Научная статья на тему 'Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства'

Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE / BOLOGNA PROCESS / MULTI-LEVEL TRAINING / STRATEGIC COURSES OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна

Отражены особенности формирования международного образовательного пространства на основе интеграции европейских образовательных систем, представлены стратегические направления развития высшего профессионального образования, указан перечень основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в этой области. Введение многоуровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр-доктор) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EUROPEAN EDUCATIONAL SYSTEMS AS A BASIS FOR INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE DEVELOPMENT

The article reflects formation features of international educational space based on the integration of European educational systems. It presents strategic directions of the development of higher education, indicates a list of the main goals whose solution would promote the unification of Europe in this sphere. The introduction of multi-level higher professional education (bachelor-master-doctor) is an essential element of the comprehensive transformation of higher education. At present when technologies and knowledge are updated very quickly, it is unpractical to prepare focused specialists at the university, beginning from the first year of study and for five or six years.

Текст научной работы на тему «Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства»

Студенты как потенциальные инноваторы регио- ре ИД;

на назвали следующие предложения (рекомендации) по улучшению ИД области, а именно:

- увеличить финансирование ИД региона;

- проводить кадровую политику в ИД;

- усилить контроль и ответственность в ИД;

- улучшить информированность и рекламу в сфе-

- уменьшить налоги субъектов ИД;

- создать координационный совет ИД региона (наука, бизнес, власть);

- обучать молодых инноваторов;

- совершенствовать ИНПА.

Библиографический список

1. Балезина И.Л., Якимец В.Н. Индекс оценки инновационно- ной политики // Публичное пространство, гражданское об-го потенциала региона // Вестник философии и социологии щество и власть: опыт взаимодействия. М.: РАПН; РОС-Курского госуниверситета. 2010. № 1. С. 179-181. СПЭН, 2008. С. 107-121.

2. Якимец В. Н. Индекс для оценки и мониторинга публич-

УДК 378. 37.013

ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Л

М.И. Бекоева1

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Отражены особенности формирования международного образовательного пространства на основе интеграции европейских образовательных систем, представлены стратегические направления развития высшего профессионального образования, указан перечень основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в этой области. Введение многоуровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр-доктор) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: международное образовательное пространство; Болонский процесс; многоуровневое обучение; стратегические направления высшего образования.

INTEGRATION OF EUROPEAN EDUCATIONAL SYSTEMS AS A BASIS FOR INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE DEVELOPMENT M.I. Bekoeva

North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov, 46 Vatutin St., Vladikavkaz, 362025.

The article reflects formation features of international educational space based on the integration of European educational systems. It presents strategic directions of the development of higher education, indicates a list of the main goals whose solution would promote the unification of Europe in this sphere. The introduction of multi-level higher professional education (bachelor-master-doctor) is an essential element of the comprehensive transformation of higher education. At present when technologies and knowledge are updated very quickly, it is unpractical to prepare focused specialists at the university, beginning from the first year of study and for five or six years. 9 sources.

Key words: international educational space; Bologna process; multi-level training; strategic courses of higher education.

Обновление современного образования в России носит глобальный характер, охватило все его уровни и ступени, что диктуется новыми условиями и потребностями развития общества, нуждающегося в наличии эффективной и гибкой образовательной системы, и связано с установлением приоритетов в области образования и их соответствия задачам международного образовательного пространства. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной

сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций.

Во многих отношениях революционным преобразованием в области европейского высшего образования стал Болонский процесс, который, по мнению С.

1Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, тел.: 89188240931, 89280676933, e-mail: [email protected]

Bekoeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics, tel.: 89188240931, 89280676933, e-mail: [email protected]

Медведева, является индикатором трех основных глобальных тенденций, оказывающих влияние на Россию [4].

Во-первых, можно говорить о более широком процессе, формирующем мировой интеллектуальный климат, - международной академической мобильности. Через компьютерные сети проходит большое количество информации, но знания также переносятся по планете более привычными методами: за счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ, стандартов и методов обучения. Действительно, люди представляются наиболее универсальными носителями информации. Таким образом, процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим Интернетом».

Во-вторых, Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний. В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций. Что касается конкурентоспособности и устойчивости в целом, экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва и восприятию широких возможностей, открывающихся благодаря экономике знаний.

В-третьих, появление Болонского процесса тесно связано с изменениями сложившихся моделей власти и влияния в современном мире. Традиционные категории государственной власти - территория, природные ресурсы, вооруженные силы, называемые «твердой властью», - уступают свои позиции «мягкой власти» - конкурентной экономике, эффективному управлению, активной дипломатии и моральному авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также качеству ее человеческого потенциала.

