УДК 316.74 Е. А. Воронова
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 4
ШЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИК ЦЕРКОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Исследования практик церковной благотворительности можно отнести к малоизученному направлению в науке — активистской социологии. Положения активистской социологии в России развивают Т. И. Заславская, С. А. Кравченко, В. А. Ядов и др. Сторонники указанного подхода в своих работах основное внимание сосредотачивают на активности субъектов деятельности, способных изменять социальные структуры: «решающую роль играют социальные субъекты (agency), включая научно-технические открытия, социальные движения, легитимных лидеров, массы обычных граждан» [1, с. 8]. При этом, как отмечает его последователь О. Н. Яницкий, сторонник направления, которое в науке именуется «соучаствующим исследованием» (participative research), необходимо осознать важность владения локальным знанием, необходимо видение проблемы снизу в условиях специфического социального и культурного контекста... Так как «исходной точкой социологического исследования должны быть интересы, потребности и образ жизни человека в конкретных условиях места.» [2].
Изменения, происходящие в российском обществе в последнее десятилетие, привлекают внимание социологов, которые, с одной стороны, используя наработанный категориальный аппарат и инструментарий исследований, описывают происходящие изменения; с другой — анализируя социальную реальность, привносят новое видение старых проблем и обозначают новые тенденции. К числу таких относится изучение представителями активистской социологии института церковной благотворительности. Отметим, что трансформация форм социальной помощи населению в последнее десятилетие вызвана тем, что в приходах и монастырях Русской православной церкви (РПЦ) оказывается результативная поддержка нуждающимся.
Практики церковной благотворительности рассматриваются как технологии оказания социальной помощи в приходах и монастырях РПЦ, обусловленные культурными традициями [3]. Они оптимизируют процесс поддержки самых уязвимых групп населения, среди которых: пожилые люди, инвалиды, дети (в том числе сироты, беспризорные, из неблагополучных семей), малоимущие, заключенные, люди с различными зависимостями, лица БОМЖ. Организация практик церковной благотворительности характеризуется наибольшей мобильностью по сравнению с формализованной деятельностью государственных социальных служб.
На факультете социологии СПбГУ исследования проблем благотворительности имеют свою предысторию. Под руководством автора статьи с 2000 г. студенты занимаются изучением практик благотворительности и добровольчества в рамках курса
Воронова Елена Анатольевна — кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: centeruni@mail.ru
© Е. А. Воронова, 2013
«История социальной работы в России». В 2011-2012 гг. это направление разрабатывалось в рамках НИР «Социальные практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям» (шифр 10.23.478.2011). Внимание членов группы было сосредоточено на анализе практик помощи конкретным группам клиентов и их результатах [подробнее см. 4, с. 267-313].
Объемные и достоверные социологические материалы, собранные за период исследований, являются основой для обобщений и введения их в научный оборот. Студенты используют полученные данные для написания выпускных квалификационных работ и научных статей. Результаты исследовательских проектов и выпущенные научные издания послужили основанием для формирования самостоятельного направления по изучению благотворительности и добровольчества на факультете социологии. Зафиксированы основные особенности практик церковной благотворительности: их гуманистический потенциал (гуманистическая направленность) и свобода в выборе сроков и технологий оказания адресной помощи [подробнее см. 3, с. 113-202].
Методы исследования
При исследовании практик церковной благотворительности были использованы следующие методы: анализ документов, Интернет-источников, статистики, кейс-стади, глубинное интервью.
Анализ благотворительных практик проводился на примере социального служения в трех епархиях: Московской, Екатеринбургской и Санкт-Петербургской. Епархии были выбраны по принципу достаточной удаленности друг от друга и исторически сложившимся традициям оказания помощи нуждающимся. Основные методы получения данных о формах социального служения: анализ документов, личные наблюдения автора и участников исследовательской группы, материалы бесед, интервью, обобщение опыта работы и анализ полученных результатов.
Методом исследования благотворительных практик и результатов деятельности по ведению случая с разными уязвимыми группами населения стал метод кейс-стади. Автором статьи были подготовлены серии этнографических кейсов, описывающих опыт конкретных церковных приходов и их благотворительную помощь, оказываемую повседневно. Об этом положительном опыте социальной помощи, к сожалению, недостаточно известно. По нашему мнению, анализ социальной помощи института церкви имеет большое прикладное значение с точки зрения распространения результативных форм благотворительности в современном обществе. Это знание необходимо как рядовым гражданам, так и политикам, чиновникам и представителям научной сферы.
