морально-психологическая профессиональная подготовка и надежность
УДК 159.9.07
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ФАКУЛЬТЕТА
Г. Ю. Авдиенко
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета с целью расширения возможностей развития личности и профессионально важных качеств будущего специалиста.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, комфортность, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза, качество образования.
Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2014 г. говорится: «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» (ст. 69). Анализ показывает, что высшее образование предполагает два направления развития обучающегося: субъектно-деятельностное и личностное. Эти направления должны определять критерии оценки качества образования.
Наиболее общий принцип оценки качества образования, в том числе качества предоставляемых образовательных услуг, а также условий предоставления образования заключается в их соответствии актуальным и перспективным потребностям и запросам граждан '. Однако в системе оценки качества образования отсутствует такой важный концептуальный компонент, как оценка возможностей лич-
ностного развития субъекта обучения — одного из направлений развития обучающегося. Проанализировав существовавшие и существующие подходы к профессионально-психологическому сопровождению обучаемых высших учебных заведений, автор этой статьи пришел к выводу, что применение современных знаний психологической науки только для оказания помощи лицам, испытывающим трудности в адаптации, решает проблему улучшения обучаемости отдельных категорий учащихся. Вместе с тем высшее учебное заведение готовит специалиста, который должен быть готов к профессиональной деятельности в интересах общества. Поэтому задачи психологического сопровождения обучающихся должны включать в себя оказание психологической поддержки личностного развития всех обучающихся 2.
Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается, и средой, где эта деятельность протекает. При изучении возможностей личностного развития субъекта обучения образовательная среда выступает в качестве важнейшего фактора, подлежащего оценке.
В результате ряда собственных исследований было определено, что образовательной средой вуза можно считать социальное и пространственнопредметное окружение конкретного учреждения образования, организующее систему внешних воздействий различных модальностей на обучаемого, с целью его профессионального и личностного развития, субъективно переживаемое им как состояние различной степени удовлетворенности происходящим. Из определения образовательной среды вуза следует, что необходимо учитывать не только то, что обучаемый выступает в роли объекта педагогических и воспитательных воздействий, но и вместе с тем, что он является субъектом, с точки зрения профессионального и личностного развития, воспринимающим и применяющим эти воздействия.
Исследованием факторов, влияющих на степень удовлетворенности обучаемых образовательной средой, которое проводилось на базе трех различных вузов: Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, вуза Минобороны РФ и вуза МВД России, установлено, что существуют факторы, относящиеся к конкретной образовательной среде,
10
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде...
и факторы, являющиеся общими для всех образовательных сред. Установлено, что различия в факторах образовательной среды опосредуются профессиональной ориентированностью вуза, особенностями организации учебного и воспитательного процессов, нормами, требованиями и декларируемыми ценностями образовательной среды. Вместе с тем общие факторы опосредуются соответствием адаптационных способностей личности обучаемых уровню их адаптированности. В результате эмпирического исследования выявлено, что адаптированность опосредуется следующими психологическими характеристиками: идентичностью с социальной средой, мотивацией к обучению в вузе, профессиональной направленностью и степенью удовлетворения потребности в безопасности. Таким образом, факторы образовательной среды представлены совокупностью внешних раздражителей, воздействующих на участника образовательного процесса, решающего задачи учебной деятельности посредством активации структур индивидуальности, направленных на профессионально-личностное развитие.
Анализ литературных и эмпирических данных по проблеме особенностей психического развития учащихся в ходе обучения в вузе позволил выявить, что помимо общих возрастных закономерностей психического развития существуют частные, зависящие от особенностей конкретной образовательной среды. Установлено, что особенности влияния конкретной образовательной среды на психическое развитие обучаемых опосредуются:
— профессиональной ориентированностью вуза;
— особенностями организации учебного процесса;
— согласованностью учебного и воспитательного процессов;
— возможностью обучаемых реализовать собственные потребности, согласующиеся с нормами, требованиями и декларируемые ценностями конкретной образовательной средой, что ведет к развитию адаптационных характеристик и повышению субъективной оценки обучаемыми конкретной образовательной среды вуза.
