СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Возможности туризма в Башкортостане Шеин Ю. П.
Шеин Юрий Петрович /БНегп Уиггу Ре&олпсИ — кандидат социологических наук, доцент, кафедра туризма, гостиничного и ресторанного сервиса, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
Аннотация: статья представляет краткий анализ проблем и ресурсов развития туристской индустрии в Республике Башкортостан и её столице - городе Уфа.
Ключевые слова: туристская индустрия, Россия, Башкортостан, Уфа, инвестиционная среда, проекты туристской индустрии.
Делать прогнозы перспектив экономики в целом, экономики туризма в частности, в России (РФ), Республике Башкортостан (РБ) на текущий период чрезвычайно сложно. Но попытаемся это сделать.
Проблемам экономики, туризма в РБ посвящен ряд научных статей, включая презентацию туристских проектов [1, 2, 3, 4, 5, 6,7 и другие].
РФ, включая РБ, переживает в текущий период нелегкие времена. Это связано не только с западными санкциями в отношении РФ, которые были инициированы США и поддержаны странами Евросоюза, но и с навязываемыми ими же потенциальным потребителям и партнерам на Западе опасениями сотрудничать с Россией, посещать её.
Приведем конкретный пример. В ноябре 2014 года в стенах УГУЭС был проведён круглый стол среди наших студентов и профессорско-преподавательского состава и официальных представителей Высшей школы дуального образования федеральной земли Баден Вюртемберг, город Равенсбург, Германия. В ходе работы круглого стола нами был задан вопрос ведущему профессору этой Высшей школы, господину Александру Дингельтай: каково его мнение в отношении стратегических перспектив создания трансконтинентальной экономической, в том числе туристской, оси «Берлин -Москва - Пекин». То есть, в контексте этого нашего вопроса, - совместного развития за счет использования потенциала технологий Германии, транзитного евразийского географического положения России, её природно-ресурсного и туристского потенциала, и растущего человеческого и экономического потенциала Китая.
Господин Дингельтай ответил уклончиво, мол, это политика, это не в нашей компетенции, но суть его ответа была в том, что Германия - это член Евросоюза, в котором немцы на текущий период и намерены строить свои планы развития. Эта позиция сохраняется поныне.
Наши выводы: поскольку Германия - силовая установка экономики Евросоюза, но сильно зависящая в своей текущей политике и экономике от США, в ближайшей перспективе РФ, её регионам трудно рассчитывать пока на возможности продвижения такого стратегического партнерства.
Хотя такие возможности через 3-5 лет, вполне возможно, появятся. Главный вывод, который мы в очередной раз вынесли из общения с немцами, - нам надо учиться у них умению не заниматься простыми беседами, как это часто у нас бывает, а работать над продвижением своих деловых предложений, деловито зарабатывать на своих проектах.
А в плане ближайших перспектив развития туризма в России в целом, в Уфе и в РБ, руководствоваться реалиями текущего периода. Так как в 2016-2017 годы рассчитывать на массовые потоки въездных туристов в РБ не стоит. Если нам, уникальными и привлекательными проектами, не инициировать и осуществлять такие события.
Что есть в ресурсах для таких проектов? Важно, что в Уфу пришли глобальные гостиничные сети Хилтон, Шератон, Холидей Инн и др. Для них важно иметь в Уфе заполненные номера, иметь прибыль. Объективно у них есть опыт и интерес стимулирования въездного туризма в Уфе.
«Дорожная карта» в данном случае: надо помочь пришедшим к нам глобальным гостиничным сетям обеспечить туристский приток в Уфу, наладить с ними государственно-частное партнерство. В том числе и новыми проектами въездного и внутреннего туризма в Уфу и РБ. Но не новыми «идеями» роста бюрократии на всех уровнях, новых учреждений и чиновников, что настораживает и потенциальных инвесторов, и граждан.
Работа по созданию привлекательной инвестиционной среды в РБ в 2016 году имела некоторый успех. Но реально рост невозможен без роста открытости экономики РФ и РБ, без обеспечения привлекательных условий работы для иностранных и отечественных инвесторов, поддержки отечественного малого и среднего бизнеса, без реального обеспечения условий для эффективного государственно-частного партнерства.
Ближайшие перспективы туристской индустрии в РФ и её регионах страны ограничены под гнетом внешних негативных факторов. В ныне сложившейся внешней социально-политической ситуации, обвале курса рубля к доллару США и евро, введенных санкциях, банкротстве многих туроператоров России, необходимо сделать оперативные изменения во въездном и выездном туризме. Первый способ манёвра ресурсами, ухода от внешнего, «долларового» и «евро» давления в выездном туризме - это переход к прямым расчетам в национальных валютах стран - наших действующих партнеров. Это уже стало реальностью в наших отношениях с Китаем (рубль - юань). Вполне возможно быстро это наладить в наших туристских отношениях с Турцией, Индией, Вьетнамом, странами ШОС, ЕврАзЕс и другими странами.
Туроператорам России и сотрудничающим с ними зарубежным контрагентам по поводу въездного туризма в регионы нашей страны актуальна работа по продвижению имеющихся туристских продуктов и брендов, проектированию новых турпродуктов, имеющих спрос на рынке.
В РБ главным проектом назван туристский кластер «Бурзянский». Нужны новые проекты конгрессного, делового, событийного туризма в Уфе. К сожалению, пока работу по развитию внутреннего и въездного туризма в РБ и Уфе нельзя считать системно организованной. Предстоит ещё много сделать на уровне законодательной и исполнительной власти РБ для развития туристского сектора экономики.
Литература
1. К проекту туристско-рекреационной зоны «Урал» [Текст] / Бакаева З. Ф., Горелова Ю. Е., Латыпова Э. Р., Полозова О. С., Сахарова Л. Ю., Тарасова Е. Ю., Шеин Ю. П. // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика, № 2, 2014. С. 91-98.
2. Ресурсы развития событийного туризма / Алхаммуд Мурхаф Ф., Лановик Д. С., Мустафина А. В., Шеин Ю. П. // Международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки». - Уфа: УГУЭС, 2016.
3. Шеин Ю. П. К проекту туристского суперкластера «Башкортостан» [Текст] / Ю. П.Шеин // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика, 2012. № 1. С. 82-85.
4. Шеин Ю. П., Сафарова Б. А. Пространство туризма: социально-философские и региональные технологические аспекты // «Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика», № 4, 2014. С.111-118.
5. Шеин Ю. П., Шеина Л. П. Системный маркетинг туристских территорий России // Проблемы науки, № 5 (6), 2016.
6. Шеин Ю. П., Шеина Л. П. Перспективы развития туризма в Башкортостане // Международная научно-практическая конференция «Новая наука: опыт, традиции, инновации». Стерлитамак, 2016.
7. Шеин Ю. П., Бадретдинова Р. В. Проблемы развития сельского туризма в России и Республике Башкортостан // Всероссийская научно-практическая конференция «Отраслевые проблемы развития современного менеджмента и маркетинга». - Екатеринбург: УрГУПС, 2016.
Актуальные проблемы глобализации социальной жизни в современном мире
Волошенюк А. М.
Волошенюк Антон Максимович / Volosheniuk Anton Maksimovich - бакалавр,
факультет социологии, Санкт-Петербургский Государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье приводится анализ процесса глобализация. Выявляются проблемы глобализации социальной жизни в современном мире. Вместе с тем признаётся, что глобализация, будучи процессом, чрезвычайно противоречивым и неравномерным, несёт в себе немало и положительных начал.
Ключевые слова: глобализация, экономический рост, уровень жизни, оптимальное разделение труда в масштабе планеты, создание новых рабочих мест, высвобождение ресурсов, социально-экономическое неравенство, социально-экологические противоречия, демографические проблемы, энергетические проблемы, международный терроризм.
Глобализация - процесс весьма двойственный и неоднозначный. С одной стороны, он имеет достаточное количество положительных черт: способствует экономическому росту, более высокому уровню жизни, оптимальному разделению труда в масштабе планеты, созданию новых рабочих мест, содействует высвобождению ресурсов, которые можно направить на решение общечеловеческих задач. А с другой стороны, глобализация в ходе своего развития привела к немалым и негативным последствиям: