с воспитанием детей, в целом показал, что для них характерны личностная незрелость, несформирован-ность оптимальных стратегий поведения в конфликте, выраженные нарушения в детско-родительских отношениях. Выявленные проблемы могут варьироваться, получая содержательную конкретизацию в зависимости от категории судебного спора и положения в судебном процессе (инициатор спора или ответчик), однако во всех случаях они имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.
Проведенное исследование позволило определить психологические особенности родителей-участников судебных споров о воспитании детей:
— декларируемые и реальные мотивы как обращений родителей-инициаторов, так и возражений родителей-ответчиков по судебным спорам о воспитании детей не совпадают: указывая на желание защитить интересы ребенка, родители в реальности руководствуются личными мотивами, свидетельствующими о переносе супружеского конфликта в сферу воспитания;
— родители, обращающиеся за судебным разрешением споров о воспитании детей, имеют сходные психологические особенности в зависимости от категории судебного спора и положения в судебном про-
цессе (инициатор спора или ответчик), при этом для всех категорий родителей характерны личностная незрелость, несформированность оптимальных стратегий поведения в конфликте, нарушения в детско-родительских отношениях. Выявленные проблемы имеют сквозной характер, затрагивая как личность родителя, так и сферу его отношений с ребенком и вторым родителем.
Учет полученных в ходе анализа результатов позволит повысить эффективность рассмотрения судебных споров о воспитании детей.
1 Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 63-69.
2 Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография. Екатеринбург, 2013. 309 с.
3 Нечаева А. М. Защита прав ребенка в рамках семейного законодательства России // Право и политика. 2004. № 4. С. 124-130.
4 Рясенцев В. А. Советское семейное право. М., 1982. 255 с.
5 Васягина Н. Н., Евладова А. А. Психологические типы родителей, обращающихся в суд по поводу разрешения судебных споров, связанных с воспитанием детей // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 10. С. 165-168.
УДК 378.634:37.04
ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Д. О. Заречнев, С. В. Калинин, Ю. Н. Чернов
В статье раскрыты особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции, даны направления по созданию условий, представлены методики и рекомендации в части эффективной организации, теоретического освоения методов самовоспитания в образовательном процессе.
Ключевые слова: социально значимые качества, методика и методы самовоспитания, программа самовоспитания, профессиональная подготовка, вузы, МВД России.
Реформа МВД России потребовала создания института полиции как новой правоохранительной структуры, что существенно изменяет порядок взаимодействия сотрудников полиции с населением, в определенной степени расширяет их права и обязанности. Предполагается, что взаимодействие с гражданами должно стать более социально направленным и профессиональным, с учетом как потребностей различных категорий граждан, так и особенностей социальной ситуации в стране. Деятельность сотрудников полиции должна стать в большей степени профилактической и воспитательной. В связи с этим новые законодательные документы предъявляют требования к изменению направленности в социальной деятельности сотрудников полиции, суть которых — в переходе от преимущественно административно-
карательных мероприятий к профилактическим, а также к расширению функций по социальному обслуживанию населения.
Проблемы глобализации в различных своих проявлениях обнажили новые существенные угрозы национальной безопасности для Российского государства и вызвали объективную потребность преобразований в нашем обществе. В первую очередь требует изменения отношение к человеку не только как самоцели общественного развития, но и как к историческому и пассионарному субъекту этого развития с учетом его социальной роли в данном процессе 1. Повышается ценность социальной деятельности человека, возрастают ее общественно полезная значимость и роль лич-ностно-профессионального фактора в решении современных проблем посредством самовоспитания. Следовательно, актуализируется значение самовоспитания социально значимых качеств субъектов правоохранительной деятельности.
Анализ источников свидетельствует, что проблема самовоспитания достаточно глубоко разрабатывалась в основном для общеобразовательных учреждений (В. И. Андреев,А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев,А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, Л. И. Рувинский, В. А. Сухомлинский и др.). Взаимосвязь самовоспитания и социального развития личности раскрыта обществоведами (Л. М. Архангельский, И. А. Донцов, С. М. Ковалев, В. П. Киселев, В. М. Соколов и др.). Вопросам воспитания курсантов вузов силовых структур также посвящено большое количество работ (В. В. Анциферов,
А. В. Буданов, В. Я. Кикоть, А. Д. Лопуха, В. А. Песоцкий, А. М. Столяренко, Е. Н. Соколова, Б. А. Федулов, Ш. Ш. Хайрулин, Л. С. Узун и др.), они раскрывают различные направления нравственной, моральной, правовой и волевой подготовки сотрудников, а также предлагают педагогические условия развития у них различных профессиональных качеств. Вместе с тем в работах, посвященных профессиональной подготовке, не в полной мере раскрыт процесс самовоспитания социально значимых качеств в современных условиях, в частности его профессиональная ценность и социальная функция в образовательном процессе юридических институтов МВД России. Нашей целью является разработка методики самовоспитания социально значимых качеств сотрудника полиции.
