Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017 № 6 (24). С. 55-63. УДК 378:006.063 (470+571)
К концепции развития туризма и подготовки отраслевых кадров в Башкортостане на 2016-2020 годы (проект)
В статье анализируются актуальные концепции развития туризма в регионах России, в Республике Башкортостан. Особое внимание уделяется анализу презентации инвестиционного потенциала индустрии туризма в Республике Башкортостан. Причина такого внимания - оригинальные опорные проектные разработки для их оптимизации. Статья актуализирует основные положения авторской концепции развития туризма в Башкортостане на 2016-2020 годы. Цели проекта концепции: на основе анализа выработка положений по формированию в Башкортостане высокоэффективной системы туристских кластеров, реализации в них проектов конкурентоспособных туристских предприятий. Акцентируется положение, что классификация видов туризма в регионах России должна ориентироваться на классификацию туризма, принятую Всемирной организацией туризма. Анализируется текущая динамика туризма в России, в Башкортостане. Представлена актуальная оценка состояния дел с проектированием туризма в Башкортостане. Оценивается исполнение в 2016 году проектов туристских кластеров «Абзелил-Белорецк», «Бурзянский», «Красноусольский», «Нугуш», «Уфимский», «Павловский». Предлагаются меры по оптимизации этих туристских кластеров. Особое внимание уделяется проектной разработке туристского кластера «Уфимский». Он должен стать федеральным якорным центром туризма. В туристском кластере «Уфимский» выделены перспективные виды туризма: событийный (конгрессный политический, экономический, деловой туризм); спортивный, туризм; фестивальный туризм; научный, образовательный туризм; познавательный туризм; лечебный туризм. Дается обоснование основных направлений оптимизации и перспектив маркетинга в других туристских кластерах РБ.
Ключевые слова: концепция развития туризма; проект концепции туризма; вид туризма; туристский кластер; проект туристского предприятия; оптимизация туристского кластера
Ю. П. Шеин
Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017 No. 6 (24). pp. 55-63.
Yu . P. S H Ei N
The concept of development of tourism and training industry personnel in Bashkortostan, 2016-2020 (draft)
The article analyses the key concepts of tourism development in the regions of Russia, in the Republic of Bashkortostan. Special attention is paid to the analysis of the presentation of the investment potential of the tourism industry in the Republic of Bashkortostan. The reason for this attention is the original reference design and development to optimize their work. The reason for this attention - strong design and development to optimize their work. The article updates the main provisions of the author's concept of tourism development in the Republic of Bashkortostan for 2016-2020. The objectives of the project concept: based on the analysis of the development of the provisions on formation in Bashkortostan of effective system of tourist clusters, implementing them in projects competitive tourism enterprises. Emphasizes the position that the classification of types of tourism in the regions of Russia should focus on the classification of tourism adopted by world tourism organisation. Examine the current dynamics of tourism in Russia, in Bashkortostan. Up-to-date assessment of the state of Affairs with the design of tourism in Bashkortostan. Estimated performance in year 2016 projects of tourist clusters "Abzelil-Beloretsk", «Burzyanskiy", "Krasnousolsky", "Nugush", "Ufa", "Pavlovsky". Measures on optimization of these tourism clusters. Special attention is given to design and development of tourist cluster "Ufa". It needs to become a Federal anchor tourism center. In the tourism cluster "Ufa" main promising types of tourism: event (Congress of political, economic, business tourism; sports tourism; festival tourism); scientific, educational tourism; medical tourism. The substantiation of the main directions of optimization and prospects of marketing in other tourist clusters in the Republic of Bashkortostan.
Keywords: the concept of development of tourism; the draft concept of tourism; tourism; tourist cluster; a project of the tourism business; optimization of tourism cluster
роблемам развития внутреннего и въездного туризма в России (РФ) и в Башкортостане (РБ) посвящён целый ряд научных, программных, проектных разработок. Данный проект концепции развития туризма в Республике Башкортостан в виде основных положений представлен для внимания, изучения, обсуждения научной общественностью, компетентными должностными лицами органов власти и управления РБ, деловыми кругами в сфере туристской индустрии, всеми интересующимися проблемами развития внутреннего и въездного туризма в России и Башкортостане.
Подчеркнём, что данная статья - это тезисы проекта концепции развития туризма в РБ, но не сам проект развития туризма в РБ, в котором профессиональным командам проектов будет необходимо в полной мере, используя системный, комплексный, географический, кластерный подходы, создавать полноценную проектную документацию и реализовать проекты развития туристской индустрии в регионе. По каждому туристскому кластеру РБ и каждому проекту туристского предприятия в кластере.
Опубликованная презентация Н.Э.Никольской [4], «Об инвестиционном потенциале развития туризма в Республике Башкортостан» представляет особый интерес. Это, в сущности - концепция развития туризма в РБ на период 2012-2016 годы, представляет проектируемые туристские кластеры и проекты конкретных туристских объектов в составе этих кластеров.
Для нашего проекта концепции развития туризма в РБ на период 2016-2020 годы были использованы наши предшествующие разработки [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и др.], анализ концепций развития туризма в ряде регионов России в 2010-16 годах, проведен анализ эффективного зарубежного опыта туристских проектов, маркетинговые исследования мнений российских туристов в мае-августе 2016-го года. Основные результаты этих исследований частично представлены ниже, в контексте нашей концепции.
