УДК 316.74 Е. А. Воронова
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ В ПРАКТИКЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ1
Русская православная церковь в современной России осуществляет социальное служение, являясь институтом гражданского общества. Социальное служение всегда было неотъемлемой составляющей жизни Церкви. Как известно, в советское время церковная благотворительность в нашей стране, как и все другие виды общественной практики Церкви, была законодательно запрещена, структуры ее упразднены, виднейшие деятели репрессированы. Сегодня же, одновременно с восстановлением разрушенных храмов и монастырей, Русская Православная Церковь ведет широкую благотворительную деятельность, откликаясь на многообразные нужды общества. Включенность церкви в общественные процессы на протяжении всей истории России было характерной ее особенностью. Институты Церкви, как и государство, при развитии системы социальной защиты выступали гарантами помощи, благотворителями по отношению к обездоленным слоям населения. Религиозные институты способны оказывать сильнейшее влияние на различные стороны общественной жизни и умонастроения, мотивацию поведения людей, поэтому в современном обществе Церковь представляет собой один из важнейших социальных институтов [1].
Надо отметить тот факт, что социологическая литература по анализу социальных практик оказания социальной помощи семье и детям приходами Русской православной церкви представлена слабо. Примером немногочисленных социологических исследований может служить пилотажное исследование, проведенное в 2003 и в 2009 г. [2], а также работы отечественных исследователей [3-5]. В данной статье особое внимание будет уделено социологическому анализу организационной структуры и практик оказания социальной помощи семье и детям приходами РПЦ.
Современная структура Русской Православной Церкви, порядок формирования ее центральных и местных органов управления, их полномочия определены внутренним «Уставом Русской Православной Церкви», принятым на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года с поправками, принятыми в 2008 и 2011 годах. Исходя из содержания данного документа, Русская Православная Церковь в деле социального служения осуществляет свою работу на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях и в монастырях [6]. На общецерковном уровне координацию церковно-социальной деятельности осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который считает своей миссией соединять эффективные современные практики благотворительной деятельности с подлинно христианским служением ближнему, помогать государству вносить в общество дух любви, жертвенного служения ближним, предлагать новые технологии и формы
1 Статья подготовлена в рамках фундаментальных НИР СПбГУ 2011 года по направлению Социология. 3.1. «Трансформация социальных практик в современном российском обществе». Тема исследования «Социальные практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям».
© Е. А. Воронова, 2011
работы. Одна из задач отдела — скоординировать практическую работу, которая уже ведется в тысячах церковных приходов епархиях России. Для этого в настоящее время создается постоянно пополняемая интерактивная база данных о начинаниях епархий РПЦ. Такая база уже существует в Москве, она доступна в Интернете на сайте «Мило-сердие.ру». Как отметил председатель Отдела протоиерей Аркадий Шатов, «надо распространить этот опыт на другие епархии. Нужно наладить информационную связь между этими начинаниями, чтобы более сильные могли помогать начинающим, чтобы обмен опытом стал эффективным. Например, такое сотрудничество давно идет между Москвой и Екатеринбургской епархией — и там есть региональные организации «Милосердие», они дружат, сотрудничают, перенимают технологии социальной работы друг у друга» [7].
На епархиальном уровне общее руководство над епархиальными подразделениями осуществляют правящие архиереи, которые определяют направления и приоритеты деятельности подразделений в зависимости от имеющихся потребностей, а также, по представлению благочинных, определяют меру участия приходов в социальной деятельности.
На уровне благочиния общая организация, координация и контроль в области церковно-социальной работы ведутся под руководством благочинного. На Архиерейском соборе 2011 года Патриархом было внесено предложение ввести должность благочин-нического социального работника, в обязанности которого вводится осуществлять межприходское сотрудничество в социальной сфере (планировать, координировать и контролировать деятельность приходских социальных работников, осуществлять связь с местными органами власти и самоуправления для организации совместной деятельности в сфере попечения о социальных и медицинских учреждениях и для решения вопросов, касающихся деятельности приходов в этой области, и т. п.).
На приходском уровне церковно-социальную деятельность осуществляет настоятель. В свете последних внесенных поправок в Устав РПЦ, администрирование и выполнение этой работы должно быть возложено на штатного приходского социального работника. Желательно, чтобы у социального работника обязательно было специальное образование. Он должен быть знаком со структурой государственной власти, с системой социального и медицинского обслуживания населения, знать, у кого какие функции, кто кому внутри этой структуры подчиняется. Основная задача приходской социальной службы — не брать на себя функции государства, а заполнять те ниши, которые оказались не заполненными им (табл. 1).
