Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Даричева М.В. Методика совершенствования грамматических навыков с помощью информационно -коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в средней школе // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Daricheva M.V. (2020). Methods for improving grammatical skills using information and communication technologies in foreign language lessons in secondary school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/85PDMN520.pdf (in Russian)
УДК 372.881.111.1 ГРНТИ 14.25.09
Даричева Мария Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4903-9443 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=736165
Методика совершенствования грамматических навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в средней школе
Аннотация. Статья посвящена актуальной в настоящее время теме использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, в частности в процессе обучения грамматической стороне речи на уроках иностранного языка в средней школе. Целью работы является изучение возможностей применения информационно-коммуникационных технологий как эффективного способа совершенствования грамматических навыков. В статье освящена актуальность данного вопроса и проведен теоретико-методологический обзор литературы по теме исследования. Рассмотрены цели обучения грамматической стороне речи в средней школе, определены требования к объему грамматического материала и описан грамматический минимум и стадии формирования грамматического навыка. В статье приведены виды упражнений для обучения учащихся речевой деятельности и раскрыты их характеристики. Автором изучены возможности информационно-коммуникационных технологий при обучении грамматике, выявлены преимущества данных технологий, способствующие оптимизации учебного процесса на уроках иностранного языка. Также выявлены некоторые недостатки внедрения информационных технологий в современный учебный процесс. В ходе работы автором были разработан и апробирован на занятиях в средней школе электронный комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование, совершенствование и контроль грамматических навыков английского языка по теме «Gerund and Infinitive». В статье приведены фрагменты заданий, а также описан алгоритм работы с данным комплексом, типы упражнений и ход выполнения заданий. Результаты исследования показывают рост успеваемости обучающихся, что свидетельствует об эффективности
информационно-коммуникационных технологий. Разработанные автором материалы могут быть использованы преподавателями образовательных организаций в процессе языковой подготовки.
Ключевые слова: грамматический навык; грамматический минимум; языковые и речевые упражнения; оптимизация обучения; информационно-коммуникационные технологии; цифровые образовательные ресурсы; электронный комплекс упражнений; эффективность образовательного процесса
Введение
Язык является неотъемлемой частью процесса общения, а владение иностранными языками дает возможность разнообразить этот процесс и научиться чему-то новому у людей других национальностей, познать культуру иноязычных стран и просто позволяет саморазвиваться. При изучении и преподавании иностранного языка грамматика играет огромную роль, поскольку она является неотъемлемой составляющей в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, которая не может быть сформирована без определенных языковых грамматических знаний и навыков. Без грамматики невозможно составить и произнести правильное высказывание, чётко и правильно перевести текст с иностранного языка или создать свой текст.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования предъявляет следующие требования к уровню подготовки выпускников в области грамматики по иностранному языку 1 . Обучающиеся должны оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями и структурами в соответствии с коммуникативной задачей, употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты, употреблять в речи формы действительного и страдательного залога, использовать широкий спектр союзов и предлогов. В связи с этим у школьников происходит формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а именно появляется способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для обеспечения успешного общения на иностранном языке необходимо постоянно совершенствовать грамматические навыки.
Чтобы сделать урок иностранного языка более интересным и увлекательным, добиться, чтобы развивался познавательный интерес учащихся, их творческая мыслительная активность, появляется необходимость применения на занятиях современных методик совершенствования грамматических навыков. Одним из новейших таких способов является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Целью исследования является изучение возможности применения информационно-коммуникационных технологий как эффективного способа совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
1 "Примерная основная образовательная программа основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (ред. от 04.02.2020) [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/d70f08d812592406c1792af9ec770796fa99d8b7/ (дата обращения 25.10.2020).
Теоретический анализ литературы
Е.Н. Соловова утверждала, что «основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма». Однако обучение грамматике в средней школе не должно являться самоцелью [1]. Программа по иностранным языкам для средней школы предполагает освоение такого минимума грамматических явлений, который обеспечит устное общение в рамках обозначенных программой сфер и тем.
Обучающимся необходимо усвоить часть грамматического материала для оформления своих устно-речевых высказываний, в то время как другую часть грамматического материала они должны уметь распознавать при аудировании и чтении, направляя свое основное внимание на добывание содержательной информации. По мнению И.Л. Бим, это и есть две основные цели обучения грамматической стороне речи в средней школе [2].
Исходя из вышеуказанных целей обучения грамматической стороне речи мы можем определить основные требования к объему грамматического материала, который подлежит изучению в средней школе:
• достаточность грамматического материала для применения в условиях практического общения;
• реальность грамматического материала для усвоения его в конкретных условиях.
