УДК 281.93:368.4
БОТ: 10.24411/2309-5164-2019-17826
Сипягина Елена Александровна аспирант 3 курса Костромского государственного университета
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ПАТРИАРШЕСТВА АЛЕКСИЯ II 1990-2008 гг.
В статье показано состояние и практика социальной деятельности Русской Православной Церкви в период 1990-2008 гг. В хронологическом порядке рассмотрено, как формировалась законодательная база осуществления социального служения, развивались структура социальной деятельности, церковные благотворительные программы, адресная помощь нуждающимся. Институционализация и развитие церковной благотворительности и милосердия в изучаемый период связывается с чаяниями и трудами Святейшего Патриарха Алексия II.
Ключевые слова: социальная деятельность, служение, благотворительность, милосердие, Патриарх Алексий II, Русская Православная Церковь.
В настоящей статье осуществляется попытка охарактеризовать состояние и практику социальной деятельности Русской Православной Церкви в период 1990-2008 гг. Выбор этого временного периода объясняется его историческим и социальным значением: рассматриваемый период истории нашей Церкви и Отечества являет собой эпоху, которая кардинальным образом изменила государственную, общественную и церковную жизнь России и её окружения. Одним из самых ярких ее символов, главной и ключевой фигурой этой эпохи стал Святейший Патриарх Алексий II. Актуальность рассматриваемой проблематики определяется происходящими в настоящее время динамическими процессами в социальной деятельности РПЦ, детерминанты которых лежат в изучаемом периоде.
Роль РПЦ в социальной помощи нуждающимся колоссальна: православная церковь на протяжении всей своей истории, в течение многих веков,
Сипягина Елена Александровна, аспирант 3 курса КГУ
активно реализовывала социальное служение, возможности благотворительности и милосердия1, являя тем самым значимый нравственный фактор в оказании помощи государству в решении социальных проблем общества.
В основе этого участия лежат принципы христианской нравственности, «под социальным служением РПЦ понимается синтез многоплановых видов деятельности РПЦ, основанных на христианском отношении, любви к ближнему и выражающихся во влиянии на социальное самочувствие, социальную стабильность общества, его духовно-нравственную атмосферу»2.
В период 1918-1990 гг. общественно-политическая ситуация в государстве не позволяла развиваться общественно значимой деятельности Церкви. Ситуация изменилась в конце 80-х-начале 90-х годов ХХ в., когда были сформулированы новые приоритетные цели в сфере конфессиональной политики. Эти годы, как отмечают ученые, ознаменовались возрождением православной Церкви и государственно-общественным поворотом к ее духовно-нравственным и культурным ценностям3.
Возрождение РПЦ отличалось длительным и противоречивым характером, что обусловлено кризисными явлениями в экономике, политике, культуре и других областях общественной жизни, противоречивостью в отношениях между властью и церковью4. Тяжелая социально-экономическая ситуация эпохи перестройки сопровождалась ослаблением потенциала государства в развитии социальной сферы. Власть нуждалась в Церкви как силе, способной воздействовать на социальную атмосферу, общественное спокойствие. В 90-е годы ХХ столетия большое количество россиян оказались за чертой бедности. Особенно страдали нетрудоспособные группы населения: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы5. В этих труднейших условиях, в комплексе проблем возрождения и преобразования социальной деятельности, особую значимость в деле оказания помощи страждущим стал приобретать именно институт благотворительности. Его активизация как особого вида негосударственной, добровольной, безвозмездной деятельности постепенно приобрела легализованный и институционализированный характер в качестве элемента со-
1 См.: Зубанова С.Г. Социальное служение и благотворительность : учеб. пособие для студентов. - М., 2015. - 232 с.; Калинов В.И. Российская благотворительность на пути в XXI век // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2005. -№ 4. - С. 74-94; О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М. Л. Мчедло-ва. - М., 2002. - С.139-140.
2 Перцева И. В. Основные дефиниции социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви // Социология инноватики: социальные механизмы формирования инновационной среды: Доклады и выступления на II международной конференции по социологии инноватики. 29-30.11. 2007. - Т. 2. - М.: РГИИС, 2008. - С. 530.