Изучение идей Б. Г. Ананьева, А. Г. Маклакова, М. А. Холодной на природу интеллекта и Д. А. Леонтьева, А. Г. Маклакова, С. Т. Посоховой, А. Л. Свен-цицкого3 на природу адаптационного потенциала личности позволило сделать вывод, что адаптация обучающихся к образовательной среде вуза в основном осуществляется посредством интеллектуальной и личностной сфер. Однако совершенно очевидно, что для выявления полной картины адаптированно-сти обучаемого к образовательной среде вуза, исследование его интеллектуальной сферы и адаптационных способностей без учета его удовлетворенности средой вуза, своим местом в социальном окружении и выбранной будущей профессией, будет недостаточным. Состояние удовлетворенности, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе
его деятельности, есть не что иное как комфортность. Вместе с тем степень адаптации и психологический комфорт человека напрямую связаны с индивидуальным оздоровлением 4.
На основе приведенных выше заключений было сделано предположение, что существует некий феномен, представляющий психическое состояние обучаемого и определяющий уровень его удовлетворенности образовательной средой вуза — комфортности. Другими словами, комфортность обучаемого — это состояние удовлетворенности особенностями учебного и воспитательного процессов конкретного учебного заведения.
Рассматривая комфортность обучаемого в образовательной среде вуза в качестве критерия адапти-рованности к этой среде, необходимо говорить о комфортности именно социально-психологической, которая представляет собой детерминанту личностного развития. Социально-психологическая комфортность личности обучаемых в образовательной среде вуза с точки зрения системной организации представляет собой интегральную характеристику, элементами которой являются идентичность с социальной средой, мотивация к обучению в вузе, самооценка, профессиональная направленность и степень удовлетворения потребности в безопасности.
Анализ литературных источников позволил сформулировать определение социально-психологической комфортности личности в образовательной среде. Под социально-психологической комфортностью личности в образовательной среде следует понимать состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений и состояний человека в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности. Другими словами, социальнопсихологическая комфортность личности обучаемого в образовательной среде вуза — это состояние адапти-рованности обучаемого к факторам образовательной среды в физическом пространстве вуза, определяемое его идентичностью с социальной средой, мотивацией к обучению, самооценкой, профессиональной направленностью и удовлетворением потребности в безопасности.
Вместе с тем было выявлено, что идентичность с социальной средой и реализация потребности безопасности выступают в качестве определяющего фактора эффективности взаимодействия образовательной среды и обучаемого.
Следовательно, доминирующим фактором развития обучаемых в образовательной среде вуза является фактор личностный.
На основе приведенных выше заключений была разработана концепция социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза. Основными положениями данной концепции являются:
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
11
Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде...
1. Социально-психологическая комфортность образовательной среды — состояние удобства и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности.
2. Состояние удобства и удовлетворения в рамках понятия социально-психологической комфортности образовательной среды вуза складывается не за счет достижения какой-либо цели и переключения активности субъекта в реактивное состояние покоя и бездействия, а наоборот, за счет переключения активности с одной подцели, при ее достижении, на другую подцель, при следовании к основной цели обучения в вузе, которую ставит перед собой обучаемый. При этом чувство удовлетворенности возникает при осознании возможности использования приобретенного опыта от реализации подцели в перспективе дальнейших действий.
3. Социально-психологическая комфортность образовательной среды — это оценка субъективных ощущений человека в отношении образовательной среды, которая может выступать в качестве характеристики адаптированности обучаемого к воздействиям со стороны образовательной среды в физическом пространстве вуза, влияющим на его идентичность с социальной средой, мотивацию к обучению, самооценку, профессиональную направленность и удовлетворение потребности в безопасности 5.
Концепция существования такого явления, как социально-психологическая комфортность личности в образовательной среде вуза, легла в основу создания на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина в 2007 г. психологической службы, основная деятельность которой направлена на: адаптацию студентов первого курса к образовательной среде вуза; создание на факультете условий, моделирующих профессиональную деятельность; оказание психологической помощи студентам или учебным группам, при получении запроса; развитие у студентов профессиональных навыков с целью приобретения ими опыта и снятия психологических барьеров, препятствующих формированию профессиональной компетенции; поддержание нормальных межперсональных и межгрупповых взаимоотношений на факультете, способствующих удовлетворению потребности в психологической безопасности.