Таблица 1. Координация церковно-социальной деятельности в оказании социальной помощи
семье и детям
Уровни Координирующие органы
Общецерковный Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Епархиальный Отдел по благотворительности
Благочиннический Благочинный
Приходской Настоятель
Источник: Сайт РПЦ. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения: 01.06.2011).
Церковно-правовые основания осуществления церковной благотворительности
и социального служения
Сегодня РПЦ действует как общественная организация, обладающая в соответствии с законодательством определенной правоспособностью для осуществления социального служения. Так, одним из важных церковных документов являются «Основы социальной концепции» РПЦ, в которых характеризуется современный облик нашего общества, намечаются пути его духовно-нравственного возрождения, выделяется круг общественно значимых проблем. В «Основах социальной концепции РПЦ» сформулировано отношение православия к институту семьи: «Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза, что также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь» [8].
Еще одним из важнейших документов РПЦ является «Устав Русской Православной Церкви». В 2011 году в данный документ были внесены поправки. Так, в главе 11 представлен порядок осуществления деятельности приходов. У прихода как структурного подразделения РПЦ есть необходимое и достаточное количество органов, выполняющих распределительную, управляющую и контрольную функции. Это обеспечивает эффективную работу в сфере благотворительности и позволяет приходам развивать свою социальную деятельность пооказанию помощи семье и детям.
Сотрудничество РПЦ с государством
Государство и Церковь выступают в качестве социальных партнеров, строящих свои взаимоотношения на определенной правовой основе. В качестве регулятора равновесия выступает действующий в государстве комплекс нормативно-правовых актов, определяющих параметры осуществления Церковью социального служения и, в том числе, характер, пределы и направления сотрудничества Церкви и государства при осуществлении такой деятельности.
Законодательная база регламентирует отношения государства с религиозными объединениями. Так, «Основы социальной концепции РПЦ», выступая нормативным документом Русской Православной Церкви, определяют, что все сферы деятельности человека в обществе (от образования и воспитания до социальных программ) пред-
ставлены как направления «соработничества Церкви и государства». «Основы социальной концепции РПЦ», как отмечено в этом документе, отражают официальную позицию Русской Православной Церкви в сфере взаимоотношений с государством и обществом.
Государство и церковь выступают как партнеры в решении вопросов общей заинтересованности, оформляя отношения сотрудничества в сфере экономической, социальной и государственной деятельности по всем острым и насущным проблемам общественной жизни. Религиозные социальные организации, в частности Русская Православная Церковь, строят свою деятельность в обществе с учетом норм права РФ. Рассмотрим нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность религиозных организаций, права и обязанности верующих граждан, характер взаимоотношений государства и церковных институтов и организаций.
Понятие «религиозное объединение» раскрывается в Гражданском кодексе РФ (принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., § 5, ст. 117). В этой же статье говорится о том, что общественные и религиозные организации являются некоммерческими, они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Ст. 18 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» рассматривает благотворительную и культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций, а ст. 23 — предпринимательскую деятельность религиозных организаций: «Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации».
По мнению доктора философских наук И. Н. Яблокова, религиозная организация может осуществлять в основном два вида деятельности: культовую, включающую в себя проведение богослужений, молебнов, обрядов и т. д., а также внекультовую. Благотворительная и социальная деятельность осуществляется в рамках внекультовой. Согласно определению, внекультовая деятельность — практическая деятельность, осуществляемая религиозной организацией в соответствии с определенным вероучением, направленная на удовлетворение религиозных потребностей вне религиозно-обрядовой сферы. Такая деятельность имеет вспомогательное значение, она, в свою очередь, включает в себя несколько подвидов, перечень которых не является исчерпывающим. Соответственно, благотворительная деятельность — добровольная деятельность религиозных организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Право на осуществление этой деятельности является неотъемлемым элементом правоспособности религиозных организаций, поскольку на него имеется прямое указание в п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Источники финансирования церковной благотворительности и социального
служения
К сожалению, данная тема глубоко не изучена. Причина кроется скорее в том, что РПЦ не обладает полной информацией о том, чем занимаются епархии и приходы. Патриарх ежегодно отчитывается на Архиерейском соборе о доходах РПЦ. «Отсутствие
отлаженной финансовой системы Церкви, естественная и нормальная забота о своей семье, о детях нередко приводят к тому, что первоочередной заботой клирика становится поиск средств для достойного существования», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.
