Научная статья на тему 'Алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии'

Алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1625
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВИКИ-ТЕХНОЛОГИЯ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РЕЧИ / АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATIZATION OF LANGUAGE EDUCATION / WIKI-TECHNOLOGY / GRAMMAR SKILLS / TEACHING ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридов Дмитрий Олегович

Разрабатывается пошаговый алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии. Вики-технология является одной из современных технологий Веб 2.0, позволяющая пользователям, находящимся на неограниченном расстоянии друг от друга посредством компьютерных сетей на платформе вики-сервиса работать совместно над созданием единого вики-документа. Вики-технология обладает дидактическими свойствами, которые позволяют ее использовать в обучении иностранному языку. К таким свойствам относятся: публичность, мультимедийность, нелинейность, возможность доступа к истории создания документа и гипертекстовая структура. Формирование грамматических навыков речи выступает одним из компонентов цели обучения иностранному языку в вузе. Однако для успешного формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии необходимо разработать алгоритм обучения, состоящий из последовательности этапов и шагов. На основе анализа исследований, посвященных формированию грамматических навыков речи обучающихся, а также использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, разрабатывается алгоритм обучения, состоящий из четырех этапов (подготовительного, исследовательского, практического, оценочного) и десяти шагов. Шаги включают следующие виды деятельности: а) знакомство студентов с целью вики-проекта (в аудитории); б) регистрация студентов на вики-сервере «Pbwiki» и знакомство с правилами размещения материала на вики-сервере (в аудитории); в) обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении вики-проекта (в аудитории); г) изучение языкового материала с целью выявления грамматических закономерностей и формулирования грамматических правил; д) знакомство с грамматическим правилом; е) отработка грамматического навыка в упражнениях на подстановку или трансформацию; ж) выбор темы и подбор материала для вики-документа (в классе и / или дистанционно); з) написание и публикация вики-работы (дистанционно); и) самооценка; к) оценка преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF TEACHING STUDENTS GRAMMAR SKILLS ON THE BASIS OF WIKI-TECHNOLOGY

It is devoted to the development of algorithm of teaching grammar skills on the basis of wiki-technologies. Wiki-technology acts as one of the modern Web 2.0 technologies, allowing users who are on an unlimited distance from one another by means of computer networks on the wiki platform to work together to create a single wiki document. Wiki-technology has didactic characteristics that allow its use in teaching a foreign language. These properties include: publicity, media, non-linearity, the ability to access the history of the document and hypertext structure. Development of grammatical skills is one of the components of the goal of learning a foreign language in higher school. However, the effectiveness of the development of students’ grammatical skills students on the basis of wiki-technology will be in direct proportion to the teaching algorithm, consisting of stages and steps. Based on the analysis of academic literature, devoted to the development of students’ grammar skills and the use of modern information and communication technologies in teaching a foreign language, a teaching algorithm, consisting of four stages (introductory, exploratory, practical, and evaluative) and ten steps is developed. The steps include the following: a) introduction into the project work; b) students’ registration on the wiki server “Pbwiki” and familiarity with the rules of placing material on the wiki server (in the classroom); c) discussion of issues of information security of students when the wiki (in the classroom); d) study of linguistic material in order to identify patterns and formulate grammatical rules of grammar; e) learning explicit grammatical rule; f) development of grammatical skills in exercises on the substitution or transformation; g) the choice of themes and the selection of material for the wiki document (in the classroom or by distance learning); h) the writing and publication of a wiki document (distance learning); i) self-assessment; j) assessment of the teacher.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии»

УДК 811.111

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ

© Дмитрий Олегович СВИРИДОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, е-mail: aka_dimon23@mail.ru

