СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
УДК 316.74:2 Е. А. Воронова
ИНСТИТУТ ПРИХОДСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Русская православная церковь в современной России осуществляет социальное служение, являясь институтом гражданского общества. Она обладает, в соответствии с законодательством, определенной правоспособностью для осуществления социальных функций. При этом государство, признавая роль религии в общественных преобразованиях, сотрудничает с ней в качестве социального партнера, выстраивая свои взаимоотношения на определенной правовой основе. В качестве регулятора равновесия этих отношений выступает действующий в государстве комплекс нормативно-правовых актов, определяющих параметры осуществления Церковью социального служения, и в том числе характер, пределы и направления сотрудничества Церкви и государства при осуществлении такой деятельности [1]. «Совместная деятельность Русской Православной Церкви и государства представляется наиболее эффективным методом решения огромного числа проблем, существующих в нашей стране на сегодняшний день», —отмечено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» [2, с. 26].
В основе православной религиозной традиции лежат и вера, и церковная жизнь, и как результат этого — следование духовному идеалу, а в рамках повседневной жизни — ориентация на определенные нравственные нормы, выработку конкретного духовного опыта в трудовой и профессиональной деятельности, дающего духовно-нравственную опору человеку и объединяющего верующих в единую общность. «Поэтому православная вера и выросшая на ее почве нравственность выполняли в обществе двоякую роль: они подталкивали, устремляли человека к высокому духовному идеалу, раскрывали во всей полноте смысл жизни и одновременно производили перемены в самом человеке и его окружении, одухотворяли и облагораживали сферы его бытия» [3, с. 463]. Современный период в истории Русской православной церкви сопровождается востребованностью ресурсов: и нравственных и социальных [4, 5].
Русская православная церковь за долгую историю социального служения создала систему религиозных институтов, также имеющих статус социальных институтов и определила внутренний регламент их деятельности, прав и обязанностей. При этом Русская православная церковь в данном случае выступает как управляющая система, а ее структурные подразделения — как управляемые системы. Социальными институтами, на которые Русская православная церковь возложила осуществление благотворительной деятельности, стали церковные общины (приходы) и монастыри [6, с. 12]. По уставу князя Владимира 996 г. была определена десятина как источник финансирования церквей, монастырей и организуемых при них благотворительных учреждений [7,
© Е. А. Воронова, 2010
с. 4]. «Десятину» составляли «десятая часть от всякого суда, из торгу — десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год — десятая часть от всякого хлеба на каждый год — десятая доля» [8, с. 4].
Церковно-общинная приходская социальная помощь осуществлялась с благословения местного духовенства, в попечении о бедных принимали участие прихожане. Церковные приходы в силу объективных причин позволяли определить конкретных нуждающихся и уровень необходимого вспомоществования, что обеспечивало доступность, адресность, а следовательно, и эффективность этой помощи.
Темой данного исследования является социальное служение прихода как социального института, который оказывал социальную помощь нуждающимся в различные исторические периоды. Источниками информации о социальном служении стали исследования историков, социологов, богословов, философов. Традиционно анализируют несколько хронологических этапов развития представлений о социальной деятельности прихода: дореволюционный, советский и современный.
На каждом этапе социальное служение прихода осмысливается исследователями в широком историческом аспекте и в русле церковных традиций становления института приходской благотворительности.
Дореволюционный этап социальной деятельности прихода
По утверждению М. В. Фирсова, который исследовал и литературу XIX в., сложились два подхода к рассмотрению истории развития приходской системы помощи [9]. Первый подход связывает развитие системы приходской помощи с периодом татаромонгольского нашествия. В соответствии с данной теорией, вследствие разорения южных земель население мигрировало на север Руси в глухие места, где строился храм и устраивались поселения вокруг храма. Так образовывался православный приход. Он выполнял административные функции, а также выступал в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих [10]. Второй подход к развитию приходской системы рассматривает ее как переходное звено между монастырской и гражданской системами помощи. Избрание священнослужителей и причта приходская община осуществляла самостоятельно. Главным отличием приходов от монастырей была открытость их организационной структуры [11, с. 159].
В богословской литературе при рассмотрении данной темы характерно обращение к изучению истоков христианской социальной помощи. Многие из них доказывали, что церковные организации, в первую очередь приходские попечительства, могут и должны служить важным звеном системы социальной помощи. Протоиерей А. Кудрявцев в книге «Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства» церковные структуры подразделил на Союзы: междуцерковный, епархиальный, церковно-национальный, приходской и их благотворительные учреждения [12, с. 56]. А протоиерей И. Рождественский в работе «Общественная и частная благотворительность в духе Евангельском» охарактеризовал милосердие как добродетель сердца, стремящегося к облегчению скорбей и нужд всех страждущих. Видимый образ милосердия, по И. Рождественскому, есть социальная помощь. Развил эту мысль протоиерей Г. Смирнов-Платонов, отметив, что христианское общество немыслимо без проявлений частной и общественной благотворительности и связанной с ней социальной помощи, и задача священников — руководить ею.
По мнению философа М. П. Мчедлова, «традиция милосердия, благотворительной деятельности активно развивалась в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования» [13, с. 59].
В русском богословии исследований о приходе и приходской жизни немного. Главная часть из них принадлежит А. А. Папкову, издавшему в 1897-1918 гг. ряд книг на эту тему.
Под приходом А. А. Папков понимал не просто сосредоточение храма, причта и прихожан в определенном месте — селе, городе или улице, но объединение их в некоторой целостности, которая предполагает совместную богослужебную и небогослужебную духовную жизнь [14, с. 9]. Существуют и другие определения, согласно которым приход — это церковный округ населения, имеющий свой особый храм, совершающий священнодействия для прихожан [15, с. 257], или община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Современное определение дано в Уставе РПЦ: приход — каноническое подразделение РПЦ, находящееся под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священни-ка-настоятеля [16]. Церковные приходы или приходские общины образовывали низшую ступень в епархиальной структуре [8, с. 278].
Основными чертами социальной помощи древнерусского (т. е. относящегося ко времени до XVII в. включительно) прихода были: прежде всего активная роль прихожан, их полная ответственность за содержание храма и причта, библиотек; приход строил собственными силами богадельни, больницы, странноприимные дома. А. А. Папков писал: «Практически сколько приходов на Руси, столько богаделен, странноприимных домов» и т.д. [17, с. 24]. Устраивались и «убогие» дома, т. е. кладбища для бедных и приюты для подкинутых детей. Все это тоже на средства прихода. Система приходской помощи была очень развитой, функциональной и эффективной. Именно в то время закладывались основы будущего широкого социального служения церкви.
Церковная земля давала средства содержания причту церкви [18, с. 248]. «Так как из церковной земли члены причта кроме содержания не извлекали каких-нибудь выгод для себя, —они были освобождены от всяких оброков. Землею церковною обычно пользовались все, находившиеся при церкви в погосте или селе лица — поп, дьякон, пономарь, сторож и проскурница» [7, с. 249].
Анализируя труды историков (В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский и др.) о деятельности приходов РПЦ, можно сделать вывод о тех группах населения, которые в церковной литературе и исследованиях характеризуются как проблемные, уязвимые и нуждающиеся. Так, особой добродетелью на Руси считалось ухаживать за престарелыми и больными, в том числе и за теми, кто страдал проказой или эпилепсией. Митрополит Киевский Илларион подчеркивал милосердие князя Владимира и отмечал, как истово он исполнял Божии заповеди: «просящим давал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал, должников искупал, рабам даруя свободу». «И не могу сказать о всей его милости, —продолжает митрополит Илларион. — Не только в дому своем милостыню творил, но и по всему городу, и не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил — всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя» [8, с. 127].
Русская традиция милосердия, по мнению В. О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в сторону нищих: «человеколюбие на деле значило нищелюбие». В то время преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерусский благотворитель, «христолюбец», помышлял лишь о собственном духовном совершенствовании. По утверждению В. О. Ключевского, «нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при Церкви практическим институтом благонравия» [19, с. 79].
Церковный Устав XII в. расширяет список тех, кто относится к проблемным группам населения: «нищие, слепые и хромые» считались «церковными людьми». В другом же документе— «Правиле о церковных людях» (XIII в.) —перечисляется ряд благотворительных дел, на которые шли церковные средства: «... нищих кормление и чад мног, странным прилежание (иначе говоря — странноприимство), сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прокормление, в худобе умирая покровы и гробы» [20, с. 76-77]. Вдовы, погорельцы, пленные, сироты, дети, странники — новые целевые группы для оказания приходами социальной помощи.
В приходах активно развивалась помощь, в частности, неграмотным. Церковноприходские школы и школы грамоты имели целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания» [21, с. 67]. «Полезным знаниям» (чтению, письму, арифметике) обучали воспитанники семинарий и выпускницы епархиальных женских училищ. Все церковнонародные школы обучали и навыкам по сельскому хозяйству, и ремеслам; по возможности при них открывались профильные курсы, опытные земельные участки, мастерские и кружки, в которых, помимо учеников, занимались их родители и вообще взрослые прихожане обоего пола. При училищах создавались библиотечки и читальни, где в воскресные и праздничные дни для взрослых устраивались религиозно-нравственные чтения и практические занятия — по агротехнике, садоводству, медицине и т. д. В некоторых епархиях церковные школы брали под свою опеку и православные братства, переживавшие этап возрождения [22, с. 695-699].
Именно благодаря приходскому духовенству и несмотря на его труднейшие материальные условия — под двойным гнетом иерархии и государственной власти, церкви синодального периода удалось сохранить традиции помощи нуждающимся. Положение приходского духовенства оказалось гораздо тяжелее положения иерархии и монашества, и тем не менее именно на его плечах в эпоху государственной церковности лежало бремя ответственности за социальное служение Церкви [8, с. 145].
С. В. Кузнецов утверждает, что в рамках православного прихода протекала главная и большая часть духовной жизни русских. В результате анализа деятельности православного прихода XIX — начала XX в. автор выделил следующие основные его функции:
1) религиозная (сакральная), в том числе и государственно-религиозная;
2) религиозно-нравственная;
3) социальная — эта функция отражает деятельность прихода, заключавшуюся в заботе о бедных, обездоленных;
4) религиозно-праздничная;
5) хозяйственная;
6) культурной адаптации [3, с. 157].
По устоявшейся практике прихожанином приходской церкви считалось лицо мужского или женского пола, имеющее свой дом в приходе и состоящее в данной крестьянской общине [7, с. 130]. Приход укреплял и стимулировал в прихожанине такие черты характера, как любовь к храму, жертвенность, милосердие. Религиозные установки коллективного, а через него и индивидуального сознания реализовывались в первую очередь в храме [7, с. 159]. Приход в XIX в. — это прежде всего религиозное сообщество. Церковь, будучи общественным союзом, что облегчало ее отношения с государством, как и последнее в своем предельном выражении, претендовала не «на отдельные стороны человеческой жизни, а на всю его жизнь» [7, с. 176].
В последние годы растет интерес российских историков к организации религиозной жизни, в том числе к истории братства и приходских попечительств, впервые возникших накануне крестьянской реформы 1861 г. Это неудивительно, если учесть, что данная тема лежит на пересечении двух других, изучение которых в советские десятилетия было сдвинуто на самую периферию исследовательского интереса, — истории Русской православной церкви как таковой и многоаспектной истории российской благотворительности. Свободные от идеологического давления исследователи сумели оценить важность того умственного и духовного движения, которое выступило в начале 60-х годов XIX в. с инициативой возрождения приходской социальной помощи в общем контексте модернизации российского общества. По мнению А. Р. Соколова, отсутствие приходского социального служения могло быть причиной скитания нищих по всей Империи [23, с. 99].
В начале XX в. церковные историки (А. А. Папков, И. Бердников и др.) стали выступать за повышение общественной значимости приходов, за активизацию деятельности прихожан, в том числе и в области призрения, показав социальную направленность функционирования православных братств [17, с. 165]. В целом авторы, исследовавшие дореволюционный период, имели схожие взгляды на перспективы развития системы приходской помощи. Все они приходили к заключению, что в условиях роста нищеты их функционирование требует к себе гораздо большего внимания и правительства, и общественности. При определенных условиях и надлежащей организации приход, считали они, способен стать одной из основных структурных единиц системы общественного призрения. Различались у авторов лишь границы самостоятельности приходов и допускаемого участия светских лиц в решении приходских вопросов.
Первоначально церковные приходы служили фундаментом развивающегося социального института Церкви. В силу объективных причин они позволяли без дополнительных затрат определить конкретных нуждающихся и уровень необходимого вспомоществования. Рассматривая православную церковную общину или приход любого действующего храма как единый целостный организм, невозможно говорить о его полноценной духовно здоровой жизни при отсутствии в нем наиважнейшего вида деятельности — социального служения ближнему, в основу которого положен главный Божественный закон, наибольшая заповедь — заповедь любви и милосердия.
Деятельность приходов в научных исследованиях советских ученых:
1918—1991 годы
История благотворительной деятельности не была пристально изучаема в советский период, так как церковь в 20-30-е годы XX в. рассматривалась как отживший институт общества. Одним из первых в советской историографии предпринял попытку проанализировать деятельность духовенства в области социального призрения М. С. Корзун
[24].
С изменением общественно-политической ситуации в стране после октябрьских событий 1917 г. изменилось и положение Русской православной церкви. Всякие проявления общественно значимой деятельности Церкви были сведены на нет, несмотря на ее многовековой опыт социального служения.
После Октябрьской революции социальное служение церкви и приходская социальная помощь как одна из его форм, за редким исключением, не являлись предметом исследований. В советский период понятие «приходская социальная помощь» практически исключили из научного оборота и всей социальной литературы, заменив его
термином «социальное обеспечение со стороны государства». Соответственно этому научные разработки данной проблемы либо вовсе не велись, либо носили отрывочный фрагментарный характер, как правило, с критическим уклоном. В этот период были опубликованы работы И. Эльвина и Б. Кандидова, посвященные деятельности русской церкви в период Первой мировой войны, в которых авторы подчеркивают свое резко отрицательное отношение к церкви, церковной социальной помощи. В очерке В. Д. Бонч-Бруевича «Силы русского клерикализма», написанном в 1925 г., социальная деятельность церкви оценивается негативно [25].
С 50-х годов XX в. начинает возрождаться интерес к социальному служению церкви в обществе. Проблема милосердия получает освещение в работах таких православных богословов, как Анатолий Жураковский, В. Д. Сырачев, протоиерей Александр Вете-лев, иеромонах Павел (Черемухин) [13, с. 72].
В конце 80-х — начале 90-х годов XX в. повышение роли православия в общественной жизни способствовало изменению отношения к изучению истории социальной активности церкви, появлению публикаций по социальному служению.
Приход как институт гражданского общества в научных исследованиях российских ученых: 1991—2009 годы
На современном этапе развития российского общества становление института приходской социальной помощи определяется возрождением православной церкви и государственно-общественным поворотом к ее духовно-нравственным и культурным ценностям [26, с. 20].
С 1991 г. к данной проблеме привлечено внимание российских исследователей: М. Ф. Фирсова, Л. А. Темниковой, Т. А. Бернштама, П. С. Стефановича [26, 27, 28, 29].
Отечественные историки сегодня склонны признать значительную роль Русской православной церкви в организации социальной помощи нуждающимся. В работе «О социальной концепции русского православия», посвященной социальному служению церкви, Л. В. Бадя и Е. И. Xолостова отмечают, что православная церковь на протяжении всей своей истории (даже в условиях гонений со стороны советской власти) реализовывала социальное служение, основанное на добротолюбии [30, с. 139-140].
Г. Н. Ульянова проанализировала американскую историографию российской благотворительности. Необходимо отметить, что тема приходской социальной помощи не анализируется иностранными исследователями. Косвенно затрагивается она только в статье А. Линденмайера «Благотворительность и проблема безработицы: дома трудолюбия в поздний период Российской империи», где имеется краткое описание деятельности прихода Св. Праведного Иоанна Кронштадтского [31, с. 97-112].
