С этой целью законодательно установлена многоканальная система финансирования образовательных учреждений. Это означает, что в системе их доходов и расходов должны отражаться все доходы, получаемые как из бюджета, так и от внебюджетной деятельности. Например, доходы от оказания платных образовательных услуг [6; С. 45].
На сегодня все высшие и средние учебные заведения, в том числе Дагестанский государственный педагогический университет, занимаются различными формами внебюджетной деятельности. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений следует рассматривать как дополнительный финансовый источник, а не как компенсацию недостаточных средств. Привлечение внебюджетных средств представляется вполне разумным и целесообразным с точки зрения активизации связей школы с внешней средой в интересах самих общеобразовательных учебных заведений.
Выводы. Таким образом, к действиям организационного обеспечения подготовки педагогов начального образования относятся: разработка схемы действий для обеспечения их подготовки, планирование и прогнозирование соответствующего кадрового потенциала; анализ эффективности, состояния и перспектив развития образовательного учреждения начального образования; подготовка и получение свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения начального образования; профессиональный отбор абитуриентов; организация учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения начального образования.
К педагогическим составляющим обеспечения подготовки педагогов начального образования относятся следующие действия: составление модели учителя и воспитателя; построение профессиограммы выпускников; разработка учебного плана образовательного учреждения; составление образовательных программ дисциплин; планирование учебно-воспитательного процесса; учебно-методическое и научно-методическое обеспечение деятельности образовательного учреждения.
Разумеется, организационное и педагогическое обеспечение осуществляется не изолированно одно от другого. Они находятся в тесной системной взаимосвязи и способствуют успешному решению проблемы подготовки педагогов начального образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011. - 38 с.
2. Алиев М.А., Умалатова З.М. Профессиональная ориентация как основа подготовки востребованных региональных кадров / Алиев М.А., Умалатова З.М. // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 172-175.
3. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: ЦСиЭИ, 1997. - 336 с.
4. Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / Хуторский А.В. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
5. Умалатова З.М., Алиев М.А., Магомедова К.М. Организационное и педагогическое обеспечение развития образовательно-инновационной среды в школе / З.М. Умалатова, М.А. Алиев, К.М. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (63). - С. 69-72.
6. Алиев М.А., Умалатова З.М. Инновационное развитие школы: учебное пособие // М.А. Алиев , З.М. Умалатова. -Махачкала: RIZO-PRESS, 2018. - 159 с.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Урусова Лейла Ракаевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); ассистент Шидакова Марьям Барадиновна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье освещается формирование навыков грамматически правильно оформленной связной речи обучающихся в английском языке. Грамматические навыки представляют собой важные составляющие на каждом этапе изучения иностранного языка. Грамматические навыки дают основу для правильного построения предложения, речевых ситуаций. Правильная устная и письменная речь невозможна без грамматических умений и навыков изучаемого языка обучающихся. При отсутствии грамматического навыка обучающегося смысл предложений или высказываний будет для него не доступен, он не сможет определить связь между компонентами высказывания. Даже знание всей лексики не позволит адекватно передать содержание высказывания при незнании основ грамматики языка. Поэтому изучение грамматики является неотъемлемой частью школьного образования или обучения взрослых. Грамматика очень важна для обучающегося, и учителя должны методически правильно подобрать материал, чтобы передать грамматику языка всем своим ученикам. Обучение грамматике часто иногда рассматривается как сложный и скучный процесс на уроке иностранного языка. Необходимо постоянное повторение грамматики в определенных ситуациях, чтобы она запомнилась учениками. Применение определенных грамматических конструкций в ситуациях способствует формированию, развитию и совершенствованию этого важного навыка обучающегося.
Ключевые слова: грамматика, навык, речевые навыки, связанная речь, письменная речь, методы обучения.