Уровни исследования благотворительных практик
Социологические исследования практик церковной благотворительности проводились на четырех уровнях (табл. 1).
Таблица 1. Уровни благотворительных практик и координирующие органы церковно-
социальной деятельности РПЦ
Уровни Координирующие органы
Общецерковный Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Епархиальный Отдел по благотворительности
Благочинный Благочинный
Приходской Настоятель
Примечание: Составлено по материалам, представленным на сайте Русской православной церкви Московского патриархата [5].
Общецерковный уровень
Основными методами сбора информации о практиках церковной благотворительности стали аналитические методы: анализ общих документов Русской православной церкви (Московского патриархата), определяющих социальное служение, отчетных документов и доступных для обращения статистических данных, а также сведений, опубликованных в Интернете.
Анализ документов проводился в соответствии с организационной структурой института церкви. Документы делились на нормативно-правовые и отчетные. В рамках анализа нормативно-правовых документов РПЦ рассматривались Концепция социального служения, Устав Русской православной церкви, Основы социальной концепции Русской православной церкви, положения, должностные инструкции, уставы религиозных учреждений (типовой устав прихода). Источником материалов служил официальный сайт Московского патриархата и печатные издания [6].
В результате анализа Интернет-ресурсов были выявлены источники финансирования социального служения и благотворительных практик на общецерковном и приходском уровнях (табл. 2).
Таблица 2. Источники финансирования социального служения и благотворительных практик
Уровни Источники финансирования
Общецерковный — общероссийский общественный «Национальный благотворительный фонд»; — благотворительный Фонд преподобного Серафима Саровского; — фонд Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного
Приходской — продажа свечей; — требы; — кружечный сбор; — прибыль от коммерческой деятельности (мастерские по изготовлению свечей, памятников, издательская деятельность)
Примечание: Составлено по материалам сайта Русской православной церкви [7].
Епархиальный, благочинный и приходской уровни
На епархиальном уровне были использованы следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, статистики, отчетных материалов и ресурсов Интернета. Нормативно-правовую основу благотворительной деятельности РПЦ регламентируют две группы документов. Прежде всего, это государственные правовые акты, а затем документы, принятые РПЦ. Законодательная база социального служения в Московской епархии систематизирована и представлена на сайте отдела по благотворительности и социальному служению Московской епархии [7]. Информационные материалы о мероприятиях и организации церковной социальной деятельности, возложенной на Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, размещаются на сайте Московского патриархата [8]. Как правило, это анонсы благотворительных акций, отчеты о конференциях, «круглых столах» по вопросам социального служения, а также методические материалы, иллюстрирующие фундаментальные подходы Церкви к организации социальной деятельности.
Отчетные документы, подробно иллюстрирующие формы социального служения, приводящие какие-либо статистические данные, в открытом доступе размещены только на сайте Отдела по благотворительности и социальному служению Московской епархии. В разделе «Годовые отчеты» помещены отчеты, начиная с 2005 г. [9]. На сайте представлен и опыт реализации проектов в сфере социального служения [10]. На сайтах епархии в большей мере, чем на информационных порталах других епархий, доступны материалы, характеризующие фундаментальные позиции Церкви и принципы социального служения. Статистические данные, к сожалению, плохо обновляются на епархиальных сайтах, поэтому сложно проследить динамику по разным направлениям деятельности. Общую статистику по количеству епархий, приходов, благочиний и митрополичьих округов можно найти только в докладах Святейшего Патриарха, на сайты эта информация доходит с опозданием на год. Даже на активно развивающемся портале Диакония.ру [11] — официальном сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению — можно получить информацию о епархиальных мероприятиях социальной направленности, о формах помощи различным группам населения только за прошлый, 2012 г. Положительным является факт наличия методических рекомендаций по организации социальной работы в приходе.