Разрабатывается пошаговый алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии. Вики-технология является одной из современных технологий Веб 2.0, позволяющая пользователям, находящимся на неограниченном расстоянии друг от друга посредством компьютерных сетей на платформе вики-сервиса работать совместно над созданием единого вики-документа. Вики-технология обладает дидактическими свойствами, которые позволяют ее использовать в обучении иностранному языку. К таким свойствам относятся: публичность, мультимедийность, нелинейность, возможность доступа к истории создания документа и гипертекстовая структура. Формирование грамматических навыков речи выступает одним из компонентов цели обучения иностранному языку в вузе. Однако для успешного формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии необходимо разработать алгоритм обучения, состоящий из последовательности этапов и шагов. На основе анализа исследований, посвященных формированию грамматических навыков речи обучающихся, а также использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, разрабатывается алгоритм обучения, состоящий из четырех этапов (подготовительного, исследовательского, практического, оценочного) и десяти шагов. Шаги включают следующие виды деятельности: а) знакомство студентов с целью вики-проекта (в аудитории); б) регистрация студентов на вики-сервере «Pbwiki» и знакомство с правилами размещения материала на вики-сервере (в аудитории); в) обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении вики-проекта (в аудитории); г) изучение языкового материала с целью выявления грамматических закономерностей и формулирования грамматических правил; д) знакомство с грамматическим правилом; е) отработка грамматического навыка в упражнениях на подстановку или трансформацию; ж) выбор темы и подбор материала для вики-документа (в классе и / или дистанционно); з) написание и публикация вики-работы (дистанционно); и) самооценка; к) оценка преподавателем.

Ключевые слова: информатизация языкового образования; вики-технология; грамматические навыки речи; алгоритм обучения.

При разработке алгоритма формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии необходимо руководствоваться двумя основными моментами: во-первых, основными этапами формирования грамматических навыков, а, во-вторых, принимать во внимание дидактические свойства и методические функции вики-технологии. Только в этом случае методика обучения будет теоретически обоснованной и должна принести положительные результаты. В этой связи представляется целесообразным в первую очередь рассмотреть подходы к формированию грамматических навыков речи, а затем уже перейти к использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении грамматическому материалу.

В методической литературе ученые выделяют два основных подхода к обучению

грамматике: имплицитный и эксплицитный. Имплицитный подход основан на формировании грамматических навыков речи обучающихся без объяснения правил, а эксплицитный, наоборот, основан на обучении грамматическим правилам. Н.Д. Гальскова, П.В. Сысоев, Е.Н. Соловова в своих работах говорили о том, что в чистом виде ни один из подходов (эксплицитный или имплицитный) на практике не используется [1-4]. В этой связи правомерно говорить о дифференцированном подходе, который объединяет и знакомство обучающихся с эксплицитными грамматическими правилами, и возможность самим обнаружить грамматические закономерности, а также закрепить полученные знания на практике в коммуникативных заданиях.

Кроме того, Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез [1] обращают внимание на то, что выбор

подходов, методов и приемов обучения зависит от характера грамматического явления. При объяснении сложных грамматических явлений преподаватель должен объяснить теорию, а обучающиеся, опираясь на теоретические знания, идут к построению собственных предложений. При объяснении простых конструкций теоретические пояснения не обязательны, т. к. на основе простых предложений возможно раскрыть значение грамматической формы и ее использование в речевом общении. Однако, на начальном этапе обучения учащиеся, как правило, не могут сделать выводы об образовании грамматической структуры через чтение системы упражнений или несложных текстов. Овладение грамматикой на младшем и среднем этапах идет через рецептивную деятельность, а на старшем - через продуктивную.

Многие авторы обращают внимание на психологическую особенность формирования грамматического навыка, что должно приниматься во внимание при разработке методики обучения грамматическому материалу. В методической литературе можно встретить две основные точки зрения на этапы формирования грамматического навыка. В.С. Цетлин предложила выделить четыре этапа формирования грамматических навыков: подготовительный, элементарный, совмещающий и включение грамматических навыков в речь [5]. На первом этапе происходит ознакомление с материалом и действиями, на совмещающем -закрепление ряда грамматических действий.