Цели проекта концепции: на основе анализа выработка положений по развитию в Башкортостане высокоэффективной системы туристских кластеров, реализации в них проектов конкурентоспособных туристских предприятий.
Причем, в отличие от академических работ, в которых чаще всего ставится одна цель, в данном проекте концепции развития туризма ставится системная научно-проектная цель (система целей), поскольку её должны реализовать участники проекта развития туризма в Башкортостане и со стороны органов власти, и со стороны туристского бизнеса, и стороны подрядчиков, и со стороны научного обеспечения концепции туристских проектов в РБ.
Методология исследования: географический, маркетинговый, проектный, комплекс-
ный, системный, кластерный подходы к развитию туризма в регионе.
Принципы исследования и обоснования проекта концепции: теоретические принципы соответствуют вышеназванным подходам; практические принципы: преемственности, устойчивого развития туризма в регионе, инновационности и государственно-частного партнерства.
При условии принятии положений данной концепции, автор рекомендует создать на базе Госкомитета по предпринимательству и туризму РБ на период 2016-2020 годы координационный центр для организации последующих проектных разработок и команд управления туристскими проектами. При этом автор выражает свою готовность участвовать в работе этого центра.
Причина такой рекомендации: в России, её регионах, в отличие от эффективного опыта государственно-частного партнерства в развитых странах («Золотой берег» в Австралии, «Лазурный берег» во Франции и других странах), где такие проекты продвигает частный бизнес, главным подвижником подобных проектов в РФ является государство. Такой у нас менталитет, даже у бизнеса. Поэтому профильные компетентные государственные органы вынуждены брать на себя роль инициаторов проектов туристской индустрии.
Сводный анализ текущих концепций туризма
в регионах России
Итоги анализа концепций туризма в регионах РФ. Концепции развития туризма у нас в основном пишут преподаватели истории и примкнувшие к ним краеведы, экологи (очень редко - экономисты, социологи, географы). Историки, экологи, каждый со своим узким взглядом на эту проблему, не в полной мере компетентны в индустрии туризма, обходясь в концепциях штампованными фразами о «большом историко-культурном потенциале, условно скажем, ... Мценского уезда». Можно поменять название муниципалитета и региона - суть останется прежней: недостаточное понимание организации туристского бизнеса.
Всё время писать о культурно-историческом потенциале, красоте природы недостаточно. Тем более, только на русском языке и только в сегменте рунет. Не формулируя чётко всех условий предоставления туристских услуг: от брони, трансфера до всех предлагаемых удобств, включая общение на английском языке. Это требуется для иностранных туристов, ввозящих валюту в страну. Главное в туриндустрии - проектировать и продвигать турпродукты.
Также проблема: неустоявшаяся в России классификация видов туризма. Существующие концепции развития туризма в России по классификации видов туризма не соответствуют нормам всемирной международной организации туризма (ЮНВТО).
И в вышеуказанной презентации [3], по сути, концепции развития туризма, обозначены как основные виды туризма, которые имеют перспективы развития в РБ: лечебно-оздоровительный, экологический, горный, этнокультурный, агротуризм, водный, конный, спелеологический, приключенческий.
И в концепции развития туризма Московской области [2] также выделены непринятые в мировой практике туризма деловой, научный, культурно-развлекательный, спортивный, кратковременный массовый, паломнический, детский туризм. И это - не все примеры.
Возможно, помимо противостояния с Западом (их санкции - антисанкции) это ещё один сдерживающий момент непринятия наших деловых предложений зарубежными потенциальными партнерами по туристской индустрии.
Считаем целесообразным использовать при написании концепций и выработке деловых предложений для партнёров за рубежом группы туризма, принятые в классификации и статистике ЮНВТО. По классификации ЮНВТО выделяют: выездной активный туризм, выездной пассивный туризм, внутренний туризм, въездной туризм.
Сгруппированные виды туризма, используемые в статистике ЮНВТО:
1) Leisure, recreation and holidays (отдых, рекреационный, праздничный туризм);
2) VFR, health, religion (поездки к родственникам и друзьям, лечебно-оздоровительный и санаторно-курортный, религиозный туризм);
3) Businnes and professional (деловой и профессиональный туризм);
4) Not specified (не указан).
Считаем, что при разработке концепции развития туризма региона РФ, следует сначала отнести каждый особенный вид туризма региона в одну из этих групп. И только затем, в составе какой-либо из этих групп, принятых в статистике мирового туризма, презентовать свой особенный вид туризма для каждого данного региона.
Кстати, это не всегда будет просто сделать. Например, если вы совершаете тур для бесед и познания слова Божьего с уважаемым вами священником, вы отнесете этот тур к образовательному туру или к религиозному? С учетом того, что в школах России введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Дам наводку: ваш тур в светскую школу или в монашескую келью?
Текущее состояние дел с проектированием туризма в Башкортостане
Наш сводный анализ (на август 2016 года) хода реализации туристских проектов в РБ, которые презентовал госкомитет по предпринимательству и туризму РБ на 2012-2016 годы [4]:
1. Из обозначенных проектов туристских кластеров («Абзелил-Белорецк», «Бурзянский»,
«Красноусольский», «Нугуш», «Речной», «Уфимский», «Павловский») на август 2016 года лишь некоторые проекты исполнены.