3 См.: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. -М.: Вече, Лента 2010. - 420 с.
4 См.: Королева Л.А., Мельниченко О.В. Советская партийно-государственная политика в отношении русской православной церкви в 1985-1990 гг. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 1 (9). - С.160-169
5 См.: Воронова Е.А. Институт приходской благотворительности в России: историографический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 359-371.
циальной структуры. По мнению ряда авторов этот период квалифицируется как период установления правовых отношений РПЦ и светского государства1. Институционализация церковной благотворительности и милосердия связывается именно с чаяниями и трудами Патриарха Алексия II.
Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня 1990 года; православная Церковь избрала своего 15 Предстоятеля. В своем ответном слове Патриарх Алексий II благодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравления, отметил то, как много вопросов встало перед Церковью, перед обществом и перед каждым, и подчеркнул, что «деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп верующих»2. Это послание Патриарх Алексий II безусловно и жертвенно воплощал в личном служении. В частности, уже за первый год своего патриаршества он посетил 15 епархий, при этом совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдаленных от епархиального города приходах, во вновь открываемых монастырях, встречался с местным руководством, с общественностью, посещал высшие и средние школы, военные части, дома престарелых, тюрьмы, неся радость и утешение страдающим людям.
Развитие возможностей социального служения, преобразование церковной благотворительности и милосердия в самостоятельную системную деятельность на территории государства стало возможным, благодаря установлению правовых основ, определяющих церковно-государственные отношения в соответствии с действующим законодательством. Выделяют две группы документов, которые регламентируют основные направления, границы и формы социальной деятельности церкви: это государственные правовые акты и документы, принятые РПЦ3.
Гражданское законодательство Союза, сначала СССР, затем Российской Федерации, относящееся к религиозным отношениям в обществе и церковной благотворительности, последовательно изменялось в течение 90-х. РПЦ в вопросах государственно-церковного сотрудничества четко определила свою позицию высокого авторитета Церкви в обществе, ее активного участия в жизни народа и независимости по отношению к правительственным структурам4. В немалой степени благодаря личному влиянию Святейшего Патриарха была достигнута договоренность об участии представителей Русской Православной Церкви и других религиозных общин в разработке проекта закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1990), что благоприятно отразилось на содержании закона, утвердившего за отдельными
1 См.: Королева Л.А., Мельниченко О.В. Указ. соч.
2 Цыпин, В. прот. История Русской церкви 1917-1997. - М.: Валаамский монастырь, 1997. -С. 541.
3 Трайнин О. М. Юридическая поддержка социальной и благотворительной деятельности Церкви [Электронный ресурс]. - ШЬ: // http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/ legal_ru.htm (дата обращения - 2018-03-05.).
4 Патриарх Алексий. Принимаю ответственность за все, что было // Известия. - 1991. -10 июня. - С. 2.
приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. У Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, религиозные организации могли теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации. Согласно «Закона о свободе вероисповедания» (1990) религиозным объединениям и церквям было разрешено заниматься благотворительностью, что активизировало их социальную работу.
В 1993 г. в Государственной Думе разрабатывался проект Закона о социальном партнерстве религиозных объединений и государства, в котором закладывались основы тесного сотрудничества Церкви и государства в образовании, медицине, социальном обслуживании и призрении, а также в иных гуманитарных сферах общественной деятельности. Отголосок этого законопроекта остался в виде статьи 18 Федерального закона 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который стал нормативной основой для социальной деятельности Церкви. В соответствии с ним религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность, и государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно-значимых культурно-просветительских программ и мероприятий1.
В п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» имеется прямое указание на правоспособность религиозных организаций осуществлять благотворительную деятельность: добровольная деятельность религиозных организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Многие религиозные учения поощряют и даже обязывают своих последователей совершать дела милосердия - оказывать помощь больным, беспризорным детям, престарелым, бедным, иными словами - осуществлять благотворительную деятельность во всем ее многообразии2.