То, что Европа собирает воедино свои ресурсы в области высшего образования, свидетельствует о приоритетности инструментов «мягкой власти». В России же исторически сложилась слишком сильная зависимость от собственной геополитической «твердой власти», размера территории и природных ресурсов. В настоящее время Россия, несомненно, проигрывает в глобальном контексте «мягкой власти», о чем свидетельствует целый ряд политических провалов в отношениях с так называемым «ближним зарубежьем».

Таким образом, Болонский процесс для России становится вариантом «мягкой власти», средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать самый ценный национальный ресурс -человеческий потенциал. Другими словами, Болонский процесс является вызовом российскому государству на трех уровнях - экономическом, социальном и культурном, а также в контексте государственной вла-

сти.

В Болонской декларации указаны шесть основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на многоступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости в терминах зачетных кредитов и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан в ЮНЕСКО [6]. Кроме того, по мнению большинства ученых (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур С.Е. Шишов и др., [1-3, 8, 9]), переход на многоуровневое образование способствует повышению мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала, а также обеспечению необходимого качества высшего образования, взаимному признанию квалификации соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

В качестве первоочередного шага на пути создания единого европейского пространства высшего образования в Болонской декларации сформулирована необходимость установления системы однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций. Без этого считается невозможным дальнейшее расширение мобильности, облегчение процедур признания и принятие согласованных критериев и механизмов оценки качества образования как обязательного условия достижения соответствия европейского высшего образования требованиям рынка труда и повышения его конкурентоспособности и привлекательности. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя национальные достижения и традиции, что позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

Кроме того, возникает ряд проблем, обсуждение которых в рамках взаимодействия государств, интеграции европейских образовательных систем будет способствовать сохранению сложившихся связей в области образования. К таким можно было бы отнести: согласование с работодателями и образовательным сообществом вопросов, касающихся принятия критериев и признаков специальностей для «моно-уровневой» подготовки и уровней бакалавриата и магистратуры с «особым сроком» освоения программ (Ф. Гоголин); формирование проектов перечней направлений подготовки со строго установленным сроком и специальностей многоуровневой подготовки (С. Медведев); дополнение общероссийского классификатора образовательных программ новыми направлениями подготовки и специальностями.

Введение многоуровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр-доктор) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее

время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве в большей степени соответствует быстро меняющемуся рынку труда. Такая более гибкая система и будет являться базой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

Основной идеей многоуровневого профессионального обучения является разделение общеобразовательного и профессионального компонентов образования. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. Обучающийся сначала получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и др.), а затем получает профессию и специальность различного уровня. После окончания первого уровня обладатель диплома о высшем профессиональном образовании имеет возможность вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда на основе выбора продолжения образования в магистратуре или с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Многоступенчатая система создает благоприятные условия для взаимодействия непрерывного, периодического и систематического образования, предоставляя широкие возможности для гибкого подхода к созданию государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям и специальностям, а на их основе - образовательно-профессиональных программ и учебных планов, заключающих в себе необходимую свободу для реализации новых для нас идей открытости и вариативности в формировании содержания и организации процесса обучения с учетом целого ряда факторов: специфики региона, национально-культурных особенностей, уровня довузовской подготовки контингента, творческих возможностей преподавательских коллективов, кадрового состава, учебно-материальной базы вузов и т.д.

Научный поиск выбора стратегии профессионального образования Республики Северная Осетия -Алания с учетом реалий многоуровневой системы высшего профессионального образования приводит исследователей региональных вузов к необходимости разработки новых концепций в педагогической теории и практике. Особенно это значимо для обогащения культурного и научного потенциала республики, так как в настоящее время у населения наблюдается усиление прагматизма при решении жизненных проблем, резкое снижение интереса к духовному росту. Происходит ощутимое обесценивание умственного труда и

доминирующую роль в определении жизненных приоритетов приобретает материальный фактор. Результатом этого становится формирование молодого поколения, у которого начинает преобладать культ потребительства, а не созидания.