Для подготовки сотрудников полиции, способных противостоять возникающим опасностям, которые сегодня превосходят ранее известные, существует необходимость, в силу специфики службы, постоянно совершенствовать свои социально значимые качества. В связи с этим возникла потребность в целенаправленной системе воспитания, переходящей в самовоспитание личности, в которой воплощаются функции сотрудника — командира — воспитателя — профессионала — патриота 2.
Выявление социально значимых качеств проведено на основе обобщения социальных, психологических и педагогических подходов. Их совокупность определялась также на основании анализа руководящих документов, профессиограммы сотрудников полиции и ряда исследований 3, а также с учетом критериев надежности и профессиональной готовности к деятельности в правоохранительной сфере. Основными качествами, которые представляют новизну, определены нравственные (гражданственность, патриотизм, гуманность, честность, толерантность), психологические (решительность, настойчивость, сильная воля, смелость), моральные (чувство долга, честность, порядочность, товарищество, ответственность), организаторские (требовательность, целеустремленность, дисциплинированность, коммуникабельность), специальные (компетентность, самообладание, мужество, общефизические, работоспособность, боевые).
В связи с этим требуется по-новому оценить процесс подготовки будущих полицейских, так как профессионал правоохранительной деятельности должен обладать развитыми социально значимыми качествами, а также иметь способность и возможность их самовоспитания. Необходимо, чтобы будущий сотрудник полиции включился в процесс социального самоформирования, самоопределения и самоутверждения, имея содержательно и технологически разработанный проект самовоспитания.
Для решения задач самовоспитания указанных качеств предлагаются: теоретическое освоение методик и техник самовоспитания; внедрение методов самовоспитания в учебно-воспитательном процессе; реали-
зация принципа индивидуализации, обусловленного различным уровнем обученности и индивидуально-типологическими особенностями 4; организация жизни и социальной деятельности в юридических институтах МВД, способствующих самовоспитанию социально значимых качеств. Указанные направления реализованы в методике, которая также составляет новизну данной работы.
Существенное значение в освоении методик самовоспитания оказывают специальные курсы, с их помощью можно целеустремленно усвоить теоретические вопросы работы над собой, раскрыть значимость социальной деятельности в профессиональной сфере, восполнить недостающие возможности других направлений воспитания. Спецкурсы позволяют придать системность, осмысленность всем формам самовоспитания, объединить и укрепить взаимосвязи между ними.
Потребность самовоспитания социально значимых качеств в образовательном процессе важна, и возможности его действенны, особенно в гуманитарных науках, так как не может быть истинного профессионализма без нравственности и морали, требования которых становятся объектом самовоспитания. Стимулирование к самовоспитанию социально значимых качеств в образовательном процессе обеспечивается: выделением в содержании занятий нравственных и моральных аспектов социальной деятельности в изучаемых вопросах; применением демократического стиля и методов обучения и воспитания, способствующих формированию потребности самовоспитания указанных качеств; раскрытием моральных проблем социальной деятельности, моральных трудностей, моральных условий достижения успеха; практическим обучением способам осуществления нравственных выборов при решении социальных проблем; убеждающим и эмоциональным воздействием на обучающихся, формированием у них таких социальных качеств, как любовь к профессии, профессиональная преданность, ответственность, чувство долга.
Необходимость организации жизни и социальной деятельности в юридическом институте МВД, способствующей самовоспитанию социально значимых качеств, задается тем фактом, что человек воспитывается не столько наставлениями и требованиями, сколько всей жизнью. В ходе такой организации следует выделять: личный пример и отношение к деятельности всех руководителей и воспитателей; изучение, оценку и создание здорового социально психологического климата в учебных коллективах; совершенствование воспитательных воздействий, оказывающих влияние на специальную морально-психологическую подготовленность будущих сотрудников полиции; стимулирование к должному социальному поведению через создание соответствующих условий службы, учебы и досуга; изучение и анализ коллективных морально-психологических влияний и нейтрализации негативных 5.