Принятие законов «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995) и «О некоммерческих организациях» (1997) дало возможность церковным благотворительным организациям занять собственный статус в социальной системе. За Церковью закрепилось право осуществления социальной деятельности не только формами самой религиозной организации, но и посредством создания специально предназначенных для этого благотворительных организаций: фонда, некоммерческого партнерства, некоммерческой автономной организацией, объединения юридических лиц (ассоциации и союз)3.
1 См.: Левченко И.В. Русская Православная Церковь в политической системе современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2007. - № 1. - С. 6-13.
2 Куницин И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. - М.: Правосл. дело: Отчий дом, 2000. - С. 34.
3 Трайнин О. М. Указ. соч.
Преобразование социальной деятельности настоятельно требовало определенных структурных и организационных изменений в церковном законодательстве. Одним из первых организационных шагов явилось образование в 1991 году Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. В задачи ОЦБСС МП вменяется организация, координирование и развитие социального служения на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях на канонической территории Русской православной церкви. В связи с этим, с момента своего образования Отдел тесно сотрудничает с синодальными учреждениями, епархиальными управлениями, обителями и приходами, а также с межцерковными, зарубежными и общественными благотворительными организациями. В Отделе есть секторы социального служения, по работе с беженцами и чрезвычайным ситуациям, медицинский и др.1 Милосердие и благотворительность приобретают системность и большие масштабы.
Руководством РПЦ неуклонно уделяется большое внимание сотрудничеству с государством в социальной сфере. Подписана серия соглашений с исполнительной властью на уровне министерств о сотрудничестве во всех общественных сферах, особенно в социальной. Они способствовали укреплению позиций церковных благотворительных обществ, действующих в государственных учреждениях. На основе этих рамочных соглашений заключаются договоры о совместной деятельности с конкретными учреждениями (больницами, медицинскими училищами, детскими приютами, психоневрологическими интернатами, домами престарелых, центрами социального обслуживания населения и т. п.)2.
Так, договор с Министерством труда и социальной защиты населения РФ (1996) предусматривал сотрудничество РПЦ и государственных учреждений в создании системы социальной защиты; соглашение между Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности (1996) предполагало обширное сотрудничество в подготовке сестер милосердия, помощи социально уязвимым группам населения, инвалидам и др. Соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России (1997) предоставило возможности для расширения окормления пациентов клиник и для разработки совместных с медицинскими учреждениями благотворительных проектов.
В 1994-1996 гг. были подписаны совместные заявления с министерствами обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Федеральной пограничной службой и Федеральным агентством правительственной связи и информации, принята программа совместных действий ракетных войск и Русской Православной Церкви3.
1 Русская православная церковь // Православная энциклопедия. - С. 16-17.
2 См.: Левчук К.А. Исторические этапы и формы взаимодействия медицины и православия в России // Медицина и образование в Сибири. - 2009. - № 2. - С. 8-20.
3 См.: Религия и Закон: сборник правовых актов с комментариями / сост. А. О. Протопопов. -М.: Паллада, 1996. - 112 с.
Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви (1999) сформулировал задачи в области семейной политики, воспитания детей и молодежи с учетом моральных ценностей, содействии в реализации программ, направленных на развитие духовности, и т. д.1 Целями, закрепленными в Соглашении о сотрудничестве между Патриархией и Министерством юстиции (1999), являются духовная поддержка и религиозно-нравственное просвещение осужденных, в связи с чем в Соглашении конкретизируются области взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительной системы с духовенством РПЦ2.
Проблемы социального служения и формирование ее будущей социальной концепции выносятся руководством РПЦ на первый план. На Архиерейскиом Соборе 1997 г., высказываясь о церковной благотворительности и милосердии, Святейший Патриарх Алексий II призвал: «По официальным статистическим данным, в России от одной четверти до одной трети населения живет за чертой бедности, а это означает и неустроенный быт, и плохое питание, и болезни. Очевидно, что Русская Православная Церковь, вернув себе право исконного социального служения, должна не только восстановить в предельно сжатые сроки утраченные навыки масштабной и одновременно адресной социальной работы, но и стать полноправным субъектом той социальной политики, которая смогла бы изменить нынешнюю драматическую ситуацию».
