Научная статья на тему 'Анализ концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде вуза'

Анализ концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОМФОРТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / COMFORT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMFORT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

В статье приводится обоснование существования психологического феномена социально-психологической комфортности образовательной среды. Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности в практике организации учебного и воспитательного процесса. Приводится логическое обоснование возможности использования социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of application of the concept of student’s personality socio-psychological comfort in university educational environment in management of educational processes

In the article the existence is proved of a psychological phenomenon of educational environment socio-psychological comfort. Effectiveness of application of concept of social-psychological comfort of educational environment in practice of organization of educational processes is shown. Possibility of using valuation of social-psychological comfort of educational environment as one of criteria for quality rating of educational institution is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Анализ концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде вуза»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316.612:378

Г. Ю. Авдиенко

Анализ концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде вуза

В статье приводится обоснование существования психологического феномена социально-психологической комфортности образовательной среды. Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности в практике организации учебного и воспитательного процесса. Приводится логическое обоснование возможности использования социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.

In the article the existence is proved of a psychological phenomenon of educational environment socio-psychological comfort. Effectiveness of application of concept of social-psychological comfort of educational environment in practice of organization of educational processes is shown. Possibility of using valuation of social-psychological comfort of educational environment as one of criteria for quality rating of educational institution is demonstrated.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, комфортность, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза, качество образования.

Key word: adaptation, social adaptation, comfort, socio-psychological comfort of educational environment of a university, quality of education.

В соответствии с современными представлениями, понятие «качество образования» рассматривается, по крайней мере, в трех аспектах: качество условий, созданных для осуществления образовательной деятельности; качество образовательных процессов (качество собственно образовательной деятельности); качество результатов образовательной деятельности (качество подготовки выпускников образовательных учреждений. Вместе с тем, в системе оценки качества образования отсутствует такой важный концептуальный компонент, как оценка возможностей личностного развития субъекта обучения. Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой он занимается. В то же время, деятельность предполагает наличие соответствующей среды [3].

Следует отметить, что среда, в которой находится человек, самым тесным образом связана с явлением адаптации. Адаптация субъекта деятельности к факторам среды влияет на успешность развития его индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей. В свою очередь, степень адаптированности обучаемого к условиям обучения может быть оценена через его комфортность в образовательной среде. В то же время, комфортность образовательной среды зависит от целого ряда факторов: личностных особенностей; специфики организации учебного процесса; наличия специфических мероприятий психологического сопровождения учебной деятельности. Следовательно, комфортность образовательной среды может выступать критерием оценки возможности личностного развития субъекта обучения в условиях конкретного вуза. Рассматривая теоретические основы психологического обеспечения процесса обучения студентов в высшем учебном заведении, необходимо исходить из концептуальных положений теории адаптации [5].

О ведущей роли социальной адаптации в формировании человеческого фенотипа, функциональных состояний и способности к адаптации указывают К.А. Абдульханова-Славская, А.Г. Маклаков и Н.П. Дубинин [1, 2, 4]. А.А. Реан утверждает, что сам процесс социальной адаптации обнаруживает связи с различными сферами качеств личности [6].

Анализ литературных источников, позволил сформулировать определение термину «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Таким образом, социальнопсихологическая комфортность образовательной среды - это состояние адаптированности обучаемого к факторам образовательной среды в физическом пространстве вуза, влияющим на его идентичность с социальной средой, мотивацию к обучению, самооценку, профессиональную направленность и удовлетворение потребности в безопасности. При этом надо понимать, что комфортное состояние в данном случае рассматривается не как состояние домашнего уюта, а как оптимальное состояние для идентификации себя с социальным окружением, удовлетворения потребности в достижении цели обучения в вузе, которая согласуется с самооценкой и формированием образа профессии. Следовательно, социальнопсихологическая комфортность образовательной среды вуза выступает как в роли фактора профессионализации обучаемых вузов, так и характеристикой адаптированности обучаемых к условиям обучения в вузе. В свою очередь, социально-психологическая комфортность среды, являясь субъективной оценкой студентами качества

образовательной среды вуза, может являться одним из критериев качества образования.