При раскрытии методики самовоспитания следует отметить, что этот процесс требует постановки конкретной цели, четкой организации своей жизнедеятельности, проявления волевых усилий и умения применять различные методы самовоспитания. Разрабатываемая самим человеком программа самовоспитания является обязательным элементом методики самовоспитания. Основу программы составляют методы. Мы предлагаем их следующую классификацию: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, мысленное отождествление себя с другим человеком, самопринуждение, самоприказ, самопорицание.
Особое значение в процессе самовоспитания играет самоконтроль, под ним понимаются сознательные процессы, которые состоят в постоянном наблюдении за своими действиями и их результатами, внутренними психическими состояниями и процессами. Связь самоконтроля и саморегуляции своих действий основывается на самоучете выполняемых действий, постоянным вниманием за ее ходом, а также на своевременной реакции на изменившуюся ситуацию, систематической оценке результатов своей деятельности.
Одним из элементов самовоспитания при поддержании высокой работоспособности является умение сотрудника ОВД пользоваться методами аутотренинга. Умение владеть собой — обязательный элемент подготовленности будущих сотрудников полиции к профессиональным действиям и преодолению как объективных, так и субъективных трудностей. Практически все техники саморегуляции построены на внутреннем общении человека с самим собой. Самоубеждение — это активизация, направление и использование внутренней речи, повышение ее влияния на общее состояние психики и организма. Волевая саморегуляция заключается в применении приемов самоуправления: концентрации внимания и сил, самоконтроля, самооценки, самоуспокоения и самоободрения, самопобуждения, самопринуждения.
Одним из важных элементов самовоспитания является регуляция своего боевого настроя, который может создаваться с помощью психотехники боевого транса. Эта техника необходима для достижения преимущества при единоборстве с преступными элементами, ее возможно использовать и при самозащите, и в других видах экстремальной деятельности, т. е. позволяет действовать бесстрашно, с полной мобилизацией возможностей организма 6.
К основным направлениям, определяющим содержание методики самовоспитания социально значимых качеств, следует отнести: организацию образовательного процесса в юридических институтах МВД России; морально-психологический климат в служебных коллективах; уровень личностно-профессионального развития обучаемых. Самовоспитание у будущих сотрудников полиции социально значимых качеств осуществляется развитием их пра-
восознания, профессионального мышления и правовой культуры, которые обеспечивают соответствующую готовность и способность к данному процессу.
Правосознание формируется через получение системы знаний, опыта юридической деятельности в правоохранительной сфере. Профессиональное мышление развивается посредством выбора оптимальных решений в деятельности, правовой его аспект включает юридическое мировоззрение, профессиональную компетентность, практический опыт. В итоге все это определяет внутреннюю убежденность в необходимости защищать законные права и интересы граждан.
Оценка уровня развития самовоспитания социально значимых качеств будущего сотрудника полиции в нашем эксперименте производилась с помощью самооценок, взаимооценок в группе, аттестаций и тестирования. В ходе опытно-экспериментальной работы нами были созданы контрольная и экспериментальная группы, их сравнение осуществлялось по четырем уровням, которые отличались степенью развития правосознания, профессиональной культуры и юридического мышления. Анализ результатов развития социально значимых качеств показал, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной рост составил от 30 до 45% по основным показателям. Их особенностью было обеспечение выполнения социально значимой (сочетание интересов личности и общества) и общественно полезной (деятельности для других) правоохранительной деятельности.
В заключение приведем ряд выводов. Проблема самовоспитания социально значимых качеств будущего сотрудника полиции из частной задачи воспитательного процесса преобразуется в самостоятельную задачу, решаемую в процессе профессиональной подготовки в юридических институтах МВД России. Самовоспитание таких качеств будущего сотрудника полиции — это деятельность, направленная на развитие своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью, осознанными идеалами и сложившимися убеждениями, соответствующими профессиональному предназначению. Оно предполагает определенный уровень развития личности — самосознание, мышление и культуру, способность к анализу условий правоохранительной деятельности при адекватном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Самовоспитание включает цель, программу действий, контроль выполнения, оценку полученных результатов и самокоррекцию. Для реализации методики самовоспитания социально значимых качеств предлагаются следующие рекомендации: изучение и усвоение социально значимых качеств, самооценка и самоанализ своего уровня развития, определение идеала как образца для подражания, выявление необходимых изменений в себе и составление программы самовоспитания, создание необходимых условий, самоконтроль и коррекция достижения намеченной цели.