Социальное служение РПЦ на протяжении 90-х гг. преобразовывалось и интенсифицировалось. Это обстоятельство требовало от Церкви скорейшего обнародования социальной концепции, которая определяла развитие государственно-церковных отношений, формулировала общецерковные взгляды по проблемам общественного бытия, и была призвана нормализовать широкий спектр отношений общества и Церкви3. Такое принятие в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе основополагающего документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» стало определенной вехой в ее истории.
Концепция представляет краткий по объему, но обширный по тематике документ, составляющий каталог социальных проблем. В ее 16 разделах обозначены области, в которых возможно сотрудничество РПЦ и государства. Среди них дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; диалог с органами государственной власти любых уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе,
1 Симонова М.А. Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013): дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2015. - С.141.
2 Писенко К. А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации как разновидность административного договора [Электронный ресурс]. - URL: state-religion.ru
3 См.: Ерёмин А.В. Социальная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине 90-х гг. XX века // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. - Том I. (Гуманитарные науки). - С.77-82.
связанных с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; поддержка института семьи, материнства и детства и другие1.
В «Основах социальной концепции РПЦ» отмечается: «Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалова-ние перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных уровней со стороны соответствующих церковных инстанций»2. Патриарх Алексий II в своем Рождественском послании в конце 2000 г., продолжая тезисы, изложенные в концепции, вновь отметил, что Церковь разделяет горести всего общества и каждого человека, она всегда была и будет с народом во всех испытаниях.
В каждом церковном приходе РПЦ создаются отделы, которые занимаются социальными вопросами. Появляется значительное количество православных благотворительных фондов и обществ, целью которых является благотворительная деятельность в сферах здравоохранения и социального обеспечения граждан, оказывается помощь нуждающимся: как отдельным лицам, так и социальным группам, таким как беженцы, мигранты, пострадавшим от стихийного бедствия, техногенной катастрофы, террористического акта и других3.
Социальные проблемы мирян находили отклик и участие у руководства РПЦ. Примером этому может служить заявление Святейшего Патриарха против мер правительства по «монетизации» льгот для пенсионеров и малоимущих, состоявшихся в начале 2005 г. Такие меры были расценены как расходящиеся с принципами социальной справедливости. Это выступление с политическим заявлением восприняли «как попытку Церкви дистанцироваться от непопулярных действий Кремля»4. Решению ряда социальных проблем, возможности оказывать дополнительную помощь людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, способствует подписанное в октябре 2006 года Соглашение о сотрудничестве РПЦ с Министерством социальной защиты.
Эти соглашения позволили расширить адресную помощь нуждающимся и развернуть широкую сеть церковных детских приютов, созданных в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях. Сотни престарелых и инвалидов смогли проживать в приходских и монастырских богадельнях Вятской, Костромской, Красно-
1 Шведов О. Энциклопедия церковной жизни. - М.: Ковчег, 2003. - С. 93-95.
2 Основы социальной концепции Русской православной церкви - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - С. 61.
3 См.: Социальное служение Церкви. Статистика [Электронный ресурс]. - URL: www.diaconia. ru/statistic (дата обращения: -2016-01-28).; Социальные проекты Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriar- chia.ru/db/text/1556677.html (дата обращения: 2016-02-07).
4 Симонова М.А. Указ. соч. - С. 141.
ярской, Орловской, Петрозаводской, Рязанской, Чебоксарской и Ярославской епархий. Организована опека в интернатах для престарелых и инвалидов, школах-приютах, детских домах в целом ряде епархии1.
Постепенно развивается формат взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви. Соглашение о сотрудничестве между Минздравсоцразвития России и Русской Православной Церковью подписано в 2005 году, Соглашение о сотрудничестве между Отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест» - в 2007. На региональном уровне заключены аналогичные соглашения между органами управления здравоохранением региональных администраций и епархиальными управлениями, на местном уровне - договоры между медицинскими и церковными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями и церковными группами милосердия.