Исследователи деятельности РПЦ солидарны в том, что «основой православной инфраструктуры являются храмы (и существующие при них объединения верующих — приходы) в районных центрах или обычные (некафедральные) храмы в крупных городах. Эти храмы содержат тот или иной объект православной инфраструктуры (благотворительную столовую для бездомных, воскресную школу) и помогают развиваться какому-то бедному приходу» [32, с. 133].
Институт приходской благотворительности накопил опыт социального служения с 1991 г., о чем свидетельствуют больничные храмы и часовни, создаваемые братства и сестричества, возрождающиеся и вновь открывающиеся приюты для бездомных и престарелых, богадельни, дома милосердия, благотворительные столовые [33].
В 90-е годы XX столетия большое количество россиян оказались за чертой бедности. Особенно страдали проблемные группы населения — те, кто не мог, причем не по
своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.
В этих условиях особую значимость в деле оказания помощи неимущим стал приобретать именно институт приходской благотворительности.
Первые шаги в области возобновления социального служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), образованного 31 января 1991 г. в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской православной церкви.
ОЦБСС МП призван заниматься организацией, координированием и развитием социального служения на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях на канонической территории Русской православной церкви. С момента образования Отдела его председателем является Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Главная цель и назначение ОЦБСС МП — стать источником и жизненным центром возрождения социального служения на общецерковном, епархиальном, монастырском и приходском уровнях. В связи с этим с момента своего образования Отдел тесно сотрудничает с синодальными учреждениями, епархиальными управлениями, обителями и приходами, а также с межцерковными, зарубежными и общественными благотворительными организациями.
Государственная власть также стремилась к развитию отношений с РПЦ, о чем свидетельствует принятый 26 сентября 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулирующий в том числе и организационно-правовые основы осуществления благотворительной и социальной деятельности приходом.
Церковь действует как самостоятельная организация, обладающая, в соответствии с действующим законодательством, определенной правоспособностью для осуществления социального служения. При этом государство и церковь выступают в качестве равноправных партнеров, строящих свои взаимоотношения на определенной правовой (в том числе на договорно-правовой) основе. Возникает некая равновесная конструкция, учитывающая интересы и специфику каждой из сторон. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: юридическая поддержка занимает одно из центральных мест в социальном служении. От качества этой поддержки во многом зависит выполнение всеми нами Господней заповеди возлюбить ближнего своего, как самого себя [1].
Говоря о правовой основе осуществления благотворительной социальной деятельности приходов, необходимо выделить две группы документов, которые регламентируют такую деятельность. Прежде всего это государственные правовые акты, а затем — документы, принятые РПЦ.
Государственные правовые акты
В Конституции Российской Федерации — основном законе страны — в ст. 14 п. 2 декларируется, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [34].
Понятие «религиозное объединение» раскрывается в Гражданском кодексе РФ (принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., § 5, ст. 117): «1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей».
В этой же статье говорится о том, что общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для достижения целей, ради которых они созданы,
и соответствующую этим целям. Приходской совет конкретного прихода принимает решение об оформлении в качестве юридического лица, или, иными словами, религиозной организации. И далее в документах и официальных бумагах фигурирует как религиозная организация. «2. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых гражданским кодексом, определяются законом» [35].
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 г.) различает местные и централизованные религиозные организации: «3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций» [36].
По состоянию на 1 января 2009 г. в Русской православной церкви насчитывается 157 епархий, 203 архиерея, 804 монастыря (не считая шести в Русской Зарубежной Церкви), 29 263 прихода, духовенства — 30 670 человек, 11 051 воскресная школа, а также 87 духовных школ, пять духовных академий, 38 семинарий, три православных института, два богословских университета. Действует более 200 православных гимназий, лицеев и школ, более 430 православных молодежных центров, 113 церковных приютов. Основы православной культуры и другие «факультативы духовно-нравственной направленности» преподаются примерно в 11 200 общеобразовательных школах.