Вторая точка зрения принадлежит С.Ф. Шатилову, который выделяет следующие три этапа: ориентировочно-подготовительный, стереотипизирующе-ситуативный и варьирующе-ситуативный. На первом этапе происходит ознакомление с материалом и первичные действия. На втором происходит автоматизация постоянных компонентов действия в тождественных и аналогичных ситуациях, а на последующем дальнейшая автоматизация действия в разнообразных ситуациях [6]. Нетрудно заметить, что предполагаемые этапы формирования грамматического навыка в основном совпадают. По мнению А.А. Миролюбова [7], этапы, предложенные С.Ф. Шатиловым более удачны, т. к. предварительный этап не может включать только ознакомление с грамматическим

явлением, он обязательно связан с действиями на основе ориентировки, т. е. формированием первичного грамматического навыка. Формирование продуктивного грамматического навыка происходит на последующем этапе. Таким образом, сначала происходит отработка формы грамматического явления, а затем его включение в речь. Однако, по мнению А.А. Миролюбова, все это не характерно для рецептивного навыка. А.А. Миро-любов говорит о необходимости разработать этапы формирования рецептивного грамматического навыка. Для узнавания и понимания грамматического явления в тексте необходимо сформировать у учащихся умения находить в тексте грамматическое явление, отличать его от сходных грамматических явлений. А.А. Миролюбов предлагает различать три этапа: ориентировочно-подготовительный, дифференцировочно-идентифици-рующий и этап использования в речи. Таким образом, на первом этапе будет происходить ознакомление с грамматическим явлением, выделение его формальных признаков и про-говаривание. На втором этапе будет происходить распознавание изучаемого грамматического явления, умение отличить его от сходных грамматических форм и формирование автоматизации навыка. На третьем этапе будет происходить дальнейшая автоматизации навыка в процессе восприятия и понимание форм данного грамматического явления в устной и письменной речи.

Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. В языковых упражнениях учащимся предлагается выполнить ряд задач, например, таких как: подстановка артиклей, написание окончаний слов, образование множественного числа существительных, выбор правильной формы глагола, видоизменение предложений и т. д. Эти упражнения направлены на формирование грамматических навыков. Речевые упражнения, к которым относятся упражнения в форме ответов на вопросы по тексту или упражнения в диалогической речи, или упражнения на подтверждение или опровержение информации в тексте - все эти упражнения носят репродуктивный характер.

Выделенные С.Ф. Шатиловым [6] три этапа формирования грамматических навыков будут взяты за основу для разработки

нашего алгоритма формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии.

В научной литературе существует не так много исследований, посвященных разработке методик обучения иностранному языку (видам речевой деятельности или аспектам языка) на основе вики-технологии. В центре внимания существующих работ были следующие аспекты: формирование социокультурных умений студентов на основе вики-технологии [8; 9]; развитие умений письменной речи учащихся и студентов на основе вики-технологии [10-12]; развитие дискурсивных умений студентов на основе вики-технологии [13]; реализация проектной деятельности студентов на основе вики-технологии [14]. Во всех вышеперечисленных исследованиях авторы рассматривали обучение видам речевой деятельности на основе вики-технологии в рамках реализации проектной деятельности.

Первые работы, посвященные дидактическим основам реализации проектной деятельности, относятся к началу ХХ в. и принадлежат известному американскому педагогу Джону Дьюи. В своих исследованиях автор впервые обратил внимание педагогической общественности на дидактический потенциал метода проектов и заявил об этом методе как об одном из действенных методов обучения. Вместе с тем, ученый не выделил отдельные этапы или шаги реализации проектной деятельности.

В СССР метод проектов прошел апробацию в начале ХХ в. Однако некорректная его реализация привела к запрещению метода проектов. Повторное обращение к дидактическому потенциалу метода проектов произошло в России лишь в конце ХХ в. и ассоциируется с работами Е.С. Полат [15] и ее учеников. В своих работах Е.С. Полат, отталкиваясь от исследований Дж. Дьюи, предложила этапы реализации проектной методики. Описывая свою методику на материале иностранного языка, Е.С. Полат предложила этапы общедидактической направленности, применимые при организации проектной деятельности на разных уровнях обучения и независимо от предмета обучения. В частности, Е.С. Полат были предложены следующие требования к реализации проектной методики:

- формулировка проблемы, на решение которой должен быть направлен учебный проект;

- определение результата реализации проектной деятельности или обозначение значимости проведенной работы (практической, теоретической, познавательной и т. п.);

- использование различных видов самостоятельной работы при реализации проектной методики (индивидуальной, парной, групповой);

- четкое структурирование проектной деятельности обучающихся, включающее этапы, шаги и промежуточный контроль результатов обучения;

- проектная деятельность должна содержать исследовательскую работу обучающихся (определение проблемы исследования, формулировка цели и задач исследования, рабочей гипотезы; выбор методов исследования; определение формата представления результата реализации проектной деятельности; работа над проектом (поиск и отбор информации, ее анализ, классификация); подведение итогов, представление полученных результатов проекта) [15].