Его Святейшество призвал продумать такую финансовую систему отчетности, при которой доходы богатых городских приходов будут грамотно перераспределяться: «Богатый приход — это не средство для “кормления” настоятеля и клира этого прихода, а, в том числе, источник финансирования всей епархии и отчислений на общецерковные нужды. При равной нагрузке зарплаты городского и сельского настоятеля не могут принципиально отличаться» [9]. Примерами различных механизмов обеспечения финансовой деятельности епархии могут стать епархиальные фонды возрождения храмов, попечительские советы при приходах, кассы взаимопомощи духовенства, убежден Святейший Владыка.
Так, официально доходы РПЦ складываются от деятельности общецерковного предприятия «Софрино» и гостиницы «Даниловская». Вдобавок к этому около 50% средств Московская Патриархия получает от некоторых операций на финансовом рынке, управляя временно свободными денежными средствами. А доходы от епархий составляют всего около 2,5% от общей суммы. Бюджет же конкретных отделов Патриархии на самом деле никогда публично не раскрывался. На приходском уровне постоянный доход церкви складывается из трех составляющих: от продажи свечей (60-70% всего оборота храма), продажи православной литературы, икон, крестиков и пр., исполнения треб и служб. Две последние составляющие совокупно дают примерно 3040% дохода. Непостоянными и, как правило, никак не учитываемыми доходами храма являются «кружечный сбор» (деньги, собираемые во время службы) и пожертвования частных и корпоративных благотворителей. Епархиальные управления имеют свои источники дохода, лишь отчасти связанные с деятельностью приходов.
По данным пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, доход РПЦ складывается следующим образом (табл. 2): продажа свечей (60-70% бюджета); требы и поминовения (20-30%); прочие доходы от торговли «свечного ящика» плюс кружечный сбор (10-15%); прибыль от коммерческой деятельности (мастерские по изготовлению свечей, памятников и т. д., издательская деятельность; от мастерских по производству надгробных камней и челночной деятельности до алкогольных минизаводов и операций с ценными бумагами); продажа «товара» (крестики, иконы и пр.) [10].
Таблица 2. Источники финансирования церковной благотворительности и социального служения
Уровни Источники финансирования
Общецерковный — общероссийский общественный «Национальный благотворительный фонд»; — благотворительный Фонд преподобного Серафима Саровского; — фонд Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного;
Приходской — продажа свечей; — требы; — кружечный сбор; — прибыль от коммерческой деятельности (мастерские по изготовлению свечей, памятников, издательская деятельность)
Источник: Сайт РПЦ. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения: 01.06.2011).
Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в апреле 2005 года. Фонд преподобного Серафима Саровского формирует систему адресной поддержки социальных, культурных, образовательных инициатив, выдвигаемых теми нашими согражданами, кого можно назвать «православным сектором» становящегося гражданского общества России [11].
Общероссийский общественный «Национальный благотворительный фонд» создан по инициативе В. В. Путина в 1999 году. Он является общественным объединением, осуществляющим благотворительную деятельность за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц. Основным направлением работы Фонда является реализация благотворительной программы «Социальная поддержка военнослужащих», которая состоит из целевых подпрограмм: «Здоровье», «Улучшение жилищных условий», «Материальная помощь», «Благотворительная поддержка детей-сирот». Одним из попечителей фонда является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [12].
Фонд Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного был основан в 1992 г. В качестве основной его цели провозглашено пробуждение в человеке духовных основ, прочно связанных с историей и культурой народа. Поэтому Фонд часто обращается к прошлому России, к ее традициям, ратует за сохранение исторической, культурной и духовно-нравственной преемственности между поколениями, ради сохранения единой России в ценностно-национальном и территориальном смысле [13].
С 1996 года в Санкт-Петербургской епархии, являющейся второй по значимости среди всех епархий Московского Патриархата, действует Отдел по благотворительности, призванный координировать деятельность приходов в области их социального служения, определять приоритетные направления социальной работы, консультировать новые благотворительные инициативы, осуществлять контакт с органами государственной власти и общественными организациями в сфере благотворительности.
