Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности
Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development
УДК 159.9.07 © Г. Ю. Авдиенко, 2018
Повышение эффективности образовательного процесса позитивным влиянием на социально-психологическую комфортность обучающихся
в образовательной среде вуза
Авдиенко Геннадий Юрьевич,
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного института
войск национальной гвардии Санкт-Петербург, Россия. е-mail: gen_avdienko@mail.ru
Образовательный процесс в вузе предполагает профессиональное обучение и личностное развитие обучающихся, регламентируется большим количеством нормативных и руководящих документов, строится в соответствии со сложившейся и изменяющейся педагогической системой. Вместе с тем в современном высшем и послевузовском образовании отсутствует единая система психологического сопровождения обучающихся. Обучение в вузе представляет собой взаимодействие обучающегося с образовательной средой вуза, адаптация обучающегося к которой имеет большую значимость. Выявлен психологический феномен — социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза. Концепция последней совместно с концепцией личностного адаптационного потенциала, разработанной А. Г. Маклаковым, легла в основу методологических положений психологической службы. Исследованием эффективности работы психологической службы установлено, что под ее воздействием существенно изменилась успешность обучения и улучшилась субъективная оценка обучающимися образовательной среды вуза.
Ключевые слова: образовательный процесс; образовательная среда; адаптация; адаптированность; обучающийся, социально-психологическая комфортность.
Для цитирования: Авдиенко Г. Ю. Повышение эффективности образовательного процесса позитивным влиянием на социально-психологическую комфортность обучающихся в образовательной среде вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 12-16.
В настоящее время образовательный процесс определяется большинством ученых как процесс образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственными образовательными стандартами *, в которых предусматривается преемственность основных образовательных программ, а также духовно-нравственное развитие и воспитание . Следовательно, образовательный процесс в вузе предполагает как переход от общих знаний к специальным, необходимым в будущей профессиональной деятельности, так и формирование направленности субъекта обучения на деятельность в интересах общества. В современном высшем и послевузовском образовании при широкой нормативной регламентации и сложившейся и изменяющейся педагогической системе отсутствует единая система психологического сопровождения обучающихся.
Развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой он занимается В свою
очередь, деятельность предполагает наличие соответствующей среды [1]. Субъективное восприятие среды деятельности изучалось многими исследователями Так, о значимости «ролевого ожидания» в данной социальной среде для определения поведения человека рассуждали Х. Хаузен [2] и Б. Г. Ананьев [3]. По мнению К. Левина, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, одну и ту же ситуацию может воспринимать по-разному [4]. А . Г. Маклаков замечает, что человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, который ему нравится и вызывает у него позитивные чувства [5]. Успешность деятельности напрямую зависит от адаптации, которая связана с функциональным состоянием Само понятие «состояние» как философская [6] и общенаучная категория [7] может рассматриваться в качестве совокупности происходящих в организме процессов, а также степени развития и целостности структур [8]. И чем выше уровень
* См . , напр . : Вишнякова С. М. Профессиональное образование . Словарь . Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. , 1999. 538 с .; Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике . М . , 2005. 448 с . ; Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт. -сост. М. Ю . Олешков и В. М. Уваров. М. , 2006. 191 с.
функционального состояния, тем выше работоспособность человека. Успешность обучения в вузе обусловлена характером адаптации к его среде . Эффективность процесса адаптации во многом определена функциональным состоянием организма, которое, в свою очередь, зависит не только от наличия физиологических резервов, но и от индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих за адекватную регуляцию состояний [9]. Поэтому психологические особенности личности имеют большое значение для успешного обучения в вузе . В. И . Медведев указывает, что организация личностных механизмов регуляции состояний соответствует иерархии структуры личности [10]. Это подтверждают С. Н . Федотов и Т. Е . Еременко, рассматривавшие психологические факторы успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций правоохранительных органов и выявившие, что успешность взаимосвязана со способностью адаптироваться [11].
Таким образом, эффективность деятельности человека зависит от того, насколько он адаптирован к среде и, соответственно, чувствует себя комфортно в ней Идея комфортности человека в среде деятельности, а именно обучающегося в образовательной среде вуза, легла в основу научно-исследовательской работы, одним из результатов которой явилось подтверждение существования феномена социально-психологической комфортности обучающихся в образовательной среде
Под комфортностью, как правило, понимается состояние уюта, удобства и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его деятельности [12]. Анализ литературных источников позволил сформулировать следующее определение социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза: это состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности [13]. Однако комфортность не означает того, что к обучающемуся не предъявляются серьезные требования и от этого он себя чувствует комфортно . Как раз наоборот, он должен придерживаться существующих норм поведения, а также успешно осваивать предложенную учебную программу, быть удовлетворенным сложившимся порядком общения с преподавателями и взаимодействия с сокурсниками .