Необходимость лимитировать грамматический материал вызвана отсутствием возможности овладения всем грамматическим строем языка в условиях средней школы, в связи с временными затратами на выполнение упражнений по формированию грамматических навыков. С.Ф. Шатилов утверждал: «Завышение объема грамматического материала отрицательно сказывается на качестве владения им учащихся» [3]. Компоненты, составляющие микрограмматику, можно назвать грамматическим минимумом.
«Грамматический минимум - это определенный набор грамматических явлений (грамматические слова, формы, структуры, правила изменения слов и соединения их в предложениях), предназначенных для правильного оформления речи, как с точки зрения морфологии, так и с точки зрения синтаксиса» [3; 4]. Грамматический минимум бывает активным и пассивным: активный для употребления в речи, пассивный - для узнавания и понимания. Как правило, активный грамматический материал изучается в начальной и средней школе, а более сложные грамматические феномены, отнесенные к пассивному минимуму, - в старшей школе.
Ведущие специалисты в области методики иноязычного образования выделяют следующие стадии формирования грамматического навыка [5]:
восприятие типовой структуры;
имитация;
подстановка;
трансформация;
репродукция;
комбинирование.
Умение грамотно комбинировать слова, трансформировать сочетания слов - это одно из главных условий применения языка как средства общения. Овладение грамматикой иностранного языка имеет серьёзное значение не только для становления эффективных умений
в устной и письменной речи, но и для восприятия и понимания речи при аудировании и чтении. Успех обучения речевой деятельности зависит от правильно подобранного комплекса упражнений. Согласно классификации Е.И. Пассова, в таком комплексе целесообразно выделять три типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности [6]:
1. языковые упражнения (controlled) вырабатывают у обучающихся первичные умения и навыки использования отдельных элементов языка, а также осуществляют подготовку к дальнейшей речевой деятельности;
2. условно-речевые упражнения (semi-controlled) позволяют отработать грамматические формы в ситуациях, имитирующих речь;
3. подлинно речевые упражнения (free) приближены к естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) и представляют собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения.
Речевые упражнения направлены на развитие у обучающихся умения мобилизации усвоенного языкового материала для осуществления языковой коммуникации. Упражнения постепенно становятся все более творческими, ситуации все больше приближаются к естественному акту речи, что делает отработку грамматического материала еще более сложным для обучающихся.
Средства ИКТ являются неотъемлемой частью урока на среднем этапе обучения иностранному языку. Традиционные и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют повысить мотивацию к изучению языка, познавательную активность и углубить ранее приобретенные знания. Разнообразные формы работы и деятельность учащихся активизируют внимание и повышают творческий потенциал личности [7].
Роль преподавателя усложняется в информационном обществе, поскольку преподавание в современных условиях требует от него умения и педагогических навыков сочетать новые технологии с традиционными [8] ИКТ компетентность преподавателя иностранного языка заключается в способности применять весь спектр ИКТ в процессе обучения иностранному языку [9]. ИКТ дают возможность оптимизировать и разнообразить процесс обучения грамматике иностранного языка, сделав его более коммуникативно-направленным. С помощью ИКТ преподаватель может обобщать грамматический материал и представлять его в виде интерактивных таблиц и схем, тем самым оказывать благоприятное влияние на образное запоминание грамматического материала. Программы часто включают в себя грамматические руководства и гиперссылки, по которым можно перейти от определенной темы к соответствующему упражнению и наоборот. Грамматические упражнения в рамках ИКТ обладают преимуществом мгновенной проверки, при этом ошибки подсвечиваются цветным и звуковым сигналом, что значительно улучшает запоминание. Использование компьютерных тестов повышает эффективность учебного процесса, позволяет установить быструю обратную связь преподавателя с обучаемым. Важным преимуществом является немедленная оценка каждого ученика после каждого теста, что, с одной стороны, устраняет сомнения в объективности результатов самих учащихся и, с другой стороны, экономит значительное количество времени преподавателя на проверке контрольных работ.
Благодаря грамотному и тщательному отбору материалов, предоставленных в Интернете и представленных с помощью ИКТ, это обучение полностью соответствует возрастным характеристикам учащихся средней школы.
Большинство современных российских и зарубежных учебных пособий не отличаются разнообразием и достаточным количеством упражнений по формированию и
совершенствованию грамматического навыка. Первый фактор влияет на снижение мотивации к овладению грамматическими навыками, а второй препятствует этому усвоению. Но, поместив грамматическое явление в контекст (желательно фрагмент аутентичного видео или аудио), овладение этим навыком пройдет быстрее, с большим смыслом и с большим интересом, так как учащийся поймет, где, зачем и как он может применить ту или иную грамматическую конструкцию. Следует помнить, что этот контекст должен отвечать интересам учащихся и не должен содержать простую комбинацию вопросов и ответов, а конкретную жизненную ситуацию.
