психодиагностика и познаниЕ личности
УДК 159.9.07
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА И МЕТОДЫ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ
А. Г. Маклаков, Г. Ю. Авдиенко
Приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования феномена социально-психологической комфортности в образовательной среде вуза, сутью которой является состояние удовлетворения обучающегося образовательной средой вуза и учебной деятельностью в этой среде. Представлены процедура создания опросника социально-психологической комфортности образовательной среды, проверка на валидность и надежность, статистическое подтверждение данного феномена и практическое применение разработанного теста, позволяющего учитывать уровень адаптированности обучаемого к условиям обучения.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, комфортность, социально-психологическая комфортность.
Одна из главных задач обучения в вузе состоит в обеспечении личностного развития обучающихся. Решение этой задачи предполагает учет психологических особенностей личности обучающихся и организацию психологического сопровождения их личностного развития. Однако в современном высшем профессиональном и послевузовском образовании система психологического сопровождения личностного развития обучающихся в основном функционирует формально либо отсутствует. В системе оценки качества образования отсутствует такой важный концептуальный компонент, как субъективная оценка обучающимся собственного личностного развития и среды, в которой протекает его деятельность.
Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается. Однако не вызывает сомнения и тот факт, что динамика личностного развития зависит и от того, насколько субъект образования адаптирован к факторам среды. Соответственно, для того чтобы судить о благоприятных или неблагоприятных условиях развития личности обучающегося, необходимо оценить степень его адаптированности к условиям обучения. Конечно, с этой целью можно разработать и предложить ряд объективных критериев,
позволяющих оценивать саму образовательную среду в отношении тех возможностей, которые она предоставляет для личностного развития обучающихся. При осуществлении такой оценки, вероятно, надо учитывать специфику организации учебного процесса, а также наличие структуры, обеспечивающей психологическое сопровождение учебной деятельности. Однако для успешности обучения важны не только условия образовательной среды, но и то, насколько комфортно себя чувствует сам обучающийся в таких условиях. Поэтому степень адаптированности конкретного учащегося к условиям обучения может быть оценена через степень его комфортности в образовательной среде.
Исходя из логики рассуждений о том, что успешность учебной деятельности обучающихся в значительной степени зависит от степени его адаптиро-ванности к образовательной среде, а степень адапти-рованности, в свою очередь, может быть определена через оценку комфортности, авторами было организовано и проведено психологическое исследование на базе трех вузов Санкт-Петербурга: первый относится к Минобразования (п=520), второй — к Минобороны (п=267), третий — к МВД России (п=188). Результаты данного исследования позволили ответить на вопросы о том, существует ли такой психологический феномен, как комфортность обучающегося в образовательной среде вуза, и каковы критерии его оценки.
Методологической основой работы послужили основные положения системного подхода. С такой точки зрения, уровень адаптированности обучающегося должен обеспечиваться за счет функционирования определенной адаптационной системы. При этом, как известно, под результатом функционирования системы П. К. Анохин понимал полезный приспособительный эффект во взаимодействии «организм — среда», достигаемый при реализации задач и целей системы '.
В результате ряда исследований, проведенных авторами статьи, установлено, что адаптацию обучающихся к образовательной среде вуза в значительной степени обеспечивают уровень интеллектуального развития и личностный адаптационный потенциал. Вероятно, именно данные психические феномены и формируют основу так называемой адаптацион-
ной системы личности обучающегося. Скорее всего, функционирование данной системы будет определять, с одной стороны, уровень успешности овладения образовательной программой, а с другой — степень комфорта пребывания в той или иной образовательной среде.
Необходимо подчеркнуть, что в рамках данной статьи рассматриваются только психические составляющие адаптационной системы обучающегося (табл. 1-3). При этом каждый из элементов этой системы может быть охарактеризован с позиции оценки уровня его развития, обеспечивающего возможность адаптации к условиям образовательной среды. В свою очередь, подобный подход позволяет говорить о наличии у обучаемого определенного интеллектуального потенциала, а также личностного адаптационного потенциала. Вместе с тем было бы неправильным считать, что адаптационную систему обучающегося составляют только психические феномены. По нашему мнению, в адаптационную систему обучаемого входят характеристики, позволяющие получить некую интегральную характеристику физиологического потенциала, а также некоторые социальные (мировоззренческие) характеристики. Однако рассмотрение данных элементов адаптационной системы обучаемого выходит за рамки данной статьи, поэтому основное внимание авторами уделено именно психическим составляющим адаптационной системы.