Священнослужители РПЦ «духовно окормляют» свыше двух тысяч воинских частей. Количество сестричеств милосердия, домов престарелых, благотворительных столовых, центров реабилитации наркозависимых и других собственных социальных учреждений РПЦ достигло почти полутора тысяч.
За рубежом действуют около 280 приходов Московского патриархата. Русская зарубежная церковь насчитывает 13 архиереев, около 320 приходов и примерно 20 монастырей в разных частях света. Большая часть приходов расположена в США, Австралии, Германии и ряде других стран Западной Европы [37].
Статья 18 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» рассматривает благотворительную и культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций, а ст. 23 — предпринимательскую деятельность религиозных организаций: «Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации».
Религиозная организация может осуществлять в основном два вида деятельности: культовую, включающую в себя проведение богослужений, молебнов, обрядов и т. д., и внекультовую. Благотворительная и социальная деятельность как раз осуществляется в рамках внекультовой. Согласно определению, внекультовая деятельность — практическая деятельность, осуществляемая религиозной организацией в соответствии с определенным вероучением, направленная на удовлетворение религиозных потребностей вне религиозно-обрядовой сферы и обеспечение культовой деятельности. Такая деятельность имеет вспомогательное значение, в свою очередь, включает в себя несколько подвидов, перечень которых не является исчерпывающим. Соответственно, благотворительная деятельность — добровольная деятельность религиозных организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юри-
дическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Право на осуществление этой деятельности — неотъемлемый элемент правоспособности религиозных организаций, поскольку на него имеется прямое указание в п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Как замечает автор книги «Правовой статус религиозных объединений в России» И. А. Куницин, многие религиозные учения поощряют и даже обязывают своих последователей совершать дела милосердия — оказывать помощь больным, беспризорным детям, престарелым, бедным, иными словами — осуществлять благотворительную деятельность во всем ее многообразии [38, с. 34]. Благотворительная деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом от 7 июля 1995 г. 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Она может осуществляться не только самой религиозной организацией, но и посредством создания специально предназначенных для этого благотворительных организаций. В случае принятия руководящим органом религиозной организации решения о создании благотворительной организации в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ст. 6-12 Федерального закона «О некоммерческих организациях» последние могут быть созданы в одной из перечисленных форм:
• фонд;
• некоммерческое партнерство;
• некоммерческая автономная организация;
• объединение юридических лиц (ассоциации и союз).
Перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться религиозной организации при осуществлении социальной и благотворительной деятельности, на практике оказывается весьма большим: это лицензирование социальных церковных структур; выбор организационно-правовой формы учреждений социального обслуживания; порядок создания благотворительных и социальных структур; ведение деятельности по привлечению ресурсов (фандрайзинга); налоговые и иные льготы участникам благотворительной деятельности; выстраивание взаимоотношений с государством по поводу такой деятельности, в том числе заключение соответствующих договоров для вхождения в существующую в государстве систему поддержки и поощрения социального служения.
Проблема юридической поддержки социальной и благотворительной деятельности православных религиозных организаций связана еще и с тем, что Церковь в этой деятельности вступает в контакт с физическими и юридическими лицами, интересы и права которых надо соблюсти, взаимоотношения с которыми надо правильно оформить, от возможного произвола которых надо защитить Церковь.
Некоторые проблемы социальной и благотворительной деятельности могут быть решены только путем использования механизмов, предусмотренных действующим законодательством. В первую очередь это договорно-правовое обеспечение предоставления социальных и медико-социальных услуг в процессе социального служения, вопросы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, создание и государственная регистрация церковных благотворительных и социальных структур и многое другое [1].
У Русской православной церкви также имеется собственный Устав, в котором прописаны как общие положения, так и частные направления и условия деятельности.
Глава 11 Устава РПЦ регламентирует деятельность приходов. Пункт 2 Устава раскрывает содержание понятия: «Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея» [16]. Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской православной церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.
Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются Епархиальным советом.
Пункт 4 определяет подчиненность прихода РПЦ и государству, говоря о том, что в своей гражданско-правовой деятельности приход обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской православной церкви и законодательство страны нахождения.