Анализ Интернет-источников. Сложности при подготовке и проведении социологического исследования возникли при поиске информации о социальной деятельности приходов, храмов и монастырей. В большинстве случаев на момент начала исследования (2011 г.) отсутствовали Интернет-страницы у небольших церквей, часовен, находящихся в Санкт-Петербургской епархии. На сайтах монастырей и приходов разделы, посвященные социальному служению, носят фрагментарный характер, не систематизированы по единому образцу в епархиях. Поэтому очень сложно описать все целевые группы нуждающихся и формы помощи. На сайте епархии подобная информация не была выделена в отдельный блок и найти ее может только уверенный пользователь (например, отфильтровав темы новостей сайта Санкт-Петербургской митрополии [12]). Кроме того, в нашем случае происходил поиск информации о тех или иных проектах, осуществляемых в конкретных благо-
чиниях. Возможности отфильтровать или учесть фактор территориальной принадлежности прихода навигация сайта на момент обращения в 2013 г. не предоставляла. На текущий момент ситуация с освещением социального служения на данном сайте не улучшилась. По-прежнему нет специального раздела, размещенная информация плохо структурирована.
В сферу внимания попал также Православный портал о благотворительности и социальной деятельности [13]. В настоящее время Православный портал развивается, совершенствуется возможность поиска интересующей информации в зависимости от целевой группы, формы помощи, типу церковной социальной службы. Создана База данных по социальному служению РПЦ [14]. Выделены отдельные разделы для каждой уязвимой группы, которой оказывается помощь (дети, оставшиеся без родителей, инвалиды и пожилые, бездомные, наркоманы). Много информации о благотворительных акциях и методического материала для желающих вступить в ряды добровольцев. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что на сайте преобладает информация о мероприятиях и проектах, осуществляемых в Москве и Санкт-Петербурге [15], отсутствует информация в полном объеме о благотворительных практиках в других епархиях России. Слабым местом созданных сайтов является отсутствие статистической информации и ежегодных данных о деятельности епархий.
Можно отметить положительную тенденцию в оформлении отчетности на примере Московской епархии, на сайте которой все приведено в соответствие. Так, в отделе по благотворительности и социальному служению Московской епархии используются следующие документы отчетности, предоставляемые благочиниями:
— карта социальной благотворительности;
— перечень церковных государственных учреждений благочиния;
— информация о социальном служении в благочинии на текущий момент;
— новости по социальному служению и благотворительности;
— план проведения совместных мероприятий благочиния и управления социальной защиты населения на предстоящий календарный год;
— отчет о проведении совместных мероприятий благочиния и управления социальной защиты населения за прошедший год;
— план и отчет о проведении благотворительной акции «Согреем детские сердца»;
— годовой отчет.
Образцы документации размещены на сайте отдела в разделе «Ведение документации отдела». На основании информации готовится сводный годовой отчет, форма которого также размещена на этом сайте. В разделе «Методические рекомендации» можно ознакомиться с рекомендациями по ведению документации и организации социального служения [16]. Данный сайт очень информативен, информация структурирована по разделам.
Сайт отдела социального служения Екатеринбургской епархии [17] организован несколько иначе. Здесь нет таких подробных форм отчетности, того, что можно было бы использовать как методический материал для организации документооборота. Акцент сделан на информационной составляющей: в частности, на организации работы с добровольцами, привлечение их в разные проекты; описываются основные проекты, реализуемые отделом; размещен кодекс добровольца и анкета для мирян, желающих стать волонтерами.
Хотелось бы рекомендовать представителям информационных отделов епархий выработать единообразный подход в оформлении статистических отчетов епархий для более глубокого исследования представителями общественности и различных научных сообществ данного материала.
Интересен информационный портал «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии» [18]. Публикуются интересные материалы, описывающие опыт помощи различным уязвимым группам. Ведется информационный бюллетень, где размещается актуальная информация [19]. Так, в 2012 г., согласно информации данного портала, активизировалась работа с наркозависимыми, бездомными, ВИЧ-инфицированными.
Работа по ведению собственного Интернет-портала требует привлечения специалистов и постоянного обновления информации. В этом отношении ресурсы аперхий существенно ограничены, и их деятельность по социальному служению на собственных Интернет-страницах освещается слабо.
Метод кейс-стади: анализ практик благотворительности на приходском уровне. Метод кейс-стади позволил сочетать достоинства глубинного интервью с возможностями визуального наблюдения за деятельностью конкретного прихода. Особо интересным этот метод стал с точки зрения возможности привлечь к исследованию студентов факультета социологии. Глубинное интервью как качественный метод эмпирического исследования в социологии — это неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному гайду (плану). Основная задача беседы — побуждение респондентов (экспертов) к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по выделенным в гайде тематическим блокам. Глубинные интервью проводились при личной встрече в отдельных помещениях, в которых находились только интервьюер и респондент. Велась аудиозапись бесед, продолжительность которых варьировалась от 60 минут до 2 часов. Включенное наблюдение осуществлялось в ходе личных бесед исследователей на территории церкви на произвольные темы с прихожанами и мирянами (волонтерами), пришедшими для исполнения церковных треб или участия в социальных акциях и мероприятиях прихода.
