УДК 336.221
Согласительные процедуры между налогоплательщиками и
налоговыми органами Conciliation between taxpayers and tax authorities
Грундел Л.П., кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой «Налоговое консультирование», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Larisa P. GRUNDEL
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian
Federation
Phd in Economics, Deputy Head of Department of Tax Advisory
E-mail: [email protected]
Аннотация:
Согласительные процедуры широко используется в международной практике и позволяет лицам до совершения контролируемых сделок заключить с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируется порядок определения цен для целей налогообложения. В данной статье рассматриваются механизмы налогового администрирования трансфертного ценообразования, дается краткий анализ «предварительных соглашений о ценообразовании» (advance pricingarrangements) в зарубежной практике, рассматриваются их преимущества и недостатки. В работе сформированы предложения по совершенствованию механизма Соглашений о ценообразовании в Российской Федерации. Преимущества, обеспечиваемые институтом соглашений о ценообразовании: предварительноесогласование рыночной цены и методов ценообразования; открытые и прозрачные взаимоотношения; минимизация разногласий по спорным вопросам; гармонизация отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Annotation
Conciliation is widely used in international practice and allows individuals to commit controlled transactions to conclude an agreement with the tax authorities, which record the procedure for determining the price for tax purposes. This article discusses the mechanisms of the tax administration of transfer pricing, provides a brief analysis of the "pre-pricing agreements» (advance pricing arrangements) in foreign practice, discusses their advantages and disadvantages. In this paper, to formulate proposals to improve the mechanism of pricing agreements in the Russian Federation. Benefits provided by the Institute pricing agreements: preliminary approval of market prices and pricing methods; open and transparent relationship; minimizing disagreements on controversial issues; harmonization of relations between the tax authorities and taxpayers.
Ключевые слова: Согласительные процедуры, Соглашение о ценообразовании, Трансфертное ценообразование, Налоговое администрирование, Налоговый контроль, Институт соглашений, Налоговые риски.
Key words: Conciliation,Agreement on pricing, Transfer pricing, Tax administration, Tax control, Institute of agreements, Tax risks.
Применение трансфертного ценообразования, являясь элементом единой экономической политики группы предприятий, представляет собой инструмент планирования хозяйственной деятельности и осуществления контроля за дочерними и зависимыми обществами.
В целом система налогового контроля в отношении применения трансфертных цен в связи с множеством возможных подходов к определениюрыночности цен создает неудобства как для организаций, так и для налоговых ведомств: необходимо искать сопоставимые цены, доказывать возможность использования того или иного метода ценообразования.Для
гармонизации и упрощения отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами в этой сфере в мировой практике используются «предварительные соглашения о ценообразовании» (advancepricmgarrangements-АРА).
Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств, принятое Комитетом по налоговым вопросам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию 25.06.1995 (далее -Руководство) [6] содержит единые правила применения трансфертного ценообразования, соблюдение которых позволяет избежать двойного налогообложения и снизить вероятность споров между налоговыми органами разных государств. В конечном итоге понимание и соблюдение «правил игры» позволит кампаниям долгосрочно планировать свою деятельность на рынках различных государств, тем самым управляя своими налоговыми рисками.
Институт соглашений о ценообразовании широко используется в международной практике. Рекомендации ОЭСР предусматривают возможность заключения сторонами сделки и налоговыми органами соглашения о предварительном установлении цен, которое означает, что до совершения налогоплательщиком сделок определяются экономически обоснованные критерии, в соответствии с которыми складывается цена по таким сделкам на определенное время. Соглашения позволяют не проводить дополнительные проверки обоснованности используемых цен с целью доначисления ряда налогов, поскольку в них закрепляются условия определения цены для целей налогообложения и срок его действия. Если такая возможность предусмотрена законодательством конкретной страны, налогоплательщик может заранее получить одобрение трансфертной цены (или своей методики применения трансфертного ценообразования) от налогового органа, что, конечно, радикально снижает степень налоговых рисков.
В документах ОЭСР выделяются как односторонние, так и двух- или многосторонние соглашения АРА. В односторонних АРА участвуют только налогоплательщик и налоговый орган, а в двусторонних и многосторонних - более одного налогового органа. Как правило, за рассмотрение и заключение соглашения сборы не взимаются. Исключением из правила являются Дания, Канада и США. В США размер пошлины может колебаться от 5 до 50 тыс. долл. в зависимости от категории налогоплательщика и количества сделок, предусмотренных в Соглашении.В России государственная пошлина составляет -1,5 млн рублей.Соглашение АРА может быть расторгнуто, если при его заключении была представлена недостоверная информация, имело место мошенничество, или условия соглашения не соблюдаются налогоплательщиком. Расторжение этого соглашения прекращает обязательства по нему как налогоплательщика, так и налогового органа, подписавшего такое Соглашение.
При наличии международного договора РФ об избежании двойного налогообложения допускается заключение по инициативе налогоплательщика Соглашения между налогоплательщиком, ФНС России и компетентным органом исполнительной власти соответствующего иностранного государства (иначе говоря, по терминологии Руководства ОЭСР, «двустороннего соглашения»).
Кроме того, следует учитывать, что понятие налогового резидентства, используемое в иностранном государстве, может отличаться от понятий, используемых в российском праве. Например, по законодательству США организация признается резидентом страны, где она зарегистрирована в качестве юридического лица. В Великобритании организация признается резидентом страны, где находятся ее органы управления. Некоторые страны используют оба вышеназванных принципа для установления статуса налогового резидента (например, Германия).
В отношении физических лиц в зарубежном законодательстве также наблюдается разброс в определении страны резидентства. В большинстве стран
используется принцип проживания (оседлости), но есть и исключения. Например, в США резидентами признаются как лица, проживающие на территории страны, так и ее граждане, проживающие вне ее территории. Если гражданин выходит из американского гражданства, чтобы не платить налоги, он в течение нескольких лет все равно остается резидентом США, даже проживая за пределами страны. Договорами об избежании двойного налогообложения, заключенными между Российской Федерацией и иностранным государством, может быть установлен иной принцип определения резидентства, чем по законодательству каждой из сторон.
Например, российская организация заключила договор поставки попутного газа с компанией, зарегистрированной на территории Кипра, органы управления которой находятся в Норвегии. По законодательству Норвегии такое лицо будет считаться налоговым резидентом Норвегии. Поскольку между Правительством РФ и правительством Королевства Норвегии заключена Конвенция от 26.03.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал», такая сделка потребует участия уполномоченного органа исполнительной власти Королевства Норвегии.
Преимуществом соглашений АРАявляется устранение неопределенности в объеме налоговых обязанностей, поскольку налогоплательщик получает определенные гарантии со стороны налоговых органов в том, что при выполнении ряда условий цены сделки не будут признаны трансфертными. Более того, такие соглашения дают возможность налоговым органам и налогоплательщикам сотрудничать и избегать конфронтации, которая присутствует при налоговых проверках или судебном разбирательстве.
К числу недостатков соглашений относится возможность заключения односторонних соглашений, условия которых могут не признаваться налоговыми органами иных стран, в подписании соглашения участия не принимавших, что может повлечь двойное налогообложение доходов налогоплательщика. Также недостатком соглашений АРА является то, что такое Соглашение может
допустить более детальный анализ операций налогоплательщика со стороны налоговых органов, чем при обычной налоговой проверке в отсутствие соглашения. Более того, возможны злоупотребления со стороны налоговых органов полученной информацией в ходе выполнения соглашения, т. е. налоговые органы имеют возможность использовать данные, полученные при проверке данного налогоплательщика, в иных целях. Однако подобные недостатки можно расценивать как своего рода плату за гарантии со стороны налоговых органов в неприменении санкций за использование трансфертного ценообразования.
Налогоплательщики и налоговые органы, и в ходе предварительных обсуждений, и в ходе заключения Соглашений проходят путь повышения взаимного доверия. Как показывает мировая практика, данный процесс является достаточно сложной и длительной процедурой. В экономически развитых странах заключаются не более двух-трех десятков договоров в год. Институт предварительных Соглашений о ценообразовании введен в Польше в 2006 году, заключается около 4 Соглашений в год, в Китае с 2002 года заключается около 10 Соглашений в год, в Австралии с 1991 года - около 20 Соглашений в год.
Опыт Германии, Великобритании, США, Японии показывает, что Соглашения заключают по сложным вопросам трансфертного ценообразования, когда предметом контролируемой сделки являются нематериальные активы, или налогоплательщик применяет сложные методы определения цены, комбинацию существующих методов, или когда применяются специфичные корректировки.
В Соглашении в обязательном порядке должны содержаться положения о перечне, порядке и сроках представления документов, подтверждающих исполнение Соглашения. Детальность периодического представления этих документов в налоговые органы в целях мониторинга Соглашений может различаться в зависимости от сложности методологии определения цены сделки для целей налогообложения. В подавляющем большинстве случаев используются
методы, основанные на анализе прибыльности, преимущественно на методе сопоставимой рентабельности.
Рассмотрим действующий механизм применения АРА в ряде стран (Табл.1.).
Таблица 1. Сравнительный анализ зарубежного механизма функционирования
Соглашения о ценообразовании
Страна Тип соглашений Плата за СОЦ Участники Сроки
Венгрия односторонние, двусторонние, многосторонние 1% от цены, определенной по принципу вытянутой руки: 1. 500 000 форинтов, но не более 5 млн. форинтов для 1-стороннего СОЦ, 2. 200 000 форингов, но не более 700 000 форингов для 1-стороннего СОЦ, 3. 3000 000 форингов но не более 800 000 ф. для 2-сторонних СОЦ 4. 5 млн. ф. но не более 15 млн. ф. для многостороннего СОЦ Компания Налоговый орган до 5 лет
Германи я двусторонние, многосторонние в целом, стоимость соглашения составляет 20 000 евро (базовый тариф). В случае многосторонних Соглашений, плата взимается по каждой соответствующей стране. плата за расширение уже существующих соглашений составляет 15 000 евро (продление). поправки к соглашению осуществляются за дополнительную плату в размере 10 000 евро (поправочная комиссия). сниженные расходы возможны в отношении малых предприятий. Налогоплательщик и Налоговый орган до 5 лет
Израиль Односторонние Если налоговый оценщик не отвечает в течение этого периода, стоимость операции будет считаться установленной на уровне «вытянутой руки». Налогоплательщик и до 5 лет
Индия двусторонние, многосторонние Однако новый налоговый кодекс включает условия для налогоплательщиков для предварительного установления определенной цены Налогоплательщик и до 5 лет
Канада Односторонние, двусторонние, многосторонние 5 000 канадских долл. - метод транзакционной чистой маржи - метод распределения прибыли - метод издержек Налоговый орган (Канадское Агентство по доходам) Налогоплательщик Иностранный орган до 5 лет
Китай Односторонние, двусторонние, многосторонние годовой объем операций с заинтересованными сторонами более 40 млн. юаней Налогоплательщик и до 5 лет
Мексика Односторонние, двусторонние. Двусторонние АРА могут выдаваться на срок более 5 лет Плата за АРА составляет MXN 10024 (около $ 830). Как только выдается АРА, должен подаваться годовой отчет в TAS. Платазаежегодныйобзор АРА составляет MXN 2005 (около $ 166). Налогоплательщик и
Польша Односторонние, двусторонние, многосторонние 1 % от стоимости сделки. Но не ниже 1,250 евро или более 50 000 евро (1 евро=4 злотых) Налогоплательщик и (резиденты и нерезиденты) Министр финансов до 5 лет
Румыния Односторонние, двусторонние, многосторонние В случае крупных налогоплательщиков и для операций с годовой стоимостью более 4 миллиона евро, сбор за выпуск APA составляет 20,000 евро, и сбор за исправление его составляет 15,000 евро. Для остальной части налогоплательщиков сбор за выпуск APA составляет 10,000 евро, и сбор за исправление его составляет 6,000 евро. Налогоплательщик и до 5 лет
США Односторонние, двусторонние, многосторонние 10 000 - 50 000 долл. В зависимости от размера налогоплательщика Налогоплательщик и Налоговая служба До 6 лет
Франция Односторонние, двусторонние, МСП (1) менее 250 сотрудников, и (2) нетто-оборот менее EUR 50000000 или с активами, которые не превышают 43 млн. евро, и 25% или более капитала или права голоса не являются собственностью одного предприятия, или нескольких предприятий, которые не отвечают условиям предыдущего абзаца. Налогоплательщик и до 5 лет
Чехия Односторонние, двусторонние, многосторонние 10,000 CZK (400 EUR) Налогоплательщик и (резиденты и нерезиденты) Министерство финансов 3 года
Швеция двусторонние, многосторонние 150000 шведских крон (около 16000 евро) для применения нового APAs; 100000 шведских крон (около 11000 евро) для приложений, касающихся продления срока предыдущего APAs; 125000 шведских крон (около 13500 евро) для приложений, касающихся продления срока предыдущего APAs (включая поправки). Налогоплательщик и до 5 лет
Составлено автором с использованием законодательства зарубежных стран и http://www.oecd.org/
В России при совершенствовании механизма соглашений о ценообразовании необходимо опираться как на российские реалии экономической ситуации, так и на практику зарубежных стран.
Канада была одной из первых стран, которые реализовали программу о Соглашении о ценообразовании. Услуга предназначена для оказания помощи канадским налогоплательщикам в определении приемлемых трансфертных цен, и, если это согласовано с налоговыми органами других юрисдикций, соответствующих договоров с этими странами. Соглашение о ценообразовании предназначено для того, чтобы рассмотреть предложенные механизмы и методики ценообразования, которые могут быть использованы в будущем и предназначены для достижения
Соглашение о ценообразовании может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. По завершении процедуры, возникает обязательное соглашение между налогоплательщиком и Канадским Агентством по Доходам. Для рассмотрения двусторонних соглашений в среднем требуется 48,8 месяцев, а для односторонних - 18,5 месяцев. В России максимальный срок заключения соглашений о ценообразовании по одной либо нескольким сделкам, имеющим один и тот же предмет, составляет не более 5 лет (заключение не более, чем на 3 года, плюс продление - не более, чем на 2 года).
В Великобритании процедуры предварительных ценовых соглашений (далее-ПЦС) практикуются с 1999 года и могут иметь отношение как ко всем вопросам, связанным с трансфертным ценообразованием, так и к отдельно взятым специфичным вопросам. Процесс ПЦС включает 4 стадии: выражение интереса, официальное представление заявления, оценка предлагаемой методологии и критических допущений, и в конечном итоге составление Соглашения.
Венгрия приняла законодательство о соглашениях ценообразования 1 января 2007 года. Разделы 132/А-132/В Ас!ХСП и Указ № 38/2006 Министерства финансов подробно рассматривает порядок принятия заявок на Соглашения об
авансовом ценообразовании. Сборы составляют 1% от цены, определенной по принципу вытянутой руки.
Так, в большинстве стран период действияАРАсовпадает с российским, а плата за заключение значительно отличается по странам. Но стоит отметить, что в отличие от России, где прерогатива заключения Соглашений предоставлена только крупнейшим налогоплательщикам, возможность заключать APA в большинстве зарубежных стран предоставляется как представителям крупного, так и среднего (малого) бизнеса.
Соглашения между налоговыми органами и налогоплательщиками в России ранее никогда не совершались. В настоящее время в НК РФ введенагл. 14.6, регламентирующая порядок заключения, срок действия и порядок прекращения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, которая действует с 01.01.2012 г.
Статьей 105.19 НК РФ предусматривается возможность договориться с налоговым органом о соответствии цен, применяемых в сделках, рыночным. Для этого между налогоплательщиком и ФНС России может быть заключено соглашение о ценообразовании (далее - СОЦ), представляющее собой соглашение о порядке определения цен и (или) применении методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соответствия цен сделок рыночным.
Кроме того, ФНС России отмечает, что заключение Соглашения является добровольным для сторон, и при определенных обстоятельствах оставляет за собой право отказать в его заключении, например, если при рассмотрении заявления о заключении Соглашения выявлена информация, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов. ФНС России детально описывает процедуру заключения Соглашений, указывает на возможность предварительного обсуждения его основных положений. Даются рекомендации относительно дополнительной информации, необходимой для заключения Соглашения,
приводятся формы заявлений о первичном и повторном представлении проектов Соглашения, а также примерный перечень и порядок предоставления документов, которые могут быть запрошены дополнительно.
Соглашение о ценообразовании может быть многосторонним, заключенным между несколькими лицами. Со стороны организации в данном соглашении могут выступать юридические лица, признаваемые взаимозависимыми согласно ст. 105.2 НК РФ. При этом Соглашение не может быть заключено с группой взаимозависимых лиц, одним из которых является физическое лицо.
После заключения соглашения налогоплательщик вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, об этом факте и об установленном в соглашении порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения. Кроме того, при заключении сделок, в отношении цены которых у налогоплательщика достигнута договоренность с налоговым органом, у контрагентов такая цена также будет признаваться рыночной. В связи с этим при проведении налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов при заключении сделок с взаимозависимыми лицами контрагенты смогут апеллировать к соглашению о ценообразовании.
Для уменьшения документооборота, минимизации финансовых, трудовых и временных затрат в Соглашении может быть предусмотрен механизм мониторинга исполнения налогоплательщиком условий Соглашения. В рамках мониторинга исполнения Соглашения сторонами могут быть определены и согласованы перечень, формат и содержание документов, необходимых для подтверждения исполнения условий Соглашения, а также периодичность их предоставления. Детальность и периодичность предоставляемых в налоговые органы документов в целях мониторинга Соглашения могут различаться в зависимости от сложности методологии определения цены сделки для целей налогообложения.
Поскольку контроль за применением трансфертного ценообразования предусматривает новую форму администрирования - институт соглашений о ценообразовании, ФНС России вправе периодически проводить проверки соблюдения налогоплательщиком условий соглашения о ценообразовании по правилам, установленным гл. 14.5 НК РФ, которые сопровождаются ограничениями, предусмотренными для проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Таким образом, ФНС России не вправе проводить две и более проверки в рамках Соглашения в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. Однако заключение соглашения о ценообразовании и его проверка не препятствуют проведению налоговым органом по учету крупнейших налогоплательщиков камеральных и выездных проверок.
Если в результате проверки будет установлено, что налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения о ценообразовании, ФНС России не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были утверждены в Соглашении.
Согласно общему правилу соглашение о ценообразовании прекращается по истечении срока, на который оно было заключено. В исключительных случаях соглашение может быть прекращено до истечения срока, на который оно было заключено. Досрочное расторжение допускается по соглашению сторон или по решению суда. Так же срок соглашения может быть продлен. Для этого налогоплательщик при соблюдении им всех условий соглашения о ценообразовании вправе обратиться в ФНС России с заявлением о продлении срока действия соглашения о ценообразовании. Соглашение может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года в порядке.
Условия заключенного Соглашения остаются неизменными до истечения срока его действия в случае изменения законодательства о налогах и сборах в
части регулирования отношений, возникающих при заключении Соглашения, внесении в него изменений и прекращения его действия. В случае иных изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения. После прекращения действия соглашения о ценообразовании крупнейший налогоплательщик в случае совершения им контролируемых сделок обязан будет уведомить налоговый орган.
Из рекомендаций, представленных ОЭСР, и из анализа действия Соглашений за рубежом, можно сформировать предложения по совершенствованию механизма Соглашений о ценообразовании в РФ:
• заключение СОЦ, имеющих двусторонний и многосторонний характер (усиление инвестиционной привлекательности страны);
• повышение компетенции налоговых органов в части конкретных отраслей деятельности;
• плата за заключение СОЦ должна быть равна расходам налоговых органов на администрирование данного режима, но не превышать их;
• координацию программы СОЦ должны осуществлять федеральные органы государственной власти в целях централизации системы регулирования СОЦ;
• сокращение затрат времени на рассмотрение и подписание СОЦ.
Заключение
Поскольку, институт соглашений о ценообразовании широко используется в международной практике и позволяет лицам до совершения контролируемых сделок заключить с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируются порядок определения цен для целей налогообложения, то внедрение такой новой формы налогового контроля в Российской Федерации, как соглашение о
ценообразовании, означает существенный прогресс в отношении применения трансфертного ценообразования и дает возможность заключения налогоплательщикам Соглашения с налоговым органом, в условиях которого будут закреплены методы определения соответствия цен совершаемых налогоплательщиком сделок рыночным ценам. При соблюдении положений такого Соглашения налогоплательщиком доначисление ему налогов по мотивам несоблюдения правил Налогового кодекса РФ о применении трансфертного ценообразования исключается. Преимуществами заключения Соглашения являются: определенность, минимизация возможных разногласий по спорным вопросам; более высокая степень предсказуемости размера будущих налоговых обязательств налогоплательщика.
Закон №227-ФЗ от 18.07.2011 [1] построен практически на тех же правилах контроля применения трансфертного ценообразования, которые существуют в мировой практике налогового контроля за ценообразованием, в частности в Европе и США. Согласно новым правилам в Российской Федерации устанавливаются принципиально новые механизмы налогового администрирования трансфертного ценообразования - соглашения о ценообразовании. Закон содержит ряд положений, явно благоприятствующим представителям крупного бизнеса. Это, во-первых, освобождение от признания контролируемыми сделок между участниками консолидированных групп налогоплательщиков, во-вторых, возможность заключения соглашения о ценообразовании для крупнейших налогоплательщиков.
Преимущества, обеспечиваемые институтом соглашений о ценообразовании:
-I- возможность предварительного налогового согласования; 4- предварительное согласование рыночной цены и методов ценообразования;
открытые и прозрачные взаимоотношения;
минимизация возможных разногласий по спорным вопросам; определенность, предсказуемость и безопасность; форма решения сложных вопросов;
гармонизация отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Главным преимуществом заключения согласительной процедуры является более высокая степень предсказуемости размера будущих налоговых обязательств налогоплательщика. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.Внедрение такой новой формы налогового администрирования в Российской Федерации, как соглашение о ценообразовании, означает существенный прогресс в отношении применения трансфертного ценообразования и гармонизации отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 18.07.2011 №227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
2. Грундел Л.П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в Индии. Международный бухгалтерский учет. 2013. № 32. С. 44-53.
3. Грундел Л.П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в Великобритании. Финансы. 2013. № 9. С. 38-44.
4. Грундел Л.П. Налоговое администрирование трансфертного ценообразования в России: монография. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ. — 2014. —368 с.
5. Малис Н.И., Грундел Л.П. Трансфертное ценообразование как инструмент налоговой политики. М.: Финансовый университет при правительстве РФ. - 2014.
6. OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations // http://www/oecd.org.
7. OECD Model Tax Convention on Income and Capital, Articles 7,9
8. Transfer Pricing Global Referecce Guide // Ernst&Young, LLP, October
2010.
Bibliography
1. Federal Law of 18.07.2011 № 227-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the principles for determining prices for tax purposes."
2. Grundel L.P. Tax regulation of transfer pricing in India. International accounting. 2013. № 32. S. 44-53.
3. Grundel L.P. Tax regulation of transfer pricing in the UK. Finance. 2013. № 9. S. 38-44.
4. Grundel L.P. Tax Administration Transfer Pricing in Russia: monograph. M.: Financial University under the Government of the Russian Federation. - 2014. -368 p.
5. Malis N.I., Grundel L.P. Transfer pricing as a tool for tax policy: Financial University under the Government of the Russian Federation. - 2014.
6. OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations // http://www/oecd.org.
7. OECD Model Tax Convention on Income and Capital, Articles 7,9
8. Transfer Pricing Global Referecce Guide // Ernst&Young, LLP, October
2010.