Органами приходского управления являются настоятель, Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия. Члены этих органов образуют религиозную организацию и осуществляют благотворительную деятельность. Их полномочия и функции раскрываются в особых пунктах Устава (далее — по тексту Устава): «Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. В состав Приходского собрания входят священнослужители прихода, его учредители, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также под церковным или светским судом.
В обязанности Приходского собрания входит:
— избрание Приходского совета и Ревизионной комиссии:
— планирование финансово-хозяйственной деятельности прихода;
— принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея.
Приходской совет — исполнительный и распорядительный орган Приходского собрания, подотчетен настоятелю и Приходскому собранию, он обеспечивает приход необходимым имуществом, осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами» (раздел 5 Устава).
Приходское собрание из числа своих членов избирает Ревизионную комиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов, сроком на три года (раздел 6 Устава). Ревизионная комиссия подотчетна Приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, его использование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты
проверок и соответствующие предложения Ревизионная комиссия представляет на рассмотрение Приходского собрания.
В обязанности Ревизионной комиссии входит контроль за снятием кружек и пожертвованиями» [16].
Таким образом, у прихода как структурного подразделения РПЦ есть необходимое и достаточное количество органов, выполняющих распределительную, управляющую и контрольную функции. Это обеспечивает эффективную работу в сфере благотворительности и позволяет приходам развивать свою социальную деятельность по этому направлению.
В настоящее время приходская социальная помощь оказывается не только тем, кто самостоятельно обратился в приход, например малоимущим, одиноким пенсионерам-прихожанам. По инициативе священнослужителя или Приходского собрания организуются Воскресные школы, Школы Трезвения, богадельни, летние детские лагеря, в которые приглашаются все желающие. Информация о функционировании церковных организаций распространяется прихожанами. С 2008 г. издается справочник по церковной социальной помощи, в котором отражается деятельность наиболее активных приходов. Так люди узнают о возможностях получения и видах помощи в церкви. Появилось большое количество богословских исследований и энциклопедических изданий, которые объективно, на основе (после снятия грифа секретности) архивов и научной дореволюционной литературы, анализируют институциональную деятельность РПЦ в социальном, духовном, культурном аспектах [31, 39, 40, 42-45].
Система социального обслуживания населения в современной России проходит этап становления и развития. Изменения, внесенные в законодательство России, существенно изменили структуру учреждений системы социальной защиты. Городу как субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия в определении социальной политики на своей территории. Значительные функции переданы органам местного самоуправления— муниципальным советам. Принятие законов «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях» дало возможность церковным благотворительным организациям занять свое место в этой системе, хотя ее законодательные основы еще не вполне прояснены. Именно поэтому большое внимание сотрудничеству с государством в социальной сфере уделял Святейший Патриарх Алексий II и продолжает уделять Святейший Патриарх Кирилл. Подписана серия соглашений с исполнительной властью на уровне министерств о сотрудничестве во всех общественных сферах, особенно в социальной. Они способствуют укреплению позиций церковных благотворительных обществ, действующих в государственных учреждениях. На основе этих рамочных соглашений заключаются договоры о совместной деятельности с конкретными учреждениями (больницами, медицинскими училищами, детскими приютами, психоневрологическими интернатами, домами престарелых, центрами социального обслуживания населения и т. п.).
Подведем итоги. В ходе исторического развития социальной помощи менялись группы нуждающихся, которым помогал приход: к традиционным — престарелым, нищим, больным, детям — добавились разного рода зависимые, заключенные, малоимущие, инвалиды. Формы помощи эволюционировали от бесплатного кормления, обеспечения одеждой и содержания в богоугодных заведениях до комплексных программ по реабилитации, организации социального обслуживания на дому и в стационаре, образовательной и досуговой деятельности.
Роль прихода как социального института в оказании помощи проблемным группам населения менялась на протяжении всей истории России: приход был «колыбелью» со-
циальной работы, «орудием» церковной благотворительности (обеспечивая адресную социальную помощь) и с 90-х годов XX столетия полностью возродился как институт приходской социальной помощи. Между тем, как полагают некоторые ученые, социальные институты — относительно устойчивые формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества [46, с. 227-228]. На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: в современной России институт приходской благотворительности является социальным институтом и успешно реализует свой потенциал, который необходимо использовать в целях оказания социальной помощи проблемным группам населения.