Annotation. The article highlights the formation of the skills of grammatically correct coherent speech of students in English. Grammar skills are important components at every stage of learning a foreign language. Grammar skills provide the basis for the correct construction of sentences, speech situations. Correct oral and written speech is impossible without the grammatical skills and abilities of the studied language of students. In the absence of the student's grammatical skill, the meaning of sentences or statements will not be available to him, he will not be able to determine the connection between the components of the statement. Even knowledge of the entire vocabulary will not allow to adequately convey the content of the statement if you do not know the basics of the grammar of the language. Therefore, the study of grammar is an integral part of school education or adult education. Grammar is very important for the learner, and teachers must methodically choose the right material in order to convey the grammar of the language to all their students. Teaching grammar is often sometimes seen as a difficult and boring process in a foreign language class. It is necessary to constantly repeat the grammar in certain situations so that it is remembered by the students. The use of certain grammatical structures in situations contributes to the formation, development and improvement of this important skill of the student.
Key words: grammar, skill, speech skills, connected speech, written speech, teaching methods.
Введение. Формирование навыков грамматически правильно оформленной связной речи у изучающих иностранный язык является одним из важнейших компонентов процесса обучения на уроках иностранного языка. Развитие навыков устной и письменной речи при изучении иностранных языков невозможно без знания основ грамматики и без
формирования механизма владения грамматикой данного языка. Учащийся не поймет смысла высказывания (предложения), даже зная все слова в нем, если он не увидит взаимосвязи между этими словами, то есть если он не знаком с основами.
Изложение основного материала статьи. Преподавание грамматики является неотъемлемой частью школьного образования или обучения взрослых. Без хорошей грамматики устные или письменные слова теряют большую часть своего значения и большую часть своей ценности. Грамматика очень важна, и учителя должны проявлять особую осторожность, чтобы передать правильную грамматику всем своим ученикам. К сожалению, грамматика часто рассматривается как сложный и скучный предмет, и один из популярных методов обучения состоит в том, чтобы просто повторять правильную грамматику для определенной ситуации снова и снова, пока она не запомнится. Это скучно как для учителей, так и для учеников, и часто приводит к тому, что ученики могут повторить то, что они узнали, а не к полному пониманию, которое можно применить ко всем ситуациям.
Цель исследования изучение методики обучения грамматике английского языка, которая представлена взаимосвязанными практическими, образовательными и воспитательными учебными мероприятиями, составляющими неразрывное образовательное единство.
Обучение грамматике должно основываться на следующих принципах [4, C. 551:
1. Осознанный подход к обучению грамматике. Это означает, что точки обучения определяются таким образом, чтобы ученики могли сосредоточить свое внимание на некоторых элементах, чтобы иметь возможность использовать их во время разговора или письма. Учебный момент может быть представлен в виде очень короткого правила.
С первых уроков работе над грамматикой глаголу отводится важное место для владения иностранным языком. Грамматически глагол является самой сложной частью речи. Прежде всего, он играет центральную роль в реализации предикации - связи между ситуацией в высказывании и реальностью. Именно поэтому глагол имеет первостепенное информативное значение в высказывании. Кроме того, глагол обладает довольно большим количеством грамматических категорий. Помимо этого, в классе глаголов могут быть найдены различные подклассовые деления, основанные на различных принципах классификации [11.
Например: использование вспомогательного глагола с not в отрицательных предложениях (does not, did not). Правило помогает учащемуся понять и усвоить структурные значения элементов. Это обеспечивает осознанный подход к обучению. Однако это не означает, что учитель должен требовать у учеников зазубривания того или иного правила. Правила не гарантируют владение языком. Они только помогают достичь практической цели. Осознанное обучение обеспечивается, когда грамматика противопоставляется элементу родной грамматики.
Например: нулевой артикль противопоставляется определенному артиклю. Здесь можно следовать правилу: придумать самый короткий и простой способ изложения нового грамматического элемента. Чем больше объяснений, тем меньше остается времени на практику (и тем меньше ученики понимают, что учитель пытается объяснить).
2. Практический подход к усвоению грамматики. Это означает, что учащиеся изучают те грамматические элементы, которые им необходимы для непосредственного использования. Например, последовательность времен нужна учащимся главным образом для чтения, чтобы понимать такие предложения, как «He said he had written a letter». Учащиеся усваивают грамматику, выполняя различные упражнения с использованием этого грамматического элемента. Учитель учить учеников правильному использованию грамматики, а не знанию грамматики.
3. Структурный подход к обучению грамматике - это введение грамматических элементов и их отработка в структурах или образцах предложений. Учеников учат понимать эти структуры, когда с ним говорят, и говорить на них с самого начала.
