижения целей учебно-познавательного характера. Данная компетенция является инструментарием для осуществления студентами самостоятельной деятельности.
В нашем исследовании относительно профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования используется термин «лингвопознаватель-ная компетенция». Мы считаем целесообразным обозначить эту компетенцию как линг-вопознавательную в силу иноязычного профиля подготовки бакалавров педагогического образования, так как предполагается организация и осуществление бакалавром познавательной деятельности, связанной с поиском и обработкой информации средствами иностранного языка. Данная компетенция, проявляющаяся в самостоятельной лингво-познавательной деятельности, является основой для развития умений и навыков организации научно-исследовательской деятельности в процессе дальнейшего обучения в магистратуре.
Следующая - третья - особенность профессионального обучения выражается в том, что в профессиональной подготовке учитываются требования работодателей к современному выпускнику-бакалавру. Следовательно, профессиональное обучение студентов основывается на тесном сотрудничестве вуза и работодателей. Совместно с работодателями вузы осуществляют деятельность по профориентации бакалавров перед выбором ими профиля обучения в магистратуре, а также формированию у них представлений об особенностях осуществления профессиональной деятельности, связанной с использованием сформированных в вузе знаний, умений и навыков. В свою очередь, работодатели, оказывая помощь вузам в профессиональной подготовке бакалавров и магистров, могут рассчитывать на сотрудничество с этими учреждениями в решении вопросов организации и осуществления повышения квалификации своих работников, бывших выпускников вузов. В этом случае научные инновации и нововведения найдут свое применение и дальнейшее развитие в профессионально-производственной сфере.
В иноязычном педагогическом образовании возрастает роль сотрудничества вузов со школами (гимназиями, лицеями и др.), осуществляющими обучение учащихся иностранным языкам. Данное сотрудничество предполагает:
- заключение договоров между вузами и школами о прохождении студентами педагогической практики различного характера (непрерывной, пассивной и др.) под руководством учителей иностранных языков и преподавателей-методистов вузов;
- организацию и проведение совместных научно-практических конференций, дискуссий и других научных мероприятий, посвященных обсуждению вопросов преподавания иностранных языков в вузе и школе;
- решение проблем взаимодействия вуза и школы, касающихся поступления абитуриентов в вуз (особенностей подготовки учащихся школ к сдаче ЕГЭ по иностранному языку) и трудоустройства выпускников-бакалавров в школы с целью преподавания ими иностранных языков и др.
Изложенные особенности не являются исчерпывающими для характеристики профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования. Их дополнение и признание значимости будут способствовать поиску технологий и приме-
нению методик, соответствующих специфике исследуемого направления подготовки студентов, а также решению проблемы преподавания иностранного языка в вузе в условиях реформирования российской системы высшего образования.
Резюме. Анализ изложенного материала позволяет сделать вывод о том, что профессиональная подготовка бакалавров в системе иноязычного педагогического образования имеет свои особенности, которые должны являться основой для определения соответствующих методов, форм и средств обучения студентов в условиях многоуровневости российского образования. Это сделает процесс профессиональной подготовки бакалавров в вузе эффективным, а также будет способствовать успешной реализации в России целей создания Зоны европейского высшего образования, провозглашенных в документах, сопровождающих Болонский процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варламова, Е. Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» / Е. Ю. Варламова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2 - С. 8-14.
2. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение в компетентностном формате. (Компетентностный подход как новая образовательная парадигма) / А. А. Вербицкий // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 6. - С. 67-73.
3. Гиниатуллин, И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете / И. А. Гиниатуллин. - Свердловск : Издательство ГПУ, 1990. - 95 с.
4. Гулиянц, А. Б. Формирование ключевых компетенций учителя иностранного языка средствами ор-ганизационно-деятельностной игровой технологии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. Б. Гулиянц. -М., 2013. - 28 с.
5. Декларация о Европейском пространстве высшего образования (Будапешт - Вена, 12 марта, 2010 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/declaration_2010_rus.pdf
6. Декларация о Европейском пространстве для высшего образования (Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/bolognadeclaration1999_rus.pdf
7. Зеер, Э. Ф. Стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2009. - Т. 2. - № 6. - С. 3-12.
8. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - Режим доступа: nashaucheba.ru/docs/46/45983/conv_1/file1.pdf
9. Коммюнике «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» (г. Левен, 2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/ communique_leven_2009_rus.pdf
10. Коммюнике европейских министров образования «Максимальное использование нашего потенциала: консолидация Европейского пространства высшего образования» (г. Бухарест, Румыния) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncpa.ru/bucharest_com.pdf
11. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластёнина. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 368 с.
12. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007. - 130 с.
13. Ткачева, Ю. В. Профессиональная компетентность бакалавра филологического образования в контексте многоуровневой подготовки учителя иностранного языка / Ю. В. Ткачева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 1. - С. 180-184.
14. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Сборник ИОСО РАО. - М. : ИОРСО РАО, 2002. - 139 с.