В.В. Сафонова и П.В. Сысоев [16] в своем исследовании предложили следующие этапы реализации языковых культуроведче-ских проектов:

- ввод в проектную деятельность: ознакомление школьников с возможностью участвовать в предлагаемых проектах и обсуждение их;

- планирование работы над проектом: обсуждение цели и содержания проекта; прогнозирование объема работ и т. д.;

- подготовка материалов на английском языке с привлечением материалов на русском языке, помогающих в дальнейшем сбору и систематизации информации (писем-запросов, анкет и т. д.);

- выполнение проекта во внеучебное время;

- подготовка к организации выставки и устной презентации проекта, а также их обсуждение;

- устная презентация проекта и ответы на вопросы;

- оценка работы по проекту [16, с. 7677].

Очевидно, что данные этапы носят общеметодический характер и могут лечь в ос-

нову разработки любой методики обучения иностранному языку на основе современных информационных и коммуникационных технологий. При этом некоторые этапы могут быть видоизменены, дополнены, расширены. Например, некоторые авторы разделяют первый вводный этап на несколько шагов, когда обучающиеся знакомятся как с целями интернет-проекта, так и с платформой его реализации [13; 17]. Многие исследователи разделяют последний этап - оценку работы по проекту - на два шага (оценку преподавателем и самооценку) [10; 12]. В зависимости от платформы реализации интернет-проекта будет меняться и процессуальный этап реализации проектной деятельности. В некоторых случаях будет меняться и чередование аудиторной и внеаудиторной, а также групповой и индивидуальной работы обучающихся. В табл. 1 обобщены этапы и шаги реализации проектной деятельности студентов на основе вики-технологии в исследованиях отечественных методистов.

Анализ этапов и шагов в исследованиях, приведенных в табл. 1, свидетельствует о следующем. Во-первых, в целом все авторы

условно разделяли методики обучения иностранному языку на основе вики-технологии на три этапа: подготовительный, процессуальный и итоговый. На подготовительном этапе обсуждалась актуальность и необходимость реализации вики-проекта, выбиралась тема проекта, формулировались цель и задачи, а также учащиеся и студенты знакомились с технологическими особенностями публикации материалов на платформе «Вики». Во-вторых, в более последних исследованиях авторы стали включать шаг, посвященный обеспечению информационной безопасности обучающихся при выполнении вики-проектов [13; 18]. Вслед за П.В. Сысоевым под обеспечением информационной безопасности обучающихся следует понимать «совместную деятельность учащихся, учителей и родителей, направленную на предотвращение утечки личной информации и несанкционированного, преднамеренного или непреднамеренного воздействия на личность обучающегося со стороны третьих лиц, ведущего к моральному или материальному ущербу» [18, а 17].

Таблица 1

Этапы и шаги реализации проектной деятельности на основе вики-технологии

№/автор

Кошеляева Е.Д., 2010

Сысоев П.В., 2013

Маркова Ю.Ю., 2011

Евстигнеева И.А., 2013

Объект формирования

Социокультурные умения

Умения

письменной речи

Умения

письменной речи

Дискурсивные умения

Этапы и шаги

установочный, ознакомительно-технический, изучающий, дискуссионный, оформление, самооценка, оценка преподавателя

знакомство обучающихся с целью вики-проекта (в классе), регистрация на вики-сервере и знакомство с правилами размещения материала на вики-сервере (в классе), обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении вики-проекта (в классе), выбор темы и подбор материала для вики-документа (в классе и / или дистанционно), написание и публикация вики-документа (дистанционно), презентация совместного вики-документа (в классе), самооценка, оценка преподавателя

знакомство студентов с целью вики-проекта, знакомство студентов с правилами размещения информации на вики-странице, показательное занятие, выбор темы и подбор материала для вики-странички, написание и публикация черновой версии вики-документа, обсуждение в мини-группах черновой версии вики-документа, финальная публикация вики-документа, презентация вики-документа, оценка презентации проекта преподавателем и студентами, оценка участия студентов в проектной деятельности по созданию вики-документа

