УДК 336. 1: 336.22
Н. А. Перемитина
РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматривается опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Томской области, отмечаются положительные моменты, выявляются существующие проблемы и делаются некоторые предложения по возможному совершенствованию инфраструктуры и мер, предпринимаемых региональными органами власти по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в регионе.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, инфраструктура, направления и инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Томской области.
Томская область традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации и Сибирского федерального округа (СФО) по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Регион четырежды (в 2004, 2005, 2007 и 2008 гг.) был одним из победителей конкурса «Лучший регион (субъект) РФ в области развития малого предпринимательства». В 2007 г. область была удостоена престижной премии «Золотой Меркурий» в номинации «Лучший регион РФ с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства» [1, с. 19]. И это не случайно. Количество малых и средних предприятий (МСП) растет из года в год. Так, в 2008 г. их число составило 15 527, в 2009 г. - 16 989, в 2010 г.
- 19 978 и в 2011 г. - 21 532. Сегодня в данной сфере занято 230 тыс. человек [2, с.11].
Достаточно эффективной можно признать инновационную деятельность региона. За последние два года в Томске при вузах было создано 72 малых инновационных предприятия - третья часть их находится в Сибирском федеральном округе, продукция и услуги которых востребованы как в Томской области, так и за ее пределами. При этом 257 человек получили рабочие места [3, с. 37].
Лидером по количеству малых инновационных предприятий является Томский политехнический университет (ТПУ, 25 компаний), которому только в 2011 г. малые предприятия, работающие в сфере инноваций, заработали более 40 млн р., что в 2 раза больше, чем в прошлом году [4]. Далее в списке: Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР, 22 компании), Томский госуниверситет (ТГУ, 13), а также архитектурностроительный университет и Томский научный центр Сибирского отделения РАН (организовали по четыре предприятия).
6 октября 2011 г. подписано распоряжение правительства 1756-Р «О концепции создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок», в соответствии с которой предполагается формирование университетского кампуса в районе левобережья р. Томи, Президентского кадетского корпуса, строительство корпуса клинико-
диагностического центра, что позволит еще более развить инновационную компоненту малого и среднего бизнеса региона. Обеспечением реализации этой концепции будут заниматься: Министерство финансов, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство транспорта и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Наметившиеся позитивные тенденции развития малого и среднего бизнеса в Томской области невозможны без формирования благоприятной среды и, в частности, без эффективной государственной поддержки. В 2009 г. в СФО была принята концепция формирования системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ Сибирского федерального округа, в рамках которой объединились усилия четырех уровней поддержки МСП: межрегионального, регионального, муниципального и поселенческого, что положительно сказалось на развитии субъектов МСП региона.
Власти области активно участвуют в развитии инфраструктуры поддержки МСП и обеспечивают его гибкое нормативно-правовое регулирование. Так, в Томской области приняты: закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области» № 249-ОЗ от 05.12.2008 г. (ред. 06.07.2010), соответствующие постановления, в частности постановление от 25 ноября 2010 г. № 232а «Об утверждении долгосрочной целевой программы “Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011 -2014 годов”» (в ред. постановления администрации Томской области от 22.12.2011 г. № 418а), подписан приказ департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 18.03.2011 г. № 30-0Д/Д «О Реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области». Данные нормативно-правовые акты определяют ведущую роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона, льготы, инфраструктуру, формы и механизмы его государственной поддержки [5].
В областной целевой программе развитый сегмент малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве основы будущей динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики региона [5]. Приоритетными задачами программы являются:
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса (условия для ведения бизнеса по финансовому, кадровому, правовому и информационному обеспечению деятельности субъектов МСП, развитие межрегионального и международного сотрудничества);
- формирование позитивного образа предпринимательской деятельности;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
Первая задача реализуется в области через формирование государственных и негосударственных организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего предпринимательства. Так, в области, помимо официальных представителей исполнительной власти областного и муниципального уровней, действуют следующие организации, осуществляющие поддержку субъектов МСП:
- Фонд развития предпринимательства Томской области (областной центр поддержки предпринимательства);
- 25 муниципальных центров поддержки предпринимательства;
- 12 производственных бизнес-инкубаторов;
- Евро Инфо корреспондентский центр;
- Центр развития экспорта;
- Центр субконтрактации;
- Центр кластерного развития;
- Гарантийный фонд (ГФ) Томской области;
- 18 микрофинансовых организаций;
- некоммерческие ассоциации и объединения (в частности в 2011 г. образована Ассоциация малых инновационных предприятий [4]).
Реализация второй задачи связана с дальнейшим совершенствованием на территории области инструментов государственной поддержки МСП, к которым относят [6]:
- субсидии на компенсацию затрат в связи с применением энергосберегающих технологий;
- субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим товары, предназначенные для реализации за пределами Томской области либо для экспорта;
- поручительство Г арантийного фонда;
- субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга;
- субсидирование части размера платы за технологическое присоединение;
- Государственная программа финансовой поддержки МСП;
- конкурсы проектов «Бизнес-старт» и «Первый шаг».
Субсидирование затрат в связи с применением энергосберегающих технологий предоставляется в соответствии с постановлением администрации Томской области от 05.12.2011 г. № 384а [5]. Получателями поддержки являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внедряющие энергосберегающие технологии или проводящие мероприятия, связанные с их внедрением [3]:
- проведение энергетического обследования;
- приобретение и внедрение для собственного использования энергосберегающих и энергоэффективных технологий, оборудования и материалов;
- внедрение на используемых (собственных или арендованных) площадях энергоэффективных источников света и систем управления освещением;
- внедрение альтернативных источников получения энергии для собственных нужд;
- установка приборов учета и (или) автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов на используемых площадях;
- обучение собственного персонала (не менее двух человек) основам энергосбережения (курс -не менее 12 академ. часов);
- проведение работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных контрактов.
Субсидии предоставляются на возмещение части затрат, произведенных в период с 1 января
2010 г. по 31 декабря 2013 г. При этом максимальный размер субсидии составляет 50 % документально подтвержденных затрат, но не более 1 млн р. Основанием для получения субсидии является договор на проведение энергоаудита в рамках реализуемого энергосберегающего проекта.
Постановлением определены виды экономической деятельности, которые учитываются при предоставлении данной субсидии. В список включены: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыбоводство; обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров и подразделов DE, DF, DG и пункта 29.6 подраздела DK); производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство, транспорт и связь; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг и др.
Получатель субсидии должен сохранить общее количество рабочих мест, среднесписочную численность работников, среднюю заработную плату в размере не ниже величины прожиточного мини-
мума трудоспособного населения, предоставить всю запрашиваемую в соответствии с постановлением документацию, а также в последующем отчитываться по утвержденной форме.
Одним из приоритетных направлений является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих товары, предназначенные для реализации за пределами Томской области и для экспорта. Субсидии предоставляются на основании постановления администрации Томской области от 20.07.2009 г. № 121а «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях содействия в подборе деловых партнеров и содействия прямым контактам (межмуниципальным, межрегиональным, зарубежным)» (изменено постановлением от 16.05.11 № 141а) и постановления администрации Томской области от 04.08.2009 г. №129а «О предоставлении субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта» (изменено постановлениями от 16.12.10 № 254а и от 11.05.11 № 136а) [5].
Субсидии предоставляются на возмещение затрат, связанных с участием в российских и зарубежных выставках-ярмарках, деловых форумах, конференциях, оплатой услуг по разработке интернет-сайтов, рекламой производимой продукции в СМИ, разработкой и изготовлением презентационных и рекламных аудио- и видеоматериалов, подготовкой и сертификацией предприятий и производимой продукции на соответствие международным стандартам, патентованием/регистрацией (в России или за ее пределами) результатов интеллектуальной деятельности, разработкой и государственной регистрацией средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака. Размер субсидии зависит от вида затрат и составляет 50 % потраченных денежных средств, но чаще всего не более 30-150 тыс. р. в год [3].
Поддержка экспортно-ориентированного малого и среднего бизнеса оказывается также структурными подразделениями Томской торгово-промышленной палаты (ТТПП): консультационной службой «одного окна» для участников внешнеэкономической деятельности, представительством Евро Инфо корреспондентского центра, центрами субконтрактации, экспертизы, сертификации и переводов.
Сегодня в данной организации можно получить необходимую консультацию у томских и дистанционно - у ведущих российских экспертов, бесплатный доступ к европейским базам данных бизнес-предложений, профессиональную помощь в офор-
млении деловых профилей предприятий на английском языке, принять участие в семинарах, деловых миссиях и биржах контактов с российскими и иностранными партнерами. Только в течение
2011 г. ТТПП организовала 9 деловых миссий для малого и среднего бизнеса в Венесуэлу, Бразилию, Вьетнам, Германию, Канаду, Австрию, Казахстан, Свердловскую и Челябинскую области.
С 2010 г. службы поддержки экспортно-ориентированного бизнеса ТТПП активно реализуют проекты по продвижению продукции томских предпринимателей на европейские и мировые рынки, а также по обучению руководителей инновационных предприятий малого и среднего бизнеса передовым технологиям за границей. Так, в 2010 г. ЕИКЦ - Томская область и WIFI (Институт содействия развитию экономики Палаты экономики Австрии) организовали обучение и деловую поездку для руководителей 20 инновационных предприятий. В 2011 г. обучение и деловые контакты с австрийскими партнерами были организованы для руководителей 15 средних предприятий АПК. В настоящее время, по оценке специалистов Минэкономразвития России, Российского ЕИКЦ и ТПП РФ, в Томской области действует одна из наиболее эффективных систем поддержки экспортно-ориентированного малого и среднего бизнеса [7].
Не меньшей популярностью пользуется программа поручительства ГФ. Его поручительство выдается субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и состоящим на налоговом учете на территории Томской области, не имеющим нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров за три месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства, и просрочек на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства, неурегулированной просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Сам претендент на субсидию обязан предоставить не менее 30 % обеспечения исполнения обязательств перед банком в части возврата привлекаемого кредита и процентов за пользование кредитом.
Поручительство ГФ предоставляется на срок от
1 года по кредитам более 1 млн р. на платной основе, вознаграждение составляет 1 % суммы предоставленного поручительства. Внесение суммы вознаграждения производится единовременно. Совокупный объем поручительств, одновременно действующих в отношении одного заемщика, не может превышать 28 млн р.
Поручительство ГФ предоставляется по кредитам, привлекаемым заемщиками на следующие цели:
- реализацию инвестиционного проекта, в том числе: на приобретение основных средств, материально-технических ценностей, сырья, комплектующих, пополнение оборотных средств, используемых при реализации инвестиционного проекта;
- выдачу займов потребительскими кооперативами.
Субъектам МСП оказывается поддержка и в виде субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга. Получателями этого вида государственной поддержки являются субъекты, осуществляющие инвестиционную либо производственную деятельность, а также микропредприятия. Объем поддержки по данной программе определяется законодательством и предоставляется в виде субсидирования процентной ставки в размере 8 % годовых, но не более 2,5 млн р. в год, или субсидии в размере 50 % платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
При оценке проектов комиссия руководствуется рядом критериев, среди которых следует отметить объем поступлений от субъекта заявителя в консолидированный бюджет, срок окупаемости и социальную значимость.
Немаловажным является механизм поддержки в виде субсидирования части размера платы за технологическое присоединение. Получателями данного рода государственной поддержки являются субъекты инвестиционной деятельности. Объем поддержки, приоритетные направления и критерии оценки такие же, как при субсидировании части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга.
Помимо вышеперечисленных программ на территории области действует государственная программа финансовой поддержки МСП. Данную программу реализует ОАО «Российский банк развития». Получить по этой программе финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к субъектам МСП и обратились к участнику программы - банку или организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса [8, с. 12].
Кроме финансовой поддержки субъектам МСП на конкурсной основе оказывается имущественная поддержка (основание - ФЗ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении отдельных изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На конкурсной основе субъектам МСП области предоставляются места и в бизнес-инкубаторах,
технико-внедренческой зоне, возможность оперативного обучения (семинары, мастер-классы, тренинги, циклы лекций) на базе Торгово-промышленной палаты.
В общей сложности финансирование сферы малого и среднего бизнеса в Томской области с 2008 по 2011 г. составило 1,796 млрд рублей [9]. При этом программа государственной поддержки 2011 г опиралась как на федеральные, так и на региональные и муниципальные источники финансирования. На поддержку субъектов МСП из бюджета всех трех уровней было выделено 276 млн р. Из них 100 млн р. было выделено областным бюджетом, 9 млн р. - муниципальными образованиями, а большая часть - 143,6 млн р. - была выиграна по различным конкурсам и получена из федерального центра [2, с. 11].
В 2012 г. выделено порядка 300 млн р. на мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса [2, с. 11]. Максимум из этих средств будет направлен по вышеобозначенным приоритетным направлениям. Кроме того, властями делается ставка на микрофинансирование и поддержку начинающих предпринимателей. На эти цели в 2012 г. выделено порядка 60 млн р. Из них 10 млн р. за счет средств областного бюджета и 40 млн р. - федерального. Еще 8,7 млн р. на поддержку малого и среднего предпринимательства муниципалитеты выделили из своих бюджетов. В результате в 2012 г. поддержку получат не менее 166 предпринимателей. Будет создано более 400 рабочих мест, в том числе 200 рабочих мест для безработных граждан [10].
На реализацию других мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса направлено еще 3,75 млн р. Финансирование пошло на развитие центров поддержки предпринимательства в районах области, содействие в реализации молодежных бизнес-проектов и привлечение в малое предпринимательство молодых специалистов. Дополнительно выделено 8,5 млн р. на развитие бизнес-инкубаторов в районах области, 11 млн р. - на строительство нового бизнес-инкубатора в Кожевникове, более 6 млн р. - на развитие микро-финансовых организаций г. Стрежевого.
Таким образом, государственную поддержку МСБ в Томской области можно признать достаточно эффективной. Но это вовсе не означает, что в данной сфере отсутствуют какие-либо проблемы. Так, в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства за январь-июнь 2011 г. отмечается отрицательная динамика ряда показателей: относительной численности малых предприятий (на 10,9 единиц), числа занятых на малых предприятиях (снижение на 5,6 %), уровня инвестиций в основной капитал малых предприятий (81,3 %) [11].
Эксперты связывают отрицательные значения данных величин с общим укрупнением бизнеса на территории области, перераспределением инвестиционных потоков в пользу более ликвидных активов, уходом в «тень» части малых предприятий и занятых на них ввиду увеличения ставок по страховым взносам с января 2010 г.
К сожалению, не все меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса находят своего «клиента». На основании отчета за 2010 г., размещенного на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства, фактические цифры эффекта от реализуемых в области мероприятий значительно разнятся с плановыми: в среднем фактическое значение показателя эффективности проводимых мероприятий в 3-5 раз ниже запланированного.
Администрация Томской области отмечает низкий спрос инновационного бизнеса на господдержку: в 2011 г. 28 млн р. из федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса оказались не востребованы томскими компаниями [12]. Особо огорчает тот факт, что данные средства предназначались именно начинающим и действующим инновационным компаниям, а также экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям, на которых делают ставку в регионе. Эксперты связывают это с тем, что для инновационного предпринимательства достаточно сложно принять постфак-тный характер государственных компенсаций, а также невозможность отображения ряда расходов, что неприемлемо для инвесторов.
В ряде источников отмечается слабое использование кредитных ресурсов в рамках программы государственной поддержки Российского банка развития. Данная организация предоставляет финансирование для субъектов МСП через банки-партнеры в 81 регионе РФ. Несмотря на снижение ставок по кредитам, отмечен достаточно низкий спрос на этот вид поддержки у предпринимателей. Экспертами это связывается с отсутствием желания у предпринимателей заполнять необходимые документы и элементарным «информационным голодом», т. е. незнанием о наличии такой программы поддержки.
Соответственно, дальнейшие шаги по формированию малого бизнеса в Томской области следует предпринять в приоритетных сферах развития МСП. Следует продумать механизмы финансирования инновационных предприятий с учетом их специфики, предусмотреть возможность государственной гарантии перед инвесторами, вкладывающими свои средства в данного рода предприятия, или возможность использования интеллектуальной собственности в качестве залога при оформлении предприятием кредита.
Учитывая тот факт, что инновации - одно из приоритетов развития малого и среднего предпри-
нимательства на территории Томской области, необходимо обозначить важнейшие направления и сконцентрировать на них усилия предприятий, что позволит региону занять лидирующее положение в этих направлениях [13, с. 107-108].
Стоит продолжить развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса, в частности возможно создание на территории области (по аналогу с Японией) технополиса, где инновационно-ориентированные предприятия смогут получить субсидирование, низкопроцентные займы для венчурного бизнеса, помещения в аренду и прочие мощности под льготную процентную ставку. Помимо того, основной идеей технополисов является концентрирование расположения предприятий малого и среднего бизнеса по специализации, что было бы полезно для томских малых инновационных фирм. Одного центра кластерного развития для столь разносторонне направленных субъектов малого и среднего предпринимательства области явно недостаточно.
Необходимо рассмотреть возможность создания «Национального форума венчурного бизнеса» усилиями региона при содействии федерального центра и регионов-партнеров, в рамках которого мобильными группами предпринимателей с опытом создания своих венчурных предприятий будут проводиться лекции и семинары по всей стране; поддерживаться проведение на постоянной основе выставок и ярмарок, где будут представлены новейшие инновационные разработки. Так, создание подобного форума в Японии позволило ускорить продвижение инновационных проектов и их дальнейшую коммерциализацию [14, с. 241].
На основе вышеобозначенного форума стоит сформировать общую базу патентуемых томскими вузами разработок с возможностью покупки данных идей, если они не востребованы созданными при вузах предприятиями или самими высшими учебными заведениями, для последующей организации бизнеса по направлению.
По аналогу с зарубежным опытом стоит ввести программу исследований в малом бизнесе, для решения научно-технических проблем государственной важности по тематике федеральных министерств, в том числе обороны, здравоохранения и социального развития, образования и науки, энергетики, природных ресурсов и экологии, промышленности и торговли, связи и массовых коммуникаций. В рамках данной программы можно осуществлять государственное финансирование проектов малого и среднего бизнеса только на стадиях подготовки НИОКР и их реализации, а на фазе внедрения результатов содействовать привлечению частных инвесторов (как это делается в США).
Государством должен делаться упор на предпочтительное размещение в секторе малого и среднего
предпринимательства государственных заказов на товары и услуги. Следует ввести квоту на обеспечение государственных заказов силами малого и среднего предпринимательства в размере не менее 20 % размещаемых заказов. Политика региональных властей должна быть направлена на поддержку экспортных возможностей малых и средних предприятий при одновременном стимулировании предпринимателей к инвестициям за рубежом.
Особое внимание в рамках развития малого инновационного предпринимательства стоит уделить совершенствованию законодательства в сфере охраны и использования прав интеллектуальной собственности и создать тем самым условия, соответствующие общепринятым мировым стандартам.
Важными условиями дальнейшего роста сегмента являются: развитие программ образовательного и консультационного характера; организация встреч начинающих предпринимателей с уже действующими бизнесменами, в частности работающими по каким-либо программам с государством. Это способствует передаче опыта успешных предпринимателей молодому поколению, увеличивая тем самым эффективность реализации инновационных программ и проектов.
Необходимо вовлечение молодежи в предпринимательскую бизнес-среду, в том числе со «школьной скамьи», что позволит популяризировать предпринимательскую деятельность среди них и снизить возраст начинающего предпринимателя, а следовательно, увеличить срок функционирования бизнес-единицы. Такой подход реализуется, например, в Канаде, где обучать ведению бизнеса начинают еще со средней школы, курс малого бизнеса есть в большинстве колледжей и университетов. Последние исследования показали, что около 20 % выпускников учебных заведений открывают собственное дело [15, с. 36].
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах ЕС обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий. Этот принцип может и должен быть использован на территории Томской области. Следует предусмотреть определенные льготы, в том числе и налоговые, для предприятий работающих с субъектами МСП. Обязательным условием предоставления таких льгот должно стать отсутствие участия крупных предприятий в уставном капитале фирм-подрядчиков.
Заслуживает внимания введение дополнительных налоговых льгот, вплоть до отмены налогового бремени на определенный период, для экспортно-ориентированных и инновационных субъектов МСП, как это сделано в Китае. Необходимо добиться освобождения от налоговой пошлины им-
портируемых приборов и оборудования, предназначенных для проведения исследований и освоения высоких технологий, которые не выпускает местная промышленность.
Важно продолжать содействовать укреплению уже наметившихся позитивных тенденций, в частности реализации проекта «Ино-Томск 2020», укреплению межрегиональных и межнациональных связей региона, обеспечению совершенствования компетенций начинающих и действующих предпринимателей на базе уже созданных организаций инфраструктуры поддержки.
Необходимо обеспечение стабильного притока финансирования из бюджетов всех уровней на развитие приоритетных направлений функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, следует уделить внимание функционирующим на территории области малым фермерским хозяйствам, предоставив им ряд льгот и программ поддержки.
Следует предусмотреть кадровое обеспечение предприятий, занимающихся инновациями, в том числе нанотехнологиями, путем целенаправленной подготовки кадров на базе томских вузов.
Реализация вышеприведенных мер невозможна без дальнейшего совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, механизмов государственной поддержки и улучшения общего бизнес-климата. Ставку следует делать на молодежь, активно развивать малое предпринимательство не только на муниципальном, но и на поселенческом уровне.
В общем и целом, областные власти должны способствовать целенаправленному улучшению общероссийской бизнес-среды посредством инициирования в Государственной думе РФ соответствующих законодательных актов и программ. По формированию общего благоприятного климата региональное развитие должно базироваться на сильных сторонах Томской области.
Будущее региона именно за образованием, наукой и инновациями. Существенный рост добывающих отраслей, традиционной промышленности в Томской области маловероятен. Прорыв возможен только в «экономике интеллекта». В Томской области должны быть сформированы новые возможности для развития, основывающиеся на материально-технической базе университетов и исследовательских учреждений. Только в этом случае область станет более привлекательной для крупных российских и международных корпораций, для работы ученых с мировым именем. Это, в свою очередь, даст ощутимые материальные результаты, которые приблизят наш город и область к стандартам ведущих мировых научно-образовательных и инновационных центров нашей планеты.
Список литературы
I. Предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства: сайт Федеральной службы государственной статистики . 2012 . URL: http://www. gks . ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/pred_itog. htm
2 . Блинов А. О . Малое предпринимательство: учебник . М . : Эксмо, 2008 . 149 с .
3 . Курбатова М . В ., Левин С . Н . Деформализация правил современной российской экономики (на примере взаимодействия власти и биз-
неса) // TERRA ECONOMICUS: экономический вестник Ростовского гос . ун-та . 2010 . № 1. С . 27-50 .
4 . Сайдуллаев Ф . С . , Шестоперов А. М . Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года:
ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства: сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства. 2012 . URL: http://www. nisse.ru/ business/article/article_1869 . html
5 . Создай свою жизнь! Исследование предпринимательского климата в России «Индекс опоры»: сайт общероссийской общественной
организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» . М ., 2012 . URL: http://opora . ru/analysis/research
6 . Брялина Г . И . Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона . 2011. № 1. С . 89-93.
7 . Надеждина Г. В ., Василенко В . В . О государственном регулировании в сфере малого бизнеса // Экон . журн . 2010 . № 17 . С . 140-143.
8 . Бергман Н . Следующий шаг - реализация // Первый экономический: деловой журнал Томской торгово-промышленной палаты . 2011.
№ 18 .С .7-9 .
9 . Эксперт Сибирь: Завтрак для миллионера: Ново-Томск, информационно-аналитический портал администрации Томской области . 2012 .
URL: http://www. novotomsk . ru/federal/2012/02/06/15145 . html
10 . Томские власти отмечают низкий спрос бизнеса на господдержку: сайт электронного периодического издания «РИАН . Ру» / новости .
2012 . URL: http://ria . ru/nano_news/20120117/541450853. html
II. Франовская Г . Н . Малый бизнес: учеб . пос . для вузов . Воронеж: Издат . -полиграф . центр Воронеж . гос . ун-та, 2007 . 182 с .
12 . Шпынова А. И . Кредитование малых и средних предприятий: зарубежный и российский опыт . М . : ПОЛПРЕД Справочники . 2009 . 156 с .
13 . Золотарев А. П . , Золотарев Н . П . Межрегиональное сотрудничество компаний и организаций - условие развития инновационной сферы
// Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 12 (114) . С . 106-111.
14 . Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) (по субъектам Российской Федерации) в январе-сентябре 2011 года: опера-
тивная информация: сайт Федеральной службы государственной статистики . 2012 . URL: http://www. gks ,ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW. exe/ Stg/d11/pred3 . htm .
15 . Белова Н . П . , Калинина Г. В . , Калинин А. М . Роль малого бизнеса в обеспечении социально-экономического развития региона // Вестн .
Чувашского ун-та . 2010 . № 2 . С . 307-312 .
Перемитина Н. А., кандидат экономических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: peremitina.n@ mail.ru
Материал поступил в редакцию 15.10.2012.
N. A. Peremitina
DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIzED BUSINESS IN TOMSK REGION
The article reviews the experience of state support of small and medium-sized business in Tomsk region, positive aspects and problems are identified and some suggestions are given for possible improvement of the infrastructure and the measures taken by regional authorities to promote the development of small and medium-sized businesses in the region.
Key words: small and medium-sized business, infrastructure, areas and tools of small and medium-sized businesses support in Tomsk region.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: peremitina.n@ mail.ru