Осознание целей и задач образования в XXI в. вызывает необходимость усиления субъектно-ориентированной стороны традиционного образования детей, юношества и взрослых. Такую функцию выполняют учреждения дополнительного образования, которые в настоящее время составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, способную обеспечивать сотворчество воспитанников и педагогов, занятых в интеллектуально-творческой деятельности. Обновление содержания и организации учебно-воспитательного процесса в республиканских учреждениях дополнительного образования взрослых явилось следствием осознания педагогическими коллективами важности сохранения накопленного в предшествующие годы во внешкольном образовании опыта и меняющихся потребностей и запросов дипломированных взрослых. В ходе творческого поиска появляются новые направления профессионального образования, организационные структуры, формы взаимодействия педагогов и воспитанников, а также новые взаимоотношения со школами и научными учреждениями, общественными организациями и окружающей средой. Однако они недостаточно проанализированы и систематизированы. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов нескольких учебных заведений как на региональном и федеральном, так и на международном уровне, создании образовательных сетей. Принятая Министерством образования РФ в 2002 г. Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации на практике, в частности, рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как одно из наиболее перспективных направлений организации непрерывного профессионального образования.

При реализации непрерывного профессионального образования сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Речь идет не только об объединении образовательных ресурсов в условиях их дефицита в настоящее время во многих школах, но и о кооперации общего среднего, дополнительного и профессионального образования разных уровней. Последнее во многом обусловлено новым функционалом старшей ступени школы как этапа предпрофессиональной, предвузовской подготовки выпускников школы, что актуализирует осуществление преемственности школьного и вузовского образования, использования в старших классах форм и методов обучения, характерных для высшего образования.

Развитие системы дополнительного профессионального образования, позволяющего оперативно

решать проблемы компетентностного развития личности, становится все более востребованным в современном динамично развивающемся обществе. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Благодаря возможностям информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), учебно-воспитательный процесс современной образовательной системы получает новое дивергентное развитие. Дивергентное развитие личности в условиях дополнительного профессионального образования (лат. divergentia - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции как результат существования в разных условиях и неодинаково направленного естественного отбора) характеризуется такими признаками, как быстрота, оригинальность, активность, гибкость, самостоятельность, инициативность, мобильность.

Рассмотрим, что же дают информационные и коммуникационные технологии для развития перечисленных выше подходов к стимулированию и продолжению творческой активности в условиях непрерывного профессионального образования.

1. Использование ИКТ помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размещены на Web-сайте учебного заведения.

2. ИКТ расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность.

3. Новое содержание образовательной среды создает дополнительные возможности для стимулирования любознательности даже у взрослых. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Интернет, предоставляется доступ к электронным библиотекам, интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям [6]. Через Интернет обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообра-

зие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ и т.д.

4. Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные Web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности для того, чтобы открыть обучаемым «дверь» в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы студентов.

Думается, что и о творческой познавательной деятельности можем рассуждать аналогичным образом. Современные технологии могут помочь в развитии соответствующих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяя добиваться все более и более совершенных результатов. Это не вызывает сомнений, когда мы говорим о научном поиске, изобретательстве. Как замечает В.В. Давыдов, «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться» [2].

Важным условием развития региональной системы непрерывного профессионального образования на основе ИКТ является формирование единой образовательной информационной сети на сетевом взаимодействии образовательных учреждений всех типов, что создает условия для распространения образовательных ресурсов и инновационных методик, реализации совместных образовательных проектов, создания единой системы доступа к образовательным ресурсам и программам региона. Реализация программ дополнительного профессионального образования в Республике Северная Осетия - Алания успешно решается благодаря развитию региональной информационно-коммуникационной образовательной системы, базирующейся на инфраструктуре ресурсных центров, оснащенных современным компьютерным оборудованием, имеющих доступ к сети Интернет, подготовленному персоналу для сопровождения различных обучающих проектов и программ. Учебные ресурсные центры, на базе которых республиканская система непрерывного профессионального образования реализует свои программы, оснащены необходимым оборудованием, позволяющим осуществить мультисер-висное обеспечение учебного процесса с применением спутниковых средств связи, видеолекции с технологиями спутникового IP-вещания, видеоконферен-цсвязь, on-line доступ к образовательным ресурсам, on-line и off-line технологии педагогического общения и

др. Сетевая модель организации дистанционных программ дополнительного профессионального образования позволяет расширить выбор образовательных технологий, создать сетевое коммуникативное пространство.

Отличительные особенности федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения от предыдущих: интегрированное описание результатов образования -приобретение компетенции как способности применять на практике знания, умения и навыки; модульная структура содержания образования - зачетные единицы как блоки аудиторной и самостоятельной нагрузки с элементами аттестации; расширенная свобода вузов в формировании образовательных программ -вариативный и обновляемый компонент.

Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Она делает прозрачными, а главное - сопоставимыми, учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент набирает кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра. Несмотря на проблемы, возникающие в процессе адаптации к кредитной системе, очевидно, что учреждение системы кредитов расширяет совместимость российского образовательного пространства с общеевропейским и повышает привлекательность и конкурентоспособность российского образования.

