УДК 355.23
Карчакин Александр Николаевич
Костромской государственный университет karchakin-sanya@rambler.ru
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
В статье осмысливается спектр теоретико-методологических подходов к пониманию сущности процесса социализации личности; обосновывается актуальность проблем воспитания и социализации выпускников высших военных учебных заведений, уточняется понятие «социализация». Отмечается, что в отечественной науке проблемы социализации индивида исследуются, прежде всего, с позиции социологии и социальной психологии. Но, если в социологической науке под социализацией понимается развитие социальных качеств с целью адаптации в обществе, то в социально-психологической научной сфере социализация является как процесс освоения личностью ценностно-нормативной системы культуры.
Ключевые слова: научные концепции социализации, ценностные деформации, социальные перемены, особенности процесса социализации будущих офицеров.
Армия играет важную роль в процессе социализации личности, который сегодня осложняется девальвацией традиционных духовно-нравственных ценностей, таких, как честь и достоинство Гражданина, верность Отечеству и воинскому долгу, любовь к Родине и патриотизм. «Личностные и общественные издержки от ценностно-смысловых деформаций порой редко осознаются и рассматриваются в качестве социальных причин негативных явлений в армейской и флотской среде, хотя именно на основе системы ценностей формируется гражданская позиция личности. Но проблема здесь не только в несостоявшемся гражданине, профессионале. Нередко под угрозу ставится и формирование самой личности» [2].
Анализ научной литературы по заявленной проблеме позволил выявить ряд причин особой значимости вопросов воспитания и социализации обучающихся для военных вузов:
а) важно сформировать личностные качества будущего офицера как патриота и Гражданина России, уверенного в её великом будущем и мощи её Вооруженных сил;
б) необходимо поддерживать в вузе активный воинский дух и нацеленность образовательного процесса на высочайшие достижения современной военной науки, прежде всего российской.
в) важно снизить возрастающее влияние неформальных молодежных групп, «проповедующих» индивидуалистические ценности, жестокость, бездуховность, которые в свою очередь приводят личность к агрессии или абсентеизму, национализму или ксенофобии.
Очевидно, что современные социализационные процессы требуют нового научного осмысления сути социализации личности, специфики её развития у курсантов военного вуза и взаимодействия с другими процессами в социуме.
Несомненно, что социально-политические преобразования в действительности закономерно выдвигают на передний план научных исследований комплексное изучение эффективных средств соци-
ализации нового поколения выпускников военного учебного заведения [3; 8].
На наш взгляд, прежде всего следует выявить специфику теоретико-методологических оснований совершенствования методики социализации в военной сфере, хотя имеется ряд научных проблем, которые присущи как военной, так и гражданской педагогике. К ним относятся «вечные» философские вопросы: понятия человека и личности, воли и эмоций, противостояние индивидуального и коллективного, прагматичного и духовного как в структуре социума, так отдельной личности.
Строго регламентированные отношения в армии, выражающиеся в командах, нормативах, приказах подавляют привычные человеческие чувства и проявления личностных качеств, сосредоточивая их в особых, скрытых от «глаз» посторонних зонах. Указанное противоречие процесса социализации молодых офицеров увеличивает сложность проблемы, к тому же тесно связанной с инновационными социотехническими и социокультурными отношениями в современном социуме. Так, постиндустриальной век требует наряду с традиционными методами исследования процесса социализации личности (системный, структурный, комплексный) - инновационных: нелинейной логики, междисциплинарности, деконструктивизма.
Следует подчеркнуть, что процесс социализации и методы ее исследования крайне динамичны и изменчивы. «Здесь имеет важное значение информационное пространство, которое постоянно, систематически воздействует на личность будущего офицера, используется им и которое, несомненно, оказывает на него определенное воспитывающее воздействие» [7]. Перемены в общественной духовной сфере, особенно в ценностных ориента-циях и личностных мотивациях, обусловливают проблемное поле процесса социализации российской молодежи, в том числе и армейской. Общей основой для решения вышеназванных проблем, на наш взгляд, является представление о социализации как о системном процессе, направленном на формирование личности в рамках образовательной
178
Вестник КГУ 2018
© Карчакин А.Н., 2018
среды военного достаточно закрытого вуза, с учетом её окружения в социуме.
В ходе анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме определяется несколько направлений исследований процесса социализации.
К первому следует отнести исследования таких отечественных ученых, как Е.Б. Шестопал, И.С. Кон, Б.М. Бим-Бад, С.Д. Вапентей, Я.И. Ги-линский, А.И. Ковалев, которые развивают и совершенствуют фундаментальные методологические подходы к осуществлению социализационного процесса в рамках личности.