В целом, хотя практически все крупные приходы Епархии так или иначе участвуют сегодня в делах милосердия, крупных социальных проектов пока немного. По данным на 1.01.2011 г., общее количество приходов в Санкт-Петербургской епархии, имеющих юридическую регистрацию, — 352, из них: по Санкт-Петербургу — 170, по Ленинградской области — 182 [14]. При митрополите существует Епархиальный совет, состоящий из 12 человек. При Санкт-Петербургской епархии работают следующие отделы: протокольный, религиозного образования и духовного просвещения, миссионерский, издательский, отдел благотворительности, молодежный, отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Отделы призваны оказывать информационную поддержку молодым православным благотворительным организациям, проводить мониторинг развития социального служения в епархии, а также в ряде случаев представлять епархию в переговорах с органами государственной власти. По видам деятельности Отдел по благотворительности разделен на 8 секторов: медицинского служения; по работе с престарелыми; по работе с семьей; по работе с ВИЧ-инфицированными, больными СПИД и созависимыми; по работе с инвалидами; по работе с бездомными; по работе с безнадзорными детьми; по диаконическому образованию. Каждый сектор отвечает за соответствующее направление работы. Руководителями секторов являются приходские священники — настоятели Санкт-Петербургских храмов, наиболее активные в данном направлении. Все они осуществляют богослужебную деятельность
и «литургию после литургии» (социальную деятельность), взаимодействуя с Комитетами города, благотворительными фондами, государственными учреждениями.
У Санкт-Петербурга как региона есть некоторые специфические особенности, накладывающие отпечаток на формы и методы социальной помощи. Так, например, в городе проживает большое число пенсионеров, следовательно, многие приходы ориентированы на помощь именно этой группе населения. В поисках лучшей доли в северную столицу стекаются тысячи бездомных, в том числе детей-сирот и беспризорников, бывших заключенных, создавая криминогенную обстановку в городе. Наиболее успешно развивается работа с детьми, пожилыми и наркозависимыми. Приходская социальная помощь в Санкт-Петербурге имеет ту особенность, что она в основном ориентирована на помощь именно этим, наиболее проблемным, группам населения и поддерживается государством.
В декабре 2010 г. Патриарх Кирилл в своем докладе на епархиальном собрании в Москве коснулся вопросов нового приходского устава, расширения сферы деятельности прихода и увеличения его штатных сотрудников. Безусловно, это актуально. «Современная структура прихода, когда штат храма состоит из священника, диакона, регента и псаломщика, является наследием прошлого», — отметил Патриарх. По его мнению, современные потребности Церкви заставляют ввести в штат прихода социального работника, педагога-катехизатора и молодежного руководителя. Эти сотрудники должны быть не «активистами-любителями на общественных началах», а «профессионалами с полноценной заработной платой». Патриарх заметил также, что в церковных образовательных учреждениях необходимо открыть соответствующие специальности. Такой подход позволит закрепить за каждым приходом свою «социальную специализацию». Причем, было отмечено, что эта работа должна определяться не «личными предпочтениями настоятеля», а потребностями города, нуждами ближних. Например, «за каждым приходом следует закрепить какую-либо городскую больницу, в которую священник обязан приходить регулярно, а не только по вызову или приглашению». Кроме того, в круг внимания приходов необходимо включить такие социальные вопросы, которыми не занимается никто: «помощь подросткам, вышедшим из колоний и специальных воспитательных заведений, а также поддержка забеременевших девочек-подростков, подвергающихся общественному осуждению и склоняемых к совершению абортов».
Безусловно, взявшись за все сразу, можно потерять и время и силы и при этом никак не решить большинство значимых проблем, необходимо стремиться к тому, чтобы социальная деятельность прихода была не совокупностью единовременных благотворительных акций, а одной из сторон многогранной повседневной жизни прихода.
Приходская социальная работа
В настоящее время приходская социальная помощь оказывается всем, кто в ней нуждается, — детям, семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам, пожилым людям, больным наркоманией и алкоголизмом. Одним из видов наиболее востребованной социальной помощи является организация благотворительных столовых, где кормят малоимущих, детей из многодетных семей, бездомных. Но самым распространенным направлением работы духовенства с населением является духовно-нравственное воспитание, а именно — создание Воскресных школ. Залогом успешной плодотворной деятельности Воскресной школы является индивидуальный подход к детям каждой
возрастной группы. Таким образом, Воскресные школы выполняют образовательную, досуговую, а также социальную функции, привлекают своих воспитанников к социально-благотворительной деятельности. В воскресной школе прихожане лучше узнают друг друга и объединяются в организации, действующие в приходе.
