УДК 37.037.1:378.147
В.Н. Рыбаков, соискатель БЮИ МВД РФ, г. Барнаул, E-mail: onir@altgaki.org
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕИУСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ
В статье раскрываются социально-педагогические условия и рекомендации по формированию социально-нравственной направленности личности курсанта. Приведенные результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемых условий, методов и средств. Раскрываются направления эффективной организации воспитательной работы как в учебное, так и во внеучебное время, используемые в профессиональной подготовке учреждений МВД России.
Ключевые слова: социально-нравственная направленность личности, социально-педагогические условия, методы и средства воспитания, профессиональная подготовка в вузах МВД России.
Интересы возрождения России требуют существенно поднять уровень подготовки государственных служащих, способных самостоятельно и творчески организовывать свою профессиональную деятельность и управлять социальными процессами. Для решения этой задачи в процессе профессиональной подготовки следует актуализировать формирование социально-нравственной направленности личности.
В таких условиях к профессиональной подготовке сотрудников ОВД предъявляются повышенные требования. Их реализация проявляется в подготовке социально значимой, общественно полезной, высоконравственной, профессионально подготовленной личности, выступающей в качестве творческого субъекта профессиональной деятельности.
Современное состояние российского государства характеризуется снижением его роли в различных социальных процессах, в том числе как инструмента обеспечения интересов общества, что в свою очередь влияет на реализацию его жизненно важных функций, таких как социальная зашита, социальная адаптация, доступность медицинского
обслуживания, достойное материальное обеспечение, выплата средств за выполненный труд, эффективное противодействие росту преступности.
В процессе демократических преобразований нашего общества можно выделить ряд особенностей, которые связаны с низким уровнем развития гражданского сознания. К ним относятся снижение заинтересованности людей в общественных проблемах, стремление ограничить жизненные интересы семейным кругом, общением в малых группах, утрата доверия к государству, социальная незащищенность, плюаризм в определении сущности морали, патриотических и гражданских чувств, наличие эмиграционных настроений среди определённой части населения.
Одним из направлений обновления общества в целом является внесение корректив в стратегию воспитания государственных служащих с учетом существующих реалий. Социально-нравственная направленность сегодня, на наш взгляд, становится одной из воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Социальнонравственная направленность - это обобщенное понятие, реализующее нескольких направлений воспитания. Содержание социально-нравственного воспитания включает: духовное, правовое, этическое, патриотическое, трудовое [1]. В свою очередь каждое из этих направлений включает: формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле; нравственное просвещение в вопросах морали, этики; развитие механизмов нравственного самовоспитания, самообразования, самообучения, саморегуляции поведения; воспитание чувства свободы и ответственности за нее.
В основе содержания социально-нравственного воспитания лежат понятия духовность и нравственность. Духовность - это совокупность всех явлений духа, которая включает в себя не только сферу психического, но и все то, что выходит за рамки психики как свойства высокоорганизованной материи. По мнению Л.А. Полищук, «духовность - это такое состояние человека, которое характеризуется полной гармонией его тела, души и духа» [2]. Духовность в светском понимании это высшее качество личности, которое проявляется в способ-
ности человека осмысливать свою историю в единстве с историей своего народа, понимать свое жизненное назначение, нести ответственность за судьбы близких людей, выполнять свой нравственный и гражданский долг.
Одним из критериев эффективности социально-
нравственного воспитания выступает достигнутый уровень нравственной культуры личности - культуры, которая не сводится только к знанию норм межличностных отношений, но предполагает прежде всего усвоение личностью принципов и идеалов нравственности, а также умению применить их в каждом конкретном поступке.
Уровень нравственной культуры личности тем выше, чем богаче ее моральные потребности, чем активнее заявляет она о себе в различных сферах общественной жизни (В. А. Гор-шевский, Л.И. Рувинский, А.И. Титаренко, И.Ф. Харламов). Личность, достигшая высокой нравственной зрелости, испытывает чувство ответственности не только за свое поведение, но и за поведение окружающих его людей.