Отметим, что в каждом конкретном вузе свои условия образовательной среды. Уровень адаптиро-ванности обучаемого к условиям обучения в значительной степени будет зависеть от степени соответствия его адаптационных характеристик требованиям образовательной среды вуза. Поэтому можно полагать, что субъективная оценка обучаемым степени своей адаптированности, скорее всего, будет выражаться в виде ощущения комфорта или дискомфорта от пребывания в вузе.
О субъективном восприятии среды деятельности писали многие авторы: на значимость «ролевого ожидания» в данной социальной среде для определения поведения человека указывали Х. Хекхаузен 2 и Б. Г. Ананьев 3; А. Г. Маклаков замечает, что человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает позитивные чувства 4; о влиянии образовательной среды вуза на формирование профессионально значимых качеств личности выпускников вузов МВД России писал А. Ф. Караваев с коллегами 5; на важность умения курсанта оценить самого себя в образовательной и профессиональной среде в процессе обучения указывал Е. А. Щуров 6 и т. д. При этом степень успешности деятельности в значительной мере взаимосвязана с комфортностью.
Результаты обобщения взглядов исследователей на комфортность образовательной среды позволяют говорить о том, что существует некий феномен, характеризующий психическое состояние обучаемого, обусловленное его удовлетворенностью образовательной средой вуза, и этим феноменом явля-
ется субъективная комфортность. Другими словами, комфортность обучаемого — это субъективное состояние, вызванное переживанием удовлетворенности. При этом не вызывает сомнения, что данное состояние у разных учащихся, скорее всего, будет различным, что обусловлено уровнем психологических характеристик, входящих в адаптационную систему обучаемого.
Чтобы иметь возможность оценить это состояние на практике, необходимо было выявить факторы, характеризующие данное состояние. Эмпирическим исследованием было установлено, что комфортность обучающегося в образовательной среде вуза определяется следующими факторами:
— степенью отождествления себя в качестве представителя вуза (курса, учебной группы) — идентичностью со средой;
— выраженностью поведения, отражающего желание овладеть профессиональными знаниями, — мотивацией к обучению;
— степенью удовлетворенности собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижениями успеха или появлением неудач, — самооценкой;
— желанием работать по выбранной специальности после окончания вуза, достичь успехов в профессиональной деятельности — профессиональной направленностью;
— наличием ощущения своей безопасности, отсутствием необходимости от кого-либо защищаться — степенью удовлетворенности потребности в безопасности 7.
Большинство перечисленных факторов связаны с личностью обучаемых. Это дает возможность рассматривать феномен комфортности обучающегося в образовательной среде вуза в качестве социально-психологического феномена, что, в свою очередь, позволяет сформулировать следующее определение: под социально-психологической комфортностью обучающегося в образовательной среде следует понимать состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психических ощущений и состояний в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности.
Подчеркнем, субъективная комфортность не означает, что к обучаемому не предъявляют серьезных требований, поэтому он себя чувствует комфортно. Наоборот, к обучаемому предъявляются большие требования в плане обучения и соответствия нормам поведения. Социально-психологическая комфортность означает, что обучаемый придерживается существующих норм поведения и в состоянии успешно освоить учебную программу. При этом он вполне удовлетворен существующим порядком общения с преподавателями и взаимодействия с другими обучаемыми. Следовательно, достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности говорит об относительно высоком уровне адаптирован-
Таблица 1. Коэффициенты корреляции между параметрами, характеризующими шкалы опросника «Социально-психологическая комфортность среды», и значениями параметров шкал методики «Адаптивность»
Показатели адаптивности Показатели социально-психологической комфортности среды
Ид Мо Со Пн Пб СПКС
ПР -0,217**** -0,174*** -0,248**** -0,151*** -0,351**** -0,342****
КП -0,238**** -0,098* -0,281**** -0,185*** -0,234**** -0,305****
МН -0,073 -0,093 0,047 -0,131** -0,098* -0,081
ЛАП -0,244**** -0,181*** -0,258**** -0,191**** -0,348**** -0,357****
К 0,180*** 0,121** 0,242*** 0,137** 0,231**** 0,243****
Ш -0,014 -0,018 -0,008 -0,041 -0,137** -0,094
D -0,068 -0,016 -0,154*** -0,028 -0,157*** -0,186***
Ну -0,005 -0,031 0,020 0,054 -0,149*** -0,073
ра -0,104* -0,146** -0,055 -0,083 -0,165*** -0,164***
ш -0,08 -0,056 -0,213**** -0,006 -0,075 -0,133**
Ра 0,013 0,005 0,005 0,023 -0,038 -0,029
Рг 0,147** 0,082 0,167*** 0,097* 0,216**** 0,194****
Sc -0,095* -0,073 -0,101* -0,049 -0,216**** -0,185***
Ма -0,093 -0,102* -0,046 -0,095* -0,045 -0,064
Si -0,161*** -0,101* -0,261**** -0,152** -0,140** -0,228****
ма 0,176*** 0,176*** 0,141** 0,125** 1,40Е+01 0,204****
Примечания. 1. Показатели комфортности: Ид — идентичность обучаемого с социальной средой вуза; Мо — мотивация к обучению; Со — самооценка; Пн — профессиональная направленность; Пб — степень удовлетворения потребности в безопасности; СПКС — социально-психологическая комфортность среды.