В приходах также ведется активная работа в центрах реабилитации алкоголе-и наркозависимых в форме учреждения Школ Трезвения, или Центров-поселений. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. По учению РПЦ, алкоголизм и наркомания — болезни души, излечить которые можно духовными методами. Большинство приходов оказывают материальную помощь, организовывают бесплатное питание, раздают одежду, обувь, постельное белье. В плане организации оказание материальной помощи — самый простой способ помочь людям. С этим связано широкое распространение этого вида помощи.
Информация о функционировании церковных организаций распространяется прихожанами. С 2008 г. на сайте РПЦ «Диакония» издается справочник по церковной социальной помощи, в котором отражается деятельность наиболее активных приходов. Так люди узнают о возможностях получения и видах помощи в церкви.
В настоящее время есть два пути осуществления церковного социального служения: работа в государственных учреждениях и создание собственных структур для реализации социальных программ. Традиционными видами социального служения в государственных организациях являются помощь в больницах, посещение детских домов и интернатов. Эта деятельность осуществляется обычно благотворительными братствами и сестричествами.
Роль прихода как социального института в оказании помощи проблемным группам населения менялась на протяжении всей истории России. Приход был «колыбелью» социальной работы, «орудием» церковной благотворительности, обеспечивал адресную социальную помощь. С 90-х годов XX столетия институт приходской социальной помощи полностью возродился. Между тем, как полагают некоторые ученые, социальные институты — относительно устойчивые формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества [15].
Одним из лучших проектов в области работы с беспризорными детьми стал «Детский кризисный центр», учрежденный в Санкт-Петербурге совместно православным, католическим и лютеранским приходами. Деятельность этой организации направлена на оказание различного рода помощи детям и подросткам. Этот центр существует уже 5 лет. В нем работают примерно 30 человек, 15 из которых — волонтеры. Детский кризисный центр реализует несколько проектов. В рамках проекта «Уличные дети» решаются вопросы с получением паспортов, оформлением прописки. Детям устраиваются праздники, чаепития, экскурсии, учат играть в теннис. В Невском районе работает столовая, куда могут прийти «уличные» дети. По проекту «Мобильная школа» приходящие учителя работают с детьми по индивидуальным программам. При центре открыта первая в Санкт-Петербурге ночная гостиница для беспризорных детей.
На улицу попадают не только дети, оказавшиеся без родителей, но и так называемые социальные сироты. Для этих детей и организован центр дневного пребывания. Ребята находят здесь новых друзей, ездят на экскурсии, участвуют в работе приходского театра. Центр сотрудничает с органами опеки и попечительства, организует досуг.
Также при центре уже год работает клуб мам аутичных детей «Пространство радости». В клубе для них проводятся психологические тренинги, на которых мам учат правильному общению с детьми, их воспитанию. Клуб сплачивает женщин с одинаковыми проблемами, организует взаимопомощь. В скором времени планируется создание ансамбля для музыкальных занятий с детьми, страдающими аутизмом.
При центре работает круглосуточный Телефон доверия. Психологи, работающие на добровольной основе, помогают решать различные проблемы, возникающие у детей и подростков. В основном это конфликты между детьми и родителями. Специалисты оказывают помощь в восстановлении благоприятного климата.
Реализация благотворительных программ осуществляется на деньги прихода Чесменской церкви (пожертвования, деньги, вырученные с продажи свечей, и т. д.).
Уникальным церковным проектом является работа с условно осужденными подростками 14-18 лет. В 2001 году при Православном приходе храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы был создан реабилитационный «Центр социальной адаптации несовершеннолетних во имя святителя Василия Великого» для оказания помощи выпускникам Колпинской колонии для несовершеннолетних.
С 2004 года Центр получил статус самостоятельной благотворительной организации и начал работать с условно осужденными подростками, которым суд рекомендовал пройти курс социальной реабилитации в Центре. Кроме того, Центр работает также с молодыми людьми, совершившими правонарушения и находящимися под следствием [16]. В Центре представлен первый в России опыт успешного применения системы пробации для несовершеннолетних правонарушителей.
