doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-56-62
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛЕВИНА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА
«Тамбовский» ВТБ24 (ПАО), г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: evgenia.painting@yandex.ru
Работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) в Тамбовской области проводится в соответствии с Федеральным законом, указами и поручениями Президента РФ. Основными направлениями государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: предоставление поручительств перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями; субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования; предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства; софинансирование мероприятий по поддержке социального предпринимательства; предоставление субсидий субъектам МСП, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях повышения конкурентоспособности региона, содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области создан Центр кластерного развития, который обеспечивает взаимодействие участников кластера. В области создан Центр молодежного инновационного творчества. Его создание позволяет обеспечить доступ детей и молодежи к современному оборудованию для реализации, проверки и коммерциализации их инновационных идей, осуществления технической и производственной поддержки субъектов МСП, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий. Усиливается роль государственной поддержки в социальной сфере, прежде всего, образовании. Указанные направления позволят вовлекать в решение государственных задач средний бизнес, так как требуются более значительные финансовые вложения. Развитие этих направлений невозможно также без развития инфраструктурной, информационной поддержки, что обеспечит приход в социальный бизнес профессиональных менеджеров, которые обеспечат качественное управление социальными проектами.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субсидии, финансовая поддержка, рабочие места, социальная сфера, образование
Работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области организована и проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», указами и поручениями Президента РФ, подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» (далее -подпрограмма) государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 гг., утвержденной постановлением администрации области от 24.09.2013 № 1057 [1-3]. Основная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по приоритетным направлениям, определенным Минэкономразвития России.
В 2014-2015 гг. в целях обеспечения финансирования мероприятий подпрограммы были заключены соглашения между Минэкономразвития России и администрацией Тамбовской области, в которых рассматривались вопросы предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Тамбовской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП), включая крестьянские (фермерские) хозяйства [4; 5].
По данным Управления промышленности и предпринимательства Тамбовской области, в 2014 г. на реализацию мероприятий указанной программы было выделено 150 ,5 млн руб. (из них 122,7 млн руб. - средства федерального бюджета, 26,3 млн руб. - средства бюджета Тамбовской области и 1,5 млн руб. - внебюджетных средств).
В 2014 г. по итогам реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства было освоено 136,6 млн руб., что составляет 90,8 %. За счет средств федерального бюджета оказана поддержка на сумму 109,3 млн руб., за счет средств бюджета Тамбовской области -26,2 млн руб., сумма использованных внебюджетных средств составила 1,1 млн руб.
В результате этого в 2014 г. оказана поддержка 726 субъектам МСП, в том числе молодым людям в возрасте до 30 лет, что позволило создать возможность для организации 772 новых рабочих мест.
Основными направлениями государственной поддержки являются следующие направления.
Предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациями и лизинговыми компаниями за счет средств ТОГУП «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области» (далее - Фонд). За 2014 г. Фонд выдал 73 поручительства на общую сумму 414,5 млн руб., что позволило 63 субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредитов на сумму 968,8 млн руб., что составляет 180,1 % к уровню прошлого года. Это обеспечило возможность для организации 241 новых рабочих мест. Капитализация Фонда (по состоянию на 01.01.2015 г.) составила 398,1 млн руб., с начала деятельности выдано 265 поручительств на общую сумму 1322 млн руб., что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредитов на сумму 2802 млн руб., что позволило создать 1006 новых рабочих мест. По состоянию на 01.01.2014 г. Фондом заключены соглашения о сотрудничестве с пятнадцатью финансовыми организациями Тамбовской области. Для расширения видов финансовой поддержки субъектам МСП Фондом организовано взаимодействие с акционерным обществом «НДКО «Агентство кредитных гарантий» (далее -Агентство). Фонд аккредитован Правлением Агентства в качестве партнера. 6 ноября 2014 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом и Агентством. Данная форма поддержки направлена на развитие приоритетных направлений экономического развития Тамбовской области, производства в том числе. С введением многими странами экономических санкций, развитие собственной промышленности становиться особенно актуальным. Данная форма поддержки позволит решить многие задачи - компенсацию недостаточности источников финансирования текущей деятельности и долгосрочных проектов, решение про-
блемы отсутствия залога для субьектов МСП, снижение риска по кредитным сделкам для кредитора. Получение субьектами малого и среднего предпринимательства поручительства фонда возможно при получении кредита, банковской гарантии, заключении договора лизинга.
В Тамбовской области одной из форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования [6]. На это было выделено 41,6 млн руб. (из них из бюджета Тамбовской области 6,5 млн руб., субсидия из федерального бюджета - 26 млн руб., средства федерального бюджета 2013 г. - 9,1 млн руб. По состоянию на 01.01.2015 г. 30 субъектам МСП произведено субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей, на общую сумму 41,6 млн руб., т. е. выделенные на реализацию данного мероприятия средства, использованы в полном объеме. Получателями поддержки создана возможность для организации 95 новых рабочих мест. На протяжении всего срока работы Программы эта форма поддержки востребована субъектами малого и среднего предпринимательства и является стимулирующей для наращивания инвестиций, прежде всего в производственной сфере.
Также в числе наиболее востребованных мероприятий поддержки является предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, созданным безработными, работниками, находящимися под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил. В 2014 г. было предоставлено 120 грантов безработным гражданам по 250 тыс. руб. на общую сумму 30 млн руб. Благодаря этому была создана возможность для организации 300 новых рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). Эта мера поддержки направлена на вовлечение активного населения трудоспособного возраста в предпринимательскую деятельность и одновременно на снижение социальной напряженности в обществе. Акцент сделан на создание микропредприятий и самозанятость, что характерно для экономики региона.
В 2014 г. продолжилась реализация мероприятий по поддержке социального предпринимательства [7]. По состоянию на 01.01.2015 г. выделено 10 субсидий субъектам социального предпринимательства на общую сумму 10 млн руб. Это создает возможность для организации 31 нового рабочего места (в том числе 22 из них для лиц, относящихся
Е. I. ЬЕУША
к социально незащищенным группам граждан). Данная программа реализуется на принципах со-финансирования: 1 млн руб. выделяет бюджет, 150 тыс. руб. - собственные средства предпринимателя. Значимость и работоспособность такой формы взаимодействия обусловлена относительно низким порогом вхождения в программу для бизнеса и достаточно существенной суммой финансирования, позволяющей организовать микро- или малое предприятие, направленное на решение следующих социальных задач:
- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
- социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
- организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомото-транспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;
содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение двух лет, и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
Субъект социального предпринимательства, кроме того, обеспечивает занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до семи лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к соци-
ально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В 2014 г. начинающим субъектам малого предпринимательства, создаваемым молодыми людьми в возрасте до 30 лет (далее - молодежный грант), было предоставлено 10 грантов на сумму 2,5 млн руб. Получателями поддержки обеспечена возможность для организации 21 нового рабочего места. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность является важной государственной задачей, решение которой обеспечивается не только предоставлением субсидий, но и информационной и образовательной поддержкой. При Тамбовском инновационном бизнес-инкубаторе создана Школа молодого предпринимателя, где каждый молодой человек, принявший решение получить государственную поддержу, может преобрести необходимые знания и проработать свой бизнес-проект. В 2014 г. в школе прошли обучение двести молодых людей в возрасте до 30 лет.
В 2014 г. большое внимание было уделено также мероприятиям по предоставлению субсидий субъектам МСП, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - частные детские сады) [8]. На реализацию данного мероприятия было выделено 27,4 млн руб. В г. Тамбове на настоящий момент функционируют три проекта, получившие поддержку, в г. Рассказово - один проект, два проекта в Тамбове находятся в стадии открытия. Каждый детский сад может принять 1520 детей в возрасте 2-6 лет. Эта программа решает задачу высвобождения мест в муниципальных детских садах для малообеспеченных родителей, так как услугами частных детских садов пользуются в основном представители среднего класса.
Проблемы реализации программы заключаются в том, что создание частного детского сада является достаточно дорогостоящим проектом, на реализацию которого требуется как минимум 10 млн руб., из которых субсидируется только 50 %. В то же время необходимыми навыками для организации проектов обладают как раз педагогические кадры, которые не имеют возможности инвестировать столь существенные суммы. Чтобы обеспечить окупаемость проекта по созданию частного детского сада, достаточно высокий уровень родительской платы за содержание ребенка в детском саду не дает возможность для широкомасштабной реализации указанного мероприятия, в связи с ограниченной платежеспособностью населения. Плюсами программы является государственный контроль за ка-
чеством предоставляемых услуг и вовлечение в решение этой социальной проблемы предпринимательского сообщества, обладающего необходимыми бизнес-компетенциями. Также следует отметить, что в малочисленных группах детям будет обеспечено здоровое и качественное развитие. Данная программа является одним из стратегических направлений мер поддержки МСП в социальной сфере, так как проблема устройства детей в детские сады по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего развития.
В целях повышения конкурентоспособности региона, содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области, создан Центр кластерного развития, который обеспечивает взаимодействие участников кластера. На базе Центра кластерного развития получили консультационные услуги 150 субъектов малого и среднего предпринимательства, участниками кластеров обеспечена возможность для создания 30 новых рабочих мест, на обеспечение деятельности центра направлено 15 млн руб.
В области создан Центр молодежного инновационного творчества. Его создание позволяет обеспечить доступ детей и молодежи к современному оборудованию для реализации, проверки и коммерциализации их инновационных идей, осуществления технической и производственной поддержки субъектов МСП, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий. На создание центра выделено 7 млн руб. В результате проведенного отбора претендентов победителем было признано ООО «Технологии нового поколения», которым была проведена следующая работа:
- заключены договоры о сотрудничестве и совместной деятельности, включающие обязательства по предоставлению права бесплатного информационного и консультационного сопровождения и пользования оборудованием с 5 субъектами малого и среднего предпринимательства, 3 общеобразовательными школами, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»;
- разработано 5 образовательных проектов;
- проведены консультационные и ознакомительные занятия для 300 посетителей;
разработано 3 программы образовательных курсов для обучающихся разных возрастных групп;
- подготовлено и опубликовано 5 тематических и информационных статей;
- приобретено высокотехнологическое оборудование на сумму 3 700 тыс. руб.
В целях развития системы учебно-методической поддержки субъектов социального предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций негосударственному образовательному учреждению «Региональный центр управления и культуры» предоставлена субсидия в размере 4,5 млн руб. на создание и обеспечение деятельности структурного подразделения -Центра инноваций социальной сферы.
Центр инноваций социальной сферы обеспечил решение следующих задач:
продвижение и поддержку социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержку и сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций;
- информационно-аналитическое и юридическое сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций;
- обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства;
проведение семинаров, мастер-классов, практических и лекционных занятий по социальным тематикам;
- организована деятельность Школы социального предпринимательства, в которой прошли обучение 100 субъектов малого предпринимательства представителей некоммерческих организаций, а также 20 человек - персонал Центра инноваций социальной сферы и тренеры.
Для социально ориентированных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, в рамках деятельности Центра проведено четыре круглых стола. В них приняли участие более 120 человек, включая представителей Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Тамбовской областной ассоциации промышленников и предпринимателей.
В рамках IV Международного инновационного лагеря в 2014 г. прошел слет «Инновации социальной сферы». В его работе приняли участие 150 человек. Основными участниками стали субъекты малого и среднего предпринимательства, представители негосударственных социально ориентированных организаций, молодежь. Участники слета прошли обучение на дискуссионных площадках: «Форсайт социального предпринимательства», «Маркетинг социальной сферы», «Инновации» и инвестиции», «Бизнес-моделирование».
11 декабря 2014 г. на базе Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора проведен VI экономический форум «От социальных инноваций - к
Е. I. LEVINA
инвестициям в качество жизни». Его целью стала консолидация усилий бизнеса, власти и гражданского общества.
По результатам программы поддержки малого и среднего предпринимательства проведен анализ влияния малого и среднего предпринимательства на пополнение консолидированного бюджета области. По оперативным данным областного казначейства по состоянию на 01.01.2015 г., налоговые поступления от субъектов МСП составили 1475,3 млн руб., что на 7,5 % выше соответствующего уровня 2013 г.
На основании анализа имеющегося опыта поддержки МСП и текущей социально-экономической ситуации можно прогнозировать усиление роли государственной поддержки в социальной сфере, прежде всего, образовании. Одним из направлений, которому требуется поддержка, является развитие различных форм дополнительного образования и профориентации детей школьного возраста, обеспечение доступности этих форм образования широким слоям населения. Базируясь на опыте государственной поддержки создания частных детских садов, продолжением и развитием станет поддержка следующих образовательных этапов - начального школьного и среднего школьного образования. Указанные направления позволят вовлекать в решение государственных задач средний бизнес, так как требуются более значительные финансовые вложения. Развитие этих направлений невозможно также без развития инфраструктурной, информационной поддержки, что обеспечит приход в социальный бизнес профессиональных менеджеров, которые обеспечат качественное управление социальными проектами.
Литература
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
2. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ №1605 от 30 декабря 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 2. Ст. 508.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы: постановление администрации Тамбовской области № 1057 от 24.09.2013 г. URL: ttp://www.garant.ru/hotlaw/tambov/497724/
4. Об определении органов, уполномоченных администрацией области на взаимодействие с Мини-
стерством экономического развития Российской Федерации по реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: постановление Администрации Тамбовской области № 523 от 29 мая 2015 г. URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/tambov/497724/
5. Об утверждении Положения об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг): постановление Администрации Тамбовской области № 939 от 24 августа 2015 г. URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/tambov/647850/
6. Об утверждении Положения об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на субсидирование части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми компаниями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг): постановление Администрации Тамбовской области № 571 от 19.05.2010 г. (в редакции от 24.08.2015). URL: http://docs.cntd.ru/document-/948006618
7. Об утверждении Положения об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем и претендующих на субсидирование части затрат: постановление Администрации Тамбовской области № 578 от 04 июня 2013 г. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/tambov/480062/
8. Об утверждении положения об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством российской федерации и претендующих на субсидирование части затрат: постановление администрации Тамбовской области № 898 от 13 августа 2014 г. URL: http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2015-12-
23.html
References
1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ [About development of small and medium business in the Russian Federation: federal law from July
24, 2007 № 209-FL] / Sobranii zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2007. № 31. St. 4006.
2. O predostavlenii i raspredelenii subsidij iz feder-al'nogo byudzheta byudzhetam sub"yektov Rossijskoj Federatsii na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vklyuchaya krest'yanskiye (fer-merskiye) khozyajstva: postanovleniye Pravitel'stva RF №1605 ot 30 dekabrya 2014 g. [About granting and distribution of subsidies from the federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the state support of small and medium business, including country (farmer)
E. H. HEBHHA
61
farms: the resolution of the Government of the Russian Federation № 1605 from December 30, 2014.] // Sobranii zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2015. № 2. St. 508.
3. Razvitiye malogo i srednego predprinimatel'stva gosudarstvennoj programmy Tambovskoj oblasti «Ekono-micheskoye razvitiye i innovatsionnaya ekonomika» na 2014-2020 gody: postanovleniye administratsii Tambovskoj oblasti № 1057 ot 24.09.2013 g. [Development of small and medium business of a state program of the Tambov region «Economic development and innovative economy» for 2014-2020: the resolution of administration of the Tambov region № 1057 from 24.09.2013 ] URL: ttp://www.garant.ru/hotlaw/tambov/497724/
4. Ob opredelenii organov, upolnomochennykh ad-ministratsiej oblasti na vzaimodejstviye s Ministerstvom ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii po reali-zatsii meropriyatij gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva: postanovleniye Administratsii Tambovskoj oblasti № 523 ot 29 maya 2015 g. [About definition of the bodies authorized by administration of the region for interaction with the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on realization of actions of the state support of small and medium business: the resolution of Administration of the Tambov region № 523 from May 29, 2015] URL: http:// www.garant.ru/ hotlaw/tambov/497724/
5. Ob utverzhdenii Polozheniya ob otbore sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva, preten-duyushchikh na subsidirovaniye chasti zatrat, svyazannykh s priobreteniyem oborudovaniya v tselyakh sozdaniya i (ili) razvitiya libo modernizatsii proizvodstva tovarov (rabot, uslug): postanovleniye Administratsii Tambovskoj oblasti № 939 ot 24 avgusta 2015 g. [About the adoption of the Provision on selection of the subjects of small and medium business applying for subsidizing of part of the expenses connected with acquisition of the equipment for creation and (or) development or modernization of production of goods (works, services): the resolution of Administration of the Tambov region № 939 from August 24, 2015] URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/tambov/647850/
6. Ob utverzhdenii Polozheniya ob otbore sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva, preten-duyushchikh na subsidirovaniye chasti zatrat, svyazannykh s uplatoj pervogo vznosa (avansa) pri zaklyuchenii dogo-
vora (dogovorov) lizinga oborudovaniya s rossijskimi li-zingovymi kompaniyami v tselyakh sozdaniya i (ili) razvitiya libo modernizatsii proizvodstva tovarov (rabot, uslug): postanovleniye Administratsii Tambovskoj oblasti № 571 ot 19.05.2010 g. (v redaktsii ot 24.08.2015) [About the adoption of the Provision on selection of the subjects of small and medium business applying for subsidizing of part of the expenses connected with payment of the first contribution (advance payment) at the conclusion of the contract (contracts) of leasing of the equipment with the Russian leasing companies for creation and (or) development or modernization of production of goods (works, services): the resolution of Administration of the Tambov region № 571 from 19.05.2010 (in edition from 24.08.2015)]. URL: http://docs.cntd.ru/document-/948006618
7. Ob utverzhdenii Polozheniya ob otbore sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva, osush-chestvlyayushchikh deyatel'nost', napravlennuyu na reshe-niye sotsial'nykh problem, i pretenduyushchikh na subsidirovaniye chasti zatrat: postanovleniye Administratsii Tambovskoj oblasti № 578 ot 04 iyunya 2013 g. [About the adoption of the Provision on selection of the subjects of small and medium business carrying out the activity directed to the solution of social problems, and applying for subsidizing of part of expenses: the resolution of Administration of the Tambov region № 578 from June 04, 2013] URL : http ://www. garant.ru/hotlaw/tambov/480062/
8. Ob utverzhdenii polozheniya ob otbore sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva, osush-chestvlyayushchikh deyatel'nost' po obrazovatel'nym pro-grammam doshkol'nogo obrazovaniya, a takzhe prismotru i ukhodu za det'mi v sootvetstvii s zakonodatel'stvom rossijskoj federatsii i pretenduyushchikh na subsidirovaniye chasti zatrat: postanovleniye administratsii Tambovskoj oblasti № 898 ot 13 avgusta 2014 g. [About the adoption of the provision on selection of the subjects of small and medium business carrying out activities for educational programs of preschool education, and also supervision and care of children according to the legislation of the Russian Federation and applying for subsidizing of part of expenses: the resolution of administration of the Tambov region № 898 from August 13, 2014] URL: http:// www. co nsultant.ru/law/review/fed/fd2015-12-23. html
E. I. LEVINA
* * *
THE ANALYSIS OF THE STATE MEASURES OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION AND FURTHER WAYS
OF THEIR IMPROVEMENT
LEVINA EVGENIYA IGOREVNA «Tambov» VTB24 (Public Joint Stock Company), Tambov, the Russian Federation, e-mail: evgenia.painting@yandex.ru
The work on development and support of small and medium business (SME) in the Tambov region goes according to the Federal law, decrees and orders of the President of the Russian Federation. The main directions of the state support of subjects of small and medium business are: providing guarantees before the credit organizations and the leasing companies; subsidizing of part of the expenses connected with payment of advance leasing payments under contracts of leasing of the equipment; providing of grants to the beginning small business entities; joint financing of actions for support of social business; granting subsidies to the subjects of SME which carries out educational activities for educational programs of preschool education, and also supervision and care of children according to the legislation of the Russian Federation. For increase of competitiveness of the region, there is an assistance to decision-making and coordination of the projects providing development of clusters of subjects of small and medium business in the Tambov region there is the Center of cluster development which provides interaction of participants of a cluster. In the area there is the Center of youth innovative creativity. Its creation allows to provide access for children and youth to the modern equipment for realization, check and commercialization of their innovative ideas, implementation of technical and production support of subjects of SME which carries out development of perspective types of production and technologies. The role of the state support in the social sphere, first of all education amplifies. The specified directions will allow to involve medium business as more considerable financial investments required in the solution of national objectives. Development of these directions is also impossible without development of infrastructure, information support that will provide arrival to social business of professional managers who will provide high-quality management of social projects.
Key words: small and medium business, subsidies, financial support, workplaces, social sphere, education