Реализация такой масштабной модернизации высшего профессионального образования ставит целый ряд задач, в том числе: корректировка перечней направлений подготовки и специальностей по результатам анализа проектов образовательных стандартов; модификация процедур лицензирования и аккредитации в условиях вариативной и обновляемой части основных образовательных программ; совершенствование системы контроля качества образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня; разработка ведомственных актов: порядок приема, итоговой аттестации, образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании.

В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение

качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки. Для достижения нового качества профессионального образования необходимо осуществлять: прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости; устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности потребителей, а также излишнего дублирования в подготовке кадров; оптимизацию перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров; структурную и институциональную перестройку профессионального образования, оптимизацию сети его учреждений, отработку различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов; радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений; информатизацию образования и оптимизацию методов обучения, активное использование инновационных технологий профессионального образования; углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями; повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования; интеграцию академической сферы науки и производственной практики; государственную поддержку ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки; формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых, преемственность различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте; переподготовку высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости; участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями.

Таким образом, основная цель интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение

потребностей личности в получении соответствующего образования. Следует признать справедливым мнение, что главным в реформе образования является изменение содержания обучения, его новое наполнение и перевод от массово-репродуктивного к актив-но-деятельностному, позволяющему создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Конвертировать следует не только диплом, но содер-

жание образования, соотнеся его с существующими мировыми стандартами. Вместе с тем, делать это необходимо осторожно, не допуская бездумного разрушения фундаментальности, глобальности действующей национальной образовательной системы, отрицания или игнорирования накопленного положительного опыта, а наоборот, максимально учитывая и используя его, сохраняя сложившиеся отечественные традиции.

Библиографический список

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сб. М., 2002.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

3. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 70-74.

4. Медведев С., Пурсиайнен К. Болонский процесс и его значение для России. М.: РЕЦЭП, 2005.

5. Морева Н.А. Технология профессионального образования. М., 2005.

6. Настройка образовательных структур в Европе: Болонский процесс в документах / сост. и пер. Е.В. Шевченко. М.: Логос, 2003. 200 с.

7. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М., 2006.

8. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

9. Шишов С.Е. Федеральный справочник «Образование в России». 2001.

УДК 316.3: 504.03

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОЖАН

О.Г. Бельская1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты пробного анкетного опроса, в котором приняли участие 100 жителей трёх городов Иркутской области: Иркутска, Усть-Илимска, Слюдянки. Социологическое исследование проводилось с целью выяснения, как современные горожане трактуют понятия «экологическая культура» и «экологическое сознание» и как оценивают уровень экологической культуры лично свой и своих сограждан. На какое место по значимости самых злободневных проблем они ставят экологические проблемы и беспокоит ли их экологическая ситуация в целом. Какую роль отводят респонденты средствам массовой информации в формировании «экологической культуры» и «экологического сознания». Из каких видов СМИ получают они экологическую информацию, формирующую нормы и правила поведения, которые выражаются в конкретном поведении человека в его взаимоотношениях с природой и окружающей средой. На каких позициях стоят медиаисточники в процессе культуроформирующих свойств современных горожан. Ил. 13. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: экологическая культура; экологическое сознание; СМИ; экологические проблемы; ценности; нормы и правила поведения.

ECOLOGICAL CULTURE AND ENVIRONMENTAL CONSCIENCENESS OF MODERN TOWNSPEOPLE O.G. Belskaya

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article provides the results of the sociological survey of the citizens of three cities of the Irkutsk Region: Irkutsk, Ust-Ilimsk, Slyudyanka, in order to find out: whether they understand what "ecological culture" and "environmental co n-sciousness" mean and how they assess the level of ecological culture of modern townspeople. What place is given to environmental problems among the most pressing issues according to their importance. Whether respondents worry about the environmental situation on the whole. What role according to the respondents belongs to mass media in the formation of "ecological culture" and "environmental conscienceness". What types of media serve as sources of enviro n-mental information that form the norms and rules of conduct, which find their representation in a specific human behavior in his/her relationship with nature and environment. What position is taken by mass media in the process of culture forming properties of modern townspeople.

1Бельская Ольга Герасимовна, доцент кафедры рекламы и журналистики, тел.: 89501397865, e-mail: [email protected] Belskaya Olga, Associate Professor of the Department of Advertising and Journalism, tel.: 89501397865, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.