Многие приходы Санкт-Петербургской епархии ведут постоянную работу с детьми в центрах дневного пребывания при храмах, организуя разнообразные кружки по интересам, ежедневное питание детей, паломнические поездки и походы. Эта работа, рассредоточенная по территории города и области, помогает детям избежать беспризорности. Так, при храме преподобного мученика Андрея Критского в п. Сергиево в Красносельском благочинии в 1994 году начала работать Воскресная школа, которую посещают как дети прихожан, так и поселковые дети. В Дневном приюте дети обедают, выполняют различные, посильные трудовые поручения по уборке помещений, остаются на занятия в кружках, полдничают и расходятся по домам. В настоящее время в приюте действуют 9 кружков: спортивные (рукопашного боя и европластики), музыкального развития, художественной лепки, рукоделия, электроники — работают изостудия и театр-студия, проводятся корректирующие занятия. На летний период организуется паломнический лагерь. Дети, посещающие приют, не теряются в жизни и не попадают под влияние «улицы», хотя по причине социальной незащищенности своих семей находятся в группе риска. Семьям детей оказывается существенная материальная и психологическая помощь, укрепляются душевные и телесные силы детей, а также предоставляются равные возможности в развитии их творческих способностей и самореализации.
На приходском уровне успешно ведется работа с наркозависимыми. Церковь рассматривает наркоманию и алкоголизм как заболевание не только социального, но и духовного характера, поэтому в центрах предлагается комплексный подход к работе с нар-козависимыми. Церковь способна дополнить психотерапевтическую работу работой с ценностными ориентациями пациентов, основанной на православном мировоззрении и воцерковлении. В Санкт-Петербургской епархии в поселке «Саперное» при хра-
ме Коневской иконы Божией Матери в апреле 1996 года был открыт один из первых реабилитационных центров, который является подразделением Епархиального реабилитационного центра «Воскресение». Центр успешно реализует разработанную Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму при Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви духовно-ориентированную программу реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель исцеления». В феврале 2011 года правительством Санкт-Петербурга направлено письмо с предложением рассмотреть реабилитационные центры Отдела в качестве федеральной пилотной площадки для апробации инновационных программ социальной реабилитации и ресоциализации лиц, немедицински потребляющих наркотики, а также системы распространения эффективных программ их социальной реабилитации и ресоциализации. В 2007 году центр «Саперное» стал победителем всероссийского конкурса «Социальный Форум», организованного в 2004 году ЦИК Всероссийской политической партии «Единая Россия» и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), за лучшую программу в сфере профилактики наркомании и наркопреступности и социальной реабилитации больных наркоманией [17].
В приходе Собора Владимирской иконы Божией матери существует совершенно уникальный детский хор под руководством И. В. Болдышевой, считающийся одним из лучших в городе. В хоре уже с самых первых дней сформировалась атмосфера большой семьи. В приходе же открыта школа звонарей, большую часть учеников которой составляют дети. Притч и прихожане Владимирского собора оказывают помощь детскому дому № 51 для умственно отсталых детей, собирают для них подарки и одежду, совершают священники таинства Крещения.
Однако, несмотря на возможности приходов в оказании помощи нуждающимся, здесь есть и проблемы. Первая из них — это отсутствие дополнительных помещений для организации благотворительной помощи. Вторая — неясность в отношениях Церкви с государством по социальным вопросам. В законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» не разработан вопрос о формах сотрудничества Церкви и государства в социальной сфере. Не предусмотрена в законе и финансовая поддержка церковных диаконических инициатив со стороны государства. Государство по-прежнему удерживает монополию в социальной сфере. Даже те организации, которые единодушно признаются чиновниками как чрезвычайно значимые, не могут напрямую получить государственную поддержку. Система получения городских грантов также недостаточно проработана. Необходимо также более эффективное взаимодействие с государственными социальными службами и учреждениями. Добровольцы и сестры милосердия могут делать то, на что не хватает возможностей у государства, — осуществлять индивидуальный подход к помощи нуждающимся. Надо также более широко использовать государственные и негосударственные гранты — многие церковные начинания достигли такого уровня, что дают хорошие шансы выиграть гранты в различного рода конкурсах.
Ответом на многие проблемы сегодняшнего развития церковной благотворительности стало бы соглашение государства с Русской Православной Церковью о социальном партнерстве. В рамках такого соглашения легче решались бы и вопросы о передаче недвижимости под социальные цели, и вопросы государственного финансирования церковной благотворительности, и вопросы о налоговых льготах благотворителям, поддерживающим церковные проекты.