К 2009 г. в Воронеже, Йошкар-Оле, Москве, Санкт-Петербурге и Ставрополе функционируют школы сестер милосердия. Ежегодно несколько тысяч малообеспеченных жителей Москвы и других областей России получают бесплатную медицинскую помощь в Центральной клинической больнице Московского Патриархата. Немалое внимание Церковь уделяет лечению алкоголиков и наркоманов, о чем свидетельствует опыт Абаканской, Барнаульской, Воронежской, Екатеринбургской, Красноярской, Московской, Орловской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Уфимской епархий. В ряде епархий созданы психиатрические больницы, лепрозории и реабилитационные центры2.
Изменения, внесенные в законодательство России, существенно изменили структуру учреждений и расширили географию социального служения. Уже в 2006 году в РПЦ на своем обеспечении было 113 церковных приютов, 1433 социальных учреждений. Церковью окормляются 2867 больниц, 1578 детских домов, 1892 иных социальных учреждений, 2072 воинских частей, 1198 исправительных учреждении3. Практика социального служения РПЦ существенно расширилась. Антиалкогольная и антинаркотические программы, детская программа, социальная деятельность в сфере образования, помощь престарелым и инвалидам, программа по борьбе с безработицей, работа с беженцами, оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, работа с заключеными, медицинская и патронажная помощь, программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области - вот неполный перечень проектов, осуществляемых священнослужителями и мирянами, объединенными для достижения целей социального служения.
Подведем итоги. 1990-2008 годы представляются периодом масштабных и глубоких преобразований в характере социального служения Русской
1 См. Левчук К. А. Указ. соч. - С. 12.
2 Там же. - С. 14.
3 Вигилянский В. Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы / глав. ред. Александр Щипков; священник Владимир Вигилянский // РЕЛИГИЯ и СМИ. - 26.12.2007.
Православной Церкви. Большая роль в процессе активизации благотворительности и милосердия принадлежала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который в многотрудных условиях строительства российской государственности, в условиях острой политической борьбы, сумел объединить церковную полноту, сохранить независимость Церкви, активно способствовал преобразованию церковной деятельности социального служения1.
Созданная Церковью система помощи нуждающимся к 2008 году включала в себя различные формы и направления служения: многочисленные центры противодействия алкоголизму и утверждению трезвости, реабилитационные центры для наркозависимых, общества православных врачей, центры по работе с глухими, слабослышащими и слепоглухими, группы церковной помощи в случае чрезвычайных ситуаций. Действуют многочисленные центры помощи бездомным: приюты, бесплатные столовые, пункты выдачи одежды, автобусы милосердия, которые помогают бездомным выживать в зимнее время года. Социальная помощь РПЦ включает в себя сестриче-ства милосердия, кризисные центры для беременных, матерей с младенцами, дома престарелых, приюты для детей разного возраста.
В течение изучаемых десятилетий изменялись группы нуждающихся: к традиционным — престарелым, нищим, больным, детям — добавились разного рода зависимые, заключенные, малоимущие, инвалиды. Формы помощи эволюционировали от бесплатного кормления, обеспечения одеждой и содержания в богоугодных заведениях до комплексных программ по реабилитации, организации социального обслуживания на дому и в стационаре, образовательной и досуговой деятельности.
Русская православная церковь в современной России осуществляет социальное служение, являясь институтом гражданского общества, ее социальная деятельность развивалась в русле оформления договорной модели государственно-церковных отношений, что нашло отражение в «Основах социальной концепции РПЦ». Более того, РПЦ к середине 90-х гг. становится одним из самых важных социальных институтов, влияющих на становление вероисповедной политики, а также берущих на себя функцию попечения о духовно-нравственном состоянии общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вигилянский В. Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы / глав. ред. Александр Щипков; священник Владимир Вигилянский // РЕЛИГИЯ и СМИ» - 26.12.2007.
2. Воронова Е.А. Институт приходской благотворительности в России: историографический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 359-371.
3. Евдокимов В.Ю. Социальное служение русской православной церкви к XX - Н. XXI вв. // Мир современной науки. - 2011. - № 5. - С. 9-18.
1 См.: Памяти Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II // Вестник церковной истории. - 2009. - № 1-2. - С. 3-8.