Особенностью деятельности психологической службы факультета является непосредственное ее взаимодействие как со студентами, так и со структурными подразделениями факультета, что обеспечивает целостный подход к вопросам обучения, воспитания и развития.
Функционирование на факультете в течение нескольких лет психологической службы, основным
направлением которой является применение концепции социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза, имеет некоторые результаты.
Интересным представляется распределение студентов факультета всех курсов по индивидуальным средним баллам за сдачу экзаменационных сессий в исследуемый период (рис. 1).
% 0 2007 □ 2008 В 2009
60
50
40
30
20
10
0
Рис. 1. Распределение студентов по средним баллам сдачи зимних экзаменационных сессий 2007-2009 гг.
Примечательно, что внедрение в систему управления учебным и воспитательным процессом психологической службы привело к тому, что произошло перераспределение студентов на факультете по успешности обучения. Так, значительно возросло количество студентов, успешно осваивающих программу обучения, и снизилось количество студентов, имеющих трудности в обучении
Вместе с тем сравнению подверглись и параметры, характеризующие элементы адаптационной системы субъектов обучения — личностного адаптационного потенциала (ЛАП), уровня развития психических познавательных процессов (ОИР), а также социально-психологической комфортности обучающихся в образовательной среде вуза (СПКС). С этой целью исследовались средние значения ЛАП, ОИР и СПКС студентов по курсам обучения на факультете с классической структурной организацией (условно назовем Ф 1) и на факультете с включенной в структурную организацию психологической службой (условно назовем Ф 2).
В результате установлено, что показатель, характеризующий уровень развития личностного адаптационного потенциала у студентов после года работы психологической службы достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, третьем, четвертом и пятом курсе (рис. 2 (а)). Показатель, характеризующий уровень общего интеллектуального развития у студентов Ф 2, достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе (рис. 2 (б)).
г ш
1
■ 1 1
1 1 1 /тт:'
шш 1 -1§
от 2 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 5
Диапазон оценок
12
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде...
СТЭН И Студенты Ф1 □ Студенты Ф2 СТЭН И Студенты Ф1 □ Студенты Ф2
Рис. 2. Сравнение студентов-психологов «до» и «после» ЛАП (а) и ОИР (б)
Показатель, характеризующий уровень социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза у студентов Ф 2, достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе (рис. 3).
СТЭН И Студенты Ф1 □ Студенты Ф2
Рис. 3. Сравнение студентов-психологов «до» и «после» по СПКС
Таким образом, сравнительный анализ показывает, что с включением в структурную организацию факультета психологической службы произошли следующие изменения:
— учебная деятельность студентов сместилась в сторону успешной;
— улучшились показатели, характеризующие функциональное состояние адаптационной системы субъектов обучения.
Следовательно, включение в структурную организацию психологической службы, работающей на осно-
ве концепции социально-психологической комфортности обучающихся в образовательной среде вуза, в организации учебного и воспитательного процесса оказывает положительное влияние на профессионализацию и личностное развитие обучаемых. Поэтому социально-психологическая комфортность в образовательной среде может выступать в качестве методологической основы психологического сопровождения обучающихся в образовательной среде вуза, обеспечивающей их гармоничное развитие. 1
1 Алдашева А. А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.
2 Особенности психологического сопровождения учебной деятельности студентов : кол. монография / Г. Ю. Авдиенко [и др.] ; под науч. ред. Г. Ю. Авдиенко. СПб., 210. 116 с.
3 Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Л., 1967. Вып. 2. С. 235-249 ; Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2000. 592 с. ; Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб., 2002. 272 с. ; Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ Сер. 14, Психология. 1997. № 1. С. 20-27 ; Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1996. 392 с. ; Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности : монография. СПб., 2001. 240 с. ; Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 175 с.
4 Малозёмов О. Ю., Евтюхов С. А., Арканов П. В. Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 35-40.
5 Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения адаптации к ней учащихся : монография. СПб., 2010. 316 с.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
13