УДК 378.6
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Владимир Николаевич Рыбаков, преподаватель,
Барнаульский юридический институт МВД России, (БЮИМВД России),
Барнаул
Аннотация
В статье раскрываются проблемы формирования социально-нравственной направленности курсантов, определяются современные социально-культурные особенности данного процесса в вузах МВД, уточняется сущность и содержание социально-нравственной направленности сотрудников ОВД и раскрыта модель её формирования в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: социально-нравственное воспитание, профессиональная подготовка курсантов, социально-культурные условия, нравственно-ценностные ориентации, социальные потребности, модель формирования социально-нравственной направленности личности.
PECULIARITIES OF THE SOCIAL AND MORAL ORIENTATION FORMATION OF THE MIA UNIVERSITY STUDENTS IN SYSTEM OF THE VOCATIONAL
TRAINING
Vladimir Nikolayevich Rybakov, the teacher Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry
Annotation
The article describes the problem of forming the social and moral orientation of students, defines the modern socio-cultural characteristics of this process in higher education of the Interior Ministry, confirmed the nature and content of social and moral direction of ATS personnel and revealed a model of its formation in the process of training.
Keywords: socio-moral education, professional training of students, socio-cultural conditions, moral values, social needs, a model of social and moral orientation of the individual.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования социально-нравственной направленности будущих сотрудников ОВД, связана с состоянием законности, дисциплины среди сотрудников милиции, что вызывает законную тревогу в обществе, способствует процессу отчуждения населения от правоохранительных структур, снижает эффективность принимаемых мер по укреплению правопорядка.
К негативным проявлениям следует отнести то, что на протяжении последних лет наблюдается тенденция роста правонарушений среди личного состава ОВД, в том числе и тяжких преступлений. Выявлены многочисленные факты участия работников органов внутренних дел в деятельности коммерческих структур, связей с коррумпированными элементами, злоупотребления служебным положением, нарушений норм уголовно-процессуального законодательства. Не обеспечено коренного улучшения состояния дисциплины. По-прежнему остается высоким уровень пьянства среди личного состава, утрат табельного оружия и служебных документов, дорожнотранспортных происшествий с тяжкими последствиями, грубости и хамства в обращении с гражданами. Данные факты определяются уровнем развития личности и вызывают необходимость формирования социально-нравственной направленности сотрудников ОВД, что определяют актуальность рассматриваемой темы.
МЕТОДИКА
При раскрытии методических основ в статье анализируются современные социально-культурные условия, особенности профессиональной подготовки и задачи
стоящие перед вузами МВД по формированию социально-нравственной направленности личности.
К основным социально-культурным особенностям, которые влияют на социально-нравственную направленность будущих сотрудников милиции и деятельность ОВД в современных условиях можно отнести следующие:
1. Правительство России проводит масштабное реформирование, и существенно повышаются требования к сотрудникам ОВД. В тоже время результативность работы зависит от мотивационной составляющей, в изменении которой существенную роль играет педагогическое обеспечение формирования социально-нравственной направленности курсантов вузов МВД в процессе профессиональной подготовки.
2. В социальном сознании общества, в том числе и правоохранительных органах научное мировоззрение как основа исторических, общественных убеждений и действий людей не всегда имеет существенное значение. Современный человек все более демифологизирует окружающую его действительность, освобождается от веры в авторитеты, от доверия к власти, стремится утвердить себя как индивидуальность, без учета интересов других людей и социальных групп.
3. Неустойчивость, противоречивость, изменчивость направленности и действий современного человека выражают его все большую свободу от какого-либо определенного социального влияния, и мировоззрение личности теряет свою социальнонравственную значимость.
4. В современном обществе на уровне обыденного сознания предельно упрощаются сложнейшие общественно-политические и духовные процессы. При этом решение всех проблем сводится к примитивной схеме «действие - результат», что влияет и на профессиональную деятельность, в том числе и сотрудников ОВД в которой не исключается реализация прагматических и корыстных целей.
Формирование социально-нравственной направленности курсантов в воспитательно-образовательном процессе вуза МВД России, отличается от гражданских учебных заведений, при этом требования к сотруднику милиции, как социальнонравственному субъекту профессиональной деятельности остаются достаточно высокие, выделим основные его особенности [1-4].