Литература
1. Трайнин О. М. Юридическая поддержка социальной и благотворительной деятельности Церкви. иКЬ: // www.rondtb.msk.ru/info/ru/legal_ru.htm (дата обращения — 05.04.2008).
2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦС МП. 2000. №8.
3. Кузнецов С. В. Православный приход в России в XIX в. // Православная вера и традиции благочестия у русских в ХУШ-ХХ веках. М., 2002.
4. Воронова Е. А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви: история и современность. СПб., 2004.
5. Воронова Е. А. Духовное состояние российского общества и благотворительность. СПб., 2005.
6. Зиммель Г. К социологии религии // Вопросы социологии. 1993. №3.
7. Стог А. О общественном призрении в России. СПб., 1818.
8. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917. Т. 8. Ч. 1. М., 1996.
9. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.
10. Бензин В. Церковно-приходская благотворительность на Руси // Трудовая помощь. 1906. Май.
11. Максимов Е. Помощь бедным в Древней Руси // Трудовая помощь. 1899. №2.
12. Кудрявилев А. Н. Исторический очерк христианской благотворительности // Детская помощь. 1885. № 10-12.
13. Мчедлов М. П. Милосердие: Учеб. пособие. М., 1998.
14. Приход в православной церкви: Материалы Международной богословской конф. М., 2000.
15. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. XXV. СПб., 1898.
16. Устав РПЦ. ИКЬ: www.patriarchia.ru (дата обращения — 11.04.2008).
17. Папков А. Древнерусский приход. Сергиев Посад, 1897.
18. Сергий (Тихомиров), архимандр. Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Водской пятины 1500 г. (в связи с общими условиями жизни). СПб., 1905.
19. Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятельность исторической мысли / Сост. вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. М., 1990.
20. Щапов Я. Н. Правило о церковных людях. М., 1966.
21. Правила о церковно-приходских школах / Под ред. А. И. Иванова. СПб., 1984.
22. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке. СПб., 1993.
23. Соколов А. Р. Приходская и другие околоцерковные формы благотворительности в пореформенные десятилетия. М., 2003.
24. Корзун М. С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов (X век — 1917 год). Минск, 1984.
25. Бонч-Бруевич В. Д. Силы русского клерикализма // Религия и церковь в истории России / Общ. ред. и предисл. А. М. Сахарова. М., 1975.
26. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.
27. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 1999.
28. Темникова Л. А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга, 1996.
29. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России М., 2002.
30. О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М. Л. Мчедлова. М., 2002.
31. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи, XIX — начало XX в. М., 2005.
32. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.
33. Максим еп. Барнаульский и Алтайский. Диаконическое служение как основа церковно-приходской жизни // Речь на епархиальном семинаре «Организация приходской работы по церковной благотворительности и социальному служению» 8 июля 2005 года. ИКЬ: http://altai.eparhia.ru (дата обращения — 30.09.2009).
34. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
35. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2003.
36. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. 06.07.06) // Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» / Под общ. ред. В. И. Шкатулла. М., 2003.
37. Статистика Русской Православной Церкви. ИКЬ: http://www.blagovest-info.ru/ (дата обращения — 16.12.2009).
38. Куницин И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2003.
39. Православная энциклопедия. Русская православная церковь / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000.
40. Состав и количество религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций, содержащихся в реестре Министерства юстиции Российской Федерации. ИКЬ: www.sclj.ru (дата обращения—19.03.2009).
41. Симонов В. В. Церковь — общество — хозяйство. М., 2005.
42. Шамонин В., прот. Страницы жизни Петербургского священника. 1994.
43. Цыпин В., прот. История Русской православной Церкви. Синодальный и новейший периоды 1700-2005. М., 2006.
44. Волконский В. А. Драма духовной истории: Внеэкономические основания экономического кризиса. М., 2002.
45. Благотворительность и милосердие: историко-документальное издание. СПб., 2000.
46. Комаров М. С., Яковлев А. М. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.