ручительства по кредитам для малого предпринимательства в случае, если у заемщика недостаточно обеспечения. Сегодня это одна из крупнейших организаций, позволяющих расширить доступ субъектов малого бизнеса к кредитным ресурсам банков. В настоящее время реализуется шестая по счету целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства. Мы заключили соглашение с 15 крупнейшими банками и не проводим экспертную оценку заемщика, полностью полагаясь на кредитные программы выбранных финансовых организаций. По итогам девяти месяцев 2007 г. 324 предпринимателя воспользовались этим видом поддержки».
Александр Карпов рассказал и о другом механизме помощи малому бизнесу - субсидировании процентной ставки. "Если крупное предприятие занимает на рынке средства по ставкам 9-10,5 %, то для малого бизнеса ставка по кредиту составляет 15 %. В этом случае мы предоставляем субсидию в размере до 75 % ставки рефинансирования - поясняет Карпов. - Эти средства направляются на
поддержку предпринимателей, планирующих за счет займа увеличить свои основные средства либо приобрести сырье и комплектующие для собственного производства».
Таким образом, сформированы реально работающие механизмы поддержки финансирования предпринимательства в России. Одной из наиболее эффективных форм поддержки, служащей реализации целей государственной политики, является создание региональных гарантийных фондов. Проводимая государством целенаправленная политика, стимулирующая финансовые структуры к вложению средств в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту сектора малого и среднего предпринимательства.
Поступила в редакцию 15.01.2008 г.
Levina E.I. Problems of business financing and mechanisms of state support. In the article the main problems of small business financing are shown. Possible variants to raise accessibility of business financing are also proposed in the article.
Key words: business; business financing; state support of small business.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ (на примере Тамбовской области)
А.Ю. Манохин
Одним из приоритетных направлений региональной политики является стратегия развития малого предпринимательства. При разработке стратегии развития малого предпринимательства в регионе, независимо от выбранного сценария, первоочередной задачей является подготовка информационноаналитической базы, в связи с чем в статье проведен анализ состояния и проблем малого предпринимательства в Тамбовской области.
Ключевые слова: малое предпринимательство, анализ малого предпринимательства, малое предпринимательство в Тамбовской области.
Одним из приоритетных направлений региональной политики является развитие малого бизнеса. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства, которое в свою очередь способствует формированию рыночной структуры экономики, росту налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения и насыщает рынок товарами и услугами.
В связи с этим при разработке стратегии региона, независимо от выбранного сценария, актуальной задачей является подготовка информационно-аналитической базы. В целях систематизации процедуры и результатов могут быть выделены следующие виды аналитических работ:
- Традиционный анализ материалов региональной статистики;
- Анализ исторического аспекта развития региона;
- Ретроспектива исторического планирования в регионе;
- Анализ региона внешними экспертами;
- Анализ структуры валового регионального продукта;
- SWOT-анализ специфики социальноэкономической ситуации, потенциала роста и развития, стартовых условий для разработки стратегии развития региона.
Анализ материалов территориального органа Федеральной службы государственно статистики по Тамбовской области и данных управления промышленности и предпринимательства администрации Тамбовской области показывают [1, 2], что малый бизнес Тамбовской области на сегодняшний день -это 4,2 тыс. малых предприятий и чуть больше 23 тыс. индивидуальных предпринимателей. За последние пять лет наметилась тенденция увеличения количества малых предприятий. По сравнению с 2006 г. их количество увеличилось на 717 единиц, или на 20,5 %. Плотность размещения малых предприятий на территории Тамбовской области с каждым годом увеличивается. Так, на 1 января 2007 г. на 1000 жителей области приходится 3,8 малых предприятия (в 2006 г. -3,1). Распределение малых предприятий в
Тамбовской области по отраслям в 2007 г. отражено на рис. 1.
На малых предприятиях области в январе-сентябре 2007 г. было занято 36,7 тыс. человек, что на 13,6 % больше аналогичного периода 2006 г.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий за 9 месяцев 2007 г. составила 22,4 млрд руб., это выше аналогичного периода 2006 г. на 33,6 %.
За последние годы активизировалась инвестиционная деятельность малых предприятий. В январе-сентябре 2007 г. объем инвестиций в основной капитал, освоенный малыми предприятиями области, превысил 1,2 млрд руб., что выше уровня аналогичного периода 2006 г. на 77,2 %.
Одним из основных оценочных показателей работы малых предприятий является оборот предприятий. Оборот малых предприятий области в январе-сентябре 2007 г. увеличился в сравнении с 9 месяцами прошлого года на 30 % и составил порядка 21,3 млрд руб. Хотелось бы отметить, что доля оборота малых предприятий в январе-сентябре 2007 г. составила 23,8 % от общего объема оборота предприятий и организаций области.
Отраслевая структура малых предприятий в 2007 году, в процентах к итогу
45,0%
□ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство-7,6%
□ Промышленность-13,9%
□ Строительство-12,1%
□ Оптовая и розничная торговля-45,0%
□ Транспорт и связь-3,9%
□ Операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг-11,5%
□ Гостиницы и рестораны-2,5%
□ Прочие виды деятельности-3,5%
Рис. 1. Распределение малых предприятий в Тамбовской области по отраслям в 2007 г.
Следует отметить, что вклад субъектов малого предпринимательства в общий объем производства области отдельных видов продукции значителен. Так, только малые предприятия осуществляют производство мороженого и являются единственными в области производителями заполнителей пористых, металлопластиковых окон и дверей, детских пальто из натурального меха, швейных головных уборов, ящиков из картона, основными производителями нерудных и стеновых материалов. Только индивидуальные предприниматели выпускают в Тамбовской области в текстильном и швейном производстве головные уборы из натурального меха. В обработке древесины, производстве изделий из дерева, производстве продовольственных товаров выпуск отдельных видов продукции индивидуальных предпринимателей достигает значительных объемов.
Следует отметить, что постоянно растет и составляющая малого предпринимательства в областном бюджете. Общая сумма поступлений по налогам на совокупный доход в январе-сентябре 2007 г. составила 497 млн руб. с ростом к аналогичному периоду 2006 г. на 19 %.
Основным источником финансирования малого бизнеса остаются кредиты банков. За январь-сентябрь 2007 г. субъектам малого предпринимательства кредитными учреждениями предоставлено 2416 кредитов и займов на общую сумму 9,003 млрд руб. (за
2006 г. - 4763 кредитов и займов на сумму 16,124 млрд руб., за 2005 г. - 4399 на сумму 15,539 млрд руб.).
На территории области активно ведется работа по финансово-кредитной поддержке малого предпринимательства. Ее основой является соглашение между администрацией области, Тамбовским отделением Сбербанка России, филиалом ОАО ВТБ в г. Тамбове, АКБ «Тамбовкредитпромбанк». Ежегодно этими банками принимаются программы кредитования малого бизнеса.
Происходит постоянное увеличение количества кредитных организаций. Так, в 2006 г. на территории области начали работать филиалы АКБ «Экспресс-Волга», Газэнерго-промбанка и ряда других банков. Серьезно активизировал свою работу Россельхозбанк.
Продолжает стабильно увеличиваться количество инвестиционных кредитов, кото-
рых было выдано 126 (против 79 за 9 месяцев
2006 г.) на сумму 329,5 млн руб., причем инвестиционными кредитами в 2007 г. стали больше пользоваться и индивидуальные предприниматели (46 против 32 на сумму 162,7 млн руб.)
Государственная поддержка малого предпринимательства Тамбовской области, начиная с 2002 г., осуществляется на основании Программ развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области. Всего за 2005-2006 гг. и 9 месяцев 2007 г. на реализацию мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области за 2005-2007 гг. за счет средств областного бюджета израсходовано более 14,9 млн руб., за счет средств федерального бюджета израсходовано -11,2 млн руб.
В 2005-2006 гг. область была признана победителем федеральных конкурсов на создание и развитие бизнес-инкубаторов. Реконструкция Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора завершена, и 26 июня текущего года состоялась торжественная церемония его открытия, в которой принял участие глава администрации области О.И. Бе-тин. Общая стоимость проекта составила порядка 25 млн руб., в том числе из федерального бюджета выделено 11,2 млн руб. В настоящее время в бизнес-инкубаторе размещено 6 клиентов, конкурс по отбору клиентов продолжается.
Активно ведется работа по имущественной поддержке субъектов малого предпринимательства. По состоянию на 1 октября
2007 г. 1562 субъекта малого предпринимательства используют на правах аренды недвижимое имущество разных уровней собственности площадью более 227,5 тыс. м2. Но при этом стоимость аренды коммерческих площадей остается достаточно высокой.
В соответствии с требованиями Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3] подготовлен проект областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2008-2010 гг., который внесен на рассмотрение областной Думы. Согласно проекту финансирование Программы увеличивается до 30,9 млн руб. в год. Основное направление финансирования - это создание
Фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области и предоставление за его счет поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациями (30 млн руб. в год).
Ситуация на областном рынке труда остается по-прежнему сложной: продолжаются процессы банкротства, реорганизации многих предприятий ряда отраслей (легкой, текстильной, строительства, сельского хозяйства). Низкая заработная плата в производственных отраслях и социальной сферы обусловили высвобождение рабочей силы, ее отток по собственному желанию. Это сказалось на численности безработных.
Наибольшее количество занятых в экономике области по формам собственности занято на предприятиях частной формы собственности и составляет 277,3 тыс. человек.
Демографическая ситуация в области характеризуется высоким уровнем смертности и низким уровнем рождаемости. Область находится в стадии устойчивой депопуляции [4].
Тамбовская область располагает всеми необходимыми условиями для развития научно-технической и инновационной деятельности. На территории области расположен наукоград Мичуринск, кроме того, научные исследования и разработки в области выполняют 23 промышленные и научные организации. Однако экономика области не перешла к инновационному развитию в полной мере.
SWOT-анализ специфики социальноэкономической ситуации в Тамбовской области, потенциала роста и развития, стартовых условий для разработки вариантов развития малого и среднего предпринимательства региона приведены в табл. 1 [5].
Таблица 1
SWOT-анализ специфики социально-экономической ситуации в Тамбовской области
Сильные стороны Слабые стороны
1. Сравнительно квалифицированная и дешевая рабочая сила. 2. Наличие сырьевых ресурсов. 3. Благоприятные природно-климатические условия. 4. Стабильная экологическая обстановка. 5. Географическое расположение благоприятствует развитию межрегиональных связей. 6. Традиции и опыт различных секторов экономики. 7. Приемлемая региональная инфраструктура. 8. Наличие научной базы. 9. Развитая сеть кредитных организаций. 10. Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет. 11. Высокий уровень квалифицированной молодежи. 12. Совместимость различных секторов экономики 1. Высокий уровень безработицы. 2. Разница в мнениях о требованиях и нуждах рынка труда. 3. Медленный процесс перехода к международным стандартам качества. 4. Низкий уровень квалификации менеджеров высшего звена. 5. Нехватка сетей учреждений для поддержания процессов развития экономики. 6. Устаревшие технологии большинства производств. 7. Дотационность области, зависимость от финансовой поддержки федерального бюджета. 8. Низкий уровень маркетинга продукции и услуг. 9. «Утечка» высоко квалифицированных кадров. 10. Отсутствие брендов. 11. Отсутствие инвестиций в больших объемах в развитие региона
Возможности Угрозы
1. Привлечение местных и иностранных инвесторов. 2. Наличие предпосылок для создания кластеров. 3. Наработки в сфере новых технологий. 4. Использование инновационного потенциала. 5. Использование бюджета в качестве инструмента экономического роста. 6. Развитие нового законодательства. 7. Разработка механизмов финансовой поддержки. 8. Развитие туристической отрасли, сохранение условий для здоровья населения 1. Недостаточно платежеспособный спрос на региональном рынке. 2. Недостаточный уровень финансовой самостоятельности в решении проблем социальноэкономического развития. 3. Внешняя конкуренция (ВТО). 4. Несовершенство законодательства. 5. Слабый контроль за использованием натуральных ресурсов. 6. Неустойчивое функционирование ЖКХ, опасность возникновения ЧС. 7. Высокая зависимость экономики области от общероссийской конъюнктуры, тарифной политике естественных монополий
Анализу малого предпринимательства в регионах посвящено достаточно большое число регулярно проводимых страновых исследований. Среди них следует отметить Global Entrepreneurship Monitor; OECD Small and Medium Enterprise Outlook; международный проект FIAS «Административные барьеры на пути инвестиций». Однако из-за отсутствия единых стандартов в количественных критериях выделения малого предпринимательства, результаты, публикуемые в перечисленных изданиях, как правило, несопоставимы. Прямое межстрановое сравнение малого предпринимательства возможно только по нескольким показателям и с рядом оговорок и уточнений.
В целях сопоставления уровня конкурентоспособности анализируемого региона могут быть использованы результаты рейтинговых исследований регионов РФ, проводимые различными организациями: ФАПСИ, журналом «Эксперт», Минэкономразвития РФ, Минфином.
Результаты рейтинговых оценок Тамбовской области, проведенных журналом «Эксперт», приведены в табл. 2 [6].
По инвестиционным рискам Тамбовская область в 2007 г. занимает 59-е место среди регионов РФ, инвестиционному климату -14-е место (незначительный потенциал -умеренный риск (3B2)) [7].
Специализация Тамбовской области -сельское хозяйство и работа на ВПК.
В области активно ведется разработка кластеров агропромышленного и химического производства [8].
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства на
территории Тамбовской области, существуют и проблемы развития малого предпринимательства, которыми, на наш взгляд, являются:
- доступ к финансированию (проблема получения кредитов, займов);
- ставка процента за привлекаемые финансовые ресурсы;
- процедуры приобретения зданий, сооружений, помещений для целей бизнеса;
- процедуры аренды зданий, сооружений, помещений для целей бизнеса;
- валютное регулирование;
- проверки надзорных органов;
- процедуры регистрации прав интеллектуальной собственности;
- процедуры антимонопольного регулирования;
- влияние административного ресурса на конкуренцию;
- процедуры доступа к производственной инфраструктуре;
- судопроизводство;
- процедуры создания нового бизнеса (регистрация и постановка на учет);
- уровень квалификации занятых в бизнесе;
- ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
- отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий.
Кроме того, ощутимы различия в оценках уровня проблемности элементов предпринимательского климата в регионе зависимости от размеров субъектов хозяйствования. Различия приведены на рис. 2.
Таблица 2
Результаты рейтинговых оценок Тамбовской области, проведенных журналом «Эксперт» [7]
Инвестиционный потенциал Тамбовской области
Годы 2003 2004 2005 2006
Трудовой 63 49 52 61
Потребительский 41 44 44 43
Производственный 57 58 57 57
Финансовый 46 54 56 58
Инфраструктурный 28 32 32 35
Инновационный 38 43 43 35
Институциональный 58 64 59 61
Природно-ресурсный 66 67 67 66
Общий рейтинг 55 59 57 59
Разрешения на строительство Трудовые отношения _ - 60 "Г - ~ ~~ _ Приобретение земли
Проверки Рострудинспекции Создание бизнеса
Налоговые проверки
СЭС
Проверки пожарной Организация учета и отчетности
Экологический контроль
Приобретение помещений
Ставка процента за кредит
Коррупция
МБ
КСП
Аренда земли
Доступ к кредитам
Судопроизводство
Регистрация прав интеллект. соб-сти
Проверки МВД Доступ к производственно инф раструктуре
Сертификация и стандартизация
Лице нзи ро вание Аренда помещений
Рис. 2. Различия в оценках уровня проблемности элементов предпринимательского климата в регионе в зависимости от размеров субъектов хозяйствования
С учетом вышеизложенного есть основание полагать, что если руководство области и муниципальных образований, менеджмент предприятий и организаций, владельцы малого предпринимательства возьмут курс на дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности региона и деловой активности, то Тамбовская область может повысить свою конкурентоспособность в условиях глобализации.
1. Режим доступа: http://www.tambov.gov.ru
2008. 29 янв. Загл. с экрана.
2. Режим доступа: http://www.tmbstat.lanta-net.ru 2008. 1 февр. Загл. с экрана.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 30.
4. Режим доступа: http:// www.gks.ru. 2008. 1 февр. Загл. с экрана.
5. Стратегия реформирования социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 года (Итоги реализации
проекта ТЛ8І8 «Расширение возможностей проведения реформ в регионах», Тамбов. область): моногр. / под ред. О.И. Бетина, В.М. Юрьева, Д. Сепика. Тамбов, 2006.
6. Эксперт. 2006. № 44.
7. Эксперт. 2008. № 47.
8. Региональный кластер: теория и практика строительства: моногр. / авт. идеи О. И. Бе-тин; науч. рук. авт. кол-ва В.М. Юрьев. Тамбов, 2007.
Поступила в редакцию 20.01.2008 г.
Manokhin A. Y. Analysis of small business development in a region (exemplified by the Tambov Region). One of the prior directions of regional policy is a strategy of small business development. At working out of strategy of small business development in the region, independently of the chosen scenario, the prior problem is information-analytical base preparation. In this connection the article analyzes the condition and problems of small business in the Tambov Region.
Key words: small business, analysis of small business, small business in the Tambov Region.