Несмотря на активное внедрение ИКТ в учебный процесс современных образовательных организаций, некоторые исследователи выявляют недостатки применения ИКТ [10].
• не все школы имеют достаточный уровень компьютерной оснащенности, а также отсутствуют электронные версии некоторых учебно-методических комплексов;
• подготовка к занятиям с применением ИКТ, подбор учебного материала и создание соответствующих ресурсов может занимать длительное время, а также требовать наличия ИКТ компетентности преподавателя;
• существует опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежение другими формами организации учебной деятельности;
• усугубление социального неравенства при организации домашней работы с применение ИКТ (если отсутствует возможность подготовки ученика к уроку в классе в школе);
• риск получения недостоверной информации из сети Интернет.
Кроме того, исследователи отмечают, что постоянное использование Интернет-ресурсов предъявляет высокие требования к зрелости высших психических функций и повышает риск деформации познавательной сферы [11]. С одной стороны применение ИКТ в учебном процессе подготовить учащихся к жизни в условиях ускорения научно-технического прогресса. Однако несмотря на то, что компьютерное обучение имеет много преимуществ, компьютеризацией нельзя злоупотреблять
Методы и результаты исследования
Основной целью нашей практической работы явилась апробация теоретических знаний в области применения ИКТ в преподавании грамматики иностранного языка на среднем этапе обучения. Нами был разработан электронный комплекс упражнений, направленный на совершенствование и контроль грамматического навыка по теме «Gerund and Infinitive» в дополнение к учебно-методическому комплекту по английскому языку для 9 класса общеобразовательных школ «Английский в фокусе». Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Школа №19" г. Нижнего Новгорода, в исследовании приняли участие учащиеся 9 класса в количестве 21 человек.
Первый этап - подготовительный. На этом этапе был проанализирован учебно-методический комплекс «Spotlight / Английский в фокусе 9 класс», который входит в предметную линию учебников «Spotlight 2-11» авторов Ваулиной Ю.В., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. На подготовительном этапе нами также была проведена диагностика детей с целью выявления исходного уровня сформированности грамматических навыков по теме «Gerund and Infinitive». На втором этапе - основном - были разработаны и использованы задания по одной из грамматических тем текущего цикла, направленные на совершенствование
грамматических навыков по теме «Gerund and Infinitive». Также были проведены несколько уроков с использованием ИКТ технологий. На третьем - заключительном этапе - мы проанализировали результаты и подвели итоги нашей работы.
Электронный комплекс упражнений разработан с помощью ресурсов личного кабинета Google и сервиса Google Сайты. Помимо этого, здесь также задействованы такие сервисы и проекты как Google Формы, Learningapps.org и видеохостинг YouTube. Данный комплекс может быть использован как на уроках английского языка для совершенствования грамматических навыков, так и для самостоятельной домашней отработки с помощью персонального компьютера. Ниже на рис. 1 представлены фрагменты с данного сайта с разработанным нами комплексом заданий и упражнений. Подробнее ознакомиться с данным комплексом упражнений можно перейдя по ссылке: https://sites.google.com/view/www-gering-ru/.
www.gering.ru Step 1 Step 2 Щ ■g Q.
/ / "^«L.. ДД7>' ! Iii - / 1
STEP3
Watch these videos and do the exercises.
SIMILARITITES IN MEANINGS DIFFERENCES IN MEANINGS
WWW.gering.ru Step 1 Step 2 Q.
Рисунок 1. Фрагменты электронного комплекса упражнений по теме "Gerund and Infinitive " (составлено автором)
Работа с грамматическим явлением состоит из трёх этапов. При выборе упражнений мы опирались на классификацию Е.И. Пассова. На первом этапе учащимся предлагается посмотреть обобщающее видео по теме и освежить в памяти пройденный материал. После просмотра видео необходимо выполнить языковое упражнение на классификацию, после чего школьники переходят на следующий этап. Здесь им предлагается ознакомиться с алгоритмом определения той или иной формы глагола, после чего учащиеся выполняют два упражнения: языковое - с выбором ответа, и условно-речевое - с преобразованием двух предложений из диалога в одно предложение. На третьем этапе учащиеся снова смотрят два простых видеоролика, целью которых является углубить знания по теме, так как в них описываются частные случаи употребления тех или иных форм в зависимости от контекста. В конце третьего этапа учащиеся выполняют два упражнения: одно направлено на выбор правильного варианта ответа, второе на вычленение конкретной информации на основе просмотренного видеоролика. Важно отметить, что все материалы строго аутентичные.
С целью определения результативности обучения было проведено повторное тестирование учащихся. Задания были аналогичны по структуре и типам заданий с теми, которые предлагались во время входного тестирования. Результаты контрольного мероприятия
показали, что количество учащихся, получивших оценки "отлично" и "хорошо" увеличилось значительно (рис. 2).
Рисунок 2. Успеваемость учащихся по изучаемой грамматической теме по итогам входного и итогового тестирования (составлено автором на основе данных исследования)
Основываясь на полученных результатах, мы можем утверждать об эффективности применения данного электронного комплекса упражнений, который способствует совершенствованию грамматических навыков.
В ходе исследования мы установили, что учащиеся овладели материалом на уровне навыка быстро и с интересом, познакомились со многими образовательными Интернет-ресурсами, научились выполнять задания на компьютере, изучили аутентичные материалы на английском языке. Таким образом, приведенные на рисунке 2 данные свидетельствуют о том, что у учеников отмечается положительная динамика развития грамматического навыка. Кроме того, учащиеся стали более активны и заинтересованы на уроках, перестали бояться ошибиться, формулируя свои мысли, и стали чувствовать себя свободнее и комфортнее.
Таким образом, такое применение информационно-коммуникационных технологий как созданный нами электронный комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического навыка по теме «Gerund and Infinitive», не только поможет в формировании грамматики иностранного языка у учащихся средней школы, но и познакомит их с культурой изучаемого языка, с культурой работы на компьютере, подготовит к дальнейшему самообучению в течение дальнейшей жизни.
Выводы
В настоящее время вопрос обучения грамматической стороне речи с помощью современных ИКТ является актуальным. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов мотивирования к процессу приобретения знаний. ИКТ способствуют формированию созидательной творческой личности не только обучающегося, но и учителя, так как данные технологии помогают осуществлять основные потребности человека - общение, образование, самореализацию. Учащимся обучение с применением ИКТ дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует повышению уровня заинтересованности обучающихся к дисциплине. ИКТ также значительно расширяют возможности максимально адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый учащийся получает возможность работать в своём собственном темпе, выбирая для себя наиболее подходящие объём и скорость усвоения материала.
https:// mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. / Е.Н. Соловова - М.: Просвещение, 2002. - 241 с.
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. / И.Л. Бим - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
Шамов А.Н., Зуева И.Е. Теория методики обучения иностранным языкам: краткий словарь методических терминов - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 59 с.
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 2008. - 119 с.
Умаргаджиева А.Г., Рагимханова Л.К., Никатуева З.Ш. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации школьников к изучению английского языка // Вестник ГУУ, 2015. №11. С. 302-306.
Ляшенко М.С., Минеева О.А. Использование обучающих видео в преподавании английского языка в контексте профессионально ориентированного обучения в вузе // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30). С. 7-12.
Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. / М.Н. Евстигнеев - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2012. - 9 с.
Дубаков А.В. Достоинства и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Science Time. 2015. № 4 (16). С. 242-247.
Гальченко А.С., Григорьев П.Е., Поскотинова Л.В. Взаимосвязь интернет-зависимости с когнитивно-стилевыми особенностями обучающихся // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С.7. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1127/797 (Дата обращения
30.10.2020).
Daricheva Maria Vyacheslavovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4903-9443 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=736165
Methods for improving grammatical skills using information and communication technologies in foreign language lessons in secondary school
Abstract. This article is devoted to the currently relevant topic of using information and communication technologies in the educational process, in particular, in the process of teaching the grammatical side of speech in foreign language lessons in secondary schools. The aim of the work is to study the possibilities of using information and communication technologies as an effective way to improve grammatical skills. The article highlights the relevance of this issue and provides a theoretical and methodological review of the literature on the research topic. The goals of teaching the grammatical side of speech in secondary school are considered, the requirements for the volume of grammatical material are determined and the grammatical minimum and stages of the formation of grammatical skills are described. The article lists the types of exercises for teaching students speech activity and reveals their characteristics. The author studies the possibilities of information and communication technologies in teaching grammar, reveals the advantages of these technologies that contribute to the optimization of the educational process in foreign language lessons. Also, some disadvantages of the introduction of information technology in the modern educational process have been identified. The author developed and tested in the classroom in secondary school an electronic set of tasks and exercises aimed at the formation, improvement and control of grammatical skills of the English language on the topic "Gerund and Infinitive". The article contains fragments of tasks, as well as describes the algorithm for working with this complex, the types of exercises and the progress of the tasks. The results of the study show an increase in student performance, which indicates the effectiveness of information and communication technologies. The materials developed by the author can be used by teachers of educational organizations in the process of language training.
Keywords: grammatical skill; grammatical minimum; language and speech exercises; learning optimization; information and communication technologies; digital educational resources; an electronic set of exercises; the effectiveness of the educational process