знакомство с целью вики-проекта, демонстрация, обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся, выбор темы и отбор материала, подготовка черновой версии вики-документа, обсуждение в мини-группах, редактирование вики-документа, презентация проекта, оценка преподавателем и самооценка обучающимися

Таблица 2

Алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии

Этап I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Шаг 1. Знакомство студентов с целью вики-проекта (в аудитории)

(Преподаватель объясняет студентам сущность и основные этапы учебной проектной деятельности на основе вики-технологии, направленной на формирование грамматических навыков речи, определяет тематику предстоящего вики-проекта для отработки грамматических навыков речи)_

Действия преподавателя Действия студентов

объясняет студентам, в чем будет заключаться их работа задают организационные вопросы

объясняет, какой конечный результат ожидается, знакомит обучающихся с критериями оценки их работы -

инструктирует студентов, какому алгоритму действий они должны следовать задают организационные вопросы

разбивает обучающихся на группы по 3-4 человека -

определяет со студентами тематику вики-проекта вносят свои предложения по поводу того, какие дополнительные темы в рамках учебной программы они хотели бы обсудить

Шаг 2. Регистрация студентов на вики-сервере «Pbwiki» и знакомство с правилами размещения материала на вики-сервере (в аудитории)

(студенты регистрируются на вики-сервере и знакомятся с правилами размещения материала на вики-сервере)

Действия преподавателя Действия студентов

демонстрирует студентам, как зарегистрироваться на выбранном вики-сервере регистрируются на вики-сервере

объясняет студентам, как размещать материалы на учебных вики-страницах пробуют вводить текст в учебные вики-страницы

инструктирует студентов, как вносить изменения в ранее размещенный материал пробуют вносить изменения в ранее размещенный материал

объясняет студентам, как вернуться к прежней версии учебной вики-страницы пробуют вернуться к прежней версии учебной вики-страницы

Шаг 3. Обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся при выполнении вики-проекта (в аудитории)

(Преподаватель объясняет студентам правила соблюдения информационной безопасности при выполнении интернет-проектов))__

Действия преподавателя Действия студентов

объясняет студентам правила соблюдения информационной безопасности при работе в сети Интернет -

Этап II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Шаг 4. Изучение языкового материала с целью выявления грамматических закономерностей и формулирования грамматических правил

Действия преподавателя Действия студентов

предлагает студентам материал для анализа и изучения грамматических конструкций изучают языковой материал с целью выявления грамматических закономерностей

осуществляет мониторинг деятельности студентов, корректирует правила (при необходимости) самостоятельно формулируют грамматические правила

Шаг 5. Знакомство с грамматическим правилом

Действия преподавателя Действия студентов

знакомит студентов с правилами использования изучаемых грамматических конструкций (явлений) знакомятся с правилами использования изучаемых грамматических конструкций (явлений)

Окончание таблицы 2

Этап III. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Шаг 6. Отработка грамматического навыка в упражнениях на подстановку или трансформацию

Действия преподавателя Действия студентов

предлагает студентам упражнения на подстановку или трансформацию с целью формирования грамматического навыка выполняют упражнения на подстановку или трансформацию с целью формирования грамматического навыка

Шаг 7. Выбор темы и подбор материала для вики-документа (в классе и/или дистанционно) Разбившись на мини-группы, студенты вместе с преподавателем выбирают тему будущей вики-работы, определяют разделы вики-работы, распределяют их между собой.

Действия преподавателя Действия студентов

Объясняет задание по выполнению вики-работы с использованием изученных грамматических структур выбирают тему вики-проекта, разбивают ее на аспекты; распределяют аспекты одной темы между собой

производит мониторинг учебной деятельности студентов, помогает им в случае возникновения затруднений при работе обсуждают возникшие у них идеи по содержанию вики-документа

определяют и договариваются, в какой последовательности они будут размещать свои фрагменты на вики-странице группы

Шаг 8. Написание и публикация вики-работы (дистанционно) Каждый студент готовит свой фрагмент вики-работы в редакторе Word, размещает его на вики-странице группы, вносит свои изменения и дополнения в общий вики-документ

