УДК 378.061/062.3:316.6
Г. Ю. Авдиенко
Социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза как фактор обеспечения развития обучаемых
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета.
In the article the existence of psychological phenomenon of socio-psychological comfort of educational environment is proved. Effectiveness of application of concept of socio-psychological comfort of educational environment in organization educational processes practice is shown.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, комфортность, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза, качество образования.
Key word: adaptation, social adaptation, comfort, socio-psychological comfort of university’s educational environment, quality of education.
Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается. В то же время деятельность предполагает наличие соответствующей среды [1]. Соответственно, при изучении возможностей личностного развития субъекта обучения образовательная среда выступает в качестве важнейшего фактора, подлежащего оценке.
Следует отметить, что среда, в которой находится человек, самым тесным образом связана с явлением адаптации. Адаптация субъекта деятельности к факторам среды влияет на успешность развития его индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей. В свою очередь, степень адаптированности обучаемого к условиям обучения может быть оценена через комфортность образовательной среды. В то же время комфортность образовательной среды зависит от целого ряда факторов: личностных особенностей; специфики организации учебного процесса; наличия специфических мероприятий психологического сопровождения учебной деятельности. Следовательно, комфортность образовательной среды может выступать критерием оценки
© Авдиенко Г. Ю., 2012
возможности личностного развития субъекта обучения в условиях конкретного вуза.
Обучение в высшем учебном заведении характеризуется не только наличием физических, моральных и эмоциональных нагрузок, но, в первую очередь, чрезвычайно высокой динамичностью различных психологических противоречий. Для учебы в вузе свойственно постоянное изменение условий деятельности и характера воздействующих на обучающегося факторов среды учебного заведения. Поэтому одной из центральных научных и практических проблем повышения качества образования в вузе с точки зрения развития гармоничной личности будущего профессионала является проблема адаптации как к образовательной среде высшего учебного заведения, так и к будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Следовательно, рассматривая теоретические основы психологического обеспечения процесса обучения студентов в высшем учебном заведении, необходимо исходить из концептуальных положений теории адаптации [2].
Успешность развития личности обучаемых в высшем учебном заведении зависит от степени их адаптированности к образовательной среде вуза. Образовательный процесс предполагает воздействие на учащихся целого комплекса факторов, влияющих не только на личностное развитие, но и на соматическую сферу индивида. При этом доминирующим фактором процесса адаптации является социальный. На ведущую роль социальной адаптации в формировании человеческого фенотипа, функциональных состояний и способности к адаптации указывают К.А. Абдульханова-Славская, А.Г. Маклаков и Н.П. Дубинин [3, 4, 5]. А.А. Реан утверждает, что сам процесс социальной адаптации обнаруживает связи с различными сферами качеств личности [6].
Следовательно, под социально-психологической комфортностью образовательной среды можно понимать состояние уюта, удобства и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его учебной деятельности, которое порождается системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности. Другими словами, социально-психологическая комфортность образовательной среды - это состояние адаптированности обучаемого к факторам образовательной среды в физическом пространстве вуза, которое выражается в его идентичности с социальной средой, мотивации к обучению, самооценке, профессиональной пригодности и удовлетворении потребности в безопасности.
При этом надо понимать, что комфортное состояние в данном случае рассматривается не как состояние домашнего уюта, а как
55
оптимальное состояние для идентификации себя с социальным окружением, удовлетворения потребности в достижении цели обучения в вузе, которая согласуется с самооценкой и формированием образа профессии. Следовательно, социально-психологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза выступает как в роли фактора профессионализации обучаемых вузов, так и характеристикой адаптированности обучающихся к условиям обучения в вузе. В свою очередь, социально-психологическая комфортность обучающегося в среде, являясь субъективной оценкой студентами качества образовательной среды вуза, выступает как критерий качества образования.
Концепция существования такого явления, как социальнопсихологическая комфортность обучающегося в образовательной среде вуза, легла в основу создания в 2007 г. на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина психологической службы. Задачи психологической службы:
• адаптация студентов первого курса к образовательной среде вуза;
• проведение психодиагностических исследований в целях выявления лиц, нуждающихся в психологической помощи и проведения научно-исследовательских работ;
• оказание индивидуально-психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в образовательном процессе и личностной сфере;
• проведение групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на улучшение социально-психологического климата в коллективах, повышения мотивации к обучению и осознанию необходимости будущей профессиональной самореализации;
• оказание психологической помощи студентам первого курса при подготовке к зимней экзаменационной сессии;
• психологическая поддержка педагогической, производственной и научно-исследовательской практик студентов;
• практическая отработка профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, входящих в состав психологической службы факультета.
Особенностью деятельности психологической службы факультета является непосредственное ее взаимодействие как со студентами, так и со структурными подразделениями факультета (рис. 1), что обеспечивает целостный подход к вопросам обучения, воспитания и развития.
Рис. 1. Схема взаимодействий психологической службы с участниками учебного процесса и структурными подразделениями факультета
Комплекс мероприятий, направленных на решение задачи по адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза, позволил добиться того, что психические познавательные процессы студентов, актуализируясь, приводят к увеличению показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие с достоверностью р<0,05 (рис. 2 (а)). Вместе с тем, происходит некоторое качественное улучшение показателя, характеризующего личностный адаптационный потенциал (рис. 2 (б)). При этом наблюдается некоторое количественное увеличение параметра, характеризующего социально-психологическую комфортность студентов в образовательной среде (рис.2 (в)).