Православная община прихода — основная группа, составляющая церковь. Как свидетельствуют дореволюционные источники, на Руси церковные приходы или приходские общины образовывали нижнюю ступень в епархиальной структуре и утверждались для организации благотворительности в кругу прихожан. Эта традиция существует и в настоящее время. Православная приходская община для современных социологов — новый, малоизученный объект. Сведения о благотворительной деятельности института церкви были получены в ходе социологических исследований в приходах Красносельского, Петергофского, Царскосельского, Невского, Центрального благочиний Санкт-Петербургской епархии и ставропигиальных монастырях (2003-2012 гг.).
Получение социологической информации о деятельности церковной общины требует качественного подхода, позволяющего исследовать ее повседневные социальные практики. Отметим, что в данном контексте под социальной практикой церковной благотворительности понимаются обусловленные православной культурой повседневное поведение и способы действия членов общины. В этом случае качественным методом сбора информации являются кейс-стади. В разработке стратегии при подготовке исследования данным методом автор опирался на научные труды
представителей социологической школы Санкт-Петербургского государственного университета [20] и на фундаментальные труды зарубежных ученых [21].
Особенностью этого метода служит то, что исследователь фиксирует в первую очередь этнографический материал, описывающий социальную деятельность церковной общины. Этнографическая стратегия кейс-стади используется для изучения и детального описания ее жизни. Таким образом, метод кейс-стади позволяет зафиксировать и описать традиционные виды приходской социальной помощи нуждающимся в современной России.
В ходе исследования наряду с повседневными социальными практиками выделены и специализированные, когда приход или монастырь в большей степени специализируется на оказании одного вида помощи (например, оказание помощи нарко- и алкозависимым). Большое значение при этом имеет духовное наставничество и молитва священника о человеке, который обратился за помощью.
Участники глубинного интервью на епархиальном уровне: представители отделов и фондов Санкт-Петербургской епархии: сотрудник епархиального миссионерского отдела (В. А. Рычкова); сотрудники отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии и сотрудники благотворительного фонда, учрежденного Санкт-Петербургской епархией БФ «Диакония» (Е. Е. Рыда-левская, Е. Н. Лукьянова); старший психолог Центра помощи алкоголезависимым при отделе по противодействию наркомании и алкоголизму «Трезвость» (В. М. Куди-нов); руководители проектов Благотворительного фонда «Центр социальной адаптации несовершеннолетних во имя святителя Василия Великого» (Ю. В. Никитина, Т. Б. Салтанова). На благочинном и приходском уровнях: Красносельское благочиние, храм Преподобномученика Андрея Критского в пос. Сергиево (благочинный, протоиерей Валерий Швецов); Невское благочиние, приход Чесменской церкви (настоятель храма св. Иоанна Предтечи — протоиерей Алексий Крылов); приход при женском монастыре Святого Иоанна Кронштадтского (Иоанновский) на р. Карпов-ке (протоиерей Николай Беляев, старший клирик Иоанновского монастыря); Петергофское благочиние, приход Святых первоверховных апостолов Петра и Павла (иерей Иоанн Смирнов); Пушкинское благочиние, Софийский собор (благочинный, протоиерей Геннадий Зверев); прихожане и невоцерковленные миряне (захожане) [22]. Пока еще существуют проблемы во взаимодействии двух институтов. Выявить факторы, которые препятствуют соработничеству специалистов государственных социальных служб со служителями РПЦ при оказании различной социальной помощи — актуальная задача междисциплинарных исследований. Объективная социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России свидетельствует о том, что необходимость институционального соработничества востребована [подробнее см. 3, с. 90-112].
Подводя итог, можно сказать, что приходы и монастыри Санкт-Петербургской епархии играют заметную роль в оказании социальной помощи населению. Совместная деятельность Русской православной церкви и государства представляется наиболее эффективной моделью в решении сложных социальных проблем.