2. Показатели адаптивности: ПР — поведенческая регуляция; КП — коммуникативный потенциал; МН — моральная нормативность; ЛАП — личностный адаптационный потенциал; К — шкала коррекции, введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого; № — шкала ипохондрии, определяет близость обследуемого к астеноневротическому типу личности; D — шкала депрессии, предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности); Ну — шкала истерии, разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций); Ра — шкала психопатии, направлена на диагностику социопатического типа личности; М£ — шкала мужественности — женственности, предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом; Ра — шкала паранойи, позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности); Рг — шкала психастении, устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности); Sc — шкала шизофрении, направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности; Ма — шкала гипомании, определяет степень «близости» обследуемого к гипертимному типу личности; Si — шкала социальной интроверсии, диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.
3. Уровень значимости: * — р<0,10; ** — р<0,05; *** — р<0,01; **** — р<0,001.
ности обучаемого к условиям конкретного учебного заведения, в результате чего обучаемый пребывает в оптимальном рабочем состоянии, что позитивно влияет на эффективность его учебной деятельности. Вместе с тем адаптированность обучающихся к образовательной среде вуза представляет собой равновесное состояние, отражающее процесс приспособления к длительным или многократным действиям факторов образовательной среды и обеспечивающее поддержание оптимального алгоритма мотивированного поведения в данной среде, что, в свою очередь, является важнейшим условием для личностного и профессионального развития.
В целях диагностики социально-психологической комфортности обучаемого в образовательной среде вуза как индикатора адаптированно-сти к условиям обучения был разработан опросник «Социально-психологической комфортности среды». Процедура построения опросника базируется на теоретических представлениях о личности, ее структуре и функционировании. Вопросы составлялись по смыслу содержательных областей шкал теста 8. При разработке заданий были учтены следующие принципы:
— ясность и простота формулирования каждого задания;
Histogram ( 1v*295c) Var1 = 295*10*normal(x; 218,6034; 21,4427)
1.
1
>
Рис. Гистограмма, характеризующая нормальное распределение интегрального параметра субъективной комфортности среды (п=295)
— отражение конкретных, а не общих аспектов изучаемой области;
— наличие в рейтинговых шкалах пяти (не более семи) вариантов ответа;
— преодоление установки на согласие с помощью введения так называемых обратных заданий;
— минимизация установки на социально одобряемые ответы.
В пилотажном исследовании для составления опросника приняли участие 331 студент и 298 курсантов. В целях отбора наилучших заданий была определена дискриминантность каждого задания. Затем по принципу «чем выше дискриминантность задания, тем лучше задание» были отобраны вопросы, имеющие коэффициент интеркорреляции более 0,2.
Очевидная валидность теста определяется репрезентативностью выборки, которая в итоге составила 295 человек. В целях определения взаимосвязей опросника «Социально-психологическая комфортность среды» с другими известными опросниками, направленными на изучение личностных особенностей, было организовано комплексное обследование индивидуально-психологических и личностных характеристик обучаемых вуза.
В комплекс методик психологического обследования вошли: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», опросник 16PF Кеттелла, анкета самооценки состояния (АСС). После обработки и анализа материалов исследования были установлены корреляционные связи между значениями параметров, характеризующих шкалы опросника «Социально-психологическая комфортность среды», и значениями шкал методик, включенных в комплексное психологическое обследование (см. табл. 1-3).
Как видно из табл. 1, субшкалы теста «Социально-психологической комфортности среды» (СПКС), как и его интегральная шкала, имеют связи с тестом МЛО «Адаптивность», предназначенным для оценки адаптационных возможностей индивида и зарекомендовавшим себя как надежный и валидный тест. Следо-
вательно, тест СПКС отражает определенную информацию об адаптации опрашиваемых. Подобный вывод можно сделать и в отношении взаимосвязи субшкал СПКС и теста 16PF (см. табл. 2).