Выявление указанного психологического феномена позволило сформулировать концепцию социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза Изложим основные ее положения
1. Адаптированность наступает после завершения процесса адаптации обучающегося к образовательной среде вуза и выступает в качестве следующего этапа адаптации, характеризующего степень уравновешенности обучающегося с этой средой
2. Адаптированность может оцениваться переживанием удовлетворенности, что, в свою очередь, является выражением комфортности
3 Оценить социально-психологическую комфортность обучающегося можно через уровень развития психологических характеристик, отражающих адапти-рованность к образовательной среде вуза: идентичности с социальной средой вуза, мотивации к обучению, профессиональной направленности, удовлетворенности потребности в безопасности, самооценки личности
Высокий уровень социально-психологической комфортности говорит об удовлетворенности образовательной средой вуза, определяющей адаптированность обучающегося к условиям конкретного учебного заведения, в результате чего он пребывает в оптимальном функциональном состоянии, что позитивно влияет на эффективность учебной деятельности и личностного развития
4 . Психологические особенности личности, отвечающие за удовлетворенность обучающегося образовательной средой вуза, составляют интегральную характеристику психического состояния — социально-психологическую комфортность обучающегося в образовательной среде вуза Показатели социально-психологической комфортности содержат информацию о соответствии между условиями образовательной среды и уровнем реализации потребностей личностного развития и профессиональной подготовки в этой среде
5 . Через социально-психологическую комфортность обучающийся выражает субъективную оценку своей адаптировнности к образовательной среде вуза
6 . Социально-психологическая комфортность позволяет дифференцировать всех обучающихся по степени адаптированности, а также выявлять причины ее снижения Именно этим определяется целесообразность использования данной интегральной психологической характеристики в процедурах психологического сопровождения обучающихся в образовательной среде вуза.
7. При выявлении низких значений психологических характеристик, составляющих социально-психологическую комфортность, целесообразно проведение мероприятий психологической помощи, направленных на поддержание уровня такой комфортности
Совместив центральные положения психологической службы учебного заведения, разработанные А . Г. Ма-клаковым, с концепцией социально-психологической комфортности обучающихся в образовательной среде вуза, на факультете психологии Ленинградского государственного университета им А С Пушкина организовали психологическую службу, деятельность которой строилась в соответствии со следующими методологическими положениями:
1 Адаптация человека к среде вуза способствует успешному обучению и повышению качества подготовки специалиста. Данное направление реализуется посредством концепции А. Г. Маклакова и его теста «Адаптивность» .
2. Успешная адаптация к образовательной среде вуза невозможна без оценки уровня адаптированности конкретного обучающегося к условиям обучения Дан-
ная задача решается с опорой на концепцию социально-психологической комфортности и тест, разработанный Г. Ю Авдиенко, позволяющий определить степень социально-психологической комфортности обучающегося в образовательной среде вуза (СПКС).
3 . Психологическое сопровождение образовательного процесса призвано помогать в обеспечении социально-психологической комфортности обучающихся к условиям обучения в вузе и тем самым помочь в достижении необходимого уровня адаптированности
С целью изучить изменения эффективности образовательного процесса посредством оказания позитивного влияния на социально-психологическую комфортность обучающихся были проанализированы результаты мониторинговых исследований студентов факультета психологии, а также итогов их результатов успеваемости. Психологическая служба факультета психологии была создана в 2007 г. , сначала ее работа была посвящена установлению и научному обоснованию сроков и эффективности мероприятий, способствующих повышению качества образования и развитию личности студентов . Первое психодиагностическое исследование и мониторинг успешности обучения проведены осенью 2008 г. (условное обозначение — 1). В 2010 г. психологическая служба уже в полной мере осуществляла свою деятельность (условное обозначение — 2) Сравнение параметров психологических характеристик и успешности обучения студентов именно в 2008 и 2010 гг. свидетельствует об эффективности деятельности психологической службы
Прежде всего с использованием методов математической статистики средние баллы, характеризующие успешность обучения по результатам сессий, были переведены в стандартные единицы — СТЭН (табл. 1).
С использованием методов математической статистики все выбранные студенты факультета были разделены на три группы успешности обучения: успешные, средний балл успеваемости которых вошел в диапазон 8-10 СТЭН, нормальной успешности — 4-7 СТЭН и неуспешные — 1-3 СТЭН (табл . 2).
