Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ТАДЖИКИСТАНА'

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мехриниссо Абдугаффаровна

Формирование грамматического навыка является одним из главных условий овладения грамматически правильной речью на иностранном языке. В данной статье рассмотрено обучение грамматически правильной речи, в частности, использование коммуникативных упражнений, способствующих овладению грамматическими навыками. Автором предпринята попытка подтвердить эффективность коммуникативно-направленных упражнений на 1-курсе языкового факультета на основе экспериментального обучения. Кроме того, в настоящей статье предпринята попытка рассмотреть вопрос обучения грамматике иностранного языка исходя из целей и задач коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаева Мехриниссо Абдугаффаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF GRAMMAR SKILLS AT THE ENGLISH LANGUAGE TRAINING UNIVERSITIES IN TAJIKISTAN

Formation of grammatical skill is one of the main conditions for mastering grammatically correct speech in a foreign language. The paper focuses on teaching grammatically correct speech, in particular, the use of the communicative exercises promoting acquiring grammatical skills. The author made an attempt to confirm efficiency of the communicatively directed exercises at the first course of language faculty on the basis of experimental training. Besides, in the present article the author attempts to consider a question of teaching grammar of a foreign language proceeding from the purposes and problems of communication.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ТАДЖИКИСТАНА»

ИЛМ^ОИ ПЕДАГОГИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

УДК 372.881.111.1 К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В УСЛОВИЯХ ТАДЖИКИСТАНА

Абдуллаева М. А.

Худжандский государственный университет имени ак. Б. Гафурова

Вопросы формирования грамматических навыков рассматривались в многочисленных диссертационных, монографических работах, научных статьях, а также в специальных разделах учебников и учебных пособий по методике преподавания иностранных языков. Но, к сожалению, как показывает практика, уровень владения грамматическим аспектом выпускниками языковых вузов является низким: студенты допускают многочисленные грамматические ошибки, избегают употребления ряда сложных грамматических явлений в необходимой реальной ситуации. Низкий уровень состояния грамматической стороны студентов 1 курса языкового факультета и определил актуальность исследуемой проблемы.

В методической литературе упражнения при обучении грамматике принято делить на языковые и речевые. Под языковыми упражнениями в методической литературе понимается запоминание отдельных языковых фактов в изолированном виде, не связанных с употреблением в речи. Поэтому языковые упражнения всегда считаются только аспектными, фонетическими, грамматическими и лексическими. Под речевым упражнением понимается использование в речи фактов языка в целях коммуникации.

Практика обучения и теоретические данные ряда методистов позволяют рассмотреть вопрос обучения грамматике иностранного языка исходя из целей и задач коммуникации.

Обучение грамматике иностранного языка на 1-курсе языкового факультета подчиняется потребности устной речи, однако, приобретение грамматических знаний для будущего учителя иностранного языка также является необходимым, если к изучению языка подойти по-творчески. Том Хатчинсон подчеркивает, что устойчивые знания грамматики первостепенны, если обучающиеся желают креативно использовать английский язык Г41.

Такой подход к обучению грамматике иностранного языка позволяет нам несколько комплексно подойти к использованию грамматических упражнений, т.е. приобретение грамматических знаний также является задачей обучения.

Как практическое накопление знаний, так и формирование навыка предполагают определённую частотность появления в речи нужного объекта. Однако они не тождественны. Навык существует в виде действия, а знания немыслимы от вербально-идейного содержания других мыслей, пишет З. И. Ходжаева Г31.

В процессе обучения иностранному языку используются два способа: от теории к практике; от практики к теории, т.е. к теоретическим сообщениям.

Первый способ предполагает предварительное осознание лингвистических знаний. Он не эффективен тем, что происходит постоянное соотнесение теоретического материала с речевым материалом в процессе автоматизации. Поэтому Е. И. Пассов утверждает, что грамматическая форма и речевая задача должны быть ассоциативно связаны друг с другом Г21. Сторонники второго способа подчёркивают решающую роль речевой практики, ссылаясь на то, что грамматические знания могут усваиваться как до, так и после выработки речевых навыков в зависимости от этапа обучения, специфики грамматического материала.

Проведённая нами серия диагностирующих срезов выявили довольно пёструю картину в знаниях и навыках студентов I курса:

1. Знание и практическое использование в речи различных грамматических явлений отдельными студентами значительно отличаются друг от друга.

2. Наиболее слабым звеном является навык употребления временных форм английского языка в устной речи.

3. Грамматические навыки находятся в прямой зависимости от количества и характера выполняемых упражнений.

С целью определения причин такого состояния усвоения грамматики, было проведено целенаправленное наблюдение изучения хода преподавания временных форм английского глагола на I курсе.