Во-первых, требуемый уровень формирования социально-нравственной направленности сотрудников ОВД выше, чем у других специалистов, получаемое профессиональное образование определенного уровня и профиля имеет более жесткие требования и является государственным заказом по обеспечению правопорядка, свободы и безопасности граждан.
Во-вторых, учебные заведения МВД готовят: командира-руководителя, организатора служебной и боевой деятельности, государственного служащего с высокой степенью социальной ответственности, педагога и воспитателя подчиненных, что требует высокого уровня социально-нравственной направленности личности сотрудника милиции.
В-третьих, для учебных заведений МВД характерно сочетание войсковой (отделение, взвод, рота, подразделение) и вузовской (учебная группа, курс, факультет) организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность осуществляется в обстановке строгой служебной дисциплины и уставных взаимоотношений, что требует, учитывать при формировании социально-нравственной направленности курсантов.
В-четвертых, часть воспитательно-образовательного процесса учебных заведений МВД осуществляется не в классах и лабораториях, а в полевых условиях на местности и в обстановке, приближенной к служебной. Это имеет исключительное значение для социальной и психологической подготовки к службе в ОВД, к действиям в сложной обстановке, связанной с высокой социальной ответственностью.
Обобщение и анализ основных руководящих документов МВД определяют следующие задачи по обновлению системы воспитательной работы в вузах МВД России:
— формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса социальных, нравственных, духовных и профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности;
— достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки, формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;
— подготовку сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Изучение сущности и содержания социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД [2] показало, что её проблема может решаться в процессе профессиональной подготовки вуза МВД.
В процессе опытно-экспериментальной работы была поставлена цель формирования социально-нравственной направленности как системы социальных потребностей и нравственного отношения к своему служебному долгу, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни. Социальнонравственная направленность личности определяется принципиальными государственными, конституционными, мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Её нравственная составляющая, обеспечивает уяснение идеалов и целей гуманизма по обеспечению прав, свобод и интересов граждан различных социальных групп.
При проведении эксперимента учитывать, что процесс профессиональной подготовки курсантов, как и вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Курсанты, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от различных влияний и воздействий. Сегодня целенаправленное социальное и нравственное воздействие в основном имеет только учебно-воспитательный процесс, поэтому профессиональная подготовка является основным фактором формирования социальнонравственной направленности личности курсантов вуза МВД России.
В работе учитывалось, что для сотрудников ОВД социально-нравственная направленность - одно из ведущих интегрирующих свойств личности, которое обеспечивает определенный уровень профессиональной деятельности и характер поведения в интересах граждан и государства. Основными детерминантами формирования социально-нравственной направленности личности курсантов являются: социальная ситуация обучения в вузе МВД и ведущая квазипрофессиональная учебная деятельность. Анализ различных подходов [3,4], показывает, что социально-нравственную направленность различают по составу (наличие мотивационного и эмоционально-волевого компонентов) и форме проявления (потребности, мотивы, отношения, цели, деятельность). Критерии для формирования социально-нравственной направленности личности курсантов являются: эмотивные, когнитивные, конативные компоненты личности, которые характеризуются показателями: полнота, интенсивность, действенность, позволяющих комплексно и с достаточной достоверностью определить уровни формирования социально-нравственной направленности личности курсантов.
Формирование социально-нравственной направленности личности, начиная с низкой до высокой степени её развития, осуществлялось через последовательность этапов: «становление», «рост», «развитие». Каждому из этапов соответствует свой уровень социально-нравственной направленности личности. Проведенная работа подтвердила эффективность предложенного подхода.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обосновано, что процесс формирования социально-нравственной направленности курсантов вузов МВД обуславливает развитие структуры потребностно-мотивационной и ценностно-эмоциональной сфер личности, на который оказывают воздействие различные объективные и субъективные факторы. С учетом проведенной опытно-экспериментальной работы разработана структурная модель формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД, которая включает: развитие нравственных ценностных ориентаций и социальных потребностей; чувств (гражданственность, патриотизм, долг, совесть, достоинство, честь, верность, социальная справедливость), качеств (гуманность, трудолюбие, ответственность, альтруизм, коллективизм, честность, толерантность); виды воспитания (нравственное, патриотическое, правовое, профессиональное).