Социологические методы исследования практик благотворительности на всех уровнях организации позволили наметить общие контуры изучаемого объекта и зафиксировать его составляющие (виды помощи, группы клиентов, инициативность мирян в приходской деятельности). В ходе исследования выявлены и описаны про-
блемы, которые возникают в сфере социального служения. Для получения достоверной и полной современной картины благотворительной практики института церкви, сбора информации и ее обработки, помимо социологических методов, необходимо использовать междисциплинарный подход, так как вовлечение православного сообщества и РПЦ как социального института в благотворительную деятельность — это процесс, к которому сограждане относятся по-разному, зачастую критически. Надо отметить, что среди священнослужителей не наблюдается единодушия в отношении социального служения (в части оказания социальной помощи, в основном, материальной), так как, по их мнению, это отвлекает от главной функции церкви — духовного спасения прихожан. На наш взгляд, научный анализ института церкви благотворительных практик является перспективным направлением в активистской социологии.
Литература
1. Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, исправл. и дополн. СПб.: Интерсоцис, 2009. 138 с.
2. Яницкий О. Н. Проблемы активистской социологии в России. URL: http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/problemy-aktivistskoi-sociologii-v-ossii/?searchterm=%D0%BF%D1%80%D 0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0% B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D0%BE% D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%20 %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 07.06.2013).
3. Воронова Е. А. Социальные практики института церковной благотворительности // Благотворительность в современной России: институциональный анализ: в 3 кн. Кн. 1. Церковные практики: монография. СПб.: Изд-во «Скифия-принт», 2011. 304 с.
4. Воронова Е. А., Васильева С. М. Направления социальной помощи в приходах Русской православной церкви (по результатам социологического исследования в Санкт-Петербургской епархии) // Практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям в современной России (на материалах Санкт-Петербурга): коллективная монография / под общ. ред. А. Н. Воронова, Е. А. Вороновой. СПб.: «Скифия-принт», 2013. 428 с.
5. Сайт Русской православной церкви Московского патриархата. URL: http://www.mitropolia.ru (дата обращения: 01.06.2011).
6. Сайт Московского патриархата. Раздел «Документы». URL: http://www.patriarchia.ru/db/ document/ (дата обращения: 03.06.2013).
7. Отдел по благотворительности и социальному служению Московской епархии. Методические материалы. URL: http://www.blago-mepar.ru/metodicheskie_materialy/ (дата обращения: 03.06.2013).
8. Официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви. URL: http://www.diaconia.ru/ (дата обращения: 03.06.2013).
9. Отдел по благотворительности и социальному служению Московской епархии. Годовые отчеты. URL: http://www.blago-mepar.ru/godovye_otchety/ (дата обращения: 03.06.2013).
10. Отдел по благотворительности и социальному служению Московской епархии. Опыт реализации проектов. URL:http://www.blago-mepar.ru/social_service/opyt_realizacii_proektov1/ (дата обращения: 03.06.2013).
11. Официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви. URL: http://diaconia.ru/ (дата обращения: 03.06.2013).
12. Санкт-Петербургская Митрополия Русской православной церкви (Московский патриархат). URL: http://www.mitropolia-spb.ru/ (дата обращения: 17.06.2013).
13. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. URL: http://mi-loserdie.ru (дата обращения: 03.06.2013).
14. База данных по социальному служению РПЦ // Милосердие.ш. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. URL: http://www.miloserdie.ru/social/?eparchy_id=109 (дата обращения: 03.06.2013).
15. Православный форум о благотворительности и социальной деятельности. URL: http://www. miloserdie.ru/index.php?start=0&ss=2&s=58) (дата обращения: 03.06.2013).
16. Отдел по благотворительности и социальному служению Московской епархии. Методические материалы. URL: http://www.blago-mepar.ru/metodicheskie_materialy/ (дата обращения: 03.06.2013).
17. Православная Служба Милосердия. Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. URL: http://www.ekbmiloserdie.ru/(дата обращения: 03.06.2013).
18. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ ru/info_ru.htm (дата обращения: 03.06.2013).
19. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. Информационный бюллетень. URL: http://www.rondtb.msk.ru/newslet/ru/news_ru.htm (дата обращения: 03.06.2013).
20. Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. 256 с.
21. Браймен А., Белл Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2012. 776 с.
22. Практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям в современной России (на материалах Санкт-Петербурга): коллективная монография / под общ. ред. А. Н. Воронова, Е. А. Вороновой. Часть 2. С. 232-327. СПб.: «Скифия-принт», 2013. 428 с.
Статья поступила в редакцию 11 июня 2013 г.