Графически распределение студентов факультета выборок 1 и 2 по успешности обучения представлено на рис 1
Далее были произведены расчеты показателей социально-психологической комфортности для каждой из групп успешности (рис 2)
40 30 20 10 0
Неуспешные студенты Студенты нормальной Успешные студенты успешности
□ выборка 1 □ выборка 2
Рис. 1. Распределение студентов факультета выборок 1 и 2 по успешности обучения (Fig. 1. Distribution of students of faculty 1 and 2 samples of successful learning)
Ш
W//
й mm
Ж
Неуспешные студенты Студенты нормальной Успешные студенты успешности
□ выборка 1
□ выборка 2
Рис. 2. Распределение групп студентов (СПКС) различной успешности обучения 1 и 2 выборок по уровню социально-психологической комфортности (Fig. 2 . Distribution parameter socio-psychological comfort students (SPKS) between groups of varying success training 1 and 2 samples)
8
7
6
5
4
3
2
0
Таблица 1. Результаты перевода средних баллов, характеризующих успешность обучения по результатам сессии,
в стандартные единицы измерения (СТЭН)
(Table 1. The results of transforming Cumulative Grade Point Average describing the success of the training according to the results
of the session in unified measures)
СТЭН 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Средний балл 2,30 2,59 2,89 3,18 3,48 3,82 4,12 4,41 4,71 5,00
Таблица 2 Распределение студентов по успешности обучения
(Table 2. Separation of samples of students 2008-2009 and 2009-2010 years according to training success)
Неуспешные Нормальной успешности Успешные Общая выборка
Учебный Доля Доля Доля Доля
год Количество от общей Количество от общей Количество от общей Количество от общей
выборки, % выборки, % выборки, % выборки, %
2008-2009 18 8 112 48 103 44 233 100
2009-2010 4 2 57 27 153 71 214 100
Распределение студентов факультета по успешности выборки 1 выявило, что параметры социально-психологической комфортности студентов разных групп успешности отличаются Так, значения показателя комфортности у неуспешных студентов находятся в области 1 СТЭН . Ввиду малого количества аналогичной выборки 2 этот показатель не может быть подвергнут процедуре сравнения Показатели комфортности студентов нормальной успешности для выборки 1 достигают 4 СТЭН, выборки 2 — 6 СТЭН; успешных — соответственно 6 и 7 СТЭН
Мониторинговые исследования демонстрируют, что позитивное воздействие на социально-психологическую комфортность обучающихся привело к следующим результатам
1. Изменились показатели, характеризующие социально-психологическую комфортность обучающихся в образовательной среде вуза у студентов выборки 2: он оказался выше, чем у студентов выборки 1. При этом значительно уменьшилось число студентов, отнесенных к группе неуспешных, и увеличилось количество успешных студентов
2. Улучшился социально-психологический климат, что выразилось:
— в доверительных, не переходящих границ административных норм отношениях между обучающимися, администрацией факультета и профессорско-преподавательским составом;
— в здоровых взаимоотношениях, проявляющихся во взаимной поддержке, взаимоуважении, сопереживании внутри студенческих групп;
— в значительной активизации научной деятельности студентов
3. Функционирование психологической службы, направленной на поддержку адаптации и социально-психологической комфортности обучающихся в образовательной среде, позволило значительно повысить эффективность образовательного процесса Позитивное воздействие на социально-психологическую комфортность заключалось в решении следующих задач: оказании психологической помощи в адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза, обучении методам саморегуляции стрессовых состояний, психологической поддержке при снижении мотивации к обучению в вузе, оказании индивидуальной и групповой психологической помощи по запросу студенческих групп или отдельных студентов Студенты стали чаще реализовывать свои способности на различных мероприятиях: на выставках, конкурсах, спортивных соревнованиях, в работе по профессиональной ориентации молодежи По мнению
профессорско-преподавательского состава и сотрудников деканата, повысилась учебная активность студентов .
Таким образом, в результате проведенного исследования адаптированности обучающихся вузов был выявлен психологический феномен, характеризующий его субъективную оценку удовлетворенности образовательной средой вуза, получивший название «социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза» . Это интегральная психологическая характеристика, в структуру которой входят идентичность с социальной средой, мотивация к обучению, самооценка, профессиональная направленность и удовлетворение потребности в безопасности . В перспективе при организации психологической работы необходимо опираться на рассмотренную концепцию как универсальный механизм поддержания высокого уровня адаптированно-сти обучающихся вузов различных типов
Список литературы
I. Леонтьев А. Н. Деятельность . Сознание. Личность . М . , 2004. 352 с .
2 . Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность . М. , 1986. 408 с.