Нравственная культура личности многогранна, ее нельзя ограничить какой-либо узкой стороной моральной жизни индивида, она включает в себя духовно-нравственную воспитанность человека, единство моральных позиций, знаний и убеждений, согласованность слова и дела, целей и средств, глубину нравственных чувств и переживаний, душевную тонкость и тактичность в общении, развитое чувство гражданской ответственности, критичность самооценки, способность к самоконтролю и последовательность в поведении. Тем самым нравственная культура личности является важным показателем ее социального развития, она - постоянный процесс возвышения человека.
Следовательно, социально-нравственная культура личности - целостная система элементов (и в то же время это подсистема общей культуры), охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, в каком бы обличии они ни выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.); культуру чувств, способности человека к «моральному резонансу», сочувствию, сопереживанию; культуру поведения, характеризующую конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка; этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности в общении.
Социально-нравственная культура личности - это не только знание общих моральных принципов, но и способность «переплавить» их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка [4]. Усвоение всех ее элементов способствует формированию социально-нравственной направленности личности. Высший уровень развития личности можно характеризовать как «нравственную мудрость», способность реализовывать социально-значимую и общественно-полезную деятельность, готовность к достойным поступкам в любых профессиональных и бытовых ситуациях.
Рассмотренные положения определяют необходимость разработки и практического осуществления соответствующей линии социально-нравственного воспитания как одной из
основных целей социализации. Общество нуждается в деятельной и мыслящей личности госслужащего, которая ощущает ответственность за развитие государства, за события, в нем происходящие, не отделяя своего будущего и будущих поколений от перспектив страны. В современных условиях развитие социально-нравственной направленности имеет особое значение для сотрудников ОВД, решающих задачу правового регулирования общественных отношений, что определяет важность и своевременность разработки предложенной темы.
Эффективность формирования социально-нравственной направленности детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности и характером педагогического руководства [4]. Для формирования социально-нравственной направленности личности курсанта в основных компонентах педагогической системы предлагается реализовать ряд социальнопедагогических условий [5]. В целевом - формирование социально-нравственной направленности личности как одной из основных целей воспитательной работы в вузе МВД. В содержательном - развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей в процессе профессиональной подготовки. В дидактическом - внедрение личностно ориентированного, деятельностного и квазипрофессионально-го подходов. В коммуникативном - реализация субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и курсанта. В организационном - целенаправленное педагогическое воздействие как в учебное, так и во внеучебное время.
Методика развития социально-нравственной направленности личности курсанта основана на комплексном внедрении личностно ориентированного, контекстного и деятельностного подходов, которые реализуются на активных видах занятий, при этом в учебно-воспитательном процессе спроектирована социально значимая (оптимальное сочетание потребностей личности и общества), общественно полезная деятельность (деятельность для других), а также осуществляется стимулирование нравственного поведения и гуманистических отношений.
Выделим основные методы развития социальнонравственной направленности личности курсанта: формирование гражданского сознания; организация коллективной общественно полезной деятельности; стимулирование нравственного поведения и гуманистических отношений; самовоспитание профессионально значимых качеств [6]. При этом в нашем исследовании были реализованы следующие формы: индивидуально-личностные (беседа, задания, поручения, заслушивание отчетов); социально-коллективные (общее собрание сотрудников, торжественные ритуалы, празднование памятных дат, вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические вечера, викторины, научные, практические и читательские конференции, экскурсии, стенная печать), общественномассовые (общественно-государственная подготовка, информирование), а также формы проведения учебных занятий: деловые игры, командно-штабные учения, групповые упражнения, дискуссии, тренинги, групповые беседы.