Действия преподавателя Действия обучающихся

производит мониторинг самостоятельной учебной деятельности студентов, при необходимости оказывает помощь и консультации онлайн, следит за размещением материалов обучающихся на учебных вики-страницах создают свои фрагменты вики-документа в редакторе Word

размещают свои материалы на вики-странице группы

поочередно вносят дополнения и изменения в общую вики-работу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап IV. ОЦЕНОЧНЫЙ

Шаг 9. Самооценка (студенты оценивают, насколько им удалось правильно использовать изученные грамматические конструкции при выполнении коммуникативного задания, обсуждают, какие трудности и почему они испытывали во время реализации проекта, озвучивают, что им необходимо будет сделать, чтобы улучшить работу в следующий раз)_

Шаг 10. Оценка преподавателем (Преподаватель оценивает работу студентов согласно заранее обозначенным критериям)_

К наиболее распространенным угрозам П.В. Сысоев относит следующие:

а) использование данных личного характера пользователей (паспортных данных, даты рождения, адреса проживания, телефона) для оформления интернет-мошенниками кредитов, осуществления покупок, онлайн-платежей, вымогательства;

б) посещение сайтов, предназначенных для взрослой аудитории пользователей (18+), может способствовать растлению малолетних;

в) загрузка непроверенных программ и вирусов может повредить операционную систему и данные компьютера;

г) сетевое общение с незнакомыми людьми может привести к нежелательным последствиям;

д) чрезмерное использование развлекательных ресурсов сети Интернет (сетевых игр) может привести к интернет-аддикции, игромании и геймерству подростков [18, с. 18].

Мы разделяем мнение П.В. Сысоева о включении отдельного шага, посвященного обсуждению вопросов обеспечения информационной безопасности обучающихся, в алгоритмы обучения.

В-третьих, считаем необходимым включить в алгоритм обучения отдельный шаг, связанный с рефлексией. Рефлексия поможет студентам обратить внимание на успешные аспекты, а также аспекты, которые нуждаются в доработке в будущем.

В-четвертых, многие авторы включали в свои алгоритмы шаг, посвященный обсуждению черновой версии вики-документа в классе. Учитывая дидактические свойства вики-технологии, считаем, что этот шаг может быть опущен, т. к. у студентов есть другие возможности, включая социальные сети, обсудить содержание совместного вики-документа во внеаудиторное время.

На основе анализа существующих алгоритмов обучения иностранному языку на основе вики-технологии, а также учитывая особенности формирования грамматических навыков речи, предлагаем алгоритм формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии (табл. 2).

Использование данного алгоритма на практике будет способствовать эффективности методики формирования грамматических навыков речи студентов на основе вики-технологии.

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2009.

2. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. 2003. № 6. С. 25-31.

3. Сысоев П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая // Иностранные языки в школе. 2007. № 2. С. 31-36.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М., 2002.

5. Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи в школе // Иностранные языки в школе. 1998. № 1. С. 18-21.

6. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986.

7. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.

8. Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса «вики» (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

9. Забродина И.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством современных интернет-технологий (немец-

кий язык, специальность «Перевод и перево-доведение»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

10. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

12. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140-152.

13. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

14. Ильяхов М.О. Методические основы организации интерактивного обучения в сотрудничестве на базе технологии вики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

15. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.

16. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Элективные курсы. Культуроведение США: 10-11 классы. М., 2004.

17. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 114-124.

18. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 20-24.

1. Gal'skova N.D., Gez N.1 Теопуа оЬисИетуа тоБйаппут уатукаш. Ьт^о^аЫка 1 теюа&а. М., 2009.

2. Sysoev P.V. Ше^айупое оЬисИете ^ат-тайке: 1881е^уате па та!епа1е angliyskogo уатука // ШоБйаппуе уатуЫ V БИко1е. 2003. № 6. S. 25-31.