Концепция существования такого явления как социальнопсихологическая комфортность образовательной среды вуза легла в основу создания на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина в 2007 году психологической службы. Задачи психологической службы факультета психологии состоят:

• в адаптации студентов первого курса и вновь прибывших студентов к образовательной среде вуза;

• проведении психодиагностических исследований в целях выявления лиц, нуждающихся в психологической помощи и проведении научно-исследовательских работ;

• оказании индивидуально-психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в образовательном процессе и личностной сфере;

• проведении групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на улучшение социально-психологического климата в коллективах, повышении мотивации к обучению и осознанию необходимости будущей профессиональной самореализации;

• оказании психологической помощи студентам первого курса при подготовке к зимней экзаменационной сессии;

• психологической поддержке педагогической, производственной и научно-исследовательской практик студентов;

• практической отработке профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, входящих в состав психологической службы факультета.

Особенностью деятельности психологической службы факультета является непосредственное ее взаимодействие как со студентами, так и со структурными подразделениями факультета, что обеспечивает целостный подход к вопросам обучения, воспитания и развития.

Функционирование психологической службы на факультете в течение нескольких лет имеет некоторые результаты.

Комплекс мероприятий, направленных на решение задач по адаптации студентов первого курса и вновь прибывших студентов к образовательной среде вуза, позволил добиться того, что психические познавательные процессы студентов, актуализуруясь, приводят к увеличению показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие с достоверностью p<0,05. Вместе с тем происходит некоторое качественное улучшение показателя, характеризующего личностный адаптационный потенциал. При этом наблюдается

некоторое количественное увеличение параметра, характеризующего социально-психологическую комфортность студентов в образовательной среде.

Интересным представляется распределение студентов факультета всех курсов по индивидуальным средним баллам за сдачу экзаменационных сессий в исследуемый период (рис. 1).

Рис. 1. Распределение студентов по средним баллам сдачи зимних экзаменационных сессий 2007-2009 гг.

Примечательно, что внедрение в систему управления учебным и воспитательным процессом психологической службы привело к тому, что произошло перераспределение студентов на факультете по успешности обучения. Так значительно возросло количество студентов, успешно осваивающих программу обучения, и снизилось количество студентов имеющих трудности в обучении.

С целью оценки эффективности влияния работы психологической службы на развитие индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей студентов было проведено сравнение соответствующих характеристик и особенностей студентов факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина с подобными характеристиками и особенностями студентов гуманитарного профиля обучения. В результате было установлено, что показатель, характеризующий уровень развития личностного адаптационного потенциала у студентов факультета психологии достоверно выше (рис. 2а). Вместе с тем Показатель, характеризующий уровень общего интеллектуального развития (ОИР) у студентов факультета психологии достоверно выше чем у студентов гуманитарного профиля обучения (рис. 2б).

СТЭН

2 3 4

Курс обучения

а)

И Студенты гуманитарно го профиля

В Студенты психологи

5п

СТЭН

1 2 3 4 5

Курс обучения б)

Рис. 2. Сравнение студентов гуманитарного вуза и психологов

по ЛАП (а) и ОИР (б)

Показатель, характеризующий уровень социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза у студентов факультета психологии достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе. На втором курсе показатель, характеризующий уровень социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза у студентов факультета количественно больше, что говорит о лучшей тенденции перед студентами гуманитариями (рис. 3).

ТЭН

8п

5,5

□ Студенты гуманитарного профиля

2 3

Курс обучения

5

3

5

3

Рис. 3. Сравнение студентов гуманитарного вуза и психологов по СПКС

9

Таким образом, внедрение психологического обеспечения в учебный и воспитательный процессы, привело к тому, что на факультете психологии произошло увеличение эффективности образовательного процесса, выразившееся в:

• в увеличении эффективности учебной деятельности студентов;

• структурировании состава обучаемых на студентов младших и студентов старших курсов, что может характеризовать этапность образовательного процесса;

• произошло перераспределение студентов по успешности обучения;

• налицо более высокие показатели, характеризующие индивидуально-психологические характеристики и личностные особенности студентов, что говорит о более интенсивном их развитии.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления личности // Когнитивная психология. - М.: Наука, 1986. - С. 48.

2. Дубинин Н.П. Философия диалектического материализма и проблемы генетики // Вопр. философии. - 1973. - № 4. - С. 96-107.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.

4. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. на соис. уч. ст. док-ра психол. наук. - СПб., 1996.

5. Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Новиков В.С., Боченков А.А. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов - СПб: ВМедА, 1997. - 254 с.

6. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: учеб.-науч. издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.