3 . Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекозна-ния . СПб . , 2001.272 с.
4. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. N. -Y. London. 1935 305 р
5 . Маклаков А. Г. Общая психология : учебник. СПб . , 2000 592 с
6. Кемкин В. И. Категория «состояние» в научном понимании. М. , 1983. 120 с.
7 . Петленко В. П. Философские вопросы теории патологии. Л . , 1968. 310 с.
8 . Голицин Г. А. Некоторые закономерности поведения массовых систем. М. , 1973. 114 с.
9 . Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Новиков В. С., Бочен-ков А. А. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов . СПб . , 1997. 254 с .
10 . Медведев В. И. Психологические реакции человека в экспериментальных условиях // Руководство по физиологии . М. , 1979. С 625-674.
II. Федотов С. Н., Еременко Т. Е. Влияние психологических факторов на успешность служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64) . С 3-8 .
12 . Janof-Bulman R., Frieze I. H. A theoretical perspective for understanding reactions to vectimization . J. Soc . Issues . 1983. V. 39.(2). P. 1-17 .
13 . Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения адаптации к ней учащихся : монография. СПб . , 2010 . 316 с.
Поступила 08.09.2017
Improving the Efficiency of the Educational Process through a Positive Impact on the Socio-Psychological Comfort of Studying in Educational University Environment
Avdienko Gennady Yu.,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate-Professor, Professor at the department of service psychology, St Petersburg Military Institute of National Guard Service St Petersburg, Russia. е-mail: gen_avdienko@mail.ru
Abstract. The educational process at a university is training of a specialist, it involves professional training and students' personal development and is regulated by a large number of regulations and guidance documents, current and changing pedagogical system. However, in today's higher and postgraduate education, there is no uniform system of psychological maintenance of trainees. Training at a university is the process of interaction between the student with educational university environment, so it seems important to consider the learner's adaptation to this environment. The author reveals a psychological phenomenon, that is the learner's socially-psychological comfort in university educational environment the concept of which along with the concept of personal adaptation potential developed by Maklakov A.G. is the basis of methodology provisions of psychological service. The study of effective psychological maintenance department basing on the concept of socially psychological comfort proved that successful learning has considerably changed and subjective assessment made by the students of their educational environment in high school has improved.
Keywords: educational process, educational environment, adaptation, adaptation training, the trainee, socio-psychological comfort.
Citation: Avdienko G. Yu. Improving the Efficiency of the Educational Process through a Positive Impact on the Socio-Psychological Comfort of Studying in Educational University Environment. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(72). 2018. P. 12-16.
References
I. Leontiev A. N. Activities. Consciousness . Personality. Moscow, 2004. 352 p. (In Russ. )
2 . Hekhauzen H . Motivation and work. Moscow, 1986. 408 p . (In Russ . )
3 . Ananiev B. G . On contemporary issues of human study. St. Petersburg, 2001. 272p. (In Russ . ) 4. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York; London, 1935. 305 p .
5 Maklakov A G General Psychology Tutorial St Petersburg, 2000 592 p (In Russ )
6 . Kemkin V. I . Category of "Status" in science . Moscow, 1983. 120 p . (In Russ . )
7 . Petlenko V. P. Philosophical questions of the theory of pathology. Leningrad, 1968. 310 p. (In Russ . )
8 . Golitsin G . A. Some principles of mass systems behaviour. Moscow, 1973. P. 109-114. (In Russ.)
9 . Maklakov A . G . , Chermianin S . V , Novikov V S . , Bochenkov A . A . Psychological maintenance of educational process at universities. St. Petersburg, 1997. 254 p. (In Russ. )
10 . Medvedev V I . Human psychological reactions in experimental conditions. Guide to Physiology. Moscow, 1979. P. 625-674. (In Russ. )
II. Fedotov S . N . , Yeremenko T. E. Influence of psychological factors on the success of the cadets' performance at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(64). 2016. P. 3-8 . (In Russ.)
12 . Janof-Bulman R. , Frieze I . H. A theoretical perspective for understanding reactions to victimization . J. Soc. Issues. 1983. V 39 . (2) P 1-17
13 . Avdienko G . Yu. The concept of socio-psychological comfort of educational university environment in the system of students' psychological adaptation . Monograph . St. Petersburg, 2010 . 316 p . (In Russ . )