Церковная социальная деятельность — это и есть служение любви, умножение любви, а не создание структур, дублирующих государственные. Если есть община, то и тем, кто хочет делать что-то полезное, есть к чему примкнуть, присоединиться, есть на что опереться. Общины могут быть разного формата, разной направленности — одни помогают сиротам, другие бездомным, третьи многодетным, четвертые еще кому-то, они не должны быть одинаковыми. Но главное, община, в которой есть любовь, с любовью принимает и бедных, и больных, и бездомных. В идеале верующий человек принимает другого человека в свое сердце, здесь нет отстраненности, как в государственной системе социальной помощи. Это и есть нравственное основание церковного социального служения.
Таким образом, в современной России приходская благотворительность является важным элементом социального института. Он успешно реализует свой потенциал, который необходимо использовать для оказания социальной помощи проблемным группам населения.
С 2000-го по 2011-й годы автор статьи глубоко изучает данную тему. В 2004 году автором защищена диссертация на тему «Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: социологический анализ». Анализ традиций благотворительности и милосердия оказания социальной помощи семье и детям представлен в научно-исследовательских работах студентов, вышедших под редакцией автора: «Благотворительность в социальной политике России: история и современность» (2000 г., подготовлена к международному конгрессу «Христианство и проблемы благотворительности»), ««Проблемы благотворительности в современном мире», (2005 г., подготовлена к XIII международному конгрессу по благотворительности); ««Благотворительность как нравственный ресурс гражданского общества России» (2007 г.), ««Благотворительность в России: лица, факты, события» (2009 г.). В 2010 г. при научном руководстве автора в СПбГУ защищена дипломная работа на тему ««Роль приходов Русской православной церкви в оказании социальной помощи проблемным группам населения» [18-20].
Литература
1. Воронова Е. А. Русская православная церковь как социальный институт. Постановка проблемы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Вып. 4. 2004. С. 61-74.
2. Воронова Е. А. Духовное состояние российского общества и благотворительность (историко-социологический анализ). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2005. С. 77-84.
3. Власова А. В., Бабкина Л. Ф. Очерки истории церковной благотворительности: в 2 ч. / А. В. Власова, Л. Ф. Бабкина. Челябинск: Фотохудожник, 2007. Ч. 1. 200 с.
4. О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». М.: Республика, 2002. 399 с.
5. Благотворительность в социальной политике России: история и современность / под ред. В. Д. Виноградова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 152 с.
6. Документы Архиерейского Собора // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 3. С. 4363.
7. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. URL: http:// miloserdie.ry (дата обращения: 27.06.2011).
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦС МП. 2000. № 8.
9. Интерфакс-религия. http://www.mterfax-reHgюn.ш/?act=news&div=34022 (дата обращения: 27.06.2011).
10. Симонов В. В. (игумен Филипп). Церковь — общество — хозяйство / отв. ред. Д. С. Львов. М.: Наука, 2005. 702 с.
11. Благотворительный Фонд преподобного Серафима Саровского. URL: http://www.bfss. ги/ (дата обращения: 01.06.2011).
12. Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд». URL: http://nbfond.ru/konkurs-grantov/granty-2009/obshhaya-informaciya/ (дата обращения: 01.06.2011).
13. Фонд Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. URL: http://www.fap.ru/ about.php (дата обращения: 01.06.2011).
14. Социальное служение в Санкт-Петербургской епархии. URL: http://www. patriarchia. ш/ db/text/423865. Ыт1 (дата обращения: 27.06.2011).
15. Воронова Е. А. Институт приходской благотворительности в России: историографический анализ // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 1. С. 359-372.
16. Григорова З. Н. Профилактическая работа с условно осужденными подростками (на примере «Центра социальной адаптации несовершеннолетних во имя святителя Василия Великого») // Теория и практика профилактической социальной работы: сб. статей / под ред. В. А. Самойловой, О. И. Бородкиной. СПб.: Скифия-принт, 2008.
17. «Обитель исцеления». Духовно-ориентированная программа реабилитации наркозави-симой молодежи, осуществляемая отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. URL: http://sapernoe.ru/novo/ (дата обращения: 27.06.2011).
18. Благотворительность как нравственный ресурс гражданского общества России: сб. ст. / под ред. Е. А. Вороновой. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2007. 282 с.
19. Благотворительность в России: лица, факты, события: сб. студенч. статей. СПб.: «Златоуст», 2009. 476 с.
20. Проблемы благотворительности в современном мире: материалы 13-го Международного конгресса. СПб., 22-24 ноября 2005 г. / под ред. Е. А. Вороновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2005. 355 с.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.