Научные труды по отдельным направлениям социализации И.Ю. Тархановой, Е.Б. Шестопал, А.Н. Гавриленко, О.С. Коршуновой, С.И. Черны-шова, Н.Ю. Щербакова раскрывают содержание процесса социализации, предлагают конкретные методики и практические рекомендации, выявляют условия и факторы её успешной реализации.
Фундаментальной основой социализации курсантов военных вузов послужили работы В. Л. Примакова В. А. Копылова, С.Н. Дигина, А.Ю. Голобородько, И.Н. Дубовицкого, М.В. Сидорова и др. ученых.
Осмысление степени научной разработанности проблемы предоставляет право сделать вывод, что в условиях трансформации российского общества вопросы социализации курсантов в науке недостаточно осмыслены. Новые требования к выпускникам военных училищ и новая общественно-политическая и социально-экономическая ситуация определили научный интерес к проблеме социализации будущих офицеров.
Понятие «социализация» впервые ввели в научный оборот американский социолог Ф. Гиддингсон и французские социопсихологи Г. Лебон и Г. Тард. Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер уделяли большое внимание анализу успешной адаптации личности в обществе с позиции социологии. В частности, согласно Н. Смелзеру, «...социализация представляет собой процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [11]. По мнению Г. Тарда, «. общество является результатом взаимодействия индивидуальных сознаний посредством передачи и усвоения людьми социальных норм, ценностей и установок, основой чего выступает «подражание»» [11].
В социологической науке XX века появляется и распространяется мнение о пассивной позиции личности в процессе социализации, а саму социализацию определяют «.как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Первичная социализация, закладывающая основы всего последующего функционирования человека, происходит в семье», Т. Парсонс считает, что именно в семье «складываются фундаментальные мотивационные установки человека» [10].
Э. Дюркгейм был убежден, что социализация -это нечто отличное от воспитания. Он «адекватно объяснил ее место в обществе, связав ее с будущим социума, с подрастающим поколением» [5]. Дж. Мид, на наш взгляд, выдвинул самую обоснованную концепцию социализации. Ученый считает, что «. процесс социализации включает в себя несколько стадий, связанных с формированием человеческого «Я»: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»)» [9].
В российской науке также представлен ряд концепций социализации. Согласно теории И.С. Кона, социализация - это «способ существования и трансмиссии культуры», этот процесс «включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности». И.С. Кон понимает социализацию «. как процесс социального развития и формирования во внутреннем мире личности новообразований, в состав которых входят знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность» [6].
По мнению В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация представляет собой «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений». Несомненно, мы согласны, что социализация есть не пассивное «впитывание» окружающего мира, а активное участие личности в построении своей судьбы: освоение социальных ролей и функций, культуры отношений, формирование необходимых навыков и умений. Но безусловно и другое - воздействие среды на личность. Подтверждение этого взаимодействия мы нашли в работах Б. Д. Парыгина, Н.В. Андреенковой, Л.П. Буевой, М. Драганова.
Основание культурно-исторической концепции социализации заложил Л.С. Выготский. Ученый выдвигает мысль о «социальной ситуации развития», требующей тщательного изучения особенностей социальной среды и позиции личности в их неразрывном единстве и взаимодействии. Л.С. Выготский убежден, что «. существует неразрывное единство взаимодействия между индивидом и окружающей средой, отражающееся в его «социальной ситуации развития» [4]. Отношения человека со средой обусловлены целым рядом внешних социокультурных факторов и его собственной психической деятельностью. Социальная среда транслирует ценности и опыт общества, а индивид, творчески их преобразует. «В резуль-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
179
тате личностного и социального развития в процессе деятельности индивид приобретает позицию активного социального субъекта собственной жизни» [12].
В.С. Мухина дает представление о жизненной среде с её разнообразными компонентами. Г.М. Андреева считает, что «.. .содержание процесса социализации - процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения, самосознания» [1].
На основе проведенного анализа различных концепций социализации можно определить основные факторы, которые влияют на характер процесса социализации личности:
- влияние общества в целом и социальной среды;
- умение индивида творчески усваивать социальный опыт, преобразовывать его в собственные установки, ориентации и ценности;
- уровень жизненной активности личности.