Основными направлениями в модели формирования социально-нравственной направленности курсантов в системе профессиональной подготовки в вузах МВД России выделены следующее:
— создание обновленной эффективной воспитательной работы с курсантами, основанной на современных психолого-педагогических и социологических подходах, учитывающих позитивный отечественный и зарубежный опыт, свободной от не оправдавших себя и отживших принципов, форм и методов ее организации;
— обеспечение личностно-профессиональной направленности и реального позитивного воздействия воспитательной работы на результативность оперативнослужебной деятельности, морально-психологического климата в служебных коллективах органов внутренних дел, качественного улучшения состояния служебной дисциплины и законности среди личного состава;
— повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания курсантов на основе основополагающих мировоззренческих ценностях и качествах: государственности, гражданственности, патриотизма; верности служебному долгу, личной ответственности за профессиональную деятельность, самоотверженности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности;
— создание системы усвоения с курсантами важнейших этических принципов, социальных правил и норм службы в органах внутренних дел, формирования коммуникативной компетентности, правовой культуры, практической готовности к профессионально грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы;
— предупреждение и профилактика различных проявлений антисоциального поведения. Формирование у курсантов готовности и умения противостоять негативному информационно-психологическому воздействию, попыткам проникновения в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма;
— активизация информационно-пропагандистского воздействия на курсантов использованием ведомственных средств массовой информации, возможностей новых информационных технологий, в том числе единой информационной телекоммуникационной системы органов внутренних дел, автоматизированных справочно-правовых систем;
— активизацию сферы ведомственной культуры в целях повышения уровня культурно-эстетического воспитания курсантов, престижа милицейской службы и формирования ее позитивного имиджа; поддержку деятельности ведомственных культурно-просветительских учреждений, самодеятельных творческих коллективов, привлечение курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к участию в творческих (музыкальных, художественных, литературных) смотрах и конкурсах.
ВЫВОД
Обеспечение формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД осуществляется путем создания соответствующих педагогических условий, реализации выделенных направлений и включения курсантов в активные виды учебно-воспитательной деятельности, имеющих социально-нравственное значение.
Таким образом, социально-нравственная направленность личности курсанта -это интегративное свойство, внутреннюю основу которого составляют социальнозначимые потребности и нравственные ценностные ориентации. Она развивается под воздействием различных факторов, в том числе и достаточно эффективно в процессе профессиональной подготовки в вузе МВД. Основная цель выработки у курсантов стремления к постоянному совершенствованию своих социально-нравственных и профессионально-значимых качеств, непрерывному личностному развитию, реализуемому в интересах соблюдения прав и свобод граждан и своего государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антилогова, Л.Н. Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта / Л.Н. Антилогова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. - № 1. - С. 37-40.
2. Белозерцев, Е.П. Духовно-нравственное воспитание общества и роль духовно-просветительских центров / Е. П. Белозерцев. - Белгород : РОСА , 2009. - 465 с.
3. Жирнов, В.И. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов инженерных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Жирнов В.И. - Челябинск, 1991. - 24 с.
4. Иванова, М.Б. Педагогические условия формирования профессиональной направленности личности курсантов вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Иванова М.Б. - Барнаул, 2000. - 202 с.
Контактная информация: fizmetod@buimvd.ru УДК 159.9:316.35 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД
Светлана Олеговна Силантьева, адъюнкт,
Академии управления МВД России (АУ МВД России) г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются общетеоретические вопросы профессионального правосознания и правосознания отдельной профессиональной группы - сотрудников подразделений ГИБДД. Формулируется и обосновывается авторское определение профессионального правосознания.
Ключевые слова: психологические исследования правосознания, аттитюды, профессиональное правосознание.
PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE EMPLOYEES OF DIVISIONS OF TRAFFIC POLICE
Svetlana Olegovna Silantyeva, the adjunct,
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Moscow
Annotation
The article deals with the theoretical questions of professional legal consciousness and legal consciousness of the specific professional group - staff of the traffic police. The author's definition of the professional legal consciousness is formulated and justified.