Начало □ Окончание
Начало □ Окончание
138.
136
134.
132.
130.
128
126.
А—
У
у
У
У
У
у Ш
общее интеллектуальное развитие
а)
б)
ЛАП
I Начало □ Окончание
в)
263 С5И .Л
262-
261-
260-
259-
258-
957- Г
СПКС
Рис. 2. Изменение параметров, характеризующих: а) уровень общего интеллектуального развития, б) уровень развития личностного адаптационного потенциала и в) социально-психологическую комфортность студентов в образовательной среде вуза в процессе проведения мероприятий по адаптации студентов I курса к образовательной среде вуза
Комплекс мероприятий для решения задач, направленных на проведение психодиагностических исследований в целях выявления лиц, нуждающихся в психологической помощи; оказание индивидуально-психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в образовательном процессе и личностной сфере, а также проведение групповых психокоррекционных мероприятий с целью улучшения социально-психологического климата в коллективах, повышения мотивации к обучению и осознанию необходимости будущей профессиональной самореализации позволил добиться результатов, характеризующих повышение эффективности образовательного процесса.
Исследования результатов сдачи экзаменационной сессии студентами разных курсов позволили выявить положительную динамику успешности обучения. Анализ успеваемости студентов показал, что после начала работы на факультете психологической службы средние показатели успешности обучения студентов от курса к курсу увеличиваются.
Интересным представляется распределение студентов факультета всех курсов по индивидуальным средним баллам за сдачу экзаменационных сессий в исследуемый период (рис. 3).
°/
/о
Диапазон оценок
Рис. 3. Распределение студентов по средним баллам сдачи зимних экзаменационных сессий 2007-2009 гг.
Примечательно, что внедрение в систему управления учебным и воспитательным процессом психологической службы привело к тому, что произошло перераспределение студентов на факультете по успешности обучения. Так, значительно возросло количество студентов, успешно осваивающих программу обучения, и снизилось количество студентов, имеющих трудности в обучении. При этом появилась такие студенты, которые не сдавали сессию без уважительных причин. В эту категорию вошли студенты, ранее отчислен-
58
ные по причинам неуспеваемости и впоследствии восстановленные для дальнейшего обучения, а также студенты первого года обучения, не имевшие мотивации к обучению.
С целью оценки эффективности влияния работы психологической службы на развитие индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей студентов было проведено сравнение соответствующих характеристик и особенностей студентов факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина. В качестве контрольной группы выступали студенты факультета, обучавшиеся до организации деятельности психологической службы. В качестве экспериментальной группы выступали студенты, поступившие учиться после организации психологической службы. В результате было установлено, что показатель, характеризующий уровень развития личностного адаптационного потенциала, у студентов экспериментальной группы достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, третьем, четвертом и пятом курсе. На втором курсе данный показатель был количественно меньше, что говорит о росте адаптационного потенциала (рис. 4).
□ Студенты контрольной группы
S Студенты экспериментальной группы
Рис. 4. Сравнение студентов контрольной и экспериментальной групп по ЛАП
Показатель, характеризующий уровень общего интеллектуального развития (ОИР), у студентов экспериментальной группы достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе. На втором курсе этот показатель у студентов экспериментальной группы количественно больше, что свидетельствует о положительной динамике (рис. 5).
1 2 3 4 5
Курс обучения
НСтуденты контрольной группы
§ Студенты экспериментальной группы
Рис. 5. Сравнение студентов контрольной и экспериментальной групп по ОИР
Показатель, характеризующий уровень социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза, у студентов экспериментальной группы достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе. На втором курсе данный показатель количественно больше, что свидетельствует о росте уровня социально-психологической комфортности (рис. 6).
□ Студенты контрольной группы
Студенты экспериментальной группы Курс обучения
Рис. 6. Сравнение студентов контрольной и экспериментальной групп по СПКС
Таким образом, внедрение психологического обеспечения в учебный и воспитательный процесс привело к увеличению эффективности образовательного процесса, выразившееся в:
• в увеличении эффективности учебной деятельности студентов;
• структурировании состава обучаемых на студентов младших и студентов старших курсов, что может характеризовать этапность образовательного процесса;
• перераспределении студентов по успешности обучения;
• увеличении показателей, характеризующих индивидуальнопсихологические характеристики и личностные особенности студентов, что говорит о более интенсивном их развитии.
Достаточно эффективными оказались мероприятия, направленные на решение задачи по оказанию психологической помощи студентам первого курса по адаптации к образовательной среде вуза и во время их подготовки к зимней экзаменационной сессии, а также мероприятия, направленные на повышение мотивации к обучению в вузе у студентов второго и третьего курсов обучения.
Следовательно, использование концепции социальнопсихологической комфортности обучающихся в образовательной среде вуза в организации учебного и воспитательного процесса вуза оказывает положительное влияние на профессионализацию и личностное развитие обучающихся.
Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004. - С. 59-71. - 352 с.
2. Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Новиков В.С., Боченков А.А. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов - СПб.: ВМедА, 1997. - 254 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления личности // Когнитивная психология. - М.: Наука, 1986. - С. 48.
4. Дубинин Н.П. Философия диалектического материализма и проблемы генетики. - Вопр. философии. - 1973. - № 4. - С. 96-107.
5. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996. -С. 194-215.
6. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: учеб.-науч. издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.