4. Ситуационный подход к обучению грамматике. Учащиеся изучают грамматический элемент, используемый в ситуациях. Например, сложный объект «I want someone to do something» может быть представлен в классе:
Pete, I want you to give me your book.
Lena, I want you to translate this text.
Ситуация должна быть выбрана для конкретного элемента грамматики.
5. Различный подход к обучению грамматике активной грамматики для разговора и пассивной грамматики для чтения, элементы грамматики, необходимые ученикам для разговора, преподаются устным и письменным подходом: ученики пишут, видят их в письменной форме, выполняют устные упражнения,
Для обучения активному владению языком можно выделить следующие грамматические упражнения, подходящие для всех уровней образования: подчеркнуть изучаемую конструкцию; создать сочетания изучаемых разрозненных конструкций; заполнить пробелы в предложениях или завершать предложения; подобрать нужную форму; ответить на вопросы, используя эти конструкции; написать эквиваленты выслушанных фраз; определить, какую часть речи составляют слова в соответствующей грамматической конструкции [21.
Типы упражнений разнообразны и они выполняются в разной форме.
1. Упражнения на узнавание - самый простой тип для учащихся. - Работает слуховая и зрительная память.
2. Упражнения строевые более сложные, так как требуют воспроизведения со стороны учащихся. Ученики не могут усвоить материал, если они только слышат и видят его. Они должны воспроизводить его как во внешней, так и во внутренней речи. Чем чаще они это говорят, тем лучше усваивают материал. Эти упражнения должны быть:
а) повторение (за учителем или магнитофоном);
б) замена (Dogs play in the yard (in the park, in the garden... );
в) завершение (закончить предложение);
г) ответ на вопросы учителя.
3. Творческие упражнения (речевые упражнения). Это могут быть:
а) высказывания (о картинках, о предметах);
б) вопросы с заданным грамматическим элементом;
в) рассказ о ситуации, предложенной учителем;
г) говорение на предложенную тему;
д) диалоги, с использованием пройденного грамматического элемента;
е) инсценировка прочитанного текста;
г) комментирование фильма;
з) рассказ истории и перевод на английский язык;
к) участие в свободной беседе, в которой учащиеся не должны использовать изученный грамматический элемент.
4. Грамматические тесты разных видов: а) аудирование б) говорение в) чтение г) тесты. Тесты позволяют учителю оценить достижения учеников в грамматике. Тесты по грамматике могут включать: заполнение пропусков; раскрытие скобок; трансформация (сделать отрицательным, поставить вопросы); расширение; завершение; делать утверждения по приведенным картинкам; перевод.
При обучении грамматике учитель организует обучение учащихся, а учащиеся вовлекаются в процесс обучения. Работа по такому виду деятельности может быть:
1) получение информации о грамматических единицах (лекция);
2) тренировка и трансформация для формирования грамматических умений и навыков;
3) использование навыков, приобретенных в процессе аудирования, говорения, чтения, письма.
Обучение навыкам грамматики требует от учителя использования всевозможных методов.
Английская грамматика очень сложна, и все ее тонкости нельзя по-настоящему выучить наизусть, их нужно действительно понять, а понимание легче всего достигается, когда ученики увлечены, заинтересованы и активны во время урока. Чтобы убедиться, что учитель охватывает все необходимые темы со своими учениками, он может ознакомиться с планами уроков Grammar Boost. Они следующего содержания и формы:
1. Словесные головоломки - это полезный и интерактивный метод, с помощью которого учащиеся могут изучить все виды главных частей английской грамматики. Их можно использовать, чтобы побудить учащихся идентифицировать и понимать различные части предложения; грамматические понятия, такие как синонимы, времена и спряжения; или неправильно использованная грамматика. Словесные головоломки, такие как кроссворды, легко модифицировать, чтобы они подходили для всех возрастов и уровней навыков, и вносят элемент веселого соревнования в процесс обучения, поэтому они могут быть неоценимы для полного и прочного понимания английской грамматики.