1. Анализ результатов показывает, что во всех десяти контрольных группах используются всего две формы занятий, аудиторные и домашние, а лабораторные занятия почти не проводятся.

2. На занятиях на 100% имеет место долгое сопоставительное объяснение временных форм английского глагола, т.е. этап ознакомления не включает коммуникативную направленность.

3. На занятиях превалируют языковые и тренировочные упражнения, способствующие закреплению грамматических знаний. Выяснилось, что на аудиторном занятии отсутствуют упражнения, развивающие умения не подготовленной монологической и диалогической речи.

4. Также было выявлено, что при подготовке к аудиторному занятию студентам приходится затрачивать на выполнение домашнего задания более 2-3 часов ежедневно.

Наблюдение и хронометраж аудиторных занятий подтвердили, что ознакомление с новым грамматическим явлением занимает 43% аудиторного времени. Тренировка на аудиторном занятии составляет 45%. Около половины времени, затрачиваемого на тренировку, занимает контроль упражнений, выполненных студентами дома. Деятельности по применению иноязычного грамматического материала на аудиторном занятии отводится в целом мало времени - примерно 10-12%. Это дает нам основание предположить, что на аудиторном занятии на первом курсе не происходит автоматизация грамматического навыка. Таким образом, в результате анализа аудиторных занятий выяснилось, что аудиторное время, в основном, занимает деятельность преподавателя и студентов по ознакомлению с учебным материалом и его тренировке.

Нас также интересовал вопрос сочетания фронтальной, индивидуальной, парной и групповой форм работы. Выяснилось, что фронтальная работа составляет около 53% а индивидуальная около 18%, при этом последняя форма выступает, главным образом, как форма индивидуального контроля усвоения грамматического материала.

Одним из выходов из создавшегося положения является пересмотр проблемы грамматических упражнений, носящих коммуникативную направленность на всех этапах формирования грамматического навыка.

Разработанная нами методика была основана на обучении настоящего неопределённого и настоящего продолженного времени английского языка на I курсе.

Во-первых, этап ознакомления включал предъявление и демонстрацию формы и значения Present Indefinite и Present Continuous в речевых ситуациях одновременно, без каких либо языковых правил. При этом строго соблюдался принцип от лёгкого к трудному. На первых порах Present Indefinite был предъявлен только в утвердительной форме, без его употребления в III-ем лице единственного числа. Например,

Children in America go to school at 6, but children in Tajikistan go to school at the age

of 7.

People in Tajikistan grow cotton. People in Russia grow wheat.

The birds fly, but the cows do not.

The animals eat grass.

Мы считаем, что на данном этапе достаточно сообщить студенту, что когда мы хотим сказать о действиях, что происходят регулярно, всегда, обычно повторно или редко, используем глагол без частицы "to", что подкрепляет их беспереводное понимание значения употребления настоящего неопределённого времени английского глагола.

На этапе тренировки вопреки традиционным языковым упражнениям, мы рекомендуем использовать коммуникативно-направленные упражнения, что означает организовать тренировку не ради закрепления знаний о Present Indefinite, а говорить с использованием структуры Simple Present.

Вслед за Е. И. Пассовым мы предлагаем выполнение имитативных упражнений с речевой направленностью, при которой студент не просто воспроизводит услышанную готовую фразу, а говорит с целью общения [1].

Коммуникативная направленность имитативных упражнений достигается путём изменения установки, вместо "Слушайте и повторите моё предложение ", целесообразно говорить: "Согласитесь со мной, если я прав".

- People in Tajikistan grow much cotton.

- Yes, that's right.

- People in Tajikistan drink more tea than coffee.

Далее выполняются подстановочные условно-речевые упражнения с речевой направленностью, в которых происходит подстановка лексических единиц в структуру Simple Present.

Установка: Если я не прав, возразите мне.

- People in Tajikistan eat little meat.

- Oh, no. People in Tajikistan eat much meat.

- The girls like to play "Hide and seek".

- The boys also like to play it.

После выполнения подстановочных упражнений рекомендуются упражнения трансформационного характера с коммуникативной направленностью, при которой студенты для выполнения речевой задачи трансформируют реплику собеседника, что выражается в изменении порядка слов.

Поинтересуйтесь у товарища, любит ли он читать детективные книги.

- Do you like reading detective books?

- Yes, very.

Или другой пример для тренировки отрицательной формы Simple Present используется следующее упражнение.

Передайте товарищу мои слова.

- I don't like reading detective books.

- She says that she doesn't like reading detective books.