В социально-нравственной направленности личности курсантов мы выделили уровни развития - недопустимый, критический, допустимый, оптимальный. Недопустимый уровень социально-нравственной направленности характеризуется отсутствием социальных мотивов деятельности, не выраженными гуманистическими ценностными ориентациями и духовными потребностями. Критический уровень социальнонравственной направленности характеризуется невыраженно-стью общественно-полезных мотивов деятельности; ситуативными социальными мотивами и интересами; неосознанностью целей деятельности и несовпадением личностных и учебных целей. Допустимый уровень социально-нравственной направленности характеризуется наличием мотивов, отражающих потребности в общественно полезной деятельности; ситуативного социально значимого интереса, не в явной степени связанного с ценностными ориентациями личности; по-
ложительным отношением к профессии. Оптимальный уровень социально-нравственной направленности характеризуется наличием развитых социально значимых мотивов деятельности; устойчивыми общественно полезными интересами; наличием связи личных планов с реальным содержанием профессии и осознанием ее важности и значимости. Данный уровень социально-нравственной направленности есть та качественная особенность структуры личности, которая устанавливает соответствие между внутренними стремлениями личности и социальными требованиями. Разная степень различной степени сформированости социально-нравственной направленности от недопустимого к оптимальному уровню указывает на возможности реально воздействовать на её развитие у курсантов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД.
Оценка степени развития социально-нравственной направленности осуществлялась по разработанным квалиметри-ческих характеристикам, по анкетным данным, аттестациям, самооценке, по взаимооценке в группе и по оценке со стороны преподавателей, кураторов, командиров. Достижение наивысших уровней социально-нравственной направленности курсантов оценивалось также по развитию чувств: патриотизма, долга, чести, совести, достоинства; качеств курсантов: ответственности, альтруизма, коллективизма, трудолюбия, честности, толерантности и профессионализма. Наиболее эффективно реализация личностно ориентированного, деятельностного и контекстного подходов осуществлялась при применении деловых и имитационных игр, их особенностью было обеспечение социально значимого и общественно полезного характера учебно-воспитательной деятельности.
В процессе опытно-экспериментальной работы нами созданы контрольная и экспериментальная группы. Развитие социально-нравственной направленности оценивалось комплексно по указанным выше средствам диагностики и уровням. Основными показателями развития социальнонравственной направленности в исследовании выделены: гуманистические ценностные ориентаций и социальные потребности.
Анализ результатов развития гуманистических ценностных ориентаций показал, что рост числа курсантов с высоким уровнем в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 32%. Рост уровня развития социальных потребностей в экспериментальной группе составил 35%. Анализ итогового результата сформированности социальнонравственной направленности личности курсанта показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил 29% с учетом оценки минимально возможного значения частных показателей для каждого испытуемого. Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предлагаемых педагогических условий по развитию социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД.
В работе уточнено, что социально-нравственная направленность личности курсанта - это интегративное свойство, которое проявляется через внутреннюю активность и субъектное отношение к социально значимой цели деятельности, проявляющееся в осознанном служении интересам своего государства и народа. Структура социально-нравственной направленности включает иерархию потребностей, где преобладают духовные и систему гуманистических ценностных ориентаций. Они формируются достаточно эффективно в специально организованном учебно-воспитательном процессе вуза МВД, при реализации государственно значимой ценности правоохранительной деятельности.
Таким образом, основными направлениями организации формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД являются:
• учебно-воспитательная работа во время учебных занятий через формы: личностно-индивидуальные, социальноколлективные, общественно-групповые и методы: формирования гражданского сознания; организации коллективной, общественно полезной деятельности; стимулирования нравст-
венного поведения и гуманистических отношений, а также самовоспитания;
• воспитательная работа во внеучебное время, которая включает: управление процессом адаптации курсантов к учебе и службе в вузе МВД, формирование учебных (служебных) коллективов, руководство проведением социокультурных и спортивно-массовых мероприятий;
• самовоспитание социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД, через самооценку, оценку группы, руководства и включение механизмов самореализации и самоактуализации. Результатом которого является развитие субъекта социально значимой и общественно полезной деятельности, сотрудника правоохранительных органов, способного занять сознательную и активную жизненную позицию во всех основных сферах общественной жизни по служению закону, своему государству и народу.
Библиографический список
1. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. - Москва-Воронеж, 1996.
2. Полищук, Л.А. Нравственные потребности: специфика, современное состояние и тенденции развития. - М., 1991.
3. Тугаринов, В.П. Личность и общество. - Л.: ЛГУ, 1998.
4. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975.
5. Федулов, Б.А. Основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД России: монография / Б.А Федулов, М.Б Иванова. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2001.
6. Турченко, В.Н. Россия: от экстремальности к устойчивости / В.Н. Турченко, Г.Ф. Шафранов-Куцев. - Тюмень: ТГУ, 2000.
Статья поступила в редакцию 13.01.10
УДК 37.091.321:374.7
Н.Г. Смирнова, канд. пед. наук, руководитель Центра непрерывного образования КемГУКИ, г. Кемерово,
E-mail: cno@kemguki.ru
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В работе личность педагога рассматривается не только как субъект педагогической, но и социально-культурной деятельности, характеризующейся предметностью педагогическим инструментарием, самоорганизацией, культурой.
Особенностью труда педагога как субъекта социально-культурной деятельности является социальное взаимодействие, межсубъектное общение.
Ключевые слова: социально — культурная деятельность, субъектность педагога, общая культура личности, социальное взаимодействие, мотивация, межсубъектное общение.
Целью настоящей статьи является рассмотрение труда педагога не только как субъекта педагогической деятельности, но и как субъекта социокультурной деятельности.
Разработка категорий субъекта в отечественной психологии связана с именами Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна и др. Наиболее развернутая философско-психологическая концепция субъекта представлена С. Л. Рубинштейном в неопубликованной рукописи «Человек и мир» (Вопросы философии, 1969, №8).
В настоящее время рубинштейновская категория субъекта обнаруживает свои новые философские, методологические и конкретно-научные значения «... задача философии (онтологии)... задача раскрытия субъектов различных форм, способов существования, различных форм движения» [Цит. по 1, с. 124]. Анализ субъектов педагогической деятельности свидетельствует, что она включает в себя две взаимосвязанные ее формы: педагогическую и учебную, а стало быть, находится в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.
Категория субъекта позволяет раскрыть сущность связи субъективного и объективного. Идея субъектности человека означает «. свойство самодетерминации его бытия в мире» (В.А. Петровский). «Быть личностью. означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», - отмечает В. А. Петровский [Цит. по: 1, с. 127].
Проблема субъекта деятельности рассматривается в научной литературе многими отечественными учеными (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.)
Несмотря на то, что отсутствует единая точка зрения по поводу сущности субъекта деятельности, представляет интерес определение К. А. Альбухановой-Славской как способа включения личности в деятельность, качество ее осуществления и разрешения различного рода противоречий. Е.А. Климов рассматривает субъект труда через активность личности,
оцениваемую уровнем сознательного предвосхищения результата, достижения социально фиксированной цели, выбора, применения или создания орудий и средств деятельности. По мнению Л. Л. Кондратьевой, процесс и результат деятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Нельзя не отметить, что «. деятельность - это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [2, с. 141].
Педагогическая деятельность имеет дело с деятельностью конкретных учеников, протекающей в условиях коллективности, в совместно со своими воспитанниками и во взаимодействии с ними, а также с окружающим предметным миром. Однако, принципиально важно подчеркнуть, что в каких бы условиях и формах не протекала педагогическая деятельность педагога, ее нельзя рассматривать вне общественных отношений, изъятую из жизни общества «. в обществе человек находит не просто внешние условия, в которых он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели этой деятельности, ее средства и способы» [2, с. 142].
Проблема вовсе не в том, чтобы констатировать, что человек есть природное и общественное существо. Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком и ничего еще не говорит о сущности его личности (А.Н. Леонтьев). Личность педагога создается и проявляется в жизненных отношениях, в педагогической деятельности. При этом педагогическую деятельность можно рассматривать как процесс, включенный в систему общественных отношений, а «система личности есть не что иное, как индивидуализированная система культуры, в которую включается человек в процессе его «аккультурации» [2, с. 192].
Иными словами, личность самого педагога сопрягается со своими воспитанниками и их родителями, коллегами, прежде всего, взаимоотношениями и культурными связями. При этом культура оформляет, «огранивает» (И.М. Быховская) эти взаимоотношения в рамках нравственности и морали. По М. С.