1 Константинова Л. В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 1994. С.16-19.
2 Федулов Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход) : дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2000. 345 с.
3 Башков А. В. Проектирование самовоспитания профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 158 с.
4 Купавцев Т. С. К вопросу о необходимости совершенствования самостоятельной работы курсантов образовательных учреждений МВД России по физической подготовке // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1(19). С. 51.
5 Буданов А. В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений. М.,1997. С. 46.
6 Гримак Л. П. Общение с собой: начала психологии активности. М.,1991. 320 с.
УДК 378
ПАТРИОТИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ В ПОЛИТИКЕ РОССИИ И В СОЦИАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В. О. Зверев, А. А. Морозов
В статье актуализируется проблематика утверждения ценности патриотизма в условиях становления новой российской государственности. На основе анализа президентских посланий и высказываний крупных религиозных деятелей делается вывод об историческом, педагогическом, психолого-педагогическом и религиозном значении патриотизма для современного общества и государства.
Ключевые слова: внутриполитический курс, патриотизм, нравственная ценность, самосознание, религиозные объединения, терпимость, мирное сосуществование.
История Российской Федерации показала, что примеры внутриполитической дестабилизации государства, непропорционального экономического развития его регионов, низкого уровня благосостояния отдельных категорий граждан и девальвации их духовно-нравственных ориентиров способны оказать негативное влияние на процесс формирования общественного сознания россиян, минимизировать воспитательное воздействие национальной культуры и образования, упростить значение патриотизма для подрастающих поколений.
В начале XXI в. в обстановке экономического, политического и социального коллапса и стагнации органы центральной и местной государственной власти реализовывали экстренные, иногда беспрецедентные меры, направленные на локализацию и ликвидацию проблем и противоречий внутри страны. О предпринимаемых шагах, сформулированных поручениях и специфике их выполнения, об успехах и неудачах свидетельствовали послания Президента РФ Федеральному собранию РФ (далее — послания Президента РФ).
Ежегодные публичные обращения стали компонентами последовательной и поэтапной программы системного возрождения и привития патриотических доминант российскому обществу без учета возрастных, национальных, религиозных, профессиональных и иных особенностей и отличий его членов. Являясь доступным, емким и содержательным официальным источником информации, послания Президента РФ позволили проследить процесс становле-
ния, развития и совершенствования в новых условиях одной из важных нравственных ценностей российского народа — патриотизма.
При исследовании патриотизма как нравственной категории во внутренней политике государства предметом нашего изучения стали послания Президента РФ, опубликованные в 2000-2013 гг. Анализ посланий 2000-2003 гг. дал возможность понять, что одной из главных трудностей на пути президентства В. В. Путина, как всенародно избранного национального лидера, являлось укрепление основ государственной власти. По его мнению, это было достижимо в результате определения конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции, а также путем разграничения федеральными законами предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления '.
Другим приоритетным направлением в деятельности Президента РФ, уже связанным с противодействием сепаратизму и восстановлением конституционного порядка на территории Северного Кавказа, являлись декриминализация отдельных этнических групп населения и упрочение республиканского уровня управления. «Наряду с необходимостью довести работу по ликвидации очагов терроризма до конца, — заявлял он, — акцент сейчас должен смещаться в сторону создания и укрепления в республике (в Чеченской Республике. — Авт.) органов власти» 2.
Упомянутые нами фрагменты реализации внутриполитического курса Президента РФ и других положений названных посланий заставляет усомниться в важности патриотических акцентов и необходимости культивирования патриотизма в широких слоях населения. Подобное опасение небезосновательно, так как термин «патриотизм» в текстах посланий практически не встречается. Исключение составляет послание Президента РФ 2000 г., где его автор единожды обращается к понятию патриотизма. Однако в данной фразе не раскрывается его точное смысловое назначение в контексте настоящих и будущих перемен в обществе и государстве.
Между тем складывающееся впечатление об игнорировании главой государства тематики патриотизма должно быть признано ошибочным. Тому есть три причины. Во-первых, судя по обращению