4. Ерёмин А.В. Социальная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине 90-х гг. XX века // Ярославский педагогический вестник -2010. - № 4. - Том I (Гуманитарные науки). - С. 77-82
5. Зубанова С.Г. Социальное служение и благотворительность : учеб. пособие для студентов. - М., 2015. - 232 с.
6. Калинов В.И. Российская благотворительность на пути в XXI век // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2005. - № 4. - С. 74-94.;
7. Королева Л.А., Мельниченко О.В. Советская партийно-государственная политика в отношении русской православной церкви в 1985-1990 гг. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -2012. -№ 1 (9). - С.160-169.
8. Куницин И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. - М.: Правосл. дело: Отчий дом, 2000. - 462 с.
9. Левченко И.В. Русская православная церковь в политической системе современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2007. - № 1. - С. 6-13.
10. Левчук К.А. Исторические этапы и формы взаимодействия медицины и православия в России // Медицина и образование в Сибири. - 2009. - № 2. -С. 8-20.
11. Нелидкин А.М. Социальная работа Русской православной церкви: правовые основы и принципы организации / А.М. Нелидкин, Т.Б. Малистова // Направления и формы гуманитаризации высшего образования: Межвуз. Сб. Науч. Трудов. - Вып. 4. // под ред С.В.Демидова. - Рязань, РИПЦ «Первопечатникъ», 2015. - С. 169-182.
12. О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М. Л. Мчедлова. - М., 2002. - С.139-140.;
13. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.
14. Памяти Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II // Вестник церковной истории. - 2009. - № 1-2. - С. 3-8.
15. Патриарх Алексий. Принимаю ответственность за все, что было // Известия. - 1991. - 10 июня. - С. 2.
16. Перцева И.В. Основные дефиниции социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви // Социология инноватики: социальные механизмы формирования инновационной среды: Доклады и выступления на II международной конференции по социологии инноватики. 29-30.11. 2007. - Т. 2. - М.: РГИИС, 2008.
17. Петров А. «Блаженны нищие...» Алексий II призвал российские власти обеспечить «безболезненныи» переход к новой системе льгот для пенсионеров и малоимущих // Независимая газета религии. - 19.01.2005.
18. Писенко К. А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации как разновидность административного договора [Электронный ресурс]. - Режим доступ : state-religion.ru
19. Религия и Закон: сборник правовых актов с комментариями / сост. А. О. Протопопов. - М.: Паллада, 1996. - 112 с.
20. Русская православная церковь // Православная энциклопедия. - С. 16-17.
21. Симонова М.А. Социальная, образовательная и миротворческая деятельность Русской Православной Церкви в контексте взаимодействия с государством и обществом (1943-2013) : дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2015.
22. Социальное служение Церкви. Статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.diaconia.ru/statistic (дата обращения: 2016-01-28).
23. Социальные проекты Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1556677.html (дата обращения: 2016-02-07)
24. Трайнин О. М. Юридическая поддержка социальной и благотворительной деятельности Церкви. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/legal_ru.htm (дата обращения - 2016-03-05).
25. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 19 сент. 1997 г. // Религия: история и современность. - М.: Юнити, 1998.
26. Цыпин, В. прот. История Русской церкви 1917-1997 / прот. В. Цыпин. -М.: Валаамский монастырь, 1997.
27. Шведов О. Энциклопедия церковной жизни. - М.: Ковчег, 2003. - С. 93-95.
28. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке / М.В. Шка-ровский. - М.: Вече, Лента 2010. - 420 с.
Sipyagina Elena Alexandrovna, 3-course postgraduate student, Kostroma State University
TRANSFORMATION OF THE SOCIAL SERVICE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE PERIOD OF PATRIARCHY ALEXY II (RIDIGER) 1990-2008
The article shows the state and practice of social activity of the Russian Orthodox Church in the period 1990-2008. It was examined chronologically how the legislative base for the implementation of social service was formed, the development of structure of social activities, church charitable programs and targeted assistance to those, who were in need. The institutionalization and development of church charity and that of the period under study is associated with the aspirations and labors of His Holiness Patriarch Alexy II.
Key words: social activity, service, charity, mercy, Patriarch Alexy II, Russian Orthodox Church.