Как видно из табл. 2, субшкалы теста СПКС, как и его интегральная шкала, связаны с тестом 16PF, предназначенным для оценки черт личности. Следовательно, тест СПКС отражает определенную информацию о личностных особенностях опрашиваемых.
Подобный вывод можно сделать и в отношении взаимосвязи субшкал СПКС и субъективной оценки состояния. Субъективная оценка состояния определялась анкетой самооценки состояния (АСС), разработанной сотрудниками Военно-медицинской академии.
Как видно из табл. 3, субшкалы теста СПКС, как и его интегральная шкала, связаны с тестом АСС, предназначенным для оценки состояния. Следовательно, тест СПКС отражает определенную информацию о субъективной оценке состояния, а также состояние, которое, вероятно, характеризует удовлетворенность образовательной средой вуза.
В целях определения надежности теста использовалась методика надежности частей теста. Коэффициент корреляции произведений моментов Пирсона между двумя половинами теста составляет г =0,712. Надежность, оцененная для всего опросника, определялась по формуле Спирмена-Брауна 9:
2*r,
(1 + Г1/2 ш )
, где
r — надежность, оцененная для всего опросника;
r1/2 1/2 — корреляция между двумя половинами опросника.
Подставив значения коэффициента корреляции произведений моментов Пирсона в формулу Спирмена-Брауна, мы получили значение надежности всего опросника r = 0,832, что указывает на высокую надежность теста.
Проверка статистической гипотезы проводилась посредством гистограммы, построенной по интегральному значению параметра опросника социально-психологической комфортности среды, выполненной в программе Statistica for Windows, версия 6.0, которая представляет собой кривую нормального распределения (рис.).
Как следует из гистограммы, значения параметра, характеризующего социально-психологическую комфортность, имеют нормальное распределение. Следовательно, можно сделать вывод о том, что феномен, который исследуется методикой на определение социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза, действительно существует.
Таким образом, представленный тест диагностики социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде отвечает теоретическим представлениям о социально-психологической комфортности как показателе адаптированности ин-
60
50
40
30
20
10
0
150
170
190
210
230
250
270
290
ri1 =
Таблица 2. Коэффициенты корреляции между параметрами, характеризующими шкалы опросника «Социально-психологическая комфортность среды», и параметрами шкал методики 16PF Кеттелла
Показатели методики 16РБ Кеттелла Показатели социально-психологической ком( юртности среды
Ид Мо Со Пн Пб СПКС
А 0,100* 0,069 0,073 0,107* 0,194**** 0,189****
В -0,124** -0,150*** -0,159*** -0,063 -0,08 -0,123**
С 0,117** 0,095* 0,150*** 0,127** 0,176*** 0,187***
Б 0,091 0,004 0,156*** 0,092 0,075 0,113**
G 0,056 0,080 0,088 0,113** 0,041 0,137**
Н 0,157*** 0,018 0,264**** 0,112* 0,285**** 0,251****
I -0,111* -0,107* -0,132** -0,105* -0,028 -0,084
L -0,086 -0,067 -0,013 0,039 -0,143** -0,105
М -0,168*** -0,142** -0,201**** -0,099* -0,151*** -0,212****
О -0,06 0,026 -0,113** 0,055 -0,137** -0,084
Q1 -0,068 -0,095* 0,044 0,034 -0,045 -0,022
Q2 -0,231*** -0,143** -0,241**** -0,188*** -0,166** -0,244****
Q3 0,068 0,133** 0,073 0,147** 0,057 0,154***
Q4 -0,099* -0,111* -0,108* -0,08 -0,173** -0,146**
Примечания. 1. Показатели методики 16РБ Кеттелла: фактор А «замкнутость — общительность» ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов; фактор В «интеллект» ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции; фактор С «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность» направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П. Павлову); фактор F «сдержанность—экспрессивность» ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения; фактор G «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения» характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность — безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм); фактор Н «робость — смелость» характеризует степень активности в социальных контактах; фактор I «жесткость — чувствительность» отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности, люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом; фактор L «доверчивость — подозрительность» отражает эмоциональное отношение к людям; фактор М «практичность — мечтательность» ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности; фактор О «спокойствие — тревожность» характеризует доминирующие состояния и настроения; фактор Q1 «консерватизм — радикализм» определяет радикальное, интеллектуальное, политическое и религиозное отношения; фактор Q2 «конформизм — нонконформизм» характеризует довольно высокая степень осознанности в выборе линии поведения; фактор Q3 «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности; фактор Q4 «расслабленность — напряженность» характеризует способность сохранять эмоциональный тонус и стрессоустойчивость.