На этапе применения рекомендуется использовать репродуктивные упражнения, в которых предполагается воспроизведение в репликах студентов тех форм Present Simple и Present Continuous, которые усвоены в предыдущих упражнениях. Примерами таких упражнений могут быть:

Guess, what animals do not fly, at what age do young people in Tajikistan get married?

Вышеизложенная методика обучения была экспериментально апробирована в двух экспериментальных группах первого курса факультета иностранных языков ХГУ имени академика Б. Гафурова в 2013-2014 учебном году. Экспериментальный срез показал, что степень усвоения Present Simple и Present Continuous в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами намного выше.

Литература:

1. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. — М.:

Русский язык, 1989. — 278 с.

2. Пассов, Е. И. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой

деятельности, Воронеж, 1980. - 88 с.

3. Ходжаева, З.И. Проблема навыка в психологии. / З. И. Ходжаева. - Тбилиси, 1960. - 230 с.

4. Thornbury, S. How to Teach Grammar / S. Thornbury. — Edinburgh: Pearson, 1999. — 189 p.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ

ТАДЖИКИСТАНА

Формирование грамматического навыка является одним из главных условий овладения грамматически правильной речью на иностранном языке. В данной статье рассмотрено обучение грамматически правильной речи, в частности, использование коммуникативных упражнений, способствующих овладению грамматическими навыками. Автором предпринята попытка подтвердить эффективность коммуникативно-направленных упражнений на 1-курсе языкового факультета на основе экспериментального обучения. Кроме того, в настоящей статье предпринята попытка рассмотреть вопрос обучения грамматике иностранного языка исходя из целей и задач коммуникации.

Ключевые слова: грамматические навыки, коммуникативные упражнения, практическая грамматика, методика преподавания языков, иностранный язык, речевые навыки.

THE PROBLEM OF FORMATION OF GRAMMAR SKILLS AT THE ENGLISH LANGUAGE

TRAINING UNIVERSITIES IN TAJIKISTAN

Formation of grammatical skill is one of the main conditions for mastering grammatically correct speech in a foreign language. The paper focuses on teaching grammatically correct speech, in particular, the use of the communicative exercises promoting acquiring grammatical skills. The author made an attempt to confirm efficiency of the communicatively directed exercises at the first course of language faculty on the basis of experimental training. Besides, in the present article the author attempts to consider a question of teaching grammar of a foreign language proceeding from the purposes and problems of communication.

Keywords: grammar skills, communicative exercises, practical grammar, methods of teaching languages, foreign language, speech skills.

Сведения об авторе: Абдуллаева Мехриниссо Абдугаффаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Худжандского государственного университета имени ак. Б. Гафурова, e-mail: [email protected]

About author: Abdullaeva Mehrinisso, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of the English language and methods of its teaching, Khujand State University named after academician B. Gafurov

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ

УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ

Калонова М. Я.

Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции

Полноценная и всесторонняя подготовка подрастающего поколения к жизни и труду предполагает полноценность и всесторонность процессов обучения и воспитания. Это в свою очередь предполагает полноценную и всестороннюю реализацию всех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей, а также реализации всех дидактических принципов, использования всего многообразия и разнообразия методов обучения, выбора всего многообразия и разнообразия форм организации обучения. В данной статье речь идет о полноценной и всесторонней реализации учебного процесса. И на основе этого рассматривается вопрос об объективной необходимости использования учебной экскурсии более эффективно по сравнению с современным состоянием ее применения.

Наше многолетнее наблюдение и анализ организации учебного процесса показывает, что в современной общеобразовательной школе из всех форм организации обучения чаще всего применяется урок, а из всех видов урока больше всего используется комбинированный урок. Действительно урок считает основной формой организации обучения, а комбинированный урок основным видом урока. Однако такое состояние дел в области организации учебного процесса, на наш взгляд, соответствует полноценной и всесторонней реализации дидактических потенциалов учебного процесса. Вряд ли таким образом можно реализовать требования всех дидактических принципов. Однако этим мы не умаляем дидактическую ценность урока, ибо именно на уроке происходит введение нового материала, закрепление нового материала, опрос ранее усвоенного учебного материала, тем самым охватываются основные дидактические цели, но одного этого явно недостаточно.

В современной дидактике исходят из того положения, что другие формы организации обучения должны дополнить урок. Если такое дополнение не будет, то процесс обучения в целом, с точки зрения организации будет неполноценным. Однообразие в выборе форм организации обучения приводит к односторонности в реализации воспитательной и развивающей функции обучения, не говоря уже о полноценной реализации образовательной функции обучения. Полноценная реализация образовательной функции обучения, формирования системы разнообразных и многообразных знаний, умений и навыков, способов деятельности, способов творческой деятельности предполагает выбор разнообразных и многообразных форм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.