Итак, социализация предстает перед нами как
интегративный процесс «загрузки» личности необходимыми для жизни знаниями и качествами, которые в будущем позволят ей успешно исполнять все социально одобряемые роли. При этом понимание сущности социализации и её задач может различаться в соответствии с особенностями научной концепции.
Следует заметить, что в отечественной науке проблемы социализации индивида исследуются прежде всего с позиции социологии и социальной психологии. Но, если в социологической науке под социализацией понимается развитие социальных качеств с целью адаптации в обществе, то в социально-психологической научной сфере социализация является нам как процесс освоения личностью ценностно-нормативной системы культуры.
Следовательно, на данном этапе развития педагогической науки актуально осмысление универсальных психолого-педагогических принципов и закономерностей процесса социализации с целью их адаптации к процессу подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в учреждениях военного профессионального образования.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Психология социального познания [Электронный ресурс]. - М., 1997. - Режим доступа: http://www.sbiblio.com/ (дата обращения: 23.05.2018).
2. Армия и общество / сост. и общ. ред. Н.А. Чалдымова и А.И. Черкасенко. - М.: Прогресс, 1990. - 432 с.
3. Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных сил: Сущность, проблемы, противоречия. - М.: ГА ВС, 1992. - 283 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. -М.: Педагогика, 1982-1984.
5. Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр., сост., послесловие, замечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
6. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.
7. КотенкоЛ.В., КрупенинА.В., ОпошнянскийА.В. Профессиональная социализация: поиск проблемы, формулировка вопроса // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы V Все-рос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / отв. ред. С.Д. Некрасов. - Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА»; Кубанский гос. ун-т, 2015. - 299 с.
8. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Формирование гражданской идентичности и историческая память // Время больших перемен: политика и политики: Материалы Всерос. науч. конф. РАПН. - М.: Российский университет Дружбы Народов, 2017. -С. 199-200.
9. Мид Дж. Г. Избранное. - М., 2009. - 290 с.
10. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева. - М., 1998. - 270 с.
11. Смелзер Н. Социология. - М.: Академический проект, 2011. - 304 с.
12. Старостина Н.Н. Теоретико-методологические основы изучения процесса социализации личности [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 170173. - Режим доступа: http://science-pedagogy.ru/ru/ article/view?id=1683 (дата обращения: 23.05.2018).
References
1. Andreeva G.M. Psihologiya social'nogo poznaniya [EHlektronnyj resurs]. - M., 1997. -Rezhim dostupa: http://www.sbiblio.com/ (data obrashcheniya: 23.05.2018).
2. Armiya i obshchestvo / sost. i obshch. red. N.A. CHaldymova i A.I. CHerkasenko. - M.: Progress, 1990. - 432 s.
3. Bogatyrev E.D. Obraz zhizni voennosluzhashchih Vooruzhennyh sil: Sushchnost', problemy, protivorechiya. - M.: GA VS, 1992. - 283 s.
4. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. - M.: Pedagogika, 1982-1984.
5. Dyurkgejm EH. Sociologiya obrazovaniya / per. s fr., sost., posleslovie, zamechaniya A.B. Gofmana. -M.: Kanon, 1995. - 352 s.
6. Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK», 1999. - 560 s.
7. Kotenko L.V, Krupenin A.V, Oposhnyanskij A.V Professional'naya socializaciya: poisk problemy, formulirovka voprosa // Lichnost' kursanta: psihologicheskie osobennosti bytiya: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) / otv. red. S.D. Nekrasov. - Krasnodar: VUNC VVS «VVA»; Kubanskij gos. un-t, 2015. - 299 s.
Вестник КГУ 2018
180
8. Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V Formirovanie grazhdanskoj identichnosti i istoricheskaya pamyat' // Vremya bol'shih peremen: politika i politiki: Materialy Vseros. nauch. konf. RAPN. - M.: Rossijskij universitet Druzhby Narodov, 2017. - S. 199-200.
9. Mid Dzh. G. Izbrannoe. - M., 2009. - 290 s.
10. Parsons T. Sistema sovremennyh obshchestv / per. s angl. L.A. Sedova, A.D. Kovaleva. - M., 1998. - 270 s.
11. Smelzer N. Sociologiya. - M.: Akademicheskij proekt, 2011. - 304 s.
12. Starostina N.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy izucheniya processa socializacii lichnosti [EHlektronnyj resurs] // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. - 2017. - № 5. - S. 170-173. -Rezhim dostupa: http://science-pedagogy.ru/ru/article/ view?id=1683 (data obrashcheniya: 23.05.2018).
Педагогика. Психология. Социокииетика J 14 4
181