3. Sysoev P.V. М^Ипа 11 пат grammatika, 1 еБИ п^Ипа, Ш какауа // 1поБ^аппуе уатуЫ V БИко1е. 2007. № 2. S. 31-36.

4. Solovova E.N Мей^а оЬисИетуа шоБ^ап-пут уатукат. М., 2002.

5. Tsetlin V.S. Как оЪисИа^ grammaticheski рга-vi1'noy гесЫ V БИко1е // 1поБ^аппуе уатуЫ V БИко1е. 1998. № 1. S. 18-21.

6. Shatilov S.F. Мей^а оЬисИетуа nemetskomu уатуки V Бге^еу БИко1е. М., 1986.

7. Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostran-nym yazykam v sredney shkole. M., 1982.

8. Koshelyaeva E.D. Metodika razvitiya sotsio-kul'turnykh umeniy studentov posredstvom sotsial'nogo servisa "viki" (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.

9. Zabrodina I.K. Metodika razvitiya sotsio-kul'turnykh umeniy studentov posredstvom sovremennykh internet-tekhnologiy (nemets-kiy yazyk, spetsial'nost' "Perevod i perevodovedenie"): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.

10. Markova Yu.Yu. Metodika razvitiya umeniy pis'mennoy rechi studentov na osnove viki-tekhnologii (angliyskiy yazyk, yazykovoy vuz): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.

11. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tekhnologii Veb 2.0: Sotsial'nyy servis viki v obuchenii inostrannomu yazyku // Inostrannye yazyki v shkole. 2009. № 5. S. 2-8.

12. Sysoev P.V. Viki-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2013. № 3 (23). S. 140-152.

13. Evstigneeva IA. Metodika razvitiya diskursivnykh umeniy studentov na osnove sovremennykh informatsionnykh i

kommunikatsionnykh tekhnologiy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.

14. Il'yakhov M.O. Metodicheskie osnovy organizatsii interaktivnogo obucheniya v sotrudnichestve na baze tekhnologii viki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2013.

15. Polat E.S. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. 2000. № 2, 3.

16. Safonova V.V., Sysoev P.V. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Angliyskiy yazyk. Elektivnye kursy. Kul'turovedenie SShA: 10-11 klassy. M., 2004.

17. Sysoev P.V., Kokoreva A.A. Obuchenie studen-tov professional'noy leksike na osnove korpusa parallel'nykh tekstov // Yazyk i kul'tura. 2013. № 1 (21). S. 114-124.

18. Sysoev P.V. Informatsionnaya bezopasnost' uchashchikhsya pri rabote v obrazovatel'noy internet-srede: sovremennyy otvet na vyzovy vremeni // Inostrannye yazyki v shkole. 2011. № 10. S. 20-24.

nocTynnna b pega^nro 10.06.2015 r.

UDC 811.111

ALGORITHM OF TEACHING STUDENTS GRAMMAR SKILLS ON THE BASIS OF WIKI-TECHNOLOGY Dmitriy Olegovich SVIRIDOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: aka_dimon23@mail.ru

It is devoted to the development of algorithm of teaching grammar skills on the basis of wiki-technologies. Wiki-technology acts as one of the modern Web 2.0 technologies, allowing users who are on an unlimited distance from one another by means of computer networks on the wiki platform to work together to create a single wiki document. Wiki-technology has didactic characteristics that allow its use in teaching a foreign language. These properties include: publicity, media, non-linearity, the ability to access the history of the document and hypertext structure. Development of grammatical skills is one of the components of the goal of learning a foreign language in higher school. However, the effectiveness of the development of students' grammatical skills students on the basis of wiki-technology will be in direct proportion to the teaching algorithm, consisting of stages and steps. Based on the analysis of academic literature, devoted to the development of students' grammar skills and the use of modern information and communication technologies in teaching a foreign language, a teaching algorithm, consisting of four stages (introductory, exploratory, practical, and evaluative) and ten steps is developed. The steps include the following: a) introduction into the project work; b) students' registration on the wiki server "Pbwiki" and familiarity with the rules of placing material on the wiki server (in the classroom); c) discussion of issues of information security of students when the wiki (in the classroom); d) study of linguistic material in order to identify patterns and formulate grammatical rules of grammar; e) learning explicit grammatical rule; f) development of grammatical skills in exercises on the substitution or transformation; g) the choice of themes and the selection of material for the wiki document (in the classroom or by distance learning); h) the writing and publication of a wiki document (distance learning); i) self-assessment; j) assessment of the teacher.

Key words: informatization of language education; wiki-technology; grammar skills; teaching algorithm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.