2. Еще один игровой метод обучения грамматике, который учитель английского языка может использовать при обучении своих учеников, - это Бинго. Игра Бинго основана на том, что игроки отмечают пробелы на своих карточках, пока они полностью не заполнят строку или столбец. В обычном бинго это числа, выбранные случайным образом из пула. На уроке грамматики Бинго - это выбор местоимения, глагола, существительного, структуры предложения, антонима и т.д. -ученики могут использовать ежедневную газету и пытаться быстрее найти друг другу правильные примеры этих грамматических понятий, тем самым «выиграв» игру [31.
Короткие и забавные грамматические упражнения, подобные этому, можно регулярно включать в свои уроки, чтобы правильное использование грамматики было свежим в памяти учеников и улучшало их запоминание тем.
Advanced English Grammar - это план онлайн-уроков, включающий викторины и лекции, которые помогут учителям английского языка научить учеников всем элементам хорошей грамматики.
На уроках, где учитель не использует какую-либо игру, полезно рассмотреть возможность индуктивного обучения. Это метод, при котором вы приводите учащихся к правильному выводу, а не сразу даете им информацию.
Если учащиеся задумаются о том, каким может быть правильный ответ, и придумают его для себя, это оставит более длительное впечатление в их памяти и приведет к лучшему запоминанию. Стоит заставить учеников говорить, используя грамматику, которую учитель пытается донести до них, в предложениях, которые относятся к ним самим. Им придется перерабатывать полученные от учителя знания таким образом, чтобы это имело для них непосредственное отношение, при этом у них будет более четкое понимание контекста и закрепление материала.
Учителю необходимо научить своих учеников записывать примеры - предложения и грамматические понятия, которым он их учит, чтобы у них было к чему вернуться, если это будет нужно в дальнейшей работе, а также потому, что запись чего-либо улучшает контекстуальную память.
Один урок можно посвятить выявлению распространенных ошибок, которые учащиеся допускают, и случаев, когда грамматика не соответствует ожидаемому образцу. Обучая своих учеников тому, как правильно использовать ту или иную грамматическую форму, учитель, таким образом, может помочь им избежать распространенных ошибок [51.
Превратив такой урок не простому выявлению ошибок и наставлений, а в забавный сеанс выявления необдуманных неточностей использования грамматики, которая может привести обычное предложение к двусмысленной, смешной или неправильной интерпретации. И действительно один такой урок может стать запоминающимся, и поможет учащимся понять, что неправильно, часто может быть более ценным, чем несколько уроков, пытающихся научить тому, чтоб не ошибиться учащимся в выборе правильной грамматики [61.
Выводы. Таким образом, можно сказать, что все образование зависит от основы хорошей грамматики. Если учащиеся не понимают грамматику, им будет сложно читать, писать или говорить в любой другой области образования, от математики и естественных наук до истории или географии. Хороший язык - это основа, на которой должно стоять все остальное образование. Учителя могут использовать различные способы, чтобы сделать уроки грамматики запоминающимися и приятными для учащихся. Обучающимся, которым нравятся уроки, будут уделять больше внимания на то, что учитель преподает, и тогда ему самому будет легче преподавать. Вот почему методически грамотно построенные уроки важны для всех участников, и почему учитель должен уделить время тому, чтобы преподавать грамматику наилучшим и наиболее увлекательным способом, соответствующим уровню обучающихся.
Литература:
1. Акишина, А.А. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. -Москва: Русский язык, 2012. - 225 с.
2. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - №74-1, 2022. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - С. 147-150.
3. Лепшокова, С.М. Культура личности в лингвокультурологии: Манифестации и отражение перспектив / Традиции и инновации в системе образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 139-144.
4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. - Москва: Аркти, 2003. - 192 с.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. -Москва : Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.
6. Тамбиева, С.И. Явление парадокса, его место в категориях текста / С.И. Тамбиева, Л.Р. Урусова // Проблемы современного педагогического образования. - № 65-3, 2019. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2019. - С. 204-206.
Педагогика
УДК 378.147
доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь),
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения Сорокина Елена Николаевна ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения Литвинова Елена Робертовна
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)
ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее актуальные технологии профессионального развития современных педагогов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с программами высшего образования. Их исследование производится с учётом поступательного развития российского общества на протяжении трёх последних десятилетий. Доказывается, что ряд его особенностей оказывают существенное влияние на деятельность современных вузов, а, следовательно, и на специфику исполнения должностных обязанностей преподавателями. Демонстрируется связь между данными тенденциями с одной стороны и актуализацией проблем развития профессиональных и личностных компетенций профессорско-преподавательского состава - с другой. Предлагаются наиболее оптимальные, на взгляд авторов, направления совершенствования компетентности преподавателей и педагогические условия, способствующие их эффективной реализации.