Для примера, в составе туристского кластера «Павловский», стоимостью 2316 млн. руб., которым занимались активно, на 2016 год реализованы проекты:
-горнолыжный центр «Павловский парк» (инвесторы - РБ, ЭО «Тенгри»);
-база отдыха «Башкирская Рица» (инвестор -УМПО);
-пока лишь туристский продукт «маршрут в Идрисовскую пещеру» в рамках проекта «По следам Салавата Юлаева» (инвестор - туристская фирма);
-спортивный комплекс «Бирский» в поселке Красная горка Нуримановского района РБ и в селе Караидель (инвестор: РБ);
-физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный» (инвестор - УМПО);
-турбаза в пос. Магинск, Караидельский район (инвестор - БГПУ);
-комплекс туристских стоянок на реке Юрю-зань (нет данных).
Из негативных результатов: -не все проекты по данному кластеру реализованы:
-проект «Башкирский Артек» в туркластере «Павловский» обанкротился.
2. Отдельные проекты туристских кластеров («Речной») просто закрыты по объективным причинам (обмеление бывших судоходных рек РБ, о чем было известно и в 2012 году).
3. Многие проекты в этой презентации больше относятся к физкультуре и спорту (физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные комплексы и т.д.), что можно объяснить чиновничьей смекалкой - использовать ресурсы сразу двух ведомств - госкомитета по предпринимательству и туризму РБ и министерства спорта и молодежной политики РБ, освоить соответствующие выделенные федеральные средства. Но туризм как отрасль, которая должна приносить доход, при таком подходе «меняет лицо».
4. Сроки исполнения проектов откладываются. Запуск туристского кластера «Бурзянский» на базе туристских ресурсов Бурзянского, Ишим-байского муниципальных районов РБ в 2016 году назначен на 2017 год.
В кластере «Бурзянский» [4] презентовались к 2016 году: туристские комплексы «Мурат Тугай»,«Акбулатово»; историко-этнографиче-ский музейный комплекс в д.Акбулатово; гостиничный комплекс в с.Старосубхангулово; там же - горнолыжные комплексы и тюбинговые трассы. Сроки сдачи отложены.
Теперь для исполнения проекта «Абзелил-Бе-лорецк», в августе 2016 года глава РБ Р.З.Хамитов объявил, что в республике теперь уже только к 2025 году будет создан туристско-реакционный кластер «Горные курорты Башкирии «Легенды
Урала» [1]. Создан сайт с поиском «Открой республику».
Предполагается, что в этот новый туристический кластер войдут курорты Белорецкого и Абзелиловского районов, в том числе три горнолыжных базы - «Мраткино», «Абзаково» и «Банное». То есть, ещё появляются и всё новые туристские бренды одних и тех же туристских территорий.
Но в целом, идеи туристских кластеров и привязанным к ним проектам, изложенные в презентации 2012 года [4], безусловно, заслуживают пролонгации и практической реализации по выделенным кластерам и туристским проектам.
Новые реалии и ресурсы развития туризма в
Башкортостане на 2016-2020 годы. Туристский
кластер «Уфимский»
Напомним, что в вышеупомянутой презентации [4] выделяются основные виды туризма в Башкортостане: лечебно-оздоровительный, экологический, горный, этнокультурный, агроту-ризм, водный, конный, спелеологический, приключенческий туризм.
Указанный в ней «Уфимский» туристский кластер в данном перечне основных перспективных видов туризма просто был обойдён вниманием. Поскольку к кластеру «Уфимский» из данного перечня в какой-то мере можно отнести лечебно-оздоровительный туризм: в Уфе есть санатории «Зеленая роща», «Салют», ряд санаториев-профилакториев, спа-салонов и так далее.
Именно туристский кластер «Уфимский» уже сейчас имеет перспективы стать и многоотраслевой туристской столицей, федеральным якорным центром. Здесь целесообразно полноценно исполнять все общереспубликанские проекты: туристско-информационный центр; интерактивный навигационный туристский интернет-портал; центр экскурсий; научно-производственный кластер (научно-производственный республиканский туристский центр, организацию мини-производств - местных промыслов в агро и этно туристских объектах).
Туристская инфраструктура международного класса Уфы (гостиницы, профильные помещения для проведения международных event мероприятий, других ресурсов) позволяет развивать многоотраслевую специализацию тур-кластера «Уфимский» по классификации ЮНВ-ТО: въездной и внутренний туризм. Уточним по группам туризма.
В первой и второй группах по классификации ЮНВТО по видам туризма в Уфе имеют перспективы, в первой группе - праздничный туризм, социально-культурных форумов, фестивальный, этнических форумов, детских, молодёжных форумов, fest, open air туризм и другие виды туризма. Подобные форумы и фестивали в Уфе и пригородах проводятся, но пока недостаточно
массовые и прибыльные. Коммерциализация этих видов туризма - дело будущих проектов. Туристская индустрия, и любая другая отрасль экономики, имеет целью получение прибыли, для власти - отчисления в местные и региональные бюджеты.
В первой группе по классификации ЮНВТО по видам туризма РБ имеет перспективным целый ряд видов событийного (event) туризма мирового, федерального, республиканского уровня, в т.ч.: конгрессный политический, экономический, деловой туризм; спортивный туризм; фестивальный туризм; научный, образовательный туризм; познавательный туризм.
