Научная статья на тему 'Системный маркетинг туристских территорий России'

Системный маркетинг туристских территорий России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
92
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СИСТЕМНЫЙ МАРКЕТИНГ / ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шеина Любовь Петровна, Шеин Юрий Петрович

В статье анализируется маркетинг туристских территорий России, предлагается конструктивный системный подход в маркетинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный маркетинг туристских территорий России»

Системный маркетинг туристских территорий России Шеина Л. П.1, Шеин Ю. П.2

1Шеина Любовь Петровна /Бкета ЬыЪоу Регата - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы;

2Шеин Юрий Петрович /БИет Уппу Ре1гоу1сЬ - кандидат социологических наук, доцент, кафедра туризма, гостиничного и ресторанного сервиса, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье анализируется маркетинг туристских территорий России, предлагается конструктивный системный подход в маркетинге.

Ключевые слова: маркетинг туристских территорий, системный маркетинг, инструменты маркетинга.

Маркетинг туристских территорий - ныне интенсивно развивающееся направление исследований и разработок в сфере регионального туризма [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и других]. Большинство публикаций на тему маркетинга туристских территорий уделяют основное внимание проблемам развития бренда целевого региона, рекламных мероприятий, участия на выставках, имиджа, продвижения предложений туристских услуг региона в интернет, РЯ. Все эти аспекты целесообразны, но, на наш взгляд, этого недостаточно.

Маркетинг туристских территорий в нашем понимании должен быть программно и проектно организован, основан на принципах комплексности и системности. Если исходить из этих оснований, в маркетинге туристских территорий следует особое внимание обращать на аспекты внешнего и внутреннего маркетинга, на государственно-частное партнерство и плановые программные аспекты развития туризма региона, на активное применение инструментов маркетинга микс. В том числе, применения инструментов ценовой и неценовой конкуренции, соотношения цены и качества туристских услуг на уровне территорий, реализации проектов уникальных торговых предложений местными продавцами в регионах России (РФ) и их внешними партнерами. Этим аспектам, к сожалению, исследователями и участниками туристских рынков территорий России уделяется недостаточно внимания.

В частности, наш анализ туристских продуктов в ряде территорий РФ показывает, что гибкая ценовая политика ведется незначительным числом туристских предприятий. Это летние автобусные туры на пляжные курорты побережья Черного моря. Это хорошо обустроенные горнолыжные курорты Северного Кавказа, Урала, Сибири. Это некоторые санатории, дома отдыха в Подмосковье и других регионах РФ. В то же время, многие туристские центры и предложения туристских услуг в других местах РФ не совсем сбалансированы в соотношениях «цена - качество». По-прежнему дорого обходится внутренним туристам проезд (трансфер) в другие регионы страны.

Ценообразование на туристские услуги во многих территориях РФ опирается на методы «затраты плюс» или «ориентация на лидера». Отсюда следуют выводы: деятельность многих туристских предприятий России не может быть оценена как производительная и эффективная; следовать за лидером в ценах на туристские продукты не всегда оправданно, поскольку лидер чаще всего предлагает более качественные туристские услуги, поэтому выигрывает в конкуренции.

Именно эти аргументы позволяют нам предложить более продуманную системную маркетинговую политику туристских территорий РФ, на основе маркетинговых исследований сегментировать свой внутренний туристский рынок, работать не вообще с потребителями, а с их целевыми сегментами. Планомерно привлекать на свои территории внутренних и внешних туристов, а также внешних партнеров по турбизнесу. Создавать привлекательные местные условия для инвесторов, для государственно -частного партнерства. Тем самым, развивать туристскую инфраструктуру территории и туристский поток в неё. Люди в основной массе совершают туры в территории, которые

74

предлагают удобный и выгодный странсфер, услуги, привлекательные по цене и качеству. И, конечно, потребители выбирают дестинации, о которых знают и получили о них достоверную позитивную информацию. И здесь действительно актуально выгодно позиционировать себя на целевом рынке средствами рекламы, развития бренда, паблик рилейшнз, маркетинга микс, удобной логистики тура. То есть, следует подходить системно к туристскому развитию территории.

Литература

1. Алхаммуд Мурхаф Ф., Шеин Ю. П. Экономико-географическое положение и маркетинг отеля: комплексная оценка // «Наука сегодня: теория и практика» сборник научных статей международной научно-практической конференции 30 октября 2015 года, часть 2. Уфа, УГУЭС, 2015. С. 143-145.

2. К проекту туристско-рекреационной зоны «Урал» // Бакаева З. Ф., Горелова Ю. Е., Латыпова Э. Р., Полозова О. С., Сахарова Л. Ю., Тарасова Е. Ю. «Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика», № 2, 2014. С. 91-98.

3. Проектные технологии в туризме / Аранцева Ю. Б., Юмагужина Н. Г., Яковлев Р. И., Шеин Ю. П. // Всероссийская научно-практическая конференция «Отраслевые проблемы развития современного менеджмента и маркетинга». Екатеринбург: УрГУПС, 2016.

4. Ресурсы развития событийного туризма / Алхаммуд Мурхаф Ф., Лановик Д. С., Мустафина А. В., Шеин Ю. П. // Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки». Уфа: УГУЭС, 2016.

5. Формирование успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования / Шеина Л. П., Кашапова Л. М., Шеин Ю. П. // «Вестник ВЭГУ», № 3 (71), 2014. С. 41-48.

6. Шеин Ю. П. К проекту туристского суперкластера «Башкортостан» // «Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика», 2012, № 1. С. 82-85.

7. Шеин Ю. П., Шеина Л. П. Перспективы развития туризма в Башкортостане / Международная научно-практическая конференция «Новая наука: опыт, традиции, инновации». Стерлитамак, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.