2. Показатели социально-психологической комфортности среды те же, что и в табл. 1.
3. Уровень значимости: * — р<0,10; ** — р<0,05; *** — р<0,01; **** — р<0,001.
дивида к среде и деятельности. Следует отметить, что данный тест, определяя уровень социально-психологической комфортности среды для молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, косвенно оценивает и уровень адаптированности обучаемых к тем условиям жизни и деятельности, с которыми они сталкиваются, обучаясь в вузе.
Согласно методам статистической обработки, репрезентативности выборки и высоким коэффициентам корреляции с психологическими характеристи-
ками широкоизвестных психодиагностических методик, можно утверждать, что тест достаточно надежен и может применяться в процедурах психологического сопровождения учебной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса.
Таким образом, проведенное исследование позволило установить существование такого психического феномена, как социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза. Статистическим подтверждением существова-
Таблица 3. Коэффициенты корреляции между параметрами, характеризующими шкалы опросника «Социально-психологическая комфортность среды», и значениями методики АСС
Показатель методики АСС Показатели социально-психологической комфортности среды
Ид Мо Со Пн Пб СПКС
АСС 0,332**** 0,211**** 0,302**** 0,234**** 0,128** 0,359****
Примечания. 1. АСС — предназначена для изучения субъективного самочувствия и выявления наличия соматических жалоб у обучающихся.
2. Показатели социально-психологической комфортности среды те же, что и в табл. 1.
3. Уровень значимости: * — p<0,10; ** — p<0,05; *** — p<0,01; **** — p<0,001.
ния данного феномена являются показатели распределения значений интегральной шкалы теста СПКС, представленные на рисунке. Наличие многочисленных взаимосвязей субшкал теста СПКС со шкалами МЛО «Адаптивность» позволяет говорить о том, что тест СПКС действительно содержит информацию об определенных характеристиках адаптационного процесса. В свою очередь, учитывая содержание вопросов теста СПКС, можно полагать, что данный тест позволяет найти уровень адаптированности обучаемого к условиям обучения и в силу своего предназначения может быть использован для решения задач психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.
1 Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.,1973. С. 5-61.
УДК 159.95;159.922
СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ АДАПТИВНОСТИ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
С. В. Забегалина, А. В. Чигарькова
В статье рассматриваются структурные компоненты прогностических способностей у военнослужащих как представителей профессии, осуществляющих свою деятельность в особых условиях. Исследование было направлено на изучение способности к прогнозированию при различных уровнях адаптивности и локуса контроля.
Ключевые слова: прогностические способности; военно-профессиональная деятельность; прогнозирование; личность; уровень субъективного контроля; интер-нальность; экстернальность; адаптация; адаптивность; личностный адаптационный потенциал.
Военная служба является видом человеческой деятельности, не только обладающей высокой социально-политической значимостью, но и выходящей за пределы обыденного, так как имеет экстремальный характер, наряду с оперативно-розыскной, спортивной и другими видами деятельности, «в которых построение гипотез поведения, принятие реше-
2 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. С. 408.
3 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекозна-ния. СПб., 2001. С. 272.
4 Маклаков А. Г. Общая психология : учебник. СПб., 2000. 592 с.
5 Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н., Скиданов Е. А., Зверев В. О. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(49). С. 53-57.
6 Щуров Е. А. Саморазвитие курсантов в процессе профессиональной подготовки // Там же. № 4(51). С. 33-36.
7 Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения адаптации к ней учащихся : монография. СПб., 2010. 316 с.
8 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник. СПб., 2002. С. 352.
9 Там же.
ния и его исполнение определяются секундами, а то и долями секунды» '.
Защита Отечества во все времена считалась почетной обязанностью и священным долгом каждого гражданина, и армия всегда рассматривалась как значимая часть общества. В ней находят отражение все социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.
Это делает необходимым изучение свойств личности военнослужащего, в частности, его способность к прогнозированию, а также мера ответственности за принятое решение.
Вероятностно-прогностические способности военнослужащего являются одной из важнейших психических функций. Они способствуют адаптации к окружающей среде, а также помогают адаптировать эту среду под свои потребности. Выбирая стиль поведения в повседневной жизни, человек должен учитывать изменчивость ситуации, прогнозировать не только свои действия, но и действия других участников событий. Высокая степень изменчивости условий деятельности требует выделения в системе деятельности такой подсистемы, как деятельность ожидания,