Ключевые слова: высшее образование, модернизация системы образования, преподаватель вуза, повышение квалификации педагогических работников, индивидуальная траектория профессионального развития педагога.
Annotation. The article considers the most relevant technologies of modern university teachers' professional development. Their research is carried out taking into account the progressive Russian society development over the past three decades. It is proved that a number of its features have a significant impact on the activities of modern universities, and, consequently, on the performance of official duties by teachers' specifics. The connection between these trends on the one hand and the actualization of the teaching staff professional and personal competencies development problems on the other hand is demonstrated. The authors propose the most optimal, in the opinion of the authors, directions for improving the competence of teachers and pedagogical conditions that contribute to their effective implementation.
Key words: higher education, modernization of the education system, university teacher, advanced training of teaching staff, individual trajectory of teacher's professional development.
Введение. Преподаватель является важным участником образовательных отношений, осуществляемых в пространстве организаций высшего образования. Ему принадлежит основная роль в процессе развития у будущих профессионалов необходимых компетенций в период их обучения [4; 9-13]. Таким образом, от уровня профессионального развития преподавателя высшей школы во многом зависит уровень сформированности профессиональных и личностных компетенций выпускника вуза.
Говоря о роли преподавателя в подготовке компетентного профессионала учреждениями системы ВО, нельзя не упомянуть о существенных изменениях, произошедших в российском социуме на протяжении трёх последних десятилетий, а, значит, и в его требованиях к выпускникам вузов. Переход общества на постиндустриальную ступень развития способствует формированию с его стороны запроса на личность, характеризующуюся не только приемлемым уровнем развития профессиональной компетентности, но и определённым набором универсальных компетенций. К ним относятся:
- высокий уровень социальной мобильности индивида;
- связанная с ним готовность к совершенствованию профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей жизни (англ. - lifelong learning);
- умение ориентироваться в практически безграничном информационном поле;
- способность к оперативному принятию оптимальных решений, в т.ч. нестандартных, в различных ситуациях, возникающих в ходе осуществления индивидом профессиональной и иных видов деятельности [6; 13-15].
Необходимость развития у студентов подобных компетенций естественным образом способствует изменению роли преподавателя. Из носителя суммы готовых знаний, которые необходимо передать обучающимся, он превращается в координатора процесса самостоятельного освоения будущими профессионалами системы необходимых умений и навыков. Его основной задачей становится указание пути, следуя по которому студенты смогут наиболее эффективно развивать необходимые компетенции [1; 3; 5].
Описанные выше обстоятельства способствуют актуализации вопроса о современных технологиях профессионального развития профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования. Рассмотрению таких технологий будет посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. Принимая во внимание упомянутые во Введении тенденции в развитии современной системы отечественного ВО, отметим, что профессиональная компетентность современного педагога, осуществляющего эффективную профессиональную деятельность в пространстве организаций ВО, включает ряд ключевых компонентов:
- сформированная система знаний, умений и навыков, относящихся к преподаваемой предметной области, позволяющая обеспечить содержательный аспект достижения профессиональных и образовательных целей современным педагогом высшей школы;
- лидерский потенциал преподавателя, отражающий уровень развития его личностных качеств, позволяющий эффективно реализовывать необходимую для современного педагога высшей школы функцию координатора процесса самостоятельного освоения будущими профессионалами системы необходимых умений и навыков [7; 12];
- развитые организаторские умения преподавателя, способствующие складыванию педагогических условий, способствующих повышению субъектности студентов, а значит, и их социальной мобильности, развития готовности к оперативному принятию решений в различных ситуациях [7; 13; 15];
- гражданственность как отражение активной жизненной позиции педагогического работника высшей школы, диагностируемой через проявление его гражданских качеств [8; 12].
В деятельности каждого современного педагога, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего образования, должны присутствовать три уровня предметной эрудиции (Табл. 1).