Во второй группе в классификации ЮНВТО. В Уфе есть сеть санаторных и санаторно-профилак-тических учреждений. Наша идея: в Уфе можно развивать медицинский туризм. В Уфе успешно работают центр «Аллоплант» Эрнста Мулдашева, кардиоцентр, ожоговый центр и другие предприятия мирового уровня. И при их ценах на услуги, в несколько раз ниже, чем в странах Запада, при текущем курсе рубля к основным валютам.
Очень привлекательные по цене услуги для иностранных туристов. Нашим гениальным врачам некогда заниматься привлечением богатых иностранных туристов. Но продвигать их бренды и услуги в богатых западных странах могут и должны заявленные в презентации и турист-ско-информационный центр, и интерактивный навигационный туристский интернет-портал, и туроператоры, заинтересованные в росте медицинского туризма в Уфе. Разумеется, и персонал этих предприятий должен владеть иностранными языками, и вся информация, выставляемая в интернет и по другим каналах коммуникации, должны быть на русском, английском, немецком, французском, испанском языках.
В презентации [4] было предложено создание научно-производственного кластера. Для реальной организации и начала реальной работы такого кластера считаем целесообразным на первом этапе создать учебно-производственный центр для тех, кто начинает свой туристский бизнес, в который привлекать для занятий, тренингов, практики действующих эффективных подвижников и практиков туристской индустрии. Базы для тренингов и практики могут быть в Уфе и в её пригородах (минигостиницы для освоения гостиничного сервиса, конезавод под Уфой для освоения кумысоделия, иппотерапии и так далее).
Уфа в 2012-2016 годы регулярно принимала события мирового значения: чемпионат мира по летнему биатлону (2012), молодежный чемпионат мира по хоккею (2013), саммиты стран ШОС и БРИКС (2015) и другие. Это третья группа в классификации ЮНВТО, въездной и внутренний туризм. Пусть число въездных туристов составило тысячи, но Уфа уже стала туристским кластером событийного (event) туризма мирового значения. Также, в 2012-2016 годы проводились
многочисленные мероприятия российского, регионального значения. В Уфе в 2016 году работают предприятия глобальных гостиничных сетей - Хилтон, Шератон, Холидей Инн и другие, пришедшие в город для участия в туристском сервисе гостей саммитов ШОС и БРИКС 2015 года.
Эти западные и отечественные отельеры заинтересованы в развитии въездного и внутреннего туризма в Уфе, в новых, лучше регулярных, потоках гостей в Уфу. Учитывая, их большой потенциал привлечения туристов из-за рубежа, их опыт, это надо использовать. Профильным городским и республиканским государственным структурам налаживать с ними государственно-частное партнерство на взаимовыгодных условиях.
Также целесообразно налаживание деловых связей с партерами в туристской индустрии Китая, стран Евразийского союза, в перспективе -Австрии, Германии и других стран.
В группе событийного (event) туризма туристского кластера «Уфимский» должны быть и политический сегмент (конгрессный туризм, саммиты и так далее), и экономический сегмент (деловой туризм, экономические форумы и так далее), и социально-культурный сегмент (фестивальный туризм, молодежные форумы, слёты «open air» и так далее), и спортивно-зрелищный сегмент (хоккей, биатлон, футбол и так далее), и, в перспективе, научный и образовательный сегменты, и другие сегменты. Только организовываться и проводиться они должны или с учетом самоокупаемости, или прибыли для города и РБ.
Пространство возможностей развития событийного туризма в России, в Уфе в ближайшие годы будет нарастать. И мировые спортивные, и культурные, и другие мероприятия станет возможным привлекать в Уфу. Но на выгодных для Уфы расчетах отдачи от вложений. Повторимся, это надо использовать. Но для этого надо профессионально работать. Нужна команда, работающая над эффективными проектами событийного туризма в Уфе.
Ещё один перспективный вид туризма в кластере «Уфимский» - познавательный туризм. Первая группа по классификации ЮНВТО, въездной и внутренний туризм. Уфа всё более становится интересной для иностранных и российских туристов. Этот интерес надо развивать и склонять потенциальных гостей, интересующихся городом, к турам в Уфу.
Можно предложить активизацию работы центра экскурсий Уфы. Кадры для проведения экскурсий готовятся в ИЭС УГУЭС, в других учреждениях. Ниже приведенные проекты экскурсий, обеспеченных местами для временных парковок экскурсионных автобусов.
Экспресс-экскурсия «Уфа историческая». Маршрут: гостиница (дорожная информация «История Уфы») - Монумент Дружбы - Советская площадь - памятник Салавату Юлаеву - гостиница.
Экскурсия «Уфа - столица Башкирии». Маршрут: гостиница - Монумент Дружбы - Советская площадь - здания Курултая и администрации главы РБ - памятник Салавату Юлаеву - Проспект Октября (дорожная информация «Архитектурно-планировочная структура и хозяйство Уфы») - цехи и корпуса УМПО (проездом) - музей УМПО - проспект Салавата Юлаева (дорожная информация «Архитектурно-планировочная структура Уфы: варианты будущего») - гостиница. В перспективе экскурсия - «Культура и искусство Уфы». Маршрут: гостиница - музей Нестерова - театр оперы и балета - краеведческий музей - филармония - выставочный художественный центр - гостиница. И другие экскурсии.
Здесь целесообразно технологиями маркетинга сначала выявить тематические предпочтения экскурсий у самих гостей Уфы. И создать туристские продукты, которые пожелают гости Уфы.
Перспективы других туристских кластеров Республики Башкортостан на 2016-2020 годы.
Первое направление оптимизации
Туристские кластеры в презентации Н.Э.Никольской [4], на наш взгляд, с некоторыми коррективами, следует в основном сохранить, но оптимизировать: туристские кластеры «Абзелил-Белорецк», «Бурзянский», «Красноусольский», «Нугуш», «Уфимский», «Павловский».
Главные направления оптимизации туристской индустрии Башкортостана в 2016-2020 гг.:
1. Укрупнение туристского кластера «Абзе-лил-Белорецк» для снижения расходов на него. В том числе, привлечение инвестиционных и других ресурсов партнеров из Челябинской области, территориально смежных с этим туристским кластером.
2. Проектирование, внедрение инновационных подходов в проектах туризма, оптимизация маркетинга, менеджмента, организации и управления проектами, внедрения в туристскую сферу таких инноваций, которые будут давать очевидное конкурентное преимущество.
Первое направление оптимизации: туристский кластер в презентации Н.Э.Никольской «Аб-зелил-Белорецк» 2012 года и в послании главы РБ Р.З.Хамитова в августе 2016 года «Горные курорты Башкирии «Легенды Урала» в составе всё тех же Абзелиловского и Белорецкого районов, на наш взгляд, должен быть ещё более оптимизирован, чем в обоих вышеприведенных случаях. Бренд лучше сделать географически точным и более кратким для запоминания туристами: «Легенды Южного Урала».
Аргументы:
-всесезонные отраслевые: ограничиваться горнолыжной специализацией - это обрекать кластер лишь на зимний сезон действия; в Бело-рецком районе уже есть круглогодичные курор-
ты и другие всесезонные туристские продукты, но и это - не все потенциальные возможности развития данного туристского кластера;
-географические и туристские: Абзелилов-ский, Баймакский соседние районы граничат с Челябинской областью; удобный для туристов аэропорт «Магнитогорск» расположен в Абзели-ловском районе, что обеспечивает 15-минутный трансфер туристов в кластер; также в зоне 15-минутной доступности к Баймакскому району, но в Челябинской области, без всяких государственных инвестиций, уже несколько лет растёт туристский поток в дестинацию «Аркаим», в том числе массовые из туристские посещения из РБ; Баймакский район имеет собственный потенциал санаторного, экологического, других видов туризма;
-экономические: власть обоснованно занята проблемами роста экономики Башкирского Зауралья (БЗ). Но в проектах туризма участвует только Абзелиловский район БЗ. На наш взгляд, уже сейчас в состав туристского кластера «Абзелил-Белорецк» надо включить Баймакский район (в будущем также и Учалинский район) на основании и актуальной экономической поддержки, и туристских проектных оснований;
-межрегионального государственно-частного партнерства: очевидно, следует налаживать партнерские отношения с Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) и другими партнерами Челябинской области; тем более, что ММК - владелец санаториев в Белорецком районе.
Возможно, станут необходимы подобные преобразования в отношении других туристских кластеров РБ. В этом нет ничего особенного. Опыт и практика управления туристскими проектами в других странах и регионах показывают, что внесение изменений в проекты - дело обычное.
Второе направление оптимизации туристских кластеров Республики Башкортостан
Почему необходимо проектирование и внедрение новых перспективных видов туризма, идей регулярного развития туристской индустрии РБ, внедрения в туристский сервис таких инноваций, которые будут давать очевидное конкурентное преимущество?
Большинство концепций развития туризма, предлагаемых авторами из разных регионов и районов России, отличаются однотипностью. В большинстве из них воспеваются местные культурно-исторические достопримечательности, богатства природы и так далее.
Даже обычный потребитель, изучая все туристские блага местностей России в интернет и СМИ, устанет от большинства таких однообразных предложений. Это не только у нас, это есть и в других странах. Но надо делать лучше, чем другие.
В большинстве случаев здесь очевидна слабость маркетингового подхода к проектам в туризме. Если уж мы взялись за дело проектирования развития туризма в своей местности, то надо следовать главным технологиям маркетинга. В основном они должны быть всем известны. Это: SWOT-анализ (анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон проекта); комплекс маркетинга (место проекта, ваши туристские продукты, цены на турпродукты, средства продвижения туристских продуктов на рынке и так далее); проект уникального торгового предложения на рынке; дифференцирование и позиционирование туристского продукта на рынке, с учетом уровней иерархии рынков; учёт жизненного цикла туристского продукта и проекты его нового жизненного цикла; расчеты прибыли.
В этой части концепции неизбежно следует перейти к технологиям профессионального маркетинга, менеджмента, управления проектами. Иначе концепция будет пустой затеей. Надо отказаться от слогана «Башкортостан - вторая Швейцария». Быть второй - остаться без внимания потенциального потребителя. Также рекомендуется применять топоним «Башкирия» вместо «Башкортостан». Верифицировано собственными опросами россиян.
Также географически и политически некорректно использовать бренд «Легенды Урала» в отношении туристского кластера в Абзелилов-ском и Белорецком районах РБ. На общий бренд «Урал» давно и по праву претендует Свердловская область, расположенная и на среднем, и на Южном Урале. Не стоит вступать с ней в топонимические споры, тем более, в судебные арбитражные разбирательства. Географически Республика Башкортостан и Челябинская область - это Южный Урал.
Специализация проектируемого туристского кластера «Легенды Урала» (рекомендуется бренд «Легенды Южного Урала») по классификации ЮНВТО: въездной и внутренний туризм, первая группа видов туризма - рекреационный туризм, и вторая группа видов туризма - оздоровительный туризм. Уточнённая специализация сегментов первой группы: горнолыжный, экологический, маршрутный туризм (конно-пешие туры, сплавы по рекам); познавательный туризм; этно и агро туризм.
Здесь авторизуем слоган этого кластера «Познай легенды и красоты Южного Урала». Этот слоган работает, что проверено нашими достоверными исследованиями.
В отношении республиканских брендов, целесообразны слоганы для туристских брендов Башкирии, продвигаемых на целевом рынке:
«Башкирский мёд - такого полезного нигде больше нет»;
«Кумыс в Башкирии - попробуйте, замрите от пришедшей к вам силы и счастья».
Пусть начнут обсуждать, кто-то даже иронизи-
ровать, это неплохо - внимание привлечено, интерес возник. Слоганы останутся в подсознании. Дальше главным будет - подтвердить качество. Если это удастся - будем развивать производство. И потребление, желательно в основном только у нас, на курортах РБ. И готовимся к борьбе против подделок наших брендовых продуктов, к отстаиванию наших брендов.
Туристские дестинации РБ. Просто сказать, что в Башкирии есть уникальная Капова пещера (Шульганташ), даже показать в ней наскальные рисунки эпохи палеолита - этого мало. Для единичных археологов это интересно. Для остальных нет. Тем более, что эти рисунки выставлены в интернет. Было принято правильное решение создать туристский комплекс в Бурзянском районе, где, вместо экскурсий в пещеру Шульганташ (кроме специалистов), есть виртуальные обзоры этой пещеры, создание музея башкирской пчелы и т.д. Но и здесь, в случае пребывания более суток, пока не хватает полноты программ сервиса, особенно для иностранных туристов. На данный момент дела в туристском кластере «Бурзян-ский» обстоят именно так.
По итогам нашего анализа мнений потребителей, аналогичные «программы пребывания» - и по другим туристским кластерам с функциями оздоровления: «Нугуш», «Павловский». Лишь в кластере «Красноусольский» (Гафурийский, Архангельский, Кармаскалинский районы РБ) исполнялись программы оздоровления. Но в «Красноусольском» и сегмент потребителей особый: приехавшие за оздоровлением.
В отношении использования туристского продукта «Дорогами Урал-Батыра». Можно увлекать потенциальных туристов краткими романтическими отрывками эпоса «Урал-батыра». Но не в занудной и многословной форме. У финнов и карелов тоже есть общий эпос «Калевала». Но они никогда не ставили его туристским брендом. И правильно делали. Финны выяснили, что суровая и «противостоящая» заунывность их эпоса только отпугивает въездных туристов. Из эпоса «Урал-Батыр» в туристских целях целесообразно использовать только романтику, лаконичные и увлекательные истории про Урал-Батыра и Ху-май, про его коня Акбузата и т.п.
Проекты в туристском кластере «Нугуш» [4]: туристско-рекреационная зона «Нугушское междуречье», в т.ч. гостинично-кемпинговые комплексы, туристские деревни, охотничье-вольерное хозяйство, музейно-экскурсионные комплексы, парк экологических технологий, экошкола, яхт-клуб, физкультурно-оздоровительный комплекс; горно-туристический комплекс «Нугуш»; конно-туристский комплекс и школа конного туризма; турбаза «Урман» на Ямашлин-ском водохранилище; базы отдыха «Омшаник»; туристский комплекс в рамках проекта «Алтын кольцо». Стоимость создания туристского кластера «Нугуш» - 3060 млн. руб. Перспективный
региональный кластер рекреационного туризма РБ, который через несколько лет окажется в зоне доступности нового «Шелкового пути» на его участке в пределах республики.
При эффективном управлении санаторно-курортными объектами в РБ, при ожидаемом к 2018 году росте платежеспособного спроса российских потребителей, туристские проекты в кластере «Красноусольский» имеют хорошие перспективы. Это проекты [4] оздоровительного и СПА-курортов на базе санатория «Крас-ноусольск»; центр паломнического туризма в с.Красноусольском; туристский комплекс на базе историко-культурного центра «Саит-Баба»; парк-комплекс «Республика Туризма «Сулонг»; туристский центр «Город-курорт Усаклы»; горнолыжный центр «Улутау», турбаза «Сим», база отдыха на р.Лемеза; лечебно-оздоровительный комплекс «Солонцы» и другие. Стоимость создания туристского кластера «Красноусольский» - 1492 млн. руб.
Вряд ли стоит рассчитывать на массовый приток в РБ, как на пляжные курорты Турции, Египта. И не надо стремиться к многомиллионным потокам туристов в РБ с учётом экологических требований, факторов устойчивого развития туризма. Мировой туристский рынок сложно сегментирован и дифференцирован. Необходимо чётко избирательно, по сегментам, по целевым рынкам, работать над теми туристскими продуктами, которые найдут спрос у целевых сегментов потребителей и принесут прибыль.
Реальные возможности въездного рекреационного, оздоровительного, познавательного туризма в районах проектируемых кластеров РБ - не более 1,5 миллионов туристов в год. По экологическим соображениям это уже много, но приемлемо.
Возможные угрозы развитию туристских кластеров и проектов РБ, меры по их смягчению
и устранению
Основные положения по сути, SWOT-анализа, в части возможностей и сильных сторон в оценки перспектив развития туристской индустрии в Республики Башкортостан, уже были представлены выше. Обратимся к анализу основных угроз и слабых сторон в туризме РБ, мерам по их смягчению и устранению. Внешние угрозы в сводном анализе текущей динамики туризма в регионах России, в РБ, уже обозначены. Это решение федерального уровня.
Основные угрозы и слабые стороны - это внутренние проблемы туризма Башкортостана. Первая угроза оптимизации туристской индустрии РБ - явная разобщённость всех, потенциально заинтересованных в развитии туристских кластеров, развитии въездного, внутреннего туризма, участников со стороны власти - государственного комитета по предпринимательству и туризму РБ,
местных вузов с наличием туристского профиля, действующих и потенциальных инвесторов в сфере туриндустрии, туроператоров и предпринимателей туризма.
Акцентируем в первой угрозе - внешние негативные факторы, разобщённость кластерной политики в РБ стали причиной недостаточного инвестирования туристских проектов. Пока что понятие «кластер» в реальной практике управления проектами РБ неустойчиво.
Вторая угроза, связанная с первой, - недостаточно профессиональная кадровая база на всех уровнях государственного управления туристской сферой. И на уровне научного обеспечения отрасли, и на уровне работников туристских предприятий, и на уровне разработки и реализации проектов в туристской индустрии РБ.
Меры по смягчению, устранению первой и второй угроз: оптимизация государственно-частного партнерства, подготовка и выдвижение профессиональных кадров туристской индустрии, аналогичная кадровая политика профильной исполнительной власти РБ.
Третья угроза - слабая инфраструктура. Дорожная инфраструктура, придорожный сервис, системы жизнеобеспечения многих туристских объектов в РБ пока не соответствуют международным нормам.
Меры по смягчению, устранению третьей угрозы: оптимизация инфраструктуры. Здесь надо отметить, что Уфа идёт по пути решения этой проблемы. В районах РБ ситуация более сложная, но меры принимаются. Для дальних трансферов целесообразно развитие малой авиации.
Четвертая, здесь же пятая, угрозы - проблемы эффективности маркетинга и логистики. Ценовая политика, в том числе, связанная с высокими тарифами на трансфер туристов и низкой текущей эффективностью туристского бизнеса в РБ. Очевидны несоответствие цены и качества туристских услуг.
Меры по смягчению, устранению четвертой и пятой угроз: применение сберегающих технологий и гибкая ценовая политика туристских предприятий; инновации туристских продуктов и сервиса, повышающих эффективность, привлекательных для потенциальных потребителей.
Шестая угроза. Она касается въездного туризма: негативные стереотипы у туристов Запада в отношении посещений России. Что здесь можно сделать? В ближайшей перспективе - мало что. Меры на перспективу: негативный фон в контексте текущих санкций можно и нужно устранять постепенно, развивая концепцию маркетинга лояльности и меры по усилению привлекательности туристских продуктов РБ.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Башкирии создадут туристический кластер, объединяющий три горнолыжных курорта [сайт] URL: http://www. sobkor02.ru/news/region/1881/
2. Концепция развития туризма в Московской области [сайт] URL: http://pandia.ru/ text/77/498/ 3124.php
3. Официальный сайт Всемирной туристской организации [сайт] URL: http://www.unwto.org
4. Никольская Н.Э. Об инвестиционном потенциале индустрии туризма в Республике Башкортостан [сайт] URL: http://www. russiatourforum.com/ upload/ presentation/617_round_ nikolskaya_ ufa.pdf (дата обращения 26.08.2016).
5. Шеин Ю.П. Инновационные аспекты в проектировании туристского кластера с рабочим названием «Урал» // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. 2014, № 2. С.91-98.
6. Шеин Ю.П., Дашкин С.М. Состояние и возможности развития гостиничного бизнеса в городе Уфа. [Электронный ресурс] // Инновации и перспективы сервиса: Сборник научных статей VIII Международной научно-технической конференции 7 декабря 2011 г. Часть 1. -Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011. URL: http://www.ugues. ru/_files/ files/6035.docx.
7. Шеин Ю.П. К проекту туристского суперкластера «Башкортостан» // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. 2012, № 1. С. 82-85.
8. Шеин Ю.П., Бакаева З.Ф., Горелова Ю.Е., Латыпова Э.Р., Полозова О.С., Сахарова Л.Ю., Тарасова Е.Ю. К проекту туристско-рекреационной зоны «Урал» // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. 2013, № 2. С. 91-98.
9. Шеин Ю.П., Сафарова Б.А. Пространство туризма: социально-философские и региональные технологические аспекты // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. 2014, № 4. С. 111-118.
10. Шеин Ю.П., Шеина Л.П. Методологические и технологические аспекты развития туризма в Зауралье [Электронный ресурс] // Развитие туризма на Южном Урале современное состояние, проблемы и перспективы: материалы 1 Всероссийской научно-практической научной конференции (с международным участием (13-14 июня 2015 г.». -Сибай, Изд-во СГТ - фил-л ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2015. С. 72-74. URL: http://www. rucont.ru>file. ashx?guid=3be95bc5-ca92-42f4-b66e.
11. Шеин Ю.П., Алхаммуд Мурхаф Фархад. Экономико-географическое положение и маркетинг отеля: комплексная оценка // Наука сегодня: теория и практика» сборник научных статей международной научно-практической конферен-ции 30 октября 2015 года, часть 2. -Уфа, УГУЭС, 2015. С. 143-145. URL: http://www.konf.x-pdf.ru>19ekonomika... praktika... prakticheskoy...
12. Шеин Ю.П., Шеина Л.П. Перспективы развития туризма в Башкортостане [Электронный ресурс] // Международная научно-практическая конференция «Новая наука: опыт, традиции, инновации».-Стерлитамак. 201б. URL: http://www. rucont.ru>file.ashx.
13. Шеин Ю.П., Шеина Л.П.. Системный маркетинг туристских территорий России [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2016, №5(6). С. 74-75. URL: http://www. rucont.ru>file.ashx?guid=3be95bc5-ca92-42f4-b66e.
14. Шеин Ю.П., 2016. Возможности развития туризма в Башкортостане [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2016, №6(7). C. 205-208. URL: http://www.rucont.ru>file.ashx?guid...ca92...b66e-08b17b28ddda...
REFERENCES
1. In Bashkiria will create a tourist complex that includes three ski resorts [website] URL: http://www.sobkor02.ru/news/ region/1881/ (accessed August 26, 2016)
2. The concept of tourism development in Moscow region [website] URL: http://pandia.ru/ text/77/498/ 3124.php (accessed
August 15, 2016).
3. Official website of the world tourism organization [website] URL: http://www.unwto.org (accessed August 14, 2016).
4. Nicolskaya N.E. About the investment potential of the tourism industry in Republic Bashkortostan. URL: http://www. russiatourforum.com/ upload/ presentation/617_ round_ nikolskaya_ ufa.pdf (accessed August 15, 2016).
5. Shein, Y. P. Innovative aspects in the design cluster with the working title "the Urals" // Bulletin of UGUES. Science. Education. Economy. 2014, № 2. P. 91-98.
6. Shein, Y. P., Dashkin S. M. The condition and possibilities of development of hotel business in the city of Ufa [Electronic resource] // Innovations and prospects: Collection of scientific articles of VIII International scientific-technical conference December 7, 2011. Part 1. -Ufa: Ufa state Academy of Economics and service, 2011. URL: http://www.ugues.ru/_files/ files/6035.docx.
7. Shein, Y. P. To the project of tourist supercluster "Bashkortostan" // Bulletin of UGUES. Science. Education. Economy. 2012, № 1. P. 82-85.
8. Shein Y.P., Bakaeva Z.F., Gorelova Y.E., Latypova E.R., Polozova O.S., Saharova L.Y., Tarasova E.Y. To the project of the tourist-recreation zone "Ural" // Bulletin UGUES. Science. Education. Economy. 2013, № 2. P. 91-98.
9. Shein Y.P., Safarova B.A. Space tourism: socio-philosophical and regional technological aspects // Bulletin UGUES. Science. Education. Economy. 2014, № 2. P. 111-118.
10. Shein Y.P., Sheyna L.P. Methodological and technological aspects of development of tourism in the Urals. [Electronic resource] // The development of tourism in the southern Urals modern state, problems and prospects: All-Russian scientific 1 Material staff scientific practical conference (with international participation (13-14 June 2015. -Sibai, Univ of SGT - Phil-l GUP RO " Publisher house "coat of arms of the Republic", 2015. P. 72-74. URL: http://www. rucont.ru>file.ashx?guid= 3be95bc5-ca92-42f4-b66e
11. Shein Y.P., Allhammud M. F. Economic and geographical position and marketing of the hotel: a comprehensive assessment. [Electronic resource] // "Science today: theory and practice" the collection of scientific articles of international scientific-practical conference on 30 October 2015, part 2. -Ufa, UGUES, 2015. P. 143-145. URL: http://www.konf.x-pdf.ru>19ekonomika... praktika... prakticheskoy...
12. Shein Y.P., Sheyna L.P. Prospects of tourism development in Bashkortostan [Electronic resource] // International scientific-practical conference "New science: the experience, tradition, innovation".-Sterlitamak. 2016. URL: http://www.rucont.ru> file. ashx.
13. Shein Y.P., Sheyna L.P. The system of tourist marketing of territories of Russia [Electronic resource] // Science and education today. 2016, № 5(6). P. 74-75. URL: http://www. rucont.ru>file.ashx?guid=3be95bc5-ca92-42f4-b66e...
14. Shein Y.P. Possibilities of tourism development in Bashkortostan [Electronic resource] // Science and education today. 2016, № 6(7). P. 205-208. URL: http://www.rucont.ru>file.ashx?guid...ca92...b66e-08b17b28ddda...
Информация об авторе Шеин Юрий Петрович
(Россия, г.Уфа) Кандидат социологических наук, Доцент кафедры «туризм, гостиничный и ресторанный сервис», Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: ysheyn@mail.ru
Information about the author
Shein Yuri Petrovich
(Russia, Ufa) Candidate of sociological Sciences, Associate Professor of the Department "Tourism, hotel and restaurant service" Ufa State Petroleum Technical University E-mail: ysheyn@mail.ru