венного поведения и гуманистических отношений, а также самовоспитания;
• воспитательная работа во внеучебное время, которая включает: управление процессом адаптации курсантов к учебе и службе в вузе МВД, формирование учебных (служебных) коллективов, руководство проведением социокультурных и спортивно-массовых мероприятий;
• самовоспитание социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД, через самооценку, оценку группы, руководства и включение механизмов самореализации и самоактуализации. Результатом которого является развитие субъекта социально значимой и общественно полезной деятельности, сотрудника правоохранительных органов, способного занять сознательную и активную жизненную позицию во всех основных сферах общественной жизни по служению закону, своему государству и народу.
Библиографический список
1. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. - Москва-Воронеж, 1996.
2. Полищук, Л.А. Нравственные потребности: специфика, современное состояние и тенденции развития. - М., 1991.
3. Тугаринов, В.П. Личность и общество. - Л.: ЛГУ, 1998.
4. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975.
5. Федулов, Б.А. Основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД России: монография / Б.А Федулов, М.Б Иванова. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2001.
6. Турченко, В.Н. Россия: от экстремальности к устойчивости / В.Н. Турченко, Г.Ф. Шафранов-Куцев. - Тюмень: ТГУ, 2000.
Статья поступила в редакцию 13.01.10
УДК 37.091.321:374.7
Н.Г. Смирнова, канд. пед. наук, руководитель Центра непрерывного образования КемГУКИ, г. Кемерово,
E-mail: cno@kemguki.ru
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В работе личность педагога рассматривается не только как субъект педагогической, но и социально-культурной деятельности, характеризующейся предметностью педагогическим инструментарием, самоорганизацией, культурой.
Особенностью труда педагога как субъекта социально-культурной деятельности является социальное взаимодействие, межсубъектное общение.
Ключевые слова: социально — культурная деятельность, субъектность педагога, общая культура личности, социальное взаимодействие, мотивация, межсубъектное общение.
Целью настоящей статьи является рассмотрение труда педагога не только как субъекта педагогической деятельности, но и как субъекта социокультурной деятельности.
Разработка категорий субъекта в отечественной психологии связана с именами Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна и др. Наиболее развернутая философско-психологическая концепция субъекта представлена С. Л. Рубинштейном в неопубликованной рукописи «Человек и мир» (Вопросы философии, 1969, №8).
В настоящее время рубинштейновская категория субъекта обнаруживает свои новые философские, методологические и конкретно-научные значения «... задача философии (онтологии)... задача раскрытия субъектов различных форм, способов существования, различных форм движения» [Цит. по 1, с. 124]. Анализ субъектов педагогической деятельности свидетельствует, что она включает в себя две взаимосвязанные ее формы: педагогическую и учебную, а стало быть, находится в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.
Категория субъекта позволяет раскрыть сущность связи субъективного и объективного. Идея субъектности человека означает «. свойство самодетерминации его бытия в мире» (В.А. Петровский). «Быть личностью. означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», - отмечает В.А. Петровский [Цит. по: 1, с. 127].
Проблема субъекта деятельности рассматривается в научной литературе многими отечественными учеными (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.)
Несмотря на то, что отсутствует единая точка зрения по поводу сущности субъекта деятельности, представляет интерес определение К. А. Альбухановой-Славской как способа включения личности в деятельность, качество ее осуществления и разрешения различного рода противоречий. Е. А. Климов рассматривает субъект труда через активность личности,
оцениваемую уровнем сознательного предвосхищения результата, достижения социально фиксированной цели, выбора, применения или создания орудий и средств деятельности. По мнению Л. Л. Кондратьевой, процесс и результат деятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Нельзя не отметить, что «... деятельность - это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [2, с. 141].
Педагогическая деятельность имеет дело с деятельностью конкретных учеников, протекающей в условиях коллективности, в совместно со своими воспитанниками и во взаимодействии с ними, а также с окружающим предметным миром. Однако, принципиально важно подчеркнуть, что в каких бы условиях и формах не протекала педагогическая деятельность педагога, ее нельзя рассматривать вне общественных отношений, изъятую из жизни общества «. в обществе человек находит не просто внешние условия, в которых он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели этой деятельности, ее средства и способы» [2, с. 142].
Проблема вовсе не в том, чтобы констатировать, что человек есть природное и общественное существо. Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком и ничего еще не говорит о сущности его личности (А.Н. Леонтьев). Личность педагога создается и проявляется в жизненных отношениях, в педагогической деятельности. При этом педагогическую деятельность можно рассматривать как процесс, включенный в систему общественных отношений, а «система личности есть не что иное, как индивидуализированная система культуры, в которую включается человек в процессе его «аккультурации» [2, с. 192].
Иными словами, личность самого педагога сопрягается со своими воспитанниками и их родителями, коллегами, прежде всего, взаимоотношениями и культурными связями. При этом культура оформляет, «огранивает» (И.М. Быховская) эти взаимоотношения в рамках нравственности и морали. По М. С.
Кагану, культура - форма, социальное взаимодействие - содержание.
В этой связи, мы разделяем точку зрения Н.Н. Ярошенко, что механизмом качественного преображения общественных отношений под воздействием культуры является педагогический по своему содержанию и характеру процесс. Социальнокультурная деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, «как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [3, с. 298].
Если учитывать, что социально-культурная педагогика -это результат восхождения педагогики от задач социализации личности к задачам изменения качеств социального взаимодействия, то правомерно рассматривать личность педагога как субъекта социально-культурной деятельности. По Рубинштейну, деятельность человека как субъекта - это его практическая и теоретическая деятельность, а вовсе не психическая деятельность как таковая. Под деятельностью С.Л. Рубинштейн понимает такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру. Педагог, выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, в то же время представляет собой социальный субъект - носитель общественных знаний и культурных ценностей. В результате в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом важны и предметно-профессиональные знания, и общекультурные.
Социальная активность педагога, взаимоотношения, развернутые в предметном поле культуры в феноменологическом контексте, могут быть поняты как способы объективации потребности формирования культуросообразного качества социального взаимодействия. Целеполаганием социального взаимодействия в нашем случае является формирование общей культуры личности воспитанника в региональной системе непрерывного образования.
Представляется, что одним из условий формирования общей культуры является личность самого педагога как субъекта не только педагогической, но и социально-культурной деятельности. В настоящее время, когда усиливаются интегративные процессы, в результате которых энергично сближаются друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни, педагогу в своей деятельности нужна не только педагогическая, но и социальнокультурная «подпитка». Безусловно, педагог должен быть профессионально компетентным специалистом, но не менее важно то, как он организует свое свободное время, усваивает культурные ценности, умеет наладить семейно-бытовую сферу своей жизни.
В свободное время поведение педагога не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний, потребностей, интересов и стремлений. Переключение из сферы профессионального и институционно ограниченного поведения в сферу любительских занятий сопровождается положительными переживаниями. «Любительская деятельность, по мнению Ю.А. Стрельцова и Е.Ю. Стрельцовой, - это деятельность, которая в значительной мере направлена на изменение самого субъекта деятельности» [4, с. 17]. Социокультурная деятельность оказывает плодотворное влияние на формирование типологических свойств личности, и прежде всего, на развитие ее творческих способностей; она способствует лучшему развитию педагога как субъекта общественных отношений. Педагогическая и социально-культурная деятельность характеризуются предметностью, педагогическим инструментарием, самоорганизацией и культурой (см. схему 1).
В структуре субъектных свойств личности педагога А.К. Маркова выделяет объективные характеристики: профессиональные и психолого-педагогические знания, умения, а также субъективные: психологическую позицию, мотивацию, «Я» -концепцию, установки, личностные особенности (качества), направленность, уровень притязаний, самооценку.
Безусловно, структура личности, в том числе и педагога, представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Иными словами, даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Вот почему избрание человеком главной целью жизни педагогическую деятельность вовсе не исключает и не поглощает других его жизненных отношений.
Таким образом, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной. Соотношение главных мотивационных линий в целокупности педагогической и социальнокультурной деятельности образуют тот «психологический профиль» личности педагога, который и требует постоянной внутренней работы (формы особого движения сознания, самосознания) как субъекта не только педагогической, но и социокультурной деятельности. Культура же выступает как мир «возделанных» личностей (А.Я. Флиер), как системный комплекс специфических и нормативных способов и форм социальной интеграции, организации и регуляции самого педагогического сообщества, средств познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, интеллектуальных рефлексий и интерпретаций.
Педагогическая деятельность
Социально-культурная деятельность
Характеризуются
Предметностью
Содержание деятельности по целям, здачам.функциям и со пиния как не только отражения, но и отношение к окр> жаюшемх. самосознание, осознание самого себя как
Предметом педагогической деятельности является организация \чебной деятельности об) чающихся, направленной ка освоение ими предметного социоку льт> рного опыта как основы и \ словия
«... процесс сошния человеком предметного мира это н есть вместе с тем разил им своей собственной прнродь
Схема I Структура взаимосвязи педагогической и социально-культурной деятельности
Субъект - это сознательно действующее лицо, субъект как жизни вообще, осознания мира и самого себя как сознательного существа, осознающего мир (С.Л. Рубинштейн). Следует обратить внимание на то, что субъект не только сознания, но и действия. У педагога действия порождаются соответствующей педагогической задачей и конкретной социально-педагогической ситуацией. С.Л. Рубинштейн субъекта рассматривает со стороны его практического, действенного, чувственного соотношения с бытием. В качестве центрального вопроса при анализе субъекта он выделяет отношение к другому человеку, утверждение человеческого как гуманистического отношения к другому.
Для педагогической практики особенно значимой задачей является гуманистическое отношение к своему воспитаннику, которое проявляется в межсубъектном общении и социальном взаимодействии.
Труд педагога включает три основных взаимосвязанных стороны: собственно педагогическая деятельность, педагоги-
Педагогическим
инструментарием
Принципы, методы, срехтва воспитания и обучения (педагогические и сошюкутьтх рные технологии I овладение инструментарием и инстр> ментальное обеспечение
Самоорганизацией
Способность организовывать работх в коллективе и активность объекта педагогической н сошшьно-кхльпрной
£
I»
Культурой
«Троішя сішр&іь»
(М.С. Киш) предметная деятельность как основа кхлътхры.
общение как межехбъектиое ваимодсйствие;
художественная деятельность (творчество).
ческое общение и личность учителя (А.К. Маркова) [6]. Более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик) выделяет Л.М. Митина [Цит. По 9, с. 223]. Однако в общем перечне свойств, составляющих психологический портрет идеального учителя мы не обнаружили такие, которые позволяют увидеть уровень его культуры (инкультура-цию).
Анализируя теоретические и методологические основания социально-культурной деятельности (С.Б. Брижатова [7], А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.Л. Кудрина, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин [8], В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.) мы пришли к выводу, что социально-культурная деятельность является одной из категорий педагогической науки.
По своим целям и функциям социально-культурная деятельность взаимодействует и взаимообогащает педагогическую деятельность. Вслед за Н.Н. Ярошенко мы отмечаем, что педагогический статус теории социально-культурной деятельности определяется ее нацеленностью на изучение закономерностей и условий воспитания субъекта культуры [3].
В процессе полноценной практической работы педагога-воспитателя совершается постоянное взаимодействие его как субъекта культуры, а поэтому, на наш взгляд, правомерно к схеме труда учителя, предложенной А.К. Марковой, включить такие составляющие, как культура и социальное взаимодействие.
Таким образом, сегодня в нашей стране начинает формироваться гражданское общество и в качестве основного средства регуляции поведения рассматривается общая культура личности, включающая «широкий кодекс норм» (Р.З. Бого-удинова), культурных ценностей, нравственно-этических правил, традиций, социализирующее воспитание, социальный опыт в целом. Поэтому, на наш взгляд, повышается роль учителя в современном обществе как носителя и транслятора культуры, приобретает важность его культурная компетент-
ность. В канун Года Учителя (2010) актуализируются слова С. А. Рубинштейна: «Я живу на виду у людей: каждый мой поступок и каждый мой жест приобретают то или иное значение, в зависимости от того, чем он является для другого человека... Я для другого человека и другой для меня - является условием нашего человеческого существования» [5, с. 369]. Основной задачей в этом плане является «культурное строительство» воспитанника и «самостроительство» самого педагога посредством культуры и социального взаимодействия, межсубъектного общения.
Схема 2. Учитель как субъект педагогического труда (по А.К. Марковой)
Педагог как субъект педагогической
Педагог как субьект социально-культурной деятельности и субъект
Педагог как субьект педагогического
социального взаимодействия и межсубъектного обтпения
Схема 3. Педагог как субьект педагогического труда (наша интерпретация)
Библиографический список
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000.
2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2.
3. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - М.: МГУКИ, 2007.
4. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга : учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - М.: МГУКИ, 2008.
5. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976.
6. Маркова, А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
7. Брижатова, С.Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в современной России. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008.
8. Триодин, В.Е. Педагогика клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1984.
9. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-н/Д : Феникс, 2000.
Статья поступила в редакцию 16.12.09.
УДК 378.144+398.8(571.15)
И.Н. Соловьева, ст. преп. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: altgaki@gmail.com
ЛОКАЛЬНЫЕ ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
В статье рассматриваются музыкально-стилистические признаки песенных традиций, бытующих на территории Алтайского края. Обобщаются сведения о деятельности специалистов по собиранию, обработке местного музыкального фольклора и использовании его в музыкальном воспитании студентов.
Ключевые слова: изучение региональных певческих традиций в вузе культуры и искусств, формирование певческой традиции, переселенцы, собирательская деятельность, музыкальное воспитание студентов.
В современной социокультурной ситуации, сложившейся - одна из важнейших задач современной фольклористики. Без
в российском обществе, возрастает роль изучения националь- учета местных локальных явлений в народном музыкальном
ных музыкальных традиций, которые лежат в основе ментали- творчестве невозможно в полной мере охарактеризовать на-
тета русских людей. Русский менталитет с наибольшей полно- циональную народную культуру. Развитие певческих тради-
той проявляется через традиционную культуру, которая вы- ций и пропаганда народно-певческого искусства как в русле
полняет нравственно-регулятивную роль в обществе. Изуче- сохранения традиционных форм бытования, так и создания
ние местных традиций и выяснение причин, способствующих концертных «транскрипций» возможны лишь на основе глу-
формированию